17.12.2011 5334

Специфика деятельности клубов исторической реконструкции

 

Деятельность подростков в клубах исторической реконструкции может быть рассмотрена через призму особенностей членов группы (интеллектуальных, личностных и психо-физиологических) и динамику их изменения в процессе обучения. Социально-психологические закономерности в студенческих группах проанализированы Н.В. Беляковой и имеют глубокие традиции исследования в отечественной социальной психологии.

Рассмотрим особенности деятельности клубов исторической реконструкции в контексте социальной общности.

Движение реконструкторов следует рассматривать как социальную группу в системе дополнительного образования и досугово-культурной деятельности, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая дополняет осуществляемое в школе и высшем учебном заведении освоение подростками социальных ролей и функций интеллигенции.

Рассмотрим признаки социальной общности:

- выполнение в обществе определенных функций

- объективность существования

- однозначная детерминированность социального поведения членов групп

- определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам

- специфические социально-психологические черты и системы ценностей

На основе указанных признаков, выделенных А.Н. Семашко, можно определить участников клубов как группу людей в возрасте от 16 до 30 лет, объединенную выполнением потенциально значимых для общества специальных подготовительных функций, совмещающих учебу или участие в общественном производительном труде с восстановлением традиций и быта реконструируемой эпохи.

В настоящее время движение исторической реконструкции относят к молодежным субкультурам.

Термин «историческая реконструкция» может употребляться в двух значениях:

1. Восстановление внешнего вида и конструкции объекта, теоретическое или практическое, основанное на его сохранившихся фрагментах, остатках, и имеющейся исторической информации о нем, с помощью современных методов исторической науки (в том числе, такого метода, как археологический эксперимент). Аналогично определяются историческая реконструкция процессов, событий и технологий.

2. Деятельность, направленная на восстановление различных аспектов исторических событий, объектов и т. д.

Существует два основных направления исторической реконструкции: Историческая реконструкция как воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.

Историческая реконструкция - движение, ставящее перед собой научные, спортивные, культурные, досуговые, воспитательные цели и использующее метод научного эксперимента для воссоздания материальной и духовной культуры определенного региона по данным археологических, изобразительных и письменных источников.

В России историческая реконструкция как движение зарождается в начале 90-х годов в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Фестивали и массовые постановки сражений проводятся, в основном, клубами исторического фехтования и реконструкции при поддержке администрации областей и городов, где проводится мероприятие. Также существуют мероприятия государственного значения (например, реконструкция Куликовского сражения, Бородинской битвы, Грюнвальдской битвы).

Увлеченным исторической реконструкцией интересно создание исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей, соответствующих выбранному региону и историческому периоду. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными). Основной идеей реконструкции такого комплекса костюма, доспеха и т. п. является применение на практике этого комплекса, в том числе, для подтверждения или опровержения научных гипотез относительно возможностей использования тех или иных предметов.

В Клубах исторической реконструкции участники проходят ступенчатый процесс личностного роста, обеспечивающийся иерархией клуба и направленностью деятельности на организацию этнических мероприятий, связанной с научно-поисковой и прикладной работой по реконструкции быта и традиций. Таким образом, в процессе выполнения определенных заданий и задач происходит трансформация личности самого человека.

Развитие лидерского потенциала будет зависеть от тех целей, которые ставятся индивидом при выполнении определенных им или поставленных ему задач.

Для того, чтобы эффективно работать в клубе, участник должен пройти определенные этапы развития: определиться со сферой деятельности - обосновать временной период, местность, исторический контекст своей дальнейшей работы.

Следующим этапом является построение взаимодействия с участниками клуба - находящихся на равных позициях (возраст, положение в клубной иерархии), а также старшими и руководителем. Организационная иерархия учит человека строить как межличностные отношения, так и отношения подчинения-власти. Расширение прав, увеличение полномочий могут быть реализованы в процессе деятельности внутри группы.

Мировоззрение участника формируется по мере того, как осваивается понимание таких категорий как ответственность, долг, достоинство, свобода. Мировоззренческий аспект также влияет на включенность в процесс и качество и выполнения задач.

Мировоззрение на глобальном уровне обусловливается политикой государства, социальными и экономическими факторами. Все эти факторы являются факторами внешней среды, которая в свою очередь обусловливает формирование благоприятных условий для развития лидерства.

Рассматривая клубы исторической реконструкции как пространство для реализации лидерского потенциала, необходимо обратить внимание на фактор выделения более активных членов группы, которые постепенно начинают играть более значительную роль в процессе работы в клубе, чем другие, им оказывают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, в результате чего они приобретают доминирующее положение. Постепенно происходит выделение лидеров среди участников группы на каждом уровне иерархии (как среди старших, так и среди менее опытных участников клуба). Так особенности деятельности задают объективные условия для выдвижения лидеров.

Направления работы по развитию лидерского потенциала участников клубов исторической реконструкции включает различные аспекты лидерства и основные критерии, по которым оно определяется.

Формы занятий клубов исторической реконструкции:

- тренировочные занятия (фехтование, строевая подготовка, конная езда, ремесло - пошив одежды, работа по коже, кости, металлу)

- клубный день (сбор дружины, трапеза, ремесленные семинары и обмен опытом, просмотр и обсуждение видеоматериалов);

- посещение знаменательных исторических мест, музеев;

- участие в археологических раскопках;

- участие в фестивалях, внутригородских мероприятих, показательных выступлениях, театрализованных боях.

1. В рамках подхода к обучению на базе разработанной методики, четко определяется временной исторический период, которому соответствует повседневная деятельность Клуба. То есть каждый участник встраивается в конкретный исторический контекст выбранного социального слоя реконструируемого периода и региона

2. Участник получает возможность самостоятельно определить направление (направления) развития. На первых порах основной упор делается на комплексное развитие различных навыков. Основным психолого-педагогическим средством воздействия предполагается такая организация работы, которая будет основана на предоставлении широкой автономии личности в выборе формы деятельности и придание ей большой социальной значимости.

3. Здоровая конкурентная среда клуба, выезды, турниры позволяет членам клуба полностью раскрыть свои способности и добиться самореализации.

4. Ежемесячно или раз в полугодие проходит оценка результатов, когда успех в достижении цели рассматривается как производное трех факторов: своевременность, качество и соответствие замыслу.

5. Принцип иерархичности представлен «лестницей», ступени которой проходит каждый участник.

Первая ступень - «Отрок».

Уставом Клуба определяется перечень задач, которые в ограниченный срок (от двух месяцев до полугода) выполняются Отроком.

Задачи: пошив комплекта одежды, подготовка минимального боевого снаряжения, изготовление доспехов.

Навыки: обучаемость, исполнительность, сила воли, дисциплинированность.

Области: работа с текстилем, кожей, деревом, металлом, костью.

Отрок не имеет права голоса, выполняет поручения Старших.

Переход на следующую ступень осуществляется при наличии достижений в выбранных областях, проявлены навыки, выполнены задачи.

Вторая ступень - «Младший Дружинник».

При переходе на следующую ступень расширяется компетенция участника, возрастает ответственность.

Задачи: дополнение своего комплекта одежды, овладение одним видом оружия.

Навыки: усвоение и закрепление приемов боя, помощь в делах Клуба, приемы организаторской работы, строгое соблюдение дисциплины.

Полномочия: переходит в Младшую дружину, участвует в общем собрании дружины, имеет право голоса, наставляет, поддерживает, организовывает работу Отрока.

Младший дружинник находится в подчинении у Старшего дружинника.

Третья ступень - «Старший Дружинник».

Задачи: пошив одежды, изготовление оружия определенного временного периода, овладение не менее, чем двумя видами оружия, организация работы не менее 5 человек.

Полномочия: принимает участие в решении вопросов внутренней организации деятельности Клуба в составе Старшей Дружины.

Навыки: трудоспособность, обучение и передача своих умений и навыков младшим членам Клуба.

Четвертая ступень - «Десятник».

Задачи: совершенствование боевых навыков, участие не менее, чем в 10 турнирах, организация собственного отделения Клуба. Навыки:

1. Организует деятельность не менее 10 человек

2. Обладает высокими технологическими и боевыми навыками

3. Свободно оперирует историческими источниками по реконструируемому региону, периоду

Переход на следующую ступень возможен только при прохождении испытания (реконструкция обряда Боевого Посвещения). Пятая ступень - «Воевода».

Задачи: общеорганизационная деятельность, самостоятельные тренировки (дальнейшая отшлифовка боевого искусства), увеличение количества участников отделения.

Навыки:

1. Организует деятельность более чем 30 человек

2. Обладает отточенными технологическими и боевыми навыками

3. Свободно ориентируется в историческом контексте эпохи. Переход на следующую ступень осуществляется в два этапа:

I. Смотр дружины

II. Оценка боевых качеств по принципу турнира.

Воевода имеет право расширять Клуб. Как только число членов его отделения Клуба превысит 50 - он получает статус «Удельный Князь».

Санкции за несоблюдение дисциплины Клуба и требований Князя - отстранение от деятельности внутри клуба на определенный срок вплоть до исключения.

В клубах исторической реконструкции создаются условия для проявления лидерских качеств, главным образом, благодаря групповой работе, совместной организованной руководителем деятельности и процедурам контроля за освоением необходимых навыков и выполнением текущих внутриклубных задач.

Для выделения клубов исторической реконструкции в особую социальную группу, необходимо учитывать особенности формирования реконструкторского движения.

Успешность решения общих задач клуба возможна через интеграцию индивидуальных и групповых мотивов, активной включенности членов группы в совместную деятельность, создание и поддержание лидером эмоционального и делового (рабочего) настроя.

Таким образом, приобретая компетенцию, развиваясь в условиях соревнования и «игровой действительности», обучаясь ставить цели и решать задачи, члены Клуба совершенствуют свой лидерский потенциал и становятся более эффективными и в обычной деятельности (учебная или рабочая среда).

Основным психолого-педагогическим средством воздействия предполагается такая организация работы, которая будет основана на предоставлении широкой автономии личности в выборе формы деятельности и придание ей большой социальной значимости. Все группы вовлекаются в игровой, культурно-массовый, трудовой и учебный виды деятельности. Лидерство и его эффективность зависит от способности лидера влиять на группу в условиях детерминированности ситуации внешними факторами (ограничения в подготовке по времени, физическим и техническим ресурсам). Создаются условия для проявления лидерских качеств, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими изменениями. Степень осознания серьезности ситуации (трудности преодоления препятствия, критичности обстоятельств), с которым сталкивается группа, позволяет достигнуть целей или отразить опасность. Если при этом какой-либо индивид сумеет обеспечить достижение целей, или безопасность группы в силу своих личностных качеств (храбрости, умений, знаний, уверенности в себе и т. д.), тогда он, вероятнее всего, станет лидером группы. В наиболее критических ситуациях лидерство фокусируется, сосредоточивается в одних руках.

Если проблемы, с которыми сталкивается группа, очень сложны по своему диапазону, функции лидерства обычно распределяются между несколькими лицами. По мере упрощения задач лидерство становится концентрированным. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли, или этот процесс может происходить стихийно, вернее, его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств. Лидерский потенциал характеризует ценностная ориентация личности (стремление к власти, повышение своего социального статуса и др.).

Эффективное лидерство способствует поддержанию в членах коллектива стремления к более высокому уровню развития, самореализации, при условии совпадения мотивов и возможностей лидера с требованиями ситуации в рамках принятых значений системы групповых норм и ценностей.

Деятельность клубов исторической реконструкции дает возможность участникам понять, как человек вписывается в историю на каждом витке ее развития, как он реагирует на общественно-исторические процессы, что привносится им в историю и как на нее влияют идеи, устремления, представления, материальная культура людей. Все описанные процессы и особенности лидерства в клубах исторической реконструкции применимы для малых групп с четкой структурой и наличием иерархичности в отношениях.

 

АВТОР: Веселова Е.М.