17.12.2011 14240

Влияние компьютера на состояние центральной нервной системы

 

Центральная нервная система (ЦНС) занимает ведущее место среди системных механизмов адаптации (И.А. Аршавский, 1967; П.К. Анохин, 1980).

При моделировании монотонной операторской работы на дисплее анализировали нейрофизиологические и психофизиологические показатели функционального состояния испытуемых, разделенных на две группы по степени выраженности экстравертированности уровню активности коры. Анализ функционального состояния зрительной коры по показателям компонента Р70 вызванных потенциалов выявил корреляты зрительного утомления. Обнаружена межгрупповая разница в преодолении зрительного дискомфорта при сосредоточении внимания, который у лиц с высокой активностью коры приводит к облегчению, а у испытуемых с низкой корковой активностью, - к уменьшению активации зрительной коры (В.Г. Григорян и соавт.).

Объективные исследования зрительного утомления, у операторов дисплея показали, что оно связано как с нарушением функции периферического аппарата, так и со снижением активности центральных мозговых структур. На ухудшение функционального состояния (ФС) ЦНС при развитии зрительного дискомфорта указывают характерные изменения параметров зрительных вызванных потенциалов, простой зрительно-моторной реакции и других показателей, зависимых от уровня и продолжительности зрительной нагрузки (В.Г. Григорян и соавт.).

Кроме того, обучение с компьютером зачастую продолжается и после школы - дома, в салонах компьютерных игр. Непрерывное общение с компьютером - это огромные нагрузки, согласно докладной записке, составленной по результатам работы службы «ООО». Как выяснилось, психологам и спасателям уже не раз приходилось сталкиваться с последствиями компьютерных «развлечений». Игры зачастую не лицензированы. Музыка и мелькание картинок вводят подростков в состояние транса, вызывают галлюцинации. У детей резко падает зрение, развиваются неврозы, депрессии психические патологии - вплоть до разрыва с семьей и попыток самоубийства. Причем, помощь в этих случаях требуется не только детям, но и самим родителям. «Мама и папа видят, что происходит с их ребенком, но помочь бессильны. А ведь происходят очень серьезные вещи. Здоровье и психическое состояние подростков резко ухудшается. Падает успеваемость, а многие вообще уходят из школы. В семьях не прекращаются конфликты - давлением, шантажом, угрозами подростки вымогают у родителей деньги или отбирают их у сверстников. Но самое страшное - это разрыв социальных связей с традиционной средой обитания. Проще говоря, подросток замыкается в кругу таких же компьютерных фанатов и как бы «отключается» от внешнего мира. Трудно представить, чем это обернется для всех нас через несколько лет...» (Ю. Багиров).

Известно, сколь притягательны для детей занятия с компьютером. Между тем длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. С особой осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. Степень утомления детей в процессе компьютерных занятий во многом зависит не только от продолжительности, но и от их содержания. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реакции, военизированные остросюжетные игры - так называемые «стрелялки», «убивалки», «догонялки». Психологи предупреждают о «наркотизирующем», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. (Ю. Багиров и др.).

Приобщение детей к компьютеру предполагает наличие не только хорошей, безопасной для здоровья техники, но и использование развивающих и обучающих игровых программ, адекватных психическим и психофизиологическим возможностям ребенка. При этом темп занятий должен определяться им самим. Непрерывная продолжительность компьютерных занятий для детей 5-6 лет, по данным А.А. Бирюкович, Л.В. Макаровой, Л.А. Леоновой, должна быть не более 10-15 минут.

К числу наиболее характерных реакций организма на воздействие электромагнитных полей определённого параметра следует отнести также сдвиги со стороны парасимпатической нервной системы (Джебраилова Т.Д.; Доскин В.А. и соавт.; Изотова Т.А.; Леонова Л.А.), однако особенности ее функционирования при сочетанном воздействии занятий на компьютере и факторов среднегорья не изучалось.

Изменение функционального состояния ЦНС характеризуется обычно наличием известной гипореактивности её вегетативных отделов. Последнее сказывается в малой выраженности кожно-сосудистых, сердечно- сосудистых рефлексов. Нарушения со стороны вегетативной иннервации проявляются также в температуре на кистях, повышении порогов болевой чувствительности в дистальных отделах конечностей (полиневрит) (Г.Н. Лукъянец; Л.А.Леонова и соавт.; Д.А.Гинзбург).

В. Койчева с соавторами отмечают, что к концу рабочего дня человек, работающий с компьютером, ощущает усталость. В результате длительного напряжения естественно истощаются энергетические запасы организма, снижается умственная работоспособность. Эти спады особенно заметны, когда совпадают со стрессовыми ситуациями или накладываются на такие неблагоприятные условия, как перенапряжение.

Проведённые исследования Е.К. Глушковой позволили установить, что с возрастом происходит адаптация учащихся к компьютерной деятельности. Затруднения в адаптации к компьютерной деятельности испытывали главным образом школьники 1-х и 5-х классов. На это указывало наибольшее число неблагоприятных сдвигов в работоспособности и функциональном состоянии ЦНС. Так у 37,4% школьников в 7 лет после занятий с компьютером комплексный показатель работоспособности снижался в 5 раз, в половине исследований удлинялся латентный период зрительно-моторной реакции (ЛП ЗМР), увеличивается коэффициент утомляемости.

Это объясняется как недостаточной зрелостью отдельных систем организма, в том числе зрительной, так и тем, что 7-летние дети ещё не адаптировались к учебному процессу и впервые знакомятся с дисплеем.

Изучая влияние занятий с компьютером у дошкольников, А.А. Бирюкович установила, что продолжительность игровых занятий в 5 минут не вызывала неблагоприятных изменений в организме детей 6-ти лет: функциональное состояние ЦНС и зрительного анализатора практически не изменялось. При 10-минутной игре внешние признаки утомления (двигательное беспокойство, отвлечения) отмечались лишь в отдельных случаях и в самом конце игры - на последней минуте.

Однако были выявлены признаки снижения функционального состояния ЦНС (в 5% случаев) и отмечено ухудшение показателей состояния аккомодационного аппарата глаза (в 20% случаев), что особенно нежелательно для детей этого возраста. Таким образом, 10-минутная продолжительность игровых занятий с компьютером у части дошкольников приводит к появлению признаков утомления. В первую очередь страдает аккомодационная система глаза, обеспечивающая четкое рассматривание предметов на близком расстоянии. Это может привести к близорукости. При увеличении занятости (три и более раз в неделю) большинство детей значительно утомлялись (А.А. Бирюкович).

Наиболее утомительными для детей 7-10 лет является игровые занятия. Хронометражные наблюдения показали, что на этих занятиях свыше 88% времени занимает непосредственная работа с экраном дисплея. На занятиях программирования эта работа не превышала 66-67% времени (Е.К. Глушкова).

Помимо высокой плотности занятий утомительность компьютерных игр объясняется тем, что они, как правило, проводятся в заданном ритме, требуют высокой концентрации внимания и быстрой реакции играющего, что предъявляет повышение требования к функциональному состоянию ЦНС и к адаптивным системам.

В онтогенетическом плане рассматривается личностное развитие, которое претерпевает изменения под влиянием компьютеризации. К позитивным личностным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов -восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации применения компьютера для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию (Леонова Л.А. и соавт.; Лопухина А.Б.; Митрохина И.В.).

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности (Д. Егоров).

К негативным личностным преобразованиям относят: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловых сторон, сведении процессов решения к формально-логическом компонентам. Происходящая в результате объемной и постоянной работы с компьютером, чрезмерная специализация познавательных процессов, а также мотивации снижает их гибкость и тем самым возможности переноса в решении более широкого круга задач, требующих другой их специализации. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут, по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности, перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию. Например, известное явление «хаккеризма», когда чрезмерная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности (Е.К. Глушкова).

Все эти закономерности преобразования личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его онтогенетического развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, от его устойчивых исходных психических свойств.

Передавая интеллектуальные функции компьютеру, составляя для него программу, человек на этапе подготовки работы компьютера как орудия играет ведущую роль. На следующем этапе при функциональном выполнении компьютеризированной деятельности человек по отношению к компьютеру, как орудию, может выполнять подчиненную роль или ведущую роль, либо динамически менять эти роли в процессе длительной работы с ним (Д. Егоров).

Таким образом, сейчас уже очевидно, что компьютеризация может привести не только к позитивным, прогрессивным изменениям, но и к негативным, например, таким как уменьшение интеллектуальной активности человека, сокращение в его деятельности творческих компонентов и усиление шаблонности, что обусловливает актуальность дальнейшего изучения влияния занятий на компьютере в критические периоды онтогенеза - периоды формирования внутрисистемных отношений в центральной нервной системе.

 

АВТОР: Боташева М.М.