24.11.2011 10784

Особенности адаптации студентов в процессе учебной деятельности

 

В современных отечественных и зарубежных научных исследованиях все большее значение придается изучению факторов, обуславливающих развитие психогенных психических расстройств и, как следствие, нарушению процессов адаптации у населения. Политические, экономические, социальные перемены, произошедшие в обществе за последнее десятилетие, привели к снижению уровня жизни, ухудшению здоровья людей. Данные проблемы не могли не отразиться на представителях молодого поколения. Исследования здоровья студентов за последние 10 лет отражают тенденцию к снижению показателя «уровня здоровья», что свидетельствует об ухудшении состояния здоровья из поколения в поколение. Так, если в 1996 году низкие значения «уровня здоровья» имели 88,7% студентов, то в 1998 году их было 92,2%, а в 1999 году 93%. Практически здоровыми признаны лишь 11%, а сочетание факторов риска установлено у 34% студентов Вузов крупного промышленного города. Проблемами адаптации студентов занимались многие исследователи: Положий Б.С., Красик Е.Д., Водяга В.Л., Подкопаева Т.И., Джураева Н.Ю., Спицин А.П., Колызаева Н.Г., Гройсман А.Л., Шевелев В.Ю., Игнатьева С.Н. и другие авторы.

За последние годы отмечен рост студенческой заболеваемости, связанный с рядом факторов: экономических, социальных, личностных, обусловленных организацией учебного процесса. По данным В.И. Подкопаевой с соавторами: ежегодно болеют 80,7% студентов, из них более 5 раз в год 2,8%. В структуре заболеваемости на первом месте стоят заболевания органов дыхания -77%, на втором заболевания нервной системы -30% и на третьем заболевания органов пищеварения - 18,9%. Курят 26% студентов, алкоголь употребляют 60%, наркотики от 7% до 18%, спортом занимаются 48,6%, режим питания соблюдают 18,4%, частые стрессовые ситуации отмечены у 37,5%. К комплексу факторов, специфических для учащейся молодежи, добавились новые, которые отрицательно влияют на здоровье студентов. К ним можно отнести совмещение учебы с работой, ухудшение питания студентов, рост распространенности вредных привычек. На процесс адаптации студентов также влияют: недостаточный уровень школьной (базовой) подготовки к программе средней и высшей профессиональной школы, пренебрежение многими знаниями из курса школьных дисциплин, слабо выраженные навыки учебной работы, недостаточное развитие словесно-логического мышления, слабость волевой регуляции, пассивная роль, так привычная для школы. В целом, выявленные факторы риска по адаптации в Вузе представляют собой: социальные (жилищные, региональные условия, образовательные, низкая двигательная активность и другие), генеалогические (наследственный фактор, индекс отягощенной наследственности), конституциональные (физическое развитие, соматотипологическая характеристика, морфофункциональные показатели), эпидемические (частые острые респираторные заболевания, туберкулез и другие инфекции), инфекционные (очаги хронической инфекции различной локализации, перенесенные и сопутствующие заболевания), аллергические проявления и заболевания.

Большое количество работ психологической и медицинской направленности по адаптации студентов отмечает, что в период учебной деятельности значительная часть учащихся находится в состоянии

напряжения и перенапряжения, а определенная часть - в состоянии срывов w адаптационных процессов. Это сопровождается появлением донозологических состояний, характеризующихся уменьшением функциональных резервов организма. Подобные состояния возникают в результате напряжения механизмов регуляции в ситуациях, требующих для обеспечения процессов уравновешивания со средой больших затрат, чем обычно. Существует и противоположное мнение о том, что у лиц молодого возраста резерв адаптационно - приспособительных возможностей достаточно велик, поэтому ухудшение умственной и физической работоспособности имеют обратимый характер. После поступления в ВУЗ у большинства студентов изменяется привычный стереотип жизненного уклада, который не у всех проходит безболезненно. Вне семьи проживает большая часть молодежи, из них 59,4% - в общежитии. Неудовлетворенность санитарно-гигиеническими условиями в общежитии отмечают 68,5% студентов, трудности межличностного общения с проживающими в одной комнате 27,9%, 0 скученность в комнате 38,4%, отсутствие условий для приготовления и хранения пищи 58,6%, незащищенность от насилия 37,5%, неорганизованность культурного проведения досуга 61,4%. У студентов вузов, где срок обучения 5-6 лет, стрессовые реакции средней и сильной степени отмечены в 22,3% случаев на младших курсах, на 3 курсе - 26,3%, на старших - 29,2%. Удовлетворительная адаптация проходит у 22% студентов, напряжение механизмов адаптации у 33%, неудовлетворительная адаптация -41% и срыв адаптации 4%. Уровень физического 0 здоровья в процессе обучения неуклонно снижается, причем, более существенно у лиц мужского пола. Большинство студентов осваивает любые дисциплины за счет изменений физиологических функций и ухудшения здоровья. Обследования обучающихся студентов медицинского университета показали, что уже при поступлении на 1 курс 30,8% абитуриентов имеют хронические заболевания, а у части первокурсников имеется по два и более заболеваний. При этом студенты первокурсники имеют низкий индекс здоровья. Кроме того, отмечено снижение уровня адаптационных возможностей функциональных систем, значительное истощение гормональных механизмов, увеличение частоты хронической патологии от курса к курсу.

По мнению большинства исследователей, адаптация к учебной деятельности включает в себя биологические и социальные компоненты и определяется как интенсивный, динамичный, многосторонний, комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые предъявляются к нему в ходе обучения и воспитания. Выделяют три составляющие процесса адаптации к учебным нагрузкам: социально-психологическую, психологическую и деятельную. Социально-психологическая составляющая адаптации отражает изменения социальной роли обучаемого - необходимость более гибкой регуляции своего поведения. Психологическая составляющая изменяет перестройку мышления и речи студентов, применительно к условиям профессионального обучения. Деятельная составляющая отражает адаптацию к новым психофизиологическим нагрузкам.

Адаптация студентов - сложный динамический процесс. В многочисленных научных работах разными авторами выделяются конкретные ведущие факторы в основе изучения процесса адаптации у студентов. Большое количество работ посвящено сравнению психологических показателей по адаптации среди студентов 1- 5 курсов, включая рассмотрение тендерных особенностей.

Ряд исследователей отмечают в студенческих выборках выраженное напряжение психоэмоциональной сферы в первой половине учебного года. Характер деятельности и утомления, связанный с зимней сессией, вызывает у студентов качественно новое, более индивидуальное изменение, что приводит к расширению порога восприятия учебных стимулов и мотивов, личностной интеграцией и снижением значимости экзаменационной мотивации. Увеличение объема памяти, уменьшение времени запоминания в середине учебного года и во время экзаменационной сессии свидетельствует о мобилизации высших психических функций. К концу учебного года наблюдается снижение этих показателей, что отражает процесс накопления признаков утомления к концу учебного года. Согласно данным многочисленных исследований, основная нагрузка на адаптационные механизмы студентов приходится на 1 курс и наиболее часто выявляется во время экзаменов после 1 семестра. По наблюдениям Спицина А.П. за период с 1990 по 1999 гг. за студентами в период экзаменационной сессии, выявлено, что наряду с адекватными физиологическими сдвигами (умеренное повышение артериального давления и учащение сердцебиения, уменьшение минутного объема крови, повышение активности лизоцима слюны), наблюдались неадекватные (избыточное или парадоксальное) реакции: тахикардия свыше НО ударов в минуту, гипертензия выше 170 мм.рт.ст., брадикардия, случаи экстрасистолии, снижение барьерной функции кожи. Результаты исследования Соболевой Т.М., Крыловой Н.В. показали, что накануне экзамена у 80% студентов выражена спастическая реакция микрососудов. Такая реакция связана, с одной стороны, с перераспределением кровотока для усиления мозгового кровотока, с другой -с усилением адренергических влияний симпатоадреналовой системы, связанной со стрессом. Исследования Ю.Л. Веневцевой, А.Х. Мельникова, А.А. Хадарцева среди студентов медиков нашего ВУЗа показали, что у 71% студентов изменение здоровья связано с началом учебы, у 77% обучающихся самочувствие меняется в течение года в худшую сторону. Чаще нарушения адаптации отмечались у студентов 1, 4 и 5 курсов, более благоприятна она у студентов 2 и 3 курсов. Это возможно связано со срочной адаптацией к новым условиям обучения, которые нарушают оптимальность функционирования систем организма. К 4 и 5 курсу обучения накапливается утомление, отчасти связанное с высоким уровнем умственных нагрузок при снижении двигательной активности.

Вместе с тем, в многочисленных работах подчеркивается трехгодичная динамика приспособления к учебе, соответственно, процесс адаптации у студентов завершается к третьему курсу. Так, например в исследованиях Игнатьевой С.Н., Терновского Л.Н., Сидорова П.И. доказано, что адаптация студентов медицинской академии на Европейском Севере, в динамике Щ учебного года, имеет фазный характер, завершается примерно к концу третьего курса и обусловлена многими внешними и внутренними факторами, а также психоэмоциональным статусом личности. Обследование студентов педагогического факультета Мичуринского Университета позволяет говорить о большей интенсивности процесса адаптации также на первых трех курсах обучения.

Изучение особенностей адаптации студентов младших курсов в зависимости от уровня функциональной асимметрии мозга в периоды зимней и летней сессии, позволило утверждать, что важную роль в успешной адаптации играют индивидуально-типологические особенности ВИД. Другие исследователи считают наиболее важным отслеживать и учитывать психофизиологический статус студента в рамках комплексного анализа психических функций. Так, в работе А.П. Спицина впервые представлена динамика адаптационных процессов на основе комплексного исследования изменений высших психических функций, кардиореспираторной системы, вегетативной регуляции сердечного ритма. Результаты работы дали возможность проведения психофизиологического мониторинга, с целью выявления у каждого учащегося индивидуально личностных особенностей, возможностей приспособления, пределы допустимых отклонений в состоянии функциональных систем организма и достичь максимально возможного обучающего эффекта.

Исследованием нервно-психического состояния студентов занимались В.И. Климов, О.П. Степанова, P.O. Серебрякова, Б.А. Бараш, Л.Н. Вассерман, М.А. Беребин и другие авторы. В.И. Климов, изучая вопросы здоровья студентов 1 - 2 курсов, выделил доминирующие группы астенического типа, характеризующиеся преобладанием синдрома хронической усталости в виде общей слабости, потери работоспособности, нарушении сна, неустойчивости эмоционального фона. При астеновегетативном типе на первый план выступала эмоциональная лабильность с умеренно выраженным обсессивно-фобическим компонентом. Характерные для этих групп невротические расстройства (пограничные состояния психики) были наиболее выражены в 1 -3 семестрах обучения. Основными причинами этих расстройств являлись: большой объем информации, количество предметов на 1 и 2 курсах («базовое образование») включает в себя «лишние предметы», недостаточность времени для усвоения материала, что связано с завышенной самооценкой, нерациональным расходованием времени, несоответствием мотивации индивидуальным возможностям студента, недостаточной физической подготовкой. О.П. Степанова в результате обследования первокурсников дневного и заочного отделений, указывает на заочников, как группу риска по возникновению невротических расстройств. При чём, сопоставляя данные нервно-психических состояний студентов технического и психологического факультетов, преобладание в показателях обнаружилось среди гуманитариев. Автор разработала коррекционную программу для сопровождения первокурсников в рамках биопсихосоциального подхода. На его основе выделяются три типа дезадаптации: соматогенный, психогенный, социогенный. Мнение о том, что невротические проявления являются результатом неудач приспособления в критической ситуации, подчеркивается и в иностранной литературе. Кроме того, многие исследователи отводят важную роль информационным факторам в генезе эмоционального напряжения человека, подчеркивают значимость данных факторов для индивидуальных особенностей с позиции формирования невротических реакций.

Известна связь стресса с тревожно-депрессивной патопсихологической симптоматикой, расстройствами восприятия и когнитивных процессов, приводящих к усилению соматических ощущений.

Характерные и личностные особенности студентов с точки зрения адаптации исследовались Ф.Б.Березиным, С.А.Пакулиной, В.В.Плотниковым, А.Ф.Беловым, В.Г.Леонтьевым, А.Е. Росляковым, М.С. Яницким и другими авторами. Результаты работ раскрывают взаимосвязь между уровнем адаптации к учебе и определенным рядом типологических особенностей личности. Так, влияние акцентуированных черт характера на особенности приспособления изучались Ф.Б. Березиным. По мнению Ф.Б. Березина существует зависимость между типом профиля MMPI и особенностями адаптации в условиях обучения. Первый тип профиля определяется пиком по 7 шкале (психастения) и характеризуется стремлением избежать неудачи, тщательно продумывать и взвешивать решения. Эти студенты, несмотря на добросовестное отношение к учебе, с трудом переносят сессию. Второй тип определяется пиком по 8 шкале (интравертированность), характеризуется своеобразием мышления, логики и ценностных ориентации. Для этих лиц наиболее типичным является затруднение в общении и нарушение социальной адаптации. Третий тип характеризуется пиком по 6 шкале (паранояльность), эти студенты характеризуются настойчивостью, принципиальностью. Четвертый тип сопровождается пиком по 9 шкале (гипомания), в эту группу входят лица с повышенной самооценкой, повышенной активностью и работоспособностью. Вследствие недооценки трудности обучения они отличаются средней успеваемостью.

В работе С.В.Дроздова, подчеркивается влияние соотношения особенностей темперамента, тревожности, самооценки, мотивов, ценностных ориентации, успешности обучения на уровень адаптации студентов в зависимости от курса обучения. Наиболее показательны сравнительные данные количественных и качественных различий адаптированных и дезадаптированных студентов от курса к курсу.

Известно, что система психологической адаптации включает в себя группу механизмов: комплекс механизмов психологических защит (МПЗ), коппинг - стратегии. В процессе разрешения разнообразных психологических и социально-психологических проблем привычная система МПЗ, коппинг-стратегий в юношеском возрасте основательно меняется. Так, психологические исследования Красика Е.Д., Колызаевой Н.Г., Гройсман А.Л., проведенные на студенческих выборках показывают, что наиболее интенсивно, в первые годы обучения в институте развиваются копинг-стратегии, направленные на разрешение проблем. При этом частота использования этой стратегии положительно коррелирует с уровнем интеллекта студента. Также, наиболее часто, студенты используют стратегию избегания. Среди механизмов психологической защиты чаще выявляется проекция, как перенос неприемлемых чувств, мыслей, состояний на других субъектов.

Экзаменационная ситуация является фактором, вызывающим психоэмоциональную и соматовегетативную реакции до экзамена, во время и после окончания. Другие исследователи считают, что повышенная учебная нагрузка в условиях активных форм обучения, не оказывает неблагоприятного воздействия на психическую адаптацию.

Предметом специального изучения в научной литературе является процесс психологического сопровождения студентов младших курсов в процессе адаптации. О роли и характере отношений в диаде «преподаватель-студент» говорит в своих работах Е.В. Корепанова. Автор рекомендует проводить коррекционно-профилактические занятия для преподавателей работающих с первокурсниками, с целью совершенствования принципов психологического сопровождения студентов.

Предметом специального изучения приспособительного процесса в научной литературе является комплекс коррекционно-профилактических программ по поддержке дезадаптированных. Так, с целью коррекции напряжения в адаптации использовались традиционные формы оздоровления: физические упражнения, туризм, плавание, закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику. Отмечалась необходимость организации работы со студентами по формированию навыков здорового образа жизни, важность рациональной подачи учебного материала и использования аудиторного времени, совершенствования методики экзаменов, введение 4-часовой недельной двигательной нагрузки. Этими же авторами была показана необходимость доработки организационных аспектов лечебно-профиактической помощи студентам. Многие исследователи отводят важное место, для коррекции психоэмоционального напряжения человека, методам поведенческой аутогенной релаксации, музыкотерапии, медитации, методики нервно - мышечной релаксации, гипноза. Определенный интерес представляет коррекционная программа по формированию готовности обучения в ВУЗе, для учащихся подготовительных курсов в рамках до ВУЗовской подготовки. Обучаясь на подготовительных курсах, ребята проходят процесс адаптации, к тому же повышают уровень подготовки по общеобразовательным дисциплинам. Программа разрабатывалась на основе исследований будущих и настоящих студентов медицинского ВУЗа. В профилактической деятельности по проблемам адаптации доказана эффективность технологии биоуправления, как комплекса идей, методов и технологий, базирующихся на принципах обратной биологической связи, направленных на развитие и совершенствование механизмов саморегуляции физиологических функций при различных патологических состояниях и в целях личностного роста. Также, приоритетным является формирование в студенческой среде модели здорового образа жизни, подготовка юношей и девушек по основам валеологии в неразрывном комплексе с физическим воспитанием на весь период обучения в ВУЗе.

Большое количество программ по профилактики дезадаптации включают в себя тренинги улучшения межличностных отношений.

Вместе с тем, в изученных источниках литературы, мы не нашли коррекционные программы по профилактики дезадаптации, направленные на работу с целостной личностью, на проработку внутриличностных проблем студента. К тому же, современные программы по адаптации к ВУЗу не носят комплексный характер.

Таким образом, современная отечественная и зарубежная литература по теме адаптации студентов ВУЗов демонстрирует различные взгляды на данную проблему. Адаптацию студента исследователи обычно рассматривают или как адаптацию к ВУЗу, или весь процесс обучения рассматривается как адаптация к будущей профессии. Ряд авторов выделяют отдельные причины-факторы адаптации, отрицательно влияющие на протекание этого процесса. При этом перечисляются трудности, возникающие у студентов в период учебы. В качестве критериев адаптивности выдвигаются: либо успешное обучение, либо отсутствие вредных привычек, либо адекватное взаимодействие в диаде «преподаватель-студент», относительная стабильность психофизиологических систем, слабая выраженность акцентуаций характера, гармоничное сочетание механизмов психологической защиты и другие факторы. В тоже время недостаточно изучена проблема характера взаимосвязей этих и других факторов (социальных, личностных, психофизиологических). Из всего вышеизложенного, возникает необходимость комплексного исследования процесса адаптации у студентов. Хорошо известно, что люди различаются не только уровнем устойчивости к различным воздействиям среды, но и качественно противоположным реакциям. При воздействии стрессогенных факторов, например, у одних индивидов деятельность может улучшаться, а у других ухудшаться «вплоть до срыва» адаптационных механизмов. Это может зависеть не только от самих стрессоров, но и от индивидуально -психологических особенностей личности. В тоже время недостаточно изученным является риск формирования дезадаптации в зависимости от сочетания личностных свойств, определённых микро и макросоциальных факторов, зависимость тендерных различий в формировании дезадаптации. Малоизученным также является распространённость патопсихологических и психопатологических нарушений и их динамика в процессе обучения студентов. Программы по коррекции дезадаптации среди студентов слабодифференцированы, недостаточно оценена их эффективность.

 

АВТОР: Агличева И.В.