15.11.2011 28527

Подготовка сотрудников ОВД и требования к их профессионально-значимым качествам на современном этапе

 

В конце ХХ-го столетия система подготовки кадров для МВД СССР, включающая в себя 11 вузов, 26 средних специальных учебных заведений и 139 учебных центров распалась. Восстановленная система профессиональной подготовки кадров для ОВД России включает в себя более 55 высших учебных заведений (включая филиалы, факультеты и отделения), 18 средних специальных учебных заведений (с филиалами) и около 140 учебных центров (И.В. Астап-кин, Л.А. Власова, А.С. Куликов, А.О. Костылев, Ю.П. Пузанов и др.).

В настоящее время определились два основных направления реформы системы профессиональной подготовки специалистов для органов внутренних дел. Первое направление - структурные изменения учебных заведений, увеличение количественного и качественного их состава. Второе направление - переход на многоуровневую и многопрофильную систему подготовки кадров для органов внутренних дел.

Характерной особенностью первого направления реформы профессионального образования является численное сокращение узкопрофессиональных учебных заведений МВД России с их объединением в одну укрупненную образовательную структуру, с последующим образованием множества филиалов, факультетов и отделений. Результатом такого слияния становится многолетний процесс перехода и переориентации на профессиональную подготовку кадров как для различных специальностей внутри самого МВД России, так и для других министерств (МЧС, Министерство Юстиции) внутри одного учебного заведения. Негативными моментами первого направления выступает низкий уровень инструментальной и социальной составляющей образовательных технологии: слабое базовое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса; недостаточный профессионально-качественный преподавательский состав (около 36% преподавателей вузов имеют ученые степени и звания, многие из них не работали на практике) специальных учебных заведений (отсутствие у них навыков научно-исследовательской деятельности, затрудненность психологической адаптации к условиям работы, и многое другое).

Характерной чертой второго направления реформы выступает внедрение непрерывной формы подготовки специалистов. В этой связи в системе профессиональной подготовки сотрудников определены пять основных образовательных уровней: специальное первоначальное обучение; обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России; обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России; повышение квалификации и переподготовка (дополнительное профессиональное образование); обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка).

Решение перечисленных проблем решается за счет:

перевода учебных заведений МВД России на многоуровневую систему подготовки специалистов, которая создает преемственность на всех образовательных уровнях и использование современных технологий обучения;

- реорганизация системы управления профессиональным образованием в ОВД;

- совершенствования нормативной базы и качества отбора кандидатов на обучение в учебные заведения МВД России, совершенствования механизма профессионального отбора;

- повышения профессионального уровня преподавательского состава учебных заведений.

Известно, что в структуре органов внутренних дел работают представители многочисленных профессий и специальностей, которые выполняют сложные и многообразные задачи. При этом подходы к начальному этапу их профессиональной подготовки за последние десятилетия остались без существенных изменений (приказ МВД России № ПО- 1991 г, № 965 - 2002 г.). Между тем, существующая система подготовки специалистов МВД показывает, что для большинства сотрудников обучение в учебных заведениях МВД является первым и единственным этапом получения профессиональных знаний, формирования умений и навыков.

Проблема осложняется и тем, что в последние годы наметилось резкое омолаживание абитуриентов и увеличению количества лиц поступающих в учебные заведения МВД сразу после окончания средней общеобразовательной школы (свыше 90% поступивших в вузы МВД России и более 70% в средние специальные учебные заведения). Вместе с тем, число принятых после службы в Вооруженных Силах России едва достигло 6%. Этот факт объясняется тем, что профессия юриста среди молодежи в настоящее время считается наиболее престижной. Социологический опрос, проведенный исследовательским центром МГУ в семи городах России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Иркутск, Томск, Саратов, Уфа) показал, что наиболее престижными сегодня молодежь считает профессии: юриста (65%), менеджера (43%), экономиста (39%), врача (33%) (6).

Профессиональная деятельность сотрудника ОВД предполагает выполнение служебных обязанностей в жестких правовых рамках, регламентированных Законом о милиции, приказами МВД и рядом других руководящих документов. Милиция в России представляет систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. В качестве основных задач выполняемых милицией являются обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, оказание помощи в пределах, установленных Законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Система ОВД, выполняя сложные и многообразные задачи, нуждается в различных специальностях как для выполнения этих задач, так и для обеспечения процесса их профессиональной подготовки. Всем работникам ОВД присуще одно общее качество - социальная направленность на выполнение задач, поставленных государством, борьба с преступностью, обеспечение общественного правопорядка и безопасности. Каждый работник, к какой бы профессии или специальности он ни принадлежал, обязан выполнять требования присяги, законов, нормативных актов МВД России. Его долг - защита интересов народа и Российского государства. Это объединяет представителей самых разнообразных профессий и специальностей в системе органов внутренних дел в одно понятие - «сотрудник милиции».

Кадровое обеспечение органов внутренних дел осуществляется за счет определения пригодности кандидатов требованиям профессии (Приказ МВД РФ № 300 от 25 июня 1993 г; Приказ МВД РФ № 160 от 17 мая 1994 года.) Если «профессия»- это совокупность приобретенных в процессе профессионального обучения специальных знаний, навыков и умений применительно к определенной сфере трудовой деятельности (юрист, педагог, экономист и т.д.), то «специальность» - более конкретное понятие, выражающее градации внутри профессии; специальностью исчерпывается обычный круг трудовой деятельности одного лица. Данное обстоятельство предполагает деление профессии на целый ряд специальностей, и большинство людей работают фактически не по «профессии», а по «специальности» (160). Результаты исследований профессора Л.М. Колодкина (82) свидетельствуют о том, что в системе ОВД служат представители более 3 тысяч специальностей (юристы, инженеры, программисты и т.д.). Е.А. Климов определяет пять схем профессиональной деятельности человека, разделяя их по предмету труда: «человек - живая природа» (биономиче-ские); «человек-человек» (социономические); «человек-техника» (техномиче-ские); «человек-знаковая система» (сигномические); «человек-художественный образ» (артономические). Профессия сотрудника милиции относится к типу профессий «человек-человек» и связана с защитой интересов общества и государства. При всем многообразии специальностей в органах внутренних дел России принято выделять основные виды, сгруппированные по критерию деятельности специалистов.

- оперативно-розыскная деятельность (уголовный розыск, подразделения по борьбе с организованной преступностью, оперативно-поисковые подразделения, отделы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков). Специалисты этих служб занимаются оперативно-розыскной деятельностью (ОРД), которая является ключевой в их работе и достаточно схожа по психологическому содержанию;

- профилактическая деятельность (участковые уполномоченные милиции, инспектора по делам несовершеннолетних). Специалисты связаны с профилактической работой среди населения, в целях предотвращения правонарушений и преступной деятельности. Ключевое содержание - активное общение с различными слоями населения и выявление потенциально опасных ситуаций.

- следственная деятельность (дознаватели и следователи). Специалисты связаны со сбором доказательств по уголовному делу. Ключевым содержанием этой деятельности является интенсивная мыслительная работа.

- пенитенциарная деятельность (работники следственных изоляторов, исправительных и воспитательных колоний). Специалисты связанны с исполнением наказания и исправления осужденных. Ключевым содержанием является воспитательная работа с осужденными;

- экстремальная деятельность (ОМОН, СОБР, ОСН) Специалисты связанны с особыми условиями труда. Ключевым фактором является крайнее напряжение психических и физических сил в условиях противоборства с преступниками, высокого уровня риска и относительного дефицита времени.

- охранно-сторожевая деятельность (подразделения вневедомственной охраны при ОВД). Ключевым содержанием деятельности является охрана материальных ценностей в условиях изоляции и длительной напряженности, связанной с вероятностью неожиданного преступного посягательства на охраняемые объекты.

- надзорная деятельность (патрульно-постовая служба милиции общественной безопасности, дорожно-патрульная служба ГИБДД - ГАИ, подразделения внутренних дел на транспорте). Специалисты связанны с контролем состояния общественного порядка. Ключевым содержанием деятельности является наблюдение за состоянием общественного порядка и пресечение его нарушений

- координационно-организаторская деятельность служб (дежурные части ОВД). Специалисты связанны с получением экстренных сообщений о преступлениях, стихийных бедствиях и других чрезвычайных происшествиях, с принятием решений, их реализацией и контролем за исполнением.

Независимо от рода деятельности у всех сотрудников милиции выделяются общие черты. К таковым относятся: профессиональная этика (моральные нормы и принципы, преимущественно носящие повелительный, категоричный характер); юридическое оформление норм, т.е. подкрепление законоположением, уставом, инструкциями. Моральные нормы выражаются в приоритете уважительного отношения к человеческому достоинству, проявлению гуманизма даже по отношению к людям, нарушившим общечеловеческие нормы; ориентация личности сотрудника ОВД на проявление максимума объективности, мужества, неподкупности и справедливости; сохранение служебной тайны; государственная власть при выполнении служебных обязанностей; применение принудительных санкций к нарушителям общественного порядка; наличие конфликтных ситуаций с гражданами.

Несколько отличительную от общепринятых представлений о деятельности юриста, определяет специфику профессиональной деятельности Н.Н. Ларионова. Она характеризует деятельность гражданского юриста как аналитическую и связанную с правовой защитой экономических интересов государства. По ее мнению, юрист имеет вредные профессиональные воздействия: недостаточная двигательная активность, застойные явления в органах малого таза и нижних конечностях, напряжение зрительного анализатора, напряжение мышц при однообразной позе, длительное пребывание у компьютера. К профессиональным заболеваниям относятся: миопия, заболевания опорно-двигательного аппарата, гипокинезия, нарушение гемодинамики, вегетососудистая дистония, заболевания сердечнососудистой системы и органов малого таза, нервно-эмоциональные расстройства.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что деятельность сотрудника милиции протекает на фоне больших психических нагрузок. Она требует высокой профессиональной подготовленности и морально-волевых качеств. Возможность возникновения экстремальных ситуаций остро ставит вопрос о физической подготовленности каждого сотрудника милиции. Касается данная проблема и представителей криминальной милиции, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, и сотрудников следственного аппарата, чья профессиональная подготовка осуществляется в высшем учебном заведении МВД России. Рассмотрим требования содержания профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности представителей указанных специальностей.

Процесс их физической подготовки в современных условиях следует рассматривать с позиции содержательных и организационно-методических компонентов, связанных с функционально-специфической сущностью их профессиональной деятельности. В Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» отмечается, что она является видом деятельности, осуществляемой, гласно и негласно, уполномоченными на то, настоящим Федеральным законом оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данный законодательный акт определяет содержание оперативно-розыскной деятельности. Характерными признаками которой являются: государственно-правовой характер; осуществление при помощи свойственных только ей средств и методов, имеющих организационно и тактически упорядоченную форму оперативно-розыскных мероприятий; структурно-организационное обособление от иных функций уголовной юстиции за счет специального круга субъектов, уполномоченных ее осуществлять; направленность на борьбу с преступностью; принцип конспирации. Основными задачами криминальной мили-щи являются: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно проводится производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи милиции общественной безопасности.

Следственная деятельность находится в компетенции органов юстиции. Основными задачами являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Следователи обязаны в случае обнаружения признаков преступления принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию. Таким образом, следственная деятельность подразумевает углубленное знание законодательной базы с целью правильной и точной квалификации действий лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Исходя из Закона о милиции, приказа МВД России № 197 от 15 июня 1992 г. и во исполнении решения Коллегии МВД России от 10.03.95 г., разработаны профессионально-квалификационные требования для данных категорий сотрудников милиции и юстиции. В них включены разделы, отражающие задачи, знания и умения необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, возложенных на уголовный розыск и органы следствия. Отраженные вопросы физической подготовленности относятся ко всем сотрудникам милиции и заключаются только в том, что им необходимо иметь высокий уровень физической подготовленности и психологической устойчивости. При этом не уточняются требования для конкретных специальностей, несмотря на различную специфику их профессионального содержания. Вместе с тем, более конкретно и полно отражаются вопросы профессионально-важных психологических качеств сотрудников - коммуникативные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные, речевые, наблюдательность и внимание.

Дальнейший анализ документов, регламентирующих деятельность вузов МВД России и практики существующего учебного процесса «физическая культура» в вузах МВД проводился нами с позиции их соответствия требованиям Концепции образовательной политики МВД России (1996 г.) и требованиям Государственного образовательного стандарта (2000 г.), которые мы рассматривали как цели обучения - готовить специалистов сориентированных не только на овладение «определенной совокупностью знаний», а на развитие личности обучаемого и усвоение конкретных сфер профессиональной деятельности. В Государственном образовательном стандарте, в разделе «Общие требования», говорится, что юрист должен: иметь научные знания о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования. Далее, в требованиях по дисциплинам, конкретизируется, что юрист должен в области физической культуры:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств, самоопределение в физической культуре;

- приобретать опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Использование новых научных теорий и концептуальных положений последних лет в области физической культуры позволяет обеспечить качественный прорыв в вопросах подготовки сотрудников ОВД, не увеличивая объемы временного бюджета. В качестве основных следует выделить: теории физического воспитания (Н.И. Пономарев, А.Д. Новиков, Л.П. Матвеев и др.), концентрированного варианта распределения программного материала по физическому воспитанию (Г.М. Соловьев), идею конверсии технологий спортивной подготовки в интересах совершенствования методик физического воспитания (В.К. Бальсевич), методологию интегративной антропологии (В.В. Кузьмин, Б.А. Ни-китюк), вариативного и базового компонентов физического воспитания (В.И. Лях), концепцию физического воспитания (Л.И. Лубышева), физкультурного образования (А.П. Матвеев); теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.В. Кларин и др.); теории физической культуры личности (М.Я. Виленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышеева, Г.М. Соловьев, В.А. Петь-ков и др.) и технологии ее формирования (Г.М. Соловьев).

Внедрение основных положений научных теорий в условиях реформы профессионального образования специалистов для органов внутренних дел, позволит более качественно использовать имеющийся потенциал средств и методов физического воспитания в процессе профессиональной подготовки специалистов.

По мнению ряда авторов существует прямая зависимость от наличия развитых физических качеств и успешной профессиональной деятельности. Основной же упор в выполнении профессиональных обязанностей работника уголовного розыска и следователя делается на продуктивную умственную деятельность. Так, у сотрудника уголовного розыска должна быть развита творческая активность по выдвижению оперативно-розыскных версий, проведению оперативных комбинаций, применению приемов соблюдения конспирации и т.д. Развитые коммуникативные и речевые качества проявляются при выявлении индивидуально-психологических особенностей людей с целью установления психологического контакта и доверительных отношений с гражданами и т.д. Эмоционально-волевые качества необходимы при выборе оптимальных управленческих (и не только) решений в экстремальных ситуациях, правильной и точной квалификации действий лиц, совершивших противоправные действия и т.д. Для следователей волевые качества проявляются в способности к длительной умственной работе без ухудшения качества, снижения темпа. Эмоциональные качества в уравновешенности и самообладании при конфликтах. На наш взгляд даже этот перечень качеств свидетельствует о том, что одним из основных условий продуктивной профессиональной деятельности является научно - обоснованная система физической подготовки для каждой категории сотрудников.

В приложении 2 представлены сводные данные о профессионально-значимых качествах сотрудников органов внутренних дел, входящих в интересы нашего исследования.

Анализ литературных источников выявил что наряду с общими задачами физической подготовки - развития и совершенствования физических качеств; воспитания смелости, решительности, инициативы, настойчивости, самостоятельности, уверенности в своих силах, психической устойчивости; вовлечения в регулярные занятия физической культурой; овладения навыками самоконтроля в процессе групповых, самостоятельных занятий физическими упражнениями и оказанию первой доврачебной помощи, выделяются и специальные задачи. Так рядовому и начальствующему составу уголовного розыска и следствия необходимо владеть навыками преодоления различных препятствий; выполнять приемы самозащиты без оружия (боевые приемы борьбы, рукопашного боя) на фоне значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным, преимущественное развитие скоростной выносливости, быстроты, ловкости; воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных (экстремальных) ситуациях. Отличительной особенностью при выполнении служебно-прикладных (специальных) упражнений является углубленное изучение боевых приемов борьбы (усиленная физическая подготовка - приказ МВД РФ № 510 от 15 мая 2001 года). Рядом авторов делались попытки составления квалификационных требований к выпускникам вузов, в которые включались вопросы физической подготовки. Были разработаны требования, в которых специалист должен знать основные положения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки в подразделении; правомерность применения приемов самообороны работниками уголовного розыска; приемы и тактику задержания, основанную на приемах рукопашного боя, сопровождения, конвоирования и личного обыска задержанного. Значимым компонентом данных требований является знание основных положений теории и методики физического воспитания, именно оно обеспечивает осознанное, самостоятельное и научно-обоснованное физическое самосовершенствование, а недостатком, согласно программы, является то, что основной акцент смещен в сторону специальной физической подготовки и в значительной степени упущены вопросы общей физической подготовки и оздоровительной физической культуры. Данная тенденция прослеживается и в ряде других работ. Отдавая предпочтение внешним проявлениям профессиональной деятельности, наблюдается упрощенный подход к пониманию личностно-внутреннего её содержания. В квалификационных требованиях по физической подготовке, предъявляемых к рядовому и начальствующему составу органов внутренних дел (ГУК МВД от 12.09.94 г за № 21/11/1881) также уделено большое внимание выполнению боевых приемов борьбы. На фоне большого объема знаний, умений и навыков по боевым приемам борьбы сотрудник уголовного розыска должен иметь более высокую степень развития координационных и скоростных способностей, в сравнении со следственными работниками.

Ряд авторов также определяют специальную направленность профессионально-прикладной физической подготовки для студентов юридического факультета гуманитарного вуза. Студентам данной профессии необходима выработка таких физических качеств, как выносливость, ловкость, скорость, сила, решительность, быстрота ориентировки и инициативность, а так же проведение занятий по боевым приемам борьбы с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитание смелости и находчивости.

Профессиональная деятельность сотрудников уголовного розыска протекает на фоне больших психических нагрузок под воздействием стрессовых факторов окружающей среды. Постоянный контакт с гражданами и представителями криминальной среды требует от специалиста развитые психические качества, знания в области психологии и педагогики человека. В тоже время многие виды выполнения служебных обязанностей не требуют постоянного проявления максимальных величин физических качеств. Однако, необходимо учитывать тот факт, что оперативная работа не только не исключает, но и предполагает неожиданное возникновение экстремальной ситуации, требующей для ее решения высокой степени напряжения физических и морально-волевых качеств. Это значит, что в любой момент может быть востребовано проявление самых разнообразных физических качеств. Систематическое же проявление выносливости выражается еще и в необходимости поддержания высокой продуктивности умственной и физической работоспособности на протяжении ненормированного рабочего дня.

Для сотрудников следственных специальностей необходим достаточный уровень развития общей и специальной выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, так как их профессиональная деятельность предполагает и применение физического воздействия. Использование физической силы, а также боевых приемов борьбы, возможно лишь в жестких правовых рамках, что требует от сотрудника органов внутренних дел проявление интеллектуальных и психомоторных способностей в условиях дефицита времени и нервно-эмоционального напряжения. Высокие требования предъявляются и к уровню развития волевых качеств. Применение приемов происходит в сложных психологических условиях конфликтной ситуации, когда выбор правильного решения затрудняется негативными процессами, имеющими место в психической сфере человека. Квалификация своих действий с точки зрения правомерности довольно сложный интеллектуальный процесс. С одной стороны сотрудник, поставленный перед необходимостью применения физической силы, в том числе и боевых приемов, должен при крайнем дефиците времени оценить ситуацию и принять правильное решение, в тоже время оставаться в рамках закона. Между тем, в отличие от сотрудников уголовного розыска, у следователей акцент развития физических способностей должен быть смещен в сторону силовых способностей отдельных групп мышц (спины, ног и т.д.) и общей выносливости. Данное обстоятельство обусловлено спецификой деятельности следователей - длительным поддержанием статических положений сидя или стоя, что вызывает чрезмерное нервно-мышечное напряжение и неблагоприятно сказывается на сердечно-сосудистой и дыхательной системе.

Сотрудники же уголовного розыска отмечают свою работу более опасной, динамичной в сравнении со следовательской. Данный факт находит свое подтверждение в наличии у этой категории работников хронических заболеваний и симптомов неблагополучия. Более 30 % сотрудников уголовного розыска находятся на диспансерном учете по состоянию здоровья (209). При этом, субъективное мнение о потери здоровья на работе в ОВД более выражено у следователей. Резюмируя изложенное можно сказать, что профессиональная деятельность сотрудников уголовного розыска и следствия не требует ежедневного проявления максимальных величин физических нагрузок. В тоже время в их работе не исключены конфликтные и экстремальные ситуации, требующие поддержания высокого уровня физической подготовленности. Выражается это и в возможности применения физической силы и приемов рукопашного боя. Данному направлению физической подготовки в системе МВД России (профессионально-прикладной аспект) уделяется достаточное внимание, при этом сотрудники как уголовного розыска, так и следствия должны обладать одинаковым перечнем и объемом приемов рукопашного боя. Однако, под воздействие стрессовых факторов больше попадают сотрудники уголовного розыска в силу специфики профессиональной деятельности. Сотрудники следствия более подвержены воздействию хронических заболеваний, ввиду малоподвижного, умственного труда с высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, работа юриста-следователя с подследственным (допрос) проходит в течение нескольких часов на пульсе 100-110 ударов в минуту.

Таким образом, требования профессиональной деятельности к уровню физической подготовленности выпускника вуза по специальности уголовный розыск и следствие должны несколько отличаться. Данное обстоятельство выражено в более динамичной специфике работы сотрудников уголовного розыска и гиподинамическом характере работы у следователей. Кроме этого, сотрудники уголовного розыска выполняют свои служебные обязанности под воздействием экстремальных факторов, выраженных в наличии конфликтных ситуаций, требующих применения двигательно-координационных и скоростных способностей. Сотрудникам же следственного аппарата необходим высокий уровень развития как общей выносливости (аэробной производительности) организма, так и специальной -статической (силовой) выносливости в поддержании позы. Анализ же программного и учебно-методического обеспечения, а также практического опыта в системе физического воспитания МВД России показал отсутствие специальной направленности в физической подготовке не только слушателей учебных заведений, но и работников милиции, что значительно снижает качественную сторону их профессиональной подготовленности.

Следует  отметить, что теоретическое и практическое обучение распределяется следующим образом.

В специальном первоначальном обучении по дисциплинам обязательным для всех категорий обучаемых являются: основы Российского законодательства (22%), административная деятельность (8%), профессиональная этика (2,5%), психологическая подготовка (3,8%), тактика охраны общественного порядка (5%), специальная техника (3,8%), основы доврачебной помощи (3,8%), режим секретности (1,2%), огневая подготовка (8%) и 10% на боевые приемы борьбы. На дисциплины специальной подготовки отводится до 30%.

В среднем и высшем учебном заведении: по циклам общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин(24%), общематематических и естественно-научных дисциплин (2%), общепрофессиональных дисциплин (49%), специальных дисциплин (8%) и дисциплин специализации (17%). Физическая культура относится к циклу общих гуманитарных дисциплин с временными параметрами внутри цикла 38%. Кроме этого, на физическую подготовку отводится до 23% факультативного времени.

В системе повышения квалификации и переподготовки (дополнительное профессиональное образование) по вариативным дисциплинам, определяющим профессиональные интересы обучаемых (служебно-прикладная физическая подготовка до 10%).

В системе обучения в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка) по разделам общественно-государственной подготовки (11%), специальной подготовки (15%), профессионально-психологической подготовки (3%), технико-криминалистической подготовки (2%), медицинской подготовки (1%), тактической подготовки (3%), огневой подготовки (5%), физической подготовки (55%), строевой подготовки и подготовки к гражданской обороне (1% и 1%, соответственно).

Анализ структуры учебного процесса определил, что первоначальный этап физической подготовки определен только в учебных заведениях системы МВД и в специальном первоначальном обучении. Следует отметить, что именно данный этап является наиболее важным в адаптации к условиям вуза и педагогическое воздействие на обучаемых имеет наибольший эффект. Результаты многочисленных исследований указывают на то, что уровень здоровья, физического развития и подготовленности учащейся молодежи в целом не соответствуют современным требованиям биосоциальной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни.

Отличительной особенностью физического воспитания в силовых ведомствах России, является целевая установка на профессионально-прикладную направленность процесса подготовки специалиста. В Министерстве внутренних дел России целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности (Приказ МВД РФ № 510-2001). В Вооруженных силах России основной целью физической подготовки является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением (Приказ МО РФ№ 631-2000). Следует отметить, что за прошедшие 15 лет физическое воспитание сотрудников органов внутренних дел претерпело существенные изменения в целевой установке. Так, в 1986 году физическая подготовка в ОВД имела направленность на сохранение крепкого здоровья, творческой и трудовой активности, всестороннее развитие физических и психических качеств, жизненно важных умений и навыков, способствующих обеспечению профессионально-прикладной физической готовности работников к выполнению служебных обязанностей и защите

Родины (Приказ МВД СССР № 145- 86г.). В настоящее время типовые, примерные и рабочие программы по физическому воспитанию в учебных заведениях МВД России не имеют существенных различий с руководящими документами в организационном и содержательном аспектах (В.Н. Александров, В.М. Величко, В.П. Вдовиченко, В.Н. Гомонов, И.Л. Гросс, B.C. Губанов, И.А. Дворяк, А.Ф. Калашников, В.Г. Колюхов, И.Н. Котельников, П.Н. Красильников, А.Н. Кузьмин, А.Н. Кустов, В.Н. Лавров, В.И. Лисицын, В.М. Миленин, А.В. Пачев, Л.Г. Перфильев, Ю.Ф. Подлипняк, Д.Е. Сафонов, А.В. Толкунов, В.И. Чернышев, В.Ю. Чуров, А.И. Щипин, А.Г. Яковлев, В.В. Яншин и др.).

Дальнейший анализ состояния процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел показал, что, во-первых, сам процесс по физической подготовки обучаемых направлен для решения общих задач учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, и решении задач в процессе оперативно-служебной подготовки. Формы занятий по физической подготовке направлены на поддержание высокого уровня умственной и физической работоспособности, а также развитие профессионально-значимых психологических и двигательных умений и навыков сотрудников органов внутренних дел. Занятия по физической подготовке восполняют недостаток двигательной активности и физических нагрузок, возникающих у обучаемых в учебном заведении и сотрудников с гиподинамическим характером профессиональной деятельности. Во-вторых, занятия по физической подготовки подразделяются на индивидуальную и служебно-прикладную (специализированную) физическую подготовку, которая характеризуется выраженной профессиональной направленностью. При этом прикладной аспект физической подготовки имеет тенденцию к увеличению как на уровнях профессионального образования, так и на этапах специализированного обучения. Необходимо обратить внимание и на влияние физической подготовки, как фактора повышения уровня готовности обучаемых учебных заведений системы МВД России к предстоящей профессиональной деятельности и реализации двигательного потенциала при выполнении собственно оперативно-служебных задач.

В силу нарастания данной тенденции назрела острая необходимость планомерного перехода от физического воспитания, ориентированного на обеспечение физического развития и физической подготовленности, к физкультурному образованию, связанному, прежде всего, с развитием способностей будущего специалиста к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности, формированием одной из базовых культур человека-физической культурой личности.

Таким образом, результаты проведенного анализа физического воспитания сотрудников МВД России и требований к их профессионально-значимым качествам позволили определить следующее:

- учебные программы в вузах МВД в большей степени ориентированы на решение задач обучения двигательным действиям и развития физических качеств, и, в гораздо меньшей степени, на решение задач воспитания потребностей в ценностях физической культуры для достижения жизненных и профессиональных целей;

- несогласованность нормативных требований для абитуриентов, курсантов (слушателей) и сотрудников ОВД;

- установка программ на нормативы и показатели, а не на личные интересы и желания личности, в соответствии с их полом и уровнем физического развития.

- стабильность (даже косность) и единообразие форм и методов физического воспитания.

Практика преподавания учебного предмета в вузах МВД показала стабильное наличие следующих затруднений в организации учебного процесса:

- значительная степень неоднородности учебных групп по полу и уровню физической подготовленности;

низкий уровень материально- технического оснащения кафедр;

- отсутствие рациональной периодичности занятий физическими упражнениями (двигательная деятельность, как никакая другая, требует регулярности, повторяемости).

Решить эти затруднения возможно только через воспитание у слушателей умений и навыков самостоятельного физического совершенствования, саморазвития. Анализ научно-литературных источников, изучение путей совершенствования физического воспитания учащейся молодежи (студентов, курсантов, слушателей) говорит о том, что в учебных заведениях системы МВД и гражданских вузах России существует ряд основных противоречий между: современными социально-экономическими требованиями биосоциальной адаптации членов общества (требованиями профессиональной деятельности) и состоянием психофизической подготовленности и здоровья учащейся молодежи; наличием цели воспитания и отсутствием полноты диагностики ее критериев; наличием инновационных представлений о физической культуре и отсутствием адекватных социально-педагогических технологий их обеспечивающих (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, Г.М. Соловьев и др.).

Состояние низкого уровня физической культуры учащейся молодежи находится в причинно-следственной связи со сложившимися в России социально-экономическими, политическими и культурными факторами. В этой связи пересматриваются концептуальные положения физического воспитания. На первый план в качестве основной цели выдвигается формирование физической культуры личности, содержащей в себе в значительной степени образовательный компонент, дающий возможность преемственного переключения от физического воспитания к физическому самовоспитанию, самосовершенствованию. Так, примерная программа по дисциплине «Физическая культура» определяет целью физического воспитания студентов «формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения здоровья и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности». Психофизическое совершенство личности становится в значительной степени уделом ее собственной активности.

Снижение возраста обучаемых, возросший престиж профессии юриста, отсутствие жизненного опыта во многом определяют необходимость внедрения принципиально новых коррекционных педагогических технологий обучения, учитывающих несоответствие уровня развития психических и физических способностей поступающих в учебные заведения требованиям к их будущей профессиональной деятельности. В этой связи немало важным направлением по совершенствованию системы профессиональной подготовки специалиста для органов внутренних дел является оптимизация такого составляющего компонента, как отбор и комплектация кадров с использованием средств физического воспитания и учета специфики их профессиональной деятельности. Данная проблема наблюдаются и в государственных учебных заведениях. Результаты многочисленных исследований указывают на то, что уровень здоровья, физического развития и подготовленности учащейся молодежи в целом не соответствуют современным требованиям биосоциальной адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни.

Таким образом, можно констатировать факт, о значимости процесса физической подготовки сотрудников МВД России в профессиональной подготовке специалиста - с одной стороны, и, недостаточного научного обоснования самого процесса физической подготовки специалиста.

 

АВТОР: Кашин С.Н.