27.11.2011 4300

Представления о групповой идентичности в бихевиоризме

 

В рамках бихевиоризма личностный уровень анализа межгруппового взаимодействия был минимизирован, поскольку главный интерес исследователей сосредоточился на изучении роли ситуации в развитии межгрупповых процессов. Тем не менее, социальная идентичность как психологический феномен присутствует в работах М. Шерифа и является следствием осознания человеком своей причастности к какой-то группе, которое происходит под влиянием реальных межгрупповых действий. Участники эксперимента отождествляли себя с другими, уподоблялись им, они также должны были встать на точку зрения другого и определить свое групповое членство.

Реалистическая теория конфликтов, основанная на известных конфликтов, послужила своеобразным толчком, стимулирующим создание теории социальной идентичности. Эти исследования иногда называют «ситуативным или бихевиористическим подходом», представители которого пытались по-новому, по сравнению с психоанализом, ответить на вопросы, касающиеся причин возникновения агрессии между группами и внутри группы, а также выбора той или иной мишени для агрессии. Они уделили большее внимание социальным процессам.

М. Шериф практически первым начал изучать групповое и межгрупповое поведение. Понятие идентичность он использовал для того, чтобы как-то определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает тогда, когда индивиды, принадлежащие к одной группе, взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах их групповых идентичностей.

Важно подчеркнуть, что социальная идентичность в работах Шерифа является противоположным полюсом идентичности личностной, которая занимает как бы подчиненное ей положение. В частности, под влиянием манипуляций с группой дружеские связи разрывались и заменялись на внутригрупповые отношения. Его исследование проводилось в рамках классической бихевиористической формулы «стимул - реакция». Стимулами были различные манипуляции с группами (включение их в различные виды деятельности, разделение на отдельные структуры и т.д.), а реакциями -взаимоотношения между группами и конкретными людьми. Личностная компонента практически исключалась из объяснительных принципов. В своих уже ставших классическими экспериментах, проведенных на мальчиках в летнем лагере, он показал, что под влиянием извне введенного фактора - соревнование (конкуренция - в условиях ограниченных ресурсов можно изменить взаимодействие между группами. Программа его эксперимента предполагала изучение процесса возникновения межгрупповых отношений и соответственно влияния различных факторов, таких, как соревнование, изменение целей, совместная деятельность и т.д.

Соревнование оказалось одним из ведущих внешних факторов, которые влияли на возникновение конфликтов между группами и детьми. Включение в соревнование меняло сложившиеся социальные связи и провоцировало новые отношения между детьми, в частности, противоборство, конкуренцию, агрессию. В качестве факторов, которые могли погасить негативные последствия соревнования, явилась постановка общей цели. Когда перед соревнующимися и находящимися в конфронтации группами мальчиков были поставлены более общие задачи, реализация которых требовала усилия всех, то конфликты прекращались.

Единые для групп цели способствовали развитию отношений сотрудничества и кооперации. Если во время конфликта ребята стремились называть себя согласно конкретной групповой принадлежности, то в период сотрудничества они говорили о себе как о представителях более общей группы, например, «лагерь». В этих исследованиях явно прослеживается желание преодолеть ограниченность психоаналитического подхода не только в изучении межгрупповой динамики, но и в понимании идентичности. Как было показано выше, в рамках психоаналитического направления основной упор в исследовании идентичности делался на личностные факторы и их возможное проецирование в социальных отношениях. Социальная идентичность занимала подчиненное положение по отношению к личностной. Поэтому ответы на вопросы типа: как влияют социальная среда, управленческие воздействия на группу, на развитие отношений между группами и межгрупповых конфликтов - оказались за пределами возможностей психоаналитической теории. Бихевиористы как бы вывели изучение идентичности из «виртуальной» психоаналитической реальности в реальную «жизненную» ситуацию.

Эксперименты показали, что ситуация может управлять процессом отождествления индивида с группой. Наиболее сильное идентификационное действие оказывают межгрупповые конфликты, которые возникают под влиянием межгруппового соревнования. Исследования Шерифа дали толчок для интенсивного изучения межгрупповых конфликтов, прежде всего, конечно, под влиянием различных внешних факторов (размер группы, доступность ресурсов, характер целей и т.д.). Все это получило название реальных межгрупповых конфликтов, среди возможных следствий которых Шериф отмечал более полное осознание участниками своей групповой принадлежности. Ребята под влиянием внешних факторов вынуждены были определиться в социальном окружении и назвать тот круг людей, к которому они принадлежат. При этом причины, по которым они являются членами именно этих групп, не анализировались. Основной акцент делался на групповых целях и нормах поведения, принятии себя членами именно этой группы, что, в свою очередь, повышало уровень внутригрупповой солидарности в конфликтном взаимодействии.

Таким образом, Шериф и его коллеги показали, что человеку в принципе не важно, как развивалась его личностная история. Включенный в определенные межгрупповые отношения, он принимает конкретное групповое членство и действует сообразно групповым нормам, большую роль в его поведении начинают играть социальные, а не личностные факторы.

Еще один яркий представитель данного направления Д. Кэмпбелл развил идеи Шерифа относительно природы межгруппового конфликта, что повлияло на последующие исследования социальной идентичности. Снова подчеркнем, что социальная идентичность как отдельный предмет исследования не фигурирует в работах представителей данного направления. Но она гармонично вплетена в процесс межгруппового конфликта и является его следствием. Кэмпбелл считал, что отношения конкуренции, сопровождающиеся предвосхищением реальной угрозы, основаны на реальном конфликте интересов между группами, независимо от времени его возникновения (вчера, сегодня, завтра). Этот конфликт интересов проявляется в ряде показателей, которые характеризуют отношения в группе и поведение ее членов:

- враждебность отдельных членов группы к сопернику или источнику угрозы;

- увеличение внутригрупповой солидарности;

- рост идентичности, т.е. более ясное осознание членами группы своей групповой принадлежности;

- усиление тенденции «охраны границ» своей группы, иными словами, повышение непроницаемости групповых границ;

- повышение значимости групповых норм и тенденции членов группы соблюдать их;

- усиление директивных воздействий по отношению к нарушителям групповых норм.

Таким образом, можно сказать, что реалистическая теория конфликтов была до появления теории социальной идентичности практически ведущей теорией межгруппового поведения, согласно которой межгрупповой конфликт всегда основан на реальном соревновании между группами с ограниченными ресурсами, что усиливает борьбу за получение материальных или моральных благ. Подтверждение этому можно найти во многих психологических экспериментах.

Хотя многочисленные эксперименты показали, что реальный конфликт интересов - безусловно, самая распространенная причина конфликтов межгрупповых, но в то же время появились исследования, которые демонстрировали несколько иную картину. В частности, А. Тэшфел и Дж. Тернер обнаружили, что иногда реальный конфликт интересов между общностями (социальный, политический, профессиональный) не достаточен для того, чтобы возник межгрупповой конфликт.

Вопросы, побудившие дальнейшие исследования, заключались в том, что в данную теорию не вписывались факты, когда соревнование не было необходимым или достаточным условием для продуцирования межгруппового конфликта. В некоторых случаях соревнование не вызывает межгруппового конфликта. Тогда что является его причиной? И наоборот, определенные формы межгрупповых конфликтов встречаются в отсутствие соревнования и в ситуациях, когда ресурсов достаточно для всех. Что провоцирует конфликт в этих случаях? Какую роль в межгрупповых процессах следует отнести к внешним факторам, а какую к личностным, т.е. осознанию человеком своего места в системе социальных отношений?

Поставленные выше вопросы демонстрируют логику развития психологических идей относительно проблемы социальной идентичности. Из вспомогательной области знания она постепенно переходит в предмет собственного теоретического и практического исследования и отражает потребность исследователей синтезировать социально- и личностно-ориентированные подходы, что было сделано уже в теории социальной идентичности.

Обобщая вклад бихевиористического направления в развитие изучения вопроса о природе и функциях социальной идентичности, можно отметить следующие моменты:

- бихевиористы вывели проблему межгрупповых конфликтов на социальный уровень и тем самым поставили проблему социальной идентичности в новом аспекте, а именно, в зависимости от социальных взаимоотношений между индивидами; 9 - социальная идентичность является следствием реальных

- межгрупповых отношений, в частности, межгрупповых конфликтов;

- поскольку конфликт возникает из-за конкуренции в борьбе за реальные блага, а не по причине эмоциональных или личностных факторов, то возникло логичное предположение, что конкуренция усиливает социальную идентичность и делает ее более осознанной;

- межгрупповое поведение и социальная идентичность являются коллективным феноменом, а не статическим объединением похожих индивидуальных действий;

- отношения сотрудничества и кооперации снижают тенденцию к идентификации, но формируют более общую по отношению к группам, идентичность.

 

АВТОР: Иванова Н.Л.