17.12.2011 8260

Развитие педагогических взглядов на проблему формирования здорового образа жизни

 

Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья всегда была насущна для человечества и являлась предметом изучения медико-биологических, психолого-педагогических, социальных и философских исследований. Представления о здоровье, профилактике болезней были различными и зависели от уровня развития общества. С каждым этапом происходило накопление знаний и опыта в сфере охраны здоровья, в различных отраслях науки, в том числе и в педагогике.

Один из основоположников научной педагогики, известный чешский ученый, философ и гуманист Я.А. Коменский еще в 1632 году подчеркивал, что жизнь может быть полноценной при условии полноценного здоровья. В «Великой дидактике» он писал о необходимости соблюдения здорового образа жизни для правильного роста и развития организма, так как: «Тело сохраняется в бодром состоянии умеренным образом жизни» (Я.А. Коменский).

Сохраняет свою актуальность и педагогическое наследие английского философа и просветителя Д. Локка. В педагогических сочинениях Д. Локка было установлено единство психофизической природы человека и условий его развития, на этой основе определены цели, задачи, содержание воспитания. Ученым была представлена развернутая программа реального образования с учетом единства психофизической природы человека и условий его развития, имеющая практическую направленность обучения для подготовки к жизни и коммерческой деятельности. «Здоровье необходимо нам для профессиональной деятельности и счастья, - пишет он в «Мыслях о воспитании», «...каждому, кто желает играть какую-либо роль в мире, нужна крепкая конституция, способная переносить лишения и усталость...». К условиям укрепления и поддержания здоровья ребенка Д. Локк относил: закаливание, питание, режим, сон, одежду и т. п. Автор обосновал принцип чередования физических и умственных упражнений, который заключается: «... в облегчении утомленного органа переменой занятия». К факторам, формирующим здоровье, Д. Локк так же причислял физический труд, ремесленные и сельскохозяйственные работы, которые, по его мнению, снимают усталость от учебных занятий, дают жизненную закалку, увеличивают энергию. Обучение и воспитание должно соответствовать возрастным и индивидуальным природным особенностям, ориентироваться на естественные интересы и эмоции детей, это делает преподавание более привлекательным. «Нужно заботиться, чтобы они (дети) всегда делали с удовольствием то, что для них полезно» (Д. Локк).

Принцип природосообразности воспитания и обучения Я.А. Коменского нашел свое отражение и в творчестве великого философа, писателя и педагога эпохи Просвещения Жан - Жака Руссо. В своем учении о неравенстве людей он пишет, что воспитывать человека нужно, опираясь на его собственную природу - это способствует гармоничному развитию личности. Ж.-Ж. Руссо разработал программу формирования личности, в которой немаловажное место занимало физическое воспитание, как средство гармоничных отношений человека с окружающей средой, формирования нравственности и совершенствования всего организма. Автор высказывает мысль об особых требованиях к физическому развитию мужчин и женщин в связи с их различным жизненным предназначением, однако, при этом он считает, что: «... женщины должны быть сильны чтобы рождающиеся от них мужчины были тоже сильными». По мнению Ж.-Ж. Руссо, при воспитании образа жизни нужно учитывать опыт народов, отличающихся лучшим здоровьем, а методики и рекомендации по физическому совершенствованию человека необходимо рассчитывать на условия, связанные с тесным общением с природой и ручным трудом (Ж.-Ж. Руссо).

Выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, сущностью которой является природосообразное, гармоничное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка. И.Г. Песталоцци была поставлена задача психологизировать процесс обучения, с целью естественного его построения от простого к сложному, от мелкого к трудному, от близкого к далекому. Процесс обучения должен строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для чего необходимо изучать детскую психологию. В работе «Как Гертруда учит своих детей», И.Г. Песталоцци предлагает упражнения, где посредством составления постепенно расширяющихся, все более разнообразно развивающихся и все более определяющих предложений дети приходят к поучительным положениям и заключениям, как, например: «...я буду беречь свое здоровье не иначе как путем величайшей умеренности и соблюдения режима». Большое внимание автор уделял единству различных сторон воспитания и образования. Целью нравственного элементарного образования, по мнению И.Г. Песталоцци, является: «...всестороннее и гармоничное развитие нравственных задатков человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привитие ему определенных нравственных навыков». И.Г. Песталоцци был убежден, что овладение физическими навыками содействует нравственному и умственному развитию, поэтому огромную роль в своих трудах он отводил элементарному физическому образованию, которое должно строиться на природосообразных началах и играть положительную роль в оздоровлении народа. Заслугой Песталоцци в области физического воспитания можно считать введение гимнастики в школу в качестве особенного учебного предмета (И.Г. Песталоцци).

XVIII век - важный период отечественного просвещения. Яркой личностью этого времени являлся М.В. Ломоносов, который много внимания уделял комплексному исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики. По его мнению, именно такой подход позволял получать объективные данные о человеке, необходимые для педагогов. В работе «О сохранении и размножении российского народа» ученый показал роль наследственности в появлении здорового поколения, обозначил влияние среды на личность, обратился к проблемам нравственного, полового воспитания молодого поколения. Ученый считал, что для успешного воспитания детей необходимо наличие крепкой, счастливой семьи, вовлечение молодых людей в трудовую деятельность. М.В. Ломоносов в своих трудах придавал особое значение образу жизни студенческой молодежи. Автор предъявлял высокие требования к соблюдению элементарных гигиенических норм студентами, следил за режимом и рационом питания в общежитиях с учетом возрастных особенностей студентов, уделял большое значение труду, не приветствуя праздный образ жизни (В.П. Казначеев, Н.А. Склянова, В.В. Иванов).

И.И. Бецкой защищал идею разностороннего образования и говорил о необходимости воспитания «новой породы людей». В ряде государственных документов и педагогических трактатах он рассмотрел все стороны деятельности учебно-воспитательных учреждений, где воспитывались дети от рождения до юношества. Он обосновал рекомендации по осуществлению умственного, нравственного, трудового и физического воспитания, описывал влияние игр и физических упражнений на здоровье человека (В.Н. Кондрашенко; Г.Н. Сердюковская).

С развитием высшего образования в России в конце XIX - начале XX века проблема образа жизни и здоровья студенческой молодежи стала еще более актуальной. Рекордный для России рост численности российского студенчества происходил на фоне плохого состояния здоровья и роста заболеваемости среди студенческой молодежи. Об этом очень точно писал В. Вересаев: «Условия студенческой жизни били по здоровью в самый корень. Плохой стол...; сидячая, исключительно умственная жизнь, отсутствие физических упражнений, курение...; отсутствие вольного общественного воздуха...». К этой удручающей картине, добавлялись хроническая материальная нужда, наемные жилища, не отвечавшие элементарным санитарно-гигиеническим нормам, плохая одежда, психологические перегрузки. В конце XIX - начале XX века неблагополучие со здоровьем испытывали от 33 до 50 % студентов различных высших учебных заведений. Такой образ жизни студенческой молодежи приводил к заболеваниям органов желудочно-кишечного тракта, к простудным и венерическим заболеваниям. В 1905 году в Москве среди студентов зафиксировано 25,2% больных венерическими заболеваниями. Ущерб здоровью учащейся молодежи наносило неумеренное употребление спиртных напитков и табакокурение. Согласно наблюдениям доктора Д.Б. Никольского (с 1904 по 1910 гг.), регулярно употребляли алкоголь 5874% респондентов. К табакокурению были приобщены 37-66% студентов, начиная со школьного возраста. Медицинское обслуживание студентов безвозмездно осуществляли врачи высших учебных заведений, но они не справлялись с валом студенческой заболеваемости. Положение дел со здоровьем студентов тревожило общественность, которая предлагала усовершенствовать их медицинское обслуживание. В 1909 году в журнале «Голос политехника» был опубликован призыв студента Военно-медицинской академии А. Введенского, который предлагал организовать «общественную медицинскую кассу» для «быстрой амбулаторной помощи» студенческой молодежи. Целью таких выступлений являлось пробуждение общественного внимания к студенческому здравоохранению. Управлением Красного креста в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске были организованы санатории для больных и малоимущих студентов (А.Е. Иванов).

Вышеуказанная ситуация активизировала педагогические и медицинские исследования по проблеме образа жизни, образования и здоровья учащейся молодежи (П.А. Лебедев).

Историк, публицист, преподаватель Казанского университета А.П. Щапов подвергал критике систему образования в университетах и академиях, где недостаточное внимание уделялось естественным наукам. Он считал, что вся деятельная трудовая жизнь человека должна быть практически развитием естествознания. В своей работе «Значение естествознания в воспитании детей и образе жизни народа» он указывал на слабые стороны сложившихся систем воспитания и образования, которые были оторваны от законов природы, а это негативно сказывалось на умственном развитии, мыслях и чувствах человека. Причины аномалий, болезней, духовных и физических патологий человека и общества автор видел в незнании и нарушении закономерностей природы воспитания и образе жизни, в частности, в несоблюдении законов гигиены, воспитания, брака, питания, дыхания.

Педагог, методист, деятель народного образования, Д.Д. Семенов создал педагогическую систему образования в Кубанской учительской семинарии, где проводилась теоретическая и практическая подготовка народных учителей. В тесной взаимосвязи с преподаванием истории развития педагогической мысли, педагогики, дидактики находилось преподавание гигиены, целью которой являлось:

- ознакомить будущих народных учителей с главными научными гигиеническими правилами жизни, соблюдение которых будет способствовать более полному моральному и физическому развитию человека и общества;

- научить будущих народных учителей «подавать заболевшим крестьянам добрые советы в их болезнях», что, несомненно, повысит авторитет в глазах народа.

Автор подчеркивал, что изучение гигиены должно базироваться на основах анатомии и физиологии. Особое внимание должно уделяться изучению строения и функционирования нервной системы и органов чувств, что необходимо для понимания гигиенических условий жизни и психофизиологических особенностей человека. Опираясь на эти знания, «врач-преподаватель» должен указывать на наиболее часто встречающиеся заболевания и на элементарные средства их профилактики и лечения. Содержанием изучения гигиены являлось: «диэтетика», где особое внимание обращалось на пищу, употребляемую в данной местности; влияние внешней среды на организм человека; гигиена тела, одежды, постели и жилища. Курс завершался изучением школьной гигиены и описанием устройства школьных зданий в соответствии с гигиеническими нормами.

Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский писал, что педагогика - это искусство, опирающееся на знание человеком антропологических наук, к которым относится анатомия, физиология, психология, патология человека. В своих трудах К.Д. Ушинский показал влияние физических упражнений, закаливания и других факторов образа жизни на здоровье человека. Высокие требования К.Д. Ушинский предъявлял к личности будущего педагога. Так, для поступающих на педагогические курсы требовалось не только высокая образованность и знание языков, но и «безукоризненная нравственность и одобрительный образ жизни» (К.Д. Ушинский).

Гармоническое всестороннее развитие человеческого организма в качестве важнейшей цели воспитания и образования рассматривал П.Ф. Лесгафт. Он указывал на тесную взаимосвязь между умственным и физическим развитием: «Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического». В разработанной им системе физического образования, физическое развитие неразрывно связывается с духовным, нравственным, эстетическим. Само физическое упражнение как целенаправленное действие, по мнению П.Ф. Лесгафта, является элементом психофизического процесса. В физическом и духовном развитии ребенка автор решающее значение придавал воспитанию, отвергая какую бы то ни было наследственную обреченность. По Лесгафту, только темперамент человека, т.е. сила и быстрота его проявлений является наследственным. Условия же воспитания порождают индивидуальные различия. Тип ребенка, его характер не наследуется, а формируется влияниями среды, воспитания и самодеятельности ребенка. В первые семь лет жизни ребенка семейное воспитание играет особо важную роль. Лесгафт считал, что семья дает ребенку именно то, что не могут дать общественные дошкольные учреждения. Однако, влияние школы на детей еще могущественнее, чем влияние семьи и отрицательные черты семейного воспитания, по мнению автора, должны исправляться школой. П.Ф. Лесгафт разработал оригинальную систему физического образования, связал ее с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием. Для ее осуществления он предложил новую систему подготовки педагогических кадров по физическому образованию, которую он внедрил на курсах в Петербурге (П.Ф. Лесгафт).

Великий педагог В.А. Сухомлинский в своих трудах говорил о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности и постоянно подчеркивал, что: «... забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». По мнению В.А. Сухомлинского, плохое состояние здоровья, наличие каких-либо заболеваний, недомоганий является причиной неуспеваемости, замедленного мышления, плохой работы на уроке и дома, и ликвидировать эти причины возможно только «совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье... - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил... Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил». Главное условие многогранного физического, интеллектуального, эстетического воспитания ребенка автор видел в предупреждении болезней и склонностей к заболеваниям, во всестороннем укреплении здоровья (В.А. Сухомлинский).

Необходимость укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи подчеркивали выдающиеся врачи М.Я. Мудров, С.Ф. Хотовицкий, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, которые многократно указывали на первостепенное значение профилактических мероприятий в медицине. Основы гигиены детей и подростков заложены в трудах А.П. Доброславина, Ф.Ф. Эрисмана, где так же подчеркивается роль профилактики. С.Г. Зыбелин - профессор Московского университета указывал на важную роль изучения проблем профилактики и гигиены в России. В «Слове о вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней» и в «Слове о правильном воспитании с младенчества» и др. он заложил основы отечественной системы государственных, общественных и гигиенических мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни (В.Н. Кондрашенко; Г.Н. Сердюковская).

Обширная социально-демографическая характеристика студенческих коллективов первой половины XX века, исследование заболеваемости и физического развития студенческой молодежи представлены в работах Г.А. Баткиса, К.В. Майстраха, Г.М. Михлина, М.В. Гитмана, В.И. Полякова, П.М. Сударева, Е.И. Годик (Васильева О.Л.).

Широкая разработка и осуществление политики укрепления здоровья и профилактики относится к 70-м годам XX века, когда была принята серия документов ВОЗ «Здоровье для всех к 2000 году». В 80-х годах ВОЗ была разработана интегральная программа профилактики неинфекционных заболеваний (Н.В. Вартапетова).

Нельзя не согласиться с И.И. Брехманом, который указывал что: «Именно здоровье людей должно служить «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Здоровье служит предпосылкой для свободы проявления биологических и социальных возможностей человека и их превращения в действительность. Здоровье обеспечивает свободу деятельности и является обязательным условием полноценной общественной и личной жизни человека (Н.А. Заруба). Антагонизмом здоровья являются болезни, связанные с потерей существенно значимых индивидуальных и общественных связей личности, поэтому свобода личности с утратой здоровья становится неполной, сфера ее проявления сужается.

Для сферы здравоохранения разработана солидная организационно-нормативная база, обеспечивающая деятельность в сфере пропаганды ЗОЖ, однако, отсутствие централизованного финансирования фактически сводит на нет практическую реализацию данных документов. В связи с этим многократно возрастает роль системы образования в гигиеническом воспитании и образовании детей и молодежи (Т.В. Карасева, Т.В. Гиголаева).

Повышение роли формирования здорового образа жизни в современном обществе обусловлено тем, что в настоящее время изменился профиль патологии с преобладанием хронических неэпидемических болезней, в возникновении которых решающую роль играет образ жизни (Ю.П. Лисицын). В России остро стоит проблема снижения рождаемости, высокой детской смертности, сокращения средней продолжительности жизни до 65 лет (Э.Н. Вайнер). В.И. Загвязинский, Р. Атаханов отмечают высокий уровень заболеваемости детей (в России менее 10% здоровых детей и 35% -хронически больных), рост преступности несовершеннолетних, бродяжничество, социальное сиротство, появление групп подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Все большее распространение приобретают вредные привычки, такие как ранний алкоголизм, токсикомания и наркомания (Б. Братусь, 2000; Е.П. Ильин, 2000; Н.Н. Толстых, С.А. Кулакова, 1989; В.А. Худик,1997 и др.). В «Концепции охраны здоровья населения РФ на период до 2005 года» отмечено, что более 3 миллионов человек употребляют наркотики, почти две трети из них молодежь в возрасте до 30 лет, составляющая основную группу ВИЧ-инфицированных. Такая тенденция связана, по нашему мнению, с одновременным существованием нескольких групп факторов, каждая из которых, взятая в отдельности, отнюдь не является однозначно наркопровоцирующией. Это системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, физиологические и психологические особенности юношеского возраста, а так же особенности современной молодежной субкультуры (культ кумиров, мода на наркотики, миф об относительной безопасности «легких» или вовлекающих наркотиков) обеспечивают рекламу наркотиков и снижают порог страха перед их применением. Мы согласны с мнением о том, что девиантное поведение - это системное явление, в формировании которого участвуют исторические, макросоциологические, социально-психологические и индивидуально-личностные факторы (Л.М. Зюбин,1991; Е.П. Ильин, 2000; Ф.Патаки, 1987). В связи с этим и проблема формирования ЗОЖ является комплексной междисциплинарной задачей. Поэтому, наряду с дальнейшим развитием служб лечебной сети, необходимо внедрение широкой программы профилактических и оздоровительных мероприятий. Основными исполнителями национальных программ профилактики острых неинфекционных заболеваний должны быть государство, коллектив, семья, человек. Все они между собой тесно связаны и зависят друг от друга. В то же время у каждого имеются самостоятельные, независимые способы влияния на здоровье (И.А. Гундаров, СВ. Матвеева, 1997).

Несомненно, сформированность мотивации на ЗОЖ является ведущим фактором эффективности гигиенического образования. Часто бывает, что человек осознает, понимает необходимость вести здоровый образ жизни, но это не побуждает его к действиям. Это свидетельствует о том, что мотив еще не сформирован, но существует предпосылка к его развитию - предмотивационное образование (знаемый мотив). На определенном уровне развития личности мотивы выступают как знаемые, как возможные, но пока не побуждающие к действиям (А.Н. Леонтьев, 1975). Воспитание личности не должно ограничиваться передачей субъекту определенной суммы знаний. Без нахождения человеком личностного смысла данное знание не способно побуждать к деятельности.

Большое значение в формировании определенного стиля жизни детей и молодежи имеют ценностные ориентации. Отечественные и зарубежные авторы, исследуя ценностные ориентации молодежи, описывают следующую иерархию ценностей в молодежной среде. И. Провоторова указывает, что у американских школьников среди 17 жизненных приоритетов личности на первом месте стоит здоровье. Аналогичное исследование, проведенное среди юных липчан, демонстрирует абсолютно другую установку: забота о собственном здоровье отодвинута на 14-17 место. В.В. Баранов и Ю.Н. Шувалов выяснили, что среди учеников старших классов, проживающих в депрессивном регионе в три раза больше лиц, желающих иметь хорошее здоровье. Таким образом, четко просматривается влияние социально-экономических факторов на мотивации, связанные с сохранением здоровья. А.В. Басов, изучивший ценностные ориентации подростков г. Ярославля выявил, что среди 12 мест здоровье занимает 5-е место после интересной работы, счастливой семейной жизни, возможности расширения кругозора (познания) и материальной обеспеченности. При сравнении данных с аналогичными, полученными в Москве, выявлено, что здоровье занимает 6-е место, оставляя впереди возможности познания, свободу, наличие хороших друзей, материальное обеспечение и любовь.

Вузовское образование должно создавать благоприятные условия для формирования мотивации на здоровую, продолжительную, полноценную жизнь, на воспитание культуры здоровья и бережного отношения к нему. Ценностные ориентиры способствуют точному целеполаганию и проектированию деятельности, определяют приоритеты и критерии педагогического процесса, направляют педагогическую деятельность и общение участников педагогической системы.

Такие нравственные ценности как добро, благородство, отзывчивость, любовь, уважение, бескорыстие в педагогической профессии имеют важное значение. Они проявляются в поступках личности по отношению к другому человеку, хотя немаловажен и внутренний импульс, духовная мотивация. Наличие этих нравственных ориентиров является условием успеха педагога, проектирующего здоровьесберегающий педагогический процесс. От педагога, реализующего здоровьесберегающий принцип, требуется понимание, что ему вручается самая высшая ценность - растущий человек, его здоровье, необходимое для блага Отечества.

Эстетические ценности способствуют развитию отношений учителя с миром, воспитанниками на основе испытанных ими разнообразных чувств, что способствует ориентации педагогической системы на снижение риска возникновения стрессогенных ситуаций. По замечанию Н.Г. Чернышевского, здоровье является «главной принадлежностью человеческой красоты».

В систему современного образования, по мнению И.Д. Лушникова, необходимо включить государственные, национальные, семейные, общечеловеческие и личностные ценности. К личностным ценностям автор относит и здоровье человека. В контексте нашего исследования, наиболее значимыми являются такие экзистенциальные ценности как ценность жизни и здоровья.

Поскольку ценности определяют сознание, мировоззрение и поведение личности, то в процессе формирования педагога-профессионала следует уделять этой проблеме соответствующее внимание. В.Н. Ирхин отмечает как приоритетную ценность здоровье учителей и учащихся. И если мы ведем речь о ценности здоровья, то должны найти способ доказать эту ценность студентам в учебном процессе. Преподаватель вуза должен ориентироваться на оказание студенту как личности и будущему специалисту высококвалифицированной помощи в выращивании его способности ставить и решать многообразные задачи его жизни и здоровьесберегающей педагогической деятельности. Важной задачей вузовского образования является пропаганда здоровья. Пропаганда (промоция) здоровья - это широкое поле деятельности, включающее обеспечение формирования ЗОЖ и информацию, направленную на пропаганду здоровья. Пропаганда здоровья включает повышение осведомленности о персональном и общественном здоровье, возможные изменения в поведении и отношении к здоровью, а также поиск альтернатив в укреплении здоровья (И.В. Поляков с соавт.).

По мнению М.В. Diqnan, Р.А. Сагг, в практическом планировании программ пропаганды в области здоровья (ППОЗ) необходимо предусматривать три основные направления. Во-первых, построение модели уверенностей в области здоровья.

Во-вторых, создание матрицы Общения и Убеждения (Communication Persvation Matrix). В-третьих, обеспечение структуры Общения и Изменения Поведения (Communication /Behavior change).

Одним из важнейших направлений в планировании программ пропаганды и формирования ЗОЖ является создание Модели Уверенностей в области Здоровья. Модель Уверенностей в области Здоровья включает три основных элемента: готовность личности к принятию во внимание изменений в поведении во избежание болезни или минимизация риска; существование и степень влияния факторов в окружении личности, вызывающих изменения в поведении; поведение как таковое. Составление программ должно являться общей задачей организаторов образования и здравоохранения, представителей администрации и культурно-просветительных учреждений. Программа определяет стратегию и тактику валеологической работы среди населения. Однако эффективность валеологической пропаганды будет низкой, если будут отсутствовать условия для реализации изменения поведения. Используя зарубежную терминологию, можно сказать, что валеопропаганда имеет задачи: «стать осведомленным»; «повысить знания», «повысить мотивацию»; «выучить навыки». Валеопрактика должна: «использовать навыки по изменению поведения»; «внедрить изменения в стиль жизни»; «поддерживать изменение в поведении». Таким образом, валеопропаганда без валеопрактики как дерево, не давшее плоды. В целом, пропаганда здоровья относится к сфере социального маркетинга, которая у нас в стране пока еще не достигла должного уровня. Решение проблем планирования программ валеологического воспитания и образования на уровне региона во многом зависит от согласованных, взаимных усилий органов управления здравоохранением и образованием.

Здесь, особенно в условиях небольших городов, на селе необходимо планирование и внедрение общих направлений деятельности в сфере валеопропаганды и первичной профилактики, как в системе «службы здоровья», так и в учреждениях «службы болезни» (П.П. Горбенко).

Студенты - это будущее нации, определяющее ее благополучие, ее экономическое и духовное процветание, это особая социальная группа, специфическая общность людей, объединенных институтом высшего образования. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования.

В советский период развития отечественного здравоохранения большое внимание уделялось профилактическим программам. Министерством высшего и среднего специального образования в 1983 году была разработана Всесоюзная межвузовская целевая программа «Научные основы охраны здоровья и повышения работоспособности студентов». Университет дружбы народов (научный руководитель - профессор Н.А. Агаджанян) являлся головной организацией по данной программе. Более 80 вузов проводили исследования по пяти основным направлениям:

1. Адаптация студентов к обучению в вузе с учетом профиля вуза и климато-географических регионов.

2. Создание автоматизированных систем и устройств для оценки функционального состояния организма.

3. Разработка средств и методов повышения уровня физического развития студентов.

4. Изучение заболеваемости студентов.

5. Разработка социально-гигиенических основ режима труда, отдыха и питания студентов.

По итогам исследований были разработаны и частично внедрены методические рекомендации по укреплению здоровья и улучшению физического воспитания студентов (О.Л. Васильева).

Как указывалось выше, в последнее время во многом были утрачены профилактические основы в российском здравоохранении, в том числе, и в охране здоровья студентов, что не могло не сказаться на ухудшении показателей здоровья данной группы населения (Л.Т. Антонова, Г.Н. Сердюковская, 1995; О.Г. Добромыслова, В.Г. Маймулов, 1991; Т.Н. Маляренко, Д.В. Максинев, В.И. Турина, 1997; В.М. Чимаров, 1996). Изучение проблем образа жизни студентов приобретает особую актуальность в современных условиях повсеместного ухудшения уровня жизни, поскольку здоровье студентов является необходимым условием учебной деятельности в вузе, а значит и высокой профессиональной пригодности.

В нашей стране и за рубежом ведется активный поиск различных форм деятельности образовательных учреждений в сфере формирования ЗОЖ (D.D.Allensoworth, L.J.Kolbe, 1987; D.D.Allensoworth, J.Wyche, E.Lawson, 1995). Наибольшее число разработок относится к школьному образованию, но содержит опыт, применимый и для высшей школы. В последние годы увеличилось количество отечественных исследований по проблемам здоровьесберегающих технологий в образовании (М.М. Безруких, 1999; Н. Дзятковская, Л.И. Колесникова, 2002; Г.А. Засобина, Л.Ю. Минеева, 2002; В.В. Пономарев, 2002; В.Г. Рындак, Е.В. Кирнасюк, Т.В. Шамардина, Н.В. Горохова, 2002; Л.Ф. Тихомирова, 2004; О.А. Шклярова, Г.С. Козупица, 2002 и др.).

Не смотря на большое число исследований по проблемам формирования ЗОЖ студентов, в большинстве педагогических вузов программы и организация валеологического образования не имеют четкой методологической базы, не поддержаны учебно-методическим обеспечением (Е.В. Волынская).

В.Н. Касаткин указывает, что недостатком многих программ является ориентация на получение информации о здоровье, а не на изменение поведения студентов и закрепление навыков ЗОЖ. Мы согласны с мнением автора о том, что оценка эффективности обучения здоровью пока не отработана ни в России, ни за рубежом. Положительную динамику здоровья можно ожидать в течение длительного наблюдения. В качестве промежуточного критерия предполагается активное формирование позиции будущего педагога. Переход от персональной концепции «Здоровье - это данность» к убеждениям «Здоровье завоевывается» и «Здоровье есть способность к развитию».

До конца не изученным является вопрос о критериях эффективности обучения основам ЗОЖ. М.П. Шилов, Е.А. Мягкова, предлагают считать таковыми готовность обучающихся к сохранению своего здоровья, глубину мотивации к ЗОЖ, а также снижение заболеваемости. Н.К. Иванова выделяет такие критерии сформированности здорового стиля жизни студентов, как обученность, социальная ответственность, здоровье.

Для совершенствования процесса формирования ЗОЖ будущих учителей нужно учитывать положение о том, что образование должно формировать новые личностные качества студента. А именно -критическое отношение к себе, своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления костных взглядов, формирование новых ценностных ориентации, более гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество (Концепция воспитания студентов вузов РФ. Под ред. В.Т. Лисовского).

Отражением проблем педагогического образования в сфере ЗОЖ является низкая готовность педагогов школ к здравотворческой деятельности. В целом оценивают уровень собственной компетентности в вопросах здоровья как недостаточный 93,9%. Характерным признаком недостаточной культуры здоровья педагогов является низкий уровень медицинской активности. Подавляющее число опрошенных посещают работу при наличии признаков инфекционных (опасных для окружающих!) заболеваний, находятся на работе в состоянии сильного недомогания 45,7%, только 10,7% получают больничный лист. Полученные нами данные показывают, что образ жизни современного учителя в большинстве случаев не может служить образцом для учеников, что в очередной раз подтверждает актуальность формирования готовности к реализации ЗОЖ у будущих педагогов (Т.В. Карасева, Е.К. Баклушина и др., 1997; Т.В. Карасева, Д.Ю. Коптев и др. 2004). Аналогичные тенденции отмечены среди педагогов ДОУ (Т.В. Карасева, СЮ. Толстова, 2000), учителей ФК (Е.В. Ишухина).

По данным Т.А. Глухих (2000) большинство педагогов находятся на низком уровне компетентности в вопросах физического, психического и социального здоровья и намерены повышать собственную валеопсихологическую компетентность. Автором выделены следующие виды компетентности педагога в вопросах здоровья: бессознательная некомпетентность (не имеют информации о ЗОЖ); сознательная некомпетентность (знают, но не имеют полной информации); сознательная компетентность (имеют достаточно полную информацию о различных способах оздоровления, но не используют в своей жизнедеятельности); бессознательная компетентность (имеют полную информацию, занимаются самооздоровлением).

Таким образом, история развития педагогической и медицинской мысли иллюстрирует богатый опыт исследований проблемы формирования ЗОЖ в системе образования. Выводы выдающихся ученых, врачей, педагогов и психологов прошлого сохраняют актуальность и в наше время, находят развитие и продолжение в трудах современных исследователей. Педагоги, врачи, философы, гигиенисты, экологи, социологи, генетики, организаторы здравоохранения, физиологи (Р.И. Айзман, 1996; О.А. Александров, 1988; И.И. Брехман, 1990; О.В. Гринина, Д.И. Кича, 1988; ПЛ. Горбенко, 1996; В.И. Дубровский, 1999; Т.В. Карасева, 1995; В.В. Колбанов, 1995; Ю.П. Лисицын, 1992; И.Н. Смирнов, 1985; СИ. Толстов, 1995) посвящают свои исследования проблемам здоровья, образа жизни, здорового образа жизни подрастающего поколения.

Анализ литературных источников позволил выявить основные направления исследований проблем формирования ЗОЖ будущих педагогов. Теоретические и методические аспекты профессионального валеопедагогического образования отражены в исследованиях Э.Н. Вайнера, Е.В. Волынской, Т.В. Карасевой, В.В. Колбанова, Е.Е. Насоновой. Педагогические основы формирования здорового образа жизни будущих педагогов изучены Н.В. Багаутдиновой (2004), И.В. Наливайко, В.А. Околеловой (2004), Е.В. Перевозчиковой (2001) и др. В работах Т.А. Глухих (2000), Д.Ю. Коптева (2004), Л.В. Куклиной (1999), В.Г. Лободина (2002), Л.Ю. Минеевой (2001), Е.В. Осолодковой (2003), И.В. Пичугиной (2000), Н.К.Смирнова (2002) решались задачи развития компетентности и готовности педагогов к формированию здорового образа жизни. Педагогические условия формирования здорового образа жизни рассмотрены в исследованиях Т.Н. Васюткиной, Н.К. Ивановой, Л.Ф. Тихомировой, С.А. Сенникова, Л. Костович, Н.К. Смирнова, Г.А. Сулкарнаевой.

Наиболее близкими к теме нашего исследования являются диссертации Е.В. Перевозчиковой, В.А. Околеловой и Е.В. Волынской. В работе Е.В. Перевозчиковой изложены общие педагогические основы формирования ЗОЖ студентов с подробным анализом состояния валеологической грамотности и активности будущих педагогов. В.А. Околеловой конкретизировано содержание понятия «здоровый образ жизни» студентов, обосновано формирование ЗОЖ студентов в рамках проблемного семинара «Здоровый образ жизни учителя и ученика», сделан упор на межпредметную интеграцию в формировании ЗОЖ. Проблемам формирования культуры здоровья студентов педагогического вуза посвящена работа Волынской (2004), в которой выделены адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни валеологической культуры будущего учителя, а также описана структура валеологического образования с учетом основным компонентов профессиональной деятельности.

Несмотря на наличие достаточного количества работ, посвященных вопросам формирования здорового образа жизни студентов, комплексных исследований по выбранной нами теме, в доступных источниках не встретилось, что подтверждает новизну данного исследования.

 

АВТОР: Гиголаева Т.В.