15.11.2011 4450

Анализ опыта работы высшей педагогической школы по подготовке учителя технологии и предпринимательства

 

Построение курса «Основы предпринимательской деятельности» является одной из главных проблем подготовки учителя технологии и предпринимательства. В этом параграфе мы проведем анализ опыта построения различных предпринимательских курсов и выявленных подходов к подготовке учителя технологии и предпринимательства.

Как преподавание предпринимательства в школе, так и подготовка учителя технологии и предпринимательства к практико-ориентированной профессиональной деятельности - дело новое. Оно появилось в последние десятилетия. К настоящему времени в России не сложилась единая система подготовки учителя технологии и предпринимательства по курсу «Основы предпринимательской деятельности» и подготовки молодежи к активной экономической деятельности в условиях рынка, хотя определенные действия в этом направлении были предприняты и исследования в этой области постоянно ведутся.

Первые попытки разработки такой системы предпринимались в середине 90-х гг. В ходе российско-американского семинара «Через педагогическое образование к культуре предпринимательства в России», который проходил в Москве в марте 1995 года, была предложена модель развития российского предпринимательства, которая включала в себя два взаимосвязанных этапа:

1. подготовка учителя предпринимательских дисциплин;

2. обучение учащихся предпринимательской деятельности высококвалифицированными учителями и подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни в условиях рынка.

Таким образом, был сделан акцент на потребности в специалистах, умеющих обучать школьников предпринимательству, и предложен один из путей их подготовки - педвузы России. Появилась необходимость создания факультетов в вузах, обеспечивших подготовку учителя предпринимательских дисциплин.

Индустриально-педагогические факультеты педагогических вузов были преобразованы в технолого-экономические и факультеты технологии и предпринимательства. Обучение на них осуществляется в соответствии с положениями Государственного образовательного стандарта о содержании и уровне подготовки выпускника педагогического вуза по специальности «Технология и предпринимательство». Целью подготовки будущего специалиста является не просто передача студентам суммы определенных технических, технологических и экономических знаний, а формирование у них особого экономического мышления, которое позволило бы им в будущем решать различные проблемы, обусловленные рыночной экономикой и задачами современной системы образования.

Подробный анализ современного состояния проблемы технолого-экономической подготовки в целом и построения курса «Основы предпринимательской деятельности» дан в работе С.Д.Чуркина.

Он рассматривает проблему технолого-экономической подготовки как составную часть системы непрерывного образования, дает подробный анализ предпринимательства как объекта изучения в педвузе, подчеркивая необходимость его изучения. В то же время С.Д.Чуркин говорит о том, что подготовка молодежи к практическому участию в рыночных делах, предпринимательстве «осуществляется пока бессистемно, не оказывая положительного влияния ни на развитие производства, ни на становление общества». В связи с этим, им предлагаются для решения ряд задач, над которыми работают современные исследователи и педагоги в настоящее время.

Автор отмечает, что «реализация проблемы изучения предпринимательских дисциплин в педагогическом ВУЗе предполагает решение следующих задач:

1. необходимо разработать универсальные типовые и индивидуальные программы по изучению предпринимательских дисциплин;

2. необходимо решить вопрос методического обеспечения - главная роль в котором принадлежит учебнику;

3. необходимо техническое обеспечение на основе информационных технологий.

К сожалению, на сегодняшний день до конца не разработан ни один аспект поставленных вопросов». Таким образом, выделенные в работе задачи предполагают поиск вариантов их решения.

Исследования в намеченных направлениях ведутся экономистами, педагогами, учеными, в том числе и во многих российских педагогических вузах.

При подготовке учителя технологии и предпринимательства важное значение имеет содержание образования по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Состав предпринимательских дисциплин и их структура представляется различными исследователями по-разному. Например, С.Д.Чуркин, рассматривающий данную проблему, отождествляет экономические и предпринимательские дисциплины. Он включает в их совокупность макро- и микроэкономику, историю экономической мысли, основы менеджмента и маркетинга, экономику семьи, предпринимательство и бизнес. В исследованиях Д.В.Коняева прослеживается более узкое понятие предпринимательских дисциплин, сводимое практически к курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы придерживаемся концепции В.Д.Симоненко и в курс «Основы предпринимательской деятельности включаем учебные блоки: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента» и «Основы маркетинга».

При построении курса «Основы предпринимательской деятельности» необходимо прежде всего проанализировать его содержание, которое отражено в многочисленных учебниках и учебных пособиях по этому курсу. Так, в настоящее время разработаны учебники и учебные пособия по основам предпринимательства как для школьников, так и для студентов. Например, «Экономика и бизнес» под редакцией

В.Д.Камаева; «Предпринимательство. Основной курс» - автор А.В. Бусыгин; «Основы экономики и предпринимательства», написанные Б.А.Райзбергом; «Основы предпринимательского дела» под редакцией Ю.М.Осипова; «Экономика предприятия и предпринимательства» под редакцией В.П. Грузинова и другие.

Однако, как отмечают ученые-исследователи, пока еще в учебниках и учебных пособиях «слабо отражается междисциплинарный подход к изложению учебного материала, использованию исторического опыта экономической науки как мировой, так и отечественной; доминирующим фактором в осуществлении попыток создания какого-либо стандартного учебника по экономической теории является некритическое, часто просто начетническое отношение отечественных авторов к западным курсам, бездумное их воспроизведение на страницах своих пособий и учебников без учета специфики российской действительности, менталитета русского народа».

Тем не менее, во многих учебниках и учебных пособиях очень широко представлен теоретический материал по курсу «Основы предпринимательской деятельности». Мы сравнили содержание учебников и учебных пособий таких авторов как В.А.Абчук, А.В.Бусыгин, В.Я.Горфинкель, В.П.Грузинов, К.Джайлс и Н.Хедж, СИ Кретов, М.Мескон и др. Это позволило выделить основные темы и разделы курса «Основы предпринимательской деятельности», входящие в большинство учебников и учебных пособий.

В подготовке учителя предпринимательства главным направлением на сегодняшний день, на наш взгляд, является развитие у обучающихся предпринимательских качеств, часто именуемых предприимчивостью. Так, в работах Л.М.Фуксона, С.Д.Коняева, Н.В. Чигиринской подробно рассматривается вопрос формирования основных предпринимательских качеств. Но они рассматривают этот процесс с различных точек зрения. Л.М.Фуксон акцентирует внимание на развитии деловых качеств у школьников, при этом под деловыми качествами понимается совокупность творческих, исполнительских и организаторских качеств личности. В его исследовании представлена модель развития деловых качеств, включающая функциональный, творческий, структурный и целевой аспекты. Такое деление позволяет понять, в каких условиях происходит развитие деловых качеств и акцентировать внимание на тех аспектах, которые подлежат педагогическому моделированию.

С.Д.Коняев предлагает к рассмотрению программу спецкурса «Предприимчивость и педагогика», направленного на формирование предприимчивости как единого интегративного качества личности. Предлагаемая программа охватывает основные темы и разделы дисциплины «Основы предпринимательской деятельности», такие как «Социально-экономические основы предпринимательства», «История предпринимательства в России», «Основные виды и содержание предпринимательской деятельности» и др., но вместе с тем в нее включены вопросы формирования предприимчивости у студентов в процессе их профессиональной деятельности, диагностики сформированности предприимчивости. Исследователь полагает, что «предприимчивость, применительно к деятельности педагога, может сама выступать в роли фактора, побуждающего к достижению успеха в профессиональной деятельности». К составляющим предприимчивости он относит такие личностные качества, как риск, уверенность в себе, решительность, целеустремленность, самостоятельность, творчество, организаторские способности, организованность, коммуникабельность. Таким образом, изучение спецкурса Д.В.Коняева предполагает интегрированное усвоение теоретических основ предпринимательства и педагогических основ развития предприимчивости личности. Для нашего исследования важна выявленная и практически доказанная автором возможность развития предприимчивости при изучении предпринимательства.

Становлению предприимчивости у старшеклассников посвящено исследование Н.В.Чигиринской. Она рассматривает предприимчивость как необходимое качество личности и выделяет в нем «три обобщенных комплекса качеств: творчество - самостоятельность; деловитость; инициативность - организованность».

Ценность исследования Н.В.Чигиринской в контексте развития качеств личности, на наш взгляд, состоит в том, что она рассматривает предприимчивость как «компонент творческой деятельности», который подчиняется закономерностям развития творческой направленности личности.

Большое внимание формированию социально и экономически значимых качеств уделяет в своих исследованиях И.А.Сасова. Она говорит о необходимости судить о социально-экономической подготовленности школьников не только по уровню их знаний и умений, но и по сформированным у школьников качествам. «У них должны быть сформированы соответствующие качества личности, такие, как трудолюбие, предприимчивость, деловитость, расчетливость, бережливость, экономность и др.», причем предприимчивость «рассматривается как проявление трудовой, общественной активности, выражающейся в находчивости, изобретательности, инициативности, практичности, самостоятельности принятия решений и ответственности за их выполнение, выработке идей, предусматривающих получение прибыли». Такое определение предприимчивости, на наш взгляд, является более полным, чем у других авторов, и показывает интегративный характер данного качества личности.

Формированию деловых качеств также посвящены работы Л.П. Михалевой, А.Л.Поляковой.

В исследовании Л.П. Михалевой сделан акцент на методах развития деловых качеств личности. Наиболее эффективными методами автор считает методы активного обучения: неимитационные (проблемная лекция, проблемное занятие, проблемный семинар, производственная практика, активно-групповая консультация, олимпиада, конференция, дискуссия); имитационные неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационный тренинг с использованием персонального компьютера (ПК), имитационные упражнения) и игровые (деловые игры, имитационно-деятельностные игры). В своем исследовании мы используем большинство из этих методов при разработке технологического обеспечения курса предпринимательских дисциплин.

Несколько иную классификацию методов развития предпринимательских качеств, предлагает А.Л.Полякова. Она делит эти методы на заданный, диалогичный, игровой, личностно-значимых ситуаций.

С.Л.Чернер также описывает процесс формирования деловых качеств учащихся и показывает их важность для практической деятельности подрастающего поколения на примере Балашихинской многопрофильной экономической гимназии. Он отмечает, что «многие учащиеся VIII - XI классов в свободное от учебы время, особенно в каникулы, занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью вместе с родителями и самостоятельно. Это не мешает их учению и стимулирует развитие деловых качеств».

В ряде педагогических исследований рассматривается подготовка студентов к практической предпринимательской деятельности. Так, И.В. Брызгалов в своей работе исследует проблему педагогического руководства подготовкой студентов к предпринимательской деятельности в сфере спортивно-образовательных услуг. Им разработана модель подготовки студентов к предпринимательской деятельности и введена в практику Уральской государственной академии физической культуры экспериментальная дисциплина «Основы предпринимательства». Ее содержание разработано в соответствии с ГОС. В процессе преподавания дисциплины акцент делается на развитие профессиональных знаний, умений и навыков, а также прикладных умений (владение ПК, организаторское искусство, спортивное мастерство, вождение автомобиля), деловых и личностных качеств. Особенно важен для построения нашего курса состав профессиональных умений, выделенных автором. Среди основных профессиональных умений И.В.Брызгалов выделяет умение разработки бизнес-плана, комплектования пакета документов нового предприятия, разработки стратегии работы предприятия в первый год. При разработке экспериментального курса мы учитывали необходимость развития этих умений у студентов при их подготовке к практико-ориентированной профессиональной деятельности.

Т.Терюкова, рассматривая технолого-экономическую подготовку студентов педагогических вузов, обращает особое внимание на формирование экономической культуры, которая в экономическом процессе способна стать «важным нематериальным ресурсом общественной системы». Она также отмечает необходимость изменения подходов, методов и средств обучения студентов экономическим и предпринимательским дисциплинам.

В ряде работ рассматривается подготовка школьников к предпринимательству. Так И.А. Сасова уделяет этому вопросу большое внимание в своих исследованиях. В статье «Детское акционерное общество в школе» она предлагает путем создания детских акционерных обществ «соединить обучение по экономике и технологии с производительным трудом и профессиональной подготовкой учащихся...». Такое соединение, по мнению автора, будет эффективным при организации детского акционерного общества.

Еще один способ подготовки молодежи к предпринимательской деятельности предлагает А.И.Парамонов. Он подводит итоги работы, проводившейся в Москве и Московской области, Волгоградской, Мурманской, Челябинской областях, Краснодарском крае, Казани, Костроме и выделяет такую форму подготовки школьников к предпринимательской деятельности, как разработка ими проектов собственного дела. Все исследованные автором проекты предполагают проработку каждого из элементов «логической цепи проектирования и реализации собственного дела»: идея - замысел - проект-программа - бизнес-план - экспертиза - деятельность - рефлексия полученных результатов - внесение корректив в разработку. Эта логическая цепь является основой предпринимательской деятельности. Ее можно взять за основу студенческих предпринимательских проектов, бизнес-план которых студенты разрабатывают на занятиях нашего экспериментального курса. Такой подход представляется наиболее эффективным, так как нацелен на результат, включает стадии осмысления и анализа полученных результатов и внесение корректив в разработку. Этим этапам часто не уделяется должного внимания в учебном процессе подготовки к предпринимательству. Обучение предпринимательской деятельности в России в настоящее время осуществляется в средних специальных и высших учебных заведениях. Д.М.Шакирова раскрывает технологию обучения основам предпринимательской деятельности, разработанную на базе татарско-американского образовательного колледжа г. Казани. На основе анализа содержания многочисленных зарубежных курсов по подготовке предпринимателей коллективом авторов был создан вариант курса, наиболее подходящий к условиям региона. Он был назван «Программой приобретения компетентности в предпринимательстве». Целью курса авторы видят содействие подготовки молодежи к жизни в сложнейший период, когда происходит ломка сложившейся системы управления экономикой, меняются законодательная база, формы собственности.

В основе обучения подготовки к предпринимательству, согласно описанной технологии, - две концепции: профессиональной компетентности и деятельностного мышления. Авторы предлагают специальный подход к проектированию содержания предпринимательской деятельности. Он предусматривает наличие четырех этапов: первый - это описание профессиональной сферы предпринимателя в виде общественных и частных компетенций; второй - классификация умений, исходя из принципа однородности областей знаний и типов деятельности. На этом этапе авторы выявили шесть блоков компетенции: психологический, маркетинговый, юридический, управленческий, организационно-бухгалтерский, социальный. Третий этап проектирования содержания предпринимательской деятельности - это отбор элементов содержания образования и учебного материала курса. При его отборе были использованы следующие принципы: системный и профессиональный анализ содержания, предварительная и текущая оценка сформированности умений обучаемых с целью обеспечения гарантии выпускнику заданного уровня квалификации, взаимосвязь содержательной и процессуальной сторон обучения; единство профессиональных и общеобразовательных качеств, вытекающих из целевых установок образования на данном этапе. Четвертый этап - это процесс разработки технологии обучения. Технология реализуется через разработанную программу. Она представляет собой трехуровневую систему, в которой на каждом уровне создаются проблемно-модульные курсы. Главным составляющим компонентом реализации программы является выбор методов и приемов деятельности, характерных для частного бизнеса.

Представленная Д.М.Шакировой технология обучения основам предпринимательства представляет собой четко структурированный процесс подготовки предпринимателей.

Еще одну, не менее интересную технологию подготовки к предпринимательской деятельности, предлагают В.Каганов, А.Мухин, А.Толоконников. Она основана на применении учебно-деловых модулей, представляющих собой функционально полный замкнутый комплекс. Система модулей обеспечивает освоение предпринимателем основополагающих теоретических знаний и приобретение практических навыков. Целью использования такой технологии является изучение теории с использованием конкретных практических примеров, получение знаний, которые можно буквально сразу применять на практике.

Таким образом, в ходе изучения опыта построения курсов предпринимательских дисциплин и подготовки учителя технологии и предпринимательства были рассмотрены основные аспекты различных применяемых в этой области технологий. Было выявлено многообразие подходов к построению курсов по основам предпринимательской деятельности. Рассмотренные курсы носят в основном монофункциональный характер, т.е. каждый из них ориентирован на выполнение одной главной задачи: подготовка будущего учителя к осуществлению консультационной деятельности в сфере предпринимательства, подготовка предпринимателя-практика, развитие у учителя предпринимательских качеств и др.

Исходя из потребностей общества, требований Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки учителя технологии и предпринимательства, а также низкой мотивации студентов к учительской профессии делается предположение о том, что курс «Основы предпринимательской деятельности» должен быть построен так, чтобы он способствовал решению комплекса задач.

Главными из них являются: формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности; развитие профессиональной педагогической мотивации; подготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности; развитие у него профессионально-значимых и предпринимательских качеств.

Решение этого комплекса задач способствует достижению основной цели высшего профессионального образования на современном этапе. Так серьезная теоретическая и практическая подготовка обеспечивает соответствующий уровень квалификации будущего специалиста; развитие профессионально-значимых и предпринимательских качеств стимулирует его профессиональный рост; подготовка к практико-ориентированной профессиональной деятельности расширяет возможности учителя технологии и предпринимательства в сфере образования и создает условия для удовлетворения потребностей личности и ее профессиональной мобильности; формирование у студентов профессиональной педагогической мотивации повышает интерес к учительской профессии, позволяет актуализировать педагогические знания. Немаловажно и то, что поставленные перед курсом задачи решаются не изолированно, а во взаимосвязи, что способствует повышению эффективности курса и подготовке специалиста, удовлетворяющего требованиям, выдвигаемым «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года».

Решение этих задач будет способствовать подготовке профессионально мобильного и способного к профессиональному росту учителя технологии и предпринимательства.

 

АВТОР: Каткова О.В.