13.11.2011 4544

Специальная профессиональная подготовка учителей безопасности жизнедеятельности - БЖД

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

Становится очевидным, что приоритетная роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности личности отводится образованию.

Успешность профессиональной деятельности современного специалиста во многом зависит от его способности и психологической готовности к поиску, видению и решению новых, выдвинутых жизнью, общественной практикой задач. Такой специалист становится конкурентоспособным в современных условиях, обладает необходимой готовностью успешно действовать на современном рынке труда.

Общей проблемой профессиональной подготовки современных специалистов выступает их подготовленность в вопросах безопасности жизнедеятельности в современной среде. Необходимость усиления такой подготовленности человека обусловлена рядом обстоятельств, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:

- возрастание агрессивности среды обитания человека (природной, социальной, технической);

- резкое ухудшение демографической обстановки на Земле, демографический взрыв;

- нарастание урбанизации и ее негативных последствий (повышение скученности населения, нарастание опасности быстрого распространения инфекционных и других заболеваний, возникновение серьезных транспортных проблем и др.);

- истощение энергетических и других ресурсов планеты, усиление ресурсного кризиса;

- настоятельная необходимость повышения адаптационного потенциала человека, его жизнестойкости.

Наряду с этим одним из направлений деятельности в сфере безопасности современного специалиста является его валеологическая подготовленность.

Практика показывает, что характерным для подавляющего большинства населения нашего социума, причем квалифицированные работники, специалисты не исключение, являются низкая культура отношения к своему здоровью, низкая культура образа жизни, поддержания и укрепления психического и физического здоровья.

В связи с этим валеологическое воспитание специалистов, всего населения предполагает решение, прежде всего, следующих проблем:

- изменение отношения к своему здоровью, формирование позитивно-конструктивного отношения к нему;

- проведение комплекса мер по поддержанию и укреплению психического и физического здоровья.

Среди комплекса мер по поддержанию и укреплению здоровья человека особую роль играют:

- коррекция имеющихся у индивида негативных комплексов, привычек, установок и т.п., разрушительно влияющих на психику и организм человека;

- повышение стрессоустойчивости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на его организм и психику;

- обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда. Интересный подход к решению этой проблемы предлагает

И.А.Щегалев. Среди основных направлений этой деятельности в первую очередь он выделяет следующие:

1.Самоорганизация труда, личная организованность, рациональное распределение рабочего времени, правильное оборудование рабочего места.

2.Правильная организация личной жизни.

Очень важно, чтобы личная жизнь была упорядочена, наполнена смыслом и соответствовала требованиям поддержания и сохранения психического и физического здоровья человека. Личная жизнь носит оздоровительный характер, когда человек отказывается от вредных привычек, прежде всего от пристрастия к алкоголю и курению, осуществляет продуманное и сбалансированное питание (умеренное структурированное по содержанию, раздельное, акцентное), обеспечивает благотворный интим, создающий ощущение счастья, уюта семейной жизни, радости родительских отношений.

Безусловно, для формирования у населения навыков безопасной жизнедеятельности необходимы специалисты в этой области.

В таких странах, как Англия, Япония, Китай, Израиль, США, непрерывная система подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности организована еще в начале 70-х. годов XX в. Так Госдепартамент США ежегодно выделяет около 3 млрд. долларов на формирование отделов при университетах, в том числе Принстонском, Колумбийском и Гарвардском автономном университетском секторе, занимающихся созданием, внедрением, переработкой программ для педагогов и инструкторов безопасности жизнедеятельности. Особенно ярко это наблюдается после роковых событий во Всемирных торговых центрах. Газеты «Нью-Йорк Тайме», «Чикаго-Трибьюн» тогда писали заголовками о числе жертв возможно больших, если бы не национальная программа подготовки населения инструкторами и педагогами в области безопасности жизнедеятельности при колледжах, университетах, предприятиях.

В настоящее время исследования в области безопасности жизнедеятельности ведутся во всем мире. Организация Объединенных Наций называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема Риск, наука, обучение, на школьном уровне Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. К сожалению, в нашей стране существует парадокс системы образования. Наряду с потребностью общества в опережении образованием изменений условий жизни, система образования позже всего реагирует на эти изменения. Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5-10 лет), инерционность образования предоставляет собой определенную преграду, тормозящую механизм адаптации человека к новым опасностям.

На преодоление опасной инерционности системы образования и реализацию идеи опережающего образования по решению коллегии Гособразования СССР № 8/3 от 14 апреля 1990 года началась непрерывная подготовка населения по безопасности жизнедеятельности. И уже в 1991 году Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая № 253 в государственные общеобразовательные учреждения с 1 по 11 классы, а также в учреждения начального и среднего профессионального образования введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), в центре внимания которого находится человек, как самоцель развития общества.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Введение этой дисциплины было «как гром в ясном небе практически для всех директоров школ, училищ, техникумов и ПТУ. Все знали, что инициаторами ОБЖ являются Министерство общего и профессионального образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны (ГО), чрезвычайным ситуациям (ЧС) и ликвидации последствий стихийных бедствий, но никто не знал, что надо делать с новым предметом». В Министерстве образования не могли доступно и ясно объяснить, какова система обучения в школе, кто отвечает за организацию учебного процесса, кроме директора, какова структурно-логическая схема дисциплины, кто и где готовит кадры для преподавания этого предмета.

Новый этап в становлении ОБЖ начался с 16 марта 1993 года, когда приказом № 66/85 Министра образования и Председателя государственного комитета по ГО и ЧС было предписано до 1 декабря 1993 года организовать подготовку программы курса ОБЖ для различных типов образовательных учреждений и разработать примерные учебные планы и программы для подготовки педагогов по курсу ОБЖ в высших педагогических учебных заведениях. И уже в мае 1993 года Комитет по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ издает Приказ «Об открытии специальности 32.01. по безопасности жизнедеятельности, но уже через год Приказом Госкомвуза России № 180 от 5 марта 1994 года определился новый классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования, в котором определена группа специальностей 330000 - «Безопасность жизнедеятельности», среди которых четко обозначена специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности».

Целью подготовки студентов - будущих учителей безопасности жизнедеятельности является: формирование знаний о человеке как целостной биологической системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека, защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях, знания по основам подготовки к военной службе, выработка практических навыков в организации учебного процесса.

Президент Фонда национальной и международной безопасности Л.И.Шершнев справедливо отмечает «Формирование личности безопасного типа, компетентного в вопросах безопасности гражданина на базе интеллектуального ресурса, идеологии безопасности является ядром новой морали, этики, нравственности. С появлением новой квалификации - учителя безопасности жизнедеятельности - учитель наконец становится созидателем безопасности».

За прошедшее с 1991г. время проделана определенная работа по становлению и эффективному внедрению курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебный процесс, но, несмотря на многолетний стаж преподавания, до настоящего времени образовательная область безопасности жизнедеятельности не систематизирована, имеет ряд существенных проблем, которые необходимо решать, главной и первоочередной остается проблема недостатка педагогических кадров в этой области знаний.

В связи с острым дефицитом необходимого количества квалифицированных педагогов дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» в большинстве учебных заведений до сих пор считается второстепенной, а преподавание носит нерегулярный информационный, поверхностный характер. В более 70% учебных заведениях России функции носителей дисциплины выполняют уволенные в запас офицеры, не имеющие педагогического образования, люди с высшим или средним специальным образованием. И хотя они часто обладают необходимыми воспитателю качествами мужественностью, самоотверженностью, патриотичностью, но не имеют необходимой профессиональной подготовки для педагогической работы с подростками. Кроме содержания предмета их надо обучить методам и технологиям учебно-воспитательной работы, познакомить с физиологическими и психологическими особенностями учащихся разных возрастных групп.

Потребность в специалистах данного профиля велика. За последние годы уже более чем в 40 вузах России открыта специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности», квалификация «Учитель безопасности жизнедеятельности»

Однако профессиональная подготовка выпускников вузов данной специальности еще не отвечают современным требованиям, предъявляемым к ним со стороны общества и государства, отмечает И.А.Шегалев, 96 % выпускников не знают особенностей своей специальности, 87 % из них не желают преподавать предмет в школе, также отмечена недостаточная убежденность студентов в значимости своей профессии.

Н.К.Смирнов справедливо утверждает, что «даже если предположить что с нового учебного года в высших учебных заведениях появятся достойные современные учебные программы, что на соответствующие факультеты будет набрано несколько тысяч первокурсников по специальности безопасность жизнедеятельности, нельзя утверждать, что все они после окончания вуза пойдут работать в школу». Объясняется это не только нестабильностью современного общественного положения, но и серьезными методологическими просчетами, допущенными в планировании и осуществлении подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в вузах России, отсутствием научно обоснованных связей между теоретической, физической и методической подготовкой будущих педагогов. Данная точка зрения была поддержана всеми участниками 5 Всероссийского совещания «Современное состояние и перспективы развития курса ОБЖ», которое состоялось в г. Москве 2004 года.

В исследованиях Ф.Г.Заятдиновой приводятся данные о том, что если 59 % первокурсников считают профессию учителя своим призванием, то к пятому курсу доля таких студентов падает в 2,5 раза.

Формирование профессиональной устойчивости педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности представляет собой сложный и многогранный процесс развития всех сторон личности с учетом многообразных факторов. Для организации эффективной профессиональной подготовки учителей безопасности жизнедеятельности и формирования у них профессиональной устойчивости необходимо учитывать квалификационные требования, предъявляемые к учителю безопасности жизнедеятельности.

 

Автор: Клюшникова И.А.