01.12.2011 5262

Теории и технологии формирования физической культуры личности

 

Состояние физического воспитания, сложившееся в настоящее время в отечественной системе образования, показывает, что противоречия между научно-технологическим и теоретическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения в рамках образовательного и воспитательного процесса достигли критического предела. Данная ситуация не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к уровню психофизической культуры обучаемых, обеспечивающей возможность эффективного противостояния неблагоприятным факторам внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства современного общества. Отечественные ученые отмечают, что система физической культуры и спорта, включенная как микросистема в макросистему образования, не в полной мере создает условия для усвоения личностью духовно-ценностного и интеллектуального богатства физической культуры.

В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.М. Выдрин, Г.М. Соловьев и другие, считают, что причины столь неоптимального функционирования данной сферы образовательной деятельности нужно искать не только в низком качестве организации педагогического процесса изучения соответствующей дисциплины, но и в более общем характере и ракурсе данной проблемы. Суть ее, по мнению этих ученых, заключается в том, что педагогика не до конца смогла отрефлексировать физическую культуру как одну из наиболее важных сторон человеческой культуры, до конца сформулировать ценности и цели физического воспитания в единстве интеллектуального, нравственного и телесно-физического развития личности.

Нерешенность таких общетеоретических вопросов порождает более частные проблемы, такие как:

1. Игнорирование философско-культурологического аспекта феномена физической культуры в процессе организации образовательной деятельности как в средней, так и высшей школе. Данная проблема ассоциируется с нарушением в понимании целостности личности, с тем, что многие культурологические исследования игнорируют физическую культуру как равнозначную с другими видами культуры, оставляя без внимания сомато-психическую природу человека. Данное положение ограничивает ее эвристический потенциал, приводит к «издержкам» в системе организации воспитательного и образовательного процесса.

2. Присутствие разрыва в сомато-психической и социокультурной составляющих личности человека, выражающегося в том, что акцент ставится на частностях в педагогическом процессе, ведущих к рассогласованию в изучении медико-биологических, педагогических, психологических и социологических составляющих физической культуры, что лишает физкультурное образование его интегративного и предметного смысла.

3. Отсутствие в образовательном процессе направленности на взаимосвязь между физической культурой как полноценной составляющей профессиональной готовности и успешной профессиональной деятельностью.

Подобная ситуация определяется объективными факторами, имеющими свои корни в эволюции концептуальных теоретических положений содержания физической культуры в образовании, и процессом становления и реализации современного методологически обоснованного целеполагания формирования физической культуры личности.

Известно, что отправным моментом в теории физического воспитания являются обобщенные исследовательские данные, концентрированные в содержаниях учебников, учебных пособиях и образовательных программах, обеспечивающих информационную часть как в системе высшего, так и среднего образования. Прослеживая историю становления современного целеполагания физического воспитания, можно установить динамику формирования понятийного аппарата учебной дисциплины, уровня научных представлений о предмете. Установить направленность системы воспитания, ее основные закономерности функционирования, выражающиеся в целях, задачах и наиболее общих принципах регламентирующих деятельность по физкультурному воспитанию.

Например, в учебнике по теории и методике физического воспитания под редакцией Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова отмечается, что особенность физического воспитания состоит в том, что это процесс, направленный на формирование двигательных навыков и физических качеств человека. Иначе, авторы видят физическое воспитание, задача которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении, развитии физических качеств) человека. Обучение движениям объявляется первостепенным и основным содержанием физического образования, т.е. системным освоением человеком в процессе обучения рациональным способам управления своими движениями, приобретение необходимого жизненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

В определении понятия «физическая культура» в данном издании цель физического воспитания выступает как воплощение результативной стороны физической культуры, выражающееся в определении уровня физической подготовленности и физического развитии людей. Целью системы физического воспитания, исходя из исторических и политических предпосылок эпохи издания учебника, декларировался процесс воспитания физически совершенных людей, всесторонне физически подготовленных к творческому труду и защите Родины. Задачей данного вида воспитания являлось обеспечение всестороннего развития физических качеств и основанных на них физических двигательных способностей, совершенствование телосложения, укрепления здоровья, достижение и многолетнее сохранение высокой общей работоспособности.

Образовательные задачи предусматривали акцентирование системного формирования жизненно важных умений и навыков, доведение их до необходимой степени совершенствования в том числе и спортивной.

Таким образом, содержание знаний в данной области определялось в основном предпосылкой сознательного освоения двигательных умений и навыков, применением их в практической жизни, а также информацией о личном и общественном значении физического воспитания, и знаниях, позволяющих самостоятельно использовать ценности физической культуры в целях самовоспитания.

Примерно в том же плане происходит рассмотрение теоретических аспектов физической культуры в адаптированном для вооруженных сил учебнике по теории и организации физической подготовки войск, под редакцией полковника Вейднер-Дубровина Л. А., в котором отмечается, что понятие «физическая подготовка» по смыслу совпадает с понятием «физическое воспитание», но характеризует его прикладную направленность. В его интерпретации «Физическая подготовка - это специализированный педагогический процесс совершенствования физических (двигательных) способностей, осуществляемый с учетом специфических особенностей его деятельности.

В данном издании к основным понятиям, характеризующим разработанность основных теоретических положений, автор относит: физическое состояние, физическую подготовленность, состояние здоровья.

Таким образом, наблюдается смещение акцента в теории физической культуры в историческом процессе ее становления и развития в сторону результативных показателей, характеризующих лишь морфологические особенности, функциональные возможности и двигательные способности.

Целью физического воспитания, декларированной, в основных руководящих документах обеспечивающих деятельность военных специалистов по физической культуре («Наставление по физической подготовке» издания 1978 и 1987 гг.), определялось, как «... обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности». Помимо этого направленность физического воспитания детерминировалась и поддержанием высокого уровня работоспособности и привития привычки к самостоятельным систематическим занятиям физическими упражнениями. То есть ни о каком ценностно-регулятивном, социально-культурном и интеллектуальном единстве физической культуры в контексте образовательной деятельности речь не шла, не говорилось и об использовании ценностей данного вида культуры в формировании личности обучаемого.

В контексте исследования необходимо рассмотреть и содержание основного понятийного аппарата теории физической культуры. В учебнике под редакцией Л.П. Матвеева физическая культура определяется как отрасль культуры общества и личности. Однако суть понятия «физического воспитания» в данном учебнике не изменилась, конечным результатом по прежнему в целеполагании является физическое совершенство.

В учебнике «Теория и методика физического воспитания» под редакцией Б.М. Шияна взгляд на содержание и определение понятия «физическая культура» имеет ту же графологическую последовательность, как и в учебнике 1976 года под редакцией Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. При той же цели, физическое совершенство, автор определяет три группы задач физического воспитания: гармоническое развитие, образование и оздоровление.

В.А. Ашмарин в учебнике «Теория и методика физического воспитания» понятие «физическая культура» трактует как процесс и результат деятельности по преобразованию своей физической (телесной) природы, как совокупность материальных и духовных ценностей общества, издаваемых и используемых им для физического совершенства. Использование автором в определении «физической культуры», энциклопедической основы понятия «культура», представляется как процесс и результат деятельности, а не как социальный феномен или явления.

Подобное положение сложившееся, в теории физической культуры в отечественном восприятии ведущими теоретиками данной области имеет свои объективные основания. Традиционная система физического воспитания складывалась под влиянием практических потребностей общества и требований к полноценной физической подготовке человека к профессиональной деятельности. В образовательные системы, как в военных, так и в гражданских вузах физическая культура входила как средство формирования двигательных умений и навыков. При этом ее роль в интеллектуальном, нравственном и эстетическом воспитании только декларировалась, между тем консерватизм в этом плане проявляется и до сегодняшнего дня. Все это крайне негативно отражается на ценностном восприятии физической культуры как составляющей общей культуры личности, а также не могло не деформировать систему воспитания физической культуры обучаемых. В результате общество обрело значительное снижение культурного потенциала физической культуры как важнейшей сферы человеческой практики, за счет недооценки ее возможностей в развитии интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций личности и в особенности процесса ее формирования.

Возникновению современной основополагающей цели (формирование физической культуры личности) по дисциплине «Физическая культура» предшествовало развитие научной мысли в общей педагогике, психологии, философии и теории физической культуры, а также процесса реформирования системы отечественного образования, отвечающего требованиям, потребностям и устремлениям общества к удовлетворению свобод интересов личности.

Данная цель включает и образовательный, и интеллектуальный, и духовно-ценностный, и психологический компоненты физической культуры, как в целом культуры, так и учебной дисциплины (включающей теорию и практику), предметом которой они и являются.

Противоречивость в понимании феномена физической культуры, вызвана чрезвычайно сложной методологической основой и, как считают некоторые ученые (Николаев Ю.М., 1998, Пономарев Н.И.,1987, Столяров В.И., 1988), невозможностью ее полного и адекватного понимания в рамках педагогических наук и соответственно необходимостью раскрытия потенциальных возможностей физической культуры в формировании личности в единстве физической и духовной природы.

Однако если провести ретроспективный анализ содержания понятия «физическая культура» можно проследить определенную направленность генезиса развития знаний о данном феномене и выраженную тенденцию возрастания ее духовных компонентов и начал. Основоположниками данного направления в сфере физической культуры являются В.М. Выдрин, М.Я. Виленский, В.И. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, Г.М. Соловьев и др.

Для более операционного использования категории «физическая культура», есть необходимость уточнения ее содержания и смысла данного феномена. Наиболее перспективным и функциональным подходом в настоящее время в отечественной теории физической культуры считается трактовка данной сферы культуры как многогранного и интегративного явления, то есть в рассмотрении его в единстве и взаимосвязи со следующими составляющими: 1) процессуальными формами (физкультурной рекреации, физкультурного образования, спорта, физкультурной реабилитации, физическая подготовка); 2) видами физкультурной деятельности (рекреационной, образовательной, спортивной, реабилитационной); 3) структурными компонентами; 4) системой потребностей; 5) ценностями; 6) функциями.

Все же для понимания подлинной сути феномена физической культуры и, соответственно, оптимизации на этой основе образовательной практики весьма продуктивным и методологически обоснованным для полного и универсального понимания взаимосвязи культуры и личности представляется необходимость вычленения «пространства» феномена культуры.

К исходным методологическим позициям, учитывая универсальность, многокачественность и динамизм данного феномена, можно отнести согласно исследованиям профессора Барулина В.С., следующие аспекты культуры, на основании которых более верно и четко можно будет «охватить» феномен физической культуры, представить его с точки зрения общественного явления. К таким аспектам относят:

1. Гуманистический аспект культуры - раскрывает сущность, природу, жизнедеятельность человека, определяет его как центр культуры, единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура.

2. Созидательный аспект культуры - данный аспект характеризует культуру с точки зрения творческой жизнедеятельности человека, к каким общим целям и результатам она устремлена. С точки зрения данного аспекта, культура выступает слагаемым человеческой деятельности, благодаря которому происходит развитие, саморазвитие личности как общественного существа.

3. Ценностно-регулятивный аспект культуры - важнейшая методологическая грань культуры, определяющая родовую сущность человека, совокупность всеобщих представлений о высшем предначертании человека в мире, выступает ведущей составляющей частью духовной саморегуляции, составным звеном активного воздействия сознания, на всю жизнь общества.

Нахождение всех выше перечисленных аспектов культуры в неразрывной связи и взаимопереплетенности раскрывает целостность данного феномена и соответственно человеческой личности, образуя при этом качественную определенность категории «культура», через совокупность этих аспектов.

Таким образом, культура в исходном понимании представляется как процесс созидания человеком самого себя, с учетом же перечисленных аспектов профессор Барулин В. С. предлагает определение сущности культуры как «...процесс созидания и развития общественного человека во имя реализации своей родовой природы при помощи всех созданных им материальных и духовных средств, всего богатства общественных отношений и форм, это процесс самосозидания человека в его общественной жизни ».

Соответствующие выводы согласно данного определения позволяют нам представить сущностные характеристики культуры в следующих направлениях:

1. Культура как процесс человеческой деятельности - представляет нам культуру как различные формы индивидуальной и общественной активности по преобразованию объективной и субъективной реальности. То есть понимание культуры через процесс человеческой деятельности, обращение к категории «деятельность», позволяющей наиболее адекватно осуществить процесс рассмотрения динамики культурных процессов по преобразованию окружающего мира и человека и его личности соответственно.

2. Материальный уровень культуры - позволяет увидеть культуру как результат по преобразованию окружающего мира и личности, то есть совокупность продуктов культурной деятельности. Раскрывает нам предметный мир культуры, результат стремления человечества к совершенству и фиксирует представление идеальной формы человека о предметах культуры, а также формирует его представление о путях, способах и технологиях ее достижения.

3. Культура как совокупность ценностей, норм, идеалов - обеспечивает смысл существования человека и общества, процесс поиска и воплощения в реальность ключевой категории анализа ценностно-нормативной базы культурной системы в виде «идеала», обеспечивающего направленность суммарного вектора развития культуры, определения перспективы человеческого бытия в индивидуальном преломлении.

Таким образом, если дефиницию понятия «физическая культура» рассматривать с позиции, представленной Л.П. Матвеевым (1976),(1983), Мань-ко Ю.В. (1985), Б.М. Шияном (1988), В.М. Выдриным (1999) определяющей вид данной культуры как результат деятельности, а ее качественные результаты через степень эффективности и полезности для человека и общества, для выполнения ими своих социальных обязанностей, то в результате переноса данного феномена в сферу философского понимания происходит нарушение диалектического понимания данной категории.

Противоречие выражается в том, что совокупность материального и духовного в сфере физической культуры проявляется в неделимом единстве.

Многообразие дефиниций понятия «физическая культура» в понимании отечественных теоретиков данного вида культуры (С.Э. Александров, В.А. Ашмарин, В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Л.Н. Ильина, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.И. Столяров, Ф.П. Суслова, Г. Д. Харабуги, во многом раскрывают ее содержание и смысл данного феномена, однако в процессе осмысления сущности физической культуры с точки зрения данных авторов, создается чувство незавершенности четкого представления о данном предмете. Поэтому целесообразно использовать несколько взаимодополняющих концепций, позволяющих исследовать различные грани данного феномена, в том числе и культурологической, фиксирующей внимание на ценностно-нормативной природе, позволяющей с другой, более приближенной к образовательной точки зрения посмотреть на средства и методы физического воспитания, оценить роль физических упражнений, глубже понять природу и потенциал двигательных действий.

В этом контексте наиболее полным и всеобъемлющим выступает определение физической культуры, данное Г.М. Соловьевым, учитывающим и интегрирующим всех предыдущих авторов, перечисленных выше. Таким образом определение предложено в следующей формулировке: «физическая культура - это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен, представляющий собой исторически определенный уровень материальных,(в единстве духовных, научно теоретических и инструментально- практических) достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки, интегрированных в культуру образа жизни и психофизического здоровья общества», раскрывает подлинную сущность и многокомпонентность данного феномена.

Такое понимание физической культуры позволяет осуществить переход от категории физических упражнений как основного средства физического воспитания к понятию физкультурная деятельность. К основному виду которой, в вузе необходимо отнести физкультурное образование, выступающее основным технологическим звеном в формировании физической культуры личности обучаемого. То есть под пристальное внимание нашего исследования попадает непосредственно сам образовательный процесс, выражающийся категорией «деятельности», и определяющий уровень развития физической культуры человека.

Современное состояние исследований в сфере физической культуры показывает, что наметившаяся тенденция в переходе от медико-биологических аспектов к педагогическим, психологическим, социологическим, философским, смещает акценты: от биологического - к социальному, от физического - к духовному, от организма - к личности. Данная тенденция находит выражение в практической деятельности, в частности в разработке современных педагогических образовательных технологий с использованием средств физической культуры в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения.

Вошедшее на современном этапе в педагогический лексикон понятие «педагогическая технология» воплотили в себя огромнейший опыт инноваций в данной сфере деятельности. Проектирование педагогических процессов с точки зрения целостного явления, определяет наличие ряда признаков, характеризующих и соответствующих «технологическому» подходу. К таким признакам согласно В.Г. Афанасьеву необходимо отнести:

1. Наличие интегративных качеств;

2. Наличие составных элементов (компонентов);

3. Наличие структуры (наличие связей и отношений между частями и элементами);

4. Наличие функциональных характеристик;

5. Наличие коммуникативных свойств (связей с окружающей средой);

6. Историчность, преемственность.

Однако при всем определенном наличие признаков педагогических технологий в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

В толковом словаре: «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

В понимании Б.Т. Лихачева, педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

В.П. Беспалько видит данное понятие следующим образом: «Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса».

По мнению М Чошанова, технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.

Общемировое видение данного педагогического термина выглядит как: «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

Согласно представленных определений педагогической технологии, следует, что данная категория имеет максимальную степень своей содержательной части с учебным и соответственно дидактическим процессом: целью, структурой, средствами, методами, формами, мотивацией и непосредственно самой деятельностью преподавателя (учебного подразделения) и обучаемого А.Я. Савельев отмечает, что в условиях структурно содержательной реформы высшего образования значительно возрастает роль подсистемы, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий обучения. Необходимы инновационные проекты и решения в сфере технологий образования, адекватно отражающие государственную образовательную политику, в основе которой лежат гуманистические ценности, свободное развитие личности.

Сегодня считаются приоритетными такие направления развития технологий обучения в высшей школе, которые имеют целью:

- актуализацию содержания и методов обучения за счет активного использования в учебном процессе результатов и технологий научного поиска, повышения на этой основе эффективности самостоятельной творческой работы обучаемых, внедрение в учебный процесс высоких интеллектуальных технологий (включая элитные), предусматривающих формирование знаний с целью получения нового интеллектуального продукта;

- повышение эффективности образовательного процесса за счет внедрения новых информационных технологий, вовлечения в образовательный процесс информационных ресурсов международной распределительной системы баз знаний, обеспечение свободного доступа к ней обучаемых и преподавателей;

- создание психологически комфортной среды обучения, обеспечивающей академические свободы преподавателю и обучаемому при выборе форм и методов обучения, условия для ритмичной интенсивной учебной работы и ее стимулирования;

- получение фундаментальных результатов в технологиях обучения, что позволит обоснованно реорганизовать обучение в высшей школе в сфере дополнительного и профессионального образования.

Таким образом, согласно публикациям В.П. Беспалько, О.В. Долженко, В.С. Леднева, Б.Т. Лихачева, В.Д. Шадрикова, А.Н. Майорова, В.С. Игропуло, можно конкретизировать основные сущностные характеристики педагогических технологий и для функционального описания представить в виде трех основных составляющих, адаптированных для сферы физической культуры Г. М. Соловьевым.

1. Идеология - информационная составляющая, отвечающая на вопрос что? В состав данной составляющей входит современная концепция и принципы, на которые опирается система. В частности образовательная система в области физического воспитания опирается на общенаучные и специфичные принципы. Информационную составляющую педагогической технологии процесса физического воспитания курсанта военного вуза дополняет Государственный образовательный стандарт, который предъявляет к выпускнику требования в соответствии со стратегической целью современного физического воспитания - формирование физической культуры личности.

Исходя из этого, выпускник должен:

- понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

- знать основы физической культуры и здорового образа жизни;

- обладать системой практических умений и навыков обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств самоопределения в физической культуре;

- приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Мощная научно-теоретическая основа первой составляющей раскрыта и обоснована с позиции психолого-педагогических и физиологических закономерностей физического воспитания в многочисленных трудах отечественных ученых: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Л.А. Орбели, А.Н. Крестовников, Н.В. Зимкин, Н.А. Берштейн, Н.Т. Озолин, Л.П. Матвеев, А.Н. Макаров, С.И. Архангельский, В.А. Ашмарин, В.И. Столяров, М.Я. Ви-ленский, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Г.М. Соловьев и др.

2. «Орудия» труда (чем?) - инструментальная составляющая, применительно для учебного заведения в состав данной составляющей входит его материально-техническое оснащение, которое определяется четырьмя компонентами:

1) наличием спортивных залов, стадионов, бассейнов, спортивных площадок, окружающей природной средой и их санитарными условиями;

2) наличием спортивного инвентаря и оборудования, тренажеров, различных устройств и приспособлений, их техническим состоянием;

3) наличием аудио- и видеотехники, компьютеров, диагностической аппаратуры и специальной аппаратуры, позволяющей проводить научные исследования;

4) наличием учебников, учебных и методических пособий по различным направлениям физической культуры, программ и наглядных пособий.

3. Кадры (кто?) - социальная составляющая технологии, является основополагающим звеном системы образования, реализующих «идеологию» с помощью «орудий», соответствующих требованиям к уровню образованности и культуры.

Социальная составляющая педагогической технологии - преподавательский состав, осуществляющий непосредственно педагогический процесс.

Это основополагающее звено в сложной системе организации высшей школы, является одним из самых высоковостребованных в наличии огромного комплекса требований. Успех деятельности кафедры физической подготовки, впрочем, как деятельность любой другой кафедры вуза, зависит как от слаженности совместного труда, согласованности действий, понимания задач и целей, значимости и специфики своей деятельности, так и от индивидуальностей личности каждого педагога. Важнейшей характеристикой личности любого преподавателя является совокупность общей и педагогической культуры.

Выделение педагогической культуры как особого феномена обусловлено спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности педагога. Педагогическая культура - сложное образование в структуре личности преподавателя, она представляет собой определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, его совершенства в этой деятельности, достигнутый им уровень развития как профессионала - педагога. Педагогическая культура во многом способствует реализации требований личностно и социально- деятельностного подхода к изучению педагогических явлений и совершенствованию учебно-воспитательного процесса военного вуза, на основе использования внутренних резервов.

Однако основой любой специфической культуры личности прежде всего выступает общая культура. Она отражает уровень его образования, общую воспитанность, круг интересов и потребностей, норм поведения. Подводя черту под краткое содержательное описание основных составляющих профессиональных свойств личности педагога необходимо отметить, что высшей степенью педагогической культуры, ее проявлением в реальной жизни является педагогическое мастерство, которое представляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные задачи».

Кроме всех выше перечисленных составляющих педагогической технологии в сфере физической культуры, любая образовательная технология должна удовлетворять, согласно мнению Г. К. Селевко, некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности), таким как:

1. Концептуальность - присущность опоры на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое, и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

2. Системность - обладание всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

3. Управляемость - возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапность диагностики, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.

4. Эффективность - гарантирование достижения определенного стандарта обучения, конкурентоспособность по результатам и оптимальным затратам.

5. Воспроизводимость - возможность применения, педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждения.

Провозглашенный в российском образовании принцип вариативности дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

Известно, что начальным компонентом педагогической деятельности является знание педагогом потребностей и тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Этот компонент определяет характер и содержание педагогической деятельности, ее цели и задачи по формированию личности. Вторым ее компонентом являются многообразные научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленные человечеством в области образования, культуры, производства, общественных отношений. Третьим компонентом являются собственно-педагогические знания, опыт, мастерство, интуиция.

Модель обучения (модель учебного процесса), основным признаком которой является деятельность учащихся, - та преобладающая, стержневая деятельность, которую строит учитель в рамках соответствующего технологического подхода. По мнению M.B. Кларина, анализирующего зарубежный опыт, понятие модель обучения «стягивает», обобщает, объединяет дидактические разработки, помогает охарактеризовать линии дидактических поисков. А.И. Уман подчеркивает, что технологический подход к обучению ставит целью сконструировать учебный процесс, отправляясь от заданных исходных установок: социального заказа, образовательных ориентиров, целей и содержания образования. В отечественной педагогике ему посвящены работы В. П. Беспалько, В.И. Боголюбова, Т.А. Ильиной, М.В. Кларина, А.И. Космодемьянской, Н.И. Микандрова.

К. Н. Ахлестин, В. В. Пикан, Т. Н. Шамов и другие, выделяют три побудительные причины возникновения и практического использования педагогических технологий: 1) необходимость внедрения в педагогику системно деятельностного подхода; 2) потребности мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности; 3) возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учеников и учителя, обеспечивающих гарантированные результаты обучения снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного преподавателя.

Г.К. Селевко. подчеркивает, что педагогическая технология должна являться содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов и представляться тремя аспектами: научным (как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы); процессуально-описательным (как описание алгоритма процесса, совокупность целей, содержание методов и средств для достижения планируемых результатов обучения); процессуально-действенным (как организация, осуществление технологического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методико-педагогических средств).

Таким образом, на основании педагогической технологии, возможно осуществления попытки привести в соответствие образовательно-воспитательную систему будущего офицера, механизм его физкультурного образования, с требованием современного общества к уровню физической культуры личности индивида. Применение технологии позволит изучить совокупность оптимальных условий для гармоничного развития и функционирования личности, реализации человеко-творческого потенциала посредством физической культуры в рамках образовательной системы высшей военной школы. Однако для целенаправленного и диагностичного проведения исследования, создания и реализации педагогической технологии в области физической культуры, а также для соблюдения методологических принципов (критериев) и требований к технологии, есть необходимость в уточнении и установлении содержания критериальнных компонентов физической культуры личности курсанта в системе физкультурного образования курсанта военного вуза.

 

АВТОР: Белов А.К.