15.11.2011 17704

Нормативность и ненормативность в регулировании общественных отношений

 

Наиболее общей, является категория «регулирование». Данный термин имеет широкое хождение, как в теоретической, так и в практической человеческой деятельности. Вследствие этого, объем понятия существенно различается.

В обиходной речи можно встретить термин «регулирование» применительно к характеристике самых различных видов деятельности. Более строго термин «регулирование» употребляется в систематизированном теоретическом сознании. В той или иной мере этот термин используется практически во всех сферах научного знания - в естественных, технических и общественных науках, в том числе - в юриспруденции.

Понятие «регулирование» (от лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) используется в русском языке как действие по значению глагола «регулировать». В справочных материалах и изданиях «регулирование» толкуется в значении упорядочивающего, налаживающего фактора. Под термином «социальное регулирование» - понимается функция общества, сущность которой состоит в упорядочении социальных процессов особыми, выработанными в сознании субъектов регулирования программами, способными активно влиять на все сферы общества. В основе регулирования социальных процессов с помощью специальных правил «лежит» их нормативность. Основная масса общественных отношений упорядочивается именно с помощью соционормативного регулирования.

Рассматривая нормативное регулирование в социальной жизни, целесообразно отметить, что нормативность проявляется, преимущественно, в виде особых правил, стандартов, эталонов поведения участников социального общения.

Проблемам нормативного регулирования уделялось и уделяется достаточно большое внимание со стороны ученых. Нормативность - это абсолютное свойство развития высшей формы материи - социальной жизни.

Нормативность является объективной необходимостью, закономерностью, законом развития социальной жизни. Данная закономерность заключается в том, что любая совокупность социальных явлений, несмотря на их хаотичное и беспорядочное состояние, неизбежно самоорганизуется в ту или иную упорядоченную форму.

Происходит унификация социальной практики по различным системообразующим признакам. Складывается определенный способ взаимодействия участников социального процесса. Появляются единообразные схемы развития, функционирования общественных отношений, определенные стандарты поведения. Этот процесс имеет характер обязательного закона, неизбежного условия всякого общественного развития.

Общественный прогресс во многом определяется устойчивым характером, стабильностью связей и отношений, внедрением определяемых эталонов в поведении людей, их повторяемостью и приданием им обязательного характера. Ни одно общество не смогло бы существовать без этих общеобязательных правил поведения людей. Основой этого воздействия выступает социальная нормативность. Она выражает объективно необходимые требования взаимодействия явлений и событий как результата предметно-практической деятельности людей.

Нормативность выступает формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей. Следовательно, сущность нормативности как социального закона выражается в неизбежной унификации хаотичной совокупности воль отдельных лиц (членов социальной общности) по определенным признакам, обусловленным объективными потребностями данной общности.

Унификация, в данном случае, означает приведение чего-то к единообразию, формирование определенного стандарта. Неизбежность этого процесса связана с наличием тех или иных потребностей и интересов членов общества. Нельзя определить единственный или даже преобладающий путь решения интересов, все зависит от содержания интересов, их поддержки и противодействия им, от ситуации в обществе.

Следует подчеркнуть, что нормативность выступает не только формой бытия социальных интересов и потребностей, но и как процесс формирования и выявления этих способов существования социальной реальности. То есть нормативность выступает с одной стороны, как форма социального развития, а с другой - как его основное содержание.

Такая позиция представляется оправданной. Она позволяет увидеть происхождение нормативного характера регулятивных явлений. «Ранее рассматривали нормативные свойства социальных регуляторов как нечто само собой разумеющееся, не требующее пояснения. Правила носили как бы «надличностный» характер, появлялись откуда-то извне. Но суть нормативности не только и не столько в том, что это формы бытия социальных закономерностей, сколько в том, что нормативность охватывает процесс происхождения данных форм».

Нормативность в социальной жизни обладает своим собственным содержанием. Им являются, осознанные индивидом (членами общества) как необходимые, жизненно важные собственные интересы и потребности, требующие нормативного обобщения. Проявление этих единообразных схем, стандартов отношения к реальной действительности выступает в системном виде.

В свою очередь, необходимость - является одним из прерогативных свойств нормативности.

Любой социальный закон включает в себя не бесспорные факты, а ориентиры поведения. «Нормативный закон, будь то правовой акт или моральная заповедь, вводится человеком. Его часто называют хорошим или плохим, правильным или неправильным, приемлемым или неприемлемым, но «истинным» или «ложным» его можно назвать лишь в метафорическом смысле, поскольку он описывает не факты, а ориентиры нашего поведения».

Если тот или иной ориентир взят на вооружение в качестве определенного образца поведения либо запрета, следовательно, он признан обществом необходимым, социально полезным. Какое-либо правило прошло через волю и сознание участников социальной жизни и решено считать это правило необходимым в процессе дальнейшей деятельности.

При анализе необходимости нормативности можно выделить две стороны проблемы. С одной стороны, это - объективное требование социальной жизни, без чего любой человеческий коллектив существовать не может, ибо нормативность вносит упорядоченность в отношения людей. Общество - это продукт взаимодействия людей. Если нет упорядоченности в этих взаимодействиях и отношениях, то общество перестает существовать.

С другой стороны, люди в ходе общественной практики начинают осознавать социальную значимость и необходимость нормативности. Ее потребности проходят через сознание, идеологию и члены общества начинают формировать обычаи, заповеди, нормы религиозных отправлений, нравственности, и др. Все это формирует стереотипы поведения. Субъективный фактор, отражающий и воздействующий на объективные процессы, отражает реальные требования как необходимые.

В качестве следующего нормативного свойства можно назвать типичность, повторяемость.

Типичность производна от понятия «типизация». Типизация - сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных. Оценка общественных связей с точки зрения их типичности позволяет выделить самое значимое, сущностное, в этих отношениях, что дает возможность классифицировать отношения, связи, явления по различным видам. В основе классификации лежат типичные признаки, являющиеся неотъемлемой частью данного вида отношений.

Типичность служит для выделения из многообразия человеческой деятельности четких и ясных моделей поведения. Типичность тех или иных социальных конструкций является важной предпосылкой их нормативно-регулятивного выражения. Вывод о типичном характере признаков явления сложно сделать лишь при анализе их возникновения, развития и функционирования, воздействия на общественные процессы.

В ходе повторяемости различных событий появляется возможность сделать вывод об общности характера условий и результатов нескольких вариантов общественных процессов. Так можно свести несколько внешне различных моделей в единый вид по какому-либо критерию. В качестве критерия может выступать сущностный признак явления. Регулярность повторения и полученный в результате этого общий итог некоторой суммы общественной практики, подводят к такому важному выводу как стабильность и устойчивость действия данной модели. В этом заключен социальный иммунитет данного отношения от дестабилизирующих общественных процессов и свидетельство о его нормативном характере.

Типичность, как нормативное свойство, характеризует не только правила поведения человека, но и сознание, т.к. нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной деятельности. Нормативны сам мыслительный процесс и его закономерности, нормативны язык, правила грамматики, нормативны, наконец, социальные процессы и поведение человека.

Следующим важным признаком нормативности следует назвать всеобщность.

Всеобщность как нормативное свойство дает представление об объеме, широте, распространенности в обществе тех или иных эталонов, масштабов, связей, взаимозависимостей. Чем большее количество участников вовлечено в данный комплекс отношений, тем более он действенен, тем большую сумму социальных интересов выражает. Всеобщность взаимосвязана с обобщенностью требований нормативно-регулятивных явлений.

Чем выше всеобщность, тем полнее раскрываются требования нормативности, тем качественнее нормативный материал. Пренебрежение требованием всеобщности, отсечение возможных участников общественных отношений снижает эффективность функционирования данных отношений, тормозит развитие позитивных социальных связей. Кроме того, это создает возможность и для социальных конфликтов. Под угрозой оказывается процесс эволюционного развития.

Еще одним признаком нормативности следует признать зависимость взаимодействующих элементов системы. Каждое структурное образование функционирует в рамках единой программы, стоящей перед всей структурой в целом. Компоненты единой системы подчиняются единым задачам и принципам. Однако взаимозависимость не должна существовать за счет необходимой свободы, поглощать «инициативу с мест», которая нужна составляющим образованиям для эффективного целого. Такое положение придает гибкость всему целому, способствует выработке иммунитета к всевозможным потрясениям.

Процессу унификации, стандартизации социальной жизни, т.е. процессу нормативного обобщения социальных интересов присущ ряд форм. Ими выступают правила поведения - нормы; реализация этих правил, то есть сам процесс поведения; структура и компоненты общественного устройства, обеспечивающие определенный порядок социального развития; а также теории, взгляды, и другие нормативные мотивационные элементы сознания.

В совокупности эти элементы образуют систему регулирующего воздействия на общественные отношения. Центральное место в этой системе занимает подсистема социальных норм, выступающих в виде специфических правил поведения (право, мораль, обычаи, религия, нормы общественных организаций). Воли отдельных членов социального сообщества, обусловленные характером и уровнем существующих потребностей, складываются в необходимые данному социальному объединению модели поведения. Вычленение и обособление нормативности в виде правил поведения позволяет им быть средством не только отражения, но и установления порядка, когда повторяемость, типичность, стабильность перерастают в норму как социальное явление, как выражение конструктивной человеческой деятельности.

При помощи социальных норм достигается целенаправленная, управляемая общность в регламентации общественных отношений, система типовых масштабов, охватывающая тот или иной вид общественных отношений, а затем и целую совокупность этих отношений. Нормативность, в данном случае, «выражает то социальное содержание, которое представляет собой определенного вида общественное отношение, ставшее предметом нормативного регулирования».

Социальное назначение норм заключается в обработке и переработке потока многообразной и различной социальной информации. В самом широком смысле информация представляет собой сведения о каких-то имеющихся свойствах или происходящих процессах в предметах и явлениях объективного мира. Данная информация систематизируется, «раскладывается по полочкам» и обобщается в известные формы, в том числе и правила поведения. Социальные нормы выражают собой не разновидность, а особый уровень социальной информации. Являясь особым структурным компонентом всех форм общественного сознания, социальные нормы выступают носителями такой информации, которая характеризуется политическими, правовыми, нравственными, эстетическими и другими свойствами и качествами.

Правила поведения как формы социальной нормативности имеют двойственный характер. С одной стороны, это те модели, системы, в которые укладывается вся совокупность общественных отношений в зависимости от различных системообразующих признаков. Это своеобразный итог унификации общественной жизни, при котором вся совокупность внутренних мотивов поведения индивидов, их интересы возводятся в качество нормативных требований, становятся содержанием социальных норм.

Социальная норма получает необходимую информацию из социальной действительности для того, чтобы на основе этой информации согласовать поведение личности, выступая в роли фактора связи, общения людей, согласования их личных и общественных интересов, целенаправленности их совместных действий.

Следует подчеркнуть, что от важности содержащейся информации зависит значимость данной нормы. Социальная значимость нормы во многом определяется именно глубиной и направленностью передаваемой информации.

С другой стороны, социальные нормы, переработав и упорядочив информацию, сами начинают передавать ее в регулятивные процессы, и начинают выполнять роль средства управления социальными процессами. Так, например, правовая информация «обслуживает» процесс социального управления во многих аспектах, не характеризуя всего диапазона случаев воздействия права на поведение людей. Вспомним хотя бы две крайние его точки: с одной стороны, побуждение к деятельности, изложение программы поведения, вызывающей (как следствие) соответствующую деятельность.

Следовательно, можно прийти к выводу, что социальные регуляторы в процессе нормативного обобщения общественных отношений являются не только формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего упорядочивающего воздействия на социальную систему.

Еще одной сущностной характеристикой социально-нормативного регулирования можно считать определенную структуру общественных правил поведения. В качестве элементов структуры отдельной социальной нормы обычно выделяют гипотезу диспозицию и санкцию.

Гипотеза представляет собой информацию об адресации нормы и условиях ее применения. Диспозиция - это формулировка требования деятельности, выраженная в языке. Санкция выражает способы и средства обеспечения действенности социальной нормы. Однако, данное положение, почти бесспорное относительно правовых регуляторов, вызывает разногласия ученых относительно структуры других социальных норм.

Так, например, Я.З. Хайкин выделяет два элемента социальной нормы: гипотезу и диспозицию. Автор обосновывает свою позицию ссылкой на моральные и религиозные нормы, в которых якобы отсутствуют санкции. Дело в том, что нет полного соответствия между идеальной и реальной структурой нормы. На практике бывают случаи, когда гипотеза и диспозиция как бы слиты воедино, а санкция проявляется логическим путем. По этому принципу сконструированы, всем известные, христианские заповеди: «не убий», «не укради» и т.д. Следовательно, апеллировать к религиозным нормам неправомерно - санкция в них всегда подразумевается в виде кары господней.

Н.И. Сидоренко предлагает рассматривать четыре элемента нормы: обоснование, гипотеза, диспозиция и санкция. По его мнению, как элемент структуры нормы обоснование нормы представляет собой информацию о том, почему та или иная норма должна иметь определенное содержание и почему люди должны следовать ей. Автор этой концепции смешивает гносеологический и функциональный подходы в рассмотрении социальных норм. Структура нормы - касается функциональности, а предлагаемое Н.И. Сидоренко обоснование более тяготеет к гносеологии. Представляется, что несовершенство традиционной концепции порождает разброс во мнениях.

С известной долей условности можно констатировать, что та или иная социальная норма содержит столько структурных логических элементов, сколько требует данное общественное отношение. Структура отношений участников общественных объединений обусловливает наличие в корпоративной норме таких элементов как гипотеза, диспозиция (одна или две), мера поощрения. Для массовых политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации в норме их наличия. Отсюда, реальная структура социальной нормы, производна от соответствующего общественного отношения.

Реальная структура нормы отражает в известной степени результат нормативного опосредования общественного отношения. Она представляет собой совокупность тех избранных элементов потенциальной логической структуры, которых достаточно для того, чтобы конкретное общественно-властное веление получило жизнь. Количество элементов реальной структуры предопределено структурой фактического общественного отношения и особенностями взаимосвязей и взаимодействия социальных норм в системе нормативного регулирования.

Структуру социальной нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. Так, например, диспозиция корпоративных норм содержащих какой-либо запрет, распространяющийся на членов объединения, одновременно является гипотезой для органов управления, рассматривающих эти нарушения.

На основании изложенного можно заключить, что структура социальной нормы есть логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Из анализа социальных форм регулирования поведением людей вытекает, что не всякое регулирование имеет нормативный характер. Значительное место в этих процессах занимает другая форма упорядочения социальной жизни - ненормативная. Ненормативные факторы, определяющие поведение, помогают глубже и всестороннее раскрыть содержание взаимоотношений между социальными нормами. Вместе с тем, понятие этой формы регулирования в литературе не определяется.

Один из первых ученых, так или иначе обращавшихся к анализируемой проблеме, С.А. Даштамиров, к ненормативному регулированию относит: явления природы; механизм экономического регулирования; сознательно-идеологические формы воздействия; индивидуальные условия жизни каждого индивида.

Однако следует заметить, что естественные факторы не являются специальным средством регулирования поведения человека, и лишь в определенной степени имеют социально-значимый характер, т.к., все же детерминируют поведение людей и их объединений.

Механизм экономического регулирования, как справедливо отмечает автор рассматриваемой типологии, действует в сфере материальных общественных отношений. Данный механизм осуществляется через взаимодействие экономических законов, функционирующих в обществе и определяющих внутренние стимулы хозяйственной жизни в процессе достижения оптимального экономического эффекта. Взаимодействие между людьми в процессе общественного производства опосредуется различными рычагами, среди которых особое и важное место принадлежит потребностям и интересам.

Человеческие потребности возникают на базе общественного производства; производство возбуждает в потребителе потребности и, тем самым, через потребности стимулирует трудовую, политическую и духовную активность человека, направленную на создание средств удовлетворения его потребностей.

Следовательно, производство материальных благ, по С.А. Даштамирову, представляет собой, во многих случаях, первопричину и конечную основу поведения человека.

Вне сомнений и точка зрения данного исследователя, об условиях жизни индивида как ненормативных регулятивах. Думается, что каждый человек может по своей воле преследовать личную цель или добровольно действовать по воле (по совету) других людей, стремясь к достижению определенных целей, в зависимости от индивидуальных условий. Жизненные детерминанты индивида, при этом, неразрывно связаны с той конкретной средой, где он живет, учится, работает и проводит свой досуг. Индивидуальных условий может быть бесчисленное множество. К ним можно, например, отнести личные отношения между отдельными людьми, своевременное поощрение отличившихся или порицание провинившихся, поддержку товарища в трудную минуту, удовлетворение законной просьбы и другие положительные условия, которые тесно связаны с социальной действительностью.

Другая концепция представлена известным отечественным правоведом С.С. Алексеевым. Он относит к ненормативным регуляторам лишь индивидуальные факторы. То есть, такое упорядочение поведения людей, которое осуществляется при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений какого-либо вопроса, относящихся к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Индивидуальное, по его мнению, - это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решить жизненные проблемы с учетом особенностей данной ситуации, персональных качеств личности, характера возникающих отношений. Но очевидны его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, ибо каждый раз проблему нужно решать заново, отсутствует единый общий порядок, а главное, существуют достаточно широкие возможности для субъективистских, произвольных решений.

Продолжая анализ классификаций ненормативных регуляторов, следует отметить весьма интересную концепцию А.Б. Венгерова. В инфраструктуру ненормативного воздействия на общественные отношения, данный исследователь включает следующие регулятивы: ценностный, директивный и информационный, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний.

Ценностный регулятор, по его мнению, определяет поведение членов общества, участников общественных отношений с помощью исторически сложившейся системы социальных приоритетов, психологических установок, стереотипов, штампов. Он имеет весьма глубокую и сложную структуру и проявляется, прежде всего, в культуре общества или в культуре различных социальных общностей, придавая ей регулятивное содержание.

Для директивного регулятора, как считает автор, характерным является способ воздействия на социальные процессы, при котором от органа власти или общественной организации исходит директива, направленная на решения крупной цели, но средства решения задачи или достижения цели, указанные в директиве, не имеют непосредственно нормативного значения или не содержат конкретное поведение адресатов директивы.

Тем не менее, представляется возможным предложить деление директивного регулятора на: персонифицировано-директивный и абстрактно-директивный; в силу того, что директива может не иметь одушевленного адресата директивы.

Сюда же можно, предположительно, отнести различные социально-политические программы, платформы, обращения, заявления, приобретающие регулятивное значение, создающее для участников общественных отношений основание и обоснование своего поведения.

Информационным регулятором, согласно этой точки зрения, оказывается такой способ регулирования, при котором публично распространяющиеся сведения о конкретных случаях социального поведения выступают либо образцами для подражания, либо для осуждения.

Относительно ненормативности такого регулятора, как социальный институт предсказаний, необходимо отметить, что этот фактор регламентации общественных отношений, по мнению А.Б. Венгерова, формировался одновременно со становлением человеческой цивилизации, обеспечивая благополучие тех или иных кланов, общин, групп в первобытном обществе, а затем в раннеклассовых обществах приобрел исключительно важное значение. Однако, в условиях современного общества такой регулятор выглядит архаично и не находит на практике широкого применения.

Подводя итог рассмотрению некоторых точек зрения относительно нормативности и ненормативности в социальном регулировании, следует отметить, что нормативность как социальное явление является универсальной организационной основой регулирования общественных отношений. Но нормативные обобщения должны где-то содержаться, поэтому нормативность в реальной жизни имеет определенные формы, в которых она объективируется в средства социального регулирования и управления.

Таким образом, специфика соционормативного регулирования выражается в нормативности общественных процессов и явлений и особых формах ее выражения, главное место среди которых занимают общественные правила поведения - нормы. Поэтому, нормативное регулирование можно определить как особую форму социальной деятельности, направленную на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих норм поведения людей, с целью упорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе.

Анализ видов ненормативного регулирования и их признаков позволяет отметить, что ненормативные регуляторы, многомерны и многоплановы. Однако четкой типологии данных категорий в проанализированных трудах не прослеживается.

К общим признакам ненормативного регулирования можно отнести нестандартность их регламентирующего воздействия. Ненормативные проявления в обществе нельзя шаблонизировать, ввести в какие-либо рамки, именно поэтому они столь разноплановы. Действие данных регуляторов индивидуализировано. Индивидуальность связана либо с самим регулятором, либо с проявлением их действия. Ненормативное регулирование имеет ситуативный характер. Ситуативность проявляется в зависимости времени действия регулятора от изменений обстановки. Так, экономический интерес может существенно измениться в зависимости от эволюции достатка его субъекта. Экономическое регулирование тесно связано и взаимодействует с социально-политической, идеологической регуляцией поведением людей и служит основой последних. В свою очередь решение экономических вопросов в значительной мере зависит от соционормативных регуляторов.

 

Автор: Шальмин М.С.