25.11.2011 5391

Правовая культура поведения кандидатов в выборные органы власти в избирательном процессе

 

Наиболее активной и заинтересованной фигурой избирательного процесса, которая задает ему динамику и напряженность, является кандидат на избрание в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления либо на выборную государственную или муниципальную должность.

В Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» различают понятия «кандидат» и «кандидат зарегистрированный». Кандидатом считается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным Законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Кандидат зарегистрированный (зарегистрированный кандидат) - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.

В правовом статусе кандидата, в его поведении и деятельности во многом выражается смысл избирательного процесса, который, в общем- то сводится к тому, чтобы обеспечить взаимодействие избирателей и кандидатов в соответствующей избирательной кампании и дать избирателям возможность свободно при голосовании сделать выбор своего доверенного кандидата. Ведь в принципе избиратели всегда делегируют кого-то кандидатом в депутаты или на выборную должность из своего состава. Обычно и кандидат участвует в выборах в статусе избирателя.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопросам статуса кандидатов и их взаимосвязей с избирателями отведены - глава «Гарантии прав граждан при выдвижении и регистрации кандидатов, реализации инициативы проведения референдума», глава «Статус кандидатов, инициативной группы по проведению референдума», и другие, в которых в той или иной мере описываются решения и действия, связанные с кандидатами (с началом и окончанием их статуса).

С точки зрения правовой культуры избирательного процесса к кандидатам предъявляются особые требования и, прежде всего не столько к ним как субъектам (участникам) избирательного процесса (избирательных кампаний), сколько как к предполагаемым членам состава представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также выборным должностным лицам. Ведь в случае избрания все они вступают в область законодательствования, государственного и муниципального управления, в которой основная информация, с которой приходится работать, имеет правовую форму. В статье 1 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Россия является федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Для практической реализации этих понятий необходим законопослушный гражданин, который самостоятельно исполняет законы, соблюдает законность и стремится укрепить правопорядок. Как уже отмечалось, в стране идет широкое обучение юриспруденции, созданы мощные правовые структуры: прокуратура, судебная система, адвокатура, правоохранительные органы, нотариат и другие. Необходимо чтобы в таких правовых (юридических) структурах работали или служили лишь лица с юридическим образованием и определенным опытом юридической деятельности.

В то же время до сих пор к кандидатам в депутаты и на выборные должности требования с точки зрения их юридической подготовленности и квалификации не выдвигаются. Конечно, здесь есть проблема представительства, предполагающая волю избирателей и их доверие, и иного профессионализма (производственного, экономического, социально-культурного, научно-технического и т.д.), который не менее важен для рационального и эффективного управления. Но здесь, в данном случае, актуальна не прошлая деятельность, где соответствующие знания и опыт обеспечивали ее исполнение, а будущая, где даже сугубо экономические и социально-культурные, да и другие вопросы, решаются посредством правовых форм.

Ситуация действительно сложная и многогранная, но вместе с тем нельзя не видеть, что у кандидатов, и у избирателей не наблюдается ответственного отношения к компетентности тех, кто стремится в депутаты и на выборные должности. Пресловутый стереотип, что чуть ли не каждый может управлять, пустил глубокие корни. Его часто связывают с советской властью, суждениями В.И. Ленина, а на самом деле он более древний, по меньшей мере, идет от Петра I. В соответствии с этим попадались на должностях талантливые люди, однако в массе своей среди руководителей и чиновников их удельный вес был не очень велик. Есть и еще одна сторона ситуации, определенная тем, зачем человек идет во власть, какие интересы и цели движут им. Даже сегодня посредством телевидения мы постоянно видим одну и ту же картину: полупустой зал заседаний Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, голосование присутствующих депутатов с карточками отсутствующих, низкий и не редко фиктивный кворум, на котором принимаются важные законы. Сложное положение и в законодательных органах субъектов Российской Федерации, где также постоянные трудности с кворумом и работой депутатов в соответствующих комитетах.

Правда, такой ситуации даются нередко объяснения, заключающиеся в том, что для подготовки и оформления документов сегодня в аппарате каждого государственного и муниципального органа имеется достаточное количество юристов и они придают им надлежащую правовою форму. Причем почему-то забывается, что суть не в правовой форме, а в правовом содержании, т.е. способности документа (закона, нормативного правового акта, управленческого решения и т.д.) отражать объективные закономерности и субъективные запросы жизни и в соответствии с ними решать назревающие проблемы. Понятно, что заранее проектировать компетентность кандидата на должность в качестве депутата или выборного должностного лица достаточно трудно. Но в стране нет иного выбора, поскольку в современных условиях глобализации, конкуренции, борьбы за суверенитет только управленческий профессионализм и компетентность, соответствующие должностям и видам деятельности, способны создавать условия для развития страны и конкретных частей ее территории.

В таком контексте правовая культура кандидата должна выражаться, прежде всего, в его ответе перед избирателями: подготовлен ли я для исполнения тех обязанностей, на которые претендую, именно исполнение обязанностей, которые объективно вытекают из правового статуса и компетенции того государственного и муниципального органа, куда я стремлюсь избраться. Здесь огромная роль и ответственность отводится избирателям, которые, в конце концов, вынуждены будут на данный аспект качеств кандидата обращать серьезное внимание. По крайней мере, в период избирательных кампаний кандидаты должны убедить избирателей в своей подготовленности (в своих знаниях и опыте) быть депутатом или выборным должностным лицом.

В этом смысле статус кандидата во многом дается для того, чтобы он мог продемонстрировать свою правовую культуру и тем самым завоевать доверие избирателей. Ведь в процессе избирательной кампании ему приходится принимать немало правовых решений и совершать действия, порождающие правовые последствия. Эти решения и действия могут давать позитивные результаты, приводить к победе в избирательной кампании, а могут завершаться его отзывом либо отменой регистрации.

Можно условно выделить несколько этапов в избирательном процессе, и соответственно, в избирательной кампании, во время которых отчетливо проявляется правовая культура кандидатов. Причем поведение кандидатов на этих этапах важно как для избирателей, избирательных комиссий, политических партий и общественных структур, так и лично для самого кандидата. От его поступков и их последствий часто зависит и его политическая судьба.

Начинается все с выдвижения кандидатов, порядок которого четко прописан в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и должен быть соблюден, затем сбора подписей в поддержку выдвинутых кандидатов и регистрация кандидатов в соответствующей избирательной комиссии. Это, собственно говоря, набор первичных организационных и правовых действий, которые и превращают гражданина сначала в кандидата, а потом - в зарегистрированного кандидата.

Опыт избирательных кампаний показывает, что масса ошибок, недоразумений, обманов, подтасовок, умышленных или по незнанию, совершается именно на данном этапе. Сложность возникает и потому, что само законодательство с 1997 года, когда был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в данной части постоянно изменяется. В результате при каждой новой избирательной кампании приходится учитывать изменения и в соответствии с этим проводить необходимую подготовительную работу.

Актуализация деятельности политических партий в избирательном процессе подводит, логично, к тому, что дальше инициативой выдвижения кандидатов будет не только его индивидуальное желание, но и мнение соответствующих партийных организаций. Тем не менее, при любом порядке выдвижения необходимо согласие гражданина на то, чтобы стать кандидатом. Понятно, что принудительного выдвижения не может быть. Но если гражданин дал согласие на выдвижение кандидатом, то он обязан отслеживать все последующие решения и действия, связанные с реализацией своего статуса.

Прежде всего, для того, чтобы кандидат считался выдвинутым, те, кто его выдвигает, должны представить в избирательную комиссию письменное уведомление, юридически подтверждающее состоявшийся общественно-политический факт, а сам кандидат обязан подать в соответствующую избирательную комиссию заявление в письменной форме, о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Причем в заявлении должны быть достоверно указаны сведения биографического характера, содержание которых четко прописано в законе. К сожалению, даже в этом простом документе порой допускается много ошибок.

Большие разногласия, противоречия, проверки и обманы вызывают следующие условия рассмотрения вопроса о регистрации кандидата: сведения о размере и об источниках доходов и об имуществе, принадлежащих кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на правах собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Все сведения должны быть подтверждены документами в соответствии с требованиями закона. Установлено также, что документы, указанные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов), каждый кандидат обязан представлять лично.

Избирательные комиссии обязаны обращаться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, которые представил кандидат, а последние в десятидневный срок обязаны сообщать о результатах проверки. Полученные данные о кандидате избирательная комиссия доводит до сведения избирателей, а при возникших фактах недостоверности сообщает о них средствам массовой информации. Между тем, в сведениях, представленных кандидатами о своем материально-финансовом положении, дело порой доходит до курьезов. Среди избирателей известно, что кандидат живет в огромном особняке, его возят на «Мерседесе», но в своих сведениях он подает себя, чуть ли не бездомным, безквартирным. Иногда сообщают, что есть несколько представительских иномарок, но сам их владелец нигде не работает. Солидные банковские вклады объявляют гонорарами за лекции или статьи, когда хорошо известно, что все подобное оплачивается низко. Проверки избирательных комиссий и соответствующих органов по их представлениям вызывают недовольство, нарекания кандидатов, особенно, когда их нечестность становится через СМИ доступной широкой общественности и избирателям соответствующего избирательного округа.

А виновен во всем сам кандидат, который стремится во власть, но не хочет быть открытым, правдивым перед избирателями. Такие случаи настораживают, если еще в статусе кандидата человек уже обманывает других людей, государственные и общественные структуры, то возникает вопрос: как он будет вести себя, получив искомую власть? Между тем факты обманов, подтасовки, нечестности все еще не получают должной общественной оценки. Уличенные во лжи неоднократно, продолжают выдвигаться не в одном, так в других округах.

В последних изменениях избирательного законодательства прослеживается желание возложить ответственность за каждого выдвигаемого кандидата на политические партии и их нижестоящие организации. Возможно, в таком случае выдвижение кандидатов и оформление соответствующих сопроводительных документов будет проходить юридически и нравственно более корректно. Хотя свои опасности таятся и при выдвижении списков кандидатов, поскольку, из прошлого известны факты, когда наиболее авторитетные кандидаты, возглавляющие списки и притягивающие избирателей, затем после победы не участвуют в работе тех органов, куда избирался данный список кандидатов. А в составе представительных органов и органов местного самоуправления оказываются те, на кого избиратели не обращали внимания.

Постоянные сложности и недоразумения в практике избирательных кампаний вызывает сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов. Законодательством установлен порядок сбора подписей, который относится как к кандидатам, так и тем структурам, которые его выдвинули. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат может с лицом, собирающим подписи избирателей, заключить договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата или структуры, его выдвинувшей. Имеется форма подписного листа, установленная законом.

Между тем, в работе избирательных комиссий наибольшее число недоразумений возникает при анализе списков подписей избирателей в поддержку кандидата. Искажаются данные по всему перечню показателей, предусмотренных в подписном листе. Кандидаты полагаются на подписчиков, плохо их инструктируют и контролируют. Часто они сами достоверности и адекватности подписей не придают необходимого значения. Списки подписей приходится перепроверять, часть подписей дезавуалировать, иногда в соответствии с законом их отклонять. Показательны в этом плане судебные разбирательства, прошедшие в Республике Хакасия в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва и выборов Председателя Правительства Республики Хакасия и депутатов Верховного совета Республики Хакасия четвертого созыва. Ряд кандидатов представили для регистрации подписные листы, в результате проверки которых Избирательная комиссия Республики Хакасия, отказала в регистрации, по мотивом указания не полных сведений об избирателях. Обжалование решений Избирательной комиссии Республики Хакасия в Верховном Суде Республики Хакасия подтвердило правильность правовой позиции Избирательной комиссии Республики Хакасия. Указанные примеры свидетельствуют о низкой правовой культуре кандидатов.

Еще с одной правовой проблемой сталкивается кандидат при его выдвижении: это финансовое обеспечение своей избирательной кампании. С каждым годом затраты на избирательные кампании становятся все более объемными. Растут суммы на выборы в расходах бюджетов. В печати приводятся огромные суммы, которые получили партии от государства только на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2003 году. Кандидат обязан также создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии о его выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Создавать свои избирательные фонды обязаны партийные и общественные структуры, выдвинувшие списки кандидатов, после регистрации его уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями. Предусмотрена и такая избирательная процедура, при которой взамен сбора подписей избирателей в поддержку кандидата, может вноситься избирательный залог , размер которого обозначен в законе. Разрешены и дополнительные пожертвования граждан и юридических лиц. В целом, как указано в законе, избирательные фонды кандидатов, партий и иных избирательных структур могут создаваться за счет:

а) собственных средств кандидата, а также избирательных структур;

б) средств, выделенных кандидату выдвинувшей его избирательной структурой;

в) добровольных пожертвований граждан;

г) добровольных пожертвований юридических лиц;

д) средств, выделенных кандидату, избирательной структуре соответствующей избирательной комиссией, в случае, предусмотренном законом. Так, Избирательная комиссия Республики Хакасия отказала Бубченко И.В., кандидату на должность Председателя Правительства Республики Хакасия, в возврате средств избирательного залога, внесенных им на специальный счет Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Основанием для принятия такого решения послужили нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Хакасия «О выборах Председателя Правительства Республики Хакасия», которые предусматривают возврат средств внесенного избирательного залога в строго определенных случаях, под которые не попадало снятие кандидатуры Бубченко И.В.

Позиция Избирательной комиссии Республики Хакасия состояла в том, что в соответствии с пунктом 13 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета в случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва избирательным объединением зарегистрированного кандидата, списка кандидатов без вынуждающих к тому обстоятельств, если указанный отзыв приводит к наступлению указанных в пункте 30 данной статьи последствий или назначению повторных выборов. В случае со снятием своей кандидатуры Бубченко И.В. Избирательная комиссия Республики Хакасия не усмотрела оснований для возврата средств избирательного залога.

Решением Верховного суда Республики Хакасия от 15 декабря 2004 года оснований для возврата избирательного залога не установлено, в связи с чем, в удовлетворении жалобы Бубченко И.В. было отказано. 16 марта 2005 года Верховный суд Российской Федерации отказал в удовлетворении кассационной жалобы Бубченко И.В. Каждый кандидат сосредотачивает в своих руках значительные финансовые ресурсы, предназначенные для его избирательной кампании. И хотя установлено, что все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей избирательной комиссии, кандидатом либо полномочным представителем по финансовым вопросам в филиалах Сбербанка или в других кредитных учреждениях, не секрет, что помимо официальных (зафиксированных) финансовых и иных средств, на избирательную кампанию уходят и другие, порой никому не ведомые средства.

Все это свидетельствует о том, что и в вопросе финансового обеспечения избирательной кампании кандидату необходимы определенные знания в области финансового права. Ведь он должен, с одной стороны, законно аккумулировать финансовые ресурсы на свою избирательную кампанию, поскольку ему придется оплачивать многие ее элементы и процедуры, а с другой, также законно их расходовать, ибо в законе четко определено, на какие цели могут использоваться ресурсы избирательных фондов. К тому же после выборов кандидат или избирательная структура должны представлять в избирательные комиссии финансовые отчеты.

Как видно из кратко сказанного, гражданину, который выдвигается кандидатом, пройти путь до регистрации в качестве кандидата, т.е. до приобретения правового статуса кандидата, весьма непросто.

Во-первых, необходимо знание правовых материальных и процессуальных норм, которые регулируют соответствующие действия и процедуры их совершения и закрепления. И, конечно, их четкое соблюдение, поскольку любые ошибки могут лишить возможности быть зарегистрированным.

Во-вторых, надо иметь определенную юридическую подготовку (правовое сознание), чтобы умело пользоваться организационными и правовыми институтами избирательного процесса. Тем более, что за кандидатом наблюдают не только избиратели, избирательные комиссии, но и конкуренты, такие же кандидаты.

И, в-третьих, следуя по пути от выдвижения до регистрации, кандидат должен всем своим поведением доказать, что он не только может быть зарегистрирован, но и достоин избрания на место в представительном органе или на выборную государственную и муниципальную должность.

Следующей правовой процедурой для кандидата или списка кандидатов является регистрация в избирательной комиссии. Здесь не только должны быть приняты и рассмотрены избирательной комиссией документы кандидата или партии, выдвигающей список кандидатов, по форме и содержанию, но и все они проверены на предмет достоверности и адекватности требованиям. Закон формален и строг и предусматривает множество основании, которые могут послужить причиной отказа в регистрации. Значит, кандидат либо политическая партия, выдвинувшая список кандидатов, еще на этапе выдвижения обязана внимательно изучить названные основания, перечень которых является исчерпывающим, и в течение своей избирательной кампании стараться строго им следовать и не давать повода для их применения.

Факт регистрации имеет для кандидата либо кандидатов большое юридическое значение, поскольку переводит их в новое качество и непосредственно включает в избирательную конкуренцию - борьбу за голоса избирателей. С регистрации начинается следующий этап избирательной кампании кандидата, в течение которого он тоже должен явить всем субъектам избирательного процесса уровень своей правовой культуры.

Прежде всего, перед ним стоит задача соблюсти те требования, которые законом в статусе кандидата предусмотрены для каждого из них. Это - равенство кандидатов, из чего следует немало важных следствий. Оно, естественно, предполагает, что разные кандидаты по социальному статусу, должностному положению, уровню профессиональной подготовки и опыта, своим личностным качествам и другим параметрам должны в период избирательной кампании относиться друг к другу как к полностью равноправному субъекту соответствующей политической деятельности. Необходимо уважать друг друга, соблюдать этические нормы в дискуссиях, быть корректным в полемике, сдерживать свои эмоции, во всем следовать правовым нормам, традициям и процедурам. Опыт показывает, что поведение многих кандидатов с точки зрения обеспечения их равных прав и равных обязанностей вызывает неприятие общественности и избирателей, вносит искусственное напряжение в избирательную кампанию, приводит к склокам, а также и судебным разбирательствам. Логично, что только достаточная правовая культура кандидата позволяет избегать ошибок и демонстрировать перед обществом, людьми свой политический и правовой профессионализм.

Равноправие разных кандидатов в избирательном процессе предполагает, что здесь они не должны использовать свои преимущества, вытекающие из их должностных или служебных положений. Речь идет о так называемом «административном ресурсе». О нем немало написано и, его будут изучать, поскольку вопрос непростой. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прописано, что следует понимать под использованием преимуществ должностного или служебного положения. Указано, что зарегистрированные кандидаты, занимающие государственные и муниципальные должности, являющиеся должностными лицами организаций, выпускающих средства массовой информации либо работающие в таких организациях, на время участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

Конечно, формально указанное требование исполняется, но все должностные лица и служащие соответствующих государственных и муниципальных органов и других организаций, а также граждане, жители тех или иных поселений, прекрасно понимают, что данное должностное или служебное лицо (состоящее на государственной или муниципальной службе) отходит от своих обязанностей лишь на короткое время выборов и в случае их проигрыша вновь вернется на свое место. Следовательно, отношение к нему в избирательной кампании остается прежним - как к известному для многих должностному или служащему лицу. Далее, нельзя не учитывать, что если на какое-то время прерывается формальное взаимодействие кандидата со своими сослуживцами, то неформальное сохраняется, а оно часто имеет не меньшее значение при решении любых возникающих вопросов, в том числе и в избирательной кампании. Как и в любой профессии или деятельности, между людьми, пребывающими в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления складываются отношения солидарности, взаимопонимания и поддержки, которые сохраняются даже тогда, когда человек уходит пенсию.

Поэтому понятно, что любой кандидат из числа персонала средств массовой информации, образования и науки всегда будет выигрывать перед кандидатом, который представляет иные области профессиональной человеческой деятельности. У таких людей лучшая гуманитарная подготовка, большой объем социальной информации, отработанные навыки общения и т.д. Все эти общественные явления, против которых нет оснований выступать, но их надо учитывать при организации избирательных кампаний.

Свободные и постоянные выборы, которые идут в демократической России, показывают рождение и укрепление тенденций, вследствие которых избиратели хотят видеть в кандидатах людей, которые проявили себя в политике управления, имеют достаточный опыт организаторской работы, отличаются хорошим профессионализмом. Усиление тенденции и приведет постепенно к тому, что все больше будет выравниваться подготовленность кандидатов, которые по тем или иным причинам, выдвигаются в депутаты или на выборные должности.

Наиболее полно, многогранно и непосредственно правовая культура кандидатов проявляется на этапе предвыборной агитации». Как определено в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения в отношении какого-либо из кандидатов, избирательных структур;

в) описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных структурах в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательной структуре, к которой принадлежит данный кандидат из списка кандидатов.

Цели предвыборной агитации достаточно обозначены и ведут, в общем-то, к избирательной «борьбе» кандидатов. Но в этой связи следует отметить главное, что на практике нередко забывается. Между кандидатами идет предвыборная конкуренция, которая должна проходить в правовом поле и иметь собственный предмет анализа и оценки. Речь идет всего лишь о достоинствах и недостатках кандидата в депутаты или на выборную должность. И все суждения, исследования, обсуждения необходимо вести в таких рамках. Особо важно и то, что в рамках предвыборной агитации никто не отменяет комплекса прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, который, логично, полностью распространяется и на «соревнующихся» между собой кандидатов. И среди этих прав презумпция невиновности.

На этот момент приходится обращать внимание, ибо нередко во время дискуссий, полемики, дебатов и т.д. отдельные кандидаты нарушают не только границы морали, этики, элементарных норм поведения, но и права и конкретные конституционные и законодательные нормы. Это порой производит впечатление смелости и напористости, но в конечном итоге не украшает того, кто выходит за пределы правовой и общей культуры. Но если кандидата это и устраивает, то общество, несомненно, теряет, поскольку снижается авторитет политики.

В настоящее время предвыборная агитация проводится посредством многих средств и форм:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Причем, использовать данные средства и формы предвыборной агитации могут как каждый кандидат, так и его доверенные лица, статус которых тоже определен законом. Это накладывает на кандидатов большую ответственность, ведь многие избиратели рассматривают то, что говорит и делает доверенное лицо, как прямое поручение кандидата и как бы продолжение его «Я». Подбор и подготовка доверенных лиц, их правовая культура в триаде ее элементов часто определяют успех предвыборной агитации кандидата. Поэтому каждый кандидат должен стремиться к тому, чтобы в «команду» своих доверенных лиц подобрать людей, которые бы своим мышлением, поведением и деятельностью повышали авторитет кандидата, укрепляли его имидж среди избирателей, вели его к победе на выборах. Все это говорит в пользу того, что многие из суждений, которые высказаны по поводу правовой культуры кандидатов, касаются в известной мере и их доверенных лиц. Соответственно и работу по повышению правовой культуры названных субъектов избирательных кампаний не мешает проводить совместно.

Самым напряженным этапом избирательного процесса (и избирательной кампании) является агитационный период, в течение которого происходит подготовка избирателей к будущим выборам. Если говорить обобщенно и в интересах кандидатов, то основное на данном этапе заключается в выработке и точном проведении на практике стратегии, стиля и содержания предвыборной агитации. Цель для всех вроде бы одинакова: достижение победы на выборах, которая выражается в количестве голосов, поданных за кандидата или список кандидатов. Но стратегия достижения такой цели может быть разной, одни строят ее на раскрытии содержательных, зримых, зафиксированных результатов своей прошлой деятельности и выдвижении новых идей, подходов, приемов, которые могут быть предложены или реализованы в случае избрания депутатом или выборным должностным лицом. С точки зрения интересов общества и избирателей это наиболее распространенная стратегия, поскольку она связана с реальной жизнью и может подкрепляться весомыми аргументами. Кстати, она вносит и спокойствие в избирательную кампанию, стимулирует людей к размышлениям, обдумыванию предлагаемой информации, более серьезному подходу к своему выбору

Другой вид стратегии предвыборной агитации основан на критике, разоблачающей оппонентов, выискивании в них каких-либо прегрешений, изъянов. Этот тип стратегии является все еще применяемым.

В.В. Путин показывает совсем иной пример: став Президентом Российской Федерации после огромного развала, разрушений, дезорганизации, ослабления т.п., он не стал акцентировать внимание на прошлом и лицах, виновных в том, что имело место. И ведет позитивную и преобразовательную работу. Но пока такому примеру редко следуют, а преобладает так называемый нигилистический вид стратегии. Появились термины его характеризующие: «черный пиар», «политика делается не в белых перчатках», «если ложь непрерывно повторять, ей поверят», «главное обвинить, а там пусть оправдывается» и тому подобное.

Надо сказать, что нигилистическая стратегия наносит большой ущерб избирательным кампаниям. Она отвлекает внимание от сущности политической дискуссии, сводит содержание вопроса к мелочам, вызывает опровержения, судебные разбирательства, втягивает избирателей в выяснение личностных отношений или амбиций. К сожалению, иногда это приводит и к тому, что кандидат, использующий такую стратегию, добивается успеха на выборах. Полагаю, что здесь проявляются отклонения от принципов и норм правовой культуры, поскольку суть настоящей культуры всегда состоит в консолидации и развитии общества.

В средствах массовой информации высказывается мнение о том, что только противоречия, кризисы, конфликты являются движущей силой общества, без них не только, мол, нельзя обойтись, но и надо их чуть ли не приветствовать. Какая-то странная реакция на период застоя или старую идеологию бесконфликтного общества. Между тем надо различать разные явления: противоречия, кризисы, конфликты объективны по природе, они всегда были, есть и будут. Но, во-первых, противоречия, кризисы, конфликты имеют разные глубины, причины и структуру, во-вторых, не сами противоречия, кризисы, конфликты выступают движущей силой, а способы их разрешения, зависящие от сознания, поведения и деятельности, в - третьих, именно субъективное отношение к жизни порождает и сами противоречия, кризисы, конфликты и способы их разрешения, и таким образом социальные последствия этих противоречий, кризисов, конфликтов и способов их разрешения. Если бы противоречия, кризисы, конфликты сами по себе являлись движущей силой общества, то за XX век мы посредством их бесчисленного количества могли бы стать одной из наиболее развитых стран мира. Противоречия, кризисы, конфликты для своего разрешения требуют больших ресурсов, времени и сил и задача (предназначение) политики и рационального государственного управления как раз и заключается в том, чтобы заранее их выявлять, профилактировать, а еще лучше не допускать. В этом смысле каждая избирательная кампания призвана в целях обеспечения лучшего функционирования избираемого государственного или муниципального органа, а также выборной должности обращать внимание на объективно существующие противоречия, истоки кризисов, основания и причины конфликтов и уже на этом этапе искать способы и средства более эффективного государственного и муниципального управления.

Тем самым выбор стратегии предвыборной агитации имеет важное значение как для кандидата, так и для избирателей и той государственной или муниципальной структуры, куда он устремлен. Соответственно, выбор стратегии определяет стиль и содержание предвыборной агитации.

В научной литературе, под стилем понимается система взаимодействия человека (коллектива людей) и существующих государственно-правовых и общественных институтов в процессах достижения определенных целей. Другими словами, в стиле раскрывается профессиональный и творческий потенциал человека, его идеалы, ценности и цели. В то же время любой человек живет и действует в обществе, системе определенных институтов: организационных, нормативных, социально-психологических и т.д., с чем он обязан считаться, тем более, если своей активностью, деятельностью он хочет вписываться в общественные требования. Диалектика личностного и институциального и есть ключ к пониманию и характеристике сознания, поведения и деятельности человека, преследующего свои цели (и частные, и общественные).

Кандидат в процессе избирательной кампании и, конкретно, предвыборной агитации обычно формирует и реализует свой стиль поведения и деятельности, от которого зависит во многом и результат выборов. Здесь сама личность кандидата играет решающую роль. Именно он претендует на избрание и убеждает в актуальности себя среди избирателей. Думаю, что каждому кандидату, участвующему в так называемой «предвыборной гонке», надо тщательно и самокритично взвешивать свои личностные дарования, заранее интеллектуально и психологически готовиться к избирательной кампании и, особенно, предвыборной агитации, четко просчитывать и рационально расходовать свой физический потенциал. Иначе трудно выдержать конкуренцию и победить.

Но главное, на чем здесь хотелось бы остановиться, состоит в том, что предвыборная агитация, в которой участвуют все кандидаты, весьма урегулирована материальными и процессуальными правовыми нормами. Причем, не только непосредственно избирательным законодательством, в частности федеральными и законами субъектов, регламентирующими различные сферы и области общественной и частной жизнедеятельности. Вспомним, хотя бы тот же Гражданский кодекс Российской Федерации, который регламентирует множество отношений, охраняющих честь и достоинство человека, его право на частную жизнь, собственность, в том числе интеллектуальную и т.д. Нередко приходится встречаться с фактами, когда кандидаты в пылу диспутов, споров, встреч забывают об этих элементарных правовых нормах, которые стоят на страже не только его самого, но и его оппонента. Можно назвать и другие кодексы, к примеру, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, нормы которого тоже, бывает, нарушают кандидаты.

Вместе с тем, имеются и конкретные правовые нормы, регулирующие непосредственно предвыборную агитацию. Прежде всего, следует отметить, что сама предвыборная агитация кандидата представляет собой информационную деятельность, направленную на широкое и заинтересованное вовлечение граждан в избирательный процесс. И, конечно, кандидаты должны понимать суть информации, ее возможности и качества и быть, хотя бы в элементарном объеме, ознакомлены с информационным правом, которое все большую роль играет в становлении информационного общества.

Среди всех средств и носителей информации для кандидатов на особом месте находятся телевидение и радио, посредством которых можно выходить на самые массовые слои избирателей. В статье 51 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» оговорены условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио. Правда, правовому регулированию здесь подлежат в основном технические параметры использования потенциала телевидения и радио: бесплатное эфирное время; обязанности общероссийских и региональных государственных и муниципальных организаций телерадиовещания выделять определенный объем времени для предвыборной агитации; структура использования эфирного времени, в котором не менее его половины должно отводиться для совместного проведения дискуссий, «круглых столов», иных совместных агитационных мероприятий; обязанности в совместных агитационных мероприятиях участвовать кандидату лично; обязанности негосударственных организаций телерадиовещания предоставлять эфирное время кандидатам, избирательным структурам на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир). Однако не обозначен для последних сам объем времени, который, конечно, зависит от его оплаты.

Но не стоит забывать о том, что статус и порядок деятельности организаций телевидения и радио определяются конкретными федеральными законами, их регулирующими. Следовательно, кандидаты должны быть знакомы с соответствующими правовыми актами или хотя бы с определенными их нормами, поскольку отклонение от них может нанести им весомый ущерб. Особо важна этика высказываний и поведения при выступлениях и встречах. Порой кандидаты при естественном волнении и напряжении допускают такие ошибки, о которых потом горько сожалеют. Им нужно помочь и в отношении того, как образы и слова, подаваемые на телевидении и радио, воздействуют на зрителей и слушателей. Здесь даже внешний вид (одежда, прическа и т.п.) имеет значение, порождает отношение избирателей. Надо учить кандидатов уверенно и эстетично вести себя перед камерой и микрофоном. Когда подобным моментам не уделяется внимание, а в результате кандидаты по объективным показателям проигрывают своим соперникам в эфире.

И в настоящее время сохраняют свое влияние периодические печатные издания. В статье 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» так же, как и применительно к телерадиовещанию, прописаны условия, в соответствии с которыми кандидаты, избирательные структуры могут проводить предвыборную агитацию через периодические печатные издания. Закон обязывает редакции таких изданий предоставлять кандидатам определенные размеры печатной площади как бесплатно, так и за плату, причем с достаточной частотой, позволяющей доносить суть избирательных программ соответствующих кандидатов до возможно большего числа избирателей. Оговорено, что размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов и избирательных структур. Запрещено публикуемые агитационные материалы разных кандидатов и избирательных структур сопровождать редакционными комментариями в какой бы то ни было форме либо совмещать с рядом расположенными заголовками и иллюстрациями без согласования с ними. Высказано пожелание, чтобы так называемые нейтральные (не учрежденные кандидатами или избирательными структурами) периодические печатные издания не отдавали кому-либо предпочтения из числа кандидатов. Важно, чтобы сам кандидат или избирательная структура умели довести свои мысли, программы и достоинства до избирателей.

Вместе с тем, проведение предвыборной агитации должно соответствовать не только требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», но и общеправовым подходам. Об этом свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Постановлении №15-П от 30 октября 2003 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова.

В этой области также имеется законодательство, которое регулирует правовой статус и порядок деятельности органов печати. И кандидату необходимо их знать, чтобы придерживаться существующих правовых норм. Кроме того, в журналистике сложилось немало правил, использование которых способствует содержательному и убедительному выражению печатного материала. Здесь используется иной стиль подачи информации, поскольку газеты и журналы читаются.

Важным средством предвыборной агитации кандидатов являются агитационные публичные мероприятия встречи с избирателями, публичные дебаты и дискуссии. Митинги, демонстрации и шествия и т.д. При подготовке и проведении таких массовых мероприятий кандидатам и их предвыборным штабам приходится решать массу вопросов, имеющих юридический смысл: заявления о выделении помещений для проведения соответствующих мероприятий, причем как на безвозмездной основе, так и посредством договоров аренды; уведомления (заявки) о проведении митингов, демонстраций и шествий, из которых каждое должно получить положительное решение государственного органа или органа местного самоуправления. Особые условия установлены для проведения агитационных мероприятий в воинских частях, военных организациях и учреждениях.

Подобные мероприятия привлекают внимание не только сторонников определенного кандидата или избирательной структуры, но и тех, кто поддерживает других кандидатов. На ряде из них, которые финансируются, организовываются или проводятся органами государственной власти, органами муниципального самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, предположительно должны присутствовать все зарегистрированные кандидаты по данному избирательному округу и всем им должна быть представлена возможность выступить. Все массовые мероприятия связаны с обеспечением общественного порядка, безопасности, а для кандидатов с их умением выступать в массовых аудиториях, ораторским мастерством и пониманием того, что иногда не стоит эмоционально разжигать большое, сплоченное количество людей. На массовом мероприятии формируется особая биопсихологическая взаимосвязь между людьми и любое «нагнетающее» слово здесь может вызвать определенные беспорядки.

Современная информационная техника предоставляет в ведение кандидатов и избирательных структур много и других средств распространения данных о кандидатах и их программах. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» жестко оговорены условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Установлены юридические и технические требования к таким материалам, необходимость предоставления соответствующих материалов в соответствующую избирательную комиссию, порядок их распространения, возможности использования рекламных услуг. Эти материалы не только вывешиваются для публичного ознакомления, но нередко доставляются избирателям на дом (сбрасываются в их почтовые ящики). Здесь, как в вышеуказанных случаях, также необходимо соблюдать нормы законодательства и хорошо известные правила.

В соответствии с названными средствами предвыборной агитации, которыми располагает кандидат и которые он может соотносить со своей личностью, он решает проблему формирования и распределения содержания тех агитационных ресурсов, с помощью которых он хочет убедить избирателей в целесообразности голосования на выборах именно за него. Надо знать возможности каждого способа и средства предвыборной агитации, потенциал его воздействия, убеждения и добиваться того, чтобы и его личность, и его программа получились достаточно авторитетными и притягательными. Распределение содержания по формам его донесения к избирателям - вопрос принципиальный для каждого кандидата и от того, как он решается, зависит и успех на выборах.

Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Однако агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и др. материалы), ранее вывешенные вне помещения для голосования, зданий и помещений комиссий в установленном Федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Остается последний этап избирательной кампании, в котором кандидат участвует уже только в качестве избирателя. Но в своем статусе кандидата он вправе присутствовать при осуществлении участковой, окружной, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования. При проведении процессуальных действий избирательной комиссией может присутствовать и наблюдатель, назначенный зарегистрированным кандидатом и избирательной структурой. Права наблюдателей прописаны в законе, где указаны и соответствующие ограничения. После выборов избирательные комиссии публикуют и обнародуют итоги голосования и результаты выборов, и кандидат утрачивает свой статус. По завершении его он еще вправе обращаться в суд с жалобой на решения и действия (бездействия), нарушающие избирательные права и права граждан на участие в референдуме.

Таким образом, пребывание гражданина в статусе кандидата, зарегистрированного кандидата объективно приводит к тому, что в период избирательной кампании лично ему, его доверенным лицам и наблюдателям приходится принимать много решений и совершать много действий, которые имеют правовое содержание, формы и последствия. Выдвижение гражданина в качестве кандидата уже предполагает, что он обладает определенным уровнем правовой культуры и способен продемонстрировать ее на этапе предвыборной агитации. Исходя из большого опыта проведения демократических избирательных кампаний, можно полагать, что правовая культура кандидата является одной из гарантий того, что он будет иметь известные преимущества на выборах.

Это означает, что политические партии и граждане, нацеленные на активную политическую деятельность, должны стремиться к тому, чтобы заранее овладевать тем объемом правовой культуры, который необходим для кандидата в депутаты или на выборную должность. Разумеется, что такая правовая культура в своем содержании весьма специфична, ибо ее основное «русло» составляют знания, опыт и умение вести предвыборную агитацию, а затем, при избрании, успешно заниматься законодательной или административно-управленческой деятельностью.

Поэтому в качестве итоговых суждений, применительно к вопросу о правовой культуре поведения кандидатов в выборные органы власти в избирательном процессе, можно выделить следующее.

Первое, что представляется самым важным, состоит в изменении отношения общества, его общественного мнения, которое часто искусственно преподносится, к политической деятельности и той категории людей, которые ею занимаются. Если исходить из мирового опыта демократии, в том числе и собственно исторического при любых формах правления, то отчетливо видно, что везде выражена тенденция превращения политической деятельности в четко профессиональную, для исполнения которой требуются специфические знания, навыки и умения, охватываемые понятием политическая и управленческая руководящая компетентность. Можно быть успешным, популярным писателем, артистом, инженером, врачом, военным и т.п., но это не значит, что каждый из них тут же превратится в успешного законодателя или управленца-администратора. Исключения, наверное, могут быть, но не правило. В результате общество теряет одного профессионала на том месте, где он сформировался, но не приобретает нового в государственном или муниципальном органе. Надо осознать, что в современных условиях постоянно усложняются проблемы законодательствования и непосредственно государственного и муниципального управления и с этим необходимо считаться и к этому приучать общество, соответственно, избирателей.

Второе суждение вызвано закономерным возрастанием роли политических партий в политической деятельности и в избирательном процессе. Только крупные объединения людей, отражающие интересы определенных социальных слоев либо профессиональных групп, могут иметь соответствующую идеологию, исходя из которой и предлагать обоснованные концепции развития общества. Партии под лидера могли быть лишь в переходный период, когда общество структурировалось на новых принципах. Стабильность общества предполагает и адекватную ему политическую систему. Укрепление партийного начала в избирательном процессе ведет к тому, что политические партии будут заблаговременно изыскивать в своих рядах кандидатов в выборные органы власти и вести с ними работу по развитию теоретических и практических элементов их политической компетентности. У них, на наш взгляд, должен быть актив и свой резерв, подготовленные для выдвижения кандидатов для участия в избирательных кампаниях. Чем меньше партий будет участвовать в будущих предполагаемых избирательных кампаниях, тем скорее «состязание» между ними станет более профессиональным, в котором компетентность выдвинется в центр внимания. В последние годы удалось в некотором отношении поднять уровень функционирования ряда государственных и муниципальных органов, мы полагаем, что при следующих выборах избиратели не захотят снижать «планку» и будут требовать от претендентов на власть высоких личностных, профессиональных и общекультурных качеств.

Значит, готовя претендентов в кандидаты, политическим партиям придется организовывать различные курсы повышения политической квалификации, семинары, обмены опытом, другие мероприятия, в результате проведения которых гражданин, выдвинутый в кандидаты, уже готов к активному и профессиональному участию в избирательной кампании. Полагаю, что политические партии найдут много способов подготовки своих претендентов в выборные органы власти.

Третье суждение проистекает из того, как многолетняя практика показывает, что самым сложным «испытательным полигоном» для кандидатов является этап предвыборной агитации. Не все кандидаты могут его выдержать, некоторые не в состоянии вызвать доверие избирателей и заручиться их поддержкой. Часто выбывают из избирательной «гонки» не обязательно плохо подготовленные в правовом и организационном плане кандидаты, которые по данным разных социологических исследований, пользовались авторитетом. При изучении таких феноменов нередко оказывалось, что причиной выступало неумение довести до избирателя стратегию, стиль и содержание предвыборной агитации. Кандидат оставался наедине с многообразием организационных и правовых вопросов, которые он должен был решать, и терялся в них.

Поэтому мы полагаем, на основе норм, прописанных в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательным комиссиям, прежде всего Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации можно разработать «технологические карты (схемы)» проведения предвыборной агитации. В них раскрыть не только суть и последовательность тех действий, способов и средств предвыборной агитации, которые прописаны в названном законе, но и те правовые нормы и процедуры, которые по данным действиям, способам и следствиям предвыборной агитации, предусмотрены в других федеральных, да и субъектовых законах. Такой «технологической картой (схемой)» могли бы пользоваться как непосредственно кандидаты, так и государственные и муниципальные органы и все участники избирательного процесса. Таким образом, можно упорядочить этап предвыборной агитации в избирательном процессе.

Четвертое суждение следует из того бесспорного факта, что правовая культура кандидатов корреспондирует правовой культуре избирателей. Конечно, может и нужно требовать, чтобы человек, претендующий на депутатство или выборную должность, был на порядок выше подготовленнее, чем избиратель. Развитие правовой культуры идет медленно, хотя граждане стремятся жить в демократическом правовом государстве. Действует давний стереотип: все хотят, однако считают, что пусть это делает кто-то другой, он пусть делает, а я посмотрю, что из этого получится. Сегодня в средствах массовой информации, в кино, художественной литературе идет огромный поток о криминале, коррупции, правонарушениях и необходимости их преодоления. Но мало и робко показывается правовой позитив, конструктивная роль права (и законодательства) в повседневной жизни людей. Не наступило еще в стране осуждение в общественном мнении тех, кто преступает закон. Между тем сочувствие к правонарушителям приводит к тому, что кандидаты, став депутатами в своих законах, а выборные должностные лица в своей практике снисходительно относятся к противникам закона, законности и правопорядка.

Актуален уровень правовой культуры хотя бы кандидатов, которые становились бы действительными борцами за демократическую правовую Российскую Федерацию.

И последнее (пятое) суждение о научном обеспечении и сопровождении избирательного процесса в части, касающейся кандидатов. Политические партии стараются при подготовке и проведении избирательных кампаний приглашать из числа специалистов вузов и научных учреждений людей, которые бы в теоретическом, нормативном и организационном аспекте помогали кандидатам в подготовке их программ, необходимых документов и проведении предвыборной агитации. Сформировалась определенная когорта политтехнологов, которые на обслуживании избирательных кампаний зарабатывают. Часто они суживают свои функции до того, чтобы любыми путями продвинуть своего кандидата в выборные органы власти. Называть такие действия научным подходом весьма трудно. Ведь наука ищет истину, что-то типичное, определяющее.

А обществу необходим только научный подход к проведению каждой избирательной кампании, который привел бы во власть компетентных, нравственных и патриотичных кандидатов. Перед многими отраслями общественного знания стоят масштабные проблемы, к решениям которых надо приступать.

В завершении, можно сделать следующие выводы:

1. Правовая культура избирателей является важной предпосылкой качественного проведения каждой избирательной кампании и условием выбора в органы государственной власти и органы местного самоуправления достойных представителей.

2. Формирование правовой культуры избирателей - задача всего общества, которое должно решать ее комплексно в масштабах страны, а также дифференцировано и конкретно в отношении граждан, социальных слоев и профессиональных групп.

3. Правовая культура избирателей и правовая культура кандидатов в выборные органы власти взаимосвязаны, ибо кандидаты выдвигаются из среды избирателей, содержит в себе тот уровень качеств, которые им присущи. Общество нуждается в развитии правовой культуры кандидатов, поскольку от него зависит функционирование органов государственной власти и местного самоуправления.

4. Правовая культура избирательного процесса, несмотря на то, что в ней активную роль играют органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии, избирательные комиссии, непосредственно определяется правовой культурой избирателей и кандидатов. В этом смысле каждая избирательная кампания призвана выступать средством развития правовой культуры избирателей и кандидатов.

5. Избирательный процесс выступает важным государственным правовым институтом, решающим многие вопросы укрепления государственности и обоснования государственной политики. Поэтому обеспечение правовой культуры избирательного процесса является общегосударственной проблемой, от решения которой зависит дальнейшее развитие страны.

 

Автор: Смолина И.Г.