21.11.2011 2753

Субкультурная детерминация художественного восприятия

 

1. Проблемы изучения субкультур.

Субкультура - это «подкультура» или культура в культуре, т.е. отдельное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами. Культура сама по себе неоднородна (например, городская отличается от деревенской, официальная от народной, детская от взрослой). Процесс формирования городской культуры осуществляется на основе сближения различных социальных групп. Это сложный спектр культурных тенденций, стилей и традиций. Внутри различных общественных групп рождаются специфические феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. Субкультурные образования могут быть автономны, закрыты и не претендуют на замещение господствующей культуры.

К социологическим представлениям о культуре обратились в середине XIX в. Огюст Конт ввел термин «социология», которая впервые была разработана в определенную научную систему. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества. Жизнь общества, утверждал философ в труде «Курс позитивной философии» (1830-1842), определяется не волей отдельных свободных индивидов, а его собственными внутренними законами и носящими коллективный характер представлениями (религия, обычаи). Конт рассматривал движущуюся силу развития как связанную с духовно-психической общностью людей, подчеркивал специфичность того целостного организма, которым предстало перед ним общество и его культура. В конечном счете, Конт понимал общество как единое целое, состоящее из достаточно устойчивых элементов, которые функционально связаны между собой.

Одно из первых объяснений общества и различных культур с позиций реальности продолжил французский историограф и философ Ипполит Тэн. У Огюста Конта Тэн заимствовал важное положение о приоритете коллективных форм сознания относительно индивидуальных. Главным для него стало изучение надыиндивидуальных форм культуры и это давало возможность выйти на понимание региональных и национальных особенностей исторической эпохи. Основными факторами исследования философа стали обстоятельства жизни культуры, такие как климат, раса, демография, географические особенности среды обитания. Рассматривая культуру и общество как единое целое, Тэн вывел положение о «духе эпохи», стремящемуся к сохранению равновесия. Культурная и общественная жизнь страны связана с общим «духом эпохи», что дает возможность для сближения и сопоставления этих факторов общественной жизни. В целом, в своей философии истории и искусства, кроме роли расовой принадлежности и существующих исторических условий, Тэн очень большое значение придавал роли среды, т.е. психическому, духовному, культурному и социальному окружению.

Вильгельм Вундт, возглавивший во второй половине XIX в. экспериментальное изучение психики человека, попытался исследовать ее в культурно-исторической обусловленности. В десятитомном труде «Психология народов» Вундт огромное внимание уделял описанию языка, мифологии, обычаев многих народов мира. Ученый использовал понятие Гегеля «народный дух» для характеристики целостности сознания каждого из народов и рассматривал культуры как выражение «духа». Вундт не делал попыток собственно философского осмысления культурологических проблем: его «Психология народов» может называться «социологией обыденного сознания».

В середине первой половине XX в., Карл Мангейм анализировал результаты совместной деятельности в обществе. Приблизительно с 1930-х гг., живя в Великобритании, Мангейм начал заниматься проблемами молодежи, воспитания, образования, смены поколений и их мировоззрений, культурой массового общества. Мангейм рассматривал эту проблему с точки зрения культурных циклов, которые были уподоблены жизненным и биологическим и считал, что молодежь является одним из скрытых ресурсов общества, от мобилизации которых зависит его жизнеспособность. В своей работе «Диагноз нашего времени» (1941) он делал упор на развитие различных молодежных групп и движений, у которых нет еще закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей.

Определяя страты через их совокупность, П. Сорокин писал: «Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в их иерархическом ранге. Ее основа и сущность - в неравномерном расходе прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и среди членов того или иного сообщества». Сорокин имел в виду фактически те большие группы, которые составляют страт (лат. stratum - слой, термин, перенятый социологами из геологии). Социальная стратификация - необходимая, а поэтому и обязательная черта любого общества. При этом наблюдается некая закономерность: чем организованнее общество, чем оно нормальнее функционирует, тем оптимальнее выглядит его характеристика. И, наоборот, примитивно организованному обществу соответствует либо примитивное, либо сверхсложное стратификационное пространство. Внутри страт, т.е. внутри связанной общности людей постепенно возникают и развиваются различные субкультуры, каждая со своей собственной картиной мира и связанной с ней специфическими нормами, символами, стереотипами, языком, этикетом, восприятием.

Понятое субкультура связано с понятием «картина мира». Как отмечал К. Ясперс, картина мира - это совокупность мировоззренческих знаний о мире, «совокупность предметного содержания, которым обладает человек». Картина мира представляет собой знания, идеи, фундаментальные культурные ориентиры. Изменение этих составляющих соответственно приводит к изменению картины мира (например, в естественных науках - расщепление ядра на элементарные частицы, в гуманитарных - психоанализ, интерес к бессознательной сфере человека). Изменение картины мира ведет к возникновению нового чувства жизни, ощущению времени и, как результат, меняется художественное творчество, искусство. Картина мира зависит от сословных различий, профессиональных и художественных объединений. Картину мира можно выделить или описать у любой социокультурной группы - от нации до социальной или профессиональной группы или отдельной личности.

Термин «картина мира» был впервые введен Людвигом Витгенштейном в «Логико-философском трактате» (1921). Философ отмечал, что познание есть отображение не зависящих друг от друга фактов. А то общее, что присуще бытию и мышлению, должно быть указано с помощью символов.

Большой вклад в изучение картины мира внесли М. Вебер, О. Шпенглер, М. Хайдеггер. В конце ХГХ в. Макс Вебер занимался описательной социологией, которая была наукой, где понимание социального действия идет по пути объяснения его течения и результатов с точки зрения причинности. Вебер изучал различные социокультурные типы и также стремился сравнивать картины мира. Их своеобразие он объяснял спецификой исторического развития мировых религий. Согласно Веберу, в истории основную роль играет рациональное и последовательное развертывание религиозных картин мира. Особое место в таком процессе принадлежит интеллектуалам, которые входят в слой носителей определенной картины мира. Именно от них исходило требование непротиворечивости картины мира. Через деятельность людей, руководствующих образами предложенной им картины мира, религиозная рациональность проникает в творимый этими людьми мир - «смысловым образом организованный мир культуры». Освальд Шпенглер в труде «Закат Европы» (1923) рассматривал мировые культуры как организмы с определенной длительностью жизни. Шпенглеру впервые удалось построить развернутую типологию мировых культур, приняв в качестве основного критерия различия в картине мира. Философ исходил из того, что «вся действительность может быть созерцаема в ее образе в форме единообразной, одухотворенной, благоустроенной картины мира».

В 50-е годы XX в. Мартин Хайдеггер положил в основу своей философской системы анализ человеческого существования. Работа Хайдеггера «Время картины мира» сыграла большую роль в становлении современного понимания картины мира. Мир выступает здесь как обозначение всего сущего в целом, а не только космоса и природы. Он включает в себя историю и самую основу мира, независимо от того, что под ней понимать. Слово «картина» обозначает прежде всего изображение чего-либо. Согласно Хайдеггеру, картина мира - это как бы изображение всего существующего в целом. Картина мира не является простым изображением мира, это - система, своеобразно и целенаправленно созданная, как бы еще один «второй» мир, построенный человеком для себя и поставленный им между собой и «реальным» миром». Картина мира - это «мир, понятый в смысле такой картины», своеобразная модель мира. «Мир стал картиной, когда человек в качестве субъекта поднял собственную жизнь до командного положения всеобщей точки отсчета».

К.Г. Юнг в работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) выдвинул положение о том, что в психике человека, кроме индивидуального бессознательного, имеется более глубокий слой - коллективное бессознательное, которое является отражением опыта прежних поколений. В труде «Проблемы души нашего времени» Юнг отмечал: «не надо думать, что наше мировоззрение есть некое единственное правильное «объективное» отражение действительности. Это всего лишь суеверие. На самом же деле оно является не средством, с помощью которого мы постигаем истину, а лишь картиной, которую мы рисуем ради нашей души». Картина мира необходима человеку, чтобы он мог увидеть себя самого: «образ Я» выступает неотъемлемой частью образа мира. Эрик Фромм, пересматривая символику бессознательного, ввел понятие «социальный характер» с помощью которого связывал психику индивида с социальной структурой. Личность, посредством включенности в культуру приобретает черты, позволяющая ей эффективно приспособиться к требованиям общества. Картину мира, определенным образом организованную и внутренне связанную, Фромм в работе «Иметь или быть» (1976) называл «картой нашего природного и социального мира и нашего места в нем».

Картина мира - это своеобразная карта-схема пространства и времени, отношений между людьми, связанными определенными правилами. Как сказал американский социолог Курт Рицлер, человеческая картина мира - это контурная схема, которая опережает опыт, определяет его и управляет им.

Из всего вышесказанного следует, что основным понятием теории социокультурной стратификации является представление о «картине мира». В 1950-е гг. американский культуролог Роберт Редфилд сформулировал ее концепцию. «Картина мира» - это целостное видение мира, характерное для того или иного человека или народа в целом», что актуально и в настоящее время. Профессор Калифорнийского университета Тамотсу Шибутани подчеркивал, что «разделяемая всеми картина мира и составляет культуру группы». Картина мира объединяет все известные человеческие образы и понятия в единое целое, в котором содержится все, с чем он сталкивается в жизни.

2. Отечественные исследования картины мира.

Во второй половине XX в. проблема картины мира была одной из центральных в творчестве многих отечественных ученых. А.Н. Леонтьев отмечал, что человек находится в предметном мире, который объективно выступает перед человеком в четырех измерениях: высоте, широте и глубине пространства и также времени (четвертое измерение объективного мира). Человек с помощью собственного сознания открывает для себя этот объективный внешний мир через пятое измерение - «смысловое поле», т.е. через систему значений. М.М. Бахтин основной круг своих занятий сам определял как философскую антропологию, рассматривая с этих позиций архитектонику эстетического объекта. Бахтин обращался к исследованию культуры как особого субъекта творчества, которое находится в социальном пространстве и выражается в синхронном многоголосии в определенном типе строения - архитектонике. Типам архитектоник соответствуют различные типы культуры, имеющими свои стилевые черты. В рамках художественного произведения эстетически значимая, личностная ценностно-смысловая позиция не является одинокой, поскольку ей противостоят другие ценностные позиции, с которыми она вступает в диалог. В работе «Эстетика словесного творчества» (1979) он писал: «Условия речевого общения, его формы определяются социально-экономическими предпосылками в этих формах проявляются меняющиеся в истории типы социально-идеологического общения». Отводя основное значение диалогу, Бахтин вводит понятие «большого времени», позволяющего взглянуть на каждое явление культуры с точки зрения прошлого и будущего, а не только в современном ему социокультурном контексте.

Ю.М. Лотман рассматривал само взаимодействия различных типов культур, культурных кодов, текстовых потоков как внутренний механизм исторического процесса. Тексты культуры моделируют не только произведения искусства, формы бытового поведения и структуры повседневности, но и сами исторические события. В работе «Семиотическое пространство» Лотман отмечал: «представим себе в качестве некоего единого мира, взятого в синхронном срезе, зал музея, где в разных витринах выставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестных языках, инструкции по дешифровке, составленные методистами пояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правила поведения посетителей, и представим все это как единый механизм. Мы получим образ семиосферы. При этом не следует упускать из виду, что все элементы семиосферы находятся не в статистическом, а подвижном состоянии, постоянно меняя формулы отношения друг к другу». Тексты обнаруживают знаковую и символическую природу. Г.И. Ревзин, опираясь на описание Лотманом бала из «Евгения Онегина», заметил: «Переводя это впечатление в архитектурный образ, можно сказать, что мир художественного произведения оказывается чем-то вроде колонного зала, когда две колоннады по сторонам образуют ряды непримиримых оппозиций, а герой движется по центру уверенной светской походкой».

В теории социокультурной стратификации понятие «картина мира» разрабатывалось в 1990-х гг. в работах Г.А. Голицына, В.М. Петрова, К.Б. Соколова, П.Ю. Черносвитова, Ю.В. Осокина, Е.В. Дукова, В.С. Жидкова, Г.В. Иванченко.

Суммируя все представления о картине мира человека, вслед за К.Б. Соколовым, ее можно определить как систему взаимосвязанных образов - наглядном представлении о мире и месте человека в нем (включая образы взаимоотношений человека с действительностью, человека с обществом, человека с самим собой). Картина мира целиком определяет своеобразие восприятия и ориентации любых субкультур. Существуют возрастные субкультуры, например, детская (подростковая, школьная), молодежная, профессиональные (учителя, чиновники, кадровые военные и т.д.).

В силу традиций, системы и норм жизненных ценностей субкультуры нуждаются и в искусстве. На уровне обыденного сознания особенно хорошо усваиваются идеи и чувства, выраженные в доступной художественной форме. Искусство может способствовать формированию, усложнению и развитию картины мира, «искусство можно определить как процесс, в котором одни люди (художники) создают и демонстрируют другим (аудитории) разнообразные картины мира, с обозначенными в них эмоциональными отношениями к разного рода предметам, явлениям и жизненным ценностям, к самым разным идеалам, проблемам и путям их решения». Искусство, с одной стороны, отражает картины мира разных этносов и субкультур, с другой - формирует и изменяет их. Тем самым, искусство принимает участие в развитии субкультур, а через них - культур целых народов и стран.

Любое общество, какую сложную структуру оно не имело, всегда обладает неким «ядром культуры». Это ядро культуры состоит из общих для большинства субкультур фрагментов картин мира, позволяющих однозначно воспринимать некоторые основные ситуации. Ядро культуры может собираться, суммироваться и реализоваться в устной речи и письменности, культурных памятниках, произведениях искусства, зодчества, литературы, живописи, образцах общепринятой деятельности. Можно предположить, что в ядро культуры входят и некоторые произведения искусства, наиболее доступные и понятные большинству субкультур общества. Поскольку каждая субкультура обладает собственной картиной мира, она воспринимает и создает определенный (соответствующий картине мира) слой искусства. Каждый этнос отличается от другого своеобразием элементов и структурой картины мира. Однажды оформившись, этническая картина мира отбирает и интерпретирует всю поступающую через органы чувств информацию. Из всего вышесказанного очевидно, что любое общество выстраивает огромную культурную супер структуру - общенациональную картину мира.

 

Автор: Головина Н.А.