21.10.2010 8131

Развитие синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений (Н.И. Ураськина)

 

На правах рукописи

 

УРАСЬКИНА Надежда Ивановна

 

РАЗВИТИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РУССКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ-УДМУРТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (филология; уровень общего образования)

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2009

 

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

 

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ушаков Геннадий Афанасьевич

 

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор  Никольская Глафира Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Вахрушева Любовь Васильевна

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Глазовский государственный  педагогический институт имени В.Г. Короленко»

 

Защита состоится 04 декабря 2009 г. в 12.00 часов в ауд. 316 на заседании диссертационного совета Д 212.283.05 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

 

С диссертацией можно ознакомиться в диссертационном зале научной библиотеки ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

 

Ученый секретарь диссертационного совета Л.В. Матвеева

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования. Развитие синтаксического строя русской речи учащихся – одна из практических задач преподавания русского языка в национальной школе.

Синтаксис занимает центральное место в системе языка, составляя его характерную, специфическую черту и являясь наиболее трудным разделом русской грамматики, о чем свидетельствуют частые грамматические ошибки учащихся-удмуртов. Овладеть синтаксическим строем русского языка – значит уметь пользоваться в речи всем многообразием синтаксических конструкций, в том числе и сложноподчиненными предложениями.

Как показывают исследования, для учащихся-удмуртов, чей язык принадлежит финно-угорской группе, усвоение русского языка вызывает определенные трудности. Эти трудности вызваны многообразием союзов и союзных слов в русском языке, сложностью структуры сложноподчиненного предложения. Трудность в усвоении сложноподчиненных предложений определяется еще и тем, что не всем подчинительным союзам, составным союзам русского языка можно найти соответствия в удмуртском языке. Для выражения тех значений, которые в русском языке передаются сложноподчиненными предложениями, в удмуртском языке обычно употребляются причастные, деепричастные и отглагольные обороты. Несмотря на осознание актуальности развития и совершенствования коммуникативных умений учащихся, направленных на речевое развитие, на восприятие и порождение устных и письменных высказываний, повышения грамотности русской речи, специальных исследований по данной проблеме почти нет.

 Вопросы развития речи разработаны в различных направлениях и аспектах. В методике преподавания русского языка в национальной школе проблемы развития речи всегда находились в центре внимания методистов, педагогов и ученых (Н.З. Бакеева, И.А. Зимняя, Л.И. Величко, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Г.Н. Никольская и др.).

Развитие методики русского языка в национальной школе связано с такими известными филологами, как В.А. Богородицкий, В.В. Виноградов, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, А.Б. Шапиро, Л.В. Щерба; психологами: Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Л. Лурия и др.; педагогами: Н.К. Гончаров, М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.; методистами по русскому языку: С.Г. Бархударов, В.А. Добромыслов, Н.С. Рожденственский, А.В. Текучев, М.В. Ушаков и др.

Синтаксический строй русского языка представлен в работах С.А. Абакумова, Н.Н. Алгазиной, Г.Г. Городиловой, В.А. Добромыслова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, А.В. Текучева и др.

В методике преподавания русского языка в национальной школе по изучению синтаксиса сложного предложения имеются труды С.Д. Ашуровой, Н.З. Бакеевой, Р.Б. Сабаткоева, Х.Х. Сукунова, Н.М. Хасанова и др. Методистами были выдвинуты и решены важнейшие проблемы, которые имели большое значение для развития методики преподавания русского языка в национальной школе: развитие логического мышления учащихся в процессе изучения русского языка; изучение языковых явлений с учетом единства их смысловой и формальной сторон; развитие у учащихся языкового чутья; развитие связной речи и др.

Разработке вопросов методики преподавания русского языка как неродного в финно-угорской группе посвящены работы Г.Н. Никольской, Г.А. Ушакова, З.К. Тудвасевой, В.М. Ившиной, Б.И. Каракулова.

Между тем специальных исследований, посвященных развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений, нет. Этим и обусловлена проблема, которая заключается в обосновании и разработке методической системы, способствующей успешному развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений.

Таким образом, отсутствие специальных исследований и неразработанность данной проблемы обусловили ряд противоречий:

− между социально обусловленной потребностью общества к уровню владения русской речью учащихся-удмуртов и недостаточным вниманием к формированию ее в современном образовательном пространстве;

− между потребностью школы в развитии синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов и отсутствием научно выверенной методической системы;

− между коммуникативной направленностью учебного процесса и отсутствием эффективных научно-теоретических исследований в сфере национального образования.

Проблема и противоречия предопределили выбор темы исследования: «Развитие синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений».

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предлагаемой методической системы обучения развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчинённых предложений.

Объект исследования: процесс овладения синтаксическим строем русского языка.

Предмет исследования: развитие речекоммуникативных умений и навыков учащихся-удмуртов при изучении сложноподчинённых предложений русского языка.

Гипотеза исследования. Овладение синтаксическим строем русской речи будет способствовать развитию речевой и языковой компетенции учащихся, если для этого:

− учитывать роль сходных, частично-сходных и специфических явлений в сложноподчиненных предложениях русского и удмуртского языков при разработке системы обучения;

− установить, что эффективность успешного развития синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений достигается организацией методической системы, основанной на принципе коммуникативной направленности обучения;

− разработать систему обучающих и контролирующих упражнений, контрольно-измерительных материалов, создающих базу для эффективного речепроизводства и способствующих формированию вербального мышления учащихся.

Реализация цели и гипотезы исследования потребовала решения следующих задач:

1. Систематизировать научный материал на основе изучения лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования.

 2. Выявить уровень развития синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений.

3. Разработать методическую систему развития синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений.

4. Проверить в условиях экспериментального обучения эффективность разработанной методической системы и предложить конкретные рекомендации по ее использованию для учителей русского языка в удмуртской школе.

Методологической основой исследования послужили труды известных ученых по проблемам дидактики (М.С. Ильин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Л.П. Федоренко и др.); психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.И. Гез, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др.); методики обучения русскому языку в национальной школе (С.Д. Ашурова, Н.З. Бакеева, Г.Н. Никольская, Р.Б. Сабаткоев, Л.Г. Саяхова, А.В. Текучев, Н.Н. Хасанов и др.); обучения родному (удмуртскому) языку (Г.А. Ушакова, А.Ф. Шутова и др.), финно-угорским языкам (Г.Н. Никольская, З.К. Тудвасева и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования:

теоретические (изучение лингвистической, психолого-педагогической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме; анализ школьных программ, учебников по русскому языку для национальных школ);

− эмпирические (наблюдение за учебным процессом; беседы с учащимися; анализ устных и письменных работ; проведение эксперимента; обработка статистических данных, полученных на разных этапах экспериментального обучения).

Экспериментальной базой исследования явились сельские общеобразовательные учреждения Удмуртской Республики. В эксперименте приняли участие 147 учащихся 9 классов.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 2002 по 2009 гг.

Первый этап (2002-2004) – изучение и обзор лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, констатирующий эксперимент, теоретический анализ и оценка состояния проблемы.

Второй этап (2005-2007) – разработка системы упражнений, проведение формирующего эксперимента, проведение опытных уроков на основе разработанной методической системы обучения развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений.

Третий этап (2008-2009) – проведение контрольного эксперимента, обработка и анализ результатов экспериментальной работы, выявление степени эффективности предложенной методической системы, оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

− проведен сопоставительный анализ классификаций сложноподчиненных предложений русского и удмуртского языков и выявлены сходные, частично-сходные, специфические явления двух языков;

− научно обоснована методическая система обучения развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений, основанной на основе принципа коммуникативной направленности обучения;

− разработана система упражнений, направленных на развитие синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа лингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы выявлены и классифицированы общеречевые и письменно-речевые ошибки, связанные с нарушением структуры сложноподчиненных предложений при создании собственных высказываний; выявлены грамматические трудности сложноподчиненных предложений русского языка и предусмотрены способы их преодоления в обучении учащихся-удмуртов; определены типы упражнений и последовательность их использования в целях формирования речевых и коммуникативных навыков учащихся.

 Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса языковых, речевых и коммуникативных упражнений, с учетом возрастных и психологических особенностей девятиклассников.

Разработанные материалы могут быть использованы на уроках русского и удмуртского языков общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики.

 Достоверность и надёжность результатов исследования определяется обоснованностью методологических положений; использованием данных современной лингводидактики; выбором методов, соответствующих поставленным целям и задачам исследования, положительными результатами эксперимента.

Основные положения исследования были апробированы на международных научно-практических конференциях «Языковая ситуация и языковая политика в финно-угорских республиках Волго-Камского региона» (г. Сомбатхей, Венгрия, 2004); «Историко-педагогический опыт и проблемы разработки учебно-методических изданий в Удмуртии на современном этапе» (Ижевск, 2007); республиканской научно-практической конференции «Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее» (Ижевск, 2008); обсуждались на заседаниях кафедры современного удмуртского языка и методики его преподавания Удмуртского государственного университета. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации изложены в 17 публикациях.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Успешному развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений, формированию речевой и языковой компетенции способствует организация методической системы, основанной на принципе коммуникативной направленности обучения;

2. При работе над развитием синтаксического строя русской речи учащихся следует учитывать общедидактические принципы во взаимосвязи с частнометодическими принципами (принцип коммуникативности, принцип опоры на родной язык, принцип опережающего развития устной речи), применение которых в обучении повышает эффективность и качество уроков русского языка в удмуртской школе.

3. Разработанная система обучающих и контролирующих упражнений, контрольно-измерительных материалов с целью повышения уровня языковой и коммуникативной компетенции учащихся создает базу для эффективного речепроизводства и способствует формированию вербального мышления учащихся.

Структура исследования. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 162 наименований; список использованной художественной литературы, состоящий из 42 наименований; 2 приложения.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цель, объект, предмет, задачи исследования; выдвигается гипотеза; рассматриваются методологические и теоретические основы, методы и этапы исследования; раскрываются научная новизна и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Лингвистические основы изучения сложноподчинённых предложений русского языка в удмуртской школе» рассматривается классификация сложноподчиненных предложений русского языка и проводится сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений русского и удмуртского языков.

В процессе развития языкознания имели место различные точки зрения на классификацию сложноподчинённых предложений русского языка. Эти взгляды определялись философскими концепциями и были связаны с различным пониманием взаимоотношения мышления и языка, содержания и формы в языке, взаимоотношения логических и грамматических категорий. Они отражались и на классификации сложноподчинённых предложений, оказывали влияние на содержание школьного курса, затем и на школьную практику преподавания русского языка.

В классификации сложноподчиненных предложений просматриваются разные направления: логико-грамматическое, формально-грамматическое, структурно-семантическое. Последователями логического направления были Е.Ф. Будде, В.А. Бабайцева А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Л.Д. Чеснокова, которые рассматривали семантику через подробное описание значений союзов, сохраняли тот же принцип, что и при выделении членов простого предложения. При таком подходе принимались во внимание лишь некоторые структурно-семантические особенности главной части сложноподчинённого предложения, структура придаточной части оставалась неучтённой. Именно поэтому одинаковые по своему содержанию и структуре придаточные части распределялись по разным типам. Дальнейшее изучение сложноподчинённого предложения привело к выявлению таких придаточных частей, которые не могут быть уподоблены членам простого предложения. Это побуждало исследователей искать новые критерии для классификации сложноподчинённых предложений, и в противовес, логическому появилось формально-грамматическое направление классификации. Формально-грамматическую классификацию отстаивали Л.А. Булаховский, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский, А.Б. Шапиро. Они дифференцировали сложноподчинённые предложения в зависимости от того, с помощью каких грамматических средств связаны их части, выделяя среди них предложения, в которых придаточные присоединяются к главному: а) посредством союзов, б) посредством союзных слов, в) при помощи интонации. Внутри этих групп осуществляется семантическая дифференциация. Исследователями этого направления было сделано много интересных наблюдений по выявлению значений и особенностей употребления союзов и союзных слов. Им не удалось построить строгую классификацию сложноподчинённых предложений, поскольку оказалось невозможным свести рассмотрение такой многоаспектной единицы, как сложноподчинённое предложение, к описанию различий только одного структурного компонента – средств связи частей.

В настоящее время в русистике наибольшее признание получило структурно-семантическое направление в классификации сложноподчинённых предложений. Сторонниками этого направления являются Н.А. Андрамонова, В.А. Белошапкова, Н.С. Валгина, С.Г. Ильенко, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Н.С. Поспелов, И.П. Распопов, Э.Ф. Флоренская и др.

При структурно-семантической классификации осмысливается структура и семантика всего сложного предложения, а не только сочетающихся частей, что очень важно для усвоения учащимися специфики различных видов сложноподчиненных предложений. В структурно-семантической классификации более чётко, чем в логико-грамматической, разграничены структурный и содержательный аспекты сложных предложений, а в последнем разграничивается языковая и речевая семантика.

Данные классификации сложных предложений не исключают, а дополняют друг друга. Введение структурно-семантической классификации сложных предложений в школьную практику позволяет уделять больше внимания взаимосвязи структурных средств и семантико-стилистических свойств сложных предложений.

Исходя из особенностей структуры сложноподчинённого предложения, а также смысловых связей между придаточной и главной частями в русском и удмуртском языках, следует выделить изъяснительные, определительные и обстоятельственные придаточные предложения. Обстоятельственные придаточные в свою очередь подразделяются на придаточные времени, места, причины, цели, образа действия, меры и количества, степени, условия и уступительные.

Изучение сложноподчинённых предложений в русском и удмуртском языках сопряжено со значительными трудностями, что обусловлено структурно-семантическими и функциональными особенностями синтаксических конструкций. Главной особенностью возникновения трудностей изучения придаточных является обилие союзов и союзных слов в русском языке, сложная грамматическая форма (род, число, падеж) указательных слов в главном предложении (изъяснительные, определительные придаточные), различие в глагольном управлении, в лексической сочетаемости слов в русском и удмуртском языках, бедность словарного запаса учащихся.

Сопоставительный анализ сложноподчиненных предложений в русском и удмуртском языках дал возможность сгруппировать их с учетом сходств и различий:

1. Сходные явления: вопросы к придаточным; синтаксическая роль союзных слов; полное соответствие союзов (места, образа действия, определительных и изъяснительных придаточных).

2. Частично-сходные явления: видовременные особенности глагола (предложения с придаточными времени, условия); структура сложноподчиненного предложения является гибкой по отношению к главной; придаточная часть сложноподчиненных предложений может быть заменена синонимическими конструкциями разного типа.

3. Специфические явления: а) характерные только для русского языка − имеется категория рода; нет соответствия в удмуртском языке русским составным союзам; обилие союзов (придаточные причины, времени, сравнительные придаточные); б) характерные только для удмуртского языка − отсутствие рода; жесткая позиция определительных придаточных частей (всегда стоит после определяемого слова).

Во второй главе «Уровень развития синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений» проведён анализ школьных программ и учебников по русскому языку для национальных школ, выявлено состояние знаний, умений и навыков учащихся по синтаксису сложноподчиненного предложения.

В национальных школах Удмуртской Республики обучение русскому языку ведётся по усовершенствованной и обновлённой программе, под редакцией Г.Н. Никольской, Н.М. Хасанова (2004г). При изучении сложноподчиненных предложений русского языка решаются следующие практические задачи:

− развивать грамматический строй речи учащихся при обучении сложноподчиненным предложениям;

− научить использовать сложноподчиненные предложения в различных стилях и типах речи;

− научить заменять сложноподчиненные предложения синонимичными конструкциями (простыми предложениями с обособленными второстепенными членами).

Значительное место в программе отводится вопросам развития речи учащихся и работе над связным текстом. Отбор и подача языкового материала осуществляется на основе системно-функционального подхода, что обеспечивает развитие языковой и речевой компетенции и овладение учащимися коммуникативной деятельностью.

Обучение русскому языку в национальной школе ведется по учебнику Р.Б. Сабаткоева «Русский язык» (1999 г). В теоретической части учебника сообщаются важнейшие лингвистические сведения по теме «Сложноподчинённые предложения». Вся научно-теоретическая информация имеет практическую коммуникативную направленность. Немаловажную роль в развитии устной и письменной речи учащихся играют упражнения, представленные в учебниках для закрепления теоретического материала. На основе функционального принципа выделяются языковые, предречевые и речевые упражнения. Такой принцип подачи материала в учебниках русского языка соблюдается по всем темам.

Для определения уровня речевой грамотности в конструировании сложноподчиненных предложений русского языка, а также для выявления ошибок и выяснения причин их возникновения нам потребовалось провести констатирующий эксперимент. Он должен был определить, насколько хорошо учащиеся владеют теоретическими сведениями и в какой степени у ребят развиты умения и навыки в конструировании сложноподчиненных предложений русского языка.

Исследование проводилось в четырех муниципальных общеобразовательных учреждениях средних общеобразовательных школ Удмуртской Республики. В констатирующем этапе принимали участие 147 школьников – учащиеся 9 классов.

Из разнообразных диагностических методов, описанных в специальной литературе, для проведения констатирующего этапа были выбраны следующие ведущие методы: тестирование, опрос, наблюдение, анализ текстов, созданных учащимися в процессе учебной деятельности.

Констатирующий этап включал в себя выполнение учащимися заданий двух типов: теоретического (языкового) и практического (речевого) характера, которые были направлены на выявление уровня языковых и речевых навыков и умений.

Задания теоретического характера позволили выявить уровень базовых знаний, умений и навыков учащихся по конструированию сложноподчиненных предложений русского языка. Для определения уровня речевой грамотности были включены задания: сочинение-рассуждение, сжатое изложение с творческим заданием. Задания практического характера (прочитать текст и по аналогии составить свой; описать одну из поездок или экскурсию, используя при этом сложноподчиненные конструкции) позволили выявить уровень владения письменной и устной речью учащихся.

Анализ речевых заданий позволил установить недостаточное использование тренировочных упражнений на развитие речи. Учащиеся затруднялись правильно и уместно применять нужные языковые средства в речи, целесообразно использовать в речевой практике полученные теоретические сведения по грамматике, вследствие чего не могли свободно излагать свои мысли как устно, так и письменно. При устном изложении описания (задание 2) нарушалась последовательность мысли, проявлялась ее незаконченность, что создавало впечатление недостаточной подготовки учащихся к изложению учебного материала. Были допущены ошибки в логике построения связного высказывания при составлении сжатого изложения с творческим заданием (задание 1) и при создании аналогичного текста (задание 3), отсутствовала связь между частями предложения. Учащиеся использовали в письменной речи сложноподчиненные предложения, но при этом старались излагать свои мысли простыми короткими высказываниями.

Констатирующий эксперимент позволил установить часто встречающиеся ошибки в письменной речи учащихся: пропуск указательного и союзного слова в предложении; неправильное употребление указательного слова в главной части предложения; отрыв придаточной части от главного; несоответствие вида придаточного предложения значению главного; нарушение порядка слов в предложении. Из всех видов придаточных учащиеся чаще использовали в своей речи предложения с изъяснительными придаточными, придаточными причины, времени; менее всего − сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Результаты констатирующего этапа экспериментальной работы позволили все ошибки разделить на две основные группы: общеречевые, ошибки в структуре (в форме) языковой единицы, и, письменно-речевые, ошибки в расстановке пунктуационных знаков:

− использование избыточных средств связи между частями сложного предложения;

− нарушения в структуре сложноподчиненного предложения;

− ошибки на согласование союзных слов с определяемым существительным главного предложения;

− отделение союзного слова от определяемого существительного главного предложения;

− нарушение границ (сужение или укрупнение) частей сложноподчинённых предложений;

− неумение отделить придаточную часть от главной.

Анализ изложений, выполненных учащимися 9 классов, показал, что речекоммуникативные умения – определять тему и основную мысль, количество частей, составлять план прослушанного текста – сформированы у учащихся на низком уровне и требуют дальнейшей работы по их формированию и развитию. Больше всего было допущено ошибок первой группы: нарушения в структуре сложноподчиненного предложения, нарушение границ частей сложноподчиненных (далее – СПП) предложений, ошибки на согласование союзных слов с определяемым существительным главного предложения.

Результаты констатирующего этапа представлены в Таблице 1.

Уровень речевой грамотности учащихся на констатирующем этапе

Констатирующий этап показал, что умение аудировать развито у учащихся недостаточно, базовые речекоммуникативные умения сформированы на низком уровне и требуют работы по их дальнейшему развитию. Выявление и классификация типичных ошибок учащихся позволили нам наметить методические ориентиры в обучении сложноподчиненным предложениям русского языка.

В третьей главе «Система развития синтаксического строя речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений» представлена типология упражнений по развитию грамматических и коммуникативных навыков усвоения сложноподчинённых предложений русского языка, характеризуется организация и проведение экспериментальной работы, в ходе которой была внедрена в практику предложенная нами методическая система обучения.

В настоящее время методика обучения русскому языку в национальной школе опирается на общедидактические принципы (научности, системности и систематичности, сознательности и активности, развивающего обучения, преемственности, прочности знаний, наглядности, доступности, индивидуального подхода, связи теории с практикой: Ю.К. Бабанский, М.Т. Баранов, М.Н. Скаткин и др.). Эти принципы при разработке методических проблем выступают не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

При развитии грамматических и речевых навыков учащихся особую значимость приобретают частнометодические принципы: коммуникативной направленности, опережающего обучения устной речи, учета особенностей родного языка.

Использование коммуникативного принципапомогает активизировать интеллектуальные и эмоциональные интересы учащихся, формирует умение самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы, активизирует познавательную речевую деятельность учащихся, делает процесс обучения сложноподчиненным предложениям интересным, способствует развитию речевых и коммуникативных умений и навыков учащихся.

В общеобразовательных учреждениях Удмуртской Республики, где изучаются русский и родной языки, важно соблюдать принцип учета особенностей родного языка. Принцип учёта особенностей родного языка применяется с целью перенесения некоторых имеющихся знаний, навыков учащихся по родному языку на русский язык. Данный принцип требует проведения таких типов уроков: объяснения нового материала и его закрепления с помощью тренировочных упражнений, где проводится всесторонний анализ, устанавливаются совпадающие и расходящиеся моменты в русском и родном языках. Если в русском и удмуртском языках придаточные совпадают по семантике, то заметно отличаются по структуре и средствам связи, что позволяет учителю на уроках русского языка при закреплении данной темы прибегнуть к сопоставлению синтаксических конструкций в обоих языках.

Принцип опережающего развития устной речи основан на том, что базовым видом речевой деятельности является устная речь. По отношению к ней письменная речь является вторичной, поэтому она во многом зависит от уровня развития устной речи. Основной целью изучения курса русского языка в национальной школе является формирование и развитие речи учащихся. Выполнению большинства развёрнутых творческих письменных упражнений предшествует обязательный устный пересказ текста.

Таким образом, при организации учебного грамматического материала и при определении способов его реализации следует учитывать вышеуказанные общедидактические принципы во взаимосвязи с частнометодическими принципами, применение которых в обучении дает возможность произвести отбор методов и приемов, способствующих реализации поставленных в исследовании задач, а также повышает эффективность и качество уроков русского языка в удмуртской школе.

В процессе работы над развитием синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при обучении сложноподчиненным предложениям применялись следующие методы: 1) объяснительно-иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) частично-поисковый; 4) тренировочный. Все эти методы реализуются через приемы (работа с учебником, с карточками, перфокартами, схемами, наблюдение, сравнение и др.), которые направлены на решение поставленных задач.

Основная роль в процессе обучения отводился упражнениям. Упражнение понимается нами как форма взаимодействия учащихся и учителя, опосредуемая учебным материалом, в которой предполагается постановка задачи, указание на пути ее решения, а также тренировка, направленная на овладения каким-либо способом действия, т.е. привитие навыков свободного владения русской речью.

В связи с этим в ходе экспериментальной работы возникла потребность в создании системы упражнений, обеспечивающей коммуникативные умения и навыки учащихся 9 классов при изучении сложноподчиненных предложений. Система упражнений создавалась на основе разработанных нами теоретических положений, представленных в исследовании, результатов констатирующего среза, с учетом задач и приемов организации экспериментальной работы.

Из всего многообразия типов упражнений, предлагаемых в методической литературе, при обучении учащихся конструированию сложноподчиненных предложений нами были использованы следующие типы упражнений: языковые, речевые, коммуникативные (Л.Г. Векилова, Е.Н. Ершова, А.Г. Зикеев, Т.А. Ладыженская, И.Я. Лернер, Е.И. Пассов, Г.И. Рожкова, В.М. Филатов и др.). Разделение упражнений на три группы в зависимости от характера материала и видов заданий к ним обеспечивает действие дидактического принципа от простого к сложному. Работать над готовым материалом легче, чем видоизменять его по определенным заданиям, а конструировать новое (предложения, тексты) − более сложный этап работы, которая поэтому может выполняться только после первых двух типов упражнений. При строгом соблюдении принципа перехода от одного этапа к следующему обеспечивается не только осознанное усвоение изучаемой темы, но и постепенное и умелое введение ее в активную речь учащихся. Использование в тесной взаимосвязи языковых, речевых и коммуникативных упражнений способствует развитию и обогащению синтаксического строя речи учащихся при изучении сложноподчиненных предложений русского языка.

Языковые упражнения предполагают работу учащихся над готовым языковым материалом (предложениями, текстами), который они анализируют по заданным вопросам. Такие упражнения вводились с целью развития грамматических навыков, необходимых для становления речевых навыков и их дальнейшего перехода в навыки коммуникативные.

Речевые упражнения формируют речевые умения учащихся в связных высказываниях на основе языковых умений и навыков; с их помощью отрабатывается и закрепляется грамматический материал. Речевые упражнения строятся на базе текста. Текст рассматривается в данном случае как зафиксированный в той или иной форме продукт как письменной, так и устной речи.

Все речевые упражнения по заданиям мы распределили следующим образом:

упражнения, требующие анализа готового текста: проследите частотность употребления сложноподчиненных предложений разных конструкций и их зависимость от замысла текста; определите основную мысль текста; озаглавьте текст, догадайтесь, о чем говорится в тексте; назовите часть, в которой содержится описание предмета, скажите, какие средства связи чаще всего употребляются и почему;

упражнения на переработку готового текста: устраните непоследовательность в изложении материала, внесите необходимые исправления в текст сочинения; подберите к данному предложению несколько предложений так, чтобы получился связный текст; восстановите порядок предложений так, чтобы получился связный текст; исключите из текста повторения;

конструктивные упражнения: составьте план текста; изложите подробно или сжато часть текста или весь текст; подготовьте сообщение на определенную тему на основе данного текста; сделайте аннотацию к данному тексту; ответьте на вопрос, поставленный в тексте; запишите услышанный рассказ;

 − творческие упражнения:составьте план сочинения; напишите сочинение-описание на тему «Язык сближает народы»; составьте конспект небольшой литературно-критической статьи; составьте свой рассказ на определенную тему; прочитайте рассказ автора, продолжите его сами, затем прочитайте конец рассказа, написанный автором; что случилось бы с персонажем, если он…; напишите полный текст полученной телеграммы; озаглавьте текст с учетом стиля; напишите об одном из природных явлений, которое вам приходилось наблюдать, используя в своем рассказе сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; прочитайте текст, опустив подчеркнутые союзные слова, и подумайте, как изменился текст; придумайте концовку текста, озаглавьте его; следите за тем, чтобы внутри текста предложения друг с другом были взаимосвязаны; устно определите вид придаточных предложений.

 При использовании речевых упражнений мы учитывали частотность употребления того или иного средства связи в сложноподчиненных предложениях в создаваемом учащимися тексте. Основная трудность развития речи в школе состоит в том, что отсутствует сам факт реального межличностного взаимодействия двух или более учащихся. Именно в этот момент обнаруживаются проблемы и недостатки речи учащихся. В связи с этим мы сочли необходимым ввести в обучение коммуникативные упражнения.

Коммуникативные упражнения (упражнения творческого характера) направлены на составление диалогов, умение воспользоваться ими в определенной ситуации (реальные или специально созданные учебные), беседа на определенную тему, рассуждение, обобщение, выводы, высказывания в беседе, а также ответы на вопросы, пересказ содержания прочитанного текста, рассказ об увиденном, услышанном, описание предмета, обстановки, явлений, событий.

На уроках важно создавать ситуации для общения. Только в ситуациях развивается такое качество речевого умения, как продуктивность, без чего не мыслима речевая деятельность в постоянно меняющихся условиях коммуникации. Ситуации для общения на уроке создает сам учитель. Чем больше ситуаций будет создано, тем больше шансов услышать разнообразные высказывания от учащихся.

Приведем примеры некоторых ситуаций, используемых нами на уроках: 1. Тебе очень понравилась книга, которую ты только что закончил читать. Ты хочешь, чтобы ее прочитал твой друг. Порекомендуй ему эту книгу. 2. Тебе нравится читать книги на историческую тему. Узнай у одноклассника, любит ли он читать книги. Пригласи его в библиотеку. 3. Ты переписываешься с мальчиком из другой республики. Он думает, что удмурты говорят только на родном языке. Объясни и докажи ему, что это не так. Расскажи о красоте, богатстве родного языка, культуре Удмуртии и т.д.

Результаты констатирующего этапа подвели нас к проведению формирующего этапа экспериментальной работы. На данном этапе эксперимента использовались языковые и речекоммуникативные упражнения, изучались особенности функционирования грамматических средств связи не только в пределах сложноподчиненного предложения, но и текста.

В ходе экспериментальной работы у учащихся выработались ранее отсутствующие или недостаточно устоявшиеся умения и навыки употребления сложноподчиненных предложений в речи, что проявилось в процессе выполнения системы упражнений. Чтобы научно подтвердить этот факт, мы провели контрольный эксперимент.

Цель контрольного эксперимента заключалась в изучении динамики развития уровня речевой грамотности учащихся при изучении сложноподчиненных предложений русского языка. Полученные результаты дали возможность определить эффективность разработанной системы, сформулировать рекомендации, касающиеся развития и обогащения синтаксического строя речи учащихся при изучении сложноподчиненных предложений русского языка.

Для получения более точных экспериментальных данных в итоговый срез были включены задания, которые частично повторяли задания констатирующего этапа, а также изложение с творческим заданием:

− прослушать текст и ответить на вопросы по прослушанному, воспроизвести его основные мысли, поставить несколько вопросов по содержанию прослушанного;

− выделить информацию из прослушанного в записи на магнитофонную ленту диалога;

− составить план к прослушанному сообщению, воспроизвести его сюжетную схему;

− озаглавить текст, высказать свое мнение о содержании текста;

− творческое задание: «Расскажите, какие приметы погоды вы еще знаете. Напишите по тексту изложение, используя сложноподчиненные предложения».

Результаты контрольного этапа представлены в Таблице 2.

Уровень речевой грамотности учащихся на контрольном этапе  

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что, на контрольном этапе отмечается устойчивая тенденция к повышению речевой грамотности учащихся. Это свидетельствует об эффективности специально организованных занятий, расширяющих знания и обучающих речевой грамотности. В экспериментальных классах уровень речевой грамотности оказался выше, чем в контрольных классах: учащиеся успешно усвоили употребление союзов и союзных слов в устной и письменной речи, удачно составляли предложения, соблюдали последовательность и связность, составление своего текста было логически последовательно, т.е. тексты носили законченный характер, были самостоятельны, содержали элементы рассуждения. Данный факт позволил нам сделать вывод об эффективности коммуникативного подхода при обучении сложноподчиненным предложениям русского языка, который повышает уровень речевой грамотности учащихся и интерес к русскому языку.

Таким образом, гипотеза исследования получила полное подтверждение, а результаты экспериментальной работы показали, что разработанная методическая система обучения имеет достаточно высокую степень эффективности и может применяться в практике любой национальной школы.

В заключении диссертации сделаны выводы по проведенной работе, намечены дальнейшие перспективы исследования.

В ходе экспериментальной работы мы пришли к выводу о том, что проведенный в 9 классе комплекс уроков по овладению синтаксическим строем русского речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений позволил значительно улучшить уровень речевой и языковой компетенции учащихся, что, несомненно, оказало благоприятное воздействие на формирование и развитие языковой личности учащихся, на улучшение их речекоммуникативных способностей и повышение эффективности их общения.

Предложенная методическая система обучения по развитию синтаксического строя русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений обеспечивает повышение качества обучения русскому языку в условиях активного двуязычия; формирует коммуникативную культуру учащихся-удмуртов, изучающих русский язык; обогащает словарный запас и развивает синтаксический строй русской речи учащихся-удмуртов.

 

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах:

 

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

1. Ураськина, Н.И. Некоторые трудности изучения сложноподчиненных предложений русского языка в национальной (удмуртской) школе / Н.И. Ураськина // Образование и наука. –Екатеринбург, 2007. – № 4(8) – С.104−111.

Статьи в сборниках научных трудов и тезисы докладов на научно-практических конференциях:

2. Ураськина, Н.И. Основные методы, приемы и виды упражнений, используемые при изучении сложноподчиненных предложений русского языка / Н.И. Ураськина // Вестник Университета. Издательство «Университет». – Ижевск, 1995. – № 2. – С.71−73.

3. Ураськина, Н.И. Текстообразующие функции союзов в русском языке / Н.И. Ураськина // Пути и способы совершенствования и развития финно-угорских литературных языков: Материалы III Международного симпозиума, посвященного 100-летию со дня рождения Кузебая Герда, Ижевск, 29 апреля, 1998 г. / Удм. гос. ун-т. –Ижевск, 1998. – С.48–55.

4. Ураськина, Н.И. Некоторые пути повышения эффективности урока русского языка в удмуртской школе /Н.И. Ураськина // Научно-методический журнал «Вордскем кыл» (Родное слово). – Ижевск, 2002. – № 8. – С.67−69.

5. Ураськина, Н.И. Развитие русской речи учащихся-удмуртов при изучении сложноподчиненных предложений / Н.И. Ураськина // Диалекты и история пермских языков во взаимодействии с другими языками: материалы международного симпозиума посвященного 65–летию со дня рождения А.И. Туркина, Ижевск, 17 – 19 ноября, 2001 г. / Удм. гос. ун-т. – Сыктывкар, 2002. – С.77–80.

6. Ураськина, Н.И. Пути развития методики преподавания русского языка в национальной школе /Н.И. Ураськина // Национальная школа: прошлое, настоящее, будущее: материалы научно-практической конференции в рамках 80-летия государственности Удмуртской Республики, Ижевск, 26 – 28 октября, 2000 г. /Министерство образования и науки УР. – Ижевск, 2003. – С.35−40.

7. Ураськина, Н.И.Учет особенностей родного языка в процессе обучения русскому языку национальной школы / Н.И. Ураськина // Вестник Университета. Издательство «Университет». – Ижевск, 2003. – №4. – С. 62–68.

8. Ураськина, Н.И. Научно-методическое обеспечение национального образования в Удмуртской Республике / Н.И. Ураськина // Языковая ситуация и языковая политика в финно-угорских республиках Волго-Камского региона. Материалы международной конференции, г. Сомбатхей, 15 – 18 мая, 2005 г. / Венгрия, г. Сомбатхей, 2005. – С.167–169.

9. Ураськина, Н.И. Система национального образования в Удмуртской Республике: проблемы и перспективы / Н.И. Ураськина // Проблемы и перспективы функционирования родных языков: материалы Международной научно-практической конференции в рамках 85-летия государственности Удмуртской Республики, Ижевск, 25 – 28 октября 2005 г. Министерство образования и науки УР. – Ижевск, 2006. – С.51–57.

10. Ураськина, Н.И. Историко-педагогический опыт и проблемы разработки учебно-методических изданий в Удмуртии на современном этапе / Н.И. Ураськина // Историко-педагогический опыт и проблемы разработки учебно-методических изданий в Удмуртии на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию НИИ национального образования Удмуртской Республики, Ижевск, 29 марта 2007 г. Министерство образования и науки УР. – Ижевск, 2007. – С.12−20.

11. Ураськина, Н.И. Учебно-методическое обеспечение национального образования (УМК в современной информационной среде) / Н.И. Ураськина// Вестник образования и науки Удмуртской Республики. – Ижевск, 2008. – №4. – С. 7−11.

Учебно-методические работы:

12. Ураськина, Н.И. Критрии оценки знаний учащихся и тестовые задания по удмуртскому языку: учебное издание / Н.И. Ураськина; Пермский областной институт повышения квалификации работников образования. – Пермь, 2006. – 122 с.

 

Подписано в печать 31.10.2009. Формат 60х81/16

Бумага для множительных аппаратов. Печать на ризографе.

Уч.-изд.л. 1,0.Тираж 100 экз. Заказ

Уральский государственный педагогический университет.

Отдел множительной техники.

620017 г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.