22.12.2011 2618

Юридическая форма социальных прав

 

Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и законодатель не конструирует произвольно права и обязанности, они объективно порождаются социально-экономическими условиями развития общества и государства, формами взаимодействия людей в конкретно-исторических условиях, уровнем их личной свободы.

В свою очередь, процесс исторического развития самого человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющих его социальные возможности, характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Борьба людей за различные права и свободы показывает, что люди постоянно ищут справедливый способ взаимодействия личности, общества и государства, и что под правами и свободами они видят средство воплощения в жизнь вечной идеи о счастье и благополучии человека.

Становление и развитие социального государства, в том числе института социальных прав человека, убедительно раскрывает пути человечества в познании и объективизации свободы. Гегель писал, что «всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах». Законодательное признание свободы и формального равенства явилось историческим шагом на пути прогресса, поскольку оно охватывало не только взаимоотношения людей друг с другом, но и взаимоотношения человека и государства. Характер этих отношений - важная составная часть жизни государства, объективируется в социальных правах человека, его притязаниях на определенный объем материальных и духовных благ.

Впервые юридическое признание естественных прав человека произошло в Англии, в Акте о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 года. Развитие идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа получили в Декларации независимости Соединенных Штатов 1776 года, которые в ту пору находились под колониальной зависимостью Англии, в Билле о правах и Конституции США 1787 года. Эти документы заложили основы законодательного признания «первого поколения» прав человека, либерально-демократических прав (гражданских и политических), выражавших «негативную» свободу индивида, т.е. свободу от любого, в том числе и государственного вмешательства в сферу его самоопределения и автономии (свободы совести, слова, печати, собрания, петиций и др.)

Одним из первых обратил внимание на сущность прав, как юридических качеств личности, Гуго Гроций и определил их как «нравственные качества, присущие личности, в силу которых можно законно владеть чем-либо или действовать так или иначе». Очевидна в понимании философа связь права и морали. Именно такое понимание взаимодействия права и морали легло в основу естественно-правовой доктрины, в соответствии с которой, мораль и право выступают как всеобщие и неотчуждаемые ценности. Естественное право Г. Гроций понимал как предписания «здравого разума, коими то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе признается либо морально позорным, либо морально необходимым». Благодаря трудам Г. Гроция стало возможным новое понимание существовавших в обществе отношений как правоотношений, связанных с peaлизацией личностью различных прав. В эпоху Просвещения многие идеи Г. Гроция были поддержаны и развиты в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо.

Становление социальных прав протекало в русле развития прав человека, но имело ряд особенностей, которые были обусловлены специфичностью понимания и закрепления в законодательстве социальных прав. Каждая эпоха развития общества и государства имела свой набор средств и механизмов, направленных на защиту социально неблагополучных его членов. Как правило, до конца XIX века данные функции государства не являлись целеполагающими, а вытекали из тех задач, которые решались в процессе деятельности того или иного общественного института.

Нормы, связанные с регулированием помощи нуждающимся, достаточно долго оставались в сфере морали и обычного права, а формы такой помощи в рабовладельческом и феодальном обществе носили характер милости и благодетельствования. Эта помощь была вне рамок семейных и межличностных отношений и не являлась обязанностью государства.

Основным источником помощи бедным, больным и сиротам долгое время была частная благотворительность, которая имела спонтанный характер, не могла регламентироваться государством, не порождала притязаний на дары благотворителя. Эффективной благотворительность не может быть, так как она не носит регулярный характер и зависит от усмотрения благотворителя, его моральных качеств и благосостояния.

Изменение характера благотворительности, приведшего к изменению ее сути, произошло на рубеже Средних веков и Нового времени. В Англии и Франции частная благотворительность, осуществляемая в виде подачи милостыни, была трансформирована в налог для бедных. Так впервые частные проблемы отдельных людей становятся общим делом, делом государства, а нормы морали детерминировали нормы права.

Участие государства в оказании поддержки нуждающимся слоям населения начинается со второй половины XVIII века. Как отмечает Р.И. Иванова, государство не только участвовало в благотворительности как частное лицо, посредством благотворительности царских особ и отдельных государственных чиновников в учреждении родильных домов, городских училищ, выплате стипендий отличившимся студентам, но и содержало вдов и сирот служащих, занималось опекой и попечительством. В России с 1775 г. была впервые в законодательном порядке установлена государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий.

Более поздними примерами вмешательства государства в отношения, не входящие в сферу его юрисдикции, может служить многообразие предписаний государственным чиновникам и ведомствам оказывать помощь крестьянам в случае как общего для деревни бедствия, так и в случае частных невзгод. Государство вмешивалось в общественные отношения по поддержке нуждающихся с целью координации усилий и упорядочения механизмов предоставления различных видов помощи.

Таким образом, уже в XVIII веке, по мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое - благотворительность и покровительство царских особ и государственных чиновников в благодеянии убогих, престарелых и страждущих. Второе - усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности.

Оказание помощи различным слоям населения постепенно от церкви и общества перешло под контроль государства и стало осуществляться преимущественно за счет деятельности государственных органов. Более того, государство, принимая законодательные акты, стремится превратить оказание помощи в регулярный процесс. Именно для этого в законодательных актах определяются органы, на которые возлагается функция социальной поддержки и источники финансирования.

Существенные изменения в сфере социальной помощи произошли в эпоху Просвещения, когда были провозглашены ценности гуманизма. Но вплоть до французской революции 1789 г. идея о том, что государство несет ответственность за то, чтобы в стране никто не умирал от голода, нигде в законодательстве отражена не была. Впервые в истории человечества во Французской Конституции 1791 г. были закреплены обязанности государства в сфере социальной защиты населения. Эти обязанности были сформулированы в отношении: 1) организации общественного призрения для воспитания покинутых детей; 2) облегчения участи неимущих рабочих; 3) приискания работы безработным неимущим. Изменение основ взаимодействия личности, общества и государства привели к осознанию необходимости, по мнению Г. Гроция, «благоразумной соразмерности в безвозмездном распределении между отдельными людьми и обществом причитающихся им благ с оказанием предпочтения бедному перед богатыми».

Однако, несмотря на имеющиеся в обществе прогрессивные идеи, вплоть до конца XIX века, государство, даже осуществляя социальные функции, не ставило своей целью защиту тех, кто попадал в трудную жизненную ситуацию по независящим от него причинам, и тем более не ставилась задача содействия в достижении всеми достойной жизни в понимании общества того времени.

Развитие государства и рыночной экономики постепенно привело к тому, что, законодательно устанавливая взносы для всего населения, государство стало поддерживать наиболее уязвимую его часть: сирот, вдов, инвалидов, безработных, престарелых и др. Становление рыночных механизмов в экономике, развитие производства объективно приводило общество к такому состоянию, при котором «не только равные права всех граждан рассматривались как необходимый уровень, но и помощь слабому и нуждающемуся - не как некий дар, а как средство более совершенной организации общественных отношений. Данная ступень в развитии общества требовала защиты интересов тех общественных групп, которые были либо особо значимы для общества, либо наиболее многочисленны».:

Появившиеся в конце XIX в. социальные права отражали новое восприятие обществом идеи социальной справедливости, которая является одним из принципов деятельности социального государства. Справедливость стала обозначаться не только как «совокупность соответствующих норм, которые с высшим авторитетом определяют что, кому и от кого причитается», но и как идея, не вытекающая из доктрины милосердия. Можно сделать вывод, что именно тогда были заложены основы современного отождествления справедливости (как участия государства в благополучии своих граждан) с обязанностью предоставления помощи в случае нужды. Эта обязанность ставила перед государством и соответствующие задачи, которые заключались в законодательном закреплении субъектов социальной помощи, размеров этой помощи, а также активного содействия в сфере образования и наемного труда. Признание государством этих задач придавало ему статус «государства благоденствия», которое пришло на смену государству либерального типа, а принятие фабричных законов поднимало помощь нуждающимся на общегосударственный уровень.

Началом рабочего законодательства для многих европейских государств можно считать принятие мер по охране труда, связанных с законодательным установлением ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве, ограничение труда женщин, введение социального страхования. Именно вмешательство государства в трудовые отношения должно было восстановить социальную справедливость путем контроля над отношениями работодателя и наемного рабочего.

В.М. Догадов выделяет три этапа в развитии рабочего законодательства: первый этап характеризуется ограничением труда детей в Англии (Акт 1833 года о регулировании труда детей и подростков на фабриках Соединенного королевства, а в России закон о малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах от 1 июня 1882 года); второй этап - законодательное регулирование женского труда (принятие в Англии Акта 1847 года, ограничивающего часы работы подростков и женщин на фабриках); третий этап - регулирование отдельных сторон труда рабочих в области рабочего времени, установление правил санитарии и техники безопасности на производстве. Разделяя мнение П.И. Новгородцева, следует отметить, что в рабочем законодательстве XIX века была не только провозглашена охрана государством интересов трудящихся, но и произошло признание за каждым рабочим субъективных прав в области трудовых отношений.

В отличие от личных прав, способы обеспечения прав второго поколения были иными, так как предполагали вмешательство государства в сферу трудовых отношений. На первом этапе развития социальные права включали в себя и право на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров, посредством которых конкретизировались положения законодательства в сфере охраны труда, оплаты труда, регулировании рабочего времени.

Резкое обострение во второй половине XIX века внутригосударственных противоречий, жесткая эксплуатацией рабочих и недовольство последних, вызвало необходимость развития института социального страхования, которое заключалось в принятии законов об ответственности работодателей за несчастные случаи на производстве. В Германии такой закон был принят в 1871 году, в Англии - в 1880 году, в России - в 1903 году. Однако эти законы еще не были законами о социальном обеспечении, так как они закрепляли принципы гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный здоровью работника. Для получения возмещения вреда работнику необходимо было доказать суду, что увечье наступило по вине предприятия.

В конце XIX века в развитии системы социального обеспечения наступает новый этап - социальное обеспечение наемных работников начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии: закон об обязательном государственном страховании на случай болезни (1883г.); закон о страховании от несчастных случаев (1884г.), закон об обязательном страховании по инвалидности и по старости (1889г.). Становление институтов обязательного страхования в Германии было возможным лишь при сочетании одновременно двух условий: наличие сильной государственной власти и развитое рабочее движение.

В Англии страховыми законами 1911-1913 гг. было ведено страхование по болезни и инвалидности; во Франции закон о страховании по старости был введен в действие в 1911 году, а закон о страховании по болезни лишь в 1928 году. В соответствии с этими законами страховые взносы уплачивались в твердых размерах независимо от величины заработка и в равных долях работодателями и работниками.

В США государственная система социального обеспечения возникла значительно позднее, чем в странах Европы. На федеральном уровне программа компенсации за производственные травмы была принята в 1908 году, но только в отношении федеральных рабочих и служащих. Первый федеральный закон о страховании по старости был принят в 1920 году, однако он распространялся только на служащих федеральных органов. На федеральном уровне пенсионным обеспечением охватывались и ветераны войны. Федеральный закон о социальном обеспечении в США был принят в 1935 году.

На базе немецкого законодательства строилась система социального страхования и в России. Как подчеркивает А.Ф. Смирнов, инициатором и основной движущей силой рабочих законов в России выступали консерваторы и правительство, а не либералы и Государственная Дума.

В России закон о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев был издан 23 июня 1912 года. Этот закон стал прообразом законов Германии, однако, в отличие от них он предусматривал меньший объем полномочий застрахованных.

Вслед за законами о государственном социальном страховании на случай болезни, инвалидности, старости, трудового увечья начинают приниматься законы о страховании по безработице. Впервые страхование данного социального риска вводится в Англии в 1911 году. Тогда же было введено и страхование материнства.

Анализируя становление социальных прав, связанных с обязательным участием в социальном страховании, можно сделать вывод, что сначала возникло право на участие в страховании от несчастных случаев на производстве и вытекающее из него право на получение пособий вследствие трудового увечья; затем появилось право на участие в социальном страховании на случай наступления инвалидности и по старости; позднее правом на получение страховых пособий стали обладать члены семей застрахованных; и, наконец, лишь в 1911 году и только в Англии появилось страхование по безработице и материнству.

Наряду с прогрессивностью социального страхования, следует отметить, что оно имело и недостатки. Обязательное страхование охватывало не всех желающих участвовать в нем, а лишь те категории населения, которые законодатель счел необходимым включить в этот процесс. Безработные и больные не могли отчислять взносы, следовательно, они были лишены права на помощь государства за чет средств страховых фондов. Таким образом, правом на участие в социальном страховании и получение пособий и услуг, обладали не все граждане, а лишь те, которые по мнению законодателя, рассматривались как наиболее нуждающиеся в поддержке. По мнению Б. Любимова, это был пролетариат, который требовал защиты от чрезмерной эксплуатации и защиты во всех случаях нетрудоспособности.

В начале XX в. Н.А. Видгорчик предложил рассматривать вспомоществование безотносительно уплаты взносов, а лишь исходя их того, что «Нуждающийся член общества должен получать вспомоществование просто потому, что он член данного общества и как таковой имеет право на поддержку в случае нужды. Государственная власть собирает взносы со всех, кто может платить и распределяет между всеми, кто в данное время нуждается в помощи».

Наряду с появлением социальных прав в сфере социального страхования и охраны труда, появились такие права как право на заработную плату не ниже установленного минимума; право на помощь государства при поиске работы; право трудящихся на контроль со стороны государства за ростом квартирной платы.

По мнению С.А. Пяткиной, вторая половина XIX в. связана с идеей появления исторически новых прав - социальных прав, однако воплощена эта идея была не как новый вид прав человека, а как новый вид прав отдельных категорий граждан. В рамках развития идеи государства всеобщего благоденствия были признаны социальные притязания наиболее массовой и сплоченной группы общества - рабочего класса и направлены на защиту рабочих в процессе трудовой деятельности.

Качества основных, закрепленных на конституционном уровне прав, социальные права приобрели в двадцатых годах XX в. Политическая Конституция Мексиканских Соединенных Штатов, принятая 31 января 1917 года закрепляла не только широкий перечень личных и политических прав, но и предусматривала достаточно большое количество социальных прав. Были декларированы: права в области охраны труда; право всех граждан на различные виды социального обеспечения; право на бесплатное образование, предоставляемое государством; право любого лица на охрану здоровья. Реализовать продекларированные нормы оказалось не так-то просто: в стране отсутствовали экономические гарантии, которые необходимы для возникновения субъективных прав граждан в сфере социальных прав.

В Европе первым государством, закрепившим социальные права на конституционном уровне, была Россия. В принятой 10 июля 1918 года Конституции РСФСР было предоставлено право рабочим и беднейшим крестьянам на бесплатное образование (ст. 17); закреплено право и обязанность трудиться (ст. 18). В дальнейшем, по пути закрепления социальных прав на конституционном уровне пошла Веймарская Германия. В Основном законе от 11 августа 1919 года было провозглашено право на страхование по старости, инвалидности, безработице, в случае болезни (ст. 157-161); право на бесплатное образование; право на получение учебных пособий (ст. 145).

После принятия в 1948 году в ООН Всеобщей Декларации прав человека закрепление социальных прав в конституциях значительно расширилось. Социальные права достаточно отчетливо были закреплены в Конституциях Франции 1946 года, Италии 1947 года, Греции 1975 года, Испании 1978 года и других стран.

В Конституции СССР 1977 года основным правам, свободам и обязанностям граждан посвящена была 7 глава. В ней был дан перечень социальных прав. В Конституции Российской Федерации 1993 года социальные права закреплены во второй главе: «Права и свободы человека и гражданина» - право на свободный выбор труда, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; право на защиту от безработицы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на пенсии; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование.

Социальные права являются комплексным, межотраслевым институтом, который включает в себя нормы различных отраслей права. Но ядром этого института является, безусловно, конституционное право: оно закрепляет основополагающие элементы этого института, вытекающие из норм конституции государства; обеспечивает формирование и функционирование этого института путем закрепления в данном Основном законе государства конституционных правовых принципов, условий, прав и обязанностей субъектов социальных отношений и гарантий их реализации.

Предпосылки формирования в современном международном праве универсального института социальных прав человека берут свое начало с создания в конце XIX в. в Париже Международной Ассоциации для законодательной охраны труда. Затем в мае 1901 года появилось Международное бюро труда и лишь в 1919 году в Версале было провозглашено о создании подлинно международной и направленной на решение специфических проблем труда организации. Нормотворческая деятельность Международной организации труда была направлена на создание определенных стандартов в сфере социально-трудовых отношений. Благодаря принятию нормативных актов МОТ, многие социальные права, известные законодательству лишь отдельных стран, приобрели широкое международное признание.

Деятельность МОТ по закреплению на международном уровне и созданию механизма защиты социальных прав трудящихся, в частности права на фиксированный минимум заработной платы (Конвенция № 26 от 14 июля 1930 года) является подтверждением того, что социальным правам не чужда судебная защита. Статья 4 указанной Конвенции содержит право требовать через суд или иные законные инстанции ту сумму, которая является разницей между минимальной оплатой труда и более низкой заработной платой, полученной рабочим.

Своеобразными международными кодексами социальных прав являются Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а на уровне Европейского союза - Европейская Социальная Хартия, которую Россия до сих пор не ратифицировала, несмотря на стремление быть равноправным членом Европейского Сообщества.

В отечественной юридической науке существует мнение о том, что социальные права - это права условные, что количество и качество получаемых индивидом социальных благ определяется государством произвольно и не существует безусловных притязаний индивидов на эти блага.

Конституция РФ в ст. 18 впервые в России отвергла идею октроированных (дарованных) прав и свобод, установив, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов. Таким образом, государственная власть в Конституции закрепила основные идеи разумного индивидуализма, провозгласив, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Этому способствовали Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Именно в этих международных правовых актах закреплен основополагающий принцип международного гуманитарного права «человек - цель, а не средство».

Социальные права являются результатом социального прогресса, они определяют сферу свободы и основаны на формальном равенстве.

Власть не дарует права и свободы, а лишь формулирует их в соответствии с тем, какой уровень свободы и гуманизма достигнут в данном обществе.

М.В. Баглай определяет, что «Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту». Данные права закрепляются в качестве субъективных конституционных прав в высших по юридической силе нормах государственного законодательства и гарантируются государством. Таким образом, провозглашенные в Декларации 1991 г. права и свободы человека и гражданина, как права естественные, они становятся в нашей стране правами в юридическом смысле, «идея прав человека и конституционная идея сливаются и оказывают воздействие на государство, формируемое в соответствии с принципами основных прав».

Равенство в отношениях «индивид - общество» и «гражданин - государство» выступает, по мнению Б.Н. Топорнина, как обязанность государства обеспечить определенную свободу в качестве именно социального государства, по крайней мере, в пределах, которые необходимы для уважения человеческого достоинства. У экономики, отмечает Б.Н. Топорнин, в особенности рыночной, есть собственная логика развития, свои закономерности, порой не имеющие ничего общего с нуждами населения. Именно государство призвано обеспечивать эти нужды, добиваться необходимого баланса в развитии экономики и социальной сферы.

Однако, в юридической науке есть и другая точка зрения, в соответствии с которой, разделяются по своему внутреннему содержанию и юридической обязательности гражданские и политические права и экономические, социальные и культурные права, хотя и те и другие в Конституции Российской Федерации стоят в одном ряду и по своей природе - явления одной социальной действительности. Основной аргумент состоит в том, что государство обязано уважать и обеспечивать гражданские и политические права, а что касается экономических, социальных и культурных прав, то на государство не возлагаются юридические обязанности, а лишь рекомендуется придерживаться тех стандартов, к достижению которых должны стремиться государства. Такой вывод делается со ссылкой на ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, который обязывает государства: «принять меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Представляется, что социальные права не менее значимы, чем гражданские и политические, так как все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны. Ни одно право и ни одна свобода не могут противопоставляться другим или трактоваться в ущерб им. Все они образуют единую систему правового статуса личности, что налагает, в свою очередь, на государство обязанность принять меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав и свобод человека и гражданина.

Социальные права являются олицетворением справедливости и равенства, что проявляется через равенство прав, равенство возможностей, равенство в получении необходимого перечня социальных благ. Провозглашать равенство возможностей недостаточно для того, чтобы утверждать о достижении социальной справедливости. Несправедливо то, что люди с неравными возможностями ставятся законом в равное положение. Равенство результатов возможно лишь посредством перераспределения общественных благ с целью установления одинаковой для всех доступности того их перечня, который делает достойным человеческое существование.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что социальные права представляют собой юридически гарантированные возможности, правовые одобрения определенных притязаний индивида к обществу. Реальность этим правам придает закрепление на уровне международных договоров и в нормативных правовых актах государства. Субъектами этих прав являются все граждане, а не отдельные слои населения, как это было в период возникновения и становления социальных прав.

Построение системы социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации опирается на ратифицированные Российской Федерацией международные договоры, нормативные правовые акты государства, которые состоят из Федеральных законов, Законов Субъектов Федерации, Указов Президента, Постановлений Правительства, Положений и Инструкций.

Все социальные права, по рекомендации Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, можно разделить на три группы:

1. Право на труд в справедливых и благоприятных условиях;

2. Право на социальную защиту и право на достойный жизненный уровень психического и физического здоровья;

3. Право на образование и пользование плодами в области культуры и результатами научного прогресса.

 

Автор: Баиева Н. А.