15.12.2011 4809

Опыт формирования социально-значимых качеств личности студентов в вузах

 

Эффективность проводимых реформ в России во многом зависит от системы образования. Важнейшая ее цель - удовлетворить потребности общества, государства в специалистах высокой квалификации. По мере формирования рынка труда, раскрепощения инициативы и создания новых экономических условий расширяются возможности свободного выбора образовательных услуг.

С помощью научно обоснованной образовательной политики возможно динамичное развитие государства в интересах общества и человека. Система образования имеет огромный потенциал для освоения в полной мере общецивилизационных форм воспитания, не копируя слепо западные образцы, а вырабатывая свое понимание рынка и демократии, свое отношение к изменениям российской действительности.

В условиях глобализации действительности обучение тесно связано с воспитанием. Без постоянного формирования гуманистической направленности, коммуникативной компетентности не может быть эффективного специалиста. Реалии сегодняшнего дня требуют от образовательных систем формирования у студентов чувства личной ответственности за сохранение цивилизации, мира и человека.

В условиях, когда выпускникам вуза приходится устанавливать контакты, взаимодействовать, добиваться взаимопонимания с представителями разных культур, особо остро стоит вопрос о многокультурном образовании. Эти идеи опираются на тезис, что «ни одна культура не является незваным гостем в истории человечества, и ни один человек не должен рассматриваться как культурный самозванец».

Широкое признание педагогической общественности получила концепция многокультурного образования Г.Д. Дмитриева. Для нашего исследования также близок подобный подход.

Основой многокультурного образования служат философские положения о социальном происхождении знаний, о субъективном построении людьми научных, политических, экономических, обиходных, культурных и других понятий, в связи с чем, многие из них носят двойственный, нечеткий, зачастую конъюнктурно-политический характер.

Цель многокультурного образования - способствовать с помощью школы и других образовательных институтов, семьи и общественных организаций созданию в России демократического государства, которое наделяется следующими характеристиками:

- толерантностью взглядов, суждений, людей;

- признанием и развитием культурного плюрализма в обществе;

- развитыми правами, обязанностями и возможностями для всех граждан;

- эффективным участием всех и каждого в принятии всех решений, касающихся как личной жизни человека, так и жизни общества;

- справедливостью для всех и каждого;

- свободой выбора;

- уважением решений большинства и защитой прав меньшинства;

- уважением права свободного выбора человеком своей культурной идентичности.

Многокультурное образование - это способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанным на культурных различиях. Большое внимание многокультурному образованию уделяется в школах Европы и Америки. По мнению бразильского педагога Паоло Фрэйра, мультикультурное образование можно назвать «освобождающим образованием», ибо оно побуждает школьников подвергать сомнению идеи, ценности, не бояться быть самим собой, быть любознательным, интересоваться культурой своих одноклассников и культурным контекстом их жизни, быть активным социальным преобразователем человеческих отношений, избавляться от культурной неграмотности, от стереотипов, предубеждений.

Многокультурное образование исходит из фундаментального методического принципа, гласящего, что у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, песен, напевов, сказаний, литературы, символов, родо-половых и физических данных, отношений, нравственных и эстетических ценностей, образования, трудовых навыков, веры, только она - культура - разная, не похожая одна на другую, имеющая свои достоинства и недостатки, плюсы и минусы, сильные и слабые стороны.

Многокультурное обучение включает в себя изучение природы стереотипов, их роли в формировании предубеждений, расизма, дискриминации, конфликтов и разработку такого содержания образования, которое помогло бы ученикам понять процесс их возникновения, правильно разбираться в них, анализировать свои сложившиеся стереотипы, уметь противостоять им и не дать развиться в предубеждения, оскорбление, унижение человеческого достоинства и насильственные действия. Мультикультурный педагог учит, что обобщения ведут к проблемам в тех случаях, когда они основываются не на фактах, которые можно проверить, а на непроверенной и неполной информации, личном мнении, предположении.

Воспитание многокультурности - такой же длительный процесс, как и воспитание других человеческих качеств. Основными признаками, на основании которых может осуществляться дискриминация, по отношению к которым необходимо развивать мультикультурность, могут быть названы: раса, этнос, народ, нация, национальность, пол, род, сексуальная ориентация, язык, коммуникация, социальный статус в обществе, религиозная принадлежность, аномалии в развитии.

В ходе своего многокультурного становления учитель и ученик проходят несколько ступеней или уровней: толерантность, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.

Взаимосвязь между ними не статична, она весьма сложна, динамична и диалектична.

По определению академика В.А. Тишкова, толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводится к единообразию или в чью-то пользу.

Обучение толерантности - первый, начальный и очень важный уровень в становлении ученика и учителя. Этот уровень предполагает развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним, даже если на первый взгляд они кажутся неприятными или абсурдными; формирование готовности допускать отклонения от общепризнанных стандартов оценки и понимание относительности их точности.

Американский конфликтолог Б. Крайдлер писал, что дети зачастую бывают нетолерантными потому, что не знают, как воспринимать культурные различия, а не зная этого, склонны рассматривать отличие как некую угрозу и ведут себя агрессивно. Поэтому им необходимо видеть конкретные проявления того, как разнообразие людей может сделать их жизнь интересной, не скучной.

Так как толерантность - это в основном рациональная реакция человека, то ее уровень зависит от знаний и личного опыта. Однако, как отмечает В.А. Тишков, это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность.

Понимание и принятие другой культуры предполагает изучение и оказание поддержки культурным различиям, с которыми дети приходят в школу. Если школьник принимает различия, то он признает и утверждает своими поступками и действиями их важность и ценность как для себя, так и для окружающих. Вместе с тем каждый школьник должен видеть, что учитель не отрицает его уникальность, а относится к ней с пониманием и желанием узнать о ней больше и лучше понять ее.

Уважение культурных различий - третий уровень многокультурного становления личности. Уважение предполагает восхищение и высокую оценку культурных различий. Уважающий культурные различия учитель побеседует с родителями того ученика, который отличается от остальных школьников, дав им понять, что он признает и принимает культуру их ребенка и постарается воспитать толерантность и ее уважение и у других школьников.

На этой стадии учитель и ученик понимают, что толерантности, понимания, принятия и уважения культурных различий уже недостаточно: необходима активная позиция, проявляющаяся в деятельности.

Схожие позиции в отношении многокультурного образования мы находим в работах М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой, которые считают, что его цель состоит в способности создания в России демократического государства, которое характеризовалось бы толерантностью, культурным плюрализмом, равными правами, обязанностями и возможностями для всех граждан, участием всех в принятии решений, касающихся жизни общества, справедливостью, уважением решений большинства и защитой интересов меньшинства, свободой выбора человеком своей культурной идентичности. По их мнению, национально-патриотическое воспитание является основой воспитания отношений дружбы, равноправия, взаимного уважения, всестороннего сотрудничества и взаимопомощи народов и наций. В основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. При этом культура межнационального общения понимается учеными как многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику.

В США, Норвегии, других странах накоплен большой опыт многокультурного образования, особенно в общеобразовательных школах. Основными задачами педагоги в этих странах считают личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему; развитие этнической и культурной грамотности детей, то есть достижение определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представленных в обществе этнических групп - своей и «чужих»; формирование межкультурной компетентности детей, то есть не только позитивного отношения к наличию в обществе различных культурных групп, но и умений понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур, как в бытовом, так и в учебном контексте; осознание детьми взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развития интегративных процессов.

С этой целью используется кооперативное обучение, где дети включаются в групповое взаимодействие для решения общих задач, культурно-специфическое просвещение, межкультурные тренинги.

Юность - период в жизни человека, когда происходит профессиональное и личностное самоопределение, когда формируются мировоззрение, направленность личности, складываются социально-значимые качества.

Реализация целей формирования социально-значимых качеств личности будущих специалистов в современной системе образования и воспитания обуславливает необходимость широкой культурологической подготовки студентов. Но ее некорректно сводить к гуманитарной образованности. Речь должна идти о «системе гуманитарных, естественных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизнедеятельности и взаимодействий с природной средой».

Главное предназначение социального воспитания в том, чтобы «вмонтировать» данный подход в менталитет студента, чтобы он стал основой его мировоззрения, определял направленность его деятельности; а интегрированные знания гуманитарных, естественных, экономических, искусствоведческих и других научных дисциплин стали личными приобретениями и достижениями, позволили стать лидером в деловом социуме, по-настоящему гуманистичным.

Большое значение для формирования социально-значимых качеств имеет межкультурная коммуникация. Актуализированный интерес специалистов цивилизованных стран к своей межкультурной компетентности объясняет ответственное отношение различных зарубежных учебных заведений к организации их обучения в этом направлении.

Зарубежной высшей системой образования накоплен интересный опыт формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации. Этот опыт основан на формировании у студентов системы гуманитарных знаний, в том числе о различных культурах, на выработке умений осуществления коммуникации с представителями различных культур.

Так, при обучении студентов в Ирландии формируются «в самом широком смысле некие когнитивные и концептуальные способности». Государство ставит одной из основных целей «обеспечение максимального развития способностей и наращивание профессиональной компетентности таким образом, чтобы обучаемые умели повышать эффективность деятельности путём изменения поведения», которое выражается, в частности, «в понимании межличностных отношений».

Эта же цель преследуется обучением в Норвегии, программы подготовки студентов страны одной из своих целей ставят «внедрение методов обучения, связанных с поведением».

Более конкретизирован вектор направления усилий обучения французских студентов - национальные учебные программы нацелены на научение «мыслить правильно и размышлять корректно». В этой связи, считают учёные и практики Франции, «необходимы курсы философии, глубокое проникновение в принципы права, индивидуальной и коллективной психологии, поскольку они позволяют действовать самостоятельно». К студенту предъявляются следующие требования: «умение налаживать коммуникационные связи, умения моделировать формы и доступность этих связей в зависимости от того, к кому он обращается и в каких обстоятельствах, что подразумевает умение слушать и спорить, руководить -это значит налаживать связи и подключать к ним новые звенья, нельзя руководить людьми, которых не понимаешь».

В Европейском институте административного управления (ИНСЕАД) - Фонтенбло во Франции, в Международном институте развития управления (ИМЕДЕ) и Международном институте управления (ИМИ) - в Швейцарии, в Барселонском институте высшего управленческого образования (ИЕСЕ) большое внимание уделяется гуманитарной подготовке студентов, в том числе одним из традиционно-ведущих предметов является «Деловая этика». Много внимания в этих учебных заведениях уделяется активным и тренинговым формам занятий. Общеизвестен Токийский центр подготовки менеджеров, где гуманитарная подготовка является одной из ведущих.

Интересен опыт работы Civil Service College в Великобритании, обучение в котором ведется в строгом соответствии с запросом заказчика, а будущий работник получает конкретную функциональную, практически ориентированную подготовку, ведущую роль в которой занимают гуманитарные знания.

По мнению О.И. Матьяш Президента Российской Коммуникативной Ассоциации в американских университетах коммуникативная подготовка осуществляется либо как отдельная программа-специализация по коммуникации (communication major), либо в виде основных, или базовых, курсов по коммуникации, обязательных для специалистов различных направлений. Логика такого обязательного преподавания коммуникативных курсов проста: в современном деловом профессиональном мире коммуникативные умения считаются ключевыми. Практически каждый учебник по коммуникации приводит ссылки на то, что среди всех профессиональных качеств коммуникативные умения слушать, говорить, убеждать, работать с разного рода информацией, проводить переговоры, координировать свои действия с действиями партнеров, работать в команде - наиболее высоко ценимы. В программу обучения вводятся специальные курсы, например, «Основы публичного выступления» (Public Speaking) и «Межличностная коммуникация» (Interpersonal Communication). В курсе «Основы публичного выступления» студенты знакомятся с основами теории и практикуют собственные выступления на избранную тему (всего пять типов речей). К концу курса они должны уметь составлять структуру выступления; проводить короткие опросы с целью выявить заранее, кто их будущие слушатели, и как они относятся к теме выступления (audience analysis and audience adaptation); уметь использовать приемы эффективного воздействия на слушателей, такие, как завоевать внимание слушателей в самом начале речи (opening or attention-getter), дать короткую аннотацию, сжато изложить то, о чем пойдет речь (preview), обеспечить достоверность предъявляемой информации (credibility), сигнализировать логически переход от одного пункта к другому, создавать эмоциональность и выразительность речи. Одновременно вырабатываются навыки критического анализа выступлений. Каждое выступление записывается на видеопленку и анализируется не только преподавателем, но и студентами группы, а позже и самим выступающим в виде представляемого самоанализа. Несмотря на то, что в начале курса многие студенты испытывают страх перед аудиторией (в коммуникативной литературе это явление известно как communication apprehension, боязнь публичного выступления), случаи, когда студент, «выходя на публику», от волнения полностью теряет дар речи минимальны, к концу курса большинство студентов все же признают результативность такой подготовки.

Другой курс, по межличностной коммуникации, направлен на формирование основных знаний, умений и навыков межличностного общения. Сюда относятся умения быть эффективным слушателем, распознавать в коммуникации различие восприятия партнерами друг друга, выбирать соответствующий коммуникативной ситуации «язык» общения, узнавать, анализировать и использовать невербальные аспекты общения, создавать благоприятный коммуникативный климат и преодолевать неблагоприятный климат (например, в случае общения с агрессивным партнером), анализировать и управлять межличностным конфликтом. В ходе этого же курса рассматриваются роль языка и культуры в коммуникации и их взаимосвязи; социальная природа коммуникации как процесса взаимодействия посредством символов; вопросы самовыражения себя, своего «я» в коммуникации; тендерные различия в коммуникации; динамика развития отдельных взаимоотношений (дружбы, брачного и внебрачного партнерства) и роль коммуникации в развитии отношений. Данный курс готовит студентов к более осознанному участию в различных типах межличностных взаимоотношений - на работе, в семье, в различных организациях, с друзьями. Его практическая значимость очевидна. Курс, несмотря на то, что обязателен, весьма популярен у студентов разных специальностей.

Те же, кто хочет получить специализацию непосредственно по коммуникации, выбирают для изучения программу по коммуникации. Среди наиболее типичных коммуникативных курсов существуют следующие: теория коммуникации, методы коммуникативных исследований, массовая коммуникация и СМИ (mass-media communication), теория и история риторики, риторический анализ (rhetoric and rhetorical criticism), убеждение, аргументация и дебаты, межличностная коммуникация, эффективное слушание, семейная коммуникация, организационная коммуникация, лидерство и коммуникация (leadership communication), коммуникация в сфере обслуживания (customer service communication) (этот курс не относится пока к ряду типичных, но спрос на него растет, как и количество исследований в данной области; преподавание его можно встретить на тех кафедрах, которые специализируются в области организационной коммуникации), межкультурная коммуникация, интернациональная коммуникация, коммуникация в малых группах, деловая бизнескоммуникация (business and professional communication), интервью и интервьюирование (interviewing), экологическая коммуникация (environmental communication), коммуникация здоровья (health communication) (в последнее время это весьма активно развивающееся направление).

Это направление обучения за рубежом позволяет в будущем выпускникам находить взаимопонимание между представителями разных культур - национальных, религиозных, профессиональных или организационных.

К сожалению, в российском высшем образовании гуманитарная его составляющая пока не является одной из приоритетных, недостаточно внимания уделяется активным формам обучения студентов умениям межкультурного взаимодействия. В подготовке студентов заметно отставание от других стран в использовании каналов Интернета, различных форм и видов дистанционного обучения. И это представляет серьезную проблему. Если в США и других западных странах хорошо развита коммуникативистика, но не уделяется достаточного внимания языковедческим аспектам дискурса. В России, напротив, наблюдается серьезный крен в сторону лингвистики, а теория коммуникации находится в процессе становления.

На наш взгляд, сегодня необходимо предпринять следующие шаги:

- увеличение в учебном процессе удельного веса базовых гуманитарных дисциплин и спецкурсов по философии, социологии, этике и морали, проблем культуры, искусства, коммуникации;

- извлечение нравственно-воспитательного эффекта из преподавания профилирующих дисциплин путем введения в них гуманитарного содержательного аспекта, в виде истории развития определенных научных идей, психологических, социокультурных и личностных факторов;

- поддержка общественных объединений студентов, где возможно освоение знаний, лучших образцов мышления и деятельности, развитие познавательных особенностей и наклонностей студентов через включение их в практическую деятельность, межкультурную коммуникацию.

В этом плане важны последовательные действия по реализации Федеральной программы развития образования, выполнению законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом к числу ключевых положений, которые могут обеспечить формирование социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации можно отнести следующие:

1. идею личностно ориентированной, или индивидуализированной модели образования, предполагающей создание наиболее эффективных механизмов подготовки студентов;

2. обновление содержания и технологий обучения, гуманитаризация, перенесение в учебный процесс достижений и технологий научного поиска; создание соответствующей инфраструктуры для замены части аудиторных учебных занятий на участие в творчестве, научных исследованиях, подготовке социально значимых проектов; сюда можно отнести также разработку инновационных образовательных программ;

3. научно-методическую поддержку процесса фундаментализации образования; изучение классических гуманитарных предметов: философии, истории, иностранного языка, физической культуры, это, безусловно, невозможно без подготовки (на конкурсной основе) нового поколения учебников и учебных пособий, обеспечения надлежащего уровня переподготовки преподавательских кадров;

4. переход от дисциплинарной к системной и проблемной модели содержания образования.

На сегодняшний день в вузах страны имеется опыт усиления гуманитарной подготовки выпускников, включения в учебный план дисциплин, способствующих формированию межкультурной компетенции. К таким дисциплинам можно отнести «Социоестественную историю» и «Естественную историю», в которых значительную часть занимает анализ социоестественного развития территорий проживания. Важное значение имеет курс геополитики. Его программа позволяет формировать особый срез биосферно-экологического мышления - представление о месте и роли страны, региона в расширенной глобальной действительности. В рамках этого курса появляется возможность раскрыть механизмы устойчивого развития в демографической, социальной и духовной сферах жизни общества. В ряде вузов вводятся такие курсы как «социология межличностных отношений», «основы межкультурной коммуникации». В процессе преподавания этих дисциплин на лекциях и семинарах у студентов формируется представление о том, сколь важное влияние оказывают культурные факторы на деловые отношения и управление организацией. Сравнительный анализ помогает будущим специалистам выявить особенности национальных культур и, соответственно, моделей поведения в той или иной стране или регионе мира. Студенты получают теоретические знания и практические навыки по определению причин возможных конфликтов между партнёрами-представителями разных культур и ищут пути нейтрализации этих конфликтов; учатся установлению эффективных межличностных отношений с учётом культурной принадлежности. Опыт показывает, что большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за недопонимания причин поведения друг друга, когда люди в определённой ситуации ждут конкретного поведения, а, не дождавшись его, делают ложные выводы о культуре, с представителем которой они общаются, поэтому очень важно донести до студентов стереотипы поведения, характерные для той или иной культуры.

Как наиболее эффективные, в процессе обучения широко используются интерактивные методы обучения. Так с целью формирования определённых психологических свойств: самоконтроля в конфликтных ситуациях и условиях стресса, эмоциональной открытости, гибкости, умения понять и принять чужую точку зрения - в процесс обучения студентов включаются социально-психологические тренинги. Процесс обучения включает в себя деловые игры, решение кейсов, проигрывание конкретных ситуаций. Например, в ходе последних преподаватель предлагает участникам рассмотреть различные конфликтные ситуации, которые решаются с позиций разных культур, и зафиксировать внимание на стереотипах и нормах родной культуры.

Эмпирическое обучение позволяет последовательно решать следующие задачи: познакомить студентов с характерными особенностями чужой культуры; выработать умения замечать межкультурные различия; воспитывать готовность признавать свои ошибки в нарушении формальных или неформальных норм поведения. В процессе обучения будущий специалист усваивает главное: нет культур хороших или плохих. Их трудно изучать, иногда очень сложно понять, но если специалист хочет добиться успеха в условиях единого общемирового пространства, он должен обладать межкультурной компетентностью.

Любой факт и процесс межкультурной коммуникации может быть охарактеризован по уровню - глубине проникновения коммуникантов в контактирующие культуры. С этой точки зрения С. К. Милославская выделяет следующие уровни: культурное взаимоприятие; культурное взаимопонимание; культурное «взаимоединение».

Первый уровень можно условно представить через утверждение: «Я предполагаю, знаю и учитываю, что другой думает и действует по-другому».

Второй уровень - через утверждение: «Я знаю и понимаю, почему другой, и я готов согласиться с объяснением его «инакости» и принять ее».

Третий, высший, уровень можно попытаться выразить утверждением: «Я понимаю и принимаю концептуальные ценности другого и готов разделить их».

Целью первого уровня будет гарантирование взаимной культурной толерантности, целью второго - обеспечение взаимной культурной адаптации, а целью третьего - достижение взаимного культурного ассоциирования (единения).

Нужно, однако, учитывать, что в процессе межкультурной коммуникации человек выступает не как некая природно и социально воспроизводимая сущность, а как существо творческое, homo creator. Поэтому реальное межкультурное общение на более высоких, чем первый, уровнях начнет тяготеть не к категории типичного, не к «мы», «они», «обычно» или «всегда», а к «я», «ты», «здесь», «сейчас».

Очевидно, высшего уровня можно достичь только при условии выхода, во-первых, за пределы культурного быта в сферу культурного события, и, во-вторых, за пределы знания факта культуры как такового в область личностной интерпретации этого факта как культурного события.

В связи с этим большое значение имеет единство аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов, кроме того, взаимодействие вузов и общественных организаций.

Воспитание в период обучения в вузе - существенный этап социализации личности. В это время человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, то есть определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Вузы создают условия для формирования социально-значимых качеств личности студентов. Воспитательная работа в вузе, в рамках аудиторных занятий и во внеаудиторной деятельности расширяет поле межкультурной коммуникации и позволяет студенту активно включаться в этот процесс.

Программы, принятые на федеральном уровне: «Молодежь России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Формирование установок толерантности сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», - определяют основные направления воспитания в вузах. Федеральная программа развития образования определяет в числе приоритетных задач усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.

Одним из направлений воспитания являются гуманизация и гуманитаризация. Воспитание на сегодняшний день рассматривается как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации. Сегодняшний студент будет выполнять в обществе множество социальных ролей, входить в различные сферы общественной жизни, поэтому необходимо формирование социально-значимых качеств личности будущего профессионала. Это невозможно сделать без активного включения студентов в практическое решение коммуникативных задач. Психологическая природа коммуникативной задачи как функциональной единицы общения определяется набором ее структурных и содержательных особенностей, важнейшей среди которых является степень ее коммуникативности. Классификация коммуникативных задач по критерию степени коммуникативной направленности позволяет выстроить некую иерархию коммуникативных задач «описание - объяснение - доказательство -убеждение», которая, как показали исследования Т.С. Путиловской, отражает не только все более усложняющуюся в структурном и содержательном отношении цепочку, но и определенную тенденцию возрастного изменения в коммуникативном развитии субъекта, включенного в деятельность. Содержательные характеристики включают в себя целый ряд параметров: форму и характер отражения действительности, характер вскрытых связей, задействованные формы мыслительной деятельности, наличие или отсутствие опоры на наглядность, степень влияния на партнера общения, степень обязательности его физического присутствия в коммуникативном акте, характер его ответной реакции, то есть состав коммуникативной задачи слушателя. Так, например, «описание» объединяет в одну группу сходные по своим психологическим свойствам задачи, отличающиеся наименьшей степенью коммуникативности. Все они, как и само «описание» характеризуются односоставной структурой мысли, преобладанием эмпирических форм отражения действительности и использованием эксплицитных, преимущественно темпоральных, связей. Они порождаются, в первую очередь, конкретно-образными формами мышления, предполагают обязательную опору на наглядность, минимальное влияние на партнера общения и необязательное его участие в коммуникативном акте и, что наиболее существенно, в минимальной степени провоцируют его ответную реакцию, в качестве которой может выступить простое представление описанной говорящим ситуации. «Убеждение» занимает полярное положение по отношению к «описанию». Задачи, предполагающие убеждение, характеризуются трехсоставностью мысли при их решении, преобладанием теоретических форм отражения действительности, теоретической и логической формами мысли. Они передают наибольшее число имплицитных связей, преимущественно каузального плана, отличаются максимальной степенью влияния на партнера общения и его обязательным присутствием, максимальной активностью реципиента, а именно его полным пониманием услышанного, согласием или несогласием с высказанной говорящим точкой зрения и, более того, эмоциональным отношением к полученной информации. Все названные выше психологические свойства «убеждения» предопределяют его релевантность возрастным особенностям студенческого возраста, хотя даже студенты не всегда в силах достичь оптимального способа «убеждения».

Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, навыки организаторов, личностные качества, необходимые ученому, руководителю, общественному деятелю, овладевает умениями решать коммуникативные задачи.

Обществом признается социальная значимость молодежных общественных организаций. В отличие от неформального сообщества (группы, компании, банды) в организации молодому человеку предоставляется возможность стать субъектом права и социальной деятельности. Она включает субъекта в систему социальных отношений, помогает постигать новые социальные роли. Такие молодежные группы заявляют о наличии у них гражданской цели. Анализ уставных документов молодежных объединений свидетельствует об их заметно усилившихся социальных функциях. Организации берут на себя «защиту прав и интересов своих членов», «заботу о создании условий для поддержки социальных инициатив», «обеспечение развития лидерского и творческого потенциала личности». Каждая десятая организация важнейшей целью считает формирование национального самосознания своих членов. Многие молодежные и детские организации предлагают использовать возможности организаций как институт социализации своих членов.

В тоже время, следует констатировать, что на сегодняшний день не более 10 % молодежи охвачены деятельностью общественных институтов, что в практике развития общественных форм молодежной политики существует ряд проблем. К ним, в частности, относится фрагментарность деятельности общественных формирований молодежи, отсутствие общего стратегического начала, анализ имеющихся и потенциальных проблем и стратегическое планирование по их решению, что ведет к формированию в качестве требующих решений конъюнктурных и сиюминутных проблем. Отсутствует попытка осмысления основополагающих принципов деятельности различных общественных формирований, специфической роли разных форм в реализации молодежной политики, формировании гражданского общества, что, в свою очередь ведет к соперничеству внутри общественного сектора по поводу поддержки со стороны государственных органов.

Обладая большими потенциалами, в том числе по формированию социально-значимых качеств личности молодых людей, через включение их в межкультурную коммуникацию, общественные организации часто не используют эти возможности.

Таким образом, идея подготовки подрастающего поколения к новым условиям жизни общества, где все шире становятся контакты между людьми, приводит многие государства на путь многокультурного образования, формирования у школьников, молодых людей принятия своей и других культур, толерантного отношения к инаковости. Это направление обучения за рубежом позволяет в будущем выпускникам находить взаимопонимание между представителями разных культур - национальных, религиозных, профессиональных или организационных. Зарубежный опыт показывает, что при обучении молодежи много внимания уделяется гуманитарной подготовке будущих специалистов, формированию у них коммуникативной компетентности.

К сожалению, в российском высшем образовании гуманитарная его составляющая пока не является одной из приоритетных, недостаточно внимания уделяется активным формам обучения студентов умениям межкультурного взаимодействия.

В опыте российских вузов мы видим стремление к усилению гуманитарной подготовки выпускников, в учебную деятельность включаются социально-психологические тренинги. Воспитательная работа в вузах, в рамках аудиторных занятий и во внеаудиторной деятельности расширяет поле межкультурной коммуникации и позволяет студенту активно включаться в этот процесс.

Большое значение для формирования социально-значимых качеств личности может иметь включение студентов в активную, творческую деятельность в рамках общественных организаций.

Однако, несмотря на наличие разнообразного опыта, сегодня мы не можем говорить о наличии систематической работы вузов и общественных организаций по формированию социально-значимых качеств личности как в нашей стране, так и за рубежом.

 

АВТОР: Бунакова Т.А.