01.12.2011 22731

Методы и методики педагогической диагностики в высшей военной школе

 

Разработке, совершенствованию и применению методов в науке уделяется особое внимание, так как необходима уверенность в оптимальности способа получения и достоверности полученных данных. Особенности методов обусловливаются особенностями объекта познания. Соответственно, для педагогической диагностики в высшей военной школе необходимо определить методы и методики, которые могут обеспечить решение задач диагностики.

Исходя из того, что под методом понимается «способ организации деятельности», «прием или совокупность приемов в какой-либо деятельности», «способ познания», «способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», «приёмы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности», «система операций с психологическими объектами», «широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений» метод педагогической диагностики в высшей военной школе следует определить как совокупность методик обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, предназначенных для распознавания индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников педагогического процесса и его компонентов.

Непосредственное воплощение метод находит в методике. Методика понимается как «технические приемы реализации метода... на основе конкретного материала и конкретной процедуры», «конкретная, частная процедура, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве». Соответственно, под методиками педагогической диагностики в высшей военной школе следует понимать конкретную, частную процедуру, совокупность технических приемов распознавания индивидуальных и групповых особенностей, состояний и свойств участников педагогического процесса и его компонентов.

Принципиальное значение для определения сущности, содержания и принципов отбора методов педагогической диагностики имеют выделяемые в педагогике методы исследования, рассматриваемые в целом ряде научных работ. При этом необходимо согласиться, что в образовательном учреждении «могут использоваться все те методы психодиагностического обследования учащихся, которые применяются и в научно-исследовательской работе. Однако многие достаточно трудоемки, рассчитаны на применение специальной аппаратуры. Поэтому на практике чаще всего обращаются к сравнительно простым тестам», а также таким методам как опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Ввиду ориентации педагогической диагностики прежде всего на педагогическую практику, при выделении методов педагогической диагностики следует учитывать прежде всего методы исследований в педагогике. В зависимости от аспекта рассмотрения методы исследования в педагогике подразделяются на общенаучные, собственно педагогические и методы других наук; констатирующие и пре образующие; эмпирические и теоретические; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формальные; методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории; методы описания, объяснения и прогноза; специальные методы, используемые в отдельных педагогических науках; методы обработки результатов исследования.

Для выбора методов и методик педагогической диагностики необходимо знать общие и конкретные возможности их применения в высшей военной школе, их место в системе педагогической деятельности.

На основе анализа научных работ при исследовании структуры и содержания педагогической диагностики в высшей военной школе были выделены следующие группы методов диагностики:

1. методы сбора диагностической информации: наблюдение, опрос (основные формы опроса: устный - беседа, интервью и письменный -анкетирование, тестирование), эксперимент (лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий), анализ документов (контент-анализ), анализ результатов деятельности;

2. методы обработки и оценивания диагностической информации: методы шкалирования, рейтингового оценивания, методы математико-статистической обработки, многомерной группировки, корреляционного, факторного, кластерного и регрессивного анализа и т.д. Следует подчеркнуть, что для «получения надежных результатов оказывается важным характер обработки данных, особенно в условиях количественного анализа (обработки данных) с последующим определением по различным критериям надежности, значимости и валидности полученных результатов»;

3. методы представления и накопления результатов диагностики. Обобщенные данные педагогической диагностики представляются в виде диагноза, то есть заключения об актуальном состоянии, особенностях личности (группы). Основные виды заключений, наиболее часто встречающиеся в практике высшей военной школы: заключение об индивидуальных психолого-педагогических особенностях; заключение об особенностях группы; заключение об объеме знаний и уровне сформированности навыков и умений у военнослужащих; заключение об уровне профессиональной подготовленности военнослужащих; заключение об уровне психологической подготовки военнослужащих; заключение об уровне воспитанности военнослужащих, заключение об эффективности педагогической системы и отдельных ее элементов в военно-учебном заведении и его подразделениях.

Данные заключения формулируются в следующих основных формах представления и накопления результатов диагностики: а) текстовые формы: служебная характеристика; психологическая характеристика; карта профессионального психологического отбора; журнал военно-психологического наблюдения в подразделении; дневник динамического профессионального психологического изучения; аттестации, отзывы, отчеты, протоколы, рекомендации, журналы учета успеваемости, педагогические дневники, личные дела, заключения; б) графические формы: статистические таблицы, диаграммы, различные профили, модели, графики, карты оценки личности, социограммы; в) компьютерные формы: базы данных, результаты обработки тестов и т.д.;

4. методы использования результатов диагностики: непосредственное психолого-педагогическое воздействие, опосредованное психолого- педагогическое воздействие, координация и планирование психолого- педагогических действий, прогнозирование, рекомендации, пожелания, требования, управленческое решение и т.д.;

5. методы оценки достоверности результатов диагностики: экспертный метод, анализ результатов деятельности, контрольные мероприятия, наблюдение, статистический анализ и т.д.

Рассмотрим более подробно сущность и специфику методов сбора диагностической информации в высшей военной школе.

Прежде всего, следует отметить, что интуитивно все люди относительно верно могут определить те или иные качества человека и на основе этого прогнозировать его поведение и действия в конкретных ситуациях. Степень достоверности интуитивной педагогической диагностики обучающегося (курсанта, слушателя) зависит от времени общения с ним, возраста и опыта педагога, его диагностических способностей и умений, личностных особенностей, отношения к обучаемому и к себе, ценностных ориентаций и установок. Интуитивному методу диагностики свойственны значительный субъективизм и типичные ошибки при определении педагогического диагноза. Такими ошибками могут быть: стереотипизация, когда у педагога под влиянием социального окружения образуются эталоны восприятия, которыми он пользуется для оценки других людей; проецирование, когда педагог наделяет другого человека собственными качествами; «эффект согласия», когда педагог ориентируется, прежде всего, на мнения своих коллег; «эффект снисхождения», когда проявляются тенденции слишком положительно оценивать обучаемого; «эффект центральной тенденции», выражающаяся в безликой усредненной оценке качеств личности обучаемого; «логическая ошибка», построенная на предположении о тесной связи определенных качеств личности обучаемого с признаками его поведения (например, молчаливость, спокойное поведение -признак ума, старания); «ошибка контраста», которая определяется склонностью педагога подчеркнуть у обучаемого черты характера, противоположные своим; «ошибка первого впечатления», когда первое впечатление о человеке, коллективе определяет дальнейшее отношение к нему; «ошибка предубеждения» и др.

Данные ошибки связаны с особенностями социального восприятия и познания человека человеком и подробно анализируются в работах Бодалева А.А., Панферова В.Н., Реана А.А. и др.

Отсюда следует, что полагаться только на интуитивный метод в получении объективной и достоверной оценки психологических особенностей, уровня обученности, воспитанности, развития личности обучаемого не всегда целесообразно.

Метод педагогических наблюдений позволяет военному педагогу непосредственно в практической деятельности воспринимать проявления качеств участников педагогического процесса в целом и в динамике. Данным методом широко пользуется командный и профессорско-преподавательский состав. Поэтому для целенаправленной диагностики индивидуальных качеств обучающихся они должны знать особенности этого метода, хотя для большинства военных педагогов он кажется самым простым.

Достаточно полно роль, характеристика данного метода, его виды, основные методики наблюдения и развития наблюдательности представлены в практическом руководстве Л.А. Регуш «Практикум по наблюдению и наблюдательности».

Применительно к проведению наблюдения как метода педагогической диагностики военнослужащих достаточно подробные рекомендации даются в Руководстве по психологической работе в ВС РФ.

Наблюдение как метод психолого-педагогической диагностики в высшей военной школе представляет собой целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие военнослужащего, воинского коллектива. Оно обычно включает цели, задачи, продолжительность наблюдения, выбор объекта, предмета и ситуации, установление способа наблюдения, менее всего влияющего на исследуемый объект, но обеспечивающий наибольший сбор информации, выбор способов регистрации наблюдаемого, обработку и интерпретацию полученной информации.

В практике высшей военной школы можно выделить следующие разновидности метода наблюдения в зависимости от:

- степени формализованности - контролируемое и неконтролируемое;

- степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации - включенное и невключенное;

- условий организации - открытое и скрытое;

- места проведения - естественное и лабораторное,

- регулярности проведения - систематическое и случайное.

Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Чаще всего оно применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда военный педагог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только описательные характеристики. Например, при изучении отклоняющегося поведения военнослужащих из числа курсантов первого года обучения может быть предусмотрено наблюдение конкретных форм самораспределения обязанностей между ними в процессе служебной деятельности, а также взаимоотношений между ними.

Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации. Эта разновидность наблюдения широко применяется на начальном этапе изучения обучающихся в ВВУЗе и дополняется другими методами сбора информации.

Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. Такое наблюдение особенно характерно при проведении практических, групповых, тактико-специальных занятий в ВВУЗе, а также тренажей и подготовки к несению службы и дежурства. Обучающиеся заранее знает, что преподавателями, психологами, командирами, другими офицерами проводятся ряд мероприятий, в том числе и наблюдение, с целью изучения психологической структуры деятельности курсантов (слушателей), а также выявления военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.

При скрытом наблюдении военнослужащие не знают, что являются объектом изучения. Эта разновидность наблюдения достаточно эффективна, может применяться как при изучении курсантов в свободное время, так и на занятиях. В этой ситуации можно выявить особенности поведения, интересы и увлечения отдельных военнослужащих, систему отношений в учебном подразделении, наличие микрогрупп, их направленность, неформальных лидеров, отверженных и т. д.

Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Исследователь может не выделяться, как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение группы военнослужащих как бы изнутри, что позволяет ему наблюдать скрытые социально-психологические явления. Так, для выявления обучающихся с затруднениями в организации самостоятельной работы, преподавателем (командиром) может быть подготовлен опытный курсант, назначенный для работы с такими обучающимися. В случае предварительного информирования обучающихся о проводимом наблюдении оно будет являться включенным открытым наблюдением (совместное с наблюдателем выполнение учебных задач при проблемном обучении, спортивные игры и т.д.).

Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий. Оно может быть как скрытым, так и открытым.

Естественное наблюдение - наблюдение, осуществляемое в естественных для военнослужащих условиях жизнедеятельности (в учебной аудитории, на учебном узле связи, на полигоне, в походе, карауле и т.д.).

Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Условия, место и время проведения наблюдения определяются психологом, педагогом (другим наблюдателем). Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности обучающихся в ВВУЗе.

Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Обычно оно осуществляется по детально разработанной методике с высокой степенью конкретизации работы наблюдателя.

Случайное наблюдение обычно не планируется, но является богатым источником информации. В повседневных условиях учебы и службы часто возникают педагогически значимые и информативные ситуации, которые невозможно смоделировать в лабораторных условиях. Такие ситуации требуют от психолога, педагога (наблюдателя) высокой готовности, поскольку трудность наблюдения состоит в случайности их возникновения.

Все данные наблюдения должны записываться, систематизироваться, обрабатываться с учетом информации, полученной с помощью других методов.

В целом метод педагогического наблюдения в высшей военной школе должен удовлетворять следующим требованиям: сохранению естественности проявления качеств военнослужащими; целенаправленности наблюдения; объективности фиксации и анализа результатов наблюдения.

При наблюдении должны выполняться следующие правила:

- соответствие диагностических процедур цели диагностики;

- планирование и проведение наблюдения по определенной системе изучения личности участника военно-педагогического процесса;

- фиксирование воспринимаемых действий, поступков доступным языком;

- выбор способов наблюдения и фиксации в зависимости от характера изучаемых действий, поступков людей и возможностей наблюдения;

- проверка объективности и надежности наблюдения, сравнение показаний нескольких специалистов, изучающих поведение одного и того же курсанта (слушателя) в одних и тех же условиях.

При использовании данного метода преподаватель (командир) не должен, по возможности, привлекать к себе особого внимания обучающихся. Для достоверной оценки развития того или иного качества у курсанта (слушателя) необходимо наблюдать его как минимум в 5-6 определенных ситуациях. Для определения перечня диагностируемых характеристик преподавателю, командиру рекомендуется провести консультацию со специалистом, психологом, опытным педагогом.

Для накопления информации рекомендуется использовать специальный педагогический дневник. Из форм регистрации результатов наблюдения, представленных в практике высшей военной школе следует особо выделить разработанный и применяемый в Военном университете связи «Журнал военно-педагогического наблюдения в подразделении». В журнал заносится список учебного подразделения и затем по каждому из военнослужащих производится фиксация и оценка фактов поведения. Всего выделено 22 основных факта поведения, таких как добросовестность выполнения поручений командования, работ в составе коллектива, выполнение распорядка дня, проявление разумной инициативы, склонность к лидерству, общительность, обладание авторитетом в группе, оказание помощи товарищам, принципиальность в отношениях, правдивость, употребление алкоголя (наркотиков), неуверенность в себе, аккуратность, развитие волевых качеств, соблюдение дисциплины, проявление настойчивости в сдаче экзаменов, при выполнении служебных задач. Проявления данных фактов поведения оцениваются по пятибальной шкале офицерами учебного подразделения.

Наблюдение за поведением военнослужащих позволяет получить дополнительные сведения, характеризующие проявление их индивидуальных морально-психологических особенностей, личностных качеств, учет которых необходим в ходе педагогического процесса, например, отношение к учебе, дисциплинированность, внимание, мышление, память, самостоятельность, умения и навыки, ответственность, исполнительность, принципиальность, честность, трудолюбие, эмоциональная устойчивость, воля, умственная работоспособность и др.

К трудностям реализации данного метода в высшей военной школе следует отнести:

- возрастание нагрузки на преподавателя, командира, которая с учетом большой учебно-методической и служебной нагрузки не позволяет ему затрачивать значительное время на глубокий анализ проявления тех или иных качеств у каждого военнослужащего;

- недостаточная сформированность системы признаков, конкретных критериев и показателей для фиксации тех или иных качеств и их оценки;

- ограниченность времени для наблюдения за военнослужащими (в первую очередь у преподавателей);

- недостаточная подготовленность командного состава к квалифицированной реализации метода наблюдения.

В целом метод наблюдения для проведения педагогической диагностики очень важен, поскольку позволяет непосредственно наблюдать и анализировать поведение военнослужащих в практической деятельности, обобщать и сравнивать мнения значительного числа преподавателей различных кафедр, командиров учебных подразделений. Он позволяет вести наблюдение за одними и теми же обучающимися в течение длительного времени, что дает возможность наиболее объективно и достоверно оценивать качества личности каждого обучаемого вообще и в его практической деятельности.

Метод беседы является одним из распространенных и эффективных методов педагогической диагностики. Его эффективности способствует процесс личного, непосредственного общения, целенаправленность в определении характеристик индивидуальности, обученности, воспитанности, развития, заблаговременную подготовку плана беседы, основных и вспомогательных вопросов, создание благоприятной психологической атмосферы, наблюдение и фиксацию поведения собеседника.

В практике педагогической деятельности в высшей военной школе применению метода беседы уделяется особое внимание. Данному методу отводится важная роль в первоначальном познании личности военнослужащего. Главным управлением воспитательной работы рекомендуется впервые же дни прибытия военнослужащего на службу, поступления на учебу в ВВУЗ провести с ним индивидуальную беседу с целью общего знакомства, оказания помощи в адаптации, выявления признаков нервно-психической неустойчивости.

В зависимости от целей использования, беседа может быть ознакомительной, диагностической, экспериментальной, профилактической и т.д.

Основной задачей ознакомительной беседы с военнослужащим в ВВУЗе является первичное индивидуальное знакомство с ним (например, при поступлении в ВВУЗ, по прибытию в учебное подразделение). Очень важно, что в ходе этой беседы, которая, как правило, строится в виде свободного разговора двух собеседников, взаимную информацию получает каждый из них. Информацию о военнослужащем, которую целенаправленно добывает психолог, педагог необходимо впоследствии дополнить и расширить с помощью других методов изучения личности, в частности биографической анкеты, анализа документов, наблюдения и др.

Довольно распространенным видом беседы является диагностическая беседа. При умелом ее проведении можно оценить не только потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания обучающегося, в той или иной мере затрудняющие учебу и службы в ВВУЗе, его мнение о положении дел в учебном коллективе, о сослуживцах, командирах и т.д. Результаты беседы существенно помогают составить педагогический диагноз, на основе которого дальше строится работа с военнослужащим и вырабатываются рекомендации преподавателям, командирам (начальникам).

Наиболее сложным видом индивидуальной беседы, требующим высокого уровня знаний, умений и навыков ее проведения, является экспериментальная беседа. Эта беседа может проводиться, когда уже собрана и обобщена полученная другими методами информация о военнослужащем, выработана несколько рабочих гипотез, характеризующих личность воина, и в беседе подтверждается одна из них. Правильно построенная беседа позволяет уточнить имеющиеся сведения, оценить те стороны личности, которые не удалось достаточно изучить с помощью применявшихся методов, тестов.

Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленным методом педагогической диагностики и требует соблюдения определенных условий проведения:

- тщательная подготовка к ее проведению. До начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки вопросов, изучить имеющуюся информацию, в том числе результаты диагностического обследования;

- непринужденность. Необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа обучающегося о себе, своей жизнедеятельности, трудностях учебы, адаптации, службы, личностного плана;

- беседа не должна быть простым опросом. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора - они должны быть ориентирами его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана;

- полученную информацию об особенностях личности собеседника, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. В результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогичекое воздействие. В завершении беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы учебного, служебного, личностного плана.

В ходе индивидуальной беседы с военнослужащими в ВВУЗе особо рекомендуется обращать внимание на признаки нервно-психической неустойчивости, которые можно зафиксировать в сообщениях собеседника и в особенностях его поведения в ходе разговора. При этом рекомендован перечень из 89 признаков нервно-психической неустойчивости и условий, способствующих ее развитию.

Выявленные факты рекомендуется отражать в план-схеме учета признаков нервно-психической неустойчивости сразу после беседы, при обязательном отсутствии собеседника, а также посторонних лиц.

Должностным лицам ВВУЗов предлагается рассматривать данную информацию как предназначенную для служебного пользования, конфиденциальную и не подлежащую разглашению среди личного состава.

В ходе беседы наряду с ответами возможны и вопросы курсантов (слушателей) педагогу. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по проблеме, чем только ответы курсантов.

В беседе необходимо учитывать не только ответы военнослужащих, но и их поведение: особенности речи, жестов, мимики, эмоциональное отношение к конкретным явлениям. Ответы, наблюдения за реакцией собеседника желательно фиксировать по окончании беседы.

В ходе беседы с обучаемым возможно внушение со стороны педагога, что необходимо учитывать и ставить в опросы открытого типа (которые предполагают развернутый ответ), без намека на установочный и определенный ответ.

В процессе беседы для диагностики свойств личности, уровня воспитанности целесообразно получить информацию по следующим основным направлениям: автобиографические данные - особенности семьи (полная или нет, взаимоотношения, уровень обеспеченности), уровень воспитательной деятельности родителей, характер семейных отношений, нравственный климат, различия в характерах родителей и т. д.; психологические особенности личности, система отношений к деятельности, к людям, к себе; социально-психологические характеристики личности - ролевая позиция, статус в коллективе, уровень взаимоотношений; внешние индивидуальные особенности отыскание симптомов изучаемых свойств по речи, общему поведению, мимике.

В практике высшей военной школы применяются как структурированные беседы (по заранее составленному опроснику), так и неструктурированные (с поставленной лишь целью, а вопросы, прямые или косвенные, формулируются в ходе беседы в зависимости от обстановки и психологических особенностей собеседников).

Необходимо отметить, что неструктурированные беседы более гибки и оперативны. Они позволяют контролировать отклонения военнослужащего от данного вопроса или проблемы, уточнять ответы. Умело построенные беседы являются эффективным средством сбора диагностической информации. Однако по количеству получаемых данных и по легкости обработки неструктурированные беседы уступают структурированным (типа анкет). Цифровой материал, необходимый для количественного анализа, получают с помощью структурированных бесед, анкетирования и других методов.

Достаточно распространенной в практике высшей военной школы ошибкой должностных лиц, проводящих беседу является то, что они ограничиваются сбором отдельных фактов без их содержательного анализа с целью выявления общей характеристики обучающегося. Для беседы желательно наличие п лана ее проведения и конкретная формулировка вопросов. Педагогу следует помнить, что факты, собранные в ходе беседы, могут иметь субъективную оценку из -за различных взглядов собеседников и ошибок восприятия.

Метод интервьюирования является разновидностью метода беседы, но обычно меньше его по объему и затратам времени. Он используется для различного рода уточнений и получения дополнительной информации при оценке того или иного качества обучающегося. Существенным недостатком метода интервьюирования (как и беседы) является то, что они не позволяют оценить проявление качеств военнослужащего в практической деятельности -главной форме проявления знаний, навыков, умений, качеств личности.

Метод тестов. Данный метод широко применяется в практике высшей военной школы как для диагностики уровня обученности, так и для диагностики уровня воспитанности, личностного развития, индивидуальных и групповых психологических особенностей. Тесты следует рассматривать как основной инструмент педагогической диагностики.

В педагогической диагностике тест - это краткое, стандартизированное, обычно ограниченное по времени психологическое или педагогическое задание, испытание, предназначенное для установления в сравнительных величинах индивидуальных особенностей.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций тестов. При этом классификации рассматриваются по различным основаниям. Р. Кэттелл и Ф. Варбутон в своем справочнике классифицировали более 400 тестов и диагностических методик. Этими авторами предложена следующая классификация:

- тесты способностей;

- тесты умений и навыков;

- тесты на восприятие;

- опросники (в т. ч. анкеты);

- тесты мнений (отношения к чему-либо);

- эстетические тесты (предпочтения в живописи, музыке и т. п.); проективные тесты (проективные личностные тесты); ситуационные тесты (поведение в ситуации);

- игры (социально-психологические тренинги, организационно-деятельностные игры);

- физиологические тесты (физиологические пробы); физические тесты;

- случайные наблюдения (поведение в ходе обследования).

Для педагогической диагностики существенной является классификация диагностических методик на тесты (задания), которые предполагают правильный ответ, и на задания, относительно которых правильных ответов не существует. К первой группе (эти тесты еще называют объективными) относят большинство тестов интеллекта, тесты специальных способностей, тесты некоторых личностных черт. К данной группе также следует отнести дидактические тесты. Тесты второй группы представлены заданиями, которые характеризуются лишь частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью. Таково большинство личностных опросников (например, тест 16PF Р. Кэттелла, методика «Прогноз»).

Также различают вербальные и невербальные диагностические методики. Вербальные тесты апеллируют к системе убеждений, отношений, мотивов, памяти, воображению в их опосредованной языком форме. Невербальные же включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.

Для диагностики обученности в основном применяются предметные или дидактические тесты и тестовые задания, тесты успешности или тесты достижений в форме: тесты-вопросы, тесты с заполнением пропусков, тесты с выбором ответов, тесты «правильно-неправильно», тесты со свободным ответом.

Для диагностики уровня воспитанности и качеств личности наиболее распространены личностные, ориентированные на критерий или проективные тесты, тесты для диагностики психических состояний, свойств личности и межличностных отношений.

Для диагностики уровня развития применяются тесты диагностики интеллекта, познавательных процессов, креативности, тесты психомоторики.

Для диагностики уровня психологической подготовки в основном применяются тесты диагностики психических и нервно-психических состояний, а также свойств личности.

Тесты как метод педагогической диагностики в целом можно классифицировать следующим образом:

- по цели применения (диагностика обученности; диагностика групповых и индивидуальных психологических характеристик, диагностика личностного развития, диагностика в целях профориентации, профессионального отбора);

- по формам процедуры их применения (индивидуальные, групповые);

- по содержанию (определение уровня развития того или иного качества);

- по использованию (аналитические и синтетические, аппаратурные и выполняемые вручную, вербальные и невербальные).

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, к числу которых следует отнести педагогическую, психологическую, социальную и профессиональную направленность, надежность, валидность, устойчивость, достоверность, хорошую интерпретируемость. Создание тестов для педагогической диагностики обучаемых требует высокого уровня психолого-педагогической компетентности педагога, и, в большинстве случаев, специальной подготовки. Эта работа связана с отбором заданий, обеспечением надежности и обоснованности информации, получаемой в период тестирования. Здесь должны быть учтены состав обследуемых, их возрастные характеристики, этапы исследования, условия обследования (простые, стрессовые и др.), мотивационный настрой.

Практика высшей военной школы показывает, что одни и те же тестовые методики успешно могут применяться в одних условиях и ненадежно - в других. Серьезный отпечаток на результаты тестирования может наложить фактор того, в какой ситуации проводится диагностика - в ситуации экспертизы, либо в ситуации доверительного контакта.

Кроме того, надо иметь в виду, что при использовании тестов каждая последующая группа обследуемых знает их содержание. Это необходимо учитывать при периодическом обследовании слушателей (курсантов) и абитуриентов.

Следует учитывать, что результаты тестирования остаются достоверными в течение определенного времени. Естественно, что выявленные при тестировании характеристики личности, группы, обученности, воспитанности, развития не являются постоянной величиной в течение всего периода обучения в ВВУЗе, а изменяются под воздействием различных факторов. Исследования показывают, что результаты обследования обучаемых в ВВУЗах сохраняют достоверность от трех месяцев до одного года.

Достаточно широко в практике высшей военной школы применяются тесты достижений. К данной разновидности методик педагогической диагностики следует отнести тесты, определяющие успехи человека в том или ином виде деятельности, сфере познания, степень усвоения и овладения конкретными знаниями, умениями и навыками.

Тесты интеллектуального развития как методика педагогической диагностики предназначены для выявления степени владения обучающимися действиями преимущественно с вербальным (словесным), числовым, а также с невербальным (несловесным, графическим и т. п.) материалами. Результаты тестирования обычно выражаются оценкой уровня интеллектуального развития в числовых коэффициентах интеллектуальности или качественной оценкой.

Наиболее распространенными являются методики Р. Амтхауэра, Г. Айзенка, Д. Векслера, Д. Равена, Р. Кэттелла.

При диагностике уровня, структуры профессионального интеллекта основная трудность разработки задач заключается в том, что их необходимо упрощать, то есть реальные жизненные или служебные ситуации приводить к более простым, что обедняет их. Главной трудностью при измерении интеллекта в высшей военной школе является подбор типовых ситуаций, выделение в них существенных элементов (уровней), определение оптимальных и реальных линий поведения, распределением их по порядку.

Необходимо учитывать понятия, термины и слова, включаемые в тесты (задачи), которые предлагают испытуемым. Бывают случаи, когда они не могут понять как выполнить задание на материале теста, ибо они не знают значения некоторых слов. Также нерешенной для высшей военной школы является дифференциация применения тестов достижений, методик диагностики интеллекта для обследования различных групп обучающихся по уровням подготовки (например, слушатели и курсанты, командиры и инженеры).

Тесты креативности или тесты творческих способностей представляют собой совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности, ее возможностей в овладении знаниями, умениями, навыками, носящими общий и специфический характер. Способность отклоняться от традиционных схем мышления, быстро и правильно решать проблемные ситуации была выделена среди интеллектуальных способностей в особый тип и названа креативностью. Данные тесты весьма важны с точки зрения личностного и профессионального развития, гуманизации образования. Активные исследования в области развивающего образования (включая диагностику креативности обучающихся в ВВУЗе) проводят ученые Военного университета связи.

В целях разработки методик оценки уровней обученности и развития обучающихся на основе тестов достижений, интеллектуального развития, тестов способностей предлагается следующая методика. На кафедрах специальных, общепрофессиональных, естественнонаучных, гуманитарных дисциплин опытными преподавателями разрабатываются для каждого курса на базе учебного материала несколько как стандартных, так и нестандартных (эвристических) задач, решение которых позволит выявить (хотя бы на качественном или относительном уровнях) уровень обученности, степень профессиональной подготовки, интеллектуального развития и творческого, продуктивного мышления обучаемых. Перечни разрабатываемых задач обсуждаются и утверждаются на заседаниях предметно-методических комиссий (кафедры) и рекомендуются для диагностики курсантов, слушателей (прежде всего, выпускников), а сами задачи оформляются в стандартном виде. В Военном университете связи данное предложение реализовано в форме комплексных контрольных заданий, по выполнению которых оценивается уровень подготовленности, личностного и профессионального развития выпускника ВВУЗа. В эти задания включены проблемные ситуации из различных областей предстоящей военно-профессиональной деятельности (в том числе, воспитание личного состава и психологическая работа).

Другим видом диагностики обученности и развития в высшей военной школе может служить самостоятельное составление обучаемым вопроса или задачи, по которым можно судить о глубине усвоения им учебного материала. Формулировка вопроса позволит выявить также уровень интеллектуального развития и оригинального мышления. Самостоятельное составление и формулирование вопроса требует восстановления в памяти и осмысления всей структуры изученного материала, заставляет проявить интеллект и творческое мышление, позволяет установить степень усвоения учебного материала, его отношение к своей учебной деятельности и к данной дисциплине.

В диагностике психологических особенностей и воспитания широко применяются личностные тесты, которые охватывают совокупность методик для изучения психологических проявлений личности военнослужащего: направленности, потребностей, мотивации, психических состояний, темперамента, характера, способностей, особенностей поведения в различных ситуациях.

Характеристика личности не может быть полностью определена одним тестом. На это не может претендовать ни один тест, так как они измеряют лишь часть целого. Полностью и всесторонне личность обучающегося может быть изучена только на основе учета его практической, учебной и общественной деятельности, жизненного пути. Это, в свою очередь, делает необходимым более широкое внедрение в психолого-педагогические исследования современных надежных методов и средств накопления, обобщения, хранения и использования различного по своему характеру и содержанию материала, в том числе с использованием математики и вычислительной техники.

Метод анкетирования является одним из способов диагностики качеств личности обучаемого. Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей диагностики. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических особенностей и др.

Анкеты обычно основанны на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.).

При использовании данного метода необходимо учитывать его существенный недостаток: высокую степень субъективности ответов вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: «Нет, это совсем не так,» «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно»), можно повысить информативную ценность ответов.

Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться группой экспертов. Достоинство этого метода анкетирования заключается в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.

Еще одной разновидностью метода анкетирования являются анкеты, вопросы которых направлены на оценку опрашиваемыми своих действий в конкретных жизненных ситуациях. В результате обработки данных психолог (педагог, командир) делает вывод о наличии и уровне  развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.

Существует ряд правил, определяющих особенности создания анкет:

- перед разработкой анкеты для повышения ее прогностичности необходимо четко представлять цель и задачи предстоящего исследования;

- вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых (возрасту, образованию, социальному происхождению, национальным особенностям и т.п.);

- в формулировках вопросов должно быть как можно меньше эмоционально значимых слов;

- следует избегать возможности оценочных ответов (таких, как «хорошо-плохо», «сильно-слабо» и т.п.);

- формулировки вопросов должны быть по возможности нейтральными, а когда этого трудно добиться, следует дублировать вопросы таким образом, чтобы они с разных сторон отражали одно и то же качество;

- анкета должна обладать достаточной разрешающей способностью, то есть возможностью улавливать как можно более тонкие различия между людьми по степени выраженности тех или иных личностных свойств;

- анкета должна быть доступна, то есть опрашиваемый должен понять вопрос, суметь вспомнить о каких-то событиях прошлого и выбрать адекватный для него ответ;

- анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут.

При разработке анкет используются закрытые либо открытые вопросы.

Закрытые - это такие вопросы, на которые в анкете даются заранее сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно использовать при изучении абитуриентов, курсантов первого курса, а также когда исследователь четко представляет себе, какие могут быть ответы на предлагаемый вопрос (со слушателями).

Открытые вопросы - когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, в биографической анкете. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог (педагог) не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику военнослужащего, откровенные самостоятельные ответы.

Примером методик данного типа являются биографические анкеты.

Метод экспертной оценки или метод обобщения оценочных суждений является одним из эффективных методов педагогической диагностики, поскольку позволяет дать количественную или качественную оценку тех или иных качеств военнослужащих со стороны, без субъективной самооценки. Он основывается на суждениях командного, профессорско-преподавательского состава и самих обучающихся, в том числе их товарищей, младших командиров, подчиненных, об уровне развития определенных качеств оцениваемых военнослужащих.

Эксперты, привлекаемые к диагностике, должны быть подготовленными, компетентными, способными к творческому мышлению, объективными, самокритичными, глубоко понимающими значимость и ответственность экспертизы. Особое внимание необходимо обратить на продуманную постановку вопросов, ответы на которые должны дать достоверную и объективную оценку тех или иных качеств личности обучаемого, отражающую его практическую деятельность и знания. Примером данного метода является методика МПС-2, предназначенная для экспертной оценки морально-психологического состояния военнослужащих и использованная в настоящем исследовании.

Преимущество метода экспертной оценки в практике высшей военной школы заключается в том, что оценку трудно сопоставимым качествам военнослужащего дают сразу несколько экспертов независимо друг от друга. Он может использоваться для характеристик развития тех качеств, которые не поддаются количественной оценке. Каждому эксперту (из числа командного, профессорско-преподавательского состава, актива подразделения) выдается лист опроса с фамилиями диагностируемых обучаемых. На данных листах педагоги отмечают степень развития интересующих качеств диагностируемых военнослужащих. По сумме баллов всех листов опроса вычисляется среднеарифметическое, которое и будет обобщенной независимой характеристикой на каждого обучаемого.

Достаточно перспективным и эффективным (в то же время трудоемким) в психолого-педагогической диагностике в высшей военной школе является метод педагогического консилиума, который предполагает коллективное обсуждение военными педагогами, психологами, командирами, офицерами-воспитателями, другими должностными лицами ВВУЗа результатов диагностики на основе разностороннего оценивания полученных в ходе диагностики характеристик личности и коллективов в целях скоординированного определения средства и способы психолого-педагогического воздействия на каждого военнослужащего и воинские коллективы. Применение этого метода занимает особое место в формировании системы педагогической диагностики в военно-учебном заведении, т ак как позволяет согласовать усилия большинства должностных лиц, занимающихся руководством, обучением, воспитанием, развитием, подготовкой данного обучающегося, воинского коллектива.

Метод педагогического эксперимента предполагает совместное комплексное использование методов педагогического наблюдения, беседы, анкетирования, применения тестов и др. Метод педагогического эксперимента заключается в целенаправленном наблюдении за проявлениями тех или иных качеств военнослужащих, когда по плану исследования незначительно или существенно изменяется ситуация, в которой находится и действует испытуемый. В ходе эксперимента специально создаются ситуации, способствующие проявлению качеств военнослужащего или их формированию. Применение этого метода целесообразно в тех случаях, когда установлены определенные качества личности курсанта (слушателя), подлежащие проверке. Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный педагогический эксперимент проводит преподаватель, командир по плану, согласованному с психологом, в обычной обстановке учебной и служебной деятельности. Обучающиеся не знают, что они выступают в роли испытуемых. Результаты исследования в значительной степени выражаются в описательной форме. Лабораторный эксперимент проводится преподавателем, командиром совместно с психологом, социологом, психо-физиологом и другими специалистами. При проведении эксперимента на фоне учебной или другой деятельности используются технические средства диагностики, сигнальные и регистрирующие устройства. Испытуемый может быть не ознакомлен с замыслом исследования, но знать, в качестве кого он участвует в эксперименте. Данные эксперимента могут поступать для обработки в ЭВМ, а результаты обработки - к исследователю, который по мере надобности может воздействовать на ситуацию или условия.

Среди разновидностей педагогического эксперимента выделяется формирующий эксперимент, раскрывающий, формирующий или развивающий способности, качества личности военнослужащего в процессе выполнения специально разработанных заданий в специально созданной обстановке деятельности и общения. Формирующий эксперимент может быть направлен на развитие, например, таких качеств военнослужащего, как самостоятельность, трудолюбие, инициативность, ответственность, дисциплинированность, коллективизм, общительность, волевые, командные, организаторские навыки.

Достаточно широкое применение в практике высшей военной школы находит такой метод педагогической диагностики как анализ документов. Работа с документами - это важная, ответственная и достаточно трудоемкая часть деятельности педагога, психолога, в процессе которой вырабатывается предварительное представление о военнослужащем.

Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии и т. д.

Их изучение позволяет:

- выявить социальные предпосылки к формированию и закреплению у военнослужащего индивидуально-психологических качеств, способствующих или препятствующих обучению, адаптации в ВВУЗе, последующему профессиональному становлению;

- выделить в учебной, производственной, служебной деятельности до поступления в ВВУЗ конкретные проявления (факты), свидетельствующие о степени зрелости, активности различных психических процессов (функций), об устойчивости интересов, ценностных ориентаций, черт характера;

- определить направление и состав методик для дальнейшего исследования личностных особенностей и рекомендаций по обучению в ВВУЗе.

При анализе документов необходимо обратить внимание на:

- социальное происхождение, принадлежность к определенной этнической группе, территориальной общности (село, небольшой, крупный или средний город), профессиональной категории и т. д.;

- особенности непосредственного социального окружения - в семье, школе, производственном коллективе, среди сверстников и друзей и т.п.;

- основные события биографии человека, с которыми наиболее кардинально связано формирование индивидуальных особенностей.

Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно- психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Если информации в документах недостаточно, то следует дополнительно запросить интересующие данные о военнослужащем с предыдущего места работы, учебы, службы из отделения милиции, от родителей и т.д.

К комплексным методам педагогической диагностики в высшей военной школе можно отнести биографический метод.

Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит процесс ее становления, приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.

Многомерность биографии человека, включающая в себя совокупность деятельностей и отношений, ролей и функций, определяет комплексность метода. Основными источниками биографических данных являются:

- официальные биографические документы (характеристики, автобиографии и др.);

- практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в учебе и службе, выполнении нормативов и заданий);

- автобиографические данные (автобиография, биографическая анкета, беседа).

Сбор биографического материала начинается с изучения официальных документов личного дела. Основную цель анализа документации можно определить как получение информации о биографических данных, состоянии здоровья, моральных и индивидуально-психологических качествах, военно-профессиональной направленности и подготовленности военнослужащего.

Работа с документами помогает составить предварительное, но довольно целостное представление об обследуемом. Анализ практических результатов его деятельности дает возможность получить информацию о степени сформированности изучаемых качеств. В автобиографии необходимо обратить внимание на характер общения с окружающими, общественную активность, интересы и   склонности, военно-профессиональную направленность.

Автобиография позволяет проследить целостную картину жизненного пути, основанную на воспоминаниях.

При сборе информации применяется биографическая анкета, которая в достаточно полном объеме позволяет получить точные даты и объективные факты жизни, оценить направленность, склонности, моральные и другие индивидуально-психологические качества военнослужащего, определить их соответствие содержанию профессиональной деятельности. Расширить и уточнить полученный материал можно в ходе индивидуальной беседы.

Качественная обработка всего биографического материала сводится к интерпретации и описанию личности по жизненным показателям, к оценке ее направленности, характера, способностей, склонностей и т.д. Основной задачей интерпретации жизненного пути является установление последовательности формирования свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными факторами биографии.

Основными направлениями интерпретации биографического материала являются:

- определение факторов развития данного обучающегося (среды развития, собственной деятельности человека и др.);

- определение индивидуальных фаз жизненного пути;

- анализ структуры факторов в каждой фазе;

- выявление связей между фазами индивидуального развития.

Наиболее подробно биографической метод исследован военным ученым-психологом Н.И. Конюховым. Методикой, непосредственно реализующей данный метод является биографическая анкета.

Об индивидуально-психологических качествах личности можно судить по характеристике социально-психологической адаптации военнослужащего.

В целом, в ходе педагогической диагностики следует использовать в единстве, в системе различные методы. Это позволит наиболее полно, объективно и достоверно оценить уровень обученности, воспитанности, развития, индивидуальные и групповые особенности военнослужащих.

Применяемые методы педагогической диагностики должны обеспечивать выбор оптимальной системы способов решения психологических и педагогических проблем, улавливать динамику развития диагностируемых качеств и предполагать смену способов психолого-педагогического влияний с учётом изменения объекта обучения (развития, воспитания), позволять анализировать не только ход педагогического процесса, но и его результаты, условия, в которых он функционирует, динамику и перспективы личностного и профессионального развития военнослужащих.

 

АВТОР: Ефремов О.Ю.