Правовая природа доменного имени. Классификация доменных имен на современном этапе
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует легальное определение доменного имени. Некоторые авторы предлагают включить определение доменного имени в Закон о товарных знаках. Такая инициатива представляется недостаточно обоснованной. Предметом регулирования указанного закона являются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров. В законе определяются понятия только объектов исключительных прав, а именно «товарный знак» и «наименование места происхождения товара». Понятия способов использования указанных объектов в Законе о товарных знаках не раскрываются. А доменное имя расценивается исключительно как способ использования товарного знака, а не как объект права.
В мировой практике существуют следующие легальные определения доменного имени. Доменное имя - любое текстовое обозначение, которое зарегистрировано или назначено любым регистратором доменных имен или любым иным лицом, обладающим такими полномочиями, как часть электронного адреса Интернет. Доменное имя - выраженная в текстовой форме строка, соответствующая цифровому адресу в Интернет.
Среди российских ученых-юристов, в основном, сложились две точки зрения по поводу правовой природы доменных имен. Первая точка зрения, которой придерживаются, например, А.Г. Серго, В. Кравченко, В.О. Калятин, Ю.Л. Немец, СВ. Петровский, А.А. Агеенко, В.Б. Наумов, состоит в следующем: доменные имена по существу являются новым средством индивидуализации с особым правовым режимом. Данная позиция нашла отражение в Проекте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации от 23 марта 2006 года, статья 1225 которого относила доменные имена к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. Однако 8 ноября 2006 года Государственная Дума Федерального Собрания, приняв во втором чтении часть четвертую ГК РФ, исключила из нее параграф 5 «Право на доменное имя» главы 76. В принятой 18 декабря 2006 года части четвертой ГК РФ доменное имя также не указано в качестве средства индивидуализации.
Вторая точка зрения, которой придерживаются, например, СЛ. Бабкин, 3.Ю. Милютин, В.И. Скиба, заключается в следующем: доменное имя не является самостоятельным средством индивидуализации, объектом интеллектуальной собственности и приравнивается к телефонному номеру или почтовому адресу.
Существует и еще одна группа ученых, которые, не определяя правовую природу доменного имени, говорят о том, что нежелательно абсолютное приравнивание доменного имени к товарному знаку.
Проанализируем точку зрения В.И. Скибы, которая представляется внутренне недостаточно согласованной. С одной стороны, автор предлагает следующее определение доменного имени: «доменное имя - это средство индивидуализации, определяющее нахождение ресурса в сети Интернет», а с другой стороны, говорит о том, что «доменное имя признается исключительно технической возможностью для использования средства индивидуализации в сети Интернет. Держатель доменного имени может обладать только правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в доменном имени в соответствии с действующим законодательством РФ».
Интересной представляется точка зрения А.В. Алешина: «анализ понятия «доменное имя», законодательства и практики его применения, а также современных реалий в использовании сети Интернет позволяет сделать вывод о том, что «доменное имя» в большинстве случаев изначально, помимо адресной, не несет в себе иной различительной функции. Однако впоследствии, в результате его активного использования или рекламы, может приобрести второе значение - различительную способность и, соответственно, может квалифицироваться как средство индивидуализации. Таким образом, налицо двойственная природа доменных имен».
Как видно из вышеизложенного, А.В. Алешин считает, что основным признаком обозначения для отнесения его к средствам индивидуализации является различительная способность. С таким положением сложно согласиться. Например, существуют фирменные наименования, являющиеся средством индивидуализации и объектом исключительных прав, но не обладающие различительной способностью. В понятие различительной способности вкладывается смысл, определенный в «Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания», утвержденных Приказом Роспатента от 5 марта 2003 года №32 (далее - «Правила по товарным знакам»), подпункт 2.3.1 которых предусматривает, что к обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности:
- обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры;
- общепринятые наименования, общепринятые сокращенные
- наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.
В последнее время в литературе была высказана еще одна точка зрения по поводу правовой природы доменного имени. Ее автор, И. Невзоров, считает, что «доменное имя представляет собой реквизит, позволяющий идентифицировать документированную информацию в сети Интернет. Только с помощью использования доменного имени пользователь Всемирной сети может направить своему оператору связи запрос на предоставление каких-то определенных сведений. Будучи реквизитом документа, доступного для пользователей сети Интернет, доменное имя в соответствии со статьей 138 ГК РФ в настоящее время не является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности в связи с отсутствием законодательного указания на самостоятельный характер доменного имени».
Наша позиция по вопросу правовой природы доменного имени сводится к следующему. Современное российское законодательство и международные соглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств. Институт правовой охраны средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) состоит из двух частей: субинститута средств индивидуализации участников гражданского оборота и субинститута средств индивидуализации товаров, работ и услуг. Основной функцией рассматриваемого института интеллектуальной собственности является обеспечение должной индивидуализации производителей и их товаров, работ и услуг.
Для определения того, обладает ли доменное имя признаками средства индивидуализации до указания его в качестве такового в законодательстве, необходимо установить, присуща ли ему функция индивидуализации участников гражданского оборота или индивидуализации товаров, работ и услуг. Для решения поставленного вопроса, необходимо четко разграничить случаи, во-первых, использования доменного имени для индивидуализации адресного пространства в сети Интернет, а во-вторых, использование доменного имени как буквенного обозначения не для индивидуализации адресного пространства. Нам представляется, что доменные имена являются способом обозначения сайта в сети Интернет. С точки зрения предпринимательской деятельности, сайт - это место размещения информации об участниках предпринимательских отношений, товарах, работах, услугах, место оказания услуг в онлайне. Вне сети Интернет доменные имена используются исключительно в целях рекламы сайта. В случае оказания услуг в сети Интернет доменное имя, с одной стороны, индивидуализирует сами услуги, а с другой стороны - место оказания услуг. При этом сами услуги неразрывно связаны с местом оказания услуг, изменить которое без смены доменного имени невозможно.
Более того, Законом о товарных знаках и Гражданским кодексом РФ доменное имя рассматривается исключительно как способ использования товарных знаков и наименований мест происхождения товаров.
На основании изложенного можно сделать вывод, что доменное имя выполняет функцию обозначения сайта в сети Интернет, а не лиц и производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, и поэтому не может рассматриваться в качестве объекта исключительных прав.
Несмотря на вышесказанное, нельзя не отметить, что доменные имена все чаще используются вне сети Интернет, становясь объектами сделок, в том числе купли-продажи. Так как доменные имена не являются объектом исключительных прав, то «переход прав» на доменные имена оформляется уступкой прав и обязанностей по договору на оказание услуг по регистрации доменного имени, заключаемого с регистратором. Эта особенность доменных имен послужила причиной возникновения множества споров с владельцами других обозначений, которые существовали до появления сети Интернет и охранялись правами интеллектуальной собственности. Как отмечено в документе ВОИС «Основы электронной коммерции и вопросы интеллектуальной собственности (WIPO PRIMER)», опубликованном в мае 2000 года, конфликты между доменными именами и иными средствами индивидуализации, в основном, являются результатом несовместимой природы систем, к которым принадлежит каждый тип обозначения; система доменных имен в большой степени управляется частными компаниями, а результатом регистрации доменного имени становится присутствие, доступное из любой части мира, в то время как система интеллектуальной собственности управляется государственными органами на основе принципа территориальности, предоставляя права, которые могут иметь силу на определенной территории. Конфликт усилился из-за деятельности по недобросовестной регистрации в качестве доменных имен различительных обозначений, особенно товарных знаков, с целью последующей продажи их владельцам или с целью использования преимуществ доброго имени, ассоциируемого с ними.
Доменные имена в сети Интернет представляют собой единую систему, которая имеет ряд существенных особенностей:
- единство для всей сети Интернет и иерархичность;
- факультативность и предоставление возможности лицам самостоятельно выбирать и регистрировать свободные доменные имена;
- обеспечение для зарегистрированных доменных имен их уникальности на всем адресном пространстве сети Интернет;
- возмездность предоставления.
Важное значение имеет классификация доменных имен, которая может быть проведена по двум основаниям. Во-первых, доменные имена подразделяются по уровням: верхний (первый), второй и так далее. Доменные имена верхнего уровня состоят из двух элементов: название доменного имени, код доменного имени (например, aaa.ru). Доменные имена второго уровня - из трех элементов: название доменного имени, название доменного имени первого уровня, код доменного имени (например, bbb.aaa.ru). Доменные имена следующих уровней состоят соответственно из четырех, пяти и далее элементов. Во-вторых, доменные имена верхнего уровня подразделяются на родовые домены верхнего уровня, generic Top-Level Domains, и национальные домены верхнего уровня, country-code Top-Level Domains.
Первоначально было создано 250 доменов верхнего уровня: 7 родовых и 243 национальных. Распределением и ведением реестра родовых доменов верхнего уровня занимается ICANN. Каждый родовой домен верхнего уровня предназначен для использования определенным видом организации. Ниже приводится список родовых доменов верхнего уровня с указанием пользователей:
.aero - для определенных членов всемирного авиационного сообщества, поддерживается Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques SC (SITA);
.biz - для предприятий, управляется NeuLevel;
.coop - для совместных предприятий (кооперативов), поддерживается Dot Cooperation LLC;
.com - для коммерческих организаций, целью деятельности которых является извлечение прибыли, управляется Verisign Global Registry Services;
edu - для колледжей и университетов США;
.gov - для федеральных правительственных агентств США;.info - управляется Afilias Limited;.
int - для международных организаций;.mil - для военных организаций США;
.museum - для музеев и связанных с ними лиц, поддерживается the Museum
Domain Management Association (MuseDoma);
.name - для частных лиц, управляется Global Name Registry;
.cat - для Каталонского языкового и культурного сообщества, управляется Fundacio puntCat;
.mobi - для потребителей и поставщиков мобильных товаров и услуг, управляется mTLD Top Level Domain, Ltd.;
.travel - для компаний, основный вид деятельности которых находится в сфере туристической промышленности, управляется Tralliance Corporation; jobs - для менеджеров в области управления персоналом, управляется Employ Media LLC;
.net - для организаций по сетевой инфраструктуре, управляется Verisign Global Registry Services;
.org - для разных, обычно некоммерческих, организаций и частных лиц, управляется Public Interest Registry.
Родовые домены верхнего уровня делятся на два типа: управляемые и неуправляемые. Неуправляемые родовые домены верхнего уровня управляются в соответствии с положениями, устанавливаемыми мировым Интернет сообществом прямо через процесс ICANN, тогда как управляемые родовые домены верхнего уровня являются специализированными доменами, имеющими спонсора, представляющего более узкое сообщество. Таким образом, спонсор осуществляет переданную ответственность по созданию положения по многим вопросам, касающимся доменов верхнего уровня. Спонсор - это организация, которой переданы некоторые определенные полномочия по созданию положения, относящиеся к способу управления определенным управляемым доменом верхнего уровня. Управляемый домен верхнего уровня имеет Устав, в котором определяется цель его создания и управления. Операторы по регистрации и спонсоры направляют ежемесячно отчет ICANN.
В дополнение к родовым доменам верхнего уровня и национальным доменам верхнего уровня создан один специальный домен верхнего уровня - .аrра, который используется для целей технической инфраструктуры. ICANN администрирует .аrра совместно с Техническим сообществом Интернет под руководством Органа по архитектуре Интернет (the Internet Architecture Board).
В качестве имен национальных доменов верхнего уровня используются двухбуквенные коды стран, закрепленные в стандарте ISO 3166 Международной организации по стандартизации. Национальные домены верхнего уровня предназначены для использования каждой конкретной страной, которая определяет, кто может использовать их код. Полномочия по распределению национальных доменов верхнего уровня переданы национальным организациям, находящимся под юрисдикцией соответствующих государств.
В России в 1992 году с появлением возможности управления национальными доменами три российские организации - провайдеры услуг Интернет независимо друг от друга направили заявки в Уполномоченную организацию распределения адресов (IANA) с просьбой предоставить им право администрирования российского национального домена RU. IANA предложила российскому Интернет-сообществу прийти к единому мнению при выборе администратора домена. 4 декабря 1993 года на собрании крупнейших, из существовавших в то время в России, Интернет-провайдеров было подписано соглашение «О порядке администрирования зоны RU», в соответствии с которым обязанности по администрированию и техническому сопровождению национального домена RU были переданы Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС). На основании этого соглашения Международный сетевой информацонный центр Internic официально зафиксировал право РосНИИРОС на администрирование зоны RU.
РосНИИРОС является учреждением, созданным Министерством науки и технологий РФ, Министерством высшего и профессионального образования РФ и Российским Научным Центром «Курчатовский Институт». Основная деятельность Российского НИИ Развития Общественных Сетей направлена на создание и внедрение современных телекоммуникационных технологий Интернет.
По соглашению от 4 декабря 1993 года было создано неформальное объединение - Координационная Группа домена RU, в состав которой вошли представители 28 организаций. Основной задачей Координационной Группы стало определение политики регистрации доменных имен в зоне RU. Впоследствии Координационная Группа трансформировалась в Координационный центр национального домена сети Интернет. Три российские общественные организации, представляющие интересы пользователей Интернет, операторов услуг связи, органов государственной власти и предпринимателей, стали учредителями Центра, предоставив, таким образом, мандат доверия новой организации и обеспечив коллегиальность выработки и принятия решений. Еще одним учредителем Центра стал Российский НИИ Развития Общественных Сетей, администрирующий национальный домен RU с момента его образования.
Проведенная классификация доменных имен имеет важное практическое значение, так как от вида доменного имени зависит:
1. процедура регистрации доменного имени, в том числе требования, предъявляемые при регистрации;
2. возможность использования внесудебных административных процедур защиты прав;
3. основания применения последствий признания регистрации доменного имени нарушающей права на объекты интеллектуальной собственности;
4. выбор применимого права и компетентного органа разрешения спора. При решении вопроса о применимом праве интерес представляют
ситуации, в которых правовой статус средств индивидуализации и участников гражданского оборота определяется согласно российскому законодательству.
Автор: Ешич А.С.