24.10.2011 8151

Организационно-правовые гарантии реализации и защиты конституционного права на образование в НОУ

 

Под гарантиями прав, свобод, обязанностей граждан понимаются условия и средства, обеспечивающие их фактическую реализацию и всестороннюю охрану (защиту). Гарантированность того или иного права в Конституции РФ означает обязанность государства по созданию системы, обеспечивающей реализацию данного права носителями (обладателями) этого права.

Существует условная классификация гарантий реализации прав и свобод. Так, Н.В. Витрук выделяет общие гарантии и специальные. К общим гарантиям он относит экономические, политические, социальные, духовные (культурные) гарантии, а под специальными - юридическими - гарантиями прав и свобод понимает «всю систему действующих в государстве правовых норм, предусмотренных ими юридических средств, направленных на конкретизацию прав и обязанностей, определения порядка их реализации, защиты». Существует и иной подход к классификации гарантий реализации конституционных прав и свобод. Так, например, Л. Д. Воеводин выделяет следующие виды гарантий реализации прав и свобод:

1. «условия реализации» - направлены на сознание благоприятной обстановки для пользования основными правами и свободами, исполнения обязанностей;

2. «средства реализации» - правовые инструменты, которые используются органами государства, органами местного самоуправления, общественными объединениями, самими гражданами для борьбы за надлежащее осуществление основных прав и свобод (при этом гарантии выступают в качестве способов, приемов, методов охраны, обеспечения прав и свобод).

Сравнительный анализ предложенных подходов к классификации гарантий реализации конституционных прав и свобод позволяет отметить определенную схожесть этих подходов. Так, цель и содержание «общих гарантий», предлагаемых Н.В. Витруком, совпадают с целью и содержанием «условий реализации» по Л. Д. Воеводину, а назначение «средств реализации», в принципе, соответствует предлагаемому пониманию «юридических гарантий».

В науке конституционного права можно выделить юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина и юридические гарантии защиты.

Гарантии реализации закреплены в конституционных нормах. К ним относится:

- установление пределов реализации конституционных прав и свобод, их конкретизация в текущем законодательстве;

- юридические факты, с которыми связывается их обязательное и непосредственное пользование;

- процессуальные формы реализации;

- меры поощрения и льготы (преимущества) для стимулирования правомерной инициативной их реализации.

В содержание гарантий защиты включаются следующие меры, закрепленные в действующем законодательстве: конституционный контроль и надзор;

- меры защиты и меры ответственности виновных за нарушения конституционных прав и свобод граждан;

- процессуальные формы осуществления конституционного контроля и надзора, применение мер защиты в случае нарушения конституционно-правовых мер ответственности;

- средства предупреждения и профилактики нарушений конституционных прав и свобод граждан.

Ряд авторов уточняют содержание юридических гарантий защиты конституционных прав и свобод, фактически путем перечисления средств и способов защиты прав. Основные гарантии реализации конституционных прав и свобод (как общие, так и специальные) содержатся в самой Конституции РФ. К ним можно отнести, например, следующие нормы Конституции РФ: ст. 2, ч. 2 ст. 3, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6, ст. 7, ст. 10, ст. 15-20, ст. 45-55, ст. 64, а также ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 118, ч. 2 ст. 125, ст. 129, ст. 130, ч. 1 ст. 135 и др.

Однако, в силу того, что нормы Конституции РФ обладают максимальной степенью абстрактности, эффективная реализация конституционных прав и свобод возможна только при условии конкретизации и развитии конституционных норм в действующем законодательстве.

Сам процесс конкретизации может рассматриваться в качестве гарантии реализации основных прав и свобод. При этом, как справедливо отмечает Н.В. Витрук, «такая конкретизация... не умаляет... роли основных прав и свобод граждан в механизме правового регулирования, а скорее выражает их особое значение, связанное с наивысшей степенью нормативного обобщения важнейших социальных возможностей личности». Конкретизация конституционных норм, закрепляющих основные права, свободы, обязанности граждан, «охватывает конкретизацию собственно прав и обязанностей, детализацию из содержания (конкретизация в узком смысле) и конкретизацию прав и свобод, обеспечивающих их реализацию -юридических фактов, средств защиты и др. (конкретизация в широком смысле)».Применительно к теме настоящего исследования можно отметить следующее. Конституция России прямо не гарантирует возможность реализации конституционного права на образование в негосударственных образовательных учреждениях. Такая возможность вытекает из положений п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 34, п. 2 ст. 35, ст. 43 Конституции РФ. Однако именно конкретизация указанных конституционных положений в действующем законодательстве гарантирует создание, функционирование негосударственных общеобразовательных учреждений, равно как и гарантирует возможность реализовать конституционное право на образование именно в негосударственном общеобразовательном учреждении.

Среди юридических гарантий особое место занимает определение пределов, границ действия прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечает Л. Д. Воеводин, «пределы осуществления прав - это совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими правами и свободами, а также осуществления в пределах конституции и законов органами государственной власти и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий». Основной принцип определения пределов (границ) реализации конституционных прав граждан зафиксирован в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Подобное «позитивное ограничение» прав и свобод человека представляет собой действенную гарантию реализации принципов приоритета прав и свобод человека, социальной справедливости, равенства прав граждан, верховенства права на территории государства, провозглашенных в ст. 2, ч. 2 ст. 6, ст. 7 и др. Устанавливая пределы реализации прав и свобод, государство не только устанавливает границы деятельности самих граждан по реализации собственных прав и свобод, но и границы собственной деятельности, во главу которой ставятся права, свободы, законные интересы личности.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ по вопросу определения пределов реализации конституционных прав и свобод граждан, выражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 сентября 1993 г. № 17-П.Так, Суд в своем Постановлении указал, что «какие-либо ограничения (конституционных прав и свобод - М. С.) возможны только на основании закона, в предусмотренных Конституцией целях и лишь в пределах, необходимых для нормального функционирования демократического общества».

В Постановлении от 30 октября 2003 г. № 15-П Конституционный Суд РФ обобщил правовые позиции по вопросу ограничения конституционных прав, обозначив основные принципы допустимого ограничения:

1. ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений;

2. в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания;

3. при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры;

4. публичные интересы, перечисленные в ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм;

5. чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения.

Подводя итог, необходимо отметить следующее. По словам Б.А. Кистяковского, основные права и свободы «будут неизменно осуществляться... только тогда, когда они будут гарантированы как субъективно-публичные права русских граждан». Именно по этой причине особая роль среди юридических гарантий реализации основных прав и свобод отводится «средствам превращении общих правовых возможностей в субъективные права и обязанности конкретных лиц». Другими словами, именно закрепленные в действующем законодательстве юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, превращают основные конституционные права и свободы в реально действующие субъективные права, лежащие в основе правоотношений, направленных на их реализацию. Так и основное право на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ приобретает характер субъективного права посредством юридических гарантий его реализации и защиты, конкретизированных в текущем законодательстве.

 

Автор: Смирнова М.В.