15.11.2011 3897

Моделирование как метод построения учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для студентов высшей педагогической школы

 

Категории моделей и моделирования пришли в современную методологию науки из кибернетики, постепенно превращаясь в общенаучные понятия - также как информация, управление, система, структура и некоторые другие. В Философском энциклопедическом словаре под ред. С.С. Аверинцева дается следующее определение модели: «Модель (франц. modele, от лат. modulus - мера, образ, норма), в логике и методологии науки - аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели». Этот аналог служит для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования или управления им. С гносеологической точки зрения модель - это «представитель», «заместитель» оригинала в познании и практике. Таким образом, моделью в широком смысле принято именовать любой образ, аналог (мысленный или условный) какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его «заместителя», «представителя». И, кроме того, модель всегда выполняет познавательную роль, выступая средством объяснения, предсказания и эвристики.

Сходное определение модели дает Я.Г.Неуймин: «Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом».

В отечественной и зарубежной литературе принято делить все модели на два типа: материальные и идеальные. Такое деление является предельно широким, однако смысл и цель такого деления заключается в том, чтобы выяснить природу модели, с которой имеет дело исследователь, а затем познавательные возможности модели, которые определяются ее природой.

В современной науке метод моделей получает все большее и большее распространение. В этой связи Б.А.Глинский называет и анализирует причины популярности моделирования, которые по мнению автора коренятся в таких специфических особенностях современного научного познания, как изменение предмета научного исследования от изучения объектов обычного масштаба к исследованию микро- и мегамира, где непосредственное исследование не представляется возможным; усложнение экспериментальных устройств, используемых в современной науке; возрастание роли теории во многих ведущих отраслях науки, познание которых невозможно без абстракций высокого уровня и т.д.

По мнению автора, моделирование принадлежит к числу универсальных методов. Объективной основой универсальности метода моделирования Б.А.Глинский считает объективное существование сходства между вещами на разных уровнях их бытия. «Метод моделирования применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. На эмпирическом уровне он может использоваться для выполнения измерительной, описательной и других функций; на теоретическом - для выполнения интерпретаторской, объяснительной, предсказательной функций, а также функций в мысленном эксперименте. Кроме этого, на обоих уровнях моделирование может выполнять критериальную функцию...Это многообразие гносеологических функций придает методу моделирования большую значимость и служит одной из важнейших причин все увеличивающегося его распространения».

Говоря о функциях модели, мы обошли молчанием существенный для нашего исследования вопрос, касающийся свойств моделей, которые принимаются во внимание в практике моделирования. Анализ литературы, посвященной процессу моделирования (Э.П.Андреев, М.Вартофский, Б.А.Глинский, П.С.Краснощеков, К.Б.Малышев, М.С.Смирнов, Я.Г.Неуймин и др.), показал, что в настоящее время цельная система атрибутивных характеристик понятия «модель» разработана недостаточно. В этой связи особый интерес представляют исследования Я.Г.Неуймина, который четко выделяет восемь свойств моделей.

Во-первых, «модель представляет собой «четырехместную» конструкцию, компонентами которой являются субъект; задача, решаемая субъектом, объект-оригинал и язык описания или способ материального воспроизведения модели». Особую роль в структуре обобщенной модели играет решаемая субъектом задача, которая определяет характер формируемой модели.

Во-вторых, каждому материальному объекту соответствует бесчисленное множество в равной мере адекватных, но различных по существу моделей, связанных с разными задачами.

В-третьих, паре задача - объект тоже соответствует множество моделей, содержащих одну и ту же информацию, но различающихся формами ее представления или воспроизведения, что, в конечном счете, определяется удобством использования модели по ее прямому назначению.

В-четвертых, модель, согласно, ее определения, является всего лишь относительным, приближенным подобием объекта-оригинала и в информационном отношении принципиально беднее последнего - это ее фундаментальное свойство.

В-пятых, все основные формы представления модели - Я.Г. Неуймин их выделяет три - концептуальная (мысленная), знаковая и материальная - с информационной точки зрения равноценны. Однако на практике, отмечает автор, переход от концептуальной модели к материальной или знаковой часто связан с обогащением модели, с получением некоторой дополнительной информации об объекте.

В-шестых, «условия и требования задачи, решаемой субъектом, несут очень важную нагрузку: они в основном определяют ограничения и допущения, которые явно или неявно фигурируют в процессе построения любой модели».

В-седьмых, независимо от природы объекта, характера решаемой задачи и способа реализации любая модель представляет собой информационное образование.

В-восьмых, возможность n-кратного моделирования, в котором исходная «объектообразная» модель представляет собой практически достоверное обобщенное описание объекта или класса объектов реального мира, а во вторичные и все производные модели автоматически входят допущения и ограничения, содержащиеся в исходной и промежуточных.

Возвращаясь к исследованиям Б.А.Глинского, посвященным определению структуры процесса моделирования, следует отметить, что, по мнению исследователя, процесс моделирования предполагает: 1) субъекта, в определенных целях, исследующего закономерности предметов или процессов природы, общества или мышления; 2) объект исследования; 3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

В свою очередь, структура этого процесса видится автором как совокупность четырех компонентов: постановка задачи; создание (выбор) модели; исследование модели; перенос знания.

Подобную схему, описывающую этапы процесса моделирования предлагает и Я.Г. Неуймин. В своей работе мы, опираясь на исследования Я.Г. Неуймина, в общем и целом, придерживаемся данной условной схемы, несколько ее конкретизировав, что будет отражено ниже.

От общих вопросов, касающихся теории моделирования, перейдем к вопросу построения модели в контексте нашего исследования.

Беря за основу определения модели, приведенные выше, мы считаем целесообразным для нашего исследования построить рабочее определение модели учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для подготовки учителя технологии и предпринимательства.

Моделью учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для подготовки учителя технологии и предпринимательства мы будем именовать описанный знаковыми средствами образ процесса подготовки учителя предпринимательских дисциплин при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности», отражающего свойства, характеристики и связи организованного нами реально существующего процесса. Моделирование же, во-первых, сводится к самому процессу построения и изучения моделей, реально существующих предметов и явлений, а во-вторых - к методу исследования, предполагающему определение и уточнение характеристик, и рационализацию способов построения вновь конструируемых объектов на основе использования их моделей.

Процесс построения модели в контексте некоторого исследования, как отмечает Я.Г.Неуймин, не есть служебная процедура, смысл которой заключается только в формальном описании подлежащих исследованию свойств и характеристик объекта, но, являясь познавательной деятельностью, представляет собой важнейшую составную часть решения задачи в целом. При построении модели исследователь осмысливает и приводит в единую систему всю исходную информацию о задаче, объекте и действующих на него факторов, оценивает значимость и характеристики переменных, структурных компонентов и параметров. При необходимости планирует и осуществляет дополнительные исследования системы объект-среда, расширяющие и обогащающие исходные представления.

Автор раскрывает отдельные этапы построения модели, такие как постановка проблемы, формулировка конечной цели или системы целей, постановка задачи и выбор объекта моделирования, формирование критериев качества модели, проведение содержательного анализа системы задача-объект и др. Он указывает на все связи, возможности корреляции, подчеркивает динамику процесса моделирования и предлагает два метода построения моделей: аналитический, «если объект не слишком сложен, достаточно изучен и комплекс подлежащих модельному исследованию свойств и характеристик объекта может быть выявлен на основе теоретических представлений и данных» и на основе идентификации, «т.е. экспериментального определения существенных для решаемой задачи свойств и характеристик объекта специально ради построения его модели» (при «сложности, слабой изученности объекта или отсутствии соответствующих теоретических разработок». Выделим дальнейшие этапы, которые необходимо пройти, чтобы обоснованно построить модель учебного курса «Основы предпринимательской деятельности» для подготовки учителя технологии и предпринимательства. Эти этапы следующие:

- рассмотрение рабочей схемы построения модели;

- выявление на ее основе элементов создаваемой модели;

- построение исследуемой модели;

- установление связей между элементами построенной модели.

Я.Г. Неуймин отмечает, что «модельное исследование, как, впрочем, и любой другой вид осознанной целенаправленной деятельности, начинается с возникновения проблемы - потребности изменить в лучшую сторону существующее либо ожидаемое положение вещей в той или иной области». Рассматриваемая нами проблема построения курса предпринимательских дисциплин, возникает из необходимости разработки курса, способного решать комплекс поставленных перед ним задач.

Конечная цель - желательный результат будущей деятельности по решению проблемы, которую мы ставим в ходе нашего модельного исследования - построение учебного курса, обеспечивающего эффективную подготовку учителя технологии и предпринимательства.

Задачи исследования мы формулируем, сопоставляя первоначально намеченную цель с ресурсными возможностями: уровнем подготовки студентов к восприятию и усвоению материала учебного курса «Основы предпринимательской деятельности», материальной базой вуза, региональными особенностями. Остановимся на каждом из этих факторов.

Приступая к моделированию педагогического процесса подготовки учителя технологии и предпринимательства при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности», важно учитывать подготовленность субъектов данного процесса (студентов технолого-экономических факультетов педагогических вузов) к началу освоения курса. Эти курсы преподаются студентам с 7-го семестра согласно учебному плану специальности «030600 - Технология и предпринимательство» и строятся на основе экономических, педагогических, психологических знаний студентов, полученных ими в ходе предшествующего обучения по указанной специальности. К этому времени студенты готовы к восприятию курса «Основы предпринимательской деятельности», у них есть базовые знания, на которые они могут опираться при изучении предпринимательства.

Материальная база педагогического вуза должна быть способна обеспечить доступ к различным информационным источникам, необходимым для разработки предпринимательских проектов и проектов в сфере обучения предпринимательской деятельности, кроме того, желательно обеспечение возможности использования компьютерной техники и новейших информационных технологий.

Среди региональных особенностей для достижения намеченной цели важно наличие предпринимательской инфраструктуры в данном регионе, наличие активных рыночных отношений, а также доступность информации о региональной специфике экономических явлений.

Таким образом, нашей основной задачей является разработка курса, его программы, дидактического и методического обеспечения, системы заданий для практики, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к преподаванию курса «Основы предпринимательской деятельности» и к включению в предпринимательскую деятельность на базе образовательных учреждений, следовательно, при моделировании мы ставим четыре основные задачи:

- формирование у студентов базисных знаний по основам предпринимательской деятельности;

- развитие профессиональной педагогической мотивации;

- подготовка будущего учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности;

- развитие личностных качеств учителя и предпринимателя.

Объектом моделирования в условиях нашей является процесс подготовки учителя технологии и предпринимательства при изучении курса «Основы предпринимательской деятельности». Я.Г. Неуймин утверждает, что «задача и объект моделирования должны рассматриваться совместно, ибо только их совокупность позволяет определить необходимые характеристики модели и требования к ее свойствам».

Сложность системы «задача-объект» в случае исследуемой проблемы связана с комплексом поставленных задач. Это влечет за собой противоречивые требования к объекту. Он должен включать в себя осуществление профессиональной педагогической подготовки и практико-ориентированной подготовки учителя технологии и предпринимательства. Поэтому анализ содержания компонента моделирования «задача-объект» является принципиально значимым элементом процесса моделирования. Анализ составляющей «задача-объект» показал, что возможен следующий подход к содержанию системы «задача-объект». В содержании может быть выделена базисная когнитивная составляющая те знания, которые необходимы учителю предпринимательских дисциплин, и дополнительная составляющая - теоретический материал для подготовки учителя к практико-ориентированной профессиональной деятельности.

Кроме того, система «задача-объект» предполагает обязательный анализ возможностей учебных блоков курса для решения комплекса задач и их реальности для условий исследуемого объекта. Для осуществления такого анализа необходимо рассмотреть разрабатываемый курс и определить, насколько он позволяет решить задачи подготовки учителя. В то же время экспериментальный курс «Основы предпринимательской деятельности» следует соотнести с курсами, направленными на подготовку практических предпринимателей.

При переходе к следующему этапу модельного исследования - планированию эксперимента в нашем случае должны учитываться все четыре аспекта сложной задачи моделирования. Поиск оптимального плана решения задачи включает:

- построение программы курсов и отбор необходимого содержания материала в соответствии с этой программой;

- включение специальных дидактических приемов для усиления мотивации студентов к профессиональной педагогической деятельности;

- отбор дополнительного материала для подготовки к практической предпринимательской деятельности;

- разработку технологического обеспечения процесса подготовки учителя предпринимательских дисциплин;

- разработку технологии развития предпринимательских качеств, необходимых как при осуществлении предпринимательской деятельности, так и полезных учителю.

В соответствии с намеченными шагами выделяются два основных этапа в планировании эксперимента: разработка содержательной основы подготовки студентов к учительской и предпринимательской деятельности на базе образовательного учреждения и технологического обеспечения этой подготовки. Для разработки второго этапа необходим подбор дидактических средств и технологий, которые бы эффективно решали поставленные задачи.

Следующий этап модельного процесса - получение и обработка экспериментальных данных. Поскольку эксперимент достаточно широк, в нем можно выделить четыре самостоятельных аспекта:

- формирование системы знаний; усиление педагогической профессиональной мотивации студентов; подготовка студентов к практико-ориентированной профессиональной деятельности; развитие профессионально значимых качеств учителя и предпринимателя.

Получение и обработка экспериментальных данных обеспечивается использованием различных методик. При обработке полученных в ходе эксперимента результатов важно выявить адекватные критерии оценки результатов каждого аспекта эксперимента. Подробное описание критериев см. в главе третьей диссертационного исследования. При обработке экспериментальных данных используются статистические методы.

Следующим элементом моделирования является оценивание качества полученной модели. При оценивании качества модели в модельном процессе сравниваем полученные результаты эксперимента с ожидаемыми и прогнозируемыми результатами.

При анализе этапов моделирования был выявлен недостаток профессиональной педагогической мотивации студентов. В модель были внесены коррективы, в частности, в технологическое обеспечение курса была включена специальная технология, содержащая комплекс заданий по переносу вопросов, рассматриваемых на занятии в вузе, в ситуацию школьного урока.

Кроме того, для более глубокой подготовки студентов к практической предпринимательской деятельности в содержательную основу курсов предпринимательских дисциплин были включены разделы и темы, направленные непосредственно на подготовку студентов к осуществлению практической предпринимательской деятельности на базе образовательного учреждения. Их содержание включает дополнительные вопросы теории предпринимательства, а также знания и навыки в области менеджмента и маркетинга.

В связи с внесенными в систему «задача-объект» изменениями был скорректирован и эксперимент. Полученная положительная оценка модельного исследования говорит о возможности практического использования модели для воплощения курса-оригинала в практику подготовки учителя предпринимательских дисциплин, а также подготовки студентов к практической предпринимательской деятельности на базе образовательного учреждения.

Метод моделирования помог выйти на концепцию курса «Основы предпринимательской деятельности». Приведем ее основные положения.

Первым положением концепции является утверждение о возможности создания такого курса «Основы предпринимательской деятельности», который будет способствовать подготовке высококвалифицированного, свободно владеющего своей профессией учителя технологии и предпринимательства. Второе положение концепции утверждает, что учебный курс «Основы предпринимательской деятельности» обеспечит подготовку компетентного учителя, если в нем осуществлено сочетание теоретической и практико-ориентированной направленности с развитием у студента личностных качеств учителя и предпринимателя и его мотивации к учительской профессии. Третье положение концепции утверждает, что разработка такого курса требует выявления принципов отбора содержания учебного материала, адекватных поставленным перед курсом задачам, учета требований Государственного образовательного стандарта и построения на этой основе содержания курса. Четвертое положение концепции состоит в том, что для решения комплекса поставленных перед курсом задач, требуется разработка соответствующего технологического обеспечения.

В соответствии с этой концепцией построен курс предпринимательских дисциплин.

 

АВТОР: Каткова О.В.