14.11.2011 74861

Состав территории государства

 

В современном международном праве под территорией в широком смысле этого слова понимают различные участки земного шара с их сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Пространства, составляющие единую территорию государства (государственную территорию), различны по своему статусу. В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория, то есть вся суша в пределах государственных границ вместе с недрами в пределах государственных границ. Статус сухопутной территории как поверхности земли, очерченной границами государства, охватывает отдельные части территории, окруженные территорией других государств (анклавы), и острова, омываемые водой. В понятие сухопутной территории входят и недра, расположенные ниже почвенного слоя и дна находящихся на суше водоемов.

Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность сухопутных и морских границ.

Так, Советский Союз вплоть до 1991 г. определялся в качестве крупнейшего по территории государства, поскольку занимал почти 1/6 часть обитаемой суши земного шара, или 22,4 млн кв. км. Даже после распада СССР Российская Федерация остается самым большим государством планеты.

2. Водные пространства, включающие внутренние воды (воды рек, озер, искусственных водных объектов), внутренние морские (воды м орских портов, бухт, морей, проливов, заливов, лиманов, эстуариев) и территориальные воды (территориальное море). Водная территория охватывает:

а) внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина, как определено Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (вступила в силу для России в апреле 1997 г.), не превышает 24 морских миль, а также так называемые «исторические» заливы (например, к числу исторических заливов относятся залив Петра Великого, Чешская Губа и Печорская Губа (Российская Федерация); Гудзонов залив и залив Фанди (Канада); заливы Мори-Ферт и Бристольский (Великобритания) и др.);

б) пограничные воды, то есть воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;

в) территориальное море - полоса прибрежных морских вод, ширина которых, согласно Конвенции 1982 г., не должна превышать 12 морских миль.

Различие между внутренними и территориальными водами заключается в различных режимах плавания иностранных судов. На поверхность и недра дна территориального моря распространяется территориальное верховенство соответствующего государства. Недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, входят в состав его территории без каких-либо ограничений по глубине.

Территориальное море есть морской пояс, примыкающий к сухопутной территории и архипелажным водам (ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). На территориальное море, то есть за пределы сухопутной территории и внутренних вод государства, а в случае государства-архипелага - и его архипелажных вод, во всем объеме распространяется суверенитет соответствующего государства.

Конвенция по морскому праву 1982 г. установила единый подход к пониманию территориального моря (территориальных вод) и установила порядок отсчета их ширины. Согласно международному праву, территориальное море - это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль (одна морская миля равна 1,853 км), входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом. Каждое государство самостоятельно определяет ширину территориального моря.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (ст. 4 Конвенции 1982 г.).

Конвенция ООН закрепила и способы определения исходной линии, установив в качестве нормальной линии для измерения ширины территориального моря линию наибольшего отлива вдоль берега, указанную на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба (ст. 5). Конвенцией оговорены и некоторые иные способы исчисления ширины территориального моря.

Установлено, что прибрежное государство может осуществлять контроль в зоне, прилежащей к его территориальному морю, называемой прилежащей зоной. Она не может распространяться за пределы двадцати четырех морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Причиной контроля может быть необходимость:

а) предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;

б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

В этой связи представляется уместным отметить, что используемый в международных договорах термин «территория» применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Такой вывод следует из анализа содержания ряда международных договоров. Например, в соглашениях о воздушных сообщениях говорится, что термин «территория» в отношении каждого государства-участника означает земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под суверенитетом этого государства. Здесь под территорией понимается именно государственная территория.

В Соглашении о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 июня 1992 г. Стороны приняли на себя обязательство обеспечить свободу транзита товаров другой Стороны через свою территорию. «Своя территория» применительно к каждому государству-участнику означает территорию, на которую распространяется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т.е. за пределами государственной территории), в границах которых оно может осуществлять права в отношении морского дна, недр и их природных ресурсов.

3. Воздушное пространство представляет собой часть земной атмосферы, расположенную над сухопутной и водной государственной территорией. Государственное воздушное пространство как интегральная часть государственной территории есть пространство над сухопутной и водной поверхностью, заключенной в границах государства.

Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющая последнее от космоса. Под границей земного пространства понимают шаровидную поверхность, повторяющую конфигурацию Земли и расположенную на некотором расстоянии от ее поверхности (уровня моря). Обычно исходят из того, что эта шаровидная поверхность должна располагаться на таком уровне, который позволит спутникам Земли вращаться без существенного торможения и сгорания в земной атмосфере. Такое высотное расположение по общему правилу определяют в 110 км.

И.Н. Барциц определил государственную территорию как «пространство, на которое распространяются правовые установления данного государства, на котором органы государственной власти обладают правом на законное принуждение к соблюдению и исполнению правовых норм. Считаем, что в свете вышеприведенных положений, касающихся характеристики и состава государственной территории, такое определение больше соответствует не государственной территории, а территории, на которую распространяется государственная юрисдикция. Проведенный нами анализ международных договоров дает основания утверждать, что понятие «государственная территория» более узкое по отношению к понятию «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция». Последним охватывается не только государственная территория, но и территория не относящаяся к таковой: прилежащая зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона.

Н.А. Ушаков предлагает определять государственную территорию как «часть земного пространства, в пределах которого действует присущее государству свойство верховенства (территориального верховенства), иными словами пространства, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом и в части)». Данное определение можно подкорректировать, трояко: или заменив слово «пространство» на слово «шар» в соответствующем падеже, или опустить слово «земного». В любом из этих вариантов суть явления будет передана, верно.

Третий вариант - связан с дополнением данного определения в части, касающейся физических характеристик компонентов государственной территории. Из определения, сформулированного Н.А. Ушаковым, исключены такие естественные составные части государственной территории, как водное и воздушное пространства. Как нами уже отмечалось, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. дает ответ на вопрос о том, какие морские (водные) пространства входят в состав государственной территории, а какие нет. Аналогично этому выделяется и воздушное пространство, имеющее разные типы правового режима.

Конституция Российской Федерации ч.1 своей ст. 67 фиксирует составные части государственной территории Российской Федерации. Она включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В состав территории субъекта Федерации не включаются внутренние воды, территориальное море, недра и воздушное пространство.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67 Конституции РФ).

Таким образом, Конституция Российской Федерации выделяет два вида территориальных пространств:

1. собственно территория государства, в пределах которой оно осуществляет абсолютную юрисдикцию;

2. пространства, на которых суверенные права и юрисдикция определяются в соответствии с нормами международного права.

Согласно Конституции нашей страны, государственный суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Поскольку территория государства по своим физическим свойствам неоднородна, то правомерно говорить о том, что суверенитет РФ распространяется на следующие виды территорий: сухопутная территория Российской Федерации (17 075,4 тыс. кв. км.); водная территория, включающая установленную Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. 12-мильную зону территориальных вод; земные недра в пределах сухопутной и водной территории; воздушное пространство до его границы с космосом; арктическая территория.

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации регламентируется Федеральным законом от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Внутренними морскими водами Российской Федерации являются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ч. 1 ст.1 Федерального закона «О внутренних морских водах...»). Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

Территориальное море Российской Федерации - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, которые определяются в ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах...» (ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах...»). На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море (ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О внутренних морских водах»).

Прилежащая зона Российской Федерации - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О внутренних морских водах...»). В прилежащей зоне Российская Федерация осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных правил, установленных законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и принимает необходимые меры для предотвращения подобных правонарушений и задержания виновных, включая преследование по горячим следам, остановку, осмотр и задержание всех иностранных судов-нарушителей (за исключением военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях).

Исключительной экономической зоной Российской Федерации является морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, устанавливаемым федеральным законодательством, международными договорами и нормами международного права. Внешняя граница исключительной экономической зоны России находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права и юрисдикцию. Среди суверенных прав Российской Федерации в исключительной экономической зоне выделяются:

- суверенные права в целях разведки, разработки, промысла и сохранения живых и неживых ресурсов и управления такими ресурсами;

- суверенные права в целях разведки морского дня и его недр;

- исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на морском дне и в его недрах;

- исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений.

В исключительной экономической зоне иностранные государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Однако указанные права осуществляются лишь при условии соблюдения российского законодательства и международных договоров, стороной которых является Российская Федерация.

В правовом смысле территория определяет, прежде всего, пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. На одной и той же территории функционирует публичная власть нескольких уровней: федеральная власть, власть субъектов Федерации, власть местного самоуправления. Этим и обусловлено разграничение полномочий органов власти различных уровней. Территориям, где располагаются органы государственной власти, оборонные объекты, приграничные территории, отводится особая роль, поскольку их правовое положение не может быть реализовано в рамках общих правил.

В правовых источниках и специальных исследованиях, посвященных различным аспектам территории, выделяются территория действия исключительных режимов - чрезвычайное и военное положение, спорные территории, демилитаризованные территории (например, Антарктика, Шпицбергенский архипелаг) и территории, находящиеся в аренде или под оккупацией. Однако раскрытие их специфики выходит за рамки данного исследования, в силу чего вернемся к следующему атрибуту государственной территории - к границе.

Границами определяются пределы территориального верховенства государства. Цель установления границ четко видна в определении границы государства, приведенное в энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза, И.А. Ефрона: «Границами смежных государств определяются пределы территориального верховенства каждого из них; поэтому они должны быть точно определены, ввиду предупреждения столкновений и недоразумений. Различают границы физические (моря, реки, горные хребты) и договорные или условные. Одного такого существования физических границ еще недостаточно: они должны быть признаны таковыми».

Пределы государственной территории, определяются ее границами, которые должны быть международно-признанными и международно-установленными. Граница государственной территории Российской Федерации закреплена действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.

Понятие государственной границы сформулировано в статье 1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации». Государственная граница Российской Федерации - есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР». Россия при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами: обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности; взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами; взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Государственные границы определяют пределы государственной территории и в этом их основное назначение. Статьей 5 Закона Российской Федерации о Государственной границе РФ определен порядок ее прохождения, установления и изменения. Прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается:

а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

б) на море - по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации;

в) на судоходных реках - посередине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или посередине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы РФ к берегам озера или иного водоема.

Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;

г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;

д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - посередине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения Государственной границы на воде.

К внутренним водам Российской Федерации относятся:

а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации;

б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль;

г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых объявляется Правительством Российской Федерации;

д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

В соответствии с нормами международного права ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны относится к исключительному ведению Российской Федерации и входит в ведении федеральных властей. Они обязаны обеспечить территориальную целостность Российской Федерации и ее субъектов.

Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» своей ст.1 определил, что если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации или норм международного права.

Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему. Исключительная экономическая зона имеет смешанный правовой режим. На это указывает не только международно-правовая доктрина, но и конституционное положение о том, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Правовой режим этого пространства установлен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Делимитация исключительной экономической зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации или общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовое регулирование этих вопросов осуществляется нормами международного права.

Диссертационный анализ различных теоретических представлений о территории государства, его составных элементах, правовых принципах регулирования территориальной государственной организации привел нас к обоснованию необходимости нового уровня разработки категории «территория» в теории права.

Научное осмысление правовых и государственно-практических явлений, связанных с категорией «территория», с нашей точки зрения, должно начинаться с определения структурного понятийного ряда самой правовой категории.

 

Автор: Сысоева Е.А.