01.12.2011 5018

Содержание педагогического процесса физического воспитания в высшей военной школе

 

Общее содержание требований к физическому воспитанию курсантов военных вузов и физической подготовке офицерского состава ВС РФ на протяжении многих лет не изменяется, дифференцируется лишь в плане предназначения, особенностей и специфики прохождения военной службы.

Между тем, современные преобразования, происходящие в государственной системе высшего образования, затрагивают систему подготовки офицерских кадров. Ведь известно, что неразрывность общества и армии является основным постулатом государственного функционирования. Сегодня парадигма доктрины военного образования направлена на процесс гуманизации и соответственно на повышения гуманитарной составляющей высшей военной школы. Генерал-майор А.И. Карманов, заместитель начальника управления военного образования МО РФ в своих докладах на военном совете неоднократно подчеркивал: «Стержнем гуманизации военного образования является формирование у обучаемых гуманитарного, профессионального мышления». В понятие гуманизации образования специалисты вкладывают самый различный смысл. Это и формирование нравственности и духовности на основе общекультурных и национальных традиций, достижение целостности знаний о человеке и ориентированности в системе гуманитарного знания, создание гуманитарных основ интеллигентности, формирование мотивации самообразования в гуманитарной области, создание благоприятных возможностей для самовыражения личности преподавателя и обучаемого, формирование гуманного отношения к людям, терпимости к другим мнениям, ответственности перед обществом.

Актуальность физического воспитания в настоящее время обусловлена, прежде всего, двумя важными обстоятельствами.

Во-первых, выполнением государственного заказа, продиктованного вступлением российского общества в совершенно иную ступень развития и, конкретно, стремлением руководства Вооруженных Сил перейти в основном на контрактную основу комплектования армии.

Во-вторых, тенденцией современного высшего образования, выражающейся в интенсификации учебного процесса, увеличении объема информации, применении интенсивных образовательных, информационных технологий, находящихся в противоречии с условиями сбережения здоровья субъектов.

В контексте сказанного рассмотрение образовательного процесса системы физического воспитания в высшей военной школе предлагается со следующих взаимосвязанных позиций, составляющих задачу нашего исследования:

1. Рассмотрение и анализ содержательной части педагогического процесса физического воспитания.

2. Рассмотрение процессуальной стороны педагогического процесса физического воспитания.

Приступая к процессу рассмотрения физического воспитания в высшей военной школе, есть необходимость остановиться непосредственно на самом определении «физическое воспитание». Это позволит нам, во-первых, более конкретно в дальнейшем подойти к выяснению его сущности, во-вторых более обстоятельно представить внутреннюю структуру и содержание данного вида воспитания.

С точки зрения антологии современной педагогики, дефиниции физического воспитания выглядят следующим образом. Так, по мнению И.Ф. Харламова, физическое воспитание должно занимать первое место в педагогике в связи с тем, что, как он считает, «физическое воспитание является основой для развития личности вообще». В его интерпретации, сущность физического воспитания сравнивается с физическим развитием и представляется, что «физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни».

С другой стороны Б. Лихачев видит физическое воспитание как средство, которое способствует преодолению некоторых жизненных противоречий и трудностей. В его понимании физическое воспитание есть «. целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности».

В коллективном труде кафедры педагогики Санкт-Петербургской Академии физической культуры под «физическим воспитанием» понимается «процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей».

Кафедра «Теории и методики физической культуры» этого же специального высшего учебного заведения в лице Выдрина В.М. связывает физическое воспитание с категорией «образование». «Подобно тому, как, - пишет он, - в процессе образования людей осуществляется их воспитание, так и в процессе физического образования идет физическое воспитание».

Дефиниция физического воспитания, таким образом, в его представлении выглядит, как «процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей».

Во всех определениях, «физическое воспитание» - это, прежде всего, педагогический процесс, который содержит в себе две основные его составляющие: обучение и воспитание, целостность которого характеризуют явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное его функционирование.

Таким образом, органическое единство воспитания и обучения согласно современной теории педагогики, предстает в системе высшего образования, как учебно-воспитательный процесс, направленный на удовлетворение потребности современного общества в образованных людях, способных решать производственно-экономические, научные, социально-культурные и специальные задачи, к которым относится и воинская деятельность.

Органическое единство воспитания и обучения выражается и в том, что знания, как предмет усвоения имеют три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные обобщения и понятия в совокупности с фактическим материалом), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировозренчески-нравственную (заключенные в знаниях мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи).

Следовательно, представляется, что при правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми тремя сторонами изучаемого материала, то есть усваивают теорию, вырабатывают умения и навыки применения их на практике, а также способы творческой деятельности и вместе с тем глубоко осмысливают мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.

Для методологически грамотного описания и анализа педагогического процесса физического воспитания в военном вузе, в органической связке воспитания и обучения, используем категорию «образование», выражающую дифференцированное значение данных понятий.

В педагогической интерпретации данная категория, разработанная классической немецкой философией - и в первую Вильгельмом фон Гумбольдтом, имеет огромное значение, при оценке результатов, которых добивается личность в своем развитии и воспитании.

Совершенно очевидно, как считает большое количество ученых как древности, так и современности, что многие проблемы взрослого человека возможно избежать, если уровень образования и, соответственно, культуры будет соответствовать гармоничному развитию личности. Идея гармонии и образования наиболее ярко нашла свое отражение в концепциях телесного образования, данного Песталоции в работе «О телесном воспитании»: «...истинное образование человека исключает любую форму односторонности». В своей версии элементарного образования Песталоции дал этой идее весьма запоминающее выражение: «Элементарное образование одного единственного из качеств души занимает и приводит в движение все чувства души, отдельные качества духа - все силы духа, а отдельные чувства и члены - все тело». С неопровержимой ясностью цитата доказывает, что элементарное образование человека должно включать в себя физическое образование. Взаимосвязь и взаимопроникновение духовного, физического и нравственного образования, объединенных в одно неразрывное целое, означает у Песта-лоции уравновешенность всех сил человека.

Соответствующий вывод по данной концепции следует что категория образования, как средства развития и формирования личности, позволяет нам осуществить раскрытие существующего процесса физического воспитания с позиции дидактических основ педагогики, так как считает П.И. Пидкасистый: «Дидактика - педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм».

Прежде всего необходимо определить какие задачи, преследуются физическим воспитанием в Вооруженных Силах РФ, и в высшей военной школе в частности.

Задачи физического воспитания, реализуются в процессе неспециального физкультурного образования военнослужащих, определенного, как «физическая подготовка» и, согласно дефиниции, данной В.М. Выдриным, имеющего вид: «Физическая подготовка - процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в профессиональной деятельности».

Все задачи физической подготовки в ВС РФ из объективных ее функций подразделяются на общие и специальные.

Общие задачи отражают общие требования учебно-боевой деятельности к физическому состоянию всех категорий военнослужащих и, в зависимости от значимости, подразделяются:

1. Задачи, направленные на обеспечение необходимого уровня развития элементов физической готовности военнослужащих к боевой деятельности;

2. Задачи, направленные на привитие военнослужащим знаний и соответствующих умений, позволяющих повысить их активность, сознательность и компетентность в процессе своего физического совершенствования;

3. Задачи, отражающие участие физической подготовки в повышении уровня развития других слагаемых боеготовности военнослужащих, ее содействие достижению всех необходимых параметров боеспособности личного состава.

Специальной задачей с учетом особенностей военно-профессиональной деятельности для курсантов военно-учебных заведений, осуществляющих подготовку инженерно-технического состава авиационных частей является: преимущественное развитие общей и силовой выносливости, ловкости, быстроты и силы, слаженности в коллективных действиях. Таким образом, для достижения цели физической подготовки и, соответственно цели физического воспитания в процессе обучения необходимо решить все вышепоставленные задачи. Исходя из этого, целевые установки обучения, если задачи обучения действительно научно обоснованны и точно сформулированы, придают системе современного физического воспитания военнослужащих конкретную направленность, обеспечивая правильный подбор средств и методов. Как считает И.Ф. Харламов: « цели обучения есть не что иное, как идеальное (мыслительное) предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащийся».

На сегодняшний день основной целью физической подготовки (физического воспитания) в Вооруженных Силах, согласно приказа Министра Обороны, является обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением.

Для осуществления, непосредственно самого процесса обучения необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: чему надо учить? На этот вопрос отвечает содержание образования, которое должно включать в себя систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственных идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

В процессе исследования нами установлено, что на систему физического воспитания будущих офицеров воздействует ряд объективных факторов, которые можно подразделить на специфические и неспецифические.

К неспецифическим факторам, оказывающим влияние на систему физического воспитания, относят:

- уровень политического, экономического и социального состояния страны;

- развитие науки и техники, степень реализации достижений научно-технического прогресса;

- содержание военной доктрины государства и вытекающая из нее концепция боевой и физической подготовки личного состава;

- состояние научного обоснования и эффективность функционирования системы физической культуры в стране;

- состояние системы образования в стране;

- состояние системы военного образования и научно-методическое обеспечение учебного процесса.

К группе специфических факторов, непосредственно влияющих на систему физического воспитания в военных вузах включены:

- требования современного боя к физическому состоянию военнослужащих;

- особенности комплектования и организация вооруженных сил;

- физическое состояние призывного контингента.

Следующий шаг в рассмотрении содержания физического воспитания в высшей военной школе - это необходимость определения психолого-педагогической теории учения, используемой в настоящее время, ее основных концепций и положений.

Теория человеческого учения в процессе своего развития совершенствовалась в соответствии с углублением философской мысли и достижениями социальных, психологических и педагогических наук. От основополагающей формулы дидактики выведенной Я.А. Коменским: «от чувств - к памяти, от разума - к речи и действию», основанной на философии эмпиризма и сенсуализма, до теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным, на основании обобщения научных данных отечественных ученых, таких как, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.С. Выготский, П.И. Зинченко.

Теория Гальперина нашла свое применение и в практике существующего физического воспитания, как наиболее универсальная теория, основная идея которой заключается в выявлении уровней сформированности умственных действий обучаемых, что способствует развитию педагогического диагностирования, которое, в свою очередь, обеспечивает разработку методов, приемов, способов и форм обучения в практике физического воспитания.

В рамках данной теории, как считает А.А. Реан, успешность обучения определяется созданием со стороны преподавателя и уяснением обучающимися ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением самой процедурой выполнения действий. Концепция данной дидактической теории основывается на первоочередности материализованных действий, что нашло по мнению специалистов широчайшее применение в практике армейского физического воспитания.

Научные основы содержания физического воспитания в военном вузе отталкиваются от общих и специальных факторов и научной теории обучения, и в полной мере оказывают свое влияние на содержания современного образования в данной области.

К ведущим научным основам, применяемым в содержании физического воспитания военнослужащих относят:

1. Направленность на формирование всесторонне и гармонично развитой личности;

2. Построение образования на строго научной основе, раскрывающей сущность общественной жизни, способствующей формированию гражданско-патриотической позиции;

3. Системность и логичность (от простого к сложному).

4. Наличие взаимосвязи с родственными дисциплинами;

5. Отражение связи теории с практикой;

6. Соответствие возрастным и физиологическим возможностям;

7.      Способствование профессиональной ориентации.

Перечисленные выше научные основы, должны обеспечивать не только гармоничное развитие личности обучаемого, но и обуславливать необходимость в обновлении и совершенствовании, как самого содержания физического воспитания, так и непосредственно педагогического процесса.

Переходя к нормативно-правовой базе содержания физического воспитания, необходимо отметить, что осуществлением руководства и организацией процесса физического воспитания в высших военных учебных заведениях занимается научно-учебное подразделение кафедра физической подготовки и спорта и учебный отдел. Деятельность их осуществляется в соответствии со следующими приоритетными государственными документами:

1. Федеральный закон «Об образовании» 1999 год.

2. Приказ министра обороны № 80 от 12 марта 2003 года, г. Москва.

3. Приказ министра обороны № 631 от 31 декабря 2000 года, г. Москва (Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001)).

4. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования 2000 год.

В соответствии с этими документами содержание образования и организация образовательного процесса определяется основной учебной программой профессионального высшего образования, которая включает в себя государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, которые в, свою очередь, устанавливаются соответствующим Государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров.

На основании вышеперечисленных документов разрабатываются основные рабочие документы кафедры: учебный план и учебная программа, в соответствии, с которыми далее составляются тематический план и расписание учебных занятий и проводится вся учебная работа.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования определяет обязательный минимум дисциплины «Физическая культура», включающий основные дидактические единицы, освоение которых должно быть предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала и требования к знаниям и умениям.

Вышеперечисленный перечень документов устанавливает стержень и руководящую основу деятельности вузов, однако непосредственно сам педагогический процесс выполнения образовательной задачи имеет ряд как специфических, так профессионально обусловленных нюансов имеющих отношение к личности обучаемого, педагога.

Один из ведущих компонентов в содержании физического воспитания, это обеспечение в процессе обучения высокой мотивации учебной деятельности. Согласно Е.П. Ильину, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувства долга, интересы и т.п.

Проблема мотивации обучения является одной из центральных проблем педагогики и педагогической психологии. В этом направлении проводили исследования такие ученые, как Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, М. В. Матюхина, В. Э. Мильман, А. К. Маркова. Результатом, как считает мэтр данного направления педагогики и психологии Е. П. Ильин, явились простое перечисление факторов, очерчивание области обсуждения данного вопроса, однако раскрытие целостной структуры мотива учения, причинно-следственной зависимости так и не было выявлено.

В формировании мотивации активного физического воспитания военнослужащих, относят следующие факторы:

1. Мотив поступления в вуз;

2. Социально-экономические и политические изменения в стране;

3. Семейные традиции;

4. Социальные условия жизни;

5. Профессиональная направленность личности.

На основании исследования, проведенного в условиях филиала Военно-воздушной академии за период 2000-2003 гг., иерархия мотивации активного физического воспитания курсантов, выглядит следующим образом:

1. Физическое совершенствование, связанное со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное в своем окружении, добиться признания, уважения, - 20,2 %;

2. Дружеская солидарность, продиктованная желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними, - 15,5 %;

3. Долженствования, связанные с необходимостью посещать занятия по физической подготовке, выполнять требования учебной программы,- 43,5 %;

4. Соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего, - 5,7%;

5. Подражания, связанные со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в результате физических упражнений, - 3,6 %;

6. Спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов - 4,9 %;

7. Процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий - менее 1%;

8. Игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха - 3,7 %;

9. Комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях - 5,4 %.

Результаты проведенного исследования показывают, что физическое воспитание, как ценность, практически не воспринимается, присутствует усиленный акцент на самоутверждении способом физического развития средствами физического воспитания, и долженствования по причине «чтобы не отчислили». Причем, наблюдается тенденция в формировании мотивации, имеющая все более ярче выраженную направленность по классификации мотивов спортивной деятельности, разработанной Н.Б. Стамбуловой, относящаяся к ситуативной (кратковременной, проходящей).

Организационно-деятельностный компонент процесса физического воспитания в военном вузе обеспечивает успешность, целенаправленность и эффективность учебно-воспитательной деятельности. Основой успешной теоретико-методологической деятельности по управлению физическим воспитанием является знание основных законов, закономерностей и принципов дидактики и, самое главное, воплощение их в методах, формах, приемах и средствах обучения и воспитания.

На разработку и применение принципов в педагогическом процессе оказывают влияние педагогические, социальные, философские, логические и психологические закономерности. Они обуславливаются также целями образования и воспитания, условиями среды, уровнем развития науки, характером освоенных обществом средств и способов обучения.

В последнее время в дидактике, как считает В.И. Загвязинский, утвердилось понимание принципа как рекомендации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей, он утверждает, что суть принципа в том, что это рекомендации о способах регулирования отношений противоположных сторон, тенденций учебного процесса, о способах разрешения противоречий, о достижении меры, гармонии, позволяющих успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Современные принципы, на которые опирается современная идеология физического воспитания в военном вузе, по сути и специфике можно подразделить на общие (социальные), методические и специфические.

К общим принципам, в которых наиболее ярко выражена основа объективных закономерностей физической культуры и учитывается специфика обучения военнослужащих относят:

1. Принцип гармоничного развития личности, суть которого заключается в выполнении требования принципа всестороннего развития личности, в направленности педагогического процесса, который гарантирует целенаправленное развитие всех основных физических способностей и учитывает объективные закономерности онтогенеза человека.

2. Принцип связи с жизнедеятельностью - для формирования профессиональной компетентности офицера этот принцип является приоритетным, определяя прикладную функцию физической культуры, ориентирован на методологическую направленность разработки и реализации программы физического воспитания курсанта, обуславливая значимость расширения функциональных возможностей организма в возникновении предпосылки для освоения новых видов, соотносящихся с основной (настоящей или будущей) деятельностью.

Методические принципы отражают предикативные связи с логикой определения меры педагогического воздействия на личность и позволяют педагогу решить комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Этими принципами являются: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип систематичности.

Специфические принципы, применяемые в физическом воспитании относятся к унифицированной группе принципов и отражают специфические закономерности построения учебного занятия. В число данных принципов, обеспечивающих педагогический процесс по дисциплине «Физическая культура», входят: принципы непрерывности, прогрессивности педагогического воздействия, цикличности и возрастной адекватности воздействия.

Реализация всех перечисленных принципов в педагогическом процессе физического воспитания будущего офицера формирует общие нормы организации учебного процесса и, в идеале, решает все проблемы и несоответствия в противоречивости многочисленных рекомендаций.

Логическим продолжением операционно-деятельного компонента является определение с помощью каких средств применяются все выше перечисленные закономерности и принципы дидактики, используемые в физическом воспитании воинов Вооруженных Сил РФ.

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». К средствам, используемым в физическом воспитании для физического совершенствования, относят: физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения - двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятия. Использование вспомогательных средств физического воспитания в Вооруженных Силах осуществляется в соответствии с «Уставом внутренней службы», «Наставлением по физической подготовке», «Руководством по медицинскому контролю за физической подготовкой и спортом».

К оздоровительным силам природы относятся: солнце, воздух и вода, имеющим огромное значение для укрепления здоровья и закаливания организма, так как вызывают значительные сдвиги в деятельности внутренних органов, улучшают обмен веществ и укрепляют нервную систему. Соответственно, в результате повышается ряд показателей характеризующих уровень физиологической адаптации таких как: сопротивляемость организма к холоду, жаре, резким колебаниям температуры, а также повышается устойчивость организма к инфекционным заболеваниям.

К гигиеническим факторам, способствующим более эффективному решению задач физического воспитания, относятся: санитарно-гигиеническая обстановка мест занятий и оборудования (чистота и кубатура помещения, чистота воздуха, температура, влажность, освещение), личная гигиена, гигиена учебно-боевой и спортивной деятельности, режим сна и питания. Гигиенические факторы и оздоровительные силы природы при правильном их сочетании с физическими упражнениями способствуют улучшению физического состояния военнослужащих и соответственно физическому воспитанию.

Воплощение основных принципов и закономерностей, средств обучения и воспитания происходит в реализации методов. Слово метод в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - отмечается в философском словаре

Таким образом, современная дефиниция «метода», с учетом ряда общих существенных признаков, присущих антологии развития педагогической мысли в физическом воспитании, выглядит, в понимании Курамшина Ю.Ф., следующим образом: «Метод - это разработанная с учетом педагогических закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которой позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую освоение им двигательных действий, направленное развитие физических качеств и формирование свойств личности.

Познание человеком окружающей его действительности осуществляется посредством первой и второй сигнальных систем. Через первую сигнальную систему действительность отражается с помощью органов чувств - анализаторов, а через вторую - опосредованно, путем образования понятий, суждений умозаключений на основе словесного воздействия. На основании данного физиологического факта, а также учитывая направленность методов на решение специфических педагогических задач, связанных с формированием отдельных сторон физического воспитания, методы можно подразделить на три большие группы:

1. Направленные на овладение знаниями.

2. Способствующие овладению двигательными умениями и навыками.

3. Направленные преимущественно на развитие физических качеств.

Первую группу методов, направленных на приобретение знаний, составляют методы, предусматривающие устную передачу и усвоение информации (словесные методы). В настоящее время, как пишет П.И. Пидкасистый, данные методы нередко называют устаревшими, «неадекватными», хотя, как он считает словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Устное изложение осуществляется в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Вторую группу составляют методы, направленные на формирование у военнослужащих прикладных двигательных навыков.

В зависимости от способа усвоения структуры двигательного действия в процессе разучивания их можно подразделить на:

1. Методы целостного упражнения;

2. Методы расчлененного упражнения.

Методы целостного обучения, преимущественно используются при разучивании наиболее простых упражнений, или при изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, основываются на том, что с самого начала движения нецелесообразно изучать по частям.

Методы расчлененного обучения предполагают разучивание упражнения по частям, по разделениям, или с помощью подготовительных упражнений. Как показывает анализ методической литературы данный метод применяют в следующих случаях:

1. При обучении координационно-сложным двигательным действиям;

2. При составе упражнения из большого числа элементов органически мало взаимосвязанных между собой;

3. Когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

4. Если в целом из-за трудности его выполнить нельзя, а разделить на части невозможно.

Третья группа методов, применяемых в системе физического воспитания воинов, имеет специфичный характер и применяется только в области физического воспитания. В основе методов, направленных на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств, лежит определенный порядок сочетания и регулирования нагрузки в процессе воспроизведения упражнения или тот или иной способ упорядочивания действий занимающихся и условий их выполнения.

В зависимости от величины нагрузки (объем и интенсивность), длительности и вида отдыха, а также и порядка их сочетания и регулирования классифицируют следующие методы:равномерный метод, переменный метод, повторный метод, интервальный метод, игровой метод, соревновательный метод, круговой метод.

Выбор и применение конкретного метода в практике физического воспитания военнослужащего зависят от ряда факторов и условий: поставленной цели и задачи обучения, воспитания и развития личности военнослужащего; характера содержания учебного материала, применяемых средств; состояния здоровья, уровня подготовленности, физического и умственного развития, психофизиологических особенностей и др.; возможностей самого преподавателя, его опыта, уровня теоретической и практической подготовленности; материально-технического и методического обеспечения; особенностей внешних условий, в которых проходят занятия и др.

Следующая составляющая процессуального компонента педагогического процесса в системе физического воспитания военнослужащих - формы проведения занятий.

Мнения по степени изучения, а также по формулировке данной категории педагогики в современной отечественной дидактике расходятся. Противоречия возникают во многом по причине не самого понятия «форма», а словосочетания возникающего с данным термином.

Научное толкование понятия «форма», происходящее от латинского «forma», означающее наружный вид, внешнее очертание, рассматривается как с позиции философии, так и чисто лингвистической. Понятие «форма» в энциклопедии определяется следующим образом: «форма есть внутренняя организация содержания. Форма обнимает систему устойчивых связей предмета».

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием. Исходя из двух определений, в интегрированной взаимосвязи, в понимании П.И. Пидкасистого, «форма - это специальная конструкция процесса обучения, характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности обучаемых».

К настоящему времени, в современной теории физической культуры, классифицируют две характерные формы построения занятия: урочные и неурочные.

Главной особенностью урочной формы, как пишет Шитикова Г.Ф., является: «руководство педагогом в течение точно установленного времени, в специально отведенном месте, коллективной двигательной деятельностью относительно однородной по составу группы занимающихся, с учетом их особенностей и индивидуальных возможностей».

Физическое воспитание курсантов в высших учебных заведениях организовано, и проводиться, согласно руководящих документов в следующих формах: учебные занятия, утренняя физическая зарядка, физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности.

Учебные занятия как основная форма физического воспитания будущего офицера реализуются в ходе учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Утренняя физическая зарядка является обязательным элементом распорядка дня и проводится с целью систематической физической тренировки, способствующей быстрому приведению организма после сна в бодрое состояние. Существуют различные варианты зарядки, зависящие от многочисленных факторов, прежде всего таких как, состояние и наличие спортивной базы, уровня подготовленности военнослужащих, особенностей внутрипро-фессионального разделения, климатических условий и географического расположения.

Физическая тренировка в процессе учебно-боевой деятельности -

специфическая форма физического воспитания, позволяющая использовать время, отводимое на служебную деятельность и боевую подготовку, для дополнительной физической тренировки личного состава, связывает физическую подготовку с конкретными задачами боевой учебы военнослужащих. Данная форма, учитывая особенности прохождения службы, включает в себя следующие виды: физическая тренировка в условиях дежурств, попутная физическая тренировка, физические упражнения при передвижении транспортными средствами.

Таким образом, специфические особенности различных форм физического воспитания воинов не исключают, а предполагают их органическую взаимосвязь на основе единой цели, средств, общих и специальных задач, объединяя их в эффективную систему.

Контрольно-регулировочный компонент, как составляющая педагогического процесса физического воспитания в своей сущности заключается в выявлении, осмыслении и оценке реальных условий, конкретных фактов динамики и результатов педагогического процесса. К основным функциям данного компонента относят: контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, корректирующую и информационную.

Осуществляемый контроль обеспечивает накопление данных о физическом состоянии, количественных показателях, а также об уровне знаний и двигательных умениях обучаемых. Совокупность этих данных позволяет вносить своевременные корректирующие действия в учебно-воспитательный процесс, тем самым способствуя улучшению его качества и эффективности, а также оценке физической подготовленности обучаемых за определенный период обучения.

Обучающая и воспитывающая функция контроля состоит в том, что данный процесс способствует развитию у обучаемых познавательных процессов, повышает его ответственность и самостоятельность.

К требованиям в осуществлении педагогического контроля, обеспечивающим полноценную информацию о предпосылках, развертывании и результатах данного процесса относят: своевременность, объективность, точность и достоверность, полноту и информативность, простоту и наглядность. Данные критерии позволяют выявить продуктивность педагогического процесса, в максимальном соответствии выявлять и фиксировать факты реальной действительности, предусматривают достаточную всесторонность контроля, а также предполагают доступность его форм и методов.

В учебно-воспитательном процессе физического воспитания военнослужащих, проходящих обучение в высших военных учебных заведениях, приняты, согласно нормативных документов, следующие виды контроля: периодический (поэтапный), текущий и оперативный.

Периодический контроль осуществляется в конце каждого семестра обучения и предназначен для определения состояния занимающихся, оценке как физической подготовленности, так и теоретической. Данный вид контроля позволяет установить конечные результаты определенного этапа обучения, сопоставить с предыдущими, оценить качество и подвести итоги учебно-воспитательного процесса.

Текущий контроль осуществляется в течение определенного срока, как правило одного месяца обучения, в течение семестра обучения. Его назначение - оценка качества учебного процесса, установка степени решения поставленной на данном этапе обучения задачи, а также выявление повседневных изменений в состоянии занимающихся. Необходимость и важность данного вида контроля заключается в возможности произвести анализ и оценку темпов учебной деятельности, в целесообразности и эффективности применяемых средств и методов, выявить состояние и работоспособность занимающихся и др.

Оперативный контроль как правило проводится в рамках одного занятия и предназначен для получении информации о изменении состояния занимающихся непосредственно во время выполнения упражнения.

Кроме перечисленных общих видов контроля в практике физического воспитания существуют частные методы контроля, такие как: наблюдение, хронометрирование, пульсометрия. На основании этих видов контроля можно достаточно верно судить о достоинствах и недостатках проведенного занятия, определить достижения и просчеты в учебно-воспитательном процессе, дать оценку деятельности педагога и рекомендации по ее совершенствованию.

Таким образом, содержание педагогического процесса физического воспитания, рассмотренное с позиции дидактических основ, может выступать, как считает немецкий дидакт Лотар Клинберг, как особый педагогический способ теоретического понимания системы образования, включающий в себя всю широту спектра постановки научных и идеологических вопросов. В свою очередь функции рассмотренных дидактических процессов, в его понимании, объясняют субъективно-индивидуальное сокращение процессов развития личности, усвоение результатов общественно-исторических процессов развития, или, в нашем случае усвоение учебного материала.

Исходя из этого, научное отражение проблемы формирования и развития личности может выступать в гармоническом единстве с теорией обучения, которая, в свою очередь связана с дидактическими процессами, основополагающим направлением задач которых является проблема отбора содержания образования и уровня образовательных возможностей личности.

 

АВТОР: Белов А.К.