29.11.2011 8632

Модель формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера

 

Можно ли научить человека управлять собственной мотивацией так, чтобы стать компетентным и успешным специалистом, достигшим вершины профессионализма и ощутить чувство собственного Достоинства? Успех означает успеть при своей жизни реализовать свой биогенетический ресурс и личностный и профессиональный потенциал; создать что-либо значимое и полезное для людей, общества и природы; получить от этого общественное признание и удовлетворение; осознать Гармонию души и тела.

Формула Успеха здесь такова: чтобы успеть, надо научить Человека мотивации Достижения. Существуют теории научения, то есть научные концепции, инновационные технологии, которые не являются предметом данного исследования, но методологический принцип таких теорий здесь уместно применить. Теории научения опираются на те внутренние психологические механизмы, которые являются «ответственными» за результат обучения субъекта деятельности - это внутренние и внешние мотивы.

Внутренние источники мотивации, сила и энергетический потенциал Человека определены внутренними биологическими потребностями, обусловлены генетической программой развития индивида. Но от природы Человек не получает в готовом виде мыслительной конструкт в виде матрицы, где были бы отражены механизмы достижения Успеха. Человек достигает своего Акме в процессе и в результате активной и продуктивной деятельности (в образовании, в труде и т.д.)

Жизненный путь человека, его удачи и неудачи, достижения и разочарования, позитив и негатив, цинизм в отношении к результату своей жизнедеятельности регулируются не только индивидуальными психологическими свойствами, энергетическим потенциалом и ресурсами, но и нормами, ценностями, существующими в данный культурно-исторический период.

Без учета этой парадигмы невозможно достичь эффективного и продуктивного развития взрослого человека в образовательных системах, т.к. сам человек является общественным «продуктом». Важнейшим результатом его труда (по К. Марксу) является не произведенный товар, а сам Человек в его общественных отношениях.

Смена (сдвиг) ценностных ориентиров - это ростки новой цивилизации, сигнал в сторону субъективного прагматизма как созидания собственного Дела, собственной жизни (достижение кроме доходов, престижа и статусных ролей, должностей, званий и т.д.). Это «сигнал» изменения в мировосприятии жизни, в «Я-концепции»: переход от «Я-реальное» к «Я-идеальное».

Поэтому с целью формирования внутреннего потенциала профессиональной компетентности за основу взята «Я-концепция».

Достижение самостоятельности требует постоянного развития, самосовершенствования в процессе непрерывного образования, ориентированного на внешние - социальные потребности и мотивы.

Непрерывное развитие взрослого человека в формате «образование через всю жизнь» способствует осознанию того, что оно (непрерывное образование):

- во-первых, приводит человека к Успеху, к достижению профессионального акме;

- во-вторых, закрепляет достигнутый Успех в карьерном росте;

- в-третьих, способствует профессиональному долголетию (востребованности);

- в-четвертых, развивает высшие психические функции, что приводит к возвышению потребностей до их социального и духовно-нравственного уровня. И как результат этого возвышения потребностей - формирование гуманистического мировоззрения, осмысление смысла и ценностей собственной жизненной позиции и профессиональных чувства Долга, Чести и Достоинства.

Внешние мотивы обусловлены стимулами, социальными потребностями, целями и ценностями объективного мира. Следовательно, внешние мотивы как стимулы толкают, побуждают человека к достижению поставленной цели - стать успешным Человеком. Внутренние мотивы «притягивают» Человека к этой цели извне. Можно научить мотивации Достижений и реализовать стремление Человека к Успеху, карьере.

Теория американского психолога Мак-Клелланда получила признание среди отечественных исследователей.

Согласно его теории:

1. все мотивы формируются в результате научения, развития личности;

2. экономика страны (государства) зависит от уровня развития мотивации достижений населения. Исходя из этой теории, автор рекомендует развивать, тренировать, увеличивать уровень мотивации достижений и тем самым способствовать развитию страны.

Началом, побуждающим действовать человека, являются социальные ценности (по П.М. Якобсону), которые приобретают в его сознании соответствующую значимость и которыми человек руководствуется в своем поведении. Так социальные ценности становятся непосредственным мотивом действий человека. При этом, в зависимости от структуры личности (уровень притязаний и самооценки, способности) «эти мотивы приобретают разную степень силы и действенности».

В соответствии с таким подходом в процессе построения педагогической системы формирования компетентности специалиста необходимо выделить систему формируемых в ценностных ориентации. Ведущей характеристикой специалиста-менеджера является его способность адаптироваться и ориентироваться в постоянно меняющихся социально-экономических условиях современного общества.

Поэтому педагогическая система подготовки современного экономиста менеджера должна включать систему формирования ключевых ценностей экономиста-менеджера в новых условиях общественной жизни:

- ориентацию на идеи гуманизации общества и глубокое осознание общечеловеческих ценностей;

- ориентацию на социальную активность, подразумевающая гражданскую смелость, осознание проблемных ситуаций и их критическую оценку, ответственность за общество и собственную деятельность, готовность к конструктивному диалогу;

- ориентацию на профессиональную активность: стремление к высокому уровню профессиональной компетентности, наличие профессионального управленческого мышления, овладение высокопродуктивными управленческими технологиями;

- ориентацию на инновационную активность, готовность к самообразованию, высокую исследовательскую культуру.

Фундаментом компетентности специалиста является система формируемых компетенций. Особенность системы компетенций экономиста-менеджера в том, что она должна быть ориентирована на установление непосредственных связей с обществом. И потому при формировании системы компетенций необходимо учитывать их двойственный характер, с одной стороны - их индивидуально-личностную обусловленность, а с другой - их социальное происхождение.

Компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Достичь такого согласования не всегда удается. Например, в ходе международного проекта «Определение и отбор ключевых компетентностей», реализуемого Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США строгого определения ключевых компетентностей выработано не было.

Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход предполагает не только усвоение отдельных друг от друга знаний и умений и овладение ими в комплексе, но и наличие опыта как потенциала профессиональной деятельности и соответствующих ресурсов, например, стратегий поведения в разных жизненных и производственных ситуация и профессиональных и социальных условиях.

При этом основу исследования образуют:

1. Понятие компетенции и компетентности, их связь и взаимообусловленность.

2. Классификация компетенций.

В процессе формирования компетентности, особенно профессионалов в сфере управления в современных социальных условиях, в условиях глобальной экономики, необходимо учитывать международные стандарты к трактовке и классификации компетенций и компетентности.

Классификации компетенций, которые выстраивались в рамках Болонского процесса, носили прагматический характер, являлись «целевыми», «экстенсиональными». Как правило, основание классификацией не выделялось, хотя оно имплицитно и присутствовало в логике рассуждения.

Предметно-специализированные компетенции по проекту TUNING отражают «ключевые компетенции», которые «тесно связаны со специфическим знанием области обучения» и обеспечивают «своеобразие и состоятельность конкретных программ на соискание степени» («Болонский процесс…

Универсальные компетенции - это те компетенции, которые по проекту TUNING считаются важными для конкретных социальных групп (в данном случае для выпускников и работодателей).

Интерес представляет предложенная классификация способов определения компетенций в «Глоссарии терминов рынка труда, разработки образовательных программ и учебных планов» Европейского фонда образования (1997). По этому «Глоссарию» выделяются 4-е способа определения компетенций:

- компетенции, основанные на параметрах личности;

- компетенции, основанные на выполнении задач и деятельности;

- компетенции, основанные на выполнении производственной деятельности;

- компетенции, основанные на управлении результатами деятельности.

К Проекте ГОСа компетенция раскрывается как «готовность студента к применению на практике междисциплинарных знаний и умений, полученных при изучении циклов дисциплин ГОС ВПО при ясном понимании их значимости для профессиональной подготовки». Компетентность раскрывается как «готовность выпускника определенной ступени образования к выполнению указанных в ГОСах видов и задач профессиональной деятельности с использованием полученных знаний, умений и навыков» (ЗУНов) «при ясном понимании их социальной значимости, а также связанных с ними социальных последствий».

Каждый из этих классов компетенций раскрывается в проекте ГОСа на уровне категорий «должен», «понимать», «знать», «владеть», «уметь», «иметь научное представление», «быть готовым», «обладать способностью», «стремиться», «иметь целостное представление», «использовать», «быть подготовленным», «иметь опыт».

С учетом выше изложенного нами предлагаются определения компетенции и компетентности в таком виде.

Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) эффективной продуктивной деятельности человека в определенной сфере общественной жизни.

Компетенции в социальном аспекте - совокупность профессионально и социально значимых качеств личности.

Компетенции в субъективном аспекте - это образ в сознании человека его будущей профессиональной деятельности и социального поведения.

Компетентность - владение, обладание специалистом соответствующей компетенцией, основанное на его личном отношении к предмету деятельности и обеспечивающем включение человека в деятельность.

Таким образом, для формирования компетентности наряду с мотивацией и самостоятельностью необходима специальная организация учебно-познавательной и практической деятельности.

В связи с этим нами предложена система базовых принципов построения педагогической модели развития личностных и профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки и формирования единого комплекса «компетенция-компетентность» экономиста-менеджера:

- принцип многовариантности, требующий использование всего спектра методик и педагогических технологий развития профессионального образования;

- принцип сетевой кооперации, требующий организации взаимодействия, согласованности вклада всех участников, заинтересованных в развитии данной отрасли профессиональной деятельности;

- принцип комплексности использования личностного потенциала каждого слушателя, предполагающий активное включение знаний и опыта слушателей в процесс развития их профессиональной компетентности и предполагающей отказ от пассивной трансляции информации преподавателем в группу;

- принцип системности, требующий взаимодополнения таких составляющих учебного процесса в системе дополнительного профессионального образования как критическая самооценка собственного опыта, ознакомление с позитивными и негативными сторонами опыта профессиональной деятельности других слушателей, анализ зарубежного опыта, изучение новейших разработок отечественных ученых, освоение высокотехнологичных методов современного профессионального обучения;

- принцип рефлексии и использования личного опыта субъектов системы ДПО как источника само - и взаиморазвития (для реализации данного принципа используются в первую очередь активные формы взаимодействия субъектов системы - такие, как обобщение и формулирование собственного опыта в виде публикаций, семинаров, круглых столов и т.д.);

- принцип социальной активности с использованием обратной связи диктует необходимость участия руководителей фирм, предприятий, работодателей в кадровом обеспечении системы ДПО и в оценке квалификации выпускников-слушателей.

В свою очередь, эффективная реализация сформулированных принципов требует соблюдения определенных условий организации педагогического процесса. Исходя из представленного выше анализа литературы, изучения опыта профессиональной подготовки и теоретического исследования выделена система условий (требований) эффективности педагогической системы формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера, которая включает:

- развитие профессиональной самостоятельности как главное условие формирования профессиональной компетентности;

- учет прямопропорциональной зависимости между эффективностью в достижении поставленных целей и анализом ключевых, базовых и профессиональных компетенций слушателей, а так же уровни их самоаналитической и поисково-творческой активности;

- учет динамики и установление соответствия самооценки и уровня притязаний профессиональной компетентности и профессиональной самостоятельности;

- разработка и использование в процессе дополнительного профессионального образования педагогических технологий и методик на базе устойчивой корреляции между самоаналитической и поисково-творческой активностью и развитием «Я-концепции», с одной стороны, и профессиональной самостоятельности и профессиональной компетентности, - с другой;

- использование как наиболее отвечающего целям исследования метода групповых экспертных оценок профессиональной компетентности, реализуемого на основе трех принципов - системности, открытости и обратной связи.

Для осуществления обратной связи и проверки эффективности реализации педагогической системы формирования необходима диагностическая система сформированности профессиональной самостоятельности как базового компонента профессиональной компетентности. Опираясь на известные диагностики, нами была адаптирована и доработана с учетом специфики исследуемого феномена система уровней, критериев и показателей сформированности профессиональной самостоятельности как базового компонента профессиональной компетентности.

Сложность оценивания результатов образования при использовании компетентностного подхода, требует разработки специальной комплексной программы диагностики, включающей разнокачественные подходы к оцениванию базовых и профессиональных компетенций и в целом результатов профессионального образования:

- первый подход - деятельностный: оценивание компетентности, как владение методом деятельности;

- второй подход - экспертный: использование для оценивания компетентностей метода экспертного оценивания, при этом, в качестве экспертов должны выступать внешние заказчики системы профессионального образования (например, работодатели);

- третий подход - самооценочный - основан на идее ведущей роли самооценки собственных компетенций самим слушателем, что предполагает развитие «Я-концепции», а так же наличие самоаналитической и поисково-творческой активности.

Система диагностики завершает целостную циклически замкнутую педагогическую систему обеспечения процесса формирования профессиональной компетентности экономиста-менеджера.

Однако с целью реализации на практике этой системы должна быть разработана уровневая модель профессиональной самостоятельности и программа повышения квалификации, в которой в форме пояснительной записки, пояснений к отдельным темам, системы компетенций, принципов, требований, уровней самостоятельности и сформированности компетенций отражена предлагаемая педагогическая система. Поэтому системным результатом педагогической концепции формирования компетнтности экономиста-менеджера явилась программа повышения квалификации экономистов, рассчитанная на 82 часа.

 

АВТОР: Зарубина О.А.