24.10.2011 6633

Гарантии защиты конституционного права на образование в случае его реализации в НОУ

 

Несмотря на то, что Конституция РФ имеет на территории РФ прямое действие и права, предоставленные человеку или закрепленные и подтвержденные нормами Конституции РФ, не требуют дополнительного подтверждения, необходимость защиты конституционных прав и в том числе конституционного права на образование, обусловлена самой правовой природой социальных прав человека. Правам человека корреспондирует обязанность государства обеспечить реализацию этих прав, а также обязанность третьих лиц не препятствовать их осуществлению и нести ответственность в случае допущения нарушений субъективного права.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется ч. 1 ст. 45 Конституции РФ. Таким образом, устанавливая гарантии защиты конституционного права на образование и соблюдая их, государство выполняет свою обязанность по обеспечению реализации конституционного права на образование в рамках существующей социально-экономической и правовой систем.

Способы защиты конституционного права на образование могут быть условно разбиты на две категории: внесудебные (самозащита, привлечение общественности, административные способы защиты), и судебные способы защиты.

Гарантии судебной защиты конституционного права на образование предусмотрены лишь общими положениями Конституции РФ и федерального законодательства. В суде подлежат защите те права и законные интересы, реализация которых прямо предусмотрена Конституцией РФ, законом, иными нормативно-правовыми актами, локальными актами негосударственного образовательного учреждения, договором возмездного оказания образовательных услуг, заключенного с родителями обучающегося.

Возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц предусмотрена ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, а также принятым на основе данной нормы Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Вышеуказанный Закон расширяет государственные гарантии по судебной защите прав и свобод, поскольку предусматривает возможность обжалования в суд действий и решений не только должностных лиц органов государственной власти, но и учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и др.

Применительно к негосударственному общеобразовательному учреждению, подлежат обжалованию те коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. К таким действиям и решениям можно отнести, например, необоснованное воспрепятствование свободному доступу к образованию, несоблюдение учреждением лицензионных требований и условий, предъявляемых к образовательному процессу, а также действия, повлекшие за собой необоснованное повышение платы за обучение, не связанное с увеличением расходов на организацию образовательного процесса, неправомерное отчисление, невыдачу документа об образовании и др.

Нарушением прав обучающихся также будет являться возложение обязанностей, не предусмотренных законодательством или уставом образовательного учреждения, или несоблюдение порядка возложения дополнительных обязанностей (например, привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой без его согласия и без согласия его родителей), идеологическое давление на ребенка путем введения т. н. «патриотического» или религиозного воспитания в учреждении, которое не обладает соответствующей спецификой, согласно уставу и др.

Если обучающиеся в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении для защиты своих нарушенных прав пользуются правовыми средствами защиты, закрепленными в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», то обучающиеся в негосударственном общеобразовательном учреждении наряду с вышеуказанным законом, защищающим участников публично-правовых отношений, вправе воспользоваться и гражданско-правовыми средствами защиты.

В силу возраста обучающиеся негосударственного общеобразовательного учреждения, не достигшие совершеннолетия, не могут самостоятельно воспользоваться доступными средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (законные представители). В случае нарушения прав и законных интересов ребенка, родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Наибольшее количество споров в сфере негосударственного образования возникает в связи с неисполнением своих обязательств, сторонами договора возмездного оказания образовательных услуг. Эти споры подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции по правилам искового производства. Так, например, основанием для многочисленных нарушений конституционного права на получение общего образования в негосударственном общеобразовательном учреждении является неправомерное расторжение или несоблюдение процедуры расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг образовательным учреждением. Данный вопрос имеет особую важность и в связи с этим требует строгого баланса формы договора и содержания, в том числе конституционно-правового.

Коллегия МАП РФ в своем решении от 24 ноября 1999 года среди многочисленных нарушений законодательства, допущенных образовательными учреждениями при заключении договоров возмездного оказания образовательных услуг, отметила включение в договоры условия о праве образовательного учреждения в одностороннем порядке расторгать договор в случаях неоплаты, просрочки оплаты образовательных услуг, а также в случаях, когда обучающийся отчисляется в связи с невыполнением учебного плана. По общему правилу ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. Соглашением сторон может являться и положение договора о возможности изменения условий договора или его прекращения в одностороннем порядке одной из сторон в случаях, определенным данным договором (п. 3 ст. 450 ГК РФ).

Так, например, основанием для расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг, с родителями обучающегося может быть отчисление обучающегося на основании административно-правовых норм, закрепленных в законодательстве и локальных актах образовательного учреждения. Данное основание расторжения договора возмездного оказания образовательных услуг обязательно должно быть предусмотрено в самом договоре.

В случае же если одна из сторон допускает существенное нарушение условий договора гражданско-правового характера, первоначально следует гражданско-правовая санкция в виде расторжения договора, а затем -действия административного характера в виде издания приказа об отчислении обучающегося. Именно такой порядок прекращения отношений, вытекающих из договора возмездного оказания образовательных услуг, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов как субъекта права на образование, так и образовательного учреждения как исполнителя услуг по договору гражданско-правового характера.

Таким образом, договор возмездного оказания услуг, может быть расторгнут в одностороннем порядке исполнителем (если это предусмотрено в самом договоре) в случае нарушения заказчиком условий об оплате обучения (пп.1 п. 1 ст. 450 ГК РФ), а также в случае издания администрацией образовательного учреждения приказа об исключении обучающегося за неуспеваемость или совершение противоправных действий (п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой: суды, как правило, признают право образовательного учреждения на односторонний отказ от договора в связи с академической задолженностью, обосновывая решения не только ст. 310 ГК РФ, но и п. 2 ст. 782 ГК РФ. При этом в данном случае имеет место не ограничение права на образование, а ответственность обучающегося за неисполнение взятых на себя (или возложенных в административном порядке) обязательств. Как показывают вышеприведенные примеры, в процессе оказания образовательных услуг на возмездной основе в наибольшей степени проявляется конфликт частноправовых и публично-правовых интересов. С одной стороны, конституционное право на образование гарантируется государством, и его реализация не может быть поставлена в зависимость от имущественных правоотношений субъектов образовательной деятельности. С другой стороны, существуют гражданские права и законные интересы субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг, которые также охраняются и гарантируются государством. Тем не менее, слепое распространение на возмездные правоотношения в области получения обязательного уровня образования в негосударственном общеобразовательном учреждении норм и правил розничной торговли в том свете, который придается законодательству о защите прав потребителей правоприменительной практикой, по нашему мнению, представляет собой введение неоправданных препятствий выполнению негосударственным сектором образования своих функций по обеспечению реализации гражданами РФ конституционного права на образование. В связи с вышесказанным, более подробного рассмотрения требует вопрос о применении к правоотношениям, возникшим из договоров возмездного оказания образовательных услуг, законодательства РФ о защите прав потребителей, в частности, Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». В научной среде не утихают споры по данному вопросу. Однако, выходя за рамки научного спора, данная проблема затрагивает конкретные права и законные интересы участников образовательных правоотношений.

Впервые данный вопрос был затронут Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в приказе от 20 мая 1998 г. № 160. По мнению МАП РФ, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из любых возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договора на оказание услуг по обучению. Однако судебная практика склоняется к тому, что применение к указанным правоотношениям положений законодательства о защите прав потребителей допустимо, но с некоторыми оговорками.

Так, Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2002 года, делает вывод о том, что на отношения, возникающие между гражданами и образовательными учреждениями, связанные с предоставлением услуг по обучению, распространяется действие Закона РФ «О защите прав потребителей», поскольку договор об оказании платных образовательных услуг - это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний. Однако здесь же приводится и существенная оговорка, которая фактически опровергает попытки контролирующих органов навязать определенные правила поведения свободным участникам гражданского оборота.

Так, Суд указал на то, что действие названного Закона распространяется на отношения, вытекающие из договора, в части общих правил (о праве граждан на предоставление информации, о компенсации морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины), а правовые последствия нарушений условий договора будут определяться самим договором, который не должен противоречить положениям ГК РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ поставил точку в споре о безусловном применении законодательства о защите прав потребителей к правоотношениям в области получения образования на возмездной основе. В качестве потребителя, заказчик в договоре возмездного оказания образовательных услуг, заключенного с негосударственным общеобразовательным учреждением, приобретает дополнительные права, роль которых состоит в том, чтобы обезопасить менее защищенную сторону публичного договора присоединения, каковым, как было сказано ранее, является договор возмездного оказания образовательных услуг. Так, на основании Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин приобретает право на надлежащую информацию об исполнителе и оказываемых услугах, на надлежащее качество услуг, на соответствие условий договора требованиям законодательства, на восстановление его нарушенных прав и др.

Однако, с учетом правовых инструментов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для защиты законных интересов стороны публичного договора (ст. 428, ст. 11, ст. 12, ст. 15, норм гл. 37 ГК РФ, которые в субсидиарном порядке применяются к договорам на оказание возмездных услуг), представляется нецелесообразным вмешательство контролирующих органов в частноправовую составляющую правоотношений, возникающих из договора возмездного оказания образовательных услуг, как, например, установление платы за обучение и порядка ее изменения, установление ответственности за неисполнение договора обязанными сторонами и др.

Именно такой подход, на наш взгляд в наибольшей степени способствует сохранению баланса частных и публичных интересов в процессе реализации правоотношений по реализации конституционного права на образование в негосударственном общеобразовательном учреждении.

 

Автор: Смирнова М.В.