11.10.2011 5820

Механизм сдержек и противовесов по Конституции Республики Таджикистан

 

Распределение функций между государственными органами как необходимая гарантия политической свободы в обществе должно быть устойчивым и неизменным. Это возможно только в том случае, если ни один из государственных органов не является настолько сильным, чтобы узурпировать полномочия других. Поэтому необходимо, чтобы один государственный орган мог сдерживать другой, необходимо равновесие, сбалансированность отраслей власти. Это призвано обеспечивать так называемая система «сдержек и противовесов».

Принцип разделения властей предполагает действие механизма взаимосдерживания, взаимосогласования, взаимоконтроля различных отраслей власти, гарантируя при этом сохранение их самостоятельности и независимости. Отсутствие таковых качеств у каждой из отраслей власти делает невозможным действие механизма разделения властей. Как показывает мировой опыт и опыт Республики Таджикистан, создание механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей является довольно сложным, и в то же время жизненно важным, предназначение которого состоит в том, чтобы не допустить узурпации власти одной из ее ветвей. Идея баланса ветвей власти, системы их взаимных сдержек и противовесов вошла практически во все конституции государств мира. В Республике Таджикистан с первых лет независимости этому вопросу было уделено особое внимание. Это было следствием как отсутствия четкого разделения властей, о чем уже говорилось выше, так и отсутствием действенного механизма сдержек и противовесов. Поэтому созданию такого механизма было уделено особое внимание как при принятии Конституции в 1994 году, так и во внесенных изменений и дополнений в Конституцию в 1999 и 2003 годах. Рассмотрим применение этого механизма в Республике Таджикистан подробнее.

Важнейшими взаимоотношениями являются взаимоотношения парламента - Маджлиси Оли и Президента.

А. Шайо выделяет пять основных вопросов, по которым и моделируются связи между исполнительной и законодательной властями. К ним относятся:

- Избрание главы исполнительной власти прямым голосованием;

- Исполнительная власть может распустить парламент когда угодно;

- Назначение правительства независимо от парламента;

- Правительство не ответственно перед парламентом;

- Исполнительная власть может инициировать закон;

Однако следует отметить, что на этих вопросах взаимосвязь между исполнительной и законодательной властью не заканчивается. Сюда также следует отнести и участие исполнительной власти в частности главы государства в формировании законодательной власти.

Как было отмечено в предыдущих главах, Республика Таджикистан является президентской республикой, в которой Президент избирается непосредственно народом. В свою очередь и нижняя палата парламента Маджлиси намояндагон избирается таким же образом. Однако президент принимает активное участие в формировании верхней палаты - Маджлиси Милли. В соответствии со статьей 49 Конституции РТ «одну четвертую часть членов Маджлиси Милли назначает Президент Республики Таджикистан». Как было отмечено выше, такой порядок применяется во многих странах. Однако в Республике Таджикистан существует одна особенность формирования Маджлиси Милли которая не соответствует механизму сдержек и противовесов. В чем она заключается. Дело в том что, в соответствии со статьей 78 Конституции «представительную и исполнительную власть соответствующих административно - территориальных единиц возглавляет председатель». Статья 69 Конституции указывает что, назначаются и освобождаются от должности они Президентом и указ на их утверждение представляется в соответствующий Маджлис народных депутатов. Статья 49 Конституции устанавливает, что «три четверти членов Маджлиси Милли избираются косвенным путем, тайным голосованием на совместных собраниях народных депутатов ГБАО и ее городов и районов, областей и их городов и районов, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения (совместно)». Вот здесь и проявляется это несоответствие принципу сдержек и противовесов. Статья 50 Конституции РТ устанавливает круг лиц, которые не могут быть членами Маджлиси Милли. К ним отнесены члены Правительства, судьи, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, предусмотренные конституционным законом. Конституционный закон «О местных маджлисах народных депутатах» и конституционного закон «О государственной власти на местах» не запрещает председателю Хукумата который в соответствии с Конституцией является одновременно председателем местного маджлиса народных депутатов быть членом Маджлиси Милли. Это означает, что гипотетически Президент может назначить не одну четверть членов Маджлиси Милли, а практически полностью сформировать верхнюю палату парламента, и превратить его фактически в орган исполнительной, а не законодательной власти.

На наш взгляд решением в данном случае является отнесение председателей Хукуматов к кругу лиц, которые не могут быть членами Маджлиси Милли.

В системе сдержек и противовесов в отношениях между законодательным и исполнительным органами важное значение имеет определение порядка досрочного прекращения полномочий этими ветвями власти. В различных государствах этот вопрос решается по-разному. Но существуют два основных способа решения данного вопроса: 1) Президент не может распустить парламент, а парламент не может, отправить в отставку Президента, и 2) когда и президент, и парламент могут отправить друг друга в отставку на основании требований, установленных в законе. Так, например, в Российской Федерации в случае если Государственная Дума трижды не утверждает кандидатуру Премьер- министра предложенную Президентом, то он имеет право распустить Государственную Думу и сам назначить Премьер - Министра. Такой порядок существует и в Кыргызстане, где Президент может распустить Жогорку Кенеш (парламент страны), а парламент может отправить в отставку Президента. В президентских республиках используется первый способ. В частности в США Президент не может распустить Конгресс, который в свою очередь не может оправить в отставку Президента. В Республике Таджикистан также за основу взят данный способ взаимоотношения парламента и Президента. Однако это не означает, что парламент и Президент не могут досрочно прекратить свои полномочия. В Конституции четко прописаны случаи досрочного прекращения полномочий, как Президентом, так и парламентом. В Республике Таджикистан они имеют ряд очень специфических особенностей.

По Конституции Республики Таджикистан (статья 71) досрочно полномочия Президента прекращаются в случаях его смерти, отставки, признания Президента недееспособным и по болезни.

Из перечисленных оснований не вызывает вопросов только прекращение полномочий в связи со смертью. В остальных случаях существуют определенные нюансы, на которых необходимо обратить особое внимание.

Первое - это отставка Президента. В соответствии со статьей 71 Конституции РТ «полномочия Президента могут быть прекращены по его заявлению об отставке, сделанному им на совместном заседании Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, если за это проголосует большинство членов Маджлиси Милли и депутатов Маджлиси намояндагон, голосующих на каждом из них раздельно». Таким образом, в вопросе об добровольном уходе с поста Президент не свободен. Только если обе палаты парламента дадут свое согласие, только тогда Президент уходит в отставку. Причем следует подчеркнуть еще один момент. Заявление об отставке делается на совместном заседании обеих палат парламента, однако голосуют они раздельно. И если одна из палат не проголосует за отставку Президента, то отставка также не принимается.

Второе - это отстранение от должности в связи с его недееспособностью. Данная процедура вообще никак не урегулирована. Не определенно кто и как осуществляет данную процедуру. Если исходит из норм Гражданского кодекса то основаниями для признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может, послужит хроническое употребление алкогольных и наркотических веществ, тяжелое психическое заболевание и. т.д. Недееспособным гражданина признает суд по заявлению ближайших родственников в установленном законом порядке.

Однако возникает вопрос, применима ли установленная в законе процедура признания гражданина недееспособным к Президенту, так как он обладает неприкосновенностью.

Более четко определен порядок досрочного прекращения полномочий Президента от должности по болезни. Если возникает такая ситуация, обе палаты создают государственную медицинскую комиссию, которая должна провести всестороннее медицинское обследование состояния здоровья Президента и подготовить соответствующее заключение. Если заключение сводится к констатации невозможности исполнения Президентом своих полномочий, то оно рассматривается обеими палатами Маджлиси Оли, которые не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов и депутатов каждой из палат могут принять решение о досрочном освобождении Президента от должности. Помимо перечисленных оснований прекращения полномочий Президента существует еще процедура импичмента, т.е. отстранение от должности в связи с совершением преступления.

Однако в Конституции Республики Таджикистан, данная процедура отсутствует. Как отмечает Имомов А. И. по существу конституционная реформа 1999 г. отменила институт суда импичмента в отношении Президента Республики Таджикистан. Реализация этой нормы и ранее была спорной, поскольку какого-либо акта о механизме её осуществления не было, а теперь он стал и вовсе не нужен. Нераспространение суда импичмента на Президента автоматически означает его неприменимость и в отношении других высших должностных лиц государства.

Если в Конституции РФ за совершение государственной измены и иного тяжкого преступления Президент отрешается от должности, то по Конституции Республики Таджикистан он лишается неприкосновенности. Иными словами, если Президент РТ совершит государственную измену, то он может остаться на своем посту. Так как дальнейшие действия после лишения неприкосновенности не определены. Другим серьезным упущением Конституции является то, что государственная измена является единственным основанием лишения неприкосновенности. По логике вещей получается, что за совершения иных тяжких преступлений Президента не возможно будет привлечь к ответственности.

В литературе встречается мнение о том, что отстранение от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности. Однако это утверждение считаем в корне неверным. Как правильно отмечает Николаев А. в этом случае юридическая ответственность подменяется политической. Кроме того, такой подход не вполне согласуется с принципом всеобщего равенства перед законом и судом. Сама процедура лишения неприкосновенности выглядит следующим образом. Конституционный суд дает заключение о совершении Президентом государственной измены, на основании которого и с согласия двух третьей голосов от общего числа членов Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, голосующих на каждом из них раздельно. Из смысла статьи вытекает, что для того чтобы лишить Президента неприкосновенности необходимо чтоб в обеих палатах проголосовали не менее двух третьей как членов Маджлиси Милли, так и депутатов Маджлиси намояндагон. Также если одна из палат не наберет установленный Конституцией количество голосов для лишения неприкосновенности, то Президент не будет лишен неприкосновенности.

Таким образом, в Конституции РТ установлена сложная и многоступенчатая процедура досрочного прекращения полномочий Президента. Такая сложная, многоступенчатая процедура должна обеспечивает надежность, прочность института президентства, оберегает его от всевозможных политических спекуляций и обеспечивать стабильность в обществе и государстве. Тем более, что в недолгой истории независимого Таджикистана уже был случай, когда Президент был вынужден уйти в отставку под угрозой силы и оружия, что привело к гражданской войне. Однако при всем при этом, существуют большие пробелы и коллизии в Конституции которые были указаны выше.

Маджлиси Оли также может досрочно прекратить свои полномочия. Однако в отличии от Президента, для Маджлиси Оли не перечислены основания когда последний досрочно прекращает свои полномочия. В статье 63 Конституции устанавливается, что «Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон на совместном заседании могут досрочно самораспуститься с согласия не менее двух третей членов Маджлиси Милли и депутатов Маджлиси намояндагон». Таким образом, в соответствии с Конституцией РТ парламент в Республике Таджикистан в случае досрочного самороспуска уходит в отставку полностью, т.е. одновременно обе палаты парламента. По одиночку палаты парламента не могут уйти в отставку.

В данном случае, такое правило установлено для стабильной работы парламента, когда одна палата сдерживает другу.

В любом государстве весьма важным является механизм решения кадровых вопросов. Здесь необходимо обеспечить высокий уровень сбалансированности полномочий разных ветвей власти.

Первая роль в назначении высших государственных служащих в Республике Таджикистан принадлежит Президенту, но при этом его полномочия до определенной степени ограничены Маджлиси Оли. Президент назначает Премьер-министра, членов Правительства, руководителей областей, городов и районов, Генерального прокурора и его заместителей, Председателя Национального Банка и его заместителей, судей военного суда, судов ГБАО областей, города Душанбе, районов и городов, экономических судов, назначает и отзывает дипломатических представителей. Однако для назначения многих из перечисленных должностных лиц требуются согласия палат парламента. В частности, назначения Премьер- министра и министров, Генерального прокурора, его заместителей, Председателя Национального банка осуществляется с согласия Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон. Главы местных органов государственной власти назначаются с согласия соответствующих местных маджлисов народных депутатов. Вопрос назначения судей низового уровня осуществляется по представлению Совета Юстиции. И лишь вопрос о назначении дипломатических представителей решается непосредственно Президентом.

Ряд кадровых вопросов отнесен к компетенции Маджлиси Оли, но в свою очередь эти полномочия ограничиваются Президентом. Так, судьи Конституционного суда, Верховного суда и Высшего Экономического суда избираются Маджлиси Милли по представлению Президента. По представлению Президента Маджлиси намояндагон избирает председателя заместителя и членов Центральной комиссии по выборам и референдумам.

Таким образом, в Конституции Республики Таджикистан сделана попытка установления баланса в решении кадровых вопросов. Решение о назначении на высшие государственные посты осуществляются одной ветвью власти, но с согласия или же по представлению другой ветви власти. Это делается для того, чтобы не одна из ветвей власти не узурпировала власть.

Важное место в системе сдержек и противовесов занимает взаимоотношения между правительством и парламентом. Это взаимоотношение как было отмечено выше, касается двух моментов: Назначение Правительства и его ответственность перед парламентом.

Порядок формирования и деятельность правительства РТ регулируется Конституцией и конституционным законом «О Правительстве Республики Таджикистан».

В соответствии со статьей 64 Конституции РТ главой правительства является Президент РТ. Правительство Республики Таджикистан подотчетно Президенту Республики Таджикистан. Порядок формирования и взаимоотношения Правительства с другими органами государственной власти в Республике Таджикистан обладает рядом специфических особенностей. Так в соответствии со статьей 8 конституционного закона «О правительстве РТ» Премьер-министр и другие члены Правительства Республики Таджикистан назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Таджикистан и указ об этом направляется на утверждение совместного заседания Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

В случае неутверждения на совместном заседании Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан указа Президента Республики Таджикистан о назначении или освобождении от должности члена Правительства, Президент Республики Таджикистан вправе внести данный указ на утверждение совместного заседания Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан повторно, либо представить указ о назначении другого лица.

Таким образом, Правительство РТ формируется Президентом с согласия парламента страны. При этом следует отметить довольно условное участие парламента в формировании Правительства. В чем эта условность выражается.

Во-первых, Маджлиси намояндагон и Маджлиси Милли на совместном заседании утверждают не саму кандидатуру премьер- министра или другого члена правительства, а указ об их назначении или освобождении от должности, т.е. фактически они ставятся перед свершившимся фактом назначения или освобождения от должности члена правительства. При этом как указано в конституционном законе в случае не утверждения указа Президент вправе повторно внести его на рассмотрение либо предложит указ о назначении другого лица. При этом возникает коллизия. В законе не прописан механизм действий в случае вторичного отклонения указа о назначении и освобождении от должности члена правительства.

В Российской Федерации, в случае если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуру Премьер - министра предложенную Президентом РФ, Премьер -министр назначается Президентом, при этом Государственная Дума распускается.

Во - вторых в Республике Таджикистан отсутствуют такие институты, как вотум доверия или недоверия Правительству со стороны парламента страны. Как было отмечено выше Правительство Республики Таджикистан ответственно только перед Президентом РТ. Для осуществления своей деятельности Правительству РТ нет необходимости получать согласие Маджлиси намояндагон, и Маджлиси Милли. В свою очередь Маджлиси намояндагон и Маджлиси Милли не могут выразить вотум недоверия

Правительству РТ. Отсутствие у палат парламента в Таджикистане такого полномочия делает невозможным влияние на Правительство со стороны парламента. Как показывает опыт других стран наличие такого полномочия у парламента положительно сказывается на взаимоотношениях между ветвями власти.

Так, во многих странах (Греция, Италия, Чехия, Турция, Польша) для того, чтобы непосредственно приступить к исполнению своих обязанностей, правительство обязано заручится поддержкой парламентского большинства т.е. должно получить вотум доверия своей программе и составу.

В ряде других стран правительство не обязано получать позитивный вотум доверия от парламента, однако парламент в любой момент может, выразит вотум недоверия правительству. К числу таких стран относится Российская Федерация. Так, согласно части 3 ст. 117 Конституции РФ, Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может согласиться с этим и объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума проявит настойчивость и в течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу. Конституционное законодательство Республики Таджикистан не предусматривает таких случаев. Часть третья ст. 74 Конституции Республики Таджикистан право отставки оставляет за самим Правительством Республики Таджикистан и за каждым членом Правительства. Так, в случае признания Правительством своей неспособности нормально функционировать, оно может заявить Президенту об отставке. Каждый член Правительства имеет право на отставку. Другой характерной особенностью является то, что указы о назначении и освобождении от должности Премьер - министра и других членов Правительства осуществляется на совместном заседании Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, т.е. обе палаты одновременно рассматривают этот вопрос на своем совместном заседании. На наш взгляд, такой порядок утверждения указов Президента о назначении и освобождении от должности членов Правительства является неправильным, так как преуменьшают роль и значения палат парламента.

Таким образом, следует отметить, что Маджлиси Оли фактически не обладает механизмами сдержек в отношении Правительства РТ и не оказывает ни какого влияния на его деятельность.

Важнейшим вопросом в системе сдержек и противовесов является законодательная деятельность. Конституция Республики Таджикистан устанавливает, кому в стране принадлежит высшая законодательная власть. В статье 48 Конституции говориться, что «Маджлиси Оли - парламент Республики Таджикистан является высшим представительным и законодательным органом Республике Таджикистан».

Право законодательной инициативы Конституция предоставила:

- члену Маджлиси Милли;

- депутату Маджлиси намояндагон;

- Президенту Республики Таджикистан;

- Правительству Республики Таджикистан;

- Маджлису народных депутатов ГБАО

В этой связи следует отметить, что после внесения изменений и дополнений в Конституцию на референдуме 2003 года, права законодательной инициативы были лишены Конституционный Суд, Верховный суд и Высший Экономический суд, которые до этого обладали этим правом по вопросам входивших в их полномочия. Лишение права законодательной инициативы судебной власти, по своей сути, лишило ее единственной возможности оказывать влияние, как на законодательную, так и на исполнительную ветви власти.

Статья 59 Конституции РТ устанавливает что, законопроекты вносятся в Маджлиси намояндагон. В соответствии со статьей 60 Конституции РТ законы принимаются Маджлиси намояндагон. Закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов, если иной порядок не предусмотрен Конституцией

Принятые Маджлиси намояндагон законы, кроме законов о государственном бюджете и амнистии, представляются в Маджлиси Милли.

Закон считается одобренным Маджлиси Милли, если за него проголосовало большинство от общего числа его членов. В случае отклонения закона Маджлиси Милли, закон подлежит повторному рассмотрению в Маджлиси намояндагон.

В случае несогласия Маджлиси намояндагон с решением Маджлиси Милли закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон, а в случае отклонения конституционного закона со стороны Маджлиси Милли, конституционный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовано не менее двух третей от общего числа депутатов Маджлиси намояндагон.

При этом следует обратить внимание на одну существенную деталь. Закон в Маджлиси намояндагон принимается простым большинством, а вето Маджлиси Милли преодолевается, если за закон проголосуют не менее двух третьей депутатов. В свою очередь конституционный закон принимается, в случае если за него проголосуют две трети депутатов, и вето Маджлиси Милли преодолевается таким же количеством голосов депутатов Маджлиси намояндагон. В данном случае отсутствует определенная логика в праве вето со стороны Маджлиси Милли. Если конституционный закон принимается двумя третями депутатов, и право вето преодолевается таким же количеством депутатов то, наложение вето со стороны Маджлиси Милли теряет всякий смысл. Более логичным являлось бы установление порога в три четверти для преодоления вето Маджлиси Милли со стороны Маджлиси намояндагон при повторном принятии конституционного закона.

Конституция предусматривает механизм сдержек законодательной деятельности Маджлиси Оли. Находится этот механизм, как это принято в большинстве демократических стран, в распоряжении Президента. Все принятые парламентом законы подлежат подписанию президентом страны, лишь после подписания законов президентом и их опубликования они вступают в силу.

Если Президент не согласен с законом или с его частью, то он в течение пятнадцати дней возвращает его со своими возражениями в Маджлиси намояндагон. Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон в установленном Конституцией порядке повторно рассматривают данный закон.

Одновременно Конституция предусматривает возможности преодоления сопротивления Президента принятию закона.

Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Маджлиси Милли и депутатов Маджлиси намояндагон, Президент в течение десяти дней подписывает закон и обнародует его.

При рассмотрении возвращенного Президентом закона, принятого ранее Маджлиси намояндагон двумя третями голосов, Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон повторно одобряют закон большинством не менее двух третей голосов.

Если при повторном рассмотрении конституционный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Маджлиси Милли и депутатов Маджлиси намояндагон, Президент в течение десяти дней подписывает конституционный закон и обнародует его.

Таким образом, механизм сдержек и противовесов в области законодательной деятельности в Республике Таджикистан прописан довольно четко, хотя существуют ряд вопросов, которые были изложены выше.

Говоря о системе сдержек и противовесов, имеют в виду не только Президента и парламент, но судебную власть, которая должны быть сильной, независимой и в достаточной степени защищенной законом.

Суды, как уже не раз отмечалось, должны быть независимы в своей деятельности и руководствуются только законом. Что касается механизма сдержек и противовесов применительно к судам, то здесь можно отметить ряд моментов.

Во первых следует отметить специфику взаимодействия Президента с органами судебной власти. Взаимодействие с судебной властью должно быть строго формализовано: ведь именно судебная власть и определяет «истину», самостоятельно выносит свое решение. При отсутствии четкого закрепления процедур осуществления контактов органов судебной власти с иными властными структурами велик соблазн использовать инструменты взаимодействия для оказания давления на правосудие. А ведь именно в независимости осуществления правосудия проявляется правовая природа и сущность судебной власти. Если принцип разделения властей допускает переплетение функций законодательной и исполнительной ветвей власти, то правосудие не может осуществляться каким-либо другим органом, кроме суда.

Статья 87 Конституции устанавливает что, вмешательство в деятельность судов запрещается. Таким образом, исключается и всякое вмешательство в отправление правосудия, а тем более оценка решений суда органами законодательной и исполнительной власти с позиций их целесообразности. Запрет чьего бы то ни было вмешательства в деятельность судьи по осуществлению правосудия связан с независимостью судей - главным условием существования в стране самостоятельной и авторитетной судебной власти, способной защищать права и законные интересы граждан.

Однако, принцип независимости судей не должен трансформироваться в независимость от закона, сопровождающийся неформальной зависимостью от других органов государственной власти, прежде всего местной администрации Можно сделать вывод, что взаимодействие судебной власти с прочими ветвями власти осуществляется по двум основным направлениям: назначение и отстранение от должности судей и осуществление контроля за деятельностью органов законодательной и исполнительной власти.

Вопрос о назначении и отстранении от должностей судей был подробно рассмотрен в предыдущем параграфе, и было высказано ряд критических замечаний по этому поводу. В данном случае мы более подробно остановимся на втором направлении взаимоотношений между судебной властью и другими ветвями власти.

Выполняя задачи обеспечения законности, деятельности органов государственной власти, суды взаимодействуют с органами законодательной и исполнительной власти, осуществляя судебный контроль по следующим основным направлениям:

1. Конституционный контроль за соответствием Конституции законов и иных нормативно правовых актов органов государственной власти, осуществляемых Конституционным Судом.

2. Контроль судов общей юрисдикции за законностью решений и действий органов исполнительной власти, их должностных лиц в отношении граждан, общественных объединений, иных негосударственных организаций по основаниям и в порядке предусмотренным законом.

3. Контроль экономических (арбитражных) судов за законностью ненормативных актов органов исполнительной власти,

затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в

сфере предпринимательской деятельности. Наиболее важной формой судебного контроля является контроль, осуществляемый Конституционным Судом РТ. Конституция устанавливает категории дел, к рассмотрению которых призван Конституционный Суд РТ. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Таджикистан закон, иные правовые акты органов государственной власти. В случае обнаружения такого не соответствия Конституционный Суд по своей инициативе либо при наличии запроса заинтересованной стороны рассматривает его по существу и выносит свое решение, которое в соответствии со статьей 89 Конституции является окончательным.

Конституционный суд, является особым судебным органом власти, на который возлагаются функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции. При этом Конституционный суд одновременно призван выступать в качестве баланса властей, и как высший конституционный орган законодательной и исполнительной властей.

Конституционный суд занимает высшее положение в механизме конституционного контроля в государстве, которое обеспечивается тем, что его решения, носят обязательный характер, в том числе для всех других высших государственных структур, и связан при осуществлении судопроизводства только Конституцией. Особый статус Конституционного Суда заключается также в том, что осуществляемый им контроль носит универсальный характер, т.е. под юрисдикцию Конституционного Суда попадают все виды нормативных актов, за исключением актов органов местного самоуправления.

Однако, следует отметить, что Конституционный Суд Республики Таджикистан не обладает правом толкования Конституции и законов, как это предусмотрено во многих государствах. В частности в Российской Федерации в соответствии со статьей 125 Конституции правом толкования Конституции наделен Конституционный Суд РФ. В Конституции Республике Таджикистан в этом отношении сохранен порядок, который предусматривался Конституцией 1978 года, который наделял правом толкования Конституции парламент страны (Верховный Совет). Однако в то время не существовало специального органа конституционного контроля, которым на данный момент является Конституционный Суд РТ. Поэтому на наш взгляд передача этого права Конституционному суду было бы более логичным.

Тем не менее, статья 61 Конституции закрепило за Маджлиси Оли право толкования Конституции. При этом в отношении толкования Конституции установлен такой же порядок, как и при принятии конституционного закона, и толкование Конституции принимается в форме конституционного закона. Таким образом, для того чтобы осуществить толкование Конституции необходимо, чтобы он набрал две трети голосов депутатов Маджлиси намояндагон, затем был рассмотрен Маджлиси Милли и за него также проголосовали две трети членов Маджлиси Милли, после чего он будет направлен на подпись Президенту. В результате получается довольно сложный механизм осуществления толкования Конституции.

Также следует обратить внимание на то что, в статье 61 Конституции говорится только о толковании Маджлиси Оли Конституции. В свою очередь Конституционный Суд вообще не обладает правом толкования нормативных актов. И здесь образуется коллизия. А какой орган должен осуществлять толкование конституционных и иных законов. Если исходить из того, что правом толкования Конституции наделен Маджлиси Оли, то и толкованием законов должен заниматься он. Однако осуществления толкования органом, который разрабатывает и принимает законы, является не правильным, так как может привести к такому толкованию, в результате которого возможно осуществления узурпации власти. Поэтому толкованием, как Конституции, так и законов должен заниматься независимый орган конституционного контроля, которым является Конституционный Суд. И такая практика существует в большинстве стран мира.

Подводя итог всему изложенному то о реализации принципа разделения властей в Республике Таджикистан, можно сделать следующие выводы:

1. Конституция Республики Таджикистан провозгласила разделение властей одним из ведущих принципов, на которых основывается государственная власть в Таджикистане. Попытку реализации данного принципа можно проследить по всему тексту Конституции.

2. Конституция Республики Таджикистан четко определила функции и полномочия каждой из ветвей власти. Определение круга полномочий делает невозможным их переплетение.

3. Конституция Республики Таджикистан устанавливает механизм сдержек и противовесов между разными ветвями власти. Более полно определен этот механизм во взаимоотношениях между Президентом и Маджлиси Оли. Взаимоотношения же между судебной властью с одной стороны и Президента с Маджлиси Оли с другой разработаны не в полном объеме. Это же относится и к взаимоотношению Правительства и Маджлиси Оли.

4. Конституция Республики Таджикистан не всегда последовательно проводит в жизнь идею сдержек и противовесов, а отдельные ее нормы при всестороннем и глубоком анализе могут привести к созданию тупиковой ситуации и к коллизиям, из которых, руководствуясь нормами действующей Конституции, невозможно будет найти легитимный выход. Примеры таких коллизий были перечислены выше. Очевидно, что механизм сдержек и противовесов в Республике Таджикистан нуждается в доработке.

 

Автор: Диноршоев А.М.