22.12.2011 19141

Юридические гарантии социального государства по российскому законодательству

 

Государство, провозгласившее себя «социальным», реализует свою социальную ориентированность прежде всего через социальную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В законодательстве определены и основные конституционно-социальные обязанности Российского государств: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. В части 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены соответствующие юридические гарантии социального государства.

Юридические гарантии в области трудовых отношений, связанных с удовлетворением потребности человека в средствах существования и охране труда.

Труд является частью естественного образа жизни человека. Идея о том, что каждый человек может осуществлять свои профессиональные наклонности и при этом получать средства, необходимые для удовлетворения своих потребностей, по мнению С.А. Иванова, была высказана еще Шарлем Фурье. Она получила развитие в годы Великой Французской революции, но тогда не приобрела характер гарантий государства. В первом десятилетии XX в. в некоторых национальных законодательствах появились нормы о государственной поддержке в случае безработицы, о содействии государства при поиске работы, а впоследствии эти нормы были конкретизированы и закреплены в актах МОТ как государственные гарантии в области обеспечения граждан работой и заработком.

Подчиненность наемного работника в процессе труда работодателю обязывает государство проводить определенную, социально ориентированную государственную политику, при которой контролируется эксплуатация наемного труда, а труд всегда охраняем.

В прежней Конституции РСФСР устанавливалось: «Каждый имеет право на труд» и закреплялись основные государственные гарантии данного права. В нынешней Конституции Российской Федерации, в ст. 37 речь идет о том, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Как видно, в настоящее время право на труд имеют не все. К безработным положения Конституции о безопасных условиях труда не относятся, поскольку они не имеют работы. Право на труд для каждого

Конституция не закрепляет и тем самым не обязывает государство предоставлять постоянную работу всем трудоспособным гражданам. Отказывая в праве на труд каждому трудоспособному гражданину России, по мнению А.В. Мазурова, «Конституция способствует устойчиво высокому уровню безработицы в Российской Федерации».

Таким образом, государственные гарантии в сфере труда существенно снижены, и, к сожалению, вопреки целям и задачам, провозглашенного социального государства, Конституция не ориентирует государство на создание рабочих мест, на которых требуется квалифицированный труд. Автор разделяет мнение А.В. Мазурова, что такой пробел в праве служит основой сокращения производства и квалифицированных рабочих мест подзаконными актами. Поэтому на практике с каждым годом растет число только тех рабочих мест, где требуется неквалифицированный или малоквалифицированный труд: мелких торговцев, различного рода посредников, мойщиков машин, официантов и др. Некоторые ученые, в связи с этим считают, что «защите подлежит право человека на самостоятельное принятие решения о профессиональной деятельности в условиях найма, на свободный выбор работодателя и согласование условий труда». М.В. Баглай считает, что «право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями». В случае свободы труда речь идет о «чисто охранительном праве от государственных ограничений в отношении рынка труда. Не существует права требования отдельного лица быть нанятым в удобных для него условиях данным конкретно работодателем».

По мнению Л.С. Мамут, первичная и главная обязанность обеспечивать свое существование, лежит на самом трудоспособном человеке. С этим трудно не согласиться. Труд имеет основополагающее значение для реализации человеком таких жизненно важных прав, как право на питание, одежду, жилище, физическое и духовное развитие, поэтому социальное государство не должно отстранятся от предоставления конституционных гарантий в этой сфере. Но государство может, в свою очередь, требовать и от гражданина, самостоятельно обеспечивать свое существование. «Каждый обязан работать» - эта формула имеется в ряде конституций зарубежных стран. Это, по мнению Л.С. Мамута, «ни в малейшей степени не узаконивает принуждение к труду, не легализует принудительный труд. Ведь за человеком признается право выбора типа профессиональной деятельности, свобода определения им места, времени, условий вознаграждения за свой труд, т.е. всего того, что предотвращает возможность бытования принудительного труда».

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что ни коим образом не умаляя необходимости социальной деятельности государства, целесообразно было бы, чтобы государство активно участвовало в «формировании системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение». Государство должно создавать юридико-нормативные и организационные механизмы, которые бы способствовали «все большему числу людей включиться в отношения формального равенства (свободного эквивалентного обмена) и преуспеть в них».

Поскольку в Конституции Российской Федерации гарантируются условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также защита от безработицы, то конкретизация этих положений нашла свое закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Исходя из содержания ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, целями трудового законодательства в России являются установление государственных гарантий в сфере труда, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии с современным представлением об обязанностях государства в сфере трудовых отношений и тем целям, которые необходимо достичь, а также исходя из содержания ст. 1 ТК РФ и ст. 12 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие направления деятельности государства по законодательному закреплению юридических гарантий: 1) гарантии, связанные с защитой от безработицы; 2) гарантии соответствия доходов необходимым расходам; 3) гарантии в области охраны труда.

Защита от безработицы, в основном реализуется через гарантии, предусмотренные трудовым законодательством в нормах о трудоустройстве, об изменении условий трудового договора по инициативе одной из сторон договора и в нормах, регулирующих увольнение работников по инициативе администрации. Трудовое законодательство гарантирует стабильность трудовых отношений. Это означает, что работодатель без согласия работника не может перевести его на другую работу (ч. 1 ст. 72 ТК РФ); уволить без предусмотренных в трудовом кодексе оснований и без соблюдения определенного порядка увольнения (ст. 81 ТК РФ). В случае нарушения работодателем правил увольнения и перевода работнику гарантируется судебная защита (ст. 391 ТК РФ), а по правилам ст. 393 ТК РФ «работник освобождается от судебных расходов». Все это является юридическими гарантиями в сфере трудовых отношений.

Что касается политики государства в сфере занятости, то она по существу провалена. Причиной этого явилось то, что не правильно была выбрана цель. Как отмечает Т.М. Малева, государство «борется не с безработицей, а стремится поддержать доходы безработных через причисление безработных к гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, выплачивая им пособия, предоставляя материальную помощь». Главная задача социального государства в этой сфере - это направление усилий на сохранение рабочих мест. Для этого нужно финансово поддерживать работодателей, стремящихся модернизировать производство, внедрять новую технику и технологии. Помогать работодателям в обучении и переобучении персонала, для того, чтобы сохранить трудовой коллектив.

Важным моментом, раскрывающим социальную сущность государства, является предоставление юридических гарантий, касающихся справедливого и удовлетворительного вознаграждения за труд. В ст. 130 ТК РФ закреплены основные государственные гарантии по оплате труда работников. В систему гарантий входит: величина минимального размера оплаты труда в РФ; величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержания из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.

Обеспечение необходимых условий труда и охраны труда является одной из основных гарантий социального государства и важнейшим направлением деятельности, как работодателей, так и органов государственной власти. По мнению Е.В. Кряжнова, «государство возлагает на предпринимателей обязанности в области организации безопасных условий труда, охраняющих естественные права трудящихся».

Охрана труда включает правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Принятый в Российской Федерации Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» позволяет надежно защищать интересы лиц, пострадавших на производстве. В этом законе заложены основы для формирования механизма экономического стимулирования деятельности работодателя по созданию безопасных условий труда. Этим законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности. При этом решены две основные задачи. Одна из низ состоит в необходимости повысить социальную защищенность пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве, законные интересы которых зачастую ущемлялись вследствие тяжелого финансового положения многих организаций. Кроме того, повысилась социальная защищенность лиц, пострадавших в уже ликвидированных организациях. Другая задача заключалась в необходимости создать механизм экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Первая задача решена путем введения обязательности страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя. Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размеров страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий и охраны труда на производстве.

Следствием принятия этого закона стало то, что в последние годы по данным Госкомстата России, была приостановлена негативная тенденция роста производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Количество пострадавших на производстве, в том числе со смертельным исходом, ежегодно сокращалось в среднем на 10 %.

Юридические гарантии социального государства нашли свое закрепление и в Федеральном законе от 17.07.1999 г. «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в котором обеспечена законодательная основа для окончательного оформления государственной системы управления охраной труда. Закон существенно повышает юридические гарантии защищенности работника в процессе труда, расширяет его права и соответственно обязанности работодателя.

Приоритет сохранения жизни и здоровья работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности является общечеловеческим принципом, соответствующим Всеобщей декларации прав человека, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, декларациям и конвенциям МОТ, международным обязательствам России, принятым в рамках ОБСЕ, а также Конвенции Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека и основанным на положениях ст. 7 и ст. 37 Конституции РФ. Закрепление именно этого принципа в ст. 210 ТК РФ выдвигает на первое место в ряду обязанностей организаторов производства обязанность обеспечения безопасных и благоприятных условий труда его участникам. Гарантией исполнения этих обязательств является нормативное закрепление в этой же статье государственного управления охраной труда и государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Норма о государственном управлении охраной труда определяет функцию органов государственной власти устанавливать правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, организовывать систему контроля, за их соблюдением. Система государственного управления охраной труда - одна из основных гарантий, заложенных в Основных направлениях государственной политики в области охраны труда. Социальное значение охраны труда в том, что она направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия человека, способствует гуманизации труда, его облегчению.

Для советского правоведения традиционным было отнесение к числу гарантий в области охраны труда гарантии отдыха. Недостатком этой концепции является то, что социальная составляющая права на отдых связана с тем, что государство берет на себя обязательства по созданию благоприятных условий труда для реализации права на отдых. Поэтому связь между правом на охрану труда и правом на отдых проявляется в существовании особого рода гарантий государства, как для отдыха, так и для сохранения здоровья в процессе трудовой деятельности, другими словами государство гарантирует, что трудовая деятельность не будет препятствовать реализации личных прав работников, в том числе права на отдых.

Гарантия государства на разумную продолжительность рабочего времени проявляется в ч.2 ст. 91 ТК РФ, в которой закреплено требование, что нормальная продолжительность рабочего времени в организациях не может превышать 40 часов в неделю. Эта общая норма должна выполняться сторонами трудового договора не зависимо от формы собственности организации, где осуществляются трудовые отношения. Она не может изменяться по соглашению сторон трудового договора, кроме случаев, когда законом предусмотрено сокращенное рабочее время или неполная рабочая неделя для отдельных категорий работников. Предусмотренное законом положение об оплате сокращенного рабочего времени как нормального рабочего времени для отдельных категорий работников (инвалидов I и II группы, работников до 18 лет, некоторых категорий работающих женщин, работников, занятых на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, врачам и среднему медицинскому персоналу больниц, роддомов, клиник и др.) и сохранение за ними права на полную продолжительность трудового отпуска свидетельствует, что эта гарантия реализована на практике.

В трудовом законодательстве гарантируется оплата работы в выходные и праздничные дни, а также оплата ежегодного и дополнительного отпуск (ст. ст. 111-113,114,117-119 ТК РФ).

К числу юридических гарантий в сфере охраны труда относится также предоставление перерывов для отдыха и питания (ст. ст. 108, 109 ТК РФ) и одного или двух выходных дней, причем продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов (ст. 110ТКРФ).

Все перечисленные выше государственные гарантии, преследуют цель сохранения за работающими заработной платы и рабочего места, что, в свою очередь, служит необходимой предпосылкой достойного существования и уверенности в завтрашнем дне.

Юридические гарантии достойного уровня жизни и развития.

Формула «обеспечение достойной жизни человека» весьма востребована в современном мире. Она выступает и как важнейшая конституционная цель развития государства и как один из основных признаков социального государства.

Понятие «достойная жизнь» воспринимается зачастую больше как морально-нравственная категория, а не нормативно-правовая, и каждый при определении ее содержания вкладывает в него свое субъективное восприятие составляющих ее элементов, исходя из своего социального происхождения, социального положения, интеллектуального развития и жизненных установок.

Уже в начале XX в. П.И. Новгородцев под правом на достойное человека существование понимал «отрицание тех условий, которые совершенно исключают возможность достойной человека жизни, убивают его физически и нравственно, без которого свобода остается пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным юридически и отнятым фактически». Б.А. Кистяковский право на достойное человека существование считал одним из признаков социального государства.

Дискуссия о том, предполагает ли право граждан на достаточный уровень жизни обязанность государства обеспечить каждому человеку достойную жизнь или государство лишь обязано создать условия, при которых каждый человек сам определяет характер своего достатка существует до сих пор. Некоторые ученые высказывают мнение, что излишний патернализм со стороны государства «убивает» в человеке стремление самому добиваться высокого уровня благосостояния и отрицает определение такого государства в качестве социального.

Подобные позиции представляются спорными, потому что социальная направленность государства, поддержка граждан в трудных жизненных ситуациях, создание в обществе климата взаимоподдержки, уверенности в завтрашнем дне способствует свободному развитию каждой личности.

Общепризнанно, что каждый имеет право на жизнь, достойную его как человека, как члена общества, как гражданина государства. Человеку свойственно стремление к справедливой и достойной жизни. Конкретное содержание жизни каждого человека зависит от различных факторов и обстоятельств, которые принято разделять на личные и публичные возможности, т.е. зависящие и не зависящие от воли человека. Если человек физически здоров и крепок, дееспособен в юридическом и фактическом смысле, то он самостоятельно наполняет свою жизнь соответствующим содержанием, отвечающим его представлениям о достойной жизни. Если же он, по каким-либо причинам, относится к категории социально незащищенных, то заботу об обеспечении достойного человека уровня его жизни принимает на себя государство. В этом случае содержание жизни человека, определение ее качества переходит из сферы личного в сферу публичного, в социальную обязанность государства.

Таким образом, если человеческое достоинство - это категория личных, индивидуальных прав и свобод, неотъемлемых и принадлежащих ему от рождения, то достойная человека жизнь - категория социальная, которая может быть наполнена через деятельность государства и через определенные юридические гарантии государства.

Социальное государство обязано создавать условия, обеспечивающие каждому достойный уровень жизни и развития. Охрана государством личности, признание ее ценности потребовали закрепления на конституционном уровне таких прав как право каждого на жилище; право каждого на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; право каждого на благоприятную окружающую среду; право на образование и право на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 25 закрепляет определенные параметры жизненного уровня, которые наполняются содержанием в различных декларациях и конвенциях. Одним из критериев «удовлетворительного уровня жизни» выступает минимальный размер оплаты труда.

В Европе первый закон о минимальной заработной плате появился в 1909г. в Великобритании. Его действие распространялось на 40 % отраслей и охватывало 1,3 млн. работников. Что касается других стран, то принятые там законы о МЗП (во Франции в 1915г., Германии в 1923г., Испании в 1926г., Бельгии в 1934г.) защищали в основном прислугу и иных домашних работников, как наиболее уязвимую часть трудящихся. Зарплата же других работников определялась в рамках коллективных договоров.

После второй мировой войны во многих странах Европы появились новые законы о минимальной заработной плате, и спектр действия их был намного шире, нежели в начале века. Например, если в Великобритании в 1938г. под действие закона о справедливых условиях найма подпадали лишь 43 % наемных работников, то в 1978г. - уже 84 %. Во Франции действие закона о гарантированном межпрофессиональном минимуме заработной платы (принятого в 1950г.) распространялось практически на всех работников. Подобные законы о минимальной заработной плате имеются в Испании (1963г.), Нидерландах (1969г.), Португалии (1974г.), Бельгии (1975г.).

В рыночных экономиках нет единого подхода к определению минимальной заработной платы. Тем не менее, в каждой из них она служит эффективным и надежным инструментом регулирования экономической деятельности, роста и улучшения распределения доходов, повышения покупательной способности граждан.

В США минимальная заработная плата определяется законодательно и пересматривается регулярно. При этом ее величина постоянно подтягивается к уровню средней заработной платы, соотношение между которыми в развитых странах колеблется от 40 до 70%.

Если классифицировать сложившиеся за рубежом системы минимальной заработной платы, то их можно разделить на три типа. К первому относятся структуры, целью которых является борьба с бедностью и защита ограниченного круга работников, имеющих низкую квалификацию и уровень заработной платы, испытывающих особые трудности на рынке труда. Ко второму - системы, обеспечивающие, в основном, выплаты работникам «справедливой» заработной платы и не допускающие ее занижение. К третьему - системы, которые лишь строят фундамент для всей структуры заработной платы.

Социальное государство законодательно закрепляет минимальный размер оплаты труда. В соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже прожиточного минимума.

Установление минимальной заработной платы является одним из элементов политики государства, направленной на борьбу с нищетой и на обеспечение удовлетворения потребностей всех трудящихся и их семей, а что касается прожиточного минимума, то в российском законодательстве отсутствуют гарантии на достаточный прожиточный минимум.

Минимальная заработная плата в России составляет с 1 января 2005 года 720 рублей, а прожиточный минимум определяется по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. На 2004 год расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения установлено в размере 22 %.

Из обязанности государства обеспечить прожиточный минимум вытекают многие права, отдельно не предусмотренные российским законодательством, но признанные мировым сообществом. Это право на достаточное питание или свободу от голода; аренду жилища; право быть свободным от нищеты и социальной изоляции. В реальной жизни 40 % населения России находится за чертой бедности, а 10 % вообще в нищете. В Москве, например, разрыв между крайними децильными группами населения - 40 раз. Низкие доходы граждан привели к тому, что за последние 7 лет естественная убыль населения составила 7 млн. человек. По прогнозу до 2025 года продолжится снижение численности населения, страны, ухудшится его половозрастная структура. Снижаются качественные параметры физического и психического здоровья населения, интеллектуально-профессионального потенциала людей и даже морально-нравственных характеристик. Число беременных женщин, болеющих анемией, увеличилось в 3,2 раза. Больные матери рожают больных детей, бедные семьи воспроизводят бедных.

Из смысла статей Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» можно вывести право на минимум жизненных условий, который гарантирует государство. В соответствии с этим государство обязано обеспечить каждому гражданину минимальный стандарт достойной жизни. В действительности тот минимальный размер оплаты труда, который гарантирует Российское государство, не позволяет быть свободным от нищеты. Установленный минимум заработной платы в 720 рублей не способен выполнить роль социальной гарантии.

Специфика регулирования минимальной заработной платы в России определяется жесткой привязкой ее размера к прожиточному минимуму, который во всех регионах разный. Было бы целесообразно создать специальные органы в региональных органах власти, занимающиеся вопросами заработной платы и уровня жизни, укомплектовав их специалистами соответствующего профиля и включив в их состав представителей профсоюзов и работодателей. За рубежом подобные органы (комитеты по заработной плате) функционируют очень эффективно.

Юридические гарантии доступности необходимых благ и услуг

Доступность необходимых благ и услуг предполагает, что в условиях рынка, когда значительно возрастает зависимость человека от системы благ и услуг, необходимо не только участие государства в создании, расширении и совершенствовании этой системы, но и вмешательство в процесс получения и пользования теми или иными достижениями социального прогресса.

В российском законодательстве гарантии доступности важнейших благ и услуг не закреплены, но в отдельных статьях Конституции они все же прослеживаются. В ст. 43 гарантируется общедоступность довузовского образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях. Доступность жилища гарантируется в п. 3 ст. 40 только малоимущим и другим указанным в законе гражданам.

Жилище - это помещение, специально предназначенное, оборудованное и пригодное для проживания человека. Жилище всегда являлось и является одним из основных материальных условий проживания человека, его естественной потребностью и естественным правом. В советской правовой науке право на жилище нередко отождествлялось с правом на жилую площадь, предоставляемую государственными органами достаточно произвольно, в зависимости от разновидностей жилого фонда в данной местности или на конкретном предприятии.

Современное российское законодательство устранило тот недостаток советского права, который отрицал естественную природу этого права, провозгласив его как неотчуждаемое право каждого в ст. 40 Конституции. Закреплением в Конституции права на жилище достигаются несколько целей: 1) определяется нравственное требование общества, согласно которому каждый должен иметь крышу над головой, не быть вынужденным к бродяжничеству; 2) формулируется правовой принцип, определяющий действия всех ветвей власти в социальном государстве, а также содержание соответствующего законодательства; 3) данное право предстает как субъективное право, принадлежащее конкретному субъекту жилищных правоотношений (очереднику, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, арендатору, нанимателю, собственнику и т.д.).

Гарантия права на жилище реализуется через разветвленное жилищное законодательство, прежде всего через Жилищный кодекс, а также через комплексные законы о милиции, о правах военнослужащих, о реабилитированных, о льготах ликвидаторам чернобыльской катастрофы и др.

В нормах жилищного законодательства вместо ранее существующего права на социальное жилье появился институт социального найма жилья, а реализация права на жилье регламентируется преимущественно гражданско-правовыми методами. Это означает, что жилье превращено в предмет купли-продажи, право на социальный найм жилья, принадлежит только нуждающимся, социально незащищенным гражданам.

Социальное право на образование является одним из слагаемых социального государства. Образование - это и право каждого человека и обязанность государства, это необходимый элемент и залог достойного и благополучного существования и развития человека. Получение образования - это достижение человеком определенного, установленного обществом или государством, уровня знаний и умений, удостоверяемое в современном мире, как правило, соответствующим документом.

Право на образование, на получение знаний, необходимых для жизни и продуктивной деятельности, всегда было естественной потребностью и естественным правом человека. Поэтому, как отмечает В.И. Шкатулла, «его можно рассматривать как элемент права на жизнь, права на развитие».

Ст. 13 Пакта об экономических, социальных и культурных правах содержит норму о необходимости постепенного введения бесплатного профессионально-технического, среднего и высшего образования. Именно бесплатность образовательных услуг свидетельствует о социальной государственности.

В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а высшее образование - на конкурсной основе. Положения, закрепленные в ст. 40 Конституции и в Законе Российской Федерации «Об образовании» соответствуют международным стандартам в сфере образования. Однако законом изменен характер ряда прав, которые ранее были общими для всех обучающихся и гарантировались государством. Так, право на обеспечение стипендиями, право на предоставление мест в общежитиях и интернатах, право на льготное или бесплатное питание, право на льготный или бесплатный проезд на общественном транспорте в ст. 50 не гарантируется каждому, а «предоставляется учредителем в пределах своей компетенции в соответствии с действующими нормами». Эти изменения ухудшают положение в сфере образования, делают образование не таким доступным для детей из малоимущих семей.

В Российской Федерации гарантируется охрана здоровья. Человек, его жизнь и здоровье - высшие первичные социальные ценности. Именно на их основе формируются, определяются и оцениваются все остальные ценности и блага в современном обществе и в социальном государстве. В Уставе ВОЗ, в ст. 5 говорится, что «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а также полное отсутствие болезней и физических дефектов, а правительства несут ответственность за здоровье своего народа».

Благодаря императивам ВОЗ и Пакта об экономических, социальных и культурных правах понятие «здоровье» перестало рассматриваться лишь с точки зрения биомедицинских факторов, а стало включать в себя также и социальные нормы.

Социальное государство принимает на себя обязательства осуществлять целый комплекс мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья и на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья.

Решение задач по обеспечению полноценного здоровья для всех в социальном государстве может быть осуществлено путем проведения, прежде всего, соответствующей региональной и национальной политики государства. В Российской Федерации юридические гарантии охраны здоровья содержатся в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Несмотря на то, что Основы вступили в силу до принятия Конституции Российской Федерации, нормы закона не противоречат конституционным нормам, а наоборот, их конкретизируют.

Сущность правового регулирования отношений по охране здоровья граждан в Российской Федерации согласно преамбуле Основ определяется следующими целями:

- Подтверждение приоритетности действия Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права;

- Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан в жизни общества;

- Подтверждение ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации;

- Стремление к совершенствованию правового регулирования;

- Закрепление приоритета прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

Показателем выполнения обязательств государства по охране здоровья граждан является система финансирования и размер финансирования Программ государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи. Определенные виды медицинской помощи и лечения осуществляются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Россия занимает 80-85 место в мире по расходам на медицину. Лишь 5,6 % от ВВП расходуется на цели, напрямую связанные со здоровьем нации. Во Франции и Канаде - 9,3 %, Германии и Швейцарии - более 10 %, в США - 12, 9 %. Официальные медицинские расходы на душу населения составляют в России 109 долларов в год, в то время как в развитых странах не менее 2000 долларов.

Одним из источников финансирования медицинской помощи являются средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страховании в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Одной из проблем обязательного страхования и предоставления медицинских услуг является обеспеченность прав неработающих граждан. За них страховые платежи должны вносить органы местного самоуправления. Недостаточная продуманность механизма финансирования, его размеров создает трудности реализации права на охрану здоровья неработающих граждан.

В настоящее время на общефедеральном уровне существует несколько программ в области здравоохранения. Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью утверждена постановлением Правительства РФ от 11.09.1998г. № 1096. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002г. № 732 утверждена Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006гг., включающая в себя в качестве одной из нескольких программу «Здоровый ребенок». Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 363 утверждена программа «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005гг.)» Федеральной целевой программы «Молодежь России (2002-2005гг)». К разряду комплексных программ, затрагивающих не только сферу здравоохранения, но и иные сферы, можно отнести Федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотикам и их незаконному обороту на 2002-2004гг.», утвержденную постановлением Правительства РФ от 23.01.2002г. № 44, а также Федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010г.» (постановление Правительства РФ от 29.08.2001г. № 637).

Нормальная жизнедеятельность человека невозможна без сохранения и укрепления его физического и психического здоровья, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления медицинской помощи в случае не только утраты здоровья, но и как представляется, в случае угрозы утраты физического и психического комфорта. В Конституции Российской Федерации отсутствуют нормы, связанные с регламентацией права на «наивысший достижимый уровень психического и физического здоровья». На уровне текущего законодательства значительно ограничен круг гарантированных государством возможностей граждан по улучшению своего психофизического состояния еще до наступления потребности в медицинской помощи вследствие болезни. К числу исключений можно отнести, закрепленную в ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан обязанность государства по производству и реализации доброкачественных продуктов питания, а также право на бесплатный медицинский контроль детей, подростков, учащихся, инвалидов и пенсионеров, занимающихся физической культурой (ст. 20).

Важной гарантией охраны здоровья является закрепление в законодательстве, в частности, в ч. 3 ст. 41 Конституции, императивной нормы, согласно которой сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность, а в ст. 19 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплено право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье. В ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» установлен перечень сведений, которые не подлежат засекречиванию.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, должны привлекаться к ответственности.

Минимальным требованием к обществу, связанным с реализацией права на достижение наивысшего состояния здоровья, является требование защиты человека от недоедания и голода. Еще в начале XX в. И.А. Покровский писал, что смерь от голода среди сытого общества, это грех для общества, неисполнение им долга, который лежит на нем. Голодные обмороки детей в школе, недоедающие беременные женщины стали позором современного российского общества. Принятая в 1974г. Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания провозгласила, что каждый обладает неотъемлемым правом быть свободным от голода и недоедания для полного развития и сохранения своих физических и умственных способностей.

Юридические гарантии социального обеспечения и социального обслуживания.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и тесно связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих граждан. В экономической юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно. В науке сложились две основные концепции понимания социального обеспечения - экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включили в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления, в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья либо жилищных субсидий, бесплатные физкультуру и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий и пособий, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан.

Представители правовой концепции настаивают на сочетании экономического и субъектного критериев, они полагают, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой защитой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан, сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей.

В первые годы советской власти сформировалась так называемая теория социальных рисков, в соответствий с которой социальное обеспечение рассматривалось как форма предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной.

В. Дурдневский предложил ограничить пределы социального обеспечения строгой целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека». Развивая позицию В. Дурдневского, B.C. Андреев указывал, что социальное обеспечение - это «совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением граждан в старости и при нетрудоспособности, с заботой о матери и детях, с медицинским обслуживанием и лечением как важнейшими средствами оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности».

До сих пор нет однозначного мнения по поводу задач и целей социального обеспечения. Сегодня существует представление о «широкой» и «узкой» сфере социального обеспечения. Представители «широкой» сферы предлагают включить в понятие социального обеспечения отношения по медицинскому обслуживанию и лечению, санаторно-курортное лечение и обслуживание, тогда как представители «узкой» сферы предлагают ограничить сферу социального обеспечения только выплатой пенсий, пособий и социальным обслуживанием.

Очевидно, что по своему содержанию право на социальное обеспечение включает комплекс мер, которые должно принимать государство по обеспечению обслуживания граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда они не могут использовать собственный труд для систематического получения дохода либо вознаграждения за труд.

Социальное обеспечение имеет две стороны: во-первых, каждый имеет право на помощь и поддержку со стороны общества и государства, если в силу объективных обстоятельств он не может обеспечить себя сам; во-вторых, государство должно гарантировать предоставление достаточных средств, для достойного существования лицам, объективно лишенным способности трудиться либо получать доходы в ответ на затраченный труд, а также помощь семье в связи с рождением и воспитанием детей.

В основе социального обеспечения лежит признание государством того факта, что всегда в любом обществе живут люди, которые по объективным обстоятельствам (беременность, роды, материнство, детство, болезнь, инвалидность, нетрудоспособность, вдовство, преклонный возраст, многодетность и др.) не в состоянии обеспечить свое существование сами и нуждаются в поддержке. Общество и государство не могут бросить таких людей на произвол судьбы, они должны создать эффективные системы обеспечения всех нуждающихся.

Очевидно, можно согласиться с Г.В. Сулеймановой, что социальное обеспечение можно определить как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц.

Одной из юридических гарантий социального обеспечения в Российской Федерации является законодательное закрепление источников финансирования различных видов социального обеспечения. В зависимости от порядка формирования денежных средств государственное социальное обеспечение в Российской Федерации может осуществляться в различных организационно-правовых формах: в форме государственного социального страхования, осуществляемого за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных Федеральным законом от 16.07.1999г. № 165-ФЗ; в форме ассигнований из федерального бюджета; и в форме государственной социальной помощи малоимущим гражданам, за счет средств бюджетов различных уровней, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Кроме организации и обеспечения общефедеральной системы финансирования социального обеспечения государство должно создать гарантии ее бесперебойного функционирования. Это глобальное направление в социальной политике государства. Решение данной проблемы связано с необходимостью законодательного закрепления:

1. Организационно-управленческих основ системы социального обеспечения;

2. Финансовых источников, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения;

3. Собственно системы материального обеспечения и социального обслуживания граждан;

4. Правового механизма защиты нарушенного права. Реализация данного направления в социальной политике находит

свое отражение в соответствующей деятельности государства по формированию систем государственного пенсионного обеспечения, социальных пособий, социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Распределительный характер общественных отношений в сфере социального обеспечения объективно обусловливает обязанность государства гарантировать их нормальное функционирование. При этом главной, универсальной гарантией является экономика страны, основная функция которой как раз и состоит в том, чтобы постоянно создавать блага, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономические блага - это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача социального правового государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Распределение соответствующих благ через систему государственного социального обеспечения, когда гарантом такого обеспечения выступает само государство, объективно требует аккумуляции средств, в соответствующих целевых финансовых источниках. Практическая деятельность государства по решению данной задачи выражается в том, что государство образует такие источники на федеральном уровне, законодательно закрепляя механизм их формирования и правовой статус, что также является юридической гарантией социального государства. Однако в условиях рыночной экономики принципиально меняются организационно-правовые способы аккумуляции таких средств. Экономика, сориентированная на рынок, предполагает не только рынок товаров, услуг, капитала, но и рынок труда. В связи с этим затраты на социальное обеспечение работника (в том числе переставшего быть таковым в силу обстоятельств, признаваемых обществом социально уважительными), рассматриваются как один из элементов, формирующих стоимость рабочей силы. Это означает, что финансовое бремя по осуществлению социального обеспечения работника должны нести в основном работодатели и лишь частично сами работники и государство, которое законодательно определяет соответствующие обязательства, связанные с установлением размеров платежей в страховые фонды, и порядок их уплаты. Государство создает страховые внебюджетные кредитно-финансовые системы России: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды обязательного медицинского страхования. Средства этих фондов призваны гарантировать выплату пенсий, пособий, медико-социальную помощь на условиях и по нормам, закрепленным в федеральных законах.

Наряду с организацией социального обеспечения работников в социальном государстве должны быть и юридические гарантии социальной поддержки в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделять в составе государственного бюджета соответствующие средства, за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам, также закрепленных в федеральном законе.

Гарантированность государством социального обеспечения зависит не только от способов организации финансирования систем социального обеспечения, но и от таких объективных показателей эффективности этих систем, как: охват социальным обеспечением всего населения или лишь отдельных его социальных групп; предоставление социального обеспечения во всех случаях нуждаемости человека в социальной поддержке по независящим от него причинам или лишь в некоторых из них; предоставление социального обеспечения в виде денежных выплат и социальных услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей человека, либо только в виде денежных выплат; социально справедливое нормирование уровня социального обеспечения с учетом трудового вклада человека либо без учета такового; простота и доступность реализации каждым права на социальное обеспечение и надежный механизм защиты в случае его нарушения. Роль государства, как раз и заключается в том, насколько оптимально оно решает названные проблемы в системах материального обеспечения и социального обслуживания населения. Именно эти системы закрепляют круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения; уровень обеспечения, который должен гарантировать каждому достойные условия жизни; условия предоставления обеспечения и перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на тот или иной вид социального обеспечения; процедуру обращения за реализацией права и порядок принятия решения компетентным органом о назначении той или иной денежной выплаты или предоставлении социальной услуги; способ защиты нарушенного права.

В структуре государственной системы социального обеспечения выделяют пенсионную систему, систему пособий и компенсаций, систему социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных.

Юридические гарантии пенсионного обеспечения закреплены в Федеральных законах «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об основах обязательного социального страхования», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В России 39 миллионов пенсионеров. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, который сложился к 1995г., вынудил Правительство РФ разработать Концепцию пенсионной реформы, основная цель которой - поднять уровень пенсий и обеспечить достойную жизнь в старости. Среди специалистов нет единого мнения в отношении этой Концепции. По мнению авторов Комментария к новому пенсионному законодательству: «Пенсионная реформа не привела и не приведет как в ближайшем, так и в отделенной перспективе к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего большинства пенсионеров, она по существу на долгие годы закрепляет нищенский уровень пенсионного обеспечения, созданный в последние годы самой властью. Вместе с тем она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для тех, на кого опирается власть». И еще: «Реформа полностью разрушила страховую пенсионную систему, основанную на солидарности поколений, на коллективно-распределительном принципе; и заменила ее принудительной индивидуальной накопительной системой, без достаточных гарантий возврата этих накоплений в пенсионный период жизни человека».

Суть коллективно-распределительной системы состоит в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарность поколений), а также тех работников, которым предстоят долгие годы жизни, и тех, кто проживет значительно меньше, а возможно и не доживет до пенсионного возраста (в России в связи с высокой смертностью около половины мужчин, достигших 16 лет, не доживают до пенсионного возраста). При такой системе все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных страховых взносов, распределяются между пенсионерами с учетом их трудового вклада.

Подобные системы существуют и успешно функционируют во всех развитых странах (в странах Европы, в США, Канаде, Японии и др.).

Эти системы с полным основанием можно считать системами коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков, каковыми обычно признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца. Надежность этих систем обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом пенсионное обеспечение гарантируется трудом, доходами занятого в общественном процессе производства трудоспособного поколения.

Суть индивидуально-накопительной системы, введенной в России в 2002г., состоит в том, что помимо небольшой части (базовой части) трудовой пенсии пенсионное обеспечение осуществляется в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника. Другими словами, сколько зачислено, столько и будет выплачено в пенсионный период жизни.

Накопительные системы действуют во многих странах мира, но не как обязательные, а как дополняющие гарантированные распределительные системы. Введение добровольных накопительных пенсионных систем не взамен, а в дополнение к распределительным пенсионным системам - следствие экономической зрелости стран, достаточно высокого уровня доходов населения, стабильного развития и устойчивого финансового положения предприятий и главное - доверия граждан к государству, его властным структурам. В России пока еще рано говорить о высоких и стабильных доходах. При низком уровне средней заработной платы, отчисления и соответственно накопления на индивидуальных счетах работников будут не значительные. Очевидно, что введение принудительной индивидуально-накопительной пенсионной системы, как основной, является преждевременным шагом на пути к благосостоянию пенсионеров.

По существу, после принятия Федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации обязательного пенсионного страхования не стало, а ему на смену пришло финансовое обеспечение обязательной накопительной пенсионной системы, «построенной на обломках российской распределительной системы». Закон об обязательном пенсионном страховании определяет страховые взносы как «индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Закона).

В первые годы функционирования новой пенсионной системы данное обстоятельство существенно не отразится на выплате страховой части трудовой пенсии, однако когда он окажется исчерпанным, то пенсионеру будет выплачиваться только небольшая часть пенсии - базовая, которая финансируется из федерального бюджета, в пределах перераспределения средств единого социального налога.

Представляется, что целью любой реформы, является улучшение положения людей. Что касается пенсионной реформы 2002 года, то она не привела к улучшению пенсионного обеспечения подавляющего большинства пенсионеров, более того она легализует особую, привилегированную пенсионную систему для отдельных категорий граждан (государственных служащих, работников прокуратуры, судей и др.)

Система социальных пособий и компенсационных выплат в Российской Федерации охватывает тех «кто не может встать на твердую почву в жизненной борьбе, кто нуждается в поддержке, кто страдает от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагополучно сложившихся обстоятельств». К настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые называются «социальными». Социальные пособия, как и пенсии, являются денежной формой обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов социального обеспечения, помощи и поддержки. Некоторые основания для обеспечения граждан соответствующими пособиями предусмотрены Конституцией РФ. Например, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, для воспитания детей (п. 1 ст. 39); под защитой государства находится материнство (ч. 1 ст. 38); каждый имеет право на защиту от безработицы (п. 3 ст. 37). В то же время в Конституции указано, что каждому «гарантируется социальное обеспечение и в иных случаях, установленных законом» (п. 1 ст. 39). Такие случаи - рождение ребенка, смерть члена семьи и т.д.

Федеральным законом от 24.07.1999г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей. Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.

Естественный характер провозглашенного в ст. 22 Всеобщей декларации права каждого человека на социальное обеспечение тесно связан с теорией солидарности, в соответствии с которой, общество является «продуктом солидарной ответственности всех, поэтому «услуга» каждого должна быть оплачена всем обществом, поэтому каждый имеет право требовать от общества поддержки в кризисную минуту». Государство может считаться социальным, если в нем хорошо налажена система социального обслуживания граждан. Социальное обслуживание населения -это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одним из актуальных направлений социального обслуживания населения в РФ является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Юридические гарантии социального обслуживания этих категорий граждан закреплены в Законе от 02.08.1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Социальное обслуживание детей, включающее социальное обслуживание детей дошкольного возраста в дошкольных детских учреждениях, предусмотрено в Семейном кодексе РФ (гл. 21), в Федеральном Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Таким образом, социальное обеспечение рассматривается как материальное обеспечение лиц, не имеющих средств к существованию вследствие постоянной или временной утраты трудоспособности из-за болезни, несчастного случая или увечья, старости, безработицы, потери кормильца, или необходимости содержания или воспитания детей, а также предоставления медицинского обслуживания (не в полном объеме, а для поддержания жизни и трудоспособности). Очевидно, что право на социальное обеспечение отражает не столько возмещение вложенного труда, сколько помощь общества тем лицам, которые как члены общества заслуживают нормального существования. Множественность лиц, находящихся в подобных ситуациях, позволяет выделять различные и достаточно динамичные группы субъектов прав в области социального обеспечения. Это - дети, молодежь, семьи, инвалиды, престарелые и др. Основаниями (социальными рисками) для выделения категорий населения, особенно нуждающихся в социальной защите, могут служить:

- Общее состояние здоровья или иных особенностей организма;

- Семейное положение (многодетные семьи, одинокие матери и др);

- Условия труда и жизни (работающие на Крайнем Севере, на вредных производствах, проживающие в радиоактивно зараженной местности).

Анализ социальных рисков, дающих право на социальное обеспечение, дает основание полагать, что единым основанием права на социальное обеспечение является потребность в особых мерах социальной защиты, а также обязанность государства создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь.

В российском законодательстве закреплены конкретные обязанности государства по отношению к наименее социально защищенным слоям населения и устанавливаются юридические гарантии социального государства.

Также следует подчеркнуть, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития всякого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Как справедливо отмечает О.Я. Парягина, основное предназначение социальной политики государства - защита всего населения и каждого человека. Агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Весьма характерно, что термин «социальная защита» иногда воспринимается как уничижительный по отношению к экономически активному населению, что представляется неверным. Все категории населения, так или иначе, нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессионального образования, работы, в создании условий для предпринимательства, приобретения жилья и т.д. Социальное государство обеспечивает такую защиту.

 

Автор: Баиева Н. А.