22.11.2011 3219

Психологические проблемы у учащихся в период адаптации к школьному обучению

 

Современное представление об адаптации основывается на работах известных психофизиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма - от молекулярного до психологической регуляции деятельности (Шапарь В.Б.,).

Адаптация к новым условиям на жизненном пути человека повторяется каждый раз при переходе с одного уровня развития на другой. Основная функция адаптации состоит в том, что она компенсирует недостаточность поведения в новых условиях. Поэтому процесс адаптации является не противоречащим нормальному развитию. Л.С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее в переходе к новой и высшей форме».

В рамках психологической науки, говоря об адаптации, чаще всего имеется в виду социальная или социально-психологическая адаптация, т.е. «психологической включенности» личности в социальную среду, приспособление личности к обществу, в котором она живет (С.Л. Рубинштейн; Прихожан А. М.; Ковалева Л.М.).

В процессе адаптации личность стремиться достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни, деятельности Активное взаимодействие с миром развивает адаптивные способности человека, повышает степень соответствия между теми требованиями, которые предъявляет к нему ситуация, и его возможностями, поведением (Гурова Р. Г.; Кряжева И. К.; Растова A.M.,; Таранов Н. В.; ХащенкоВ.А.).

В русле деятельностного подхода авторы выделяют ряд критериев адаптированное: степень овладения навыками деятельности, предметной деятельности, социальными ролями, проявляющимися вовне; степень удовлетворенности субъекта достигнутыми результатами, кроме того, выделяется такой критерий, как степень реализации личностного потенциала, отражающий отношение достижений субъекта в деятельности к потенциальным его возможностям ((Андреева Д.А.; Кинелев С.В.; Снегирева Т.В.; Хорошко В. Т.).

Кряжева И.К. психологическую адаптацию личности понимает как реализацию личностных возможностей и наличие благоприятного эмоционального самочувствия. Прихожан A.M. указывает, что адаптация личности - это широкое интегральное понятие, которое следует рассматривать в качестве специфической адаптивной системы с определенными адаптивными подсистемами, органически и структурно между собой связанными. Эта личностная адаптивная система может быть охарактеризована через целую группу различных понятий.

«В понимании социальной адаптации личности большое значение имеет представление о ней, как о социально-психологическом феномене, в связи с чем, необходим социально-психологический подход, объединяющий две программы-социальную и биопсихическую» (Ковалев В.В.).

Таким образом, анализ проблемы позволил нам выделить ряд критериев социально-психологической адаптации и некоторые факторы данного процесса (внешние и внутренние), которые, находясь в определенных соотношениях, позволяют говорить о процессуальной стороне данного явления, о «психическом как процессе» в период адаптации к школе.

Период адаптации варьируется как от нескольких месяцев, так до нескольких лет (Алхазишвили А.А.).

Поступление ребенка в школу связано с целым рядом процессов перестройки как на общефизиологическом уровне, так и на социально-психологическом. Феноменологически адаптация школьников достаточно описана в психологической литературе (Кондрашов М.Ю.; Личко А.Е.; Буянов М.И.; Захаров А.И.; Братусь Б.С., Мишина О.В.; Раттер М.).

По мнению ряда авторов, процесс адаптации ребенка к школе может сопровождаться различными трудностями в дальнейшем развитии личности, которые могут представлять причину последующего развития, причину дезадаптации (Божович Л.И.; Бегичева С.А., Коробейникова И.А., Кумарина Г.Ф.; Астапов В.М.).

Анализ литературы показывает, что социально-психологическая адаптация школьников обусловлена как классов первичных, индивидуально-типологических (половозрастными, конституциональными и нейродинамическими свойствами) и вторичных (психодинамических, психомоторных) индивидных свойств, так и психическими состояниями, свойствами и характеристиками личности, уровнем интеллекта, способностями, эффективностью личности (Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н.; Колосова С.Л.; Журавлев Д.; Фалигеев В.В. и др.).

Школа и семья, образующие социальную среду школьника, как правило, не занимаются выстраиванием индивидуальной стратегии взаимодействия личности с собой и миром. Семья формирует внешние социально приемлемые формы поведения ребенка, а школа занимается преимущественно интеллектуальным развитием. Именно в школе, в семье, где ребенок проводит большую часть своего времени в соответствующий возрастной период, особо остро встает проблема психологического, личностного «выживания», проблема «совладания с собственными проблемами» (Рождественская, 1995; Тутушкина М.К.).

Предупреждение и преодоление школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий у учащихся - актуальная проблема учителей и школьных психологов, призванных содействовать формированию нравственной личности (Коновалова Н. Л.).

Исследователи отмечают неоднозначность нарушений поведения дезадаптированных учащихся, связанных с особенностями их темперамента, эмоциональной сферой, которые обусловлены влиянием генетических факторов и, в свою очередь, обусловливают стрессогенные влияния среды (Личко А. Е., Захаров А. И. и др.). Отмечается также плохая адаптация к новизне, ригидность (Залевский Г. В.), определяющие трудности интернализации внешних воздействий и экстериоризации последствий их воздействия, сопряженные с предрасположенностью к определенной форме локуса контроля (Личко А. Е.; Захаров А. И.).

Феноменологически адаптация школьников достаточно описана в психологической литературе (Кондрашов М. Ю.; Личко А. Е.; Буянов М. И.; Захаров А. И.; Братусь Б. С, Мишина О. В.; РаттерМ.).

Описываются плохие отношения дезадаптированных детей со сверстниками, ссоры, агрессивность, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость, прогулы школы, иногда воровство, другие формы девиантного поведения. Описывается упрямство, озлобленность, жестокость дезадаптированных школьников, их обидчивость, ранимость, конфликтность, противостояние миру, колебания настроения, повышенная чувствительность, вспышки возбуждения, тревожность, растерянность, нерешительность, боязливость, чувство собственной малоценности.

В психологической литературе в основном представлены социально-психологические особенности подростков с дезадаптивным поведением, которое характеризуется следующими особенностями в эмоциональной сфере личности ребенка (Вельский П.Г.), психосоциальных чертах личности (Бочкарева Г.Г.), различных аспектах социализации (Невский И.А.; Ядов В.А.; Беличева С.А.), психической, социальной, психосоциальной дезадаптации (Вострокнутов Н.В., Хуторной В.Р.. При этом незначительные разработки представлены по проблемам, посвященных адаптации к изменяющимся условиям школьной среды.

Экспериментальные исследования, проводимые в различных возрастных группах, в большей степени посвящены дезадаптации (Алемаскин М. А.; Барднер Г., Богач В., Лысенко В.; Беличева С. Л.; Божович Л. И.; Буянов М. И.; Дубровина И. В.; Залевский Г. В.; Исурина Г. Л.; Каган В. К.; Лусканова Н. Г.; Новикова Б. В.).

Анализируя же проблему учебной адаптации учащихся разных возрастов, Горьковая И.А., Тростанецкая Г.Н. отмечают увеличение количества школьников с низким уровнем интеллекта, несформированностью способностей сопереживания, конструктивного общения и самоконтроля.

Особый интерес, по мнению А.Н. Корнева представляет отношение ребенка к трудностям в учебе. Большинство детей в период адаптации к школе испытывают трудности формирования навыка письма и чтения. При этом, отмечает А.Н. Корнев, чем репрессивнее, жестче обстановка в семье и школе по отношению к ребенку, тем аномальнее его реакции на трудности. Кроме того, отмечает автор, что выраженность патологических форм реагирования зависит от степени эмоционально-волевой незрелости и выраженности психо-органического синдрома.

Таким образом, решение задач, связанных с управлением ходом включения в новую социальную и предметную среду, с целью оптимизации этого процесса или попытки прогнозирования его особенностей у конкретного ребенка, возможны лишь в том случае, если изучены сущность процесса адаптации, если определено какие разноуровневые личностные образования обеспечивают этот процесс.

 

АВТОР: Капиева К.Р.