11.10.2011 16703

Понятие, природа и сущность государственной власти

 

Слово «власть» употребляется очень широко как в обыденной речи, так и в научной литературе. Когда мы говорим власть, мы можем подразумевать власть дрессировщика над животными, власть законов природы и общества и так далее. Как отмечал русский юрист А.С. Алексеев, «властвует и чарующая красота, и гениальный ум и художественный талант». Все это - обыденное словоупотребление термина «власть», и в нем немало оттенков.

Нередко понятию власти придается чрезмерно широкая трактовка в некоторых исследованиях. В вышеперечисленных случаях вряд ли можно увидеть власть, так как эти взаимоотношения не определяют волевым путем желаемое поведение, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения объекта воздействия. Такие мотивы нередко действуют стихийно, не включают момент осознания их как власти, что необходимо в человеческом сообществе.

Если перейти от такого употребления термина «власть» к попыткам раскрыть его содержание, то также обнаружится немало различий. Сочинениям писателей древнего мира присущ нерасчлененный подход к понятию власти. Они нередко объединяли «власть» сверхъестественных сил, природных факторов и общественную власть. Средневековые теологи выдвигали на первый план «божественную власть», считая ее человеческий вариант лишь производным.

Обычно власть приписывается определённому субъекту, обладающему волей и сознанием. Власть над другими он получает или силой («воля над волей»), или под давлением общественного мнения, или в результате общественного соглашения (договора). Как правило, предельной рамкой, в которой мыслится подобное понятие власти, выступает идея управления. В «Восстании масс» Хосе Ортега-и-Гассет пишет: «... начиная с XV века можно утверждать: кто правит, тот в самом деле, властно влияет на весь мир без остатка... нормальная и прочная связь между людьми, именуемая «властью», никогда не покоится на силе: всё наоборот - тот общественный инструмент или механизм, который кратко называют «силой», поступает в распоряжение человека или группы людей лишь потому, что они правят... власть означает господство мнений и взглядов, то есть духа; так что, в конечном счёте, власть - это всегда власть духовная».

Отчетливое выделение особой общественной власти среди людей связанно с деятельностью писателей утопистов и энциклопедистов накануне буржуазных революций в Западной Европе, когда в повестку дня встал вопрос о свержении власти класса феодалов и абсолютного монарха как их главы и замены ее новой властью. В их сочинениях говорилось о власти народа, а не монарха - суверена, и эта формулировка получила закрепление в принятых тогда конституциях, хотя на деле существовало цензовое избирательное право, практически не существовало социальной деятельности государства или она только зарождалось. В современных научных исследованиях существуют самые разные подходы к пониманию термина «власть», причем, прежде всего речь идет об общественной, социальной власти. Особенно привлекает внимание исследователей публичная власть. Большинство обобщающих понятий, относящихся к термину «власть», делается, прежде всего, на основе изучения публичной (политической) - государственной и муниципальной власти.

Публичная власть - это власть, которая действует в государственно-организованном обществе в целом. Публичная власть имеет политический характер, поскольку связана с существованием асимметричного общества.

Публичная политическая власть может выражаться в политическом доминировании определенной социальной группы в обществе. Примером может служить существующая в ряде западных стран власть так называемого «среднего класса», существующая благодаря своему численному большинству. Она может быть рассредоточена в зависимости от силы давления того или иного социального слоя. В этих условиях возможно рассредоточение политической власти между различными социальными группами, причем такое рассредоточение может быть изменчивым, и, следовательно, характер политической власти время от времени может изменяться. Однако нужно иметь в виду, что эти изменения не касаются ее сущности, они могут влиять только на некоторые аспекты ее содержания. Как правило, публичная власть является относительно стабильной на протяжении длительного периода времени, однако это не означает, что кардинальные изменения невозможны. Когда происходят революции, т. е. когда одна группа сменяет другую, занимая ее доминирующее положение в обществе, происходит и кардинальные изменения в публичной власти. Ярким примером является Октябрьская революция 1917 года, когда одна социальная группировка свергла другую и установила свою власть.

Таким образом, подводя краткий итог, следует указать на то, что публичная политическая власть - это власть, которая оказывает влияние на направления развития общества в борьбе разных сил и тенденций, влияющих на деятельность государства в определенный промежуток времени.

Особой разновидностью публичной политической власти является государственная власть. Она представляет собой организованное руководство делами общества со стороны государства и его органов. Иными словами, государственная власть реально принадлежит органам государства, его должностным лицам в соответствии с теми законами, которые существуют в государстве. Суть государственной власти выражается в принятии актов, имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авторитетом, организационными мероприятиями, а при необходимости и принуждением со стороны государства. Она действует от имени всего общества, по его уполномочию, хотя на практике она не всегда представляет интересы всего общества или представляет в одних отношениях и не представляет в других.

Следует отметить, что в конституциях часто говориться о власти народа, и далеко не всегда употребляется термин «государственная власть». В соответствии со статьей 20 Основного закона ФРГ «вся государственная власть исходит от народа», а в статье 3 Конституции Российской Федерации установлено что, «единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ». В статье 6 Конституции Республики Таджикистан также говорится, что, единственным источником государственной власти является народ».

Таким образом, проведя анализ конституционных положений о государственной власти можно прийти к выводу о том, что в Конституциях государственная власть и власть народа являются равнозначными понятиями.

Однако на этот счет у ученых нет единого мнения. Еще Л. И. Петражицкий указывал на невыясненность и спорность природы государственной власти.

Н.М. Коркунов указывал: «Государственная власть как сила, обусловленная сознанием гражданами их зависимости от государства, порождает в общественной жизни своеобразные явления двоякого рода. Во-первых, она побуждает граждан совершать то, что они считают необходимым для государства, от которого они считают себя зависимыми, во-вторых, граждане подчиняются велениям отдельных лиц, признаваемых органами государственной власти».

П.А. Сорокин трактовал термин «государственная власть» по иному: «Если государственная власть невежественна и руководится в своей политике не благом общества, а узкоэгоистическими соображениями собственной пользы, рост вмешательства таковой власти при прочих равных условиях едва ли будет плюсом, он скорее причинит вред».

Подобное понимание «власти» можно найти и у Ф. Энгельса, который отмечал: «Общество создает себе орган для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более успевает в этом, чем более становиться органом одного определенного класса и чем более он осуществляет господство этого класса».

Профессор А.И. Ким под государственной властью понимал «организованную силу народа, выражающую его суверенитет, опирающуюся на политическое, социальное и идейное единство и обеспечивающее участие всех граждан в управлении социальными и экономическими процессами».

Среди современных ученых также отсутствует единый подход к пониманию государственной власти.

Так, профессор В.Е. Чиркин считает, что «термин «власть народа», употребляемый в конституциях, имеет широкое, по существу, всеобъемлющее значение. Это понятие не ограничивается государственной властью, оно включает в себя и социально- экономические, и политические, и психологические, и многие другие компоненты. По существу, речь идет о независимом ни от кого праве народа самостоятельно и полностью распоряжаться своей судьбой, создавать такой общественный и государственный строй, который соответствует его воле иметь такую форму цивилизации и культуры, какую он желает». Государственная власть это публичное явление социально-политического характера. Это основная форма проявления политической и неполитической власти определенной крупной социальной общности, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе. К. В. Арановский отмечает, что «самым простым является формально-юридическое объяснение, в соответствии с которым власть определяют как совокупность полномочий, которыми наделены государственные органы и должностные лица».

Р.В. Енгибарян и Э.В. Тадевосян указывают что, «государственная власть в своей основе едина. Ее единство определяется, прежде всего, тем, что в демократическом обществе и государстве единым и единственным источником такой власти является народ, а сама эта власть как форма народовластия представляет собой ее способность организовать и регулировать общественную жизнь в соответствии с волей и интересами суверенного народа».

Чаще всего в юридической литературе власть определяют, как возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. При этом к основным элементам государственной власти относят общую волю и силу принуждения, способные обеспечить подчинение государственной власти всех членов общества.

Всесторонний анализ рассматриваемых определений «государственная власть», позволяет нам сделать ряд следующих выводов:

1. Государственная власть по своей природе едина и принадлежит народу. Она распространяется на всех членов общества и носит всеобщий характер.

2. Государственная власть - это возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других.

3. Государственная власть осуществляется органами государственной власти, которые наделены соответствующими полномочиями и являются легитимными и легальными, т.е. они признаны народом и сформированы на основе закона.

4. Государственная власть - это суверенная власть, т.е. она обладает верховенством внутри страны и независимостью на международной арене.

На основе всего изложенного предлагаем следующее авторское определение «государственной власти». На наш взгляд, государственная власть - это власть народа, осуществляемая непосредственно либо через органы государственной власти, наделенные соответствующими полномочиями, сформированные на законной основе для регулирования общественных отношений и обладающие верховенством в обществе. Данное определение соответствует концепции власти в условиях современной демократии.

Однако следует подчеркнуть, что государственная власть может быть узурпирована какими-либо социальными группами, которые либо насильственным образом захватывают ее, устанавливая свое господство над обществом, либо даже получают в результате демократических выборов и затем используют для замены демократического политического режима авторитарным или тоталитарным. В таких государствах государственная власть перестает быть властью народа, а становиться властью узкого круга людей.

Также следует отметить специфику государственной власти в монархических государствах в частности в абсолютных монархиях. В этих государствах государственная власть сконцентрирована в руках монарха, которые осуществляют ее по своему усмотрению. Таким образом, участие народа в осуществлении государственной власти в абсолютных монархиях отсутствует.

Обычно власть рассматривается как универсальное свойство социальной жизни, а потому связывается с процессом властвования, властного воздействия на поведения людей, коллективов и общества в целом. При этом различают неполитическую и политическую власть.

Неполитическая власть - это власть в объединениях людей, организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих прямого отношения к нему. Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления касаются насущных потребностей людей. Особенно неполитическая власть активна на местном уровне и в мелких социальных системах.

Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она, так или иначе, связана с государством и государственным регулированием.

Однако среди ученых нет единого мнения по поводу соотношения политической и государственной власти. Так, В.Ц. Киров утверждает, что эти понятия являются идентичными. По мнению Ю.А. Тихомирова, содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является лишь частным ее проявлением.

По нашему мнению, государственная власть всегда была, есть и будет властью политической. Ее политический характер выражается в том, что она является властью государства, осуществляемой органами государственной власти и действует в социально разнородном обществе. Органы государственной власти, осуществляющие государственную власть, формируются на основе политических интересов общества.

При этом следует подчеркнуть, что политическая власть хотя и осуществляется в государственно - организованном обществе, но не только через государственно - властные структуры. В частности, политическая власть может быть реализована также через муниципальную власть. Власть местного самоуправления, так же как и государственная, имеет политический характер, хотя и распространяется на небольшую территорию. Органы местного самоуправления не подчинены друг другу по вертикали и осуществляют свои полномочия на основании закрепленной за ними компетенции. Они сохраняют определенную автономию в отношении государственной власти: органы государственной власти, представители президента не вправе «управлять» органами местного самоуправления, которые действуют в рамках права и подчиняются правовым нормам.

Наконец, государственная власть в государственно-организованном обществе является единой по социальному содержанию, целям, организационной структуре, функциям, и не может быть разделена по социальным группам в зависимости от силы их давления. Разделение государственной власти на ветви не отменяет этого единства. В обществе не может быть двух государственных властей, преследующих неодинаковые цели в развитии общества. В ситуации, при которой в государстве существует две параллельные государственные власти (в случаях конфликтов и войн), одна будет поглощена другой, в результате мирного соглашения либо полной победы одной стороны над другой. Примером слияния двух существовавших в государстве государственных властей в одну является Республика Таджикистан. Подписанное 27 июня 1997 года мирное соглашение ознаменовало формирование единой государственной власти на основе представительства Объединенной Таджикской Оппозиции в органах государственной власти.

Система государственной власти необходима для нормального функционирования общества, реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, но она таит в себе опасность злоупотреблений со стороны власть имущих, возможность установления тоталитарного государства. В связи, с чем организация и способы функционирования институтов государственной власти основываются на выработанных в ходе исторического развития принципах разделения властей.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Таким образом, понятие «разделение власти» достаточно широкое и не отделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения. Для начала необходимо сопоставить понятие «разделение властей» с такими смежными понятиями как «единство власти» и «разделение функций».

В первую очередь нужно уяснить, что термин «разделение властей» относится не к характеристике государственной власти в целом. Государственная власть в конкретном обществе характеризуется единством и целостностью. Поэтому «единство власти» - это характеристика государственной власти в целом, в то время как разделение властей - это понятие, которое характеризует порядок функционирования государственной власти.

Разделение властей и единство государственной власти не имеют исключительного характера. Разделение ветвей власти не отменяет их взаимодействия, единства государственной политики по принципиальным вопросам, единства действий всех ветвей власти по выполнению основных функций государства. С другой стороны, концепция единства государственной власти не исключает создания различных государственных органов, разделение их полномочий, различных методов осуществления ими государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что государственная власть в соответствии с конституцией в конкретном обществе и государстве, функционирует на принципах единства государственной власти и разделения властей.

Исходя из этого, следует различать и понятия «разделения властей» и «разделение функций». Последнее характерно для любого порядка функционирования государственной власти: на принципах разделения властей или единоначалия. Когда говорят о разделении функций, то речь идет о разделении функций органов государственной власти, что характерно для любого государства.

В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов и его соотношения с понятием «единоначалия».

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть. Одни считали, что государственная власть должна функционировать на принципах единоначалия. Этот принцип обосновывался тем, что при единоначалии обеспечивается устойчивое централизованное государственное управление обществом, устраняется сепаратизм. Так в частности Томас Гоббс в «Левиафане» отмечает: «существует только один способ создать сильное государство - это единство власти. Тот, кто является ее носителем, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью».

Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны, и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.)

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества.

Этому способствовало то, что христианство в средневековье превратилась в доминирующую религию, возникло общество, управляемое двумя «правительствами» - государством и церковью, и каждый член общества был подвластен этим двум институтам. Наиболее ярким учением того времени было учение Геласия о двух властях. Он утверждал, что обе власти даны от Бога и, следовательно, являются одинаково легитимными. Это учение утверждало, что власти имеют различные задачи: церковь - духовные, а государство - земные и, обе власти должны поддерживать друг друга. Однако это учение не получило широкого распространения, так как таило в себе двусмысленность и порождало между ними соперничество и вражду. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало, в конце концов, одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, и одновременно связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Она была направлена на критику теории единоначалия, которая вела к деспотии.

Феодальная организация власти с объединением в лице властелина законодательных, исполнительных и судебных функций включала функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него «по праву» из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России после петровского периода, когда из восьми членов совета («верховников») шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры.

Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями:

1) происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.);

2) укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих;

3) завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам».

Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти.

 

Автор: Диноршоев А.М.