17.12.2011 3137

Характеристика процессов лидерства в малых группах

 

Лидерство - процесс активного психологического влияния и воздействия одних членов группы на других, что способствует эффективному решению стоящих перед группой задач. Лидер - это член группы, который выполняет функцию интеграции группы для решения определенного вида задач, обусловленных спецификой жизнедеятельности группы.

Такое определение предполагает рассмотрение лидерства как комплексного группового и межличностного феномена. Процесс лидерства включает взаимосвязь компонентов мотивации, делового и эмоционального взаимодействия личности лидера и группы. Мотивационный компонент проявляется в обеспечении целеполагания для решения определенного вида задач, стоящих перед группой. Компонент делового взаимодействия обеспечивает непосредственно процесс выполнения задачи в её предметном деятельностном аспекте. Эмоциональное взаимодействие подразумевает психологическое влияние и воздействие одних членов группы на других через чувственные механизмы симпатии и антипатии. Рассмотрим более подробно каждый из выделенных компонентов.

На сегодняшний момент проведены многочисленные исследования, которые привели к созданию целого ряда теорий и подходов к изучению мотивации. Обзор работ отечественных и зарубежных психологов показывает, что в настоящее время в социальной психологии накоплен достаточный инструментарий для описания феномена мотивации.

Мотивация - психическая деятельность, конечной целью которой является формирование оснований активности человека и побуждения к достижению выбранной цели. Мотив - причина, основание сознательных действий и поступков.

Основным компонентом мотивации является целевая составляющая, которая выражается в опредмеченном действии, процессе удовлетворения потребностей и потребностной цели. Согласно концепции мотива как сложного психологического образования, разработанной Е.П. Ильиным, границы мотива определяет потребность. Понятие «потребность» определяется как переживание человеком состояния психического напряжения, возникающее вследствие отражения осознания необходимости в данный момент и инициирующего (побуждающего) психическую активность, связанную с целеполаганием.

Побуждение к достижению реальной цели определяет границы мотива. В различных теориях мотивации понятие мотива смешивается с психологическими образованиями, обеспечивающими сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения потребности, что является лишь компонентом структурно-стадийной модели мотива. Так структуру различных мотивов можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков: потребностного (биологические, социальные, нравственные потребности), блока «внутреннего фильтра» (интересы, убеждения, учет условий достижения цели) и целевого блока (действия направленные на достижение цели).

На первой стадии формирования мотива принимают участие эмоции, переживания, нужды. Эмоции придают силу и устойчивость потребности, окрашивают результат деятельности. На второй стадии эмоциональная память определяет пути удовлетворения потребностей. Большое значение имеют прошлые эмоциональные переживания, сформировавшиеся предпочтения, интересы, склонности, уровень притязаний, оценка своих возможностей, учет условий достижения цели, нравственный контроль, убеждения, идеалы, ценности, установки. На третьей стадии удовлетворения потребности эмоциональный компонент может выражаться непосредственно как получение эмоционального переживания в качестве цели поступка.

Рассмотрим комплексное межличностное взаимодействие лидера и членов малой группы. Данный процесс осуществляется в рамках организованной групповой деятельности и позволяет группе успешно выполнять поставленные задачи даже в случае временного выключения лидера из активного участия в процессе. Д. В. Беспалов описывает процесс саморегуляции организованной группы как незначительное снижение эффективности и успешности совместной деятельности группы при отсутствии лидера за счет активизации лидерского резерва.

Существует как прямая, так и обратная зависимость влияния личности лидера на группу - межличностные отношения формируются таким образом, что ценности лидера принимаются группой и, наоборот, состав, способности, лидерский потенциал каждого члена группы определяют способы и методы руководства, факторы групповой сплоченности и специфику лидерства. Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом. Таким образом, лидеры благодаря своей центральной позиции влияют на социализацию членов группы.

Поведение лидеров в значительной степени обусловлено установками (ценностными ориентациями) членов группы. Проявление лидерства есть акт взаимодействия между личностями. Поскольку каждый участник в той или иной области оказывает влияние на действия других членов группы, лидерство предпочтительнее характеризовать как объем способности к руководству (потенциала), чем как наличие или отсутствие такой способности.

Организованность группы - один из важнейших параметров уровня развития группы, определяющий успешность деятельности группы и детерминирующий лидерство и его эффективность. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но, поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Лидер лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

При рассмотрении феномена лидерства в малых группах в контексте взаимосвязанных компонентов, необходимо рассматривать не отдельные ситуации, а конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы проявляется при этом не в наличии у него особых черт, а в наличии более высокого уровня влияния.

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. К характеристикам групповой деятельности относятся зависимость эффективности групповой деятельности от сплоченности группы, влияние на нее способа принятия групповых решений. В лабораторных исследованиях хорошо изучена эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора, но влияние характера и содержания деятельности на её эффективность можно исследовать только в естественных условиях. Группы, находящиеся на разных стадиях развития, обладают различной эффективностью при решении различных по значимости и трудности задач. Так, группа, находящаяся на ранних этапах развития, не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны более легкие задачи, которые можно как бы разложить на составляющие. Наибольшую эффективность от такой группы можно ожидать в тех случаях, когда задача в минимальной степени требует участия группы как целого.

Следующий этап развития группы дает больший групповой эффект при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. Возникает совершенно новый критерий успешности решения группой стоящей перед ней задачи - критерий общественной значимости. Этот критерий не может быть выявлен в лабораторных группах, так как возникает в системе отношений, складывающихся в группе на высшем уровне ее развития.

Ответственность лидера выступает как способность своевременно воспринимать и преобразовывать определенные ожидания окружающей социальной среды. Лидерская позиция проявляется через понимание своего места в системе общественных отношений, оценки своих действий, осознание существующих общественных норм и готовность отвечать за допущенные нарушения.

Процесс выдвижения лидера и его организационные действия в рамках своей ответственности относительно решаемых задач выявляется посредством социометрической методики, разработанной Дж. Морено. Социометрическая методика выявляет свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Так как эмоциональное и деловое соотношение неравномерно между членами группы (элементами групповой структуры), в сравнительных целях используют числовой измеритель - индекс социометрического статуса. Каждый член группы в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. Являясь частью целого, своим поведением индивид воздействует на группу, изменяя свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Так как личность может влиять на других двояко - как положительно, так и отрицательно, принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус является объективным измерителем способности человека к лидерству.

В настоящее время существует огромный инструментарий, направленный на измерение особенностей лидерства: американскими социологами для определения взаимозависимости факторов лидерства применяются такие инструменты как личностный профиль по Айзенку (Eysenck Personality Profiler), показатели пятифакторной модели (Five-Factor Model) опросника Бар-Он'а (BarOn Emotional Quotient inventory - EQ-i) и многие другие. Однако универсального способа учесть и измерить особенности межличностного взаимодействия в сочетании с личностными особенностями как лидера, так и членов группы, в настоящее время нет.

Управление как способ организации совместной деятельности предполагает вовлечение деятельности других людей по достижению общей цели посредством согласованных, скоординированных действий группы. Лидировать, брать на себя ведущую роль особенно важно в условиях «неопределенности», задавая таким образом «вектор» движения в соответствующей системе координат.

Таким образом, рассматривая лидерство как групповой динамический процесс, имеющий мотивационную, деловую и эмоциональную составляющие, можно дифференцировать каждую из них. Существующий в настоящее время методологический инструментарий позволяет достаточно подробно раскрыть элементы мотивационного компонента, компонентов делового и эмоционального взаимодействия. Лидер нами был определен как член группы, направляющий группу на решение поставленных задач. Из данного определения следует, что основной механизм передачи ценностно-смыслового содержания деятельности осуществляется посредством мотивации.

 

АВТОР: Веселова Е.М.