Примерные темы курсовых работ по логопедии
1. Нарушения звукопроизношения
1.Нарушения произносительной стороны речи у дошкольников.
2.Влияние нарушений произносительной стороны речи на процесс овладения грамотой.
3.Особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.
4.Влияние дизартрического компонента на нарушение произношения у дошкольников.
5.Сравнительный анализ нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и стертой дизартрией.
6.Использование дидактических игр в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.
Рекомендуемая литература:
Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 320 с.
Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. … канд. пед. наук / М.А. Александровская. – М., 1955.–14 с.
Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва. – М.: Просвещение, 1987.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.–М.: Академия, 2000.–200 с.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. – М.: Педагогика, 1977.
2. Дизартрические расстройства
7.Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.
8.Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии.
9.Особенности голосовых нарушений у детей с дизартрией.
10.Нарушения фонематических процессов у детей с дизартрией.
11.Особенности общей, мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией.
12.Нарушение интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией.
13.Особенности просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.
14.Состояние графо-моторных навыков у дошкольников с дизартрией.
15.Особенности речевых и неречевых нарушений при дизартрии.
16.Методы коррекции просодических расстройств у детей со стертой дизартрией.
17.Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми, имеющими стертую дизартрию.
18.Развитие фонематических представлений у детей с дизартрией.
Рекомендуемая литература:
Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: Астрель, 2005. – 141 с.Лопатина Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 1994.
Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушения речи у дошкольников с ДЦП / И.А. Смирнова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 320 с.
Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с ЦП В раннем возрасте / Е.Ф. Архипова. – М.: МГОПУ, 1997. – 86 с.
Панченко И.И. Нарушение речи и голоса у детей / И.И. Панченко, Л.А. Щербакова. – М., 1975
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей
19.Нарушение фонематических процессов у детей с ФФН.
20.Особенности интонационной стороны речи дошкольников с ФФН.
21.Готовность к обучению грамоте дошкольников с ФФН.
22.Особенности формирования произносительной стороны речи у детей с ФФН.
23.Устранение недостатков произносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
24.Особенности формирования фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
25.Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФН.
26.Использование игр в логопедической работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
27.Особенности проведения логоритмических занятий с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
28.Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Рекомендуемая литература:
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.Филичева Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: МГОПИ, 1998. – 72 с.
Филичева Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Гном и Д, 2000. – 80 с.
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников / Г.Г. Голубева. – СПб.: Союз, 2000.
Основы теории и практики логопедии // Р.Е. Левина. – М., 1968.
4. Общее недоразвитие речи
29.Психолого-педагогическая характеристика детей, имеющих общее недоразвитие речи.
30.Особенности формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
31.Нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
32.Готовность к усвоению навыков звукового анализа у детей с ОНР.
33.Нарушение интонационной выразительности речи у детей с общим недоразвитием речи.
34.Специфика логопедической работы с детьми I уровня речевого развития.
35. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими IV уровень речевого развития.
36.Особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с третьим уровнем речевого развития.
37.Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.
38.Особенности формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи.
39.Особенности формирования словаря признаков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
40.Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
41.Обучение чтению дошкольников с ОНР.
42.Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР как средство предупреждения дисграфии.
43.Профилактика возникновения нарушений письма и чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Рекомендуемая литература:
Волковская Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М.: Книголюб, 2004.Логопедия / Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Екатеринбург: ЛИТУР, 2000. – 320 с.
Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с.
Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Монография. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. – 112 с.
Филичева Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
5. Алалия
44. Психолого-педагогические особенности детей, страдающих сенсорной алалией.
45.Характеристика речевых и неречевых нарушений при моторной алалии.
46.Формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией.
47.Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии.
48.Особенности формирования связной речи у детей с моторной алалией.
49.Специфика импрессивной и экспрессивной речи при сенсорной алалии.
50.Характеристика нарушений слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
51.Особенности овладения грамматическим строем речи детьми с алалией.
52.Комплексный подход в системе коррекционной работы с детьми, страдающими алалией.
Рекомендуемая литература:
Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171.
Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.
Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41.
Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72.
6.Афазия
53.Клиническая и психолого-педагогическая характеристика сенсорной афазии.
54.Дифференциальная диагностика акустико-гностической и акустико-мнестической форм афазии.
55.Характеристика апраксических расстройств при афферентной моторной афазии.
56.Синтагматическая и парадигматическая организация речевой деятельности при разных формах афазии.
57.Характеристика литеральных и вербальных парафазий при афазии.
58.Характеристика неврологического и психолого-педагогического статуса при динамической афазии.
59.Специфика коррекционно-восстановительной работы при разных формах афазии.
60.Методика коррекционно-восстановительной работы при моторной эфферентной афазии.
61.Методика логопедической работы на раннем этапе восстановления при разных формах афазии.
62.Восстановление письма и чтения при акустико-гностической сенсорной афазии.
Рекомендуемая литература:
Визель Т.Г. Как вернуть речь / Т.Г. Визель. – М.: Секачев В., 2005.- 224 с.Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение / Л.С. Цветкова. – М., 1988.
Методика оценки речи при афазии / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.С. Пылаева. – М., 1981.
Шкловский В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. – М.: Ассоциация дефектологов. В. Секачев, 2000.
Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ афазии. О локализации построения высказывания / Т.В. Ахутина. – М.: Теревинф, 2002.
7. Проблема заикания
63.Особенности речевых и неречевых нарушений при заикании.
64.Анализ особенностей связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.
65.Нарушение интонационной стороны речи у детей с заиканием.
66.Комплексный подход в коррекции заикания.
67.Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы по преодолению заикания.
68.Особенности логопедической работы по преодолению заикания у детей младшего школьного возраста.
69.Использование дидактических игр в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников.
70.Особенности логопедической работы по коррекции заикания у взрослых.
71.Применение технических средств в системе коррекционной работы по преодолению заикания.
72.Профилактика возникновения заикания в дошкольном возрасте.
Рекомендуемая литература:
Устранение заикания у дошкольников в игре / И.Г. Выготская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
Куршев В.А. Заикание / В.А. Куршев. – М.: Медицина, 1973. – 160 с.
Логопедия. Заикание. М.: Секачев, 2001. – 416 с.
Сикорский И.А. Заикание / И.А. Сикорский. – М.: Астрель, 2005. – 191 с.
Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников / Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 1965. – 85 с.
8. Нарушения голоса и их коррекция
73.Особенности нарушения голоса при различной речевой патологии.
74.Нарушения голоса у лиц речевых профессий.
75.Нарушения голоса при эндокринных заболеваниях.
76.Влияние голосовых расстройств на формирование личности ребенка.
77.Роль дыхательной гимнастики в коррекции голосовых расстройств.
78.Особенности логопедической работы по преодолению голосовых нарушений у детей с ДЦП.
79.Особенности коррекционной работы по восстановлению голоса у ларингэктомированных больных.
80.Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации.
81.Профилактика голосовых нарушений у лиц речевых профессий.
82. Профилактика голосовых расстройств у детей и подростков.
Рекомендуемая литература:
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – М.: Просвещение, 1996. – 143 с.
Орлова О.С. Нарушения голоса у детей / О.С. Орлова. – М., Астрель. – 2005. – 125 с.
Шиленкова В.В. Нарушения речи и голоса у детей, подростков и взрослых / В.В. Шиленкова, И.Б. Карелина. – Ярославль, 2005. – 164 с.
Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. – М. Энергоиздат, 2002, 480 с.
9. Нарушения письменной речи и их коррекция
83.Влияние нарушений звукопроизношения на процесс овладения письмом у младших школьников.
84.Характеристика нарушений чтения у младших школьников.
85.Особенности проявления нарушений письма и чтения при различной речевой патологии.
86.Сопоставительный анализ дисграфических и дизорфографических ошибок в письменных работах школьников с нарушениями речи.
87.Система логопедического обследования учащихся с нарушением письменной речи.
88.Организация логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии в условиях логопедического пункта.
89.Особенности формирования фонематического анализа у детей с дисграфией.
90.Развитие операций языкового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи.
91.Формирование графо-моторных навыков на начальных этапах обучения письму школьников с нарушениями речи.
92.Раннее выявление предпосылок возникновения нарушений письменной речи.
Рекомендуемая литература:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М.: Владос, 2001. – 336 с.Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2003. – 330с.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции младших школьников с ЗПР / Е.А. Логинова. – СПб.: Детство-пресс, 2004. – 208 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Вступительная статья и подготовка к изданию В.А. Калягина / Т.Г. Егоров. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.
10. Проблема формирования связной речи
93.Логопедическая работа по обучению рассказыванию младших школьников с ОНР, имеющих IV речевого развития.
94.Особенности формирования связной монологической речи дошкольников с III уровнем речевого развития.
95.Особенности логопедической работы по формированию навыков описательного рассказа у дошкольников.
96.Формирование связной монологической речи у детей с комбинированным психо-речевым дефектом.
97.Специфика нарушения связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
98.Роль дидактических игр в формировании связных высказываний у дошкольников.
99.Особенности нарушения связной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
100.Формирование навыков краткого пересказа у школьников с тяжелыми нарушениями речи.
101.Специфика нарушений связной речи у заикающихся.
102.Анализ методик по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Рекомендуемая литература:
Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – М.: Аркти, 2002. – 144 с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1984.
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. – М., 1982.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991.
Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с.