18.10.2011 7368

История возникновения и развития коммерческой концессии

 

Для полноты исследования коммерческой концессии (франчайзинга) немаловажно будет рассмотреть данный способ осуществления предпринимательской деятельности в его историческом аспекте. Знание истории создания и развития франчайзинга как коммерческой системы - необходимое условие для того, чтобы интуитивно понять основы франчайзинга.

Изучение коммерческой концессии как способа осуществления предпринимательской деятельности в динамике его развития поможет более глубоко уяснить его сущность, истоки, оптимальные принципы и способы правового регулирования.

На самом деле, история франчайзинга началась еще в средние века. Само термин «франчайзинг» появился во Франции и означает «свобода от обременении». Историки отследили концепцию франчайзинга, начиная со средневековья, когда Католическая Церковь даровала привилегии сборщикам налогов. Сборщики налогов оставляли за собой определенную долю собранных доходов и направляли оставшуюся часть Папе. Такая схема существовала до 1562 г., пока не была отменена. Однако к этому времени франчайзинг стал одним из институтов общего права. Частным лицам могли быть предоставлены франшизы на организацию рынков и ярмарок, а также на эксплуатацию речных паромов.

В свое время в Британии король предоставлял баронам право собирать налоги па определенных территориях в обмен на различные услуги, такие, например, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. В Оксфордском словаре английского языка (1933, с. 1630) указано, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, a franchises -ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор.

Кто бы и в какой бы стране ни претендовал на первенство, нужно, конечно, отдать должное деловому сообществу США, благодаря которому получили широкое распространение методы ведения предпринимательской деятельности, используемые в рамках франчайзинга.

В США франчайзинг стал известен в XIX веке, когда железнодорожные и коммунальные предприятия искали способы ускорить свое расширение. Продавая права на использование своего наименования и системы ведения деятельности, эти предприятия получали эффект, т.к. это позволяло им быстрее ввести в эксплуатации новый участок железной дороги или открыть новую электростанцию в другом городе.

Как уже было сказано выше, одним из первых представителей франчайзинга в США в его современном виде была компания Зингера по производству швейных машин (Singer Sewing machine company). После окончания гражданской войны в Америке в середине 1800-х годов Зингер развернул серийное производство, позволявшее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Однако организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей в одном месте оказалось экономически невыгодным. Была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию. Аналогичная система была разработана в 1898 году компанией «Дженерал Моторс» (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Продажа автомашин через систему франшиз ведется и в наше время. Примеру «Дженерал Моторс» последовал «Рексол» (Rexall), который удачно продавал франшизы на организацию своих аптек.

Техника франчайзинга не возникла сиюминутно, благодаря изобретательности какого-то индивида с богатым воображением. Она возникла из решений, разработанных бизнесменами, когда они встречались с проблемами при ведении деловых операций. Можно сказать, что в начале XX века автомобили и напитки (неалкогольные) стали катализаторами франчайзинговой деятельности, затем было затишье вплоть до 30-х годов, когда Говард Джонсон открыл свою знаменитую сеть ресторанов в США, а 40-е и 50-е годы увидели рождение многих современных гигантов, работающих в рамках системы льготного предпринимательства.

Эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-Кола» (Coca-Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе такие компании получили возможность производить концентрированный сироп централизованно и распределять его местным заводам по розливу, находящимся в собственности и управляемым франчайзи, которые в итоге становились управляющими местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право использовать фирменные бутылки и фирменные товарные знаки.

В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся Спар (Spar) и бакалейными магазинами ВГ (VG grocery stores).

С 1930 года в СШЛ после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании пошли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризовать имидж компании. В то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «Макдональдс» (McDonalds) создало новое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «Макдональдс» их ждет быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

Вплоть до 50-х годов большинство компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали фрачайзинг как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения.

Бум франчайзинга 50-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как бизнес-формат франшизы» (Business format franchise) - особый метод ведения коммерческой деятельности таким образом, чтобы франчайзер получал дополнительную выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - от того, что входил в проверенную коммерческую систему с гарантированной возможностью получения дохода.

В США бурному развитию франчайзинга способствовал принятый в 1946 году Закон о товарных знаках. Дополнительную прибыль предприниматели получали уже благодаря тому, что предоставление права другим предприятиям на использование своих товарных знаков под разносторонним контролем и защитой закона позволяло владельцам без больших дополнительных затрат расширять границы своего бизнеса.

Франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как автомобильная и автосервис; помощь в организации и ведении бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т.п.); строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживанием домов; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения; рестораны быстрого обслуживания, рестораны, закусочные и т.д.; продуктовые палатки; медицинские и косметические услуги; услуги в сфере домашнего хозяйства; розничная торговля и многие другие виды деятельности.

Франчайзинг будет развиваться в тех областях бизнеса, для успешного ведения которых необходимо добиться максимального охвата удаленных друг от друга рынков. Там, где потребителю необходимы стандартизированные услуги, франшиза предлагает не требующий больших затрат метод расширения для франчайзера.

Один из наиболее быстрорастущих секторов экономики - это сектор коммерческих услуг, который сам по себе, как минимум, частично связан с тенденцией крупных фирм покупать услуги, в которых они не нуждались, потому что предпочитали выполнять эти функции самостоятельно. В настоящее время рост франчайзинга стимулируют следующие факторы:

- уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором сферы услуг;

- расширение рынка коммерческих услуг;

- рост популярности индивидуальной трудовой деятельности.

 

Автор: Бобков С.А.