Нормативно-правовые акты США, регулирующие отношения по использованию товарного знака в доменном имени
США - первая страна, принявшая специальное законодательство об использовании товарного знака в доменном имени. 29 ноября 1999 года Конгресс США одобрил Закон о защите потребителя от киберпиратства (АСРА).
Его принятие было вызвано появившейся практикой киберпиратства и сложностью защиты прав владельцев товарных знаков от их незаконного использования в качестве доменных имен на основании существовавших на тот момент законодательных актов, а именно.
Закона Лэнхэма о Товарных знаках (An Act to provide for the registration and the protection of trademarks used in commerce, to carry out the provisions of certain international conventions, and for other purposes. Закон, используемый для регистрации и охраны товарных знаков в предпринимательстве с целью выполнения условий определенных международных конвенций и для других целей - принятый 5 июля 1946 года) (раздел 15, глава 22 Свода законов); 2. Федерального закона об ослаблении товарного знака 1996 года (the U.S. Federal Trademark Dilution Act (FTDA) - Федеральный закон США об ослаблении товарного знака).
Владельцы товарных знаков обращались в федеральные суды по поводу защиты их товарных знаков от нарушения и ослабления против тех, кто зарегистрировал их товарные знаки и фирменные наименования в качестве доменных имен. Сначала владельцы товарных знаков столкнулись со сложностью убеждения судов в правомерности их притязаний и с множеством процедурных препятствий, таких как: неспособность установить истинного нарушителя, предоставившего ложную информацию о регистрации, а также с трудностью доказывания факта подчинения пострадавшей стороны юрисдикции США.
АСРА является частью законодательства США о товарных знаках (частью 43(d) Закона Лэнхэма). Закон запрещает недобросовестную и вводящую в заблуждение регистрацию товарных знаков в качестве доменных имен с целью извлечения прибыли от репутации таких знаков - практику киберпиратства. АСРА устанавливает, что киберпиратство имеет место, когда лицо регистрирует доменное имя, тождественное или сходное до степени смешения с товарным знаком, с целью недобросовестного извлечения прибыли из такого знака. Таким образом, сфера применения АСРА шире киберпиратства. Закон содержит не исчерпывающий список из девяти факторов, указывающих на недобросовестность намерений по извлечению прибыли:
1. наличие у лица прав на товарный знак или иных прав интеллектуальной собственности на доменное имя;
2. степень включения в доменное имя юридического имени лица или иного имени, которое обычно используется для обозначения такого лица;
3. предыдущее использование лицом доменного имени в отношении добросовестного предложения любых товаров или услуг;
4. добросовестное некоммерческое или честное использование лицом знака на сайте, доступном под доменным именем;
5. намерение лица отвернуть пользователей от онлайнового местонахождения владельца знака к сайту, доступному под доменным именем, которое может нанести ущерб репутации знака, как с коммерческой целью, так и с намерением опорочить знак, путем создания сходства до степени смешения в отношении ресурса, спонсорства, зависимости или сайта;
6. предложение о продаже, аренде или другой передаче доменного имени владельцу товарного знака или любому третьему лицу за финансовую компенсацию, не используя или не имея намерения добросовестно использовать доменное имя для предложения любых товаров или услуг, или предыдущие приготовления лица, указывающие на намерение такого использования;
7. предоставление лицом существенной и вводящей в заблуждение неправильной контактной информации при регистрации доменного имени, преднамеренное неподдержание лицом актуальности контактной информации или предшествующее приготовление лица, указывающее на такое намерение;
8. регистрация или получение лицом множества доменных имен, которые, как известно лицу, тождественны или сходны до степени смешения со знаками других лиц, обладающими различительной способностью на момент регистрации таких доменных имен, или ослабляют известные знаки других лиц, являющиеся известными на момент регистрации таких доменных имен, независимо от товаров или услуг сторон;
9. степень включения знака в регистрацию доменного имени лица является или не является различительной и известной.
В сущности, единственным основанием для признания отсутствия недобросовестных намерений является то, что «ответчик полагал и имел для этого достаточные основания, что использование доменного имени является честным». АСРА ввел новое основание для признания нарушения товарного знака и позволяет избежать злоупотребления в сфере использования товарных знаков в сети Интернет. Закон эффективно используется по отношению к любому доменному имени, которое зарегистрировано или предполагается к регистрации для обозначения любого адреса в сети Интернет, и обеспечивает владельцам товарных знаков правовую защиту против киберпиратства, позволяя предъявлять иск против регистрации доменных имен лицам, зарегистрировавшим доменные имена с предоставлением неточной информации или без предоставления информации об истинном владельце товарного знака. В отличие от FTDA, АСРА не содержит требования о коммерческом использовании доменного имени для признания нарушения прав на товарный знак. А также предусматривает подачу иска «in rem» по месту нахождения регистратора родового домена верхнего уровня.
Средствами защиты в соответствии с АСРА являются наложение судебного запрета или принудительная передача доменного имени владельцу использованного в нем товарного знака, а также взыскание с нарушителя установленной Законом компенсации в размере от $1000 до $100000 за любое доменное имя, зарегистрированное, начиная с 29 ноября 1999 года, в нарушение АСРА.
Считаем, что принятие АСРА свидетельствует о высоком уровне развития законодательства о товарных знаках в США. Нормы, подобные содержащимся в АСРА, могут быть приняты и в России.
Нормы отдельной страны, в том числе специального законодательства США, не могут решить всех проблем правового регулирования отношений по использованию товарных знаков в доменном имени. Такая задача может быть решена только на международном уровне, поскольку в сферу отношений в сети Интернет вовлечены в настоящее время практически все страны мира. Международной организацией, координирующей и осуществляющей работу в данной области, является Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности.
Автор: Ешич А.С.