26.10.2011 3443

Роль Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности в развитии и унификации регулирования отношений по использованию товарного знака в доменном имени

 

ВОИС является международной организацией, призванной стимулировать использование и охрану интеллектуальной собственности.

По предложению правительства США и при одобрении государств-членов ВОИС. ВОИС с 1998 года предприняла широкую международную акцию консультаций, так называемый, Первый Исследовательский процесс ВОИС (далее «Первый Процесс ВОИС»). Цель Первого Процесса ВОИС состояла в выработке соответствующих рекомендаций, касающихся отдельных вопросов, возникающих из взаимодействия доменных имен и прав на интеллектуальную собственность, для ICANN.

30 апреля 1999 года был опубликован отчет о первом процессе ВОИС. Главная рекомендация заключалась в создании единой политики разрешения споров, ограниченных регистрацией товарных знаков в качестве доменных имен в родовых доменах верхнего уровня.com,.net,.org, вводящих в заблуждение и осуществленных недобросовестно.

26 августа 1999 года ICANN утвердила документ «Политика разрешения споров», окончательно вступивший в силу 1 января 2000 года. Документ «Политика разрешения споров» в значительной части отражает рекомендации, сформулированные в отчете о Первом Процессе ВОИС. Процедура, применяемая в соответствии с документом «Политика разрешения споров», является обязательной административной (внесудебной) процедурой и может рассматриваться как предварительный внесудебный порядок рассмотрения споров. С точки зрения российского права, арбитражный центр, рассматривающий спор в соответствии с документом «Политика разрешения споров», выполняет функции независимой экспертной организации, но решения (заключения) этой экспертной организации получают обязательную силу для согласившихся на это регистраторов доменов.

На сегодняшний день документ «Политика разрешения споров» является частью договора о регистрации доменного имени и устанавливает условия в связи с возможными спорами между заявителем (администратором домена) и любой другой стороной, за исключением регистратора, в отношении регистрации и использования доменного имени.

Документ «Политика разрешения споров» предполагает, что, подавая заявление на регистрацию доменного имени или заявление на продление или возобновление регистрации доменного имени, заявитель (администратор домена) подтверждает, что

1. все, что им указано в договоре о регистрации доменного имени, является полной и достоверной информацией;

2. ему неизвестно, что регистрация им доменного имени может нарушить или иным образом ограничить права третьих лиц;

3. доменное имя не регистрируется с незаконной целью;

4. доменное имя не будет использоваться в нарушение каких-либо законов и правил. Определение, является ли нарушением чьих-либо прав регистрация доменного имени, - обязанность заявителя (администратора домена).

В соответствии с документом «Политика разрешения споров» регистратор оставляет за собой право отменить регистрацию, передать домен иному лицу или внести другие изменения в регистрационные данные при следующих обстоятельствах:

- если в соответствии с установленными документом «Политика разрешения споров» правилами от администратора домена (или доверенного лица) будут получены письменные или электронные инструкции на совершение таких действий;

- если регистратором будут получены определения или решения суда, обладающего соответствующей юрисдикцией, требующие совершения определенных действий;

- если регистратором будет получено решение административной комиссии, содержащее требование совершить эти действия, при условии что это решение вынесено в административном процессе (в котором администратор был одной из сторон процесса) и который был проведен в соответствии с документом «Политика разрешения споров»; в соответствии с условиями договора о регистрации доменного имени или по иным юридическим основаниям.

Документ «Политика разрешения споров» устанавливает обязанность администратора домена участвовать в обязательном административном процессе в случае, если третье лицо («истец») подаст заявление, в котором укажет на недобросовестность регистрации или использования доменного имени его администратором.

Если в результате рассмотрения спора будет принято решение об отмене или передаче доменного имени, то такое решение подлежит исполнению регистратором через десять дней, в течение которых администратор домена вправе перенести разбирательство в традиционный суд, обладающий соответствующей юрисдикцией (суд страны, под юрисдикцией которой находятся ответчик по делу или регистратор доменного имени). В указанном случае регистратор откладывает исполнение решения до получения: достаточных доказательств того, что спор между сторонами прекращен; достаточных доказательств того, что в удовлетворении заявления администратора домена было отказано или оно было отозвано; копии постановления суда об отказе в удовлетворении заявления администратора домена или о том, что он не имеет права продолжать использование доменного имени.

Уникальность работоспособности процедуры в соответствии с документом «Политика разрешения споров» заключается в том, что она не опирается на нормы национального права какого-либо государства в мире.

Отсутствуют и международные договоры, прямо предусматривающие применение ее положений. Правовой основой применения документа «Политика разрешения споров» является договор между уполномоченной ICANN регистрирующей организацией и администратором домена, в котором ясно выражено согласие последнего участвовать в «обязательном административном процессе». Таким образом, документ «Политика разрешения споров» и принятые в ее развитие Правила для документа «Политика разрешения споров» (далее - «Правила») можно рассматривать как обязательные условия договора с лицом, оказывающим услугу, то есть в конечном итоге с ICANN как с организацией, обеспечивающей техническую сторону функционирования сети Интернет.

После принятия этих мер возможность для недобросовестной регистрации товарных знаков в родовых доменах верхнего уровня и национальных доменах верхнего уровня была в значительной степени уменьшена.

В 1999 году Центр ВОИС по арбитражу и посредничеству (Центр ВОИС) (учреждение, образованное в Женеве (Швейцария) в 1994 году для предоставления услуг по альтернативному разрешению споров) был уполномочен ICANN рассматривать дела, выносимые на рассмотрение в соответствии с документом «Политика разрешения споров». Роль Центра ВОИС заключается в администрировании процедуры, а именно: в подтверждении соответствия заявления формальным требованиям документа «Политика разрешения споров» и Правил; сотрудничество с соответствующим регистратором с целью удостоверения, что указанный ответчик действительно является администратором спорного доменного имени; проверка контактных данных администратора доменного имени; направление уведомления ответчику; назначение административной комиссии.

В то время как Первый Процесс ВОИС был посвящен охране товарных знаков и знаков обслуживания в DNS, стало ясно, что обозначения, отличные от товарных знаков, также являются предметом злоупотребления в DNS. Отчет, выпущенный по завершении Первого Процесса ВОИС, особо отметил в этой связи практику злоупотреблений в отношении фирменных наименований, наименований мест происхождения товаров и личных имен.

28 июня 2000 года ВОИС получила запрос от 19 государств - членов, впоследствии подтвержденный Генеральной Ассамблеей ВОИС, о проведении второго процесса консультаций для исследования вопросов интеллектуальной собственности, относящихся к доменным именам, не вошедших в рамки Первого Процесса ВОИС. В ответ на это в июле 2000 года ВОИС начала второй исследовательский Процесс ВОИС по доменным именам в сети Интернет. Этот Процесс был посвящен умышленной, наносящей ущерб, вводящей в заблуждение, или недобросовестной, регистрации доменных имен для следующих обозначений:

1. международные непатентуемые наименования (МНН);

2. наименования и аббревиатура международных межправительственных организаций (ММО);

3. личные имена;

4. наименования мест происхождения товаров;

5. фирменные наименования.

Заключительный отчет о Втором Процессе ВОИС, «Признание прав и использование названий в системе доменных имен в сети Интернет», был опубликован 3 сентября 2001 года и передан государствам - членам ВОИС на Генеральной Ассамблее, проходившей с 24 сентября по 3 октября 2001 года, а также Совету ICANN.

На Генеральной Ассамблее 2001 года государства - члены ВОИС решили передать Отчет для всестороннего анализа Постоянному Комитету ВОИС по праву в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (SCT), который должен был провести две специальные сессии, посвященные этому вопросу. Постоянный Комитет был создан в марте 1998 года для содействия международному развитию права в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний и состоит из государств - членов ВОИС, а также, в качестве наблюдателей, из государств, не являющихся членами ВОИС, и межправительственных организаций. SCT собирался на специальные сессии с 29 ноября по 4 декабря 2001 года и с 21 по 24 мая 2002 года для анализа Отчета о Втором Процессе ВОИС. SCT сформулировал ряд рекомендаций, по которым государства - члены ВОИС приняли решение на своей Генеральной Ассамблее, проходившей с 23 сентября по 1 октября 2002 года.

Рекомендации отчета заключались в следующем:

1. Для МНН: введение механизма защиты МНН против регистрации тождественных доменных имен посредством уведомления, направляемого в адрес ВОИС о тождественности регистрации МНН. ВОИС совместно с Всемирной организацией здравоохранения проверяет тождество и уведомляет ICANN. ICANN уведомляет регистратора о том, что регистрация должна быть отменена. В настоящее время данная процедура не разработана и не применяется.

2. Для наименований и аббревиатур ММО: государства должны разработать административную процедуру разрешения споров, близкую предусмотренной документом «Политика разрешения споров», в которой ММО может подать иск о том, что доменное имя тождественно или сходно до степени смешения с наименованием или аббревиатурой ММО, которое было зарегистрировано без правового основания и может вызвать вводящую в заблуждение ассоциацию владельца доменного имени с ММО. В настоящее время данная процедура не разработана и не применяется.

3. Для личных имен: не существует действующих международных норм, регулирующих их охрану, и национальные нормы представляют разнообразие правовых подходов к их охране, что не позволяет разработать унифицированную процедуру разрешения подобных споров. Несмотря на вышесказанное, в настоящее время личные имена защищаются от недобросовестной регистрации доменного имени в соответствии с документом «Политика разрешения споров». Первым подобным делом было дело о домене JeanetteWinterson.com. Арбитры принимают решения на основании документа «Политика разрешения споров» в пользу обладателей личных имен, если собственное имя использовалось ими в качестве коммерческой ценности, например, в рекламе других лиц или непосредственно при продвижении на рынок собственных товаров.

4. Для наименований мест происхождения товаров: существуют международные нормы, которые должны быть адаптированы для регулирования отношений, возникающих при неправомерном использовании данных объектов в качестве доменных имен. Более того, отсутствие международного согласованного перечня наименований мест происхождения товаров породит проблемы для подачи иска по системе, предусмотренной документом «Политика разрешения споров», так как вызовет трудности в определении применимого права. Международные нормы не охватывают такие объекты, как: наименования стран, мест внутри стран и местного населения.

5. Для фирменных наименований: существуют международные нормы для регулирования фирменных наименований. Основные проблемы заключаются в определении в соответствии с различными национальными подходами, что составляет охраняемое фирменное наименование, и в выборе применимого права. На основании изложенного рекомендовалось не предпринимать никаких действий в этой сфере, направленных на создание единой процедуры разрешения споров при использовании фирменного наименования в качестве доменного имени.

Одновременно с запросом о проведении Второго Процесса ВОИС по доменным именам в сети Интернет 19 заинтересованных государств - членов ВОИС подали запрос о создании программы для помощи администраторам национальных доменов верхнего уровня. Запрос был соответствующим образом поддержан Генеральной Ассамблеей ВОИС, и программа была начата в августе 2000 года. Целью программы явилось совершенствование охраны интеллектуальной собственности в национальных доменах верхнего уровня в сотрудничестве с их администраторами,

В соответствии с программой ВОИС:

1. разработала Наилучшую практику в национальных доменах верхнего уровня по предотвращению и разрешению споров в области интеллектуальной собственности;

2. регулярно консультировала администраторов национальных доменов верхнего уровня в соответствии с их запросами по вопросам интеллектуальной собственности и разработке соответствующих процедур урегулирования споров и предоставляла услуги Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству;

3. консультировала администраторов национальных доменов верхнего уровня, которые инициировали национальные консультационные процессы в соответствии с Процессами ВОИС по доменным именам в сети Интернет;

4. опубликовала базу данных национальных доменов верхнего уровня и портал базы данных товарных знаков.

Наилучшая практика в национальных доменах верхнего уровня по предотвращению и разрешению споров в области интеллектуальной собственности была представлена в виде проекта на закрытии Конференции ВОИС по вопросам интеллектуальной собственности, относящимся к национальным доменам верхнего уровня, организованной 20 февраля 2001 года. Проект был опубликован в сети Интернет для публичных комментариев, а окончательная версия была опубликована 20 июня 2001 года. Наилучшая практика представляет собой руководство по вопросам интеллектуальной собственности для использования администраторами национальных доменов верхнего уровня. Она подчеркивает значение практики регистрации доменных имен, разработанной для предотвращения конфликтов между доменными именами и объектами интеллектуальной собственности, процедур административного разрешения споров и, наконец, описывает услуги по разрешению споров Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству, которые доступны для любого администратора национального домена верхнего уровня, который пожелает выбрать Центр для этой цели.

В январе 2002 года ВОИС также опубликовала базу данных национальных доменов верхнего уровня. Эта база данных, которая регулярно обновляется, имеет связи с сайтами практически всех национальных доменов верхнего уровня и предоставляет информацию по каждому из национальных доменов верхнего уровня в части того, заключаются ли с администраторами доменов контракты на регистрацию домена, имеется ли служба данных о пользователях и существуют ли альтернативные механизмы разрешения споров.

ВОИС также опубликовала портал баз данных по товарным знакам для облегчения предварительного поиска товарных знаков для тех, кто хочет зарегистрировать доменное имя в родовом домене верхнего уровня или национальном домене верхнего уровня и удостовериться, что это имя не нарушает прав третьих лиц на товарный знак. В настоящее время портал дает возможность просматривать базы данных, предоставляемые 58 национальными, региональными и международными ведомствами или агентствами по промышленной собственности.

Помимо проведения процессов, ВОИС издает обзоры проблем по вопросам интеллектуальной собственности в сети Интернет, которые описывают текущие проблемы и достижения, относящиеся к интеллектуальной собственности в сети Интернет. Обзоры особое внимание уделяют международному аспекту затрагиваемых проблем и адресованы тем, кто заинтересован в получении общего представления о проблемах интеллектуальной собственности в цифровой среде.

 

Автор: Ешич А.С.