17.11.2011 17857

Факторы, влияющие на сохранение здоровья школьников

 

Сравнивая результаты наблюдений с начала XX века до его конца, можно сделать вывод, что ухудшение здоровья школьников является объективным процессом. На состояние здоровья детей и подростков, в частности заболеваемость, влияет комплекс факторов, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Условно все факторы можно сгруппировать по их происхождению на 4 группы: 1) биологические, включая наследственность; 2) социальные, включая образ жизни, который во многом социально обусловлен; 3) экологические, т.е. состояние природной среды; 4) факторы внутренней среды, т.е. условия и методы воспитания и обучения детей и подростков.

В рамках нашего исследования мы остановимся на социальных факторов и факторах внутренней среды сохранения здоровья детей и подростков.

Какие же социальные факторы наиболее значимы в негативном влиянии на здоровье? Материальное и бытовое неблагополучие, неблагоприятный климат в семье, школе, обществе. Снижение санитарно-эпидемиологической работы, неполноценность питания, невозможность для многих вовремя получить квалифицированную медицинскую помощь и приобрести необходимые медикаменты, избегание «больничных листов» из-за страха потерять работу, все это приводит к появлению хронических заболеваний и распространению инфекционных.

Снижение уровня жизни, социальные потрясения, падение качества медицинского обслуживания, ухудшение экологической ситуации дают основание полагать, что и в будущем эта негативная ситуация может сохраняться.

На этом фоне наблюдается резкий всплеск заболеваний, во многом имеющих социальную этиологию. К их числу принадлежит туберкулез. В апреле 1993 года ВОЗ объявила туберкулез проблемой безотлагательных действий в глобальных масштабах. По прогнозам ВОЗ до 2000 года почти 2 млн. жителей Восточной Европы могут подвергнуться риску инфицирования, а в ближайшие 10 лет в мире заразятся туберкулезом 300 млн. человек, из них 90 млн. заболеют и 30 млн. умрут (А.А. Визель, М.Э. Гурылева).

За 1991 - 97 г.г. заболеваемость туберкулезом в России возросла на 117,4%, что соответствует показателям 1970 года. Смертность от туберкулеза в 1996 г. достигла уровня 1977 г. По данным ВОЗ в России ежегодно заболевают 145600 граждан. Заболеваемость детей в России за 5 лет возросла более, чем на 60%. Инфицированность по РФ в целом достигает у детей - 16,5% и у подростков -32% (С.Э.Басангова), а по данным СВ. Бурлакова 47,612 случаев на 100 тысяч человек, что уже представляет угрозу для выживания популяции.

Вызывает опасение стремительное нарастание в человеческом обществе иммунодефицитной прослойки людей, что открывает ворота для различных заболеваний, неконтролируемых ни средствами иммунопрофилактики, ни антибиотике - и химиотерапии. Это позволяет предположить, что при увеличении иммунодифицитной прослойки до уровня 15-20% возможно распространение антропозоонозов (заболеваний одинаковых для людей и животных).

Анализ литературных, статистических данных, официальных докладов России на «Комиссии по правам ребенка» в ООН за последние 10 лет позволил сделать выводы о том, что современное общество (в том числе и российское) оказывает на детей «отдаляющее и обособляющее» воздействие, т.е. активно устраняет детей из области наиболее важного и ценимого ребёнком.

В течение последнего десятилетия в России появилось качественно новое явление - так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое проявляется в изменении отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семьи. Социальное сиротство является прямым результатом социального отчуждения ребенка от семьи, общества, условий жизни, наиболее для него значимых. Чувство отчужденности (прекращение или отсутствие близости между кем-либо, отдаление, обособленность) связано с глубокими эмоциональными переживаниями и значительно влияет на формирование психических процессов ребенка. Отчуждение возникает у ребенка, потому что он эмоционально не понят и не принят другими людьми и, прежде всего, взрослыми. Отчужденность формируется по разным основаниям: отказ от ребенка родителей, телесные наказания, пренебрежение интересами ребенка, физическое и психическое насилие, равнодушное отношение, отсутствие нормальных условий для жизни и развития ребенка. Независимо от оснований отчужденность разрушает неокрепшую личность, тормозит ее развитие, ведет к психическим нарушениям и болезням.

Феноменологическими признаками отчуждения считают «чувство бессилия; представление о бессмысленности существования; восприятие окружающего мира как утратившего необходимые социальные предписания; ощущение одиночества; чувство утраты «Я».

Отчуждение ребенка от близкой ему социальной общности, отношение к нему, как не принадлежащему к этой общности, является особым видом насилия. Насилие, отчуждение и социальное сиротство представляют собой единое взаимообусловленное целое. Любые факты насилия в отношении ребенка провоцируют процесс отчуждения его от общества, результатом которого является социальное сиротство, захлестнувшее Россию конца второго тысячелетия. Как жить в такой сложной ситуации? Поиск ответа на этот вопрос начинают с представления об образе жизни.

Под образом жизни понимаются устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей, норм общения и поведения.

Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами которого служит триада показателей: уровень, качество и стиль жизни.

Уровень жизни обусловлен экономическими возможностями человека.

Качество жизни определяется степенью запроса и комфортабельность удовлетворения человеческих потребностей. Уровень и качество жизни человека зависят от материально-экономических условий жизни общества и каждой семьи.

Стиль жизни складывается на основе психологических и психофизиологических особенностей поведения личности.

Совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают долговечно, а также совокупность рациональных методов, способствующих укреплению здоровья, гармоничного развития личности, методов труда и отдыха называют здоровым образом жизни (ЗОЖ). ЗОЖ - это «гармоническое сочетание и оптимальное соответствие разных способов жизнедеятельности людей: производственной, потребительской, культурно-психологической, социально-биологической и др.». В нем обнаруживается относительное единство и согласованность трех уровней жизни человека: социального, психологического, социо-биологического.

ЗОЖ обеспечивается развитием тех же систем отношений, в которых проявляется и здоровье, а именно «человек - общество», «человек - природа». Данные системы едины, они взаимосвязаны и отличны друг от друга. Научно-практической основой причинно-следственной зависимости между здоровьем и образом жизни человека служит концепция академика Ю.П. Лисицина о наибольшем вкладе в индивидуальное здоровье человека образа жизни (50-55%) и значительно меньшем вкладе других факторов: экологических - 20-25%, наследственной предрасположенности - 20%, медицинского обслуживания - 10%.

Здоровый образ жизни - общественная потребность. Это обусловлено рядом обстоятельств: во-первых, ЗОЖ является способом адаптации человека к нервно-психическим, эмоциональным, информационным и др. перегрузкам, во-вторых, ЗОЖ является средством активизации неспецифических защитных сил организма, то есть средством, повышающим общую сопротивляемость организма всем болезням, в-третьих, концепция ЗОЖ - теоретическое обоснование принципа профилактики.

Д.А. Изуткин, А.Д. Степанов «здоровый образ жизни» определяют как способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей, которые в максимальной степени укрепляют индивидуальное и общественное здоровье при наличие благоприятных социальных и природных условий. Как деятельность, направленную на сохранение и укрепление здоровья людей, как аспект образа жизни, проявление медицинской активности определяет Ю.П. Лисицын.

Понимание «осознанно строящейся самим человеком или совместно с наставником системы адаптивно необходимых здоровых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать и развивать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешно осуществлять свое жизненное предназначение», О.И. Мотков предлагает рассматривать как гармоничный образ жизни. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, который способствует сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию.

Здоровый, гармоничный образ жизни, психическое здоровье должны стать естественной, органичной потребностью человека, восприняв которую он будет следовать ей без принуждения на протяжении всей своей жизни. Формирование психического здоровья предполагает не только гигиену тела, но и психогигиену, самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, чистоты помыслов (М.Р. Битянова, М.И. Буянов, Н.Л. Кряжева, М.И. Чистякова). Уже с самого раннего возраста детей следует настраивать на здоровый образ жизни. У них надо формировать установку на долгую и здоровую жизнь.

Гармония как динамичное состояние личности требует от человека ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.

Исследования, проведенные О.И. Мотковым и др. показывают, что наиболее частыми минусами в образе жизни являются недостаток физических нагрузок и общения с природой, размышлений над «вечными» вопросами и творческой деятельности.

Процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию по своей сути бесконечен.

Рассмотрим влияние факторов школьной среды на здоровье учащихся.

Статистика московских городских школ за 1911 - 12 учебный год показала, что количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в первых классах слабые дети составляли 35%, в средних - 39,8% и в старших - 44,2%.

В исследовании более 8000 школьников профессором И.А. Арямовым в конце 20-х годов указывалось, что в возрасте 11-13 лет школьными болезнями страдало 30 - 40% учащихся, а в 16 - 17 -летнем - 60 - 70%. Всевозможные нервные страдания в приготовительном классе наблюдались в 8 % случаев, в шестом классе - 44% и в восьмом - 69%.

К концу века ситуация принципиально не изменилась - негативное влияние школы на здоровье является одной из важнейших психолого-медико-педагогических проблем конца века.

Специалисты НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Н.Н. Куинджи и М.А. Поленова констатировали, что «признавая роль экономических и политических причин в возникновении многих наших социальных проблем...», необходимо сосредоточиться «на учебных заведениях, поскольку подсчитано, что вклад факторов школьной среды в неблагоприятную динамику здоровья школьников составляет не менее 20%».

Многие наблюдения врачей-гигиенистов убедительно показали связь между условиями воспитания и обучения детей и подростков и показателями их физического развития, острой и хронической заболеваемости (М.В. Антропова, СМ. Громбах, Н.Н. Куинджи, Л.Я. Каневская, О.А. Шелонина и др.).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие - интегральный показатель, который, с одной стороны, определяется многообразными факторами окружающей и внутрижилищной среды, а с другой - технологией воспитания и обучения в образовательном учреждении. Из общего количества факторов ведущее значение имеют следующие:

- экологическая ситуация на территории размещения школы,

- размер и благоустройство земельного участка,

- архитектурно-планировочное решение и площади основных помещений,

- санитарное благоустройство здания,

- физиолого-гигиенические условия (состояние воздушной среды и светового режима),

- условия и организация питания и физического воспитания,

- режим учебно-воспитательного процесса,

- медицинское обеспечение учащихся.

Факторы школьной среды действуют комплексно и практически постоянно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие велико. Кроме того, негативные влияния школьных факторов приходятся на наиболее чувствительный к любым неблагоприятным воздействиям период интенсивного роста и развития организма ребенка.

Опасность влияния усиливается и тем, что воздействия на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляются не сразу, а накапливаются в течение нескольких лет. К тому же, микросимптоматика этих нарушений не привлекает внимание педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили выявить и проаранжировать по значимости и силе влияния школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Это: 1. стрессовая педагогическая тактика; 2. интенсификация учебного процесса; 3. несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; 4. нерациональная организация учебной деятельности; 5. функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 6. отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).

Важным показателем здоровья человека является его физическое развитие. Мониторинг физического развития школьников Москвы в 90-е годы выявил негативные изменения в физическом статусе детей, в том числе из социально наиболее благополучных семей, обучающихся в гимназиях, лицеях и др.

Педологи 20-х годов одну из причин ухудшения здоровья искали в самом укладе школьной жизни: «Если принять во внимание, что обмен веществ происходит преимущественно в мышцах, то станет понятным, что одну из причин отмеченного явления нужно искать в пассивном школьном обучении, который принуждает учащихся большую часть дня проводить в сидячем положении, нарушающем обмен веществ, имеющий у детей более энергичный характер и требующий более интенсивных движений».

В 90-ые годы чаще стали выявляться дети с общей задержкой физического развития. Отмечается дисгармоничность вследствие избытка или дефицита массы тела. Такие физические параметры, как мышечная сила и выносливость подростков 90-х годов на 10 - 18% ниже, чем у их сверстников 60-х. Здесь мы сталкиваемся с нарастающим противоречием между усложнением школьной программы и снижением физических возможностей детей. Практически весь традиционный уклад школьной жизни сориентирован на закрепощение детской активности, фундаментальной нейрофизиологической основы, из которой берет свои истоки вся телесно-моторная и духовно-психическая жизнь ребенка. Кроме того, сенсорно-стимульное разнообразие, существующее только в природе, не реализуемое в школе приводит к отчуждению органов чувств. Далее следуют: эффект закрепощения свободы ориентировочно-поисковой деятельности, возникающий в результате доминирования книжных технологий познавания жизни; эффект закрепощения произвольно-моторной сферы, возникающий на фоне незрелости зрительно-ручного чувства координации; эффект информационно-психогенного напряжения, возникающий на фоне скоростных установок в технике чтения, на фоне незрелости правополушарной образной сферы, и т.д.

Установлено, что в таких условиях дети хронически пребывают в состоянии сенсомоторного, нейро-вегетативного и психогенного напряжения (стресса по Г. Селье). Это состояние истощает симпатико-адреналовую систему, обеспечивающую основы иммунологической, нейрогуморальной и психической жизнедеятельности (В.Ф. Базарный). Более того, установлено, что именно психомоторная аномалия является первичной основой, из которой вырастают психосоматические болезни напряжения не только школьного периода, но и так называемые болезни цивилизации (сердца, зрения, позвоночника, нервной и психической сферы) (В.Ф. Базарный, Н.И. Венсловене, Т.В. Горячева, В.А. Гуров, Н.Н. Казачкова, Э.Я. Оладо, Т.П. Трубачева, Л.П. Уфимцева, В.П. Щербинина и др.). «Раннее обучение детей на информационно-вербальной основе ведет к «шизоидной интоксикации», к формированию шизоидной конституции» (В.И. Гарбузов).

Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести ощутимые позитивные результаты в состоянии здоровья и развития детей и подростков. Исследования показали, что отклонения и заболевания, характерные для младших школьников, встречаются значительно реже у первоклассников, обучающихся в условиях детского сада.

По данным НИИ гигиены и профилактики детей, подростков и молодежи нервно-психические отклонения у школьников чаще всего формируются у первоклассников (в период адаптации к школе) и старшеклассников в связи с увеличением объема учебной нагрузки. 80% шестилетних школьников жалуются на утомление и головные боли (Сердюковская Г.Н.). Анализ индивидуальных данных показал, что снижение адаптационных возможностей организма чаще встречается у 6-летних первоклассников, которые, кроме учебных занятий, имеют дополнительные нагрузки в виде занятий музыкой, иностранным языком, рисованием, спортом.

По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера. К концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. За 8-9 месяцев обучения существенно не меняется влияние социальных и экологических факторов, но резко ухудшается состояние здоровья, что свидетельствует о том отрицательном влиянии, которое оказывает именно школа.

Важной составляющей феномена «здоровье» выступает психическое развитие человека. Изучая проблему здоровья детей всех стран мира, специалисты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу об особой роли психического развития. Они ввели термин «психическое здоровье». И в докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» (1979 г.) было показано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными, неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику.

В основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Потому что в каждом возрастном периоде жизни у ребенка возникают определенные потребности в деятельности, общении, познании. Нарушения психического здоровья, а, следовательно, и необходимость в коррекционной работе возникают тогда, когда своевременно не реализуются возрастные и индивидуальные возможности, не создаются условия для формирования возрастных психологических новообразований и индивидуальных особенностей у всех детей и школьников, находящихся на том или ином этапе онтогенеза (Э.М. Александровская, В.М. Астапов, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Е. Кравцова, Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров, Г. Эберлейн и др.).

Решающая роль в плане здоровья и психического развития принадлежит нравственной атмосфере, которая существует дома и в школе, и характеру взаимоотношений между взрослыми и детьми (Р. и Дж. Байярт, К. Бютнер, Н.И. Гуткина, Ф. Дольто, А.И. Захаров, В.Е. Каган, В.Г. Семёнов, А.С. Спиваков-ская, М. Снайдер, М. Раттер, Г. Эберлейн, Э.Г. Эйдемиллер, Л.М. Фридман, И.Е. Шварц и др.). Материальная база школы (оборудование, размеры школьных помещений и т.д.) имеет второстепенное значение.

Интересен вывод экспертов ВОЗ о том, что повышение уровня благосостояния не обязательно способствует психосоциальному развитию, а, следовательно, и здоровью детей. Необходимы специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения приводили к улучшению психосоциального развития, а не к возникновению новых проблем.

Не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций в школе. Школа сегодня не готова отчитываться перед родителями своих учеников и нести ответственность за их здоровье и психическое состояние. Между тем, в статье 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что «...образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за... жизнь и здоровье учащихся...».

Специалисты одного профиля (будь то гигиенисты, физиологи, медики, педагоги, психологи) не могут предотвратить неблагоприятное воздействие на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность (В.Н. Касаткин, И.В. Кузнецова, Е.Е. Чепурных и др.). Организм человека - это совокупность его телесных и душевных свойств. Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене тела, мы подчас забываем о его духовном развитии, нарушая тем самым его целостное взаимоотношение с миром. «Духовное - это то, что присуще только человеку и ему одному».

Здоровье человека зависит от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями (образом жизни). Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. Каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

Здоровый образ жизни на уровне мировоззрения необходимо рассматривать как сложную функциональную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, коммуникативной, общественно трудовой деятельностью, проявлением духовных и физических способностей человека в единстве и гармонии с окружающей природой и социальной средой. Поэтому сегодня в условиях, когда происходит переосмысление духовного и нравственного богатства отечественной педагогики и психологии, каждый учитель стремится не только иначе посмотреть на себя, свои задачи, перспективы, но точно определить свое место в общей системе образования.

В настоящее время все больше специалистов в области здравоохранения и образования приходят к убеждению, что необходим перенос превентивных мероприятий по охране здоровья детей и подростков с системы здравоохранения на систему образования. Дети и подростки - это наиболее чувствительная и наименее защищенная часть нашего общества. И они первыми реагируют на неблагоприятные социальные изменения в обществе. Они не могут нести полную ответственность за состояние своего здоровья. Эту ответственность должны нести совместно и родители и школа.

Общей целью оздоровительных мероприятий, проводимых в школе, должно являться полноценное раскрытие у детей их личного потенциала здоровья, формирование нравственного, физического, психического и соматического здоровья. Образование становится процессом формирования здоровья человека как совокупности сообразностей природе, обществу и самому себе. Здоровье выступает критерием образования.

 

АВТОР: Кабаева В.М.