25.10.2011 6668

Проблемы наркотической преступности в местах лишения свободы в РФ

 

Статья 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в качестве цели уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации закрепляет исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Однако стоит отметить, что применительно к лицам, осужденным за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, уголовно-исполнительное законодательство зачастую не выполняет поставленных законодателем целей. Применение к указанной категории лиц действенных мер исправления и предупреждения совершения новых преступлений, связанных с наркотиками, требует коренных изменений.

Действительно, направление наркоманов (как было указано выше - это основная категория осужденных за совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков) в исправительные учреждения может повлечь за собой ряд серьезных негативных для них последствий. Перечислим основные.

В настоящее время в местах лишения свободы лечение наркомании должным образом не организовано, следовательно, пагубное пристрастие не преодолевается. Например, данное обстоятельство подчеркнули 100 % опрошенных наркоманов, побывавших в местах лишения свободы (85 % из них заявили, что такое происходит в силу отсутствия специалистов, необходимых медикаментов), а также все респонденты - следователи и судьи - считающие, что положительных результатов такое лечение не дает. Этот вывод подтверждается и результатами иных исследований. Так в 1998 г. Генеральной прокуратурой России проведена проверка исполнения Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 (наркомания, как известно, относится к категории психических заболеваний). Обследование показало, что, например, в республике Саха на четыре с лишним тысячи осужденных имеется десять психиатрических коек; а в Южно-Сахалинской воспитательной колонии весь арсенал для лечения психических расстройств состоит из одной упаковки тазепама, других препаратов нет. В других исправительных учреждениях положение не намного лучше. Вряд ли в подобной ситуации можно вести речь об излечении наркомании в рамках российской системы исполнения наказания.

Кроме того, как отмечается в литературе, жизнь в условиях изоляции от общества в местах лишения свободы «настолько жестока и подавляюща, что сама по себе для наркомана является мощнейшим стимулом для поиска и потребления наркотических средств» как уже привычного для него способа ухода от реальной действительности.

Колючая проволока и все заградительные рубежи «зоны» не в состоянии стать надежным кордоном против проникновения наркотиков. Они переправляются в места лишения свободы отлаженным путем и не прекращающимся потоком. По оценкам специалистов, ежегодно в исправительные заведения нелегально поступает более 200 кг различных по степени действия наркотиков. Существует мнение, что непосредственно «сотрудники ГУИН Министерства юстиции за вознаграждение проносят героин в тюрьмы, колонии и СИЗО - не выращивают же осужденные опиумный мак в этих местах!». Действительно, коррупцию в соответствующих органах исключать нельзя. К тому же об этом говорят и сами заключенные. Кроме того, нельзя не отметить, что именно от эффективности работы сотрудников ГУИН во многом зависит возможность проникновения наркотических средств и психотропных веществ в места лишения свободы.

Вместе с тем сами сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ выделяют предупреждение поступления наркотиков в исправительные учреждения как одно из основных направлений противодействия незаконному обороту наркотиков и связанным с ним правонарушениям в местах лишения свободы. Значит, проблему коррупции среди сотрудников ГУИН не следует считать основной на пути проникновения наркотиков в места заключения. Несомненно существуют пути поступления наркотических средств и психотропных веществ в места лишения свободы, которые сотрудники ГУИН не контролируют, на что им, а также соответствующим правоохранительным органам надо обратить пристальное внимание.

Вообще проблема перекрытия каналов проникновения наркотиков в исправительные учреждения стоит в ряду основных направлений борьбы с распространением наркомании во всем обществе.

Зачастую в исправительных учреждениях осужденные наркоманы приобщаются к более тяжелым наркотикам, а мононаркоманы превращаются в полинаркоманов. Это обстоятельство объясняется тем, что ассортимент предлагаемых наркотиков в условиях изоляции ограничен, достаточный их выбор отсутствует и нередко приходится потреблять то, что имеется, без учета типа зависимости.

При этом обращает на себя внимание то, что длительность наркотизации лиц, осужденных за преступления, отличается большей продолжительностью, по сравнению с несудимыми хроническими наркоманами. На свободе у потребителя имеется больше вариантов «общения» с наркотиками. Он, например, может одуматься и начать лечиться или пробовать уменьшить потребляемую дозу, либо погибнуть от передозировки и т.д. Места лишения свободы в этом плане потребителям наркотиков почти не предоставляют выбора. Как правило, ни желаемого количества, ни требуемого вида наркотика в условиях «зоны» ему не достать. Довольствоваться приходится малым. Поэтому процесс наркотизации здесь течет более вяло и дольше по времени.

В исправительных учреждениях осужденные наркоманы приобретают разнообразный криминальный опыт, не связанный со сферой нелегального оборота наркотических средств или психотропных веществ. Попав в места лишения свободы, наркоманы в большинстве случаев не только не расстаются со своей пагубной привычкой, но набираются преступного опыта и «профессионального мастерства». Выходя из «зоны», наркоманы приобретают устойчивые антиобщественные взгляды и установки. Почти каждый третий из неоднократно судимых лиц становится хроническим алкоголиком или наркоманом. Жизнь их проходит в виде однообразной череды лет, заполненных наркотическим дурманом, преступлениями и наказаниями.

Даже если представить, что наркоман излечился в местах лишения свободы (а это весьма проблематично), отсутствие программ реабилитации неизбежно приведет его через некоторое время после освобождения в привычную среду, поскольку комплекс практически неразрешимых социально-экономических и иных проблем, с которыми он непременно столкнется, психологическая зависимость от наркотика вновь возродят в нем стремление уйти от действительности привычным и наиболее легким для него образом. В местах лишения свободы значительная часть осужденных пробует на себе многое из того, что на свободе никогда бы не стали делать. Каждый десятый наркоман стал таковым в местах лишения свободы. Здесь прослеживается своя специфика проявления причин и условий, способствующих приобщению к наркотикам. В условиях изоляции от общества характер человека, его психоэмоциональные особенности имеют большое значение. В колонии сложнее остаться самим собой и не попасть под отрицательное влияние более опытных матерых преступников. «Зона» подавляет, а то и безжалостно раздавливает человека. Для лиц с неустойчивой психикой, слабой волей, внушаемых, трусливых риск оказаться вовлеченными в наркоманию повышается в несколько раз. В местах лишения свободы концентрация негативных факторов, оказывающих воздействие на личность, значительно выше. В условиях изоляции обостряются многие психические заболевания, происходят нервные срывы, что является благодатной почвой для потребления психотропных и наркотических препаратов.

В местах лишения свободы от скуки, ради интереса, или просто от нечего делать, т.е. в результате заполнения досуга, люди зачастую приобщаются к курению, употреблению «чифира», спиртного и наркотиков.

А недостатки и упущения в работе правоохранительных органов и системы исправительных учреждений во многих случаях способствуют тому, что в места лишения свободы почти беспрепятственно проникает достаточно большое количество спиртного и наркотиков. Алкогольный и наркотический дурман в условиях несвободы является особо привлекательным и заманчивым, поскольку позволяет хоть на время «вырваться» за колючую проволоку, ощутить себя пусть иллюзорно, но на свободе. Большая часть заключенных попадает в наркотические сети без какого-либо сопротивления, добровольно принимая условия жизни и правила игры «зоны».

Кроме того, нередки также случаи, когда с помощью угроз и физического насилия в целях подчинить или наказать человека принуждают принимать наркотик, как говорят, «сажают на иглу». Будущее такого человека уже предрешено, потому что нет такого преступления, на которое не отважился бы наркоман, чтобы избежать «ломки».

В действительности, в местах лишения свободы наркотики имеют порой многофункциональное назначение. Они часто выступают эквивалентом денег в расчетах между осужденными, служат орудием расправы и средством совершения преступлений в отношении «проштрафившихся», наградой отличившимся за оказание каких-либо услуг. Если учесть, что наркоману со стажем в день на приобретение наркотиков на воле необходимо около 500 рублей, которые очень трудно раздобыть легальным путем, то в условиях несвободы это становится еще более проблематичным. Такие наркоманы продают все, всех, включая и себя самого. Став рабом наркотика и своего «покровителя», из рук которого он получает вожделенную отраву, наркоман по команде, не задумываясь, совершит любое преступление как в «зоне», так и выйдя на свободу.

Осужденный, ставший наркоманом в «зоне», и после освобождения остается зависимым от преступной среды. Ради наркотика он вынужден будет беспрекословно выполнять любые поручения своих преступных покровителей, регулярно снабжающих его дурманом. Выйдя на свободу, наркоман становится «активным членом организованного преступного сообщества или группировки, специализирующейся на распространении наркотиков, занимающейся наркобизнесом». Он всегда послушно будет исполнять волю своих повелителей.

С каждой последующей судимостью число лиц, потребляющих наркотики, увеличивается в несколько раз. По данным многочисленных исследований, гашиш, например, употребляют почти 100 % ранее судимых. Наркотический дурман сопровождает их как в «зоне», так и на свободе, он является неотъемлемым спутником их загубленной жизни. Этому во многом способствует полученный опыт и навыки выживания в местах лишения свободы, устойчивые отношения с лицами, ранее судимыми. К прежним чертам характера добавляются новые, приобретенные во время отбывания уголовного наказания. Появляются ощущения ненужности, невозможности что-либо изменить и исправить в своей судьбе. Человек опускает руки, считает себя погибшим. Даже понимая, что наркотик отобрал у него дом, близких, здоровье, а затем и свободу, он никак не может отказаться от него. Наркотик дарит минуты облегчения и радости в его серой, беспросветной и очень короткой жизни.

Таким образом, неоднократные судимости за преступления - еще один из признаков, характеризующих наркомана. Здесь стоит отметить, что просматривается стойкая зависимость количества судимостей от количества прожитых лет до того времени, с которого наркоман начал потреблять наркотики. Чем в более раннем возрасте состоялось первое знакомство с наркотическими препаратами, тем быстрее наркоман знакомится с уголовным законом. Две трети осужденных свое первое уголовное наказание понесли будучи несовершеннолетними. Но половина из них первое антиобщественное деяние совершили еще раньше, когда в силу своего малолетнего возраста не могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Анализ данных о направленности преступной деятельности судимых потребителей наркотиков свидетельствует, что в 50 % случаев они осуждаются непосредственно за преступления, связанные с наркотиками. Примерно в 25,3 % случаев ими совершаются корыстные преступления, 10,2 % - приходятся на иные общественно опасные деяния. Остальную часть в среднем в равных долях составляют корыстно-насильственные и насильственные преступления. Показательно, что подавляющее большинство всех совершаемых преступлений так или иначе связано с проблемой наркомании самих преступников.

Так, по данным МВД России, темпы роста преступлений, совершаемых в состоянии наркотического и токсического опьянения, остаются достаточно высокими, в среднем в 10-15 раз выше по сравнению с теми, которые совершаются в состоянии алкогольного опьянения. В общем числе выявленных лиц, совершивших преступления, наблюдается рост ранее судимых. Если общий рецидив в последние годы в России колеблется в пределах 24-29 %, то специальный рецидив среди лиц, подвергнутых наказанию за наркопреступления, достигает 60-65 %.

В заключение хотелось бы отметить, что в местах лишения свободы сегодня находится около семисот тысяч человек. Таким образом, напрашивается вывод, что в настоящее время формируется гигантская база для расширения потребления наркотиков на перспективу. Государство обязано помешать данному процессу.

 

Автор: Иванов С.А.