11.10.2011 2469

Механизмы осуществления судебной власти в Республике Таджикистан

 

Статья 1 Конституции Республики Таджикистан провозглашает курс на построение правового и демократического государства, которое обеспечивается равенством всех перед законом и судом. Конституция Республики Таджикистан регулирует широкий круг вопросов связанных с осуществлением судебной власти.

Судебная власть - в правовом государстве как это не раз было подчеркнуто должна быть самостоятельной и независимой ветвью власти. Именно в правовом государстве суд обязан стать судом-авторитетом, властным, самостоятельным и подлинно независимым. Судебная власть включает такие аспекты, как роль и значение судебной власти в обществе, организационно-правовые проблемы совершенствования структуры и деятельности судебной власти и, наконец, совершенствования правовых норм, как регулирующих различные стороны общественных отношений в целом; так и обеспечивающих деятельность судов и правовое положение судей в частности.

Таким образом, судебная власть базируется на признаках, атрибутивно присущих государственной власти. Подчеркнем, что судебная власть - это не совокупность судов и не отдельные представители судебного корпуса, ее осуществляющие. Судебная власть - это функция по реализации деятельности, основанной на полномочиях, которыми она обладает.

На основании этих принципиальных положений и формируется понятие «судебная власть» в науке конституционного права.

Так В.М. Савицкий, исходя из концепции правового государства, в контексте присущей ему системы сдержек и противовесов, приходит к выводу, что судебная власть характеризуется не столько правосудием в традиционном смысле, сколько способностью (юридическими возможностями) оказывать активное влияние на решения и действия законодательной власти, уравновешивать их. В соответствии с избранной схемой автор концентрирует внимание на таких полномочиях судебной власти, как конституционный контроль и судебный контроль над законностью решений и действий исполнительной власти.

А.Д. Бойков, отметив, что нередко термин «судебная власть» употребляют адекватно понятиям суда, судебной системы, обоснованно обращает внимание на факторы, формирующие деятельность суда как органа государственной власти: расширение сферы судебной юрисдикции, утверждение новых полноценных видов судопроизводства (конституционного, арбитражного) и его демократических принципов, создание системы гарантий судейской независимости. По его мнению, отличие понятия «судебная власть» от традиционного понятия судебной системы состоит в том, что судебная власть выходит за пределы правосудия по частным правовым конфликтам и поднимается до уровня государственного органа, участвующего, как пишет автор, «в обуздании абсолютистских амбиций других ветвей власти». Г.Г. Черемных определяет судебную власть как самостоятельное публично-правовое образование, представляющее собой систему специальных государственных и муниципальных органов, обладающих предусмотренным законом властными полномочиями, направленными на установление истины, восстановление справедливости, разрешение споров и наказание виновных. Подчеркивается, что специфическая, присущая только судам форма осуществления судебной власти - правосудие, завершается принятием решений, обязательных для исполнения всеми, кого они касаются. СВ. Бородин и В.Н. Кудрявцев вводят в содержание судебной власти один дополнительный компонент, который не нашел отражения в других работах. Речь идет о таком важном условии, как сотрудничество всех ветвей государственной власти с гражданским обществом, участие в функционировании государственных институтов в контроле над соблюдением прав и свобод граждан. По мнению авторов, судебная власть играет во всем этом механизме еще и некоторую посредническую и сдерживающую роль. Контроль конституционности правовых актов, рассмотрение жалоб на действия должностных лиц, разрешение споров между юридическими и физическими лицами, наказание нарушителей законов на базе такого сотрудничества легитимно снимает возникающую социальную напряженность. Рассматривая структуру и полномочия судебной власти, авторы обоснованно подчеркивают роль, как они называют, вспомогательных органов, как состоящих при судах, так и функционирующих отдельно, в рамках других ветвей власти, способствующих выработке справедливых судебных решений и обеспечивающих их безусловное исполнение.

К.Ф. Гуценко указывает, что судебной власть определяется как реализуемые занимающими в государственном аппарате особое место органами (судами) присущие им возможность и способность воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Таким образом, подчеркиваются два составляющих компонента: реализация власти специально создаваемыми органами - судами, и наличие у них способов и возможностей осуществлять такое воздействие. Как правильно отмечает Нерсесянц B.C. «Говоря о судебной власти, мы, прежде всего, предполагаем власть, являющуюся гарантом законности в обществе. Но для того, чтобы судебная власть по достоинству заняла это свое место, она должна быть четко, ясно и определенно сформулирована в законе».

Всесторонний анализ рассматриваемых концепций понимания «судебной власти», позволяет нам сделать ряд следующих выводов:

1. Судебная власть представляет собой систему органов государственной власти, наделенные властными полномочиями по осуществлению правосудия. Правосудие является специфической формой осуществления судебной власти, которая присущая только судам.

2. Функции судебной власти не ограничиваются только осуществлением правосудия. Важное значение придается осуществлению контрольных полномочий судебной власти, которое осуществляется путем конституционного контроля и судебного контроля над законностью решений и действий законодательной и исполнительной власти.

3. Судебная власть выступает посредником между органами государства и гражданским обществом и осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В случае нарушения своих прав со стороны органов государства, гражданин обращается в суд с целью устранения допущенных нарушений.

4. Для того, чтобы судебная власть осуществляла возложенные на нее функции она должна быть легитимной. Для этого ее структура должна быть четко сформулирована в законе. Создание чрезвычайных судов должно быть запрещено.

Принимая за основу вышеизложенное предлагаем свое определение судебной власти. На наш взгляд, судебная власть - это установленная в законе структура органов государственной власти призванных осуществлять правосудие по всем категориям дел и осуществлять контроль над законностью решений органов государства с целю защиты прав и интересов человека и гражданина.

Глава восьмая Конституции РТ - «Суд», не содержит определения судебная власть. Вместе с тем содержание главы раскрывает основы и принципы деятельности судебной власти в Республике Таджикистан. Как показал анализ содержания данной главы, Конституция РТ различает понятие правосудие и судебная власть.

Понятие правосудие и судебная власть не тождественны, хотя они выражают существенные характеристики одной и той же государственной функции - рассматривать и разрешать различные споры и конфликты, связанные с действительным и предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется именем и властью государства в установленных законом процессуальных формах путем рассмотрения исковых требований, заявлений, ходатайств, других материалов в условиях, обеспечивающих равенство прав сторон. При этом соблюдается ряд конституционно закрепленных процессуальных принципов.

В демократических обществах именно на правосудие возложена миссия защиты конституционных прав и свобод граждан; в этом смысле суды всех видов выполняют две важнейшие и взаимосвязанные функции -правозащитную и правовосстановительную, которые не могут быть выполнены в полном объеме другими применяющими право органами. Носителями судебной власти, то есть, уполномоченными законом на отправление правосудия могут быть только судьи. Таким образом, судебная власть в Республике Таджикистан осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждая из этих форм является равной по своему юридическому статусу и значению формой осуществления судебной власти и, несмотря на специфику, базируется на единых принципах.

Дальнейшее закрепление судебной власти осуществлено в конституционным законе «О судах в Республике Таджикистан», соответствии с которым под судебной властью понимается совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией.

Судебная система в Республике Таджикистан осуществляется Конституционным судом, Верховным Судом, Высшим экономическим судом, Военным судом, судом Горно-Бадахшанской автономной области, областными судами, судом города Душанбе, городскими и районными судами, экономическим судом Горно-Бадахшанской автономной области, экономическими судами областей и города Душанбе.

Судебная власть всех судов, входящих в единую систему судебную, в законе определяется как независимо действующая государственная власть, осуществляемая только судьями и привлеченными в установленном законом порядке к осуществлению правосудия народных заседателей.

В соответствии с действующим законодательством республики правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникшим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд, суд Горно-Бадахшанской автономной области, областные, города Душанбе, городские и районные суды.

Военные суды, входящие в судебную систему, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, по закону приравненных к ним. В своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды, действующие на территории Республики Таджикистан. Споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских правонарушений (экономические споры), либо из правонарушений в сфере управления, рассматривает Высший экономический суд.

При этом следует отметить, что Конституция РТ и конституционный закон «О судах в Республике Таджикистан» устанавливают единство судебной системы. Однако анализ закрепленных в законодательстве положений показывает, что судебная система Республики Таджикистан состоит из трех не связанных между собой судебных организаций: Конституционного Суда РТ, Верховного суда и Высшего экономического суда.

При этом в науке высказаны ряд предложений по поводу действительного создания единой судебной системы. И в качестве первого шага для реализации данного принципа предлагается объединение судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов.

При этом приводиться следующая аргументация:

Объединение не потребует коренного изменения существа и форм судопроизводства арбитражных (экономических) судов. Они не имеют собственного отдельного материального закона и при рассмотрении дел руководствуются тем же Гражданским кодексом, что и суды общей юрисдикции.

Арбитражный (Хозяйственный) процессуальный кодекс строится на тех же принципах, что и Гражданский процессуальный кодекс.

Объединение судебных органов обеспечит единую практику разрешения дел, что многократно усилит эффективность судебной власти.

Создание единой судебной системы позволит сократить нагрузку на бюджет и даст возможность более рационально использовать выделяемы средства.

Объединение двух различных способов организации судов в единую систему крепит независимость, самостоятельность и авторитет судебной власти как целостной структуры.

На наш взгляд, данная точка зрения является правильной. По своей сути арбитражные (экономические) суды дублируют деятельность судов общей юрисдикции, что приводит к конкуренции между этими судебными органами.

Одним из основных элементов независимости судебной власти является запрещение в Конституции Республики Таджикистан образования чрезвычайных судов. Ни Президент, ни парламент и никто другой не может учреждать чрезвычайные суды в целях подавления независимости какой-либо из властей или в других целях. Практика создания таких судов, имевшая место ранее, несовместима с законностью. Чрезвычайные суды создавались за пределами судебной системы, проводили репрессивную, карательную политику государства, игнорируя гарантии защиты прав личности, предусмотренные законом. Именно поэтому они неприемлемы в условия правового государства. Запрет на создание чрезвычайных судов должно служит дополнительной гарантией независимости судебной власти.

В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан судебную систему возглавляют Конституционный Суд, Верховный суд и Высший экономический суд. Придание этим судам статуса высших определяет их место в системе судебных органов государства. Однако такой статус не носит абсолютный характер, он ограничен сферой их компетенции.

Верховный суд РТ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Нельзя не обратить внимание на некоторую неопределенность законодательного регулирования полномочий судебной власти Верховного Суда РТ. К его ведению отнесены уголовные дела без конкретного указания, дела, имеющие важное общественное значение, и др. В известной мере это связано с тем, что в Республике Таджикистан до сих пор действует старый принятый еще в 60-е годы уголовно-процессуальный кодекс.

В ряде случаев пробелы законодательства негативно сказывались на реализации его полномочий. Так, в свое время, уголовные дела по которым в качестве наказания предусматривалось смертная казнь, рассматриваемые Верховным судом, не подлежали обжалованию и вступали в силу с момента вынесения приговора. Однако в 2001 году Конституционный Суд признал данную норму уголовно - процессуального кодекса противоречащей статье 19 Конституции РТ и отменил его действие.

Высший экономический суд Республики Таджикистан является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых экономическими судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Основным направлением деятельности экономических судов в соответствии с законодательством РТ является осуществление правосудия путем разрешения экономических споров между индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями и государством.

Конституционный Суд Республики Таджикистан занимает особое положение в системе судебной власти в РТ. Правовую основу его образования, организации и деятельности, определяет статья 89 Конституции РТ. Конституционные нормы не содержат определения, характеризующего юридическую природу и место Конституционного Суда в системе судебных органов, относя это к соответствующему конституционному закону.

Согласно конституционному закону « о Конституционном Суде РТ», Конституционный Суд представляет собой судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституция непосредственно определяет порядок назначения судей Конституционного Суда и полномочий конституционной судебной власти.

Полномочия Конституционного Суда сводятся к осуществлению правосудия по следующим категориям дел:

1. определение соответствия Конституции законов, правовых совместных правовых актов Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон совместных правовых актов Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон, Президента, Правительства, Верховного Суда, Высшего экономического суда и других государственных и общественных органов, а также не вступивших в законную силу договоров Таджикистана;

2. разрешение споров между государственными органами относительно их компетенции;

3. исполнение других полномочий, определяемых Конституцией и законами.

Полномочия Конституционного Суда подкрепляются обязательностью исполнения решений Конституционного Суда. Акты Конституционного суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Как было отмечено выше, судебная власть в Республике Таджикистан принадлежит судам в лице судей.

В этой связи важное значение приобретает требования, предъявляемые к кандидатам в судьи.

Статья 85 Конституции Республики закрепляет общие требования к кандидатам в судьи, а именно устанавливает определенные возрастные и профессиональные цензы для занятия должности судьи.

Специфика судебной деятельности обуславливает предъявление к судье специальных, повышенных требований. Это, прежде всего, высокий уровень профессионализма, особые морально-этические требования, условие несовместимости судебной функции с занятием других должностей или выполнением параллельных юридических функций.

Во всех странах высокий уровень профессионализма стоит на первом месте в числе требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи. Судьи в большинстве стран подбираются по конкурсу, проходят тестовые испытания.

Одним из важных профессиональных требований к судьям является наличие высшего юридического образования. Высшее юридическое образование предполагает наличие систематизированных знаний различных отраслей права и действующего законодательства, практических навыков.

Но профессионализм судей складывается не только из знания законодательства, умения его применять, но и из опыта правоприменительной деятельности. Поэтому к кандидатам на должность судьи предъявляются дополнительные требования: они должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее трех лет или не менее десяти лет в зависимости от того, кандидатом в судьи какого суда он является, а также стаж работы в качестве судьи не менее 5 лет (для кандидатов в судьи Верховного суда, Высшего экономического суда, военного суда, областных судов и суда города Душанбе). Опыт работы по юридической профессии означает, что в прошлом кандидат в судьи мог работать следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом, секретарем судебного заседания и т.п. Понятием «профессиональный стаж» охватывается стаж работы, в течение которого кандидат осуществляет научную и преподавательскую деятельность в области права, что, безусловно, способствует повышению уровня общей и правовой культуры судьи. Необходимо отметить, что требование к минимальному возрасту судьи которые существуют в Республике Таджикистан соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (Великобритания), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучения в школе при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух-четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, соблюсти которые могут лишь лица не моложе двадцати пяти лет.

Согласно статье 90 Конституции Республики Таджикистан, судья не может быть депутатом представительных органов, что полностью соответствует принципу разделения властей. Судья не может быть членом политических партий и объединений. Это ограничение продиктовано тем, что политическая деятельность будет мешать судье оставаться объективным и беспристрастным, ибо ставит его перед необходимостью руководствоваться не только правом, но и политической целесообразностью той партии или объединения, в которых он состоит. Наконец, судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, так как это не совместимо с занимаемой им должностью. Однако Конституция Республики Таджикистан предоставляет право судье заниматься научной, творческой и педагогической деятельностью.

Одной из основных гарантии независимости судей которое закреплено в статье 91 Конституции РТ является право неприкосновенности судей. В соответствии с данной нормой судья является неприкосновенным лицом.

Уголовное дело в отношении судьи возбуждает только Генеральный прокурор Республики Таджикистан.

Судья Конституционного суда, Верховного суда, Высшего экономического суда не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без согласия Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Судья военного суда, суда Горно-Бадахшанской автономной области, областного суда, суда города Душанбе, городского и районного суда, экономического суда Горно-Бадахшанской автономной области, областного экономического суда, экономического суда города Душанбе не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без согласия Президента Республики Таджикистан.

Заключение судьи под стражу допускается не иначе, как с санкции Генерального прокурора Республики Таджикистан.

Судья не подлежит задержанию, за исключением случаев задержания его на месте совершения им преступления. Установление неприкосновенности судьи должно обеспечивать беспристрастность судьи при рассмотрении уголовных, гражданских, административных и иных дел и независимость при принятии решений по указанной категории дел.

Таким образом, отметим, что действующим законодательством, значительно расширены и конкретизированы конституционно-правовые основы судебной власти. На сегодняшний день в Республике Таджикистан наблюдается тенденция к повышению роли и авторитета суда в системе государственной власти Республики Таджикистан.

Вместе с тем имеется потребность в проведении дальнейших мер совершенствования законодательного регулирования этой сферы общественных отношений. С учетом изложенных выше доводов в качестве первоочередных следовало бы осуществить следующие меры:

- Ускорить принятие уголовно- процессуального и гражданско- процессуального законодательства Действующее процессуальное законодательство давно морально устарело и не отвечает требованиям времени.

В рамках проводимой судебной реформы рассмотреть вопрос о формировании единой судебной системы страны, включающей все ныне действующие суды общей юрисдикции и экономические суды, возглавляемые единым высшим судебным органом Республики Таджикистан-Верховным Судом.

Совершенствование в рамках действующего законодательства судебной практики. Практическая деятельность требует от судей знания законов, навыков применения их к общественным отношениям определенного вида, умения ориентироваться в жизненной ситуации, т.е. правильно понимать и оценивать происходящие процессы. Однако, это лишь полдела, ибо главное заключается в том, чтобы деятельность судьи по применению законов проходила в жестких процессуальных рамках. Применение законов только в четко предусмотренных рамках процесса может обеспечить гражданину или юридическому лицу защиту его прав и законных интересов, гарантировать ту высшую справедливость, которую провозглашает Конституция.

 

Автор: Диноршоев А.М.