13.11.2011 10091

Профессиональная устойчивость учителя безопасности жизнедеятельности

 

Проблема профессиональной устойчивости учителя достаточно сложна и многогранна. Для её более полного рассмотрения логика нашего научного поиска прослеживалась в процессе последовательного изучения следующих понятий: «устойчивость», «профессиональная устойчивость», «профессиональная устойчивость учителя».

Категории «устойчивость» и «профессиональная устойчивость» остаются предметом исследований в области философии, педагогики, психологии, социологии и других отраслей знаний. Это объясняется тем, что устойчивость является важнейшей характеристикой эффективности надежности и стабильности профессиональной подготовки специалистов различных отраслей.

Научные исследования проблемы устойчивости насчитывают примерно около трех веков. Еще Ньютон более 300 лет назад в 1686 году указал в своем исследовании на устойчивость движения простого маятника в воздухе и в воде. Термин «устойчивость» настолько выразителен, что он сам за себя говорит.

Устойчивостью любого явления называют его способность достаточно длительно и с достаточной точностью сохранять те формы своего существования, при утрате которых явление перестает быть самим собой. В обыденном понимании устойчивость означает, что объект не подвержен колебаниям, постоянен и стабилен. Один и тот же объект может быть более устойчивым по сравнению с другим и менее устойчивым - по отношению к третьему.

Устойчивость есть относительная категория, оценить ее можно лишь в сравнении с другими объектами. Устойчивость характеризует состояние объекта по отношению к внешним на него воздействиям. Более устойчивым является такое состояние объекта, которое при равных по силе внешних воздействиях и внутренних сдвигах подвержено меньшим изменениям, отклонениям от прежнего положения. Условием обладания устойчивостью к внешним воздействиям являются внутренние свойства самого объекта. Устойчивость есть внешняя форма, внешнее проявление внутренней структуры объекта, основа, которой заложена внутри самого объекта, для того чтобы повысить его устойчивость к воздействию различных факторов, необходимо, прежде всего, совершенствовать сам объект изнутри .

Понятие устойчивости в философии связано с функционированием той или иной системы, устойчивость выступает как некая характеристика процесса или явления, специфические свойства которых, всегда оставаясь неизменными, позволяют отличать их от других, и называются признаками, или симптомами. Специфические свойства предмета (процесса или явления), напротив, могут изменяться, исчезать или появляться, но качество предмета, его устойчивость при этом не меняются.

В философских работах отмечается, что предметы не есть механический набор или простая сумма свойств, а их взаимосвязь, единство, устойчивая совокупность которых выражается понятием качество. Под качеством, в свою очередь, понимается такая «определенность предмета (явления, процесса), которая характеризуется как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты», определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.

В исследовании Г.Дж.Сариева рассматривается проблема целостности и уровней в системном подходе, где уделяется внимание и устойчивости системы. По мнению автора, «судьба системы целиком зависит от того множества особенностей, которые обычно обозначаются как свойство устойчивости. Устойчивость системы и ее способность быть реализатором для некоторой целостности существенно взаимосвязаны. Устойчивой можно назвать всякую такую (и только такую) систему, на которой (как на одном из элементов) реализовывалась целостная система».

При рассмотрении предмета устойчивости с философских позиций вводится понятие меры, как некого интервала количественных изменений, в пределах которого предмет сохраняет свою устойчивость.

Специфические свойства, качественную определенность. Если количественные изменения не выходят за пределы определенного интервала, то при изменении состояния предмета он, после прекращения внешних воздействий, возвращается в исходное состояние (сохраняет устойчивость), если же количественные изменения велики (превышают меру), то происходит скачок, при котором предмет переходит в новое качественное состояние. Это положение едино для систем различной природы. Любая сложная система живой или неживой природы обладает некоторой устойчивостью (иначе она не могла бы существовать). Статические системы проявляют устойчивость, сопротивляясь воздействиям окружающей среды на основе химико-физической статистики, утверждает У.Р.Эшби. Динамические системы, отмечает П.К.Анохин, сохраняют себя, изменяя свою структуру и функции под влиянием непосредственных воздействий или на основе адаптации и управления. Живые системы и близкие к ним некоторые искусственные системы сохраняют себя за счет «опережающего отображения действительности», за счет предвидения, прогнозирования внешних воздействий. Это свойство предвидения может быть положено в основу функционального определения жизни. Только с появлением такого свойства можно говорить о целеполагании отмечает И.П.Павлов.

Устойчивость сложной системы характеризует ее способность сопротивляться возмущениям, деградации и деструкции, способность обеспечения существования в условиях изменяющейся окружающей среды (метасистемы). Это основное свойство системы, ибо ее разрушение и гибель, делают все другие свойства абсолютно незначимыми. Степень достижения цели системой оказывается связанной с ее устойчивостью. В неживой природе превалирует структурная, статическая устойчивость и трактуется как инертность, сопротивляемость по отношению к внешним воздействиям способным вызвать деформацию, разрушение.

В живой природе превалирует функциональная, динамическая структура, которая определяется:

- свойствами окружающей среды;

- внутренними возмущениями в системе;

- адаптационными возможностями системы;

- способностью системы противостоять вредным и опасным воздействиям окружающей среды;

- способностью системы воздействовать на окружение, смягчать его отрицательные воздействия;

- возможностями управления;

- способностью системы к восстановлению (регенерации) утраченных и ослабленных функций.

Отличие устойчивости в неживой природе от устойчивости живых организмов в том, что она является пассивной. Устойчивость живого организма есть результат его активной жизнедеятельности. Но сама по себе активность еще не ведет к устойчивости. Анализ данных, характеризующих устойчивость в живой природе, убеждает, что в основе устойчивости лежит определенный уровень самоорганизации. П.К.Анохин считает способность к самоорганизации главный фактор устойчивости всей системы. Как отмечает У.Р.Эшби, «активность, не будучи координирована, имеет тенденцию разрушать систему». И.П.Павлов дает характеристику живого организма как системы, которая «сама себя поддерживает, сама себя исправляет, сама себя совершенствует».

Способность системы оставаться в области устойчивости В.Ф.Крапивин связывает с понятием «живучесть» системы. Нарушение устойчивости может быть связано с физическим и моральным старением ее элементов или силовым воздействием со стороны окружающей среды. Согласно теории живучести, адаптивными являются системы, которые изменяют свое поведение чтобы оставаться в области устойчивости даже при наличии внешних воздействий. Автор выделяет ряд факторов, которые следует учитывать, производя изменения в сложных системах, посредством которых система удерживается от попадания в неустойчивое состояние:

- принципиальная взаимосвязь между природой самой системы и природой пагубных для нее влияний и часто весьма тонкий их баланс;

- «пространственная» и «временная» память системы, которая увеличивает риск вызвать непредвиденные последствия в пространстве и во времени (часто весьма отдаленные от места и времени производимых изменений);

- непостоянный характер границ области устойчивости системы, что лишает возможности точного предсказания последствий воздействия внешних изменений на область устойчивости и на живучесть системы.

У.Р.Эшби рассматривает устойчивость как способность к выживанию, которую понимает как способность системы сохранять свои характеристики в заданных пределах. Исследователь связывает понятие устойчивости с понятием инвариантности, т.е. сохранением какого-либо свойства, отношения, ограничения постоянным (инвариантным) при любых изменениях. Эта идея состоит в том, что система в целом подвержена изменениям, однако отдельные ее свойства сохраняются неизменными, таким образом, система остается стабильной.

Относительно проблемы устойчивости аналогичные взгляды представлены в работах П.Г.Белова, Ю.В.Емельянова, В.И.Данилова-Даниляна, К.С.Лосева, А.В.Ильичева, Е.В.Тарасова, посвященных безопасности и жизнестойкости систем. Под устойчивостью системы авторы подразумевают ее способность нормально функционировать при различных возмущениях вследствие эластичности и резистентности; Под стабильностью совокупность устойчивостей к широкому диапазону продолжительно действующих возмущающих факторов, а под живучестью способность системы сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Устойчивость, стабильность и инвариантность есть не просто отсутствие изменчивости, скорее, наоборот, они покоятся на изменчивости (И.И.Шмальгаузен). Данное утверждение может прозвучать как парадоксальное, однако устойчивость должна включать в себя сочетание постоянства и динамики. Устойчивость обычно считается желательной, ибо наличие ее позволяет сочетать некоторую гибкость и активность действия с некоторым постоянством У.Р.Эшби.

Рассмотренные работы по проблемам устойчивости, стабильности, живучести, динамики, инвариантности дают нам основание высказать следующее суждение по поводу этих категорий. Если система устойчива, то она будет живучей, постоянной, стабильной, а следовательно, инвариантной. (Иными словами) категория устойчивости является основой для других категорий.

Таким образом, признак устойчивости является универсальным для всех без исключения видов и форм отношений и не способен указывать на их сколько-нибудь существенные (качественные) отличия друг от друга, отмечает К.А.Абульханова-Славская. В рамках общественного отношения признак устойчивости обладает тотальной значимостью. Этот вид общего именуется всеобщим, т. е. присущим всем объектам, отношениям, в более широком плане - всем явлениям действительности. Всеобщее есть то же самое общее, но взятое в своем предельном, крайнем значении. Ив этой своей тотальности оно диалектически переходит в единичное. И вместе с тем оказывается чем-то единичным, если ставится в один ряд с другими признаками, например, сопоставляется с признаком динамичности (изменчивости), который, в свою очередь, является всеобщим для характеристики любых форм человеческой деятельности.

Впервые понятие «профессиональная устойчивость» личности было введено К.К.Платоновым в 1965 году, понимавшим под ней такое свойство личности, в котором проявляется интенсивность, действенность и устойчивость профессиональной направленности. Профессиональная устойчивость характеризует такое слияние рабочего со своей профессией, когда профессиональная деятельность становится для человека «трудовой доминантой».

Для целостного понимания профессиональной устойчивости К.К.Платонов предложил три модели профессионала:

1)нормативная модель, построенная на основе документов, инструкций, положений, в которых четко определены требования, необходимые личности для выполнения той или иной деятельности (состояние здоровья, темперамент, моральные качества и т. д.);

2)экспертная модель, основанная на оценках экспертов, хорошо знакомых с данной профессией, содержащая теоретические положения и практический опыт экспертов;

3)эмпирическая модель - «это модель реально существующего в определенных конкретных условиях типичного среднего профессионала».

По мнению ученого, если личность соответствует данной модели, то она является профессионально устойчивой.

В последнее время категория устойчивости рассматривается как системное образование личности, что является следствием доминирования системного подхода в психологии и педагогике: человек как система И.П.Павлов, деятельность как система Б.Ф.Ломов, А.Н.Леонтьев, педагогическая деятельность как система В.П.Беспалько, Н.В.Кузьмина, В.С.Безрукова, А.И.Субетто, личность как система К.К.Платонов, В.Э.Чудневский.

Все исследователи подчеркивают связь между способностью к саморегуляции и устойчивостью организма.

Устойчивость достигается системой регуляторных корреляций. Способность к самоорганизации при воздействии внешних и внутренних условий является первоначальным и главнейшим фактором устойчивости всей системы. Самоорганизация всегда направлена на сохранение целостности, обеспечение нормального функционирования и развития системы. Самоорганизация личности социально обусловлена. Однако социальная обусловленность, отмечает К.А.Абульханова-Славская, не означает пассивно-приспособительскую деятельность человека, она характеризует деятельность преобразующую, творческую.

Возможности человека сохранять и осуществлять в разных ситуациях свои личностные позиции (устойчивость) выражается и определяется в его разносторонней преобразующей деятельности, которая предполагает вмещение в себя преодоление трудностей как внутреннего, так и внешнего характера, определение целей, мотивов, умение принимать самостоятельные решения.

Так, для того, чтобы личность была сформирована, должны быть оказаны внешние воздействия. Когда у человека сформирована способность избирательно относиться к внешним влияниям, уметь отстаивать свою жизненную позицию, то он становится способным избирательно относиться к внешним воздействиям В.Э.Чудневский .

Задача реализации способностей личности специалиста в различных часто не предвиденных ситуациях побуждает исследователей заниматься различными аспектами проблемы устойчивости личности.

Специальные исследования устойчивости личности, представленные в виде целостного образования как определенного уровня ее сформированности, приведены В.Э.Чудневским, который в понимании нравственной устойчивости личности выделяет два взаимосвязанных момента.

1.Устойчивость личности как способность человека сохранять свои персональные позиции и противостоять воздействиям, противоречащим его личностным установкам. В этом случае устойчивость личности определяется степенью ее разрушаемости - разрушаемости ее ведущих мотивов и установок. Этот момент назван В.Э.Чудневским оборонительным.

2.Наступательный момент это устойчивость личности как способность человека реализовывать свои личностные позиции, преобразуя обстоятельства и собственное поведение.

Впервые задачи исследования устойчивости личности у детей были поставлены Л.И.Божович, которая дала характеристику устойчивости усвоенных ребенком форм поведения, устойчивости самооценки, некоторых особенностей возникновения устойчивости мотивации. «Целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности».

Помехоустойчивость рассматривалась в работах В.Д.Небылицина, Е.Д.Хомской. Эмоциональной устойчивости космонавтов посвящены работы Б.С.Алякринского, Г.Т.Берегового, А.А.Тищенко, Т.П.Шибанова, М.А.Герда, Н.Е.Танферовой, Б.А.Душкова и Ф.П.Космолинского, А.А.Леонова, В.И.Лебедева. Ряд авторов дали определение эмоциональной устойчивости в инженерной П.Б.Зильберман, Е.А.Милерян, авиационной В.Л.Маришук психологии. В своих исследованиях Ю.Н.Кулюткин утверждает, что эмоциональная устойчивость является индивидуально-психологической характеристикой личности, и достаточно высокая степень ее развития свойственна не всем людям.

И.М.Аболин под эмоциональной устойчивостью понимает системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся у него в напряженной деятельности, все эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре саморегуляции. В исследованиях С.А.Изюмова и Н.А.Аминова отмечается, что эмоциональная устойчивость - это способность индивида противостоять эмоциональным раздражителям, которые могут отрицательно влиять на выполнение деятельности.

А.В.Мирошин рассматривает эмоциональную устойчивость как «интегративное свойство личности, обеспечивающее высокую эффективность деятельности независимо от негативного влияния эмоциональных, факторов включения резервных сил организма для ее осуществления». Так как при очень сильных негативных воздействиях человек не может оставаться эмоционально устойчивым без подключения воли и саморегуляции. На основе этого А.В.Мирошин вводит термин «эмоционально-волевая устойчивость», под которым понимается «системное интегративное свойство личности, обеспечивающее субъекту высокую эффективность деятельности с помощью произвольной саморегуляции эмоций в условиях негативного влияния различных эмоциональных факторов».

Для нашего исследования важно отметить, что именно устойчивость обеспечивает эффективность деятельности.

По мнению В.Э.Чудневского, любые исследования устойчивости в значительной мере связаны с психологической устойчивостью личности. Действительно, в указанных работах одним из важнейших и актуальных является вопрос об определении свойств, качеств человека, обеспечивающих устойчивость, стабильность и надежность его деятельности и поведения.

Вопросы профессиональной устойчивости молодого рабочего рассматривались в работах Н.М.Скородумова и Э.С.Чугуновой, где профессиональная устойчивость является таким свойством личности, которое выражается в положительном отношение человека к трудовой деятельности. Авторы полагают, что наивысший уровень профессиональной устойчивости находит свое отражение в том, что молодые рабочие, получая удовлетворение в труде, рекомендуют обучать этой профессии других.

С.С.Фролов рассматривает устойчивость производственного коллектива как способность сохранять и развивать свой трудовой потенциал в условиях подвижности и динамичности кадров (сокращения, изменения развития, текучести, продвижения и др.). «Устойчивым является такой коллектив, который при динамичном движении рабочей силы как внутри, так и вне организации сохраняет свой трудовой потенциал, обеспечивая соответствие личного фактора требованиям производства, и даже повышает его, если этого требуют вещественные факторы». Автор отмечает что, наличие только лишь, количественных характеристик стабильности и постоянства кадров не дает возможности оценить устойчивость коллектива. Для этого необходима система показателей, характеризующих изменение трудового потенциала коллектива по следующим направлениям:

- изменения структуры коллектива в демографическом, функциональном и профессиональном разрезах;

- количество работников, изменивших свое положение путем внутризаводского профессионального движения и внезаводского общего или профессионального обучения;

- изменения в структуре коллектива и его мобильности в результате осуществления мероприятий технического, - экономического, организационного и социального характера;

- текучесть по организации в целом, ее структурным подразделениям и профессиям.

В своих исследованиях С.П.Крягде рассматривает систему положительных мотиваций как главный компонент устойчивости профессиональной деятельности в количественном (продуктивности), качественном (совершенстве), а также во временном (постоянстве) аспектах профессиональной деятельности .

В работах К.К.Платонова, Б.М.Гольдштейна, В.Л.Марищук, Л.М.Шварца подробно анализировались общие вопросы профессиональной устойчивости летчиков с точки зрения безопасности и сохранения работоспособности сложных систем управления.

К.В.Осетров в своем исследовании рассматривает психологическую структуру профессиональной устойчивости авиадиспетчеров, определяя психологическую устойчивость профессионала как сложное свойство личности, позволяющее успешно действовать в экстремальных ситуациях.

Л.Г. Дикая считает, что ведущим фактором, детерминирующим надежность и устойчивость операторской деятельности, является сформированная система активной психофизической саморегуляции.

В работах В.А.Денисова, посвященных устойчивости операторской деятельности, изучение устойчивости проводится с учетом систематических исследований проявлений, причин и механизмов ее срывов. Исследователь указывает, что чрезмерные нагрузки, не соразмерные с психическими возможностями человека, могут стать причиной не только срыва в работе, но и психических срывов, психосоматических заболеваний. Срывы же операторской деятельности могут и не сопровождаться психическими отклонениями, но в то же время создают предпосылки к совершению серьезных аварий и катастроф. Отметим и вывод автора о том, что основное средство противостоять перегрузкам - это превентивная подготовка к переходу в новые условия и новый режим деятельности, а для этого надо знать саму технологию подготовки и конкретные методы и приемы защиты человека от повреждающих перегрузок в критических ситуациях. Иными словами можно сказать, что человек противопоставляет свою психическую и профессиональную готовность, которая во многом и определяет границы устойчивости деятельности.

По мнению Б.Ф.Ломова, психическая готовность складывается из двух составляющих: психофизиологической устойчивости, обусловленной состоянием организма, и психической устойчивости, обусловленной профессиональной подготовкой и общим функциональным уровнем основных психических качеств личности.

Таким образом, профессиональная деятельность и личностный подход к проблеме устойчивости должны быть взаимосвязаны. И эта взаимосвязь, на наш взгляд, выражается в понятии «профессиональная устойчивость» личности специалиста. Категория профессиональной устойчивости включает в себя эмоциональную, эмоционально-волевую, нравственную, психическую устойчивость. Все эти понятия сочетаются между собой, а понятие профессиональной устойчивости шире и является (для них) обобщающим понятием в любой профессиональной деятельности.

Как было отмечено, проблема профессиональной устойчивости специалистов становилась неоднократно объектом исследований отечественных и зарубежных учёных. В то же время исследования, посвященные профессиональной устойчивости учителей, появились сравнительно недавно.

Так, термин «профессиональная устойчивость» начал приобретать самостоятельный статус в педагогике с середины восьмидесятых годов. Однако отдельные вопросы, связанные с формированием профессиональной устойчивости педагога, неоднократно рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых в различных контекстах:

- ориентация и отбор школьников на педагогическую специальность (Ж.Ландшир, А.К.Марков, Н.Е.Голомшток, В.А.Сластенин и ВА.Мажар, R.Alehader, M.Grand и др.);

- диагностика и формирование педагогических способностей (Н.А.Аминов, Ф.Е.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.);

- адаптация учителей к профессиональной деятельности и предотвращение текучести кадров (В.Т.Ащепков В.М.Выдрин, Л.А.Ефимова, Л.С. Шубина, R.Bramwell, B.Gorman, T.Stinnet);

- вопросы психологии труда и личности педагога (А.К.Маркова, Н.В.Кузьмина, К.К.Платонов, B.Sieland, A.Thienel и др.);

- проблемы повышения педагогического мастерства и достижения «акме» (А.А.Деркач, ИА.Зязюн, А.А.Исаев, Н.В.Кузьмина и др.).

В перспективе наметился ряд качеств и свойств личности, необходимых для успешного овладения педагогической профессией. Стали исследоваться вопросы формирования педагогических действий и умений преподавателя. При оценке их сформированности ученые предлагали учитывать следующие параметры: напряженность и моральные качества личности; общественно-политическую и педагогическую активность; педагогическую, социально-политическую и специально-научную эрудицию, степень развития теоретико-практического мышления в педагогической сфере; психологическую и нравственную готовность к профессиональной работе и совместимость в коллективе Л.Ф.Спирин.

Эти личностные качества бесспорно необходимы учителю, но не только они определяют его устойчивость в профессиональной деятельности.

Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков сделали вывод о том, что предпосылкой устойчивости педагогической деятельности является готовность к этой деятельности.

К.К.Платонов рассматривал готовность к педагогической деятельности в контексте общих планов соответствия педагогической профессии:

1.план пригодность. Определяется биологическими, анатомо-физиологическими, психическими особенностями и подразумевает отсутствие противопоказаний к деятельности в системе «Человек - Человек» (серьёзных физических недостатков; сильных дефектов речи; ярко выраженной интровертированности, выраженной акцентуации характера, эмоциональной нестабильности и др.);

2.план готовность к педагогической деятельности. Предполагает отрефлексированную направленность на педагогическую деятельность, мировоззренческую зрелость человека, широкую системную психолого-педагогическую компетентность;

3.план включаемость в педагогическую деятельность. Предполагает активное взаимодействие с другими людьми, то есть выработку профессиональных навыков педагогического общения, педагогической техники, основанных на перцептивно-рефлексивных, эмоционально-волевых, а также коммуникативных и организаторских способностях.

Представляется, что совпадение всех трёх планов позволит получить максимально эффективный результат и достигнуть вершины профессионального мастерства. Однако для этого необходимо, чтобы каждый будущий педагог владел комплексом психолого-педагогических знаний, а также умений и навыков, являющихся составляющими элементами профессиональной готовности к педагогической деятельности.

Отдельные аспекты профессиональной устойчивости учителя отражены в работах А.А.Деркача, Л.А.Шубиной, изучавших состояние напряженности в период прохождения студентами педагогической практики.

С точки зрения профессиональной устойчивости педагогических кадров в ряде работ отечественных исследователей большой интерес представляет выявленная связь между быстротой реакции в педагогических ситуациях и успешностью в педагогической деятельности Э.А.Гришин, В.А.Сластенин и В.А.Мажар .

Таким образом, следует сделать вывод, что все эти вопросы тесно связаны с данной проблемой, но в них отсутствует системный подход, да и само понятие профессиональной устойчивости не определяется.

В этой связи изучение различных подходов авторов к выявлению сущностных характеристик понятия «профессиональная устойчивость учителя» позволит составить более полную характеристику требований, предъявляемых к представителям этой профессии, и рассмотреть исследуемое понятие с позиции системного подхода. В работе А.Г.Пусеп и А.Н.Нехороших анализировалась проблема учительских кадров села связанная с тяжелым положением сельского учителя, то есть социальный аспект устойчивости.

В исследовании И.Н.Димуры «Социально-педагогические условия формирования профессиональной устойчивости молодых учителей (на материале сельских школ)» профессиональная устойчивость определяется как междисциплинарное понятие, обозначающее меру фактической и вероятностной продолжительности трудовой деятельности индивидов и групп по определенному профессиональному профилю. Автор выделяет три блока факторов, влияющих на профессиональную устойчивость по принципу функциональной значимости:

1.личностно-демографический, куда входят такие характеристики учителя, как пол, возраст, социальное происхождение;

2.личностно-профессиональный, включающий стаж работы, позицию личности учителя, уровень педагогического мастерства;

3.личностно-средовой, куда помещены такие факторы, как образ жизни личности, ее ценностные ориентации, климат в педагогическом коллективе.

По мнению И.Н.Димуры, подобное распределение дает возможность рассматривать изменения профессиональной деятельности, связанные с переходом в различные классы, слои, социальные группы. То есть личность оказывается в той мере социально и профессионально устойчивой, в какой она может удовлетворять свои социогенные потребности.

Мы считаем, что исследование И.Н.Димуры представляет несомненный интерес, но не достаточно полно раскрывает специфику профессиональной устойчивости учителя.

На социально-педагогические условия жизни учителя мы не можем оказывать существенное влияние, но имеем возможность в процессе вузовского обучения стимулировать положительные и ограничивать отрицательные факторы, воздействующие на формирование личностных и профессиональных качеств будущего учителя.

Таким образом, для формирования профессиональной устойчивости ведущую роль играют личностные и профессиональные качества педагога, поэтому особый интерес для нашего исследования представляют вопросы, связанные с рассмотрением профессиональной устойчивости учителя в рамках второго подхода.

Педагогическая профессия относится к типу профессий «Человек -Человек». П.Д.Левитов одним из первых обратил внимание на необходимость выделения общих требований, предъявляемых к личности специалиста педагога. Ученый сам определил некоторые из них: чуткое и внимательное отношение к людям, понимание их индивидуальных особенностей и психических состояний, сочетание требовательности и мягкости, память на лица, умение распределять и переключать внимание и ряд других качеств.

Продолжая исследования качеств, необходимых для представителей профессии типа «Человек - Человек», Е.А.Климов выделил более широкий их перечень:

- умение руководить, учить, воспитывать;

- умение слушать и выслушивать;

- широкий кругозор, коммуникативная культура;

- душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера других людей;

- проектировочный подход к человеку, основанный на умении выделять его лучшие качества;

- способность сопереживать;

- наблюдательность;

- глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом;

- умение решать нестандартные ситуации;

- высокая степень саморегуляции .

Как отмечает Н.А.Аминов, важным компонентом в структуре педагогических способностей является способность к эмоциональной устойчивости и противостоянию синдрому эмоционального сгорания. Эта способность помогает педагогу управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный характер. Благодаря развитости этих способностей педагог способен ярко, образно, убедительно донести изучаемый материал до учащихся и при этом распределить свои силы таким образом, чтобы не переутомлять ни себя, ни их. Кроме того, наличие данной способности помогает педагогу, подобно артисту, не демонстрировать отрицательные эмоции, не делать их достоянием детского коллектива. Большое значение в этой связи имеет и способность быстро переключаться и не накапливать в себе отрицательную информацию, которая может вызвать стресс.

Способность к сопротивляемости развитию синдрома эмоционального сгорания в последнее время приобретает всё большее значение в связи с возрастающими нервными перегрузками. Данный синдром, по определению Н.А.Аминова, обусловлен психофизиологическими и психическими особенностями. Чаще всего этому синдрому подвержены люди с неустойчивой психикой. Выдержать высокие нагрузки может только тот педагог, который умеет успешно противостоять данному синдрому. Следует также заметить, что такому синдрому в наибольшей степени подвержены педагоги с невысоким уровнем профессионализма. Вероятно, это объясняется тем, что в современных условиях, согласно исследованиям ряда авторов, важной составляющей успешной профессиональной деятельности становится умение правильно распределять свои силы и быстро восстанавливаться после перенесённых физических и психо-эмоциональных нагрузок.

При рассмотрении понятия профессиональная устойчивость с точки зрения профессионально-личностных качеств субъекта педагогической деятельности Э.Стрелкова и А.Л.Южанина существенную роль в формировании устойчивости учителя отводят умению правильно понимать и оценивать личностные качества окружающих и их взаимоотношения, прогнозировать изменения в состоянии и поведении людей, предвидеть результат своего воздействия на них.

В работе Г.А.Нагорной устойчивость деятельности учителя как основополагающее начало определяется многими условиями: знаниями, умениями, навыками, качествами, свойствами личности и др. Среди умений, необходимых учителю, на первое место автор ставит умение анализировать педагогическую ситуацию. Причем средствами формирования этого умения (у будущих учителей) должны стать социально-психологический тренинг, деловые игры, анализ и обобщение психологического опыта.

К проблеме формирования устойчивости деятельности педагогов обращается в своей работе А.Г.Антоненко и В.А.Татенко. По их мнению, формирование профессиональной устойчивости предполагает овладение преподавателем психологическими закономерностями педагогического общения, системой средств воспитательного воздействия, умением устанавливать обратную связь между воздействием и его результатом. Причиной появления профессиональной неустойчивости авторы считают недостаточно развитую у отдельных преподавателей способность к педагогическому прогнозу, неумение проявить надситуативную активность, предполагающую способность человека увидеть свою позицию со стороны и откорректировать ее согласно требованиям реальной действительности.

Ф.Г.Зиятдинова профессиональную устойчивость учителя связывает с понятием «приверженность школе» как ее высшим показателем. «Приверженность школе на психологическом уровне - это чувство единения со школьным коллективом, принадлежности, сопричастности ему, школа воспринимается как родной дом. На интеллектуальном уровне приверженность школе проявляется как осознанное принятие ценностей школьного коллектива, его планов, идей развития, признания авторитета школьной администрации, участие в создании имиджа школы, открытость, готовность к обмену опытом работы, ориентация на установление благоприятного психологического климата, желание работать с детьми». Автор выделяет следующие факторы, определяющие профессиональную устойчивость личности:

- наличие и степень выраженности желания сменить работу или профессию;

- условия, при которых человек сменил бы работу;

- мотивы и стимулы выбора профессии;

- мотивы и стимулы продолжительной работы на одном месте;

- мотивы и стимулы выбора новой профессии.

Э.М.Ковальчук рассматривает профессиональную устойчивость как соответствие мотивов и интересов личности с реальным содержанием ее труда. Если соответствие наблюдается, то человек будет успешно справляться с профессиональной деятельностью.

Как отмечает КЕ.Мажар, понятие «профессиональной устойчивости» личности учителя характеризует одну из сторон устойчивости личности и включает в себя устойчивость профессиональных интересов учителя, намерений и направленности личности.

В своем исследовании Т.В.Осадчая установила связь между уровнем сформированности профессиональной устойчивости студентов и уровнем овладения приемами педагогической техники. Исследователем установлена зависимость между повышением уровня владения учителем приемами педагогической техники и усилением его профессиональной устойчивости.

З.Н.Курлянд рассматривает профессиональную устойчивость учителя как «сложное интегрированное качество, обеспечивающее наряду с педагогическими способностями быстроту становления учителя как мастера своего дела: это синтез качеств и свойств личности, позволяющий уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения выполнять свою профессиональную деятельность с минимальными ошибками на протяжении длительного времени».

В структуру профессиональной устойчивости автор включает ряд компонентов:

1. мотивационный (педагогическая направленность, уверенность в себе как в учителе, удовлетворенность деятельностью);

2.моционально-волевой (отсутствие эмоциональной напряженности, умение регулировать свои эмоциональные состояния, наличие волевых качеств);

3.личностный (быстрота реакции на поведение учащихся, познавательная направленность, нормальная утомляемость);

4.профессионально-педагогический (знания, умения и навыки учителя, умение принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, наличие потребности в самообразовании).

Исследование О.В.Ржанниковой посвящено формированию профессиональной устойчивости педагогических кадров в области физкультурного образования. Сущность данного понятия автор понимает как синтез качеств и свойств личности, позволяющих активно, уверенно, решительно, самостоятельно, без эмоциональных срывов выполнять свои профессиональные функции, на протяжении длительного времени сохраняя направленность на эту деятельность, а также реализовывая свой творческий потенциал.

И.П.Андриади, и О.В.Ржанникова отмечают: что «процесс формирования профессиональной устойчивости по своей природе хаотичен. Для большинства преподавателей, тренеров этот процесс заканчивается по прошествии нескольких лет после окончания вуза, когда педагоги располагают уже значительным опытом и большим стажем работы по специальности. Однако достаточно и таких, которые не выдерживают возникающих трудностей и оставляют педагогическую деятельность, не реализовав себя в ней».

В.Е.Пеньков вводит понятие профессионально-личностной устойчивости учителя, под которой понимает интегративное качество, образованное совокупностью следующих компонентов:

1. мотивационный (мотивы, связанные с выработкой профессионально значимых качеств, мотивы, связанные с содержанием учения, мотивы, связанные с отношением к педагогической деятельности);

2. когнитивный (специализированные знания, психолого- педагогические знания, знания о способах организации деятельности);

3. конативный (способность к саморегуляции, способность к самодеятельности, способность к педагогическому творчеству).

Профессионально-личностная устойчивость, по мнению автора, является составной частью личностно-творческого компонента педагогической культуры учителя.

З.К.Каргиева предлагает идею формирования профессиональной устойчивости будущих учителей средствами специальных дисциплин через усиление их профессиональной направленности. Факторами, определяющими устойчивость, по мнению автора являются:

1.удовлетворенность педагогической профессией;

2.успешность учебно-познавательной деятельности в годы обучения в

вузе;

3.уровень сформированности организаторского и коммуникативного компонентов в педагогической деятельности;

4.уровень сформированности профессионально-педагогической направленности.

По мнению Т.А.Вороновой «профессиональная направленность является устойчивым мотивом самообразования, а профессионально-педагогическая служит основным мотивом для педагогического самообразования, связывая в одно целое все остальные мотивы».

Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что профессиональная направленность в педагогической деятельности представляет совокупность устойчивых мотивов, направленных на осуществление педагогической деятельности и на овладение педагогическим мастерством.


Направленность и устойчивость профессиональной деятельности отмечает М.А.Алимова, обеспечивается единым процессом становления профессиональных установок мотивов и ценностно-смысловых измерений составляющих профессиональный образ мира.

З.Н.Курлянд подчеркивает, что в структуре подготовки учителя педагогическая направленность и профессиональная устойчивость образуют систему с качественно новыми характеристиками стабильности и изменчивости, которую можно рассматривать как самоорганизующуюся при условии включения в эту систему субъекта, чья целенаправленная деятельность будет являться источником и пусковым механизмом саморегуляции. Автор отмечает, что в профессиональной устойчивости удовлетворенность деятельностью обеспечивает стабильность педагогических кадров в школе, вызывает желание совершенствовать свое мастерство, узнать глубже свой предмет, расширить психолого-педагогические знания, т.е. является исходным толчком формирования профессиональной системы педагогической деятельности, которая в таком случае может рассматриваться как самоорганизующаяся система, влияющая на профессионально-педагогическую устойчивость.

Низкая удовлетворенность профессией, как отмечает А.А.Реан в большинстве случаев является причиной текучести кадров, что приводит к негативным экономическим последствиям. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией, уровня профессионализма в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессионального обучения вероятнее всего приводит и к ее освоению на поверхностном уровне. А это, в свою очередь, вызывает психические перегрузки даже при умеренно напряженной профессиональной деятельности.

З.К.Каргиева считает, что профессионально-педагогическая направленность выражается в готовности к педагогической деятельности, удовлетворенности педагогической профессией и педагогическим трудом, успешности педагогической деятельности и способности к ней.

Т.В.Воробьева подчеркивает, что профессиональная пригодность представляет способность человека успешно выполнять функции требуемые специальностью, при положительном эмоциональном отношении к своему труду. При таком подходе прослеживается связь эмоциональной и профессиональной устойчивости и подчеркивается зависимость пригодности к профессии от эмоционального состояния субъекта труда при выполнении трудовой деятельности.

Обобщая основные суждения по вопросу «профессиональной устойчивости учителя» можно заключить, что это сложное системное индивидуально-психологическое образование, обеспечивающее

Продуктивную деятельность педагога независимо от негативного влияния внешних факторов.

Раскрытие структуры профессиональной устойчивости учителя безопасности жизнедеятельности, на наш взгляд, следует осуществлять исходя из закона единства сознания и деятельности.

 

Автор: Клюшникова И.А.