12.12.2011 10056

Повышение квалификации учителя начальных классов

 

Повышение квалификации сегодня справедливо признаётся основным способом обеспечения соответствия квалификации учителей современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают наполовину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации.

Научная организация учебного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования требует реализации следующих принципов;

1. Всестороннее развитие слушателя по сферам человеческой деятельности (управленческая, экономическая, экологическая, научная, художественная, педагогическая, физкультурная и медицинская). Учебное заведение должно создать условия для развития личности человека в тех сферах, где он недостаточно подготовлен, и проявление его разносторонних способностей.

2. Целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулей. Целевая подготовка реализуется путем сочетания двухуровневого обучения. Сначала в течение 1 недели проводится базовый курс проблемных лекции и деловых игр по педагогике управления, экономике, социологии, психологии. Затем в течение 3-6 дней - специализированные семинары по одной из выбранных слушателем дисциплин. Интенсивное обучение по 8 часов позволяет дать слушателям новые знания в течение короткого времени. Обучение с отрывом от производства позволяет сконцентрировать усилия па повышении квалификации и заботе о здоровье.

3. Широкое использование методов активного обучения (МАО) с доведением их до 60-75% от общего фонда учебного времени. К ним мы относим: деловые и ролевые игры, анализ конкретных ситуаций, аукционы идей, круглые столы, социально-психологические тренинги, практические занятия в малых группах в форме диалога с преподавателем, программированное обучение с использованием персонального компьютера. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал человека и в шоковой ситуации моделировать решение управленческих проблем.

4. Привлечение высококвалифицированных ученых, педагогов и руководителей и ориентация обучения на личность преподавателя. Для этого в образовательном учреждении должны работать лучшие преподаватели из вузов и НИИ, высококвалифицированные специалисты предприятий, известные государственные и хозяйственные руководители, деятели культуры и искусства и др.

5. Гибкая обратная связь со слушателями. Устанавливается путем учета индивидуальных интересов руководителей и специалистов на основе их социологического опроса о желательной программе обучения до начала занятий и ежедневного анкетирования слушателей по результатам учебного дня с помощью балльной системы оценок. Ведение рейтинга преподавателей осуществляется гласно. Устанавливается определенная зависимость оплаты труда от результатов оценок слушателей.

6. Комплексная оценка потенциала слушателей» Реализуется путем балльной оценки профессиональных знаний и умений, творческой и деловой активности, социологии и психологии личности, здоровья и работоспособности и т.д. Оценка характеризует потенциал человека в конкретной программе обучения и группе слушателей. Постоянное ведение рейтинга в условиях гласности способствует развитию духа конкуренции, состязательности и мобилизации творческой активности.

7. Индивидуально-групповой метод обучения. Принцип реализуется путем совмещения поточных проблемных лекций, где присутствуют все слушатели (до 50 чел.), групповой формы проведения методов активного обучения (до 25 чел.) лабораторных работ и тренингов с малыми группами (до 12 чел.) с индивидуальными консультациями, когда идет прямой диалог «преподаватель - слушатель». Индивидуально-групповой метод позволяет использовать потенциал и интересы отдельного человека и принцип коллективизма, когда работает группа слушателей.

8. Автоматизация учебного процесса с использованием современных технических средств, прежде всего персональных компьютеров, учебного телевидения, аудиовизуальных технических средств, видеокамер и видеомагнитофонов, средств программированного обучения и др. Применение технических средств позволяет, с одной стороны, сократить затраты труда преподавателей и повысить активность управления учебным процессом, с другой стороны, преодолеть психологический барьер у слушателей к использованию технических средств в практической работе. В перспективе каждому слушателю должна быть предоставлена возможность обучения на автоматизированном рабочем месте по своей специальности.

Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения на базе учебных модулей. Учебный модуль представляет собой законченный элемент определенной дисциплины, с четкой структурой плана, целей и задач работы, исходных данных, методики проведения, перечня технических средств, списка литературы и способа контроля полученных знаний. В общем виде программа обучения состоит из четырех видов учебных модулей (в скобках приведен примерный объем в процентах от общего числа учебных часов):

- проблемные лекции (до 25);

- методы активного обучения (не менее 50);

- лабораторные и практические занятия (до 15);

- оздоровительный комплекс (до 10).

Необходимо разрабатывать несколько типовых программ подготовки из расчета 8-10 учебных часов в день. Типовые программы видоизменяются в зависимости от желаний заказчиков, интересов слушателей, состава преподавателей и сроков проведения.

Программа краткосрочного обучения основана на концепции всестороннего развития личности. При составлении программы обучения необходимо учитывать целый ряд факторов:

- продолжительность программы обучения и сроки ее проведения;

- интересы заказчика (школы, управления образованием) по использованию конкретного набора учебных модулей;

- сводные результаты индивидуального анкетирования будущих слушателей;

- место проведения учебных занятий (школа или институт повышения квалификации);

- состояние учебной базы (число аудиторий, размещение людей, объем сервисных услуг);

- уровень занятости преподавателей в период проведения обучения (от 4 до 8 часов);

- наличие технических средств обучения (доска, кодоскоп, компьютер, видеосистема);

- раздаточный материал для слушателей (программа, «методички», нормативные документы и т.д.);

- типовой распорядок учебного дня (график занятий);

- оздоровительные, спортивные и культурно-массовые мероприятия.

В системе повышения квалификации необходимо учитывать реалии российской действительности, что достаточно полно отражено, например, в Программе курса «Управление персоналом» (для слушателей курсов повышения квалификации Московского городского педагогического университета).

Повышение квалификации является важным этапом обучения для обеспечения соответствия уровня знаний рабочему месту. Различают средне-и краткосрочное повышение квалификации.

Ключевая лексика учреждений повышения квалификации включает актуальные для функционирования системы непрерывного профессионального образования понятия: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие». Если исходить из того, что каждый человек - это сложнейшая система, то чтобы управлять собой, нужно иметь достаточно высокий уровень способностей к:

1. самопознанию, достаточно хорошо знать себя, свои достоинства и недостатки; знать уровень как своих знаний, профессиональных умений, так и личностных качеств;

2. самоопределению, точно знать, что ты хочешь, свои реальные потребности в общении, в достижениях, видеть реально существующие проблемы и прогнозировать то, что может помешать тебе достигнуть намеченных целей, определить для самого себя задачи, как на ближайшее время, так и па перспективу;

3. самоорганизации, уметь четко планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Быть способным рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы она давала не только конкретные результаты, но чтобы и сам процесс деятельности давал бы вам удовлетворение, уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если необходимо расслабиться, снять напряжение, используя приемы аутотренинга, релаксации;

4. самореализации - это умение проявить себя там, где это необходимо, на пределе своих возможностей. Доказать себе и другим, на что ты способен. Естественно, опираясь, прежде всего, на свой творческий потенциал;

5. самодеятельности - это умение проявить инициативу, самостоятельность, независимость;

6. самоконтролю - это умение личности оптимально адаптироваться применительно к каждому новому виду деятельности. Используя их, выполнять свои функции с минимальным количеством ошибок, т.е. качественно и эффективно;

7. самооценке - это прежде всего умение объективно оценивать свои личные качества, не завышая и не занижая их, а также результаты своей деятельности;

8. самовнушению - это умение внушить, убедить самого себя в чем-либо, и на этой основе подчинить себя, свое поведение своей воле и своему разуму. Это способность па основе самовнушения снять в необходимых ситуациях эмоционально-нервное напряжение;

9. саморазвитию - это умение активно работать над собой, усовершенствуя свои творческие, профессиональные и другие качества.

Вышеперечисленные качества достаточно полно отражают возможности личности к самоуправлению. Таким образом, способности личности к самоуправлению - это синтез качеств, включающий в себя способности к самопознанию, самоопределению, самоорганизации, самореализации, самодеятельности, самоконтролю, самооценке, самовнушению, саморазвитию, которые позволяют личности качественно и эффективно управлять собой в различных видах деятельности и общения.

 

АВТОР: Гедиева М.Б.