15.11.2011 2781

Источники педагогического опыта кадетских корпусов и военных гимназий

 

Любой исторический документ представляет собой источник информации, к изучению которого применяются, в первую очередь, источниковедческие методы, с целью наиболее полного извлечения из него необходимых исследователю сведений, их переработки и хранения. (Под историческим документом мы понимаем материальный носитель с закрепленной на нем исторической информацией, который имеет обязательное указание на то, где, кем, когда был создан). Однако в историческом источнике представлена лишь та часть информации, которая по каким-то причинам оказалась зафиксирована в текстах. При этом возникает ряд вопросов: какая информация является первоисточником? Что обусловило отбор информации, сохраненной во времени? Какой объем информации оказался зафиксирован? Насколько заключенная в источнике информация существенна для решения поставленной научной задачи? В последнем случае речь идет о релевантности (англ. Relevancy - уместность, значимость, важность, существенность) - способности информации соответствовать запросам потребителя.

В широком смысле релевантность - это мера соответствия получаемого результата желаемому. В поисковых системах - это мера соответствия результатов поиска задаче, поставленной в запросе. Исследователи отмечают, что релевантность - понятие относительное: чем больше познавательный эффект, достигаемый в результате переработки фрагмента информации (исторического источника) и чем меньше усилий затрачивается на его переработку, тем выше его существенность для «перерабатывающего» человека.

Принцип релевантности является одним из наиболее важных (наряду с принципом полноты) при комплектовании информационных фондов библиотек (например, комплектование документов, обеспечивающих учебную деятельность, осуществляется в соответствии с нормами обеспеченности учебных дисциплин на основе требований государственных образовательных стандартов).

В нашем исследовании принцип релевантности, то есть соответствия информации, заключенной в источнике, решаемой научной задаче, является инструментом для описания и систематизации документов, их ранжирования по степени наличия педагогической информации, т.е. по степени проникновения в сущность, закономерности педагогического процесса, по степени проникновения во внутренний, скрытый смысл педагогических фактов и явлений.

Систематизация источников - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые источники организуются в определенную систему на основе выбранного принципа. Классифицирование дореволюционных источников изучения опыта кадетских корпусов по характеру отражения в них педагогической действительности (см. приложение 1) позволило проанализировать каждый тип с позиции их релевантности, то есть принципиальной возможности получить из них информацию, которая в наибольшей степени соответствует поставленной научной задаче:

1. Официальные источники на государственном уровне (законы, постановления, наставления, циркуляры, указы, приказы ГУВУЗ, положения). Источники этой группы занимают лидирующее место, так как привлекают наибольшее внимание современных исследователей, получили наибольше освещение, анализ в научной литературе. В педагогическом отношении их главная ценность заключается в четком изложении целей и задач данных учебно-воспитательных учреждений. Общая цель военно-учебных заведений состояла в «доставлении юному российскому дворянству приличного воспитания, дабы, укоренив в воспитанниках правила благочестия и чистой нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании необходимо знать, сделать их способными с пользой и честью служить Государю и благосостояние всей их жизни основать на непоколебимой приверженности Престолу».

Анализ источников данной группы позволяет проследить общую тенденцию становления педагогической системы кадетских корпусов и военных гимназий.

2. Официальные источники на уровне отдельного учебного за- ведения (приказы, постановления, отчеты педагогических комитетов, памят- ки, заповеди, правила). По сравнению с официальными источниками на го- сударственном уровне, их утверждалось и издавалось значительно меньшее количество.

Эти документы представляли большой интерес не только для директорства отдельного кадетского корпуса, но и для учительского состава (инспекторов классов, преподавателей, офицеров-воспитателей и др.). В них освящены основные сведения о кадетском корпусе, положения, правила, инструкции, на основании которых строился весь учебно-воспитательный процесс отдельного военно-учебного учреждения. Педагогическая ценность их заключается, прежде всего, в возможности сравнения организации жизнедеятельности разных военно-учебных заведений.

3. Научно-педагогические источники (монографии, статьи, исторические исследования). С момента возникновения кадетских корпусов в источниках данной группы последовательно анализировались вопросы состояния и развития военно-учебных заведений, изменения в их общей организации, обсуждались вопросы военной реформы, особенности воспитания в школах-интернатах и возникающие при этом трудности; давались советы и рекомендации о совершенствовании физического и нравственного воспитания, обсуждались актуальные проблемы: наказание и поощрение, религиозно-нравственное воспитание и др. Педагогическая ценность источников данной группы определяется актуальностью широкого круга проблем, обсуждаемых учеными-педагогами, - как на момент существования, так и для современности.

4. Методическая литература. Сюда относят: учебные пособия, рекомендации, разрабатывавшиеся педагогическими коллективами кадетских корпусов, нормы оценок, система наказаний и поощрений, обобщение опыта, отчеты, материалы съездов, конференций. Значимость источников этой группы, как и предыдущей, состоит в том, что в них были сосредоточены основные сведения о нормах всего учебно-воспитательного процесса, а в соответствии с ними давались рекомендации и указания по его улучшению в отдельных учебных учреждениях.

5. Источники личного происхождения: мемуары (мемуары-воспоминания и мемуары-автобиографии) и произведения художественной литературы.

И мемуары, и художественные произведения отражают неформальную, общественную жизнь кадет. Поэтому такая литература будет всегда представлять интерес, как для исследователей-педагогов, историков, так и для любителей интересной захватывающей литературы. Мемуары содержат множество интересных подробностей, неизвестных раннее фактов.

Разнообразие представленных групп источников по характеру содержания, по педагогической ценности требует дифференциации их по группам потребителей - в соответствии со значимостью, существенностью материала для решения конкретной научной задачи (принцип релевантности). Анализ научных работ исторического и историко-педагогического характера, посвященных кадетским корпусам, позволяет сделать вывод, что предмет исследования исторической науки (развитие системы военно-учебных заведений) определяет высокую частоту обращения к официальным источникам (1,2 группы). Источники 3-5 групп упоминаются в исторических исследованиях гораздо реже или это упоминание отсутствует вообще.

В работах историко-педагогического характера, предмет исследования которых связан с изучением истории становления кадетских корпусов в процессе их педагогической деятельности, частота обращения к источникам 3-5 групп значительно выше, чем к официальным источникам. Последние оказываются менее релевантными для исследователей-педагогов.

Группы были проранжированы по частоте обращения к ним в научных исследованиях (Ч.о. = 1...5) и затем, каждой определено соответствующее ранговое место (P.m. = I...V).

Далее обзорно охарактеризуем источники каждой группы

Официальные источники на государственном уровне

29 июля 1731 г. Императрица Анна Иоанновна подписала именной Указ об учреждении в Петербурге Корпуса Кадетов: «...дабы служивых отцов дети, имея надежное пропитание, обучались кто к каким наукам склонность имеет, дабы со временем государству могли быть полезны». Следом последовал Указ Императрицы Анны о записи дворян в кадетский корпус. Открытие первого корпуса, предназначавшегося для воспитания молодых дворян, состоялось 17 февраля 1732 года.

Новый этап в развитии военного образования связан с именем Екатерины II (1729-1796), которая вступила в царствование в 1762 году. Рассматриваемый период отмечен рядом новшеств в педагогическом деле.

Уставом 1766 года вводился порядок награждения лучших кадет золотыми и серебряными медалями, выдаваемыми при особо торжественной обстановке и от высочайшего имени. В 1789 году отдельной книжкой было издано положение о медали под названием: «О преимуществах в получении медали за прилежание и доброе поведение».

С целью привлечения наиболее подготовленных кадров для преподавания в кадетских корпусах в новом Уставе (1784 г.) введена глава «О правах учителей и учащихся» .

Новый этап в развитии военно-учебных заведений этого периода связан с восшествием на престол Александра I и принятием 21 марта 1805 года «Плана военного воспитания». Согласно Плану воспитание молодых дворян предполагалось начинать в губернских военных училищах, а заканчивать в столичных кадетских корпусах.

29 марта 1805 г. учреждается особый Совет о военно-учебных заведениях. До учреждения данного «Совета» каждое военно-учебное заведение устраивало свою внутреннюю жизнь, систему обучения и воспитания, исходя из личных качеств и педагогических способностей своих директоров. Теперь же Совет стал определять требования для всех военно-учебных заведений.

В основу совершенствования системы военно-учебных заведений была положена идея о необходимости придать обучению воспитанников единое начало. С этой целью 9 апреля 1830 года издается документ «Общие положения для всех военно-учебных заведений», в котором указывается цель создания подобных заведений: «дать юному российскому дворянству приличное званию сему воспитание».

Согласно этому документу, военно-учебные заведения разделялись на три класса: / класс - губернские кадетские корпуса, Дворянский полк, Александровский кадетский корпус для малолетних; 2 класс - Пажеский, 1-й, 2-й, Павловский, 1-й Московский кадетские корпуса, Школа гвардейских подпрапорщиков; 3 класс - Артиллерийское и Инженерное училища, Морской кадетский корпус. В соответствии с классом устанавливались привилегии при выборе вакансий, а также льготы по финансированию и набору кадров.

В этом же году появляется «Устав всех военно-учебных заведений 2-го класса», который одной из главных задач образования кадет ставил заботу о нравственности (на первом месте было воспитание честности, бескорыстия, справедливости), физическом развитии воспитанников.

21 мая 1830 года был восстановлен Совет о военно-учебных заведениях, учрежденный еще 29 марта 1805 года, но затем упраздненный. А в 1832 году состоялось учреждение Штаба по управлению военно-учебными заведениями. Первым начальником его стал генерал-лейтенант А.И. Кривцов, которого в 1835 году заменил гвардии полковник Я'.И. Ростовцев.

При корпусах в 1835 году Приказом были учреждены Воспитательные комитеты из числа корпусных офицеров и старших учителей (наставников-наблюдателей). Цель их учреждения, как она указывалась в приказе, заключалась в том, чтобы «единодушным действием всех без исключения лиц, коим доверено воспитание, как физическое, так и нравственное и умственное, стремиться достичь возможно лучшего результата и цельности воспитания».

Наиболее полно целевое назначение образования кадетов выражено в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений», Высочайше утвержденного 24 декабря 1848 года. Оно заключало в себе подробные указания относительно общей цели воспитания и обучения в кадетских корпусах и относительно объема и метода преподавания каждого учебного предмета.

С целью упорядочения управления военно-учебными заведениями 21 января 1863 года в составе военного министерства было учреждено Главное управление военно-учебными заведениями. В ГУВУЗе было сосредоточено более 40% генералов, принадлежащих к ведомству военно-учебных заведений. На его содержание было определено 87 тыс. рублей, сумма по тем временам немалая.

В структуре ГУВУЗа было восемь различных подразделений, среди которых центральное место занимали Педагогический комитет и Педагогический музей. Этот период исследователи считают подготовительным в развертывании серьезной подготовки офицерского корпуса России.

Начало царствования Александра III связано с тем, что он принял на себя звание шефа Павловского и Александровского корпусов, подчеркнув тем самым значение системы подготовки офицеров. Вскоре после этого события пост военного министра вместо Д.А. Милютина занял генерал-адъютант П.С. Вановский; на место генерала Исакова, бывшего главным начальником военно-учебных заведений, назначен генерал-адъютант Н.А. Махотин.

Приход этих лиц к руководству означал ряд преобразований в системе военно-учебных заведений. Приказом от 22 июля 1882 года были восстановлены кадетские корпуса. При этом было решено придерживаться следующих положений:

1. сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней жизни их» такой характер, который бы в большей степени соответствовал военно-учебным заведениям;

2. впредь должности воспитателей замещать только офицерами, осуществляя их тщательный отбор;

3. составить группы воспитанников по возрастам, назвав их ротами.

Эти преобразования сопровождались упразднением Педагогических курсов при 2-й Петербургской военной гимназии и Учительской семинарии при военном ведомстве, что, естественно, имело негативные последствия для подготовки офицерских кадров.

Одним из первых документов, определяющих порядок учебной работы в военных училищах, была «Инструкция по учебной части», из которой становится ясным характер и направление преподавания учебных дисциплин: военные предметы на младшем курсе - 50%, на старшем - 81%.

14 февраля 1886 в Санкт-Петербурге высочайше утверждено Положение о кадетских корпусах.

Царское правительство проявляло неустанную заботу о воспитании кадет. Именно этим объясняется появление на свет специальной «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (издана в 1886 году и переиздана в 1905 году). В ней указывалось, что «воспитание в кадетских корпусах должно быть живо проникнуто духом христианского вероучения и строгого согласования с общим началом русского государственного устройства, иметь главной целью подготовка воспитывающихся юношей к будущей службе Государю и Отечеству, посредством постепенной, с детского возраста выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Престолу, сознательного повиновения власти и закону, чувства чести, добра и правды».

По поручению Педагогического музея военно-учебных заведений в 1896 году доктором медицины Старковым был составлен отчет о «Физическом развитии воспитанников военно-учебных заведений», удостоенный на Всероссийской выставке 1896 г. диплома 1 разряда.

В 1899 г. по поручению главного начальника военно-учебных заведений в ответ на запрос французского военного министерства о состоянии физического воспитания в российских кадетских корпусах А.Д. Бутовским был составлен отчет: «Упражнения и занятия, имеющие отношение к физическому воспитанию в наших кадетских корпусах». В отчете раскрыта система и методы преподавания физических упражнений в кадетских корпусах.

Активизации воспитательной работы среди кадет способствовал тот факт, что с 1900 года стали функционировать педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. «Положение» об учреждении этих курсов было утверждено 1 мая 1900 г. В 1902 г. Педагогическим музеем военно-учебных заведений был издан первый выпуск «Педагогических курсов для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах».

Последним официальным документом по кадетским корпусам является «Приказ по военно-учебным заведениям» 1916 года, где предоставлен окончательный список кандидатов на руководствующие должности в кадетских корпусах. Там же дан список кандидатов на увольнение и список стипендиатов.

Официальные источники отдельных учебных заведений

Уже в начале царствования Екатерины II, был утвержден «Устав нового артиллерийского и инженерного шляхетского корпуса» (25 октября 1762 г.). Тем самым, практика инженерно-артиллерийской подготовки была возведена на новый уровень.

Педагогические воззрения Екатерины II и ее главного помощника И. И. Бецкого отчетливо выразились в «Новом.уставе сухопутного кадетского корпуса», утвержденного 11 сентября 1766 года. В нем примечательно «Расписание наук для пяти возрастов воинского и гражданского звания», где все науки разделены на четыре категории.

В 1798 г., вошедший на престол Павел I учредил Военно-сиротский дом в Санкт-Петербурге и его отделения в гарнизонах для «воспитания детей недостаточных штаб - и обер-офицеров и нижних чинов гвардии и артиллерии, преимущественно из сирот».

Военно-сиротский дом состоял из 2-х отделений: дворянского на 200 мальчиков и 50 девочек и солдатского. Положение о Военно-сиротском доме было утверждено 23 декабря 1798 г. В 1829 г. это учреждение было переименовано в Павловский кадетский корпус.

В 1802 г. Пажеский корпус был учрежден как военно-учебное заведение (для подготовки гражданских чиновников он был открыт еще в 1759 году).

В царствование Александра I, когда русская армия увеличилась почти в два раза, возникла проблема с офицерскими кадрами: кадетские корпуса уже не успевали справиться с поставленной задачей. Поэтому в 1807 г. при 2-м Кадетском корпусе было образовано особое учреждение, названное сначала «Волонтерным корпусом», а затем переименованное в «Дворянский полк». Цель его, отмеченная в его уставе, заключалась в том, чтобы дать возможность дворянским детям, получившим первоначальное домашнее воспитание и образование, путем изучения военных наук, прямо (то есть, не заканчивая какого-либо другого военно-учебного заведения) получить офицерский чин в армии.

В период царствования Александра I существовали разряды военно-учебных заведений, различавшиеся по режиму, престижности, характеру подготовки обучаемых. Наиболее мягкое воспитание было в Пажеском кадетском корпусе, так как молодые люди готовились там для придворной службы. В уставе этого корпуса отмечалось, что «обхождение с пажами должно быть вежливое, непринужденное и без грубости, не только на деле, но и на словах, так как исполнение обязанностей должно быть не страха ради, а убеждения».

Надо подчеркнуть, что в рассматриваемый период предпринималось немало мер по повышению престижности педагогического труда в военно-учебных заведениях. К числу таких мер можно отнести принятие в 1836 г. «Положения о службе по учебной части при военно-учебных заведениях сухопутного ведомства», в котором устанавливался порядок определения, увольнения и преимуществ, дарованных за службу в военно-учебных заведениях.

В период царствования Александра II сложилась целостная система высшего военного образования. Специфику и характер деятельности военно-учебных заведений этого времени определи соответствующие документы: «Положение о военных гимназиях» (25 октября 1866 г.); «Положение о Михайловской артиллерийской и Николаевской инженерной академии» (20 сентября 1867 г.); «Положение о Николаевской академии генерального штаба» (3 марта 1868 г.); «Положение, штаты и табели юнкерских училищ» (26 марта 1869 г.); «Новое Положение о военных гимназиях и об учительской семинарии военного ведомства» (8 мая 1869 г.); «Положение о Морской академии» (1877 г.); Правила приема и программы для поступления в военные гимназии и другие.

Осознавая важность воспитания педагогических кадров, руководство ГУВУЗа 13 февраля 1865 года своим Приказом, в порядке эксперимента, открывает при 2-ой Петербургской гимназии педагогические курсы для подготовки учителей для младших классов гимназии. Спустя 4 года, с февраля 1869 года эти курсы были учреждены окончательно. «Положение о курсах для подготовки кандидатов на учительские должности» определило порядок обучения на них «кандидатов-педагогов». Деятельность учительских курсов поставила на очередь вопрос о необходимости специальной подготовки для военно-учебных заведений офицеров-воспитателей. Однако этому проекту суждено было сбыться лишь в 1900 г.

Научно-педагогические источники

Одним из самых полных очерков, охватывающим период существования и развития военно-учебных заведений, является очерк М.С. Лалаева «Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их Управлению. 1700-1885 гг.». Он включает в себя две части.

Первая состоит из девяти глав, которые содержат сведения: об учреждении Сухопутного Кадетского корпуса; о проекте преобразования Артиллерийской и Инженерной школ в Шляхетский кадетский корпус; о преобразовании в Сухопутном кадетском корпусе и переименовании его в 1-й Кадетский корпус; об учреждение Артиллерийского и Инженерного, а также Шляхетского кадетского корпусов и переименовании последнего во 2-й Кадетский корпус; об учреждении Военно-сиротского дома и перечислении Шкловского Благородного Училища в казенное ведомство; об открытии новых военно-учебных заведений; о преобразованиях и мерах к благоустройству 1-го и 2-го Кадетских корпусов и Военно-сиротского дома и общих чертах внутреннего порядка в этих заведениях и быта их воспитанников; сосредоточении главного начальства над военно-учебными заведениями и начале устройства центральной их администрации, а также о состоянии заведений к концу 1825 г. Таким образом, в первой части очерка описывается состояние и развитие кадетских корпусов и других военно-учебных заведений с момента их создания и до 1825 года.

Во второй части, включающей восемь глав, описывается состояние военно-учебных заведений с 1825 по 1880 год: постепенные изменения в общей организации военно-учебных заведений и их центральном управлении; развитие прежних и открытие новых военно-учебных заведений; общие основания внутреннего устройства военно-учебных заведений рассматриваемого периода: дается обзор постановлений и распоряжений относительно комплектований заведений, воспитания и обучения в них и выпуска воспитанников на службу; указываются численный состав заведений, расходы на их содержание и размеры ежегодных выпусков в офицеры; учреждение Главного Штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям; частные меры к постановке этих заведений в ближайшее соответствие с развитием педагогического дела и с потребностями армии. Также во второй части очерка повествуется о начальствовании над военно-учебными заведениями Великого Князя Михаила Николаевича; предположения о реформе военно-учебной системы; о сосредоточении высшего • управления всеми военно-учебными заведениями в Военном Министерстве и учреждении в его составе ГУВУЗа; о первоначальной организации ГУВУЗа и изменениях в его устройстве. Освещается общий ход преобразования кадетских корпусов в военные гимназии и военные училища, а также учреждения новых и дальнейшего развития прежних военно-учебных заведений до начала 1880 года.

Педагогическое издание «Младшие классы кадетских корпусов» В.Я. Благовещенского рассказывает об особенностях массового воспитания в школах-интернатах: об отношениях между детьми и к преподавателям, об обучении большого количества малолетних детей и о трудностях, возникающих при обучении, о мерах и методах воспитания ребенка. В книге проанализирован краткий перечень главных особенностей, которые отличают воспитание в интернатах от воспитания в открытых школах, и методы улучшения учебно-воспитательного процесса в кадетских корпусах. Отметим, что данный источник может предоставлять большой интерес для педагогов-воспитателей младших классов современных кадетских корпусов.

В книге «Былое и последовавшее в Петровской Полтавской военной гимназии и в Петровском Полтавском кадетском корпусе», автором которой является бывший старший врач гимназии и корпуса, доктор медицины

Б.Г. Медем, описывается общее состояние кадетского корпуса. Автор дает краткий обзор о средствах физического воспитания в кадетских корпусах, об обстановке, о медицине в кадетских корпусах и их классах, о пищевом довольствии кадет, о лазарете, и о многом другом. В основном Медем указывал на недостатки, каких было немало, и отмечал, что все выше изложенное требует улучшения; давал советы и рекомендации по улучшению жизни детей в школах интернатного типа.

Разнообразные проблемы кадетских корпусов исследовались в статьях, которые печатались на страницах популярных научно-педагогических журналов: «Педагогический сборник» (с 1864 г.), «Русский педагогический вестник» (с 1858 г.), «Воспитание» (Журнал для родителей и наставников) (с 1857 г.), «Учитель» (Журнал для наставников и родителей) (с конца 60 г. XIX века).

Методическая литература

В 1840 г. были изданы первые подробные программы по всем предметам обучения в военно-учебных заведениях. Названия учебных пособий, используемых при обучении кадет, часто публиковались в некоторых педагогических изданиях, например, в журнале «Педагогический сборник», в «Наставлении» 1848 г. или в других книгах и источниках. Так, в «Историческом очерке 1-го Московского Кадетского корпуса» указаны следующие учебные пособия по русской грамматике, арифметике, истории и географии: «Французские и немецкие разговоры» Краммера, «Риторика» Ломоносова, «Геометрия» Крафта, «Сферическая тригонометрия» Безу, «Физика» Мушен-брока, «Механика» Боссю, «Артиллерия» Вельяшева, «Тактика» Миллера, «Инженерное искусство Белидора, «Фортификация» Вобана и «Гражданская архитектура» Палладо.

В «Наставлении для внеклассных занятий», введенном в действие в 1890 г., даются подробные методические указания по постановке курса танцев, фехтования, плавания и по способам ведения гимнастических упражнений в кадетских корпусах. Там же содержатся рекомендации по устраиванию состязательных игр.

Нравственные правила для воспитанников были указаны в «Уставе для военно-учебных заведений II класса». В числе их, на первом месте находились благочестие, воздержанность, укрощение страстей, стремление к самоусовершенствованию, порядок, честность, скромность, твердость духа, неустрашимость и т.п. На необходимость воспитания нравственности указывалось и в «Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений « 1848 г..

В Отчете Министерства народного просвещения за 1862-1864 гг. указывалось, что «распространившиеся в нашем обществе разные уродливые социальные и политические теории не могли не проникнуть в сферу домашнего и общественного воспитания и не произвести на него вредного влияния».

Источники личного происхождения

Сюда относим мемуары-воспоминания следующих авторов: А. Заилийский. Кадетская юность. Воспоминания офицеров.; Н.Михайлов. Кадетские годы Сергеева; А.И. Леман. Очерки кадетской жизни; А.Сливицкий. Дядька Квасов (воспитание кадета); Н.А.Боровков. Из прошлого. Воспоминания и наблюдения за полвека; Л.Л.Драке. Кадетский быт 50-х годов. (Отрывочные воспоминания); А.Д. Бутовский. Годы моего учения в Петровско-Павловском кадетском корпусе ; Б.Г. Медем. Былое и последовавшее в Петровской Полтавской гимназии и в Петровском Полтавском кадетском корпусе; И.И. Долгов. Полоцкий кадетский корпус (несколько слов по поводу 63 годовщины его существования); СЕ. Зверев. Юбилейный сборник Михайловского Воронежского кадетского корпуса. 1845-1895; Д.М. Левшин. Пажеский корпус его Императорского величества за сто лет. 1802-1902; Э.Н. Суражевский. Суворовский кадетский корпус (Памятка 1899-1949) и другие произведения.

В эту же группу входят и художественные произведения: А. Куприн. На переломе; Н.С.Лесков. Кадетский монастырь; Б.Д. Приходкин. Кадет Изводников; С.А. Колбасьев. Арсен Люпен; стихи М. Надеждина, К.Н. Сумбатова, Н.Н. Воробьева и другие.

Итак, с учетом принципа релевантности, то есть существенности содержащейся в источниках информации для решения научной задачи, все они были организованы в систему. Каждый элемент этой системы (источник определенного типа) необходим для более полного раскрытия другого, для подтверждения его достоверности. Только в совокупности элементы - источники всех групп - обеспечивают возможность получения адекватной, полной информации и педагогическом опыте кадетских корпусов как культурном явлении эпохи. Обзорное рассмотрение дореволюционных источников изучения опыта кадетских корпусов показывает, что заключенная в них информация охватывает широкий круг проблем, поэтому каждый из них обладает высокой педагогической ценностью.

Однако при проведении конкретного историко-педагогического исследования, формируя его источниковедческую базу, необходимо, исходя из характера научной задачи, определить приоритетность той или иной группы источников.

 

АВТОР: Климашкина Е.В.