01.12.2011 3289

Становление проблемы психического «выгорания» в психологии

 

Проблема психического «выгорания» впервые появилась в США как социальная проблема, а не как исследовательский конструкт.

Одним из основоположников идеи выгорания был американский психиатр H.J. Freudenberger. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у работников психиатрических учреждений (деморализация, разочарование и крайняя усталость) и назвал его запоминающейся метафорой; - «выгорание» (burnout). Им же была разработана новая модель для рассмотрения дистресса и функциональных нарушений связанных с работой.

Другой основоположник идеи выгорания социальный психолог С. Maslach несколько позднее опубликовала ряд работ, в которых ею были представлены результаты исследования того, как люди справляются с эмоциональным возбуждением на работе. Она изучала процесс потери интереса к работе и проявление негуманного отношения к клиентам и обнаружила, что как эмоциональное возбуждение, так и данные явления оказывали, влияние на профессиональную идентификацию и.поведение индивида на работе. С. Maslach назвала этот процесс «выгоранием». Она определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам.

Реакцией на появление нового термина был огромный поток публикаций практиков в различных профессиональных областях. В основном это были представители профессий «человек-человек», от которых требовалась в работе эмоциональная вовлеченность. Зарубежные исследования работы врачей, социальных работников, учителей, полицейских и юристов показали; что эти профессии в большей степени подвержены влиянию феномена выгорания.

В исследовании данного феномена можно условно выделить два этапа. На первоначальной стадии исследования данного феномена выгорание было определено в терминах клинических описаний. Первые исследования были представлены с точки зрения клинического подхода (использовалось не-стандартизированное интервью, наблюдение, анализ, разбирались симптомы выгорания).

Литература о «выгорании» необычна тем, что подавляющая часть из более тысячи книг и статей, написанных на эту тему с 1974 года, представляет собой краткие рассказы о случаях, написанные практикующими врачами, а не учеными. Исследования носили главным образом описательный и эпизодический характер. Обзор литературы показал, что в основном они содержали идеи и предложения о различных причинах выгорания и работе с ним. Отсутствие эмпирических данных не позволяло сравнивать результаты разных авторов между собой.

Некоторые из авторов (King, 1993) возражали против термина «выгорание « из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией, либо рассматривали как странную психиатрическую химеру (Morrow, 1981). Другие устанавливали связь с существующими моделями, например теорией общего стресса (Hobfoll, Freedy, 1993), приобретенной путем научения беспомощностью (Meier, 1983) и психодинамикой беспомощности у представителей помогающих профессий (Adler, 1972), моделью самоэффективности и компетентности Bandura (Cherniss,1993) и компульсивным оказанием помощи при «синдроме помогающих профессий « (Malan, 1979). С точки зрения определения стрессового < процесса Selye(1956) «выгорание» пытались приравнять к третьей стадии (истощение), которой предшествует стойкий и неподдающийся контролю уровень возбуждения (Robets, 1997).

Неправомерное расширение смысла термина породило опасность потери всякого смысла вообще, вследствие чего многие противники указывали на необходимость отказаться от этого понятия полностью.

Трудности: исследования синдрома до 1980-х годов связаны не только с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик, но и с отсутствием соответствующего измерительного инструментария.

Позднее, на второй (эмпирической) стадии акцент сместился на систематическое исследование и измерение показателей этого явления. В 80-х годах прошлого века началось конструктивное, целенаправленное экспериментальное исследование феномена «выгорания». Появление в 1980 году шкалы « Staff Burnout Scale for Health Professionals» (J. Jones) и издание в 1982 году опросника «Maslach Burnout Inventory» (С. Maslach, S. Jackson) дали возможность стандартизировать проводимые исследования,и привели к тому, что изучение проблемы «выгорания» приобрело на Западе практически массовый характер. Разнообразные научные идеи стали дополняться научными методами исследования. Разработка стандартизированных. измерений выгорания позволила исследователям использовать, более точные определения и: методические инструменты. Следствием этого5 стало увеличение количества публикаций о выгорании, оно стало активно изучаться не только в США, но и в Канаде, Голландии, Польше и др.

Однако теоретическое обеспечение этих исследований было еще очень слабым. Часто не наблюдалось концептуальной модели выгорания, на основании которой выдвигались и проверялись гипотезы. Выбор переменных нередко был случайным. Все это вело к проблемам интерпретации получаемых результатов.

В настоящее время теоретические и практические разработки проблемы выгорания активно прогрессируют. Этому способствовало возникновение единого соглашения по операциональному определению выгорания, появление валидных методик оценки выгорания, что позволяет интерпретировать знания о выгорании в контексте определенной концепции выгорания и планировать исследование в рамках теории выгорания.

В последние годы проблема изучения психического выгорания как феномена отрицательного влияния профессиональной деятельности на личность привлекла внимание отечественной психологии (Т.В. Форманюк, Н.В; Гришина; В.Е. Орёл; А.А. Рукавишников).

Однако, несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований в мировой, особенно зарубежной, науке, не существует единого понимания сущности психического выгорания и его механизмов. Поэтому необходимо рассмотреть основные существующие подходы к понятию психического выгорания и его структуре, вскрыть причины его возникновения, рассмотреть его проявления в разных профессиональных областях.

 

АВТОР: Большакова Т.В.