24.10.2011 2296

Ответственность НОУ как гарантия реализации конституционного права на образование

 

Как верно выразился Б.А. Кистяковский, для соблюдения основных прав и свобод «мало еще одних законов о свободах, а нужны также правильные законы об ответственности должностных лиц». В связи с осуществлением текущей хозяйственной деятельности, образовательное учреждение может быть привлечено к гражданской, имущественной, материальной, административной (за нарушения в сфере налогового, бюджетного права) ответственности. При этом стоит учесть, что в случае привлечения к ответственности негосударственного образовательного учреждения в лице его органов или работников, руководитель или работник негосударственного образовательного учреждения не рассматривается действующим законодательством как должностное лицо. Указанные лица, в отличие от работников и руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, не относятся к специальным субъектам - должностным лицам и, в связи с этим, не несут ответственность, предусмотренную УК РФ для преступлений, совершенных должностными лицами, например, ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и др.

Такой вывод можно сделать из анализа материалов судебной практики, в частности из определения Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2002 г. № 367-О. Однако для данного исследования представляют интерес специфические виды ответственности образовательных учреждений, связанные с осуществлением образовательного процесса:

1. ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, за качество образования своих выпускников;

2. за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;

3. за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Следует отметить, что вопрос об ответственности образовательного учреждения недостаточно урегулирован действующим законодательством об образовании. Представляется, что слабое нормативно-правовое регулирование данного вопроса является одной из причин отсутствия судебной практики по делам, связанным с привлечением образовательного учреждения к ответственности в соответствии с законодательством об образовании.

Основой оценки качества образования как процесса и результата взаимодействия субъектов образовательных правоотношений, является совокупность следующих элементов образовательного процесса, рассмотренных ранее в данной работе:

1. государственный стандарт общего образования;

2. порядок и условия государственной итоговой аттестации выпускников;

3. порядок и условия аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения.

Ответственность аккредитованного общеобразовательного учреждения за качество образования установлена в п. 4 ст. 38 Закона РФ «Об образовании». Так, общеобразовательное учреждение может быть автоматически лишено государственной аккредитации в случае направления повторной в течение двух лет рекламации на качество образования.

Рекламация представляет собой особый процедурный документ, который направляется государственной аттестационной службой (Аккредитационная коллегия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки) образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, в связи с несоответствием образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта (п. 1 ст. 38 Закона РФ «Об образовании»). Рекламация является одной из форм государственно-общественного контроля качества образования, в том числе и в негосударственном общеобразовательном учреждении, и родители принимают в процедуре контроля непосредственное участие.

Основанием направления рекламации на деятельность общеобразовательного учреждения (в том числе и негосударственного) является решение общего собрания родителей образовательного учреждения или официальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения. Однако в настоящее время законодательно не урегулирован порядок принятия общим собранием родителей подобного решения, что позволяет оспаривать легитимность подобного решения. Представляется, что для обеспечения легитимности подобного решения, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1. такая форма управления (самоуправления) общеобразовательным учреждением, как общее собрание родителей, должна быть закреплена в уставе общеобразовательного учреждения;

2. общее собрание родителей должно быть проведено с соблюдением кворума участников, формы решения (протокол, решение и др.), а также иных требований к формированию и проведению общего собрания родителей, закрепленному в уставе общеобразовательного учреждения;

3. решение общего собрания родителей должно содержать указание на конкретные факты, свидетельствующие о несоответствии образования требованиям государственного стандарта общего образования, с указанием документов, приложением их копий;

4. решение общего собрания родителей должно также содержать просьбу о направлении рекламации в отношении данного общеобразовательного учреждения.

На практике данный способ контроля качества образования пока не получил распространения. Во-первых, процедура решения вопроса о направлении рекламации на деятельность общеобразовательного учреждения не получила достаточной правовой регламентации. Во-вторых, принятие общим собранием родителей обучающихся подобного решения ставит под угрозу получение обучающимися образования данного уровня в этом общеобразовательном учреждении. Именно поэтому большинство родителей предпочитают поменять школу, в случае, если они недовольны качеством образования, и получить компенсации в гражданско-правовом порядке, а не использовать административно-правовые процедуры.

Тем не менее, само закрепление в законе права родителей на обращение к органам управления образованием представляется позитивным шагом в сторону укрепления системы общественной оценки качества образования в целях повышения гарантий реализации конституционного права на образование. Данное право подкрепляется возможностью судебного обжалования отказа государственной аттестационной службы в направлении рекламации (п. 3 ст. 38 Закона РФ «Об образовании»).

Законодательством об образовании выделяется особый вид материальной ответственности, носящий компенсационный характер: возмещение аккредитованным образовательным учреждением, предоставившим некачественное образование, дополнительных затрат на переподготовку выпускников в другом образовательном учреждении.

Иск предъявляется государством в лице уполномоченных государственных органов управления образованием на основании рекламации государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся (п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об образовании»).

Как отметил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем письме от 10 декабря 1992 г. № С-13/ОСЗ-355 (в ред. письма ВАС РФ от 09.02.93 № СЗ-11), такие споры рассматриваются в соответствии со статьей 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в арбитражном суде.

 

Автор: Смирнова М.В.