17.12.2011 4751

Социально-педагогический портрет студента негосударственного вуза

 

Констатация того факта, что российское общество находится в процессе коренной трансформации практически всех сфер своей жизнедеятельности, стала уже общественно признанной. Новые социальные проблемы, требующие адекватной оценки и трезвого анализа, могут найти объяснение только при том условии, что общество четко определит цели своего развития. Эта глобальная задача выходит за рамки предпринятого нами исследования, но мы в праве вести речь о новой методологии восприятия социо-политических реалий, вызванных движением общества вперед. Полагая при этом, что появление новых, зачастую негативных, явлений и противоречий является естественным фактором развития общества, очередным «вызовом времени». Таким «вызовом времени» для россиян стала необходимость переосмыслить социальные приоритеты и ценности не только общественного развития, но и свои собственные, индивидуальные приоритеты.

Какие же процессы происходят в этом плане в молодежной среде? Что и в какой степени влияет на изменение жизненных ориентиров и системы ценностей современного студента? Такие вопросы требуют ответов, подкрепленных результатами конкретных социологических исследований, которые приобретают повышенную значимость, поскольку содержание социальных изменений предполагает качественно новое наполнение личного, индивидуального начала в социально-политическом процессе. То, как приоритеты и ценности формируются на личностном уровне, во многом зависит от прогностического потенциала, заложенного в самих исследованиях. Они должны быть рассчитаны на выяснение максимально широкого диапазона мотиваций, определяющих социальные установки индивида. Определяя конкретное содержание и направленность опросов, необходимо иметь в виду степень отражения глубины социо-психологических устремлений личности и эмоциональной реакции,

В настоящее время большую значимость приобрело чувство личной ответственности за свою судьбу, карьеру, жизненный успех и профессиональную успешность. Долгое время естественные для каждого вступающего в самостоятельную жизнь человека проблемы - отношение к учебе, интерес и мотивы для получения образования, выбор будущей профессии, карьерные планы - были не сугубо личными проблемами индивида, а в гораздо большей степени, чем это необходимо, выражали интересы общегосударственные.

Проблема настоящего времени - это проблема адекватного соотношения личных интересов и общественных ценностей развития. Общество не есть некая качественно особая субстанция, оно - производное, сложение миллионов «Я», единственных и неповторимых личностей. Следовательно, актуальной задачей воспитания и обучения студентов становится замена «монолога» на «диалог». Диалоговое мышление и способность достигать конструктивный компромисс - это жизненно важные условия формирования полноценного члена гражданского общества, с одной стороны, и профессионала-специалиста в своей практической деятельности, с другой.

Как показывают социологические опросы студенческой молодежи, многие хотели бы стать успешными предпринимателями, хотя статистические данные показывают, что не более 4% трудоспособных становятся удачливыми бизнесменами, состоятельными людьми, не задумываясь о том, что небывало короткие по времени способы и средства обогащения видимо предполагают и наличие новых для нас, в связи с установлением рыночных отношений, личностных качеств, ранее, в условиях административно-командной системы, ненужных. К таким качествам относятся: высокий уровень интеллектуальной активности, творческий подход к решению задач, умение гибко перестраиваться в меняющихся условиях, развитие способности адекватного и полного познания себя и других, уверенность в себе - знание своих слабых и сильных сторон как человека и как руководителя, умение эффективно взаимодействовать с людьми. Практика и различные эмпирические данные свидетельствуют, что у молодых людей, в частности студенческой молодежи, часто отсутствует в сознании представление о другом человеке - партнере по общению или совместной деятельности, о его личности, об отношении «этого другого ко мне». Это говорит об отношении к другому как объекту, а не как субъекту, об отсутствии важной способности - «посмотреть на ситуацию глазами другого человека». Другими словами, к человеку выдвигаются новые требования в области финансов, предпринимательства, менеджмента - новых для нашего общества видов деятельности, предъявляющие новые стандарты к инициативности, психологической устойчивости и компетентности в общении. Но усиление псевдо-рыночной ориентации молодежи, иллюзорные представления о том, что можно быстро добиться материального благополучия без глубоких специальных знаний, социального опыта, самопознания себя, самодисциплины, повышения уровня духовной культуры, да и элементарной культуры - достаточно стойки в молодежной среде, в определенной степени распространены и в студенческих рядах.

С этих исходных позиций и необходимо вести социологические исследования устремлений и приоритетов молодого поколения, за которым объективно стоит будущее нашей страны. Студенчество, являясь интеллектуальным резервом нации, представляет особый интерес в качестве объекта исследования. Уяснив социальный облик современного студента, можно сделать в значительной степени обоснованный вывод о том, какого масштаба прогресс в развитии общества и государства мы в праве ожидать.

Студенчество представляет собой особую группу, которая формируется из различных слоев общества. Пребывание в ней дает молодому человеку возможность изменить свой прежний социальный статус, обрести свое собственное социальное «Я», Студенческие годы -один из самых решающих периодов жизни человека, который определяет будущий успех, максимально благоприятные условия для активации индивидуальной социальной мобильности индивида, процесс получения высшего образования является для него своеобразным «социальным лифтом».

С позиций социальной мобильности, понимаемой как комплексное передвижение индивида в координатах социальной структуры общества, следует изучать изменение общих мировоззренческих установок молодого человека. При этом получение высшего образования, повышение квалификации, служебный рост самым непосредственным образом влияют на формирование и устойчивость определенной системы ценностей.

Кардинальные изменения, происходящие в структуре российского общества, находят свое отражение в переустройстве социальной структуры самого студенчества. Наиболее важными становятся понимание доминирующих интересов, мотивов и устремлений личности, объединенных соответствующей принадлежностью к той или иной группе населения.

Одним из условий самоорганизации и стабильного развития общества является самовоспроизводство социальных затрат. Это одно из первых условий передачи из поколения в поколение профессионального опыта и корпоративной общности. Высшее образование выступает здесь в качестве одного из институтов, которое обеспечивает воспроизводство социальной стратификации. Исходя из такого понимания роли и места студенчества в современном обществе, мы и построили нашу работу.

Для филиала НОУ «Московский институт права» в г. Нижний Новгород, в котором обучается большое число иногородних студентов, жителей в основном Нижегородского региона, имеющих производственный опыт, а зачастую, продолжающих сочетать учебу в вузе и работу, проблема социальной адаптации личности к особенностям проживания и самореализации в условиях большого города стоит особо остро. Речь идет о молодых людях, не обладающих социальным опытом и сложившимся характером, но вынужденных искать ответ и выбирать поведенческие реакции в новых для себя жизненных ситуациях. Поэтому, создание социально-педагогического портрета студента - это, прежде всего, база для разработки в вузе социально ориентированных программ внеаудиторной работы, организации учебного процесса и формирования чувства личной сопричастности к профессиональной корпорации. Учет закономерности развития личности студентов, особенностей их социализации в настоящее время, реализации творческих способностей, изменяющихся приоритетов и ценностей позволит повысить эффективность процесса обучения, приблизить его к потребностям общества в квалифицированных кадрах, не только интеллектуально, но и личностно развитых специалистах.

Задачей социологического исследования было комплексное изучение проблем студенчества, которые прямо или косвенно влияли на процесс формирования социальной ответственности молодых людей. В анкетах затрагивались вопросы материального благополучия студентов и их родителей, занятость во внеучебное время, ценностные и жизненные установки, социальное самочувствие и социальное настроение, криминальные проявления. Опросу предшествовала подготовительная работа в студенческих группах и участие в работе студенческого совета, что помогло в составлении анкеты, включающей 17 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов. Всего было опрошено 200 студентов юридического и экономического факультетов. В том числе студенты: 1-2 курсов - 78;старшнх курсов - 122. Из числа опрошенных студентов: женщины - 152 (76,0%), мужчины - 44 (22,0%), состоят в браке - 32 (16,0%), живут с родителями - 116 (58,0%), воспитывались в полных семьях - 136 (68,0%), иногородние - 56 (28,0%).

Большинство студентов отметили свое материальное положение как удовлетворительное (73,0%) и хорошее (21,0%), Таким образом, 94,0% опрошенных студентов -это представители среднего достатка. Причем эта тенденция характерна как для обучающихся на младших курсах, так и для студентов старших курсов. Можно сделать вывод о сравнительном благополучии наших студентов на фоне города. Но только о сравнительном, так как 6,0% неудовлетворенны своим материальным положением.

На младших курсах 24,4% студентов оценили свое материальное положение как «хорошее», в то время как на старших курсах лишь 18,8% студентов согласились с такой оценкой и 5,8% считают его «неудовлетворительным». Это говорит о более высокой требовательности к критериям оценки материального благополучия и росте потребностей, запросов, нередко остающихся неудовлетворенными.

Учитывая тот факт, что 58,0% опрошенных студентов живут с родителями, весомое значение имеет благосостояние семей студентов. В целом опрос показал, что 69,5% считают его «удовлетворительным», 11,0% «неудовлетворительным» и 19,5% «хорошим». В современных условиях, когда разные категории граждан испытывают на себе тяготы экономических реформ, надежда на помощь со стороны родителей (75%) -сложная проблема, способная трансформироваться в политическую, нравственную, криминогенную и т.д.

Интересно сопоставить оценку студентами собственного материального положения с оценкой такового своих родителей и рассмотреть статистические данные в среднем по городу и области.

Часто для измерения экономической стратификации населения в опросах используются оценки, основанные па покупательской способности семей. Доходы 9% родительских семей студентов с трудом позволяют удовлетворить потребности только в питании (среди всего населения Нижегородской области у 55% опрошенных денег хватало только на питание). Самая большая группа студентов (38%) - представители таких семей, в которых удовлетворяются лишь текущие расходы, для приобретения одежды уже приходится копить или занимать.

Достаточным, но без излишеств, считают семейные доходы 35% юношей и девушек; 15%» родителей студентов вышли на такой уровень благосостояния, что могут себе позволить без напряжений для семейного бюджета делать дорогостоящие покупки, но приобретение, скажем, автомашины пока недоступно. Наконец, у 4% родителей студентов доходы столь велики, что превосходят «автомобильный» уровень потребления. При приобретении товаров и услуг такие семьи могут себе ни в чем не отказывать.

Еще одна характеристика материального положения населения - собственность, имущество. Мы ограничились фиксацией только двух видов имущества - автомашины и домашнего компьютера, причем последний чаще характеризует не столько богатство семьи, сколько движение ее в ногу с информационным веком. Автомашины имеет каждая вторая родительская семья студентов (среди населения Нижегородской области - 20%). В семьях студентов, обучающихся на коммерческой основе, имеют автомашину - 60% опрошенных.

Компьютеры вошли в быт 27% нижегородских студентов. Обратим внимание на то, что обеспеченность родительских семей персональными компьютерами у девушек в два раза ниже. Это, на наш взгляд, показатель их невысокой компьютерной грамотности, тревожный сигнал возможного отставания девушек даже из высокообразованных семей от научно-технического прогресса и высокооплачиваемых рабочих мест в сфере информационных технологий.

Отдых за границей - индикатор не только материального благосостояния, но и стиля жизни семей - Заграничные поездки - удел незначительной части современного студенчества, лишь 12% нижегородских студентов за последние 2 года были за границей. Однако расширение международных связей нижегородских вузов, программы обмена студентами с иностранными университетами, стажировки различной продолжительности делают возможными выезды за границу не только самых богатых, но и самых успешных в учебе и научной деятельности студентов. Этот момент, как показывают наблюдения за студентами в учебном процессе, играет заметную роль в стимулировании учебно-научной работы юношей и девушек.

Домашняя библиотека - показатель духовных потребностей семьи и уровня культуры - есть во всех семьях, сравнительно большие библиотеки (для наших квартир) - в каждой пятой семье родителей студентов.

Материальное положение студентов отдельных нижегородских вузов дифференцированно: различные группы и слои выбирают для получения высшего образования различные вузы, поэтому средний уровень обеспеченности студентов, а также соотношение богатых и бедных студентов в вузах и на факультетах могут сильно отличаться.

Комплектование сельскохозяйственной академии преимущественно сельскими жителями обусловило самый высокий процент малообеспеченных студентов в этом вузе. Та же причина в Нижегородском государственном педагогическом университете и Арзамасском государственном педагогическом институте, К сельской молодежи присоединяются и дети из семей учителей. Негосударственный вуз отличается более высокой долей обеспеченных студентов среди вузов Нижегородской области.

Общий контур социально-экономического статуса современного нижегородского студента таков: это молодой юноша или девушка, базовый источник доходов которого представлен родительским бюджетом, финансирующим все основные статьи расходов, изредка случайно подрабатывающий.

Таким образом, среднестатистическая семья из двух работающих и двух детей, обучающихся в различных учебных заведениях, судя по ответам 57% студентов, имеет доходы не выше прожиточного уровня. Уровень доходов на человека в семьях студентов, обучающихся на коммерческой основе, выше, чем в семьях студентов-бюджетников, но и среди них велика доля семей с минимальными доходами.

Вызывает настороженность неудовлетворенность определенной категории студенчества в полноценности питания и одежды (6?5% и 14,5% соответственно), несмотря па то, что эти цифры сравнительно невысоки.

Из каких же средств складывается бюджет современного студента негосударственного вуза? Результаты практически не зависят от курса, на котором учится студент. На первое место студенты поставили помощь родителей (родственников) - 75,0% (68,0% на старших курсах и 85,9% на младших), на второе место - собственные доходы (57,5%), учитывая, что им приходится сочетать учебу и работу, можно предположить, что эти доходы сравнительно невысоки. При этом студенты старших курсов более в этом плане благоустроены, лучше адаптированы в современную экономическую структуру со всеми ее издержками, противоречиями и сложностями.

Рыночная стихия предъявляет специфические и вполне конкретные требования к выпускникам вуза. Сегодня набор деловых и личностных качеств, требуемых от претендентов на хорошо оплачиваемую работу, включает в себя примерно следующий перечень; интеллект, коммуникабельность, профессиональное владение компьютером, знание иностранного языка, умение водить машину, нередко, наличие личного автотранспорта.

Если самооценки студентов приблизительно адекватны действительному уровню перечисленных знаний, умений и навыков, то рыночные достоинства в коммерческом секторе более ярко представлены у студентов негосударственного вуза.

Абсолютное большинство студентов, независимо от пола, возраста и основного места проживания, отдали предпочтение при проведении свободного времени общению с друзьями (65,0% опрошенных). На второе место среди выбранных предпочтений можно поставить развлечения, интерес к музыке, теле-, аудио-, видео-новинкам, что характерно, учитывая возрастные особенности участвовавших в опросе. А если учесть, что многие из 30,5% студентов, которые предпочитают проводить свободное время в дискотеках, клубах и барах, посещают их, как нам кажется, именно благодаря увлечению музыкой и возможности общения со сверстниками, можно предположить, что это и есть наиболее важные факторы в выборе предпочтений молодежи.

О характере же предпочтений и увлечений можно только догадываться. Кризис в области культуры нашего общества совершенно очевиден, и не отразиться на духовности и образе жизни молодежи естественно не мог. Шоу-бизнес заполнил все и вся. Но при всем при этом, какие-то шага можно было бы предпринять в рамках возможностей института, района, города и региона в целом: предусмотреть возможности льготного и доступного посещения концертов, спектаклей, клубов, дискотек; создать взаимовыгодные условия для договорной деятельности между учебными учреждениями и центрами культуры; инвестировать функционирование молодежных кафе и баров на территории студенческих городков и в районах новостроек и др., иными словами, необходимо расширить возможности для общения, удовлетворения потребностей, интересов и увлечений молодежи.

Каждый четвертый студент (24,5%) среди опрошенных отдает предпочтение в свободное время спорту. Если абстрагироваться от средних показателей, то окажется, что 21,7% студентов младших курсов посещают спортивные секции и клубы, тогда как на старших курсах этот показатель -26,2%.

Свободное время за чтением книг предпочитают проводить 12,5% студентов. Явление отрадное, но не лишенное некоторой относительности. Если отвлечься от средних показателей, то 13,9% старшекурсников предпочитают проводить время за чтением книг, а на младших курсах этот показатель лишь 10,2%, особенно низок этот процент среди уже имеющих свои семьи работающих студентов. На одной констатации факта предпочтение чтения еще не раскрывает сути проблемы. Совершенно логично возникает вопрос о качестве и содержании читаемой литературы. Каждый месяц на прилавки книжных торговых точек выбрасывается несколько тысяч новых книг, и подавляющая часть этого товара успешно раскупается, не смотря на возросшие возможности получения информации через Internet. Анализируя жанровые предпочтения покупателей, можно с уверенностью сказать, что эти данные характерны и для студенческой молодежи: детективы; «сентиментальные» и «любовные» романы; фантастика; детские издания; исторические романы и классическая литература; учебная и научная литература. При проведении исследования мы не задавались целью определить жанровые предпочтения наших студентов, хотя, как нам кажется, этот вопрос интересен и заслуживает внимания.

Свободное время в семье предпочитают проводить 20,5% студентов, причем самый высокий процент такого времяпровождения - 23,0% у студентов младших курсов (в основном студенток), видимо ответ был сопоставлен с обычной формой жизнедеятельности, учитывая, что 58,0% живут с родителями и, еще больший процент материально зависимы от них; и лишь 28,0% - иногородние студенты. Остается надеяться, что не только эти факторы учитываются молодежью при данном выборе. Общение в кругу семьи очень важный момент в жизни молодых, особенно на первых этапах обучения. Важен и тот факт, что 32,0% не имеют возможности (по разным причинам) регулярного общения с обоими родителями, а значит, возрастает необходимость в общении с родственниками и близкими людьми старшего возраста, восполняющем пробелы воспитания в неполной семье - столь актуальной проблеме современного мира. Общение такого рода способствует формированию жизненных позиций.

Самообразованием в свободное время занимаются лишь 10,0% студентов. Этот результат предсказуем и не вызывает недоумения, учитывая, что 48,0% студентов совмещают учебу и работу, 16,0% состоят в браке, а некоторые уже имеют детей. Видимо адекватными будут и последствия с точки зрения профессиональной подготовки и общего культурного уровня студента Практика показывает, что зачастую, процесс добывания дополнительных средств существования осуществляется за счет учебных занятий, не говоря уж о свободном времени. Не случайно мы исключили из предложенных вариантов ответов посещение театров, выставок, музеев, надеясь на расширение возможностей ответа за счет пункта «другое» и объективность результатов анкетирования. Но лишь 5,0% акцентировали наше внимание на предпочтении культурному развитию. И здесь уже не стоит пытаться найти оправдание в невысокой материальной обеспеченности наших студентов и студенческой молодежи в целом. Падение интереса студентов к тому, что выходит не из их среды, что извне организуется для них, вызвано еще и недостаточностью внимания студенческому самоуправлению и творчеству, отношением к студенческим мероприятиям в институте не как к отдыху, а как к работе, хоть и творческой. В планировании внеучебной деятельности студентов стоит более гибко реагировать на смену интересов и потребностей времени.

Общению с природой отдают предпочтение в свободное время 13,0% студентов, 4,5%> предпочитают одиночество, и 3 студента в пункте «другое» указали «работать» и «зарабатывать деньги», что не требует анализа и объясняется сложностью экономического положения страны в целом и студенческой молодежи в частности.

Одной из целей нашего исследования было также выяснить мотивации, ценностные ориентации и социальное настроение студентов. Пас интересовало: какие проблемы их волнуют, какие цели они ставят в своей деятельности, какие средства предпочитают для их достижения.

Результаты опроса по этому блоку свидетельствуют, что наши студенты являются сегодня относительно благополучной социальной группой, о чем говорит субъективная оценка ими своего положения и настроения в последнее время. Так, 61,5% студентов младших курсов и 54,9% студентов старших курсов настроены оптимистично. По мере взросления возрастает обеспокоенность ростом проблем и поиском путей их разрешения. Ответы студентов дают основание предположить, это связано это с предстоящим трудоустройством, созданием семьи, изменением социального статуса, поиском путей повышения своего благосостояния. Эта тенденция является общей как в отношении молодых людей, так и девушек; расширение сфер деятельности влечет за собой появление новых сложностей и проблем.

На фоне достаточно благополучной картины вызывают тревогу 12,5% студентов, отметивших, что им свойственны состояния растерянности, безысходности либо раздражительность, озлобленность (4,5%), и 0,5%» пессимистически настроенных молодых людей. Эта группа, хотя и немногочисленна, является «группой риска» в отношении склонности к преступности и суициду. Нам представляется, что одной из важнейших задач воспитательной работы в учебном учреждении должна стать организация работы психологической службы или консультативной помощи в преодолении депрессивных состояний и агрессивности таких студентов.

Из моделей жизненного успеха, предложенных нашим студентам, безусловными лидерами оказались интересная работа - 46,0%, высокое социальное положение, успешная карьера - 58,0% и хорошая семья -46,0%. Вторыми по значимости факторами успеха явились высокий уровень доходов - 41,5% и высокий уровень профессионализма, знания, культуры - 31,0%.

В различных исследованиях, сделан акцент на изменение в последние годы системы целей и ценностей студенчества по сравнению с предыдущими десятилетиями в связи с социально-политическими и экономическими переменами в России. Тип человека, ориентированного главным образом па семью и определенную степень благополучия, постепенно усложняется и дополняется ориентирами на профессиональные достижения и рост карьеры, профессиональную успешность и реализованность, высокий уровень дохода. Это совершенно естественно, особенно в нынешних условиях относительной бедности значительного большинства населения страны. Отрадно заметить, что не теряют своей актуальности такие традиционные российские ценности как дружба и устойчивые человеческие отношения, не смотря на все большие предпочтения американского образа экономической и социальной жизни современного общества, так называемую «американизацию».

Как, безусловно, положительный, следует отметить тот факт, что одну из лидирующих позиций занимает интересная работа. В 70-80-е годы этот фактор в подобных исследованиях занимал высокие места, в 90-е его значимость резко снизилась, большинство молодых людей предпочитали любую высокооплачиваемую работу интересной. Возвращение этого фактора на прежние позиции в иерархии потребностей молодого поколения можно считать показателем определенной социальной стабильности.

Какие же средства студенты считают наиболее предпочтительными для достижения своих целей? По результатам опроса система приоритетов выстроилась так: 50,0% - предприимчивость, интуиция; 48,0% -положение, связи, поддержка влиятельных лиц; 47,5% - высокий уровень профессионализма и культуры; 34,0% - трудолюбие; 33,5% - выбор перспективной специальности и работы; 26,5% - способности, природная одаренность; 18,5%- везение, удачное стечение обстоятельств. Как видим, большинство студентов в реализации целей рассчитывают главным образом на себя, делая ставку на предприимчивость, способности и трудолюбие. Этот признак довольно убедительно подтверждает большую, чем в других социальных группах молодежи, адаптированность студентов к изменениям условий экономической и социальной жизни. Важным является и факт признания качественного образования, перспективной специальности и профессионализма если не как целей, то, как средств достижения успеха, Осознание этого возрастает по мере взросления (46,1% студентов младших курсов и 48,6% старшекурсников).

Отмеченным позитивным тенденциям противопоставляются другие, не менее значимые, по мнению студентов. Так, каждый второй считает одним из главных средств достижения успеха - положение, связи и поддержка влиятельных лиц, каждый пятый - везение, удачное стечение обстоятельств. Эти настроения, конечно, обусловлены социальным и личным опытом студентов и имеют место быть. Но тревожно другое: предпочтение и убежденность в эффективности подобных способов достижения целей старшекурсников не ниже, чем у студентов младших курсов. Этот вопрос, безусловно, нуждался в дополнительном выяснении и пересмотре системы отношений общества к молодежи в целом и студенчеству в частности и послужил мотивом для расширения рамок планируемого нами исследования.

Социально-психологическое самочувствие студентов характеризуется их отношением к себе, к своему будущему и к окружающей действительности, взгляды на эти жизненные составляющее у студентов различных вузов имеют свои особенности.

Студенты негосударственного вуза, как, впрочем, и все студенты, относятся к себе с определенной долей критичности, по все же их отличает то, что большая часть из них себе нравятся, они уверены в себе, своих силах, в будущее смотрят довольно спокойно и даже со значительной долей оптимизма. Расстраивают же их материальные проблемы, некоторая степень зависимости от родителей. В этом они не оригинальны, такие же проблемы беспокоят и всех остальных студентов, но по результатам опроса в более значительной степени. При обсуждении вопросов личной жизни молодых людей, приведенные данные демонстрируют скорее независимость ответов студентов от профиля их специальности. Многие из общественных проблем меньше беспокоят студентов негосударственного вуза, но не менее других они обеспокоены состоянием своего здоровья и здоровья своих близких, имеющимися жилищными проблемами.

Студенты технических вузов наименее довольны собой и наименее оптимистичны, глядя в будущее, хотя в этой группе преобладают достаточно спокойные настроения с некоторой долей оптимизма.

Студенты педагогических вузов несколько лояльнее к себе, чем студенты технических высших учебных заведений, хотя и среди них есть весьма самокритичные гоноши и девушки. Они проявляют больше тревоги по поводу собственного будущего, но спокойно-оптимистичные настроения преобладают.

Чувствуют ли себя членами общества студенты, ощущают ли они поддержку со стороны общества, а может давление или полное безразличие? Как справляются они с этими трудностями: налаживают контакты, противостоят, обращаются за помощью к близким или замыкаются в себе. На эти вопросы мы попытались получить ответ в следующем блоке нашего социологического опроса.

Проблема взаимоотношений студентов высших учебных заведений с окружающей их социальной средой и современным обществом в целом, несомненно, значима. Проведенный опрос показал, что 24,0% респондентов полагают, что общество не оказывает влияния на личность, 18,5% опрошенных считают, что общество угнетает личность. 72,5% студентов придерживаются активной позиции по вопросу взаимоотношения личности и общества, выживания личности в обществе и ее развития.

Высшие учебные заведения - не только учебные, но и культурные центры своих городов и областей, создающие и хранящие культурные ценности, формирующие культурный слой общества - студентов и специалистов. Вспомним, что одним из распространенных мотивов поступления в вуз, молодые люди называют желание стать культурным человеком. Оправдываются ли их ожидания?

Отзываясь о культурной среде в вузе, более 60% из них считают ее благоприятной и даже очень благоприятной для взращивания культурных людей, причем доля положительных оценок значительно выше, чем у остальных студентов в отношении своих вузов.

Микроклимат в вузе, теплые и доверительные взаимоотношения преподавателей и студентов, минимум формализма - традиции нашего вуза. Слова «вуз - родной дом» не просто поэтическое сравнение, но показатель того, что социально-психологическая атмосфера благоприятно сказывается как на учебном процессе, так и на формировании личности студентов. Момент самоидентификации с вузом можно замерить по шкале самоидентификации, плюсами которой являются пункты «свой, родной» и «чужой». Негативное отношение, отчуждение студентов - большая редкость.

Студенты в своем большинстве считают, что в вузе максимально учитываются интересы и студентов, и сотрудников, и преподавателей вуза. Почти половина студентов негосударственного вуза утверждает, что студенты или студенческие организации могут воздействовать на учебный процесс с целью его улучшения, их мнение учитывается администрацией и профессорско-преподавательским составом вуза. Обстановка в вузе оценивается студентами как спокойная. Определенная доля студентов оценивает ее как напряженную, но это происходит реже, чем в других вузах, и практически никто из студентов не оценивает ситуацию в стенах вуза как конфликтную.

Особый интерес вызывает вопрос молодежной преступности и отношение молодежи к закону и законодателям. Чтобы понять, каким образом молодой человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственной зависимости.

Формирование криминогенных качеств личности происходит поэтапно. Под влиянием социально-экономических условий у молодого человека могут сложиться негативные впечатления, взгляды, оценки. У человечества существует главная мотивация - стремление выбрать наиболее экономичные способы поведения, и, когда возможность достичь различных жизненных целей затруднительна, принимается решение о совершении преступления. Готовность совершить преступление еще не является противоправным действием, так как решение будет принято в зависимости от интеллектуальных и психологических особенностей индивида. Например, если у молодого человека отсутствуют навыки терпения, преодоления страданий, то феномен психологической напряженности может инициировать готовность к совершению преступления. Аналогичным способом готовность преступить закон может сформировать ситуация, когда законный способ удовлетворения потребностей требует серьезных физических и психических условий, носит неэкономичный и малоэффективный характер, а преступный способ представляется простым и доступным.

Социально-экономические условия жизни, криминогенность общества прямо и непосредственно определяют психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности, в зависимости от того, в каких взаимоотношениях с социальной средой находился молодой человек, какими психологическими характеристиками он обладает. Расслоение по уровню материальной обеспеченности, объем и качество получаемых социальных услуг, социальная напряженность между людьми, утрата жизненных ориентиров и идеологических ценностей, ослабление родственных связей действуют на молодого человека в основном отрицательно.

Раскрывая вопросы молодежной преступности в студенческой среде, следует акцентировать внимание па следующие позиции: 1) социальной среде, определяющей человеческое поведение, принадлежит главная роль, с учетом постоянного взаимодействия человека со средой, принимая во внимание его мировоззрение и интересы; 2) в основе индивидуального преступления причинно проявляется как ситуация, так и негативные психологические деформации, принявшие форму общественно опасной установки личности; 3) упорное и беззастенчивое стремление к повышению незаконным путем своего социального статуса и улучшения материального положения происходит во время кризисных моментов для общества.

Вопрос анкеты: «С какими противоправными явлениями вы встречались в студенческой среде (возможно, не только нашего вуза)?» допускал выбор любого количества вариантов ответа. Среди перечисленных 9 вариантов первые два суть не преступные правонарушения (мелкое хулиганство, азартные игры), регулируемые административными законами, наказания в этих случаях менее суровы и никогда не влекут судимости. Варианты с 3 по 8 перечисляют преступные деяния, запрещаемые уголовным законом. Санкции по ним содержат угрозу серьезных ограничений прав и свобод личности - уголовного наказания с последующей судимостью.

Не может не тревожить высокий процент студентов, сталкивающихся с мелким хулиганством, с участием и организацией азартных игр (30,5% и 21,0% соответственно), поскольку широкое распространение этих явлений представляет общественную опасность.

По частоте упоминания доминирующими преступными деяниями являются мошенничество и вымогательство(27,5%), кража, похищение имущества (23,0%), причинение телесных повреждений (20,%) и незаконное изготовление, приобретение, хранение, сбыт или употребление наркотических веществ (15,0%),

Находит подтверждение мысль о том, что большая группа студентов отдает время и силы получению неофициального дохода (9,5%), занимаясь при этом, возможно, и криминальным бизнесом. Большую тревогу вызывает то, что 27,5% респондентов называют распространенным такой вид преступления как мошенничество и вымогательство. Если на младших курсах 20,5% встречались с данным видом преступления, то па старших эта цифра уже 31,9%, т.е. в 1,5 раза больше.

Наркотизация студенческой среды ведет к непредсказуемым последствиям (15,0%), требует, вне всякого сомнения, дополнительных исследований и поиска путей предотвращения циркуляции наркотиков.

Таким образом, создание социально-педагогического портрета студента негосударственного вуза, комплексное изучение проблем студенчества в целом, статистические данные по Нижнему Новгороду и Нижегородской области позволяют сделать нам ряд выводов:

1. Создание социально-педагогического портрета студента - это база для разработки в высшем учебном заведении социально ориентированных программ внеаудиторной работы, организации учебно-воспитательного процесса и формирования чувства личной сопричастности к профессиональной корпорации. Уяснив социальный облик современного студента, можно сделать в значительной степени обоснованный вывод о том, какого масштаба прогресс в развитии общества и государства мы в праве ожидать.

2. Изучение изменений общих мировоззренческих установок молодого человека следует рассматривать с позиций социальной мобильности, понимаемой как комплексное передвижение индивида в координатах социальной структуры общества, при этом, получение высшего образования, повышение квалификации, служебный рост самым непосредственным образом влияют на формирование и устойчивость определенной системы ценностей.

3. Учет закономерности развития личности студентов негосударственного вуза, особенностей их социализации в настоящее время, реализации творческих способностей, изменяющихся приоритетов и ценностей позволит повысить эффективность процесса обучения, приблизить его к потребностям общества в квалифицированных кадрах, не только интеллектуально, но и личностно развитых специалистах.

Особое значение в данном контексте имеет поиск новых концептуальных подходов к подготовке социально ответственных специалистов, необходимость отобрать оптимальные, адекватные методы и способы их профессионального воспитания с учетом личностного развития, обоснование выявленных педагогических условий повышения эффективности воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза.

 

АВТОР: Гладышева И.А.