27.11.2011 14971

Проблема самоидентификации в психоанализе

 

С точки зрения психоанализа любое психическое явление должно быть раскрыто в трех аспектах: динамическом, энергетическом и структурном. В рамках данного подхода разработка понятия идентичность осуществляется с точки зрения его структурно-динамических характеристик. Исследователи обращаются к ее процессуальной и содержательной стороне, благодаря чему прошлое, настоящее и будущее переживаются человеком как единое целое, собственное бытие личности воспринимается как неизменное. Идентичность рассматривается как некая структура, состоящая из определенных элементов, переживаемая субъективно как чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность.

Описывая классический психоаналитический подход к понятию идентичности, С. Холл отмечает, что идентичность всегда сохраняет свою «незаконченность», она всегда «в процессе», всегда формируется.

Можно сказать, что глубинные механизмы формирования социальной идентичности коренятся в беспокойстве и страхе утраты своего Я, ущемления потребностей. Поэтому и возникает агрессия в отношении других групп, представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общности. В рамках этого подхода признается, что большая часть идентификаций происходит бессознательно, а не по сознательному намерению. В качестве идентификационных паттернов используются те модели, которые, как считает человек, помогут достичь желанной цели. Например, Э. Эриксон, которого можно отнести к наиболее ярким представителям психоаналитического подхода к изучению идентичности, исследуя динамическую адаптивную функцию идентичности, ввел понятие кризисов личностной идентичности и подчеркивал их неразрывную связь с кризисами общественного развития.

Эриксон, на основе теоретического анализа проблемы, в работе «Детство и общество» определяет идентичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности, имеющую форму динамического процесса, который продолжается на протяжении всей жизни человека. В этой работе начинается его пересмотр некоторых положений классического фрейдизма и формулируются основные представления об идентичности. Он наметил содержание идентичности, элементы индивидуального опыта, выражающиеся в специфических чувствах. Главные его идеи можно выразить в следующих тезисах:

А) Идентичность - это сложнейший процесс, локализованный в ядре индивидуальности, но также и процесс общественной культуры. Вот поэтому данная проблема столь всеобъемлюща и столь трудноуловима. Понятие идентичности соотносимо для Эриксона прежде всего с процессом постоянного, непрекращающегося развития личности. Оно позволяет человеку ощущать себя в настоящем в связи с прошлым и будущим.

Б) Идентичность - это тождественность самому себе. По его мнению, обладать идентичностью - значит иметь твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильности владения личностью собственным Я независимо от внешних и внутренних изменений; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития.

В) Идентичность описывается как ядро в структуре Я, как субъективное и вдохновенное ощущение тождества и целостности, как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное Я, как сложнейшая связь индивидуального и социального, сконцентрированного в данной проблеме.

В психоаналитической теории понятие «идентичность» не было оторвано от социальной реальности. Фрейд признавал социальную сторону эго-идеала, Эриксон вслед за ним, описывая эго-идентичность, приблизил ее к меняющейся социальной реальности, поскольку она должно было испытывать, отбирать и интегрировать образы Я, пересматривать чувство реальности Я в социальной сфере. Для описания социума Эриксон использует термин «окружение». Это соперник эго. Но, в контексте понимания социальной идентичности, важно отметить, что Эриксон признает следующее: человеческое окружение социально, внешний мир эго составлен из эго других, которые значимы для него в том плане, что упорядочивают внутренний мир человека, включаются в него и, более того, влияют на готовность принять сам способ, которым другие упорядочивают свой мир и включают в него человека.

Эриксон рассматривает общественные процессы с точки зрения связи и взаимной зависимости поколений, силы эго каждого поколения, что является необходимым для поддержания системы ценностей. Базисные и универсальные ценности во всей их компенсирующей энергии и защитной силе являются важными объединяющими достижениями развития индивидуального и группового эго.

Большое внимание в концепции Эриксона уделяется проблеме становления идентичности. Этот процесс Эриксон описывает как развивающуюся конфигурацию, которая постепенно складывается в детстве путем последовательных «я-синтезов» и перекристаллизации.

Важно подчеркнуть, что в психоаналитическом русле основной функцией идентичности является адаптация в самом широком смысле этого слова.

В работах Эриксона наблюдается попытка создания более целостного интегративного подхода к изучению личности, что проявляется в его понимании идентичности. Идентичность имеет определенную организующую функцию в развитии личности - данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.

Эриксоном рассматривает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Он выделяет три основных уровня анализа человеческой природы (соответственно идентичности): индивидный, личностный и социальный.

Хотя в работах Эриксона не встречается термин «социальная идентичность», можно сказать, что он вплотную подошел к этому понятию. В качестве доказательства приведем следующее. Автор рассматривает коллективную идентичность и групповое «эго». Эриксон описал роль идентичности в осознании собственной принадлежности к универсальной системе, которая нисходит к утвердившимся традициям и обещает определимое будущее, обозначив наличие «Высшей Идентичности», связанной с великим неизвестным, объединяющим представителей различных времен и земель. Также он связал идентичность как с функциями человеческого тела, так и способностью к специфической деятельности.

Понятие социальная идентичность прослеживается именно на социальном уровне описания идентичности и соотносится с различными видами социализации (профессиональной, этнической, религиозной и др.). Кроме того, Эриксон подчеркивает роль культуры в контексте социального развития, поскольку субъективное значение различных социальных реакций человека тем больше, чем сильнее они включены в общую модель развития, характерную для данной культуры. Так, например, научившийся ходить ребенок осознает свой новый статус как «того, кто может ходить», но в пространстве и времени данной культуры этому могут придаваться разные значения: «того, кто далеко пойдет», «кто крепко стоит на ногах», «у кого еще все впереди» и т.п.

Социальная идентичность в контексте данного подхода представляет собой не только чувство тождественности самому себе, внутренней согласованности и стабильности, но и поиск своего места в жизни.

Эриксон подходит к пониманию дифференциации и интеграции в процессе идентификации. Аналог этому можно найти в описании двух взаимосвязанных, но в то же время антагонистичных побуждений: потребности к отрицанию и потребности к преданности.

Кризис идентичности рассматривается Эриксоном в контексте смены поколений. Он сопровождается таким неприятным психосоциальным синдромом, который характеризуется наличием массовой неудовлетворенности людей, сопровождаемой чувством тревоги, страха, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению с другими людьми. В предельных случаях патология идентичности провоцирует выбор в качестве единственного способа самоутверждения индивида и масс людей настойчивое стремление «стать ничем», самоубийственную логику «чем хуже - тем лучше».

Последователи Эриксона отмечали, что кризис идентичности не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на определенных проблемах, которые человек переживает в то или иное время. В этом смысле он всю жизнь преодолевает различные по содержанию кризисы идентичности. Поэтому Д. Мэттесон ввел понятие многофазового кризиса, т.е. неоднородности развития идентичности: в разные периоды и в разных сферах жизни идентичность развивается по-разному.

Развитие теории Эриксона проводилось в направлении её эмпирической проверки. В этой связи можно привести примеры статусной модели идентичности Дж. Марсия и М. Фридман и концепции ценностно-волевого аспекта развития идентичности Э. Уотерман.

В этих работах исследование идентичности осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях: процессуальном (процесс формирования и существования идентичности) и содержательном (специфика целей, ценностей, убеждений).

Обобщая приведенные выше работы, можно отметить, что в рамках психоаналитического подхода проблема идентичности стала предметом научного анализа и нашла свое развитие в следующих важных моментах:

- идентичность рассматривается как важный элемент в структуре личности, существующий в плане субъективного времени, который возникает путем успешного эго-синтеза и ре-синтеза в течение жизни человека;

- идентичность имеет свою структуру, объединяя индивидуальные, личностные и социальные характеристики (конституциональные задатки, базовые потребности, способности, значимые идентификации,

- эффективные защиты; успешные сублимации, постоянные роли);

- главными компонентами идентичности являются цели, ценности убеждения, в чем проявляется единство активизирующего, оценочного и смыслового функционального значения идентичности;

- подчеркивается динамический характер идентичности, представленный в моделях развития идентичности, различных уровнях;

- формирование идентичности - это серия взаимосвязанных этапов (выборов), а не единичный акт; формирование идентичности осуществляется в процессе осознания и принятия некоторых данных о себе, а также самостоятельного решения о том, каким быть;

- выделяются два аспекта идентичности: личный и социальный, уделяя большее внимание личной идентичности, психоаналитики, теме не менее, показывают, что она связана с социальными отношениями и отчасти преломляется через них;

- идентичность рассматривается в контексте ценностей, целей и других смыслообразующих компонентов личности, а также отражения идентичности в структуре Я, поэтому может быть относительно позитивной и негативной, более или менее проблематичной идентичностью, соответственно чувство идентичности также может быть позитивным и негативным.

Социальная идентичность в рамках этого подхода занимает подчиненное положение по отношению к личностной (социальные характеристики человека преломляются через призму динамической организации потребностей, убеждений и индивидуальной истории).

 

АВТОР: Иванова Н.Л.