22.12.2011 16582

Природа и признаки принципов права

 

В настоящее время юриспруденция переживает непростой, но необходимый период переоценки своих методологических основ, поиска адекватных современному состоянию науки и наиболее продуктивных подходов анализа социально-правовых явлений. Отмечается, что «сегодня для нашей теоретической юриспруденции, в известном смысле, наступил «момент истины». Сумеет ли российское правоведение стать полностью адекватным не только текущим (ситуативным) социальным запросам, но и идеалам современной науки, способным не только объяснять текущее «настоящее», но и эффективно прогнозировать и проектировать принципиальное «будущее» права, или «планомерно отступит» на описательно-комментаторские позиции, во многом зависит от отношения юристов к проблемам методологии своей науки». В этих условиях на первый план выдвигается проблема формирования базовых юридических понятий, их переосмысления с учетом современных реалий.

Одним из важнейших понятий, разрабатываемых в общей теории государства и права, является понятие принципов права. Нельзя не согласиться с высказанным в юридическом науке замечанием о том, что отсутствие четкого и стабильного определения часто приводит к его растворению в других явлениях и категориях, таких как «идея», «норма», «закономерность», «свойство» и т.д.

Общеизвестно, что в юриспруденции, как и в любой науке, задача определения (дефиниции) как логической операции над понятиями заключается в том, чтобы раскрыть содержание этих понятий путем указания на их природу и основные, существенные признаки изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений и выделяют из числа явлений правовых. Поэтому для того, чтобы определить понятие принципов права и тем самым решить поставленную задачу, предпримем попытку уяснить природу и те специфические черты, обладание которыми позволяет отграничить принципы права от смежных явлений.

Проблема выработки наиболее оптимальной дефиниции принципов права неоднократно поднималась в юридической литературе. Исследование обширного материала, посвященного этому вопросу, показывает, что большинство авторов исходит из того, что принципы права по своей природе принадлежат к области идей. Правда, под влиянием разного рода факторов, в частности, в зависимости от типа политической системы общества, эти идеи наделяются неодинаковыми сущностными характеристиками.

Так, в советской юридической науке под принципами права подразумевали исходные идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые она опосредует; теоретическое выражение (научные абстракции) общественных отношений - материальных и идеологических; основные, руководящие положения, выражающие наиболее существенные черты права, обычно закрепляемые в конституционных нормах и конкретизируемые в текущем законодательстве; выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни.

По понятным причинам во многих определениях делался акцент на руководящем характере идей, лежащих в основе социалистического или общенародного права, подчеркивалось, что в своем большинстве они носят программный характер. С.С. Алексеев в восьмидесятые годы писал, что, будучи исходными началами исторически определенных правовых систем, принципы права имеют в их развитии и функционировании направляющее значение. A.M. Васильев утверждал, что юридические идеи-принципы выступают «в качестве отправных начал  в целеполагающей деятельности людей при формировании с помощью юридических норм необходимого общественного порядка». В теории уголовного права такие видные специалисты как С.Г. Келина и В.Н. Кудрявцев понимали под принципами «выраженные в уголовном законодательстве, прокурорской, следственной и судебной практике руководящие идеи, начала, отражающие политические, экономические и социальные закономерности социализма, а также нравственные, этические и правовые представления советских людей по вопросам уголовной ответственности лиц, совершивших преступления». В.Е. Чиркин отмечает, что во многих новейших конституциях есть специальные главы, которые так и называются: «Руководящие принципы».

В современной общей теории государства и права традиционное понимание принципов права как специфических идей сохранилось и по прежнему доминирует. Например, Г.И. Муромцев рассматривал принципы права как комплекс основополагающих идей. По мнению А.Ф. Черданцева, принципы права представляют собой основные руководящие идеи (начала), которые пронизывают право, характеризуют его содержание. М.И. Байтин предлагает следующую дефиницию: «Принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права». А.И. Бобылев определяет принципы права как ведущие начала, определяющие идеи правового воздействия на общественные отношения. У А.В. Малько принципы права - это идеи, обладающие особыми свойствами: основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. В.И. Леушин считает принципами права руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. О.И. Цыбулевская полагает, что принципы права есть «основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность».

Таким образом, принципы права по своей природе есть особые идеи (положения, начала). Далее попытаемся выделить те характерные черты, которые и придают им статус особых идей.

Первое. Принципом права может служить далеко не всякая идея, касающаяся обустройства сферы правового регулирования. Сам термин «принцип» происходит от латинского principium - начало, основа - и используется в русском языке для обозначения основного, исходного положения какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д., научного или нравственного начала, основания, правила, основы, от которой не отступают. То есть принципы права - это наиболее важные, ключевые идеи, лежащие в его основе. Они образуют своеобразный фундамент права, обеспечивают взаимодействие всех его составных частей, единство правовой материи. «Принципы охватывают всю правовую материю и идеи, и нормы, и отношения - и придают ей логичность, последовательность, сбалансированность. В принципах права как бы синтезируется мировой опыт развития права, опыт цивилизации. Принципы - как бы «сухой осадок» богатейшей правовой материи, ее скелет, ее суть, освобожденная от конкретики и частностей».

Понятие «принципы права» рассматривается в качестве одного из ключевых элементов отрасли права. В литературе высказывается суждение о том, что основным идентификационным признаком, предопределяющим выделение отраслей права, является наличие характерных только для их предмета принципов правового регулирования. Предмету (объекту) правового регулирования профилирующих отраслей соответствует отраслевой режим правового регулирования, включающий и отраслевые принципы, а комплексных отраслей - специальный, включающий специальные принципы.

С философской точки зрения, правовые идеи и принципы являются исходным логически первым компонентом правовой реальности. Они представляют собой наиболее общее, абстрактное выражение сущности права, его «проект» или задачу («регулятивная идея»), идеальный аспект бытия права, его форму (в аристотелевском смысле). Исходя из этого, принципов права не может и не должно быть много.

Практически во всех приводившихся ранее определениях понятия «принципы права» содержится указание на этот признак. Можно процитировать и других специалистов. Так, Б.Н. Лапин и Н.А. Чечина определяют принципы гражданского процесса как «фундаментальные правоутверждающие начала, вбирающие в себя юридические, социальные и гуманитарные идеи человеческой цивилизации, определяющие типологию правовых систем и судопроизводственной деятельности, ее цели, задачи, содержание и эффективность». С.Г. Дробязко относит к принципам права «исходные, непререкаемые положения».

Второе. Принципы права представляют собой такие идеи, которые выражают сущность права, характеризуют его социальное предназначение, роль в регулировании общественных отношений. По образному выражению С.С. Алексеева, принципы права - это «нормативные обобщения наиболее высокого уровня, сжатое, концентрированное выражение содержания права, своего рода сгустки правовой материи». М.И. Байтин подчеркивает, что «принципы права есть то, на чем основаны формирование, динамика и действие права, что позволяет определить природу данного права как демократического или, напротив, тоталитарного». С тем, что принципы права наиболее характерно выражают его сущность соглашаются и другие авторы.

Как известно, проблема выявления сущности права является одной из ключевых проблем теоретической и практической юриспруденции. В прямой зависимости от решения этого вопроса находятся и трактуются все другие правовые явления - правосознание, норма права, форма (источник) права, соотношение права и закона, система права и систематизация законодательства, законность и правопорядок, реализация права, правоотношение, соотношение объективного и субъективного права, правонарушение, юридическая ответственность, правовая система и т.д. Только на основе правильного, четкого представления о том, что есть право, можно определить перспективы развития и пути повышения эффективности не только юридической науки, но и практики нормотворчества, применения и толкования права, обеспечения законности и правопорядка, создания цивилизованного гражданского общества и правового государства. Напрямую с этим связан и вопрос о формировании юридической доктрины России XXI века. В зависимости от того, как понимается сущность права, истолковываются и его принципы, выстраивается их система.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени. Однако, тем не менее, как показывает история, принципы права, обладая известной устойчивостью, способны все же претерпевать некоторую трансформацию под влиянием изменений в социально-экономическом и политическом устройстве общества. В частности, применительно к современной России можно говорить о становлении новых для отечественного права принципов (например, принципа соответствия позитивного права естественным правам человека), а также наполнении новым содержанием тех из них, которые признавались еще в условиях советской административно-командной системы (например, принципов законности, гуманизма).

Третье. Принципы права отличаются от всех иных правовых идей (идей о праве) также тем, что они присутствуют в содержании права, то есть в той или иной форме находят свое выражение в правовых источниках. Если же «принципы не выражены в содержании права, то они являются элементами правовой идеологии» и вместе с другими идеями образуют сферу правосознания. Принципы права либо прямо закрепляются в позитивном законодательстве, формулируются в нормативно-правовых предписаниях и в этом случае приобретают вид законоположений, либо выводятся из общего смысла законодательства, содержатся в нем как бы в скрытом виде. К числу последних можно отнести, например, принцип соответствия позитивного права естественному праву, принцип сочетания прав и обязанностей, принцип сочетания стимулов и ограничений, принцип взаимной ответственности личности и государства и др.

А.С. Мордовец и О.В. Рагузина ко второй категории относят принцип уважения прав человека, который, по их мнению, хотя терминологически и не закреплен в нормативно-правовых актах, однако косвенно просматривается в национальном законодательстве через гуманизм права и юридической ответственности, через обязанности государства охранять и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина, через справедливость права и юридической ответственности, через взаимоотношения граждан и должностных лиц в процессе осуществления позитивной стороны юридической ответственности, через нравственные и духовные ценности, связанные с охраной и защитой нематериальных благ, через реализацию норм юридической ответственности и исполнения наказания, через законные ограничения прав и свобод человека.

Следует согласиться с A.M. Васильевым в том, что первой стадией формирования правовой идеи-принципа является правовая теория, где правовые идеи как принципы раскрываются в понятиях и категориях, обосновываются и доказываются. В теории правовые идеи получают опору в юридических знаниях. На стадии правовой теории происходит первоначальная объективация и разработка правовых идей как принципов правового регулирования. В.М. Ведяхин справедливо отмечает, что идеологической основой принципов права являются идеи права, правовая идеология, в которой воплощается понимание сущности и социального назначения права. Идеи права - это область правосознания, они вырабатываются юридической наукой. Но до их формулирования в нормах права - прямо или косвенно - они являются только идеями, мыслями, теоретическими положениями, но юридического значения не имеют. Если же эти идеи проходят опосредование законодателем, то уже переходят в сферу юридических норм и вливаются в содержание позитивного права конкретного государства. В.Н. Карташов обоснованно делает акцент на том, что принципы права по своей сути, истокам есть «определенные фундаментальные идеи и идеалы, которые сформулированы на основе научного и практического опыта. В этом плане они вместе с принципами правосознания являются важнейшими компонентами господствующей юридической идеологии. Однако разнообразные юридические идеи и идеалы только тогда становятся принципами права, когда они непосредственно (легально) выражены в нормативно-правовых актах или иных формах права».

Таким образом, правовая идея, не закрепленная в нормах права, существует только в области идей, правового учения, доктрины и может в лучшем случае считаться элементом правосознания.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим примером. Тезис о личной неприкосновенности человека первоначально возник в качестве правовой идеи. Поскольку эта идея носила достаточно важный, обобщающий характер (иными словами, касалась не частного случая, а общей ситуации), ее можно считать правовым принципом. Затем, по мере того, как складывались соответствующие исторические условия (а в каждой стране эти условия складывались своеобразно и не одновременно), правовой принцип претворялся в нормах. Принимались законы о запрещении произвольного лишения свободы, о неприкосновенности жилища и др. На основе этих законов складывалась общественная практика. Правовой принцип служил ее стержнем.

Другой пример. Стремление преодолеть тиранию породило правовую идею (правовой принцип) разделения властей. Идея, принцип сами по себе достаточно просты: они заключаются только в преодолении концентрации власти в одних руках. Затем этот принцип проводится в законах, прежде всего, в конституциях и претворяется в общественную практику.

И таких примеров можно привести столько, сколько угодно. С формирования правовой идеи начинается жизнь права. Однако правовой принцип не ограничивается только стадией существования в виде правовой идеи. В период своего возникновения и формирования правовой принцип действительно совпадает с правовой идеей. Но в дальнейшем, поскольку принцип именно правовой, а право не сводится только к идеям, то и принцип претворяется в иные формы правовой материи - в нормы и общественные отношения.

Вызывает возражение подход ряда авторов, настаивающих на обязательности текстуального закрепления принципов права в законе. Так, в свое время Б.В. Шейндлин предлагал относить к основным принципам права только те положения, которые сформулированы в Конституции СССР. В одной из работ С.С. Алексеева обосновывался тезис о том, что «те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не могут быть отнесены к числу правовых принципов. Они являются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами, но не принципами права». Думается, что эта точка зрения излишне категорична. Разумеется, изложение принципа права в конкретном нормативно-правовом предписании наиболее предпочтительно. Однако игнорировать при этом все иные принципы, объективно существующие, но в силу каких-либо причин не получившие законодательного оформления, было бы ошибкой.

В данном вопросе более убедительной выглядит позиции Л.С. Явича, который утверждал, что некоторые принципы могут формироваться, совершенствоваться и действовать, не будучи до определенного времени четко выраженными в законодательстве, могут функционировать в сфере судебной практики и правовых обычаев (традиций), в области складывающихся комплексов субъективных прав и конкретных правоотношений, хотя, конечно, оптимальный вариант заключается в наиболее полном закреплении основных начал в конституционном законодательстве.

Руководствуясь такими же соображениями, Р.З. Лившиц при классификации принципов права выделял две самостоятельных их разновидности: принципы-нормы и принципы, выводимые из норм. Он исходил из того, что одни правовые принципы получают прямое закрепление в нормах. После подобного закрепления они становятся принципами-нормами. Другие принципы не получают прямого закрепления в конкретных нормах. Формулировка правового принципа не переходит в формулировку одной конкретной нормы. Но она переходит во множество норм, как бы растворяется в них. Принцип в таких случаях играет как бы роль режиссера-постановщика за сценой. Принцип обретает жизнь не в одной норме, а во множестве. В этих случаях мы имеем дело с принципами, выводимыми из норм.

Н.С. Малеин, используя аналогичный подход, различает принципы права по степени их нормативности, которая выражается в точном, ясном определении в букве закона прав, обязанностей, ответственности субъектов правоотношения, которым адресована норма. В соответствии с этим критерием он выделяет принципы-нормы и принципы-законоположения. У норм-принципов самая высокая степень нормативности. Однако не все правовые принципы обладают этим свойством. Не имеют нормативного характера те из них, которые не зафиксированы в конституционных и иных законах, а также некоторые принципы, хотя и нашедшие отражение в законодательстве, но не представляющие собой четких правил, не формулирующие конкретных правил поведения. Таковы принципы-законоположения. В отличие от норм-принципов они не обладают четкой нормативностью и реализуются обычно в сочетании с другими правовыми актами. Различие между нормами-принципами и нормами-законоположениями имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Принципы-нормы благодаря своей конкретной ясности, не допускающей неоднозначного понимания и толкования, могут и должны непосредственно применяться при разрешении конкретных дел всеми общими и специальными судами. Так, если суд признает несоответствие нормативного акта (закона) принципу-норме, то обязан решать дело на основе принципа-нормы. Декларативный характер принципов-законоположений не всегда позволяет однозначно бесспорно установить несоответствие нормативного акта законоположению. Это может сделать Конституционный Суд. Во всяком случае, сложилась такая судебная практика.

В.И. Зажицкий подразделяет принципы права на научные идеи, формулируемые учеными и предлагаемые ими на роль правовых принципов, и собственно правовые принципы, уже закрепленные в законодательстве.

Хотя, повторюсь, безусловно, наиболее предпочтительным представляется прямое законодательное закрепление принципов права, их изложение в конкретных нормативно-правовых предписаниях. При выражении идей, носящих принципиальный характер, в правосознании их значимость факультативна, поскольку они не имеют силы обязательного для исполнения предписания. Кроме того, не всякая идея, даже самая разработанная и теоретически обоснованная может стать принципом права. Правовое оформление принципа придает ему характер необходимого правила, позволяет отличить от других идей, взглядов, представлений и исключает его произвольное содержательное толкование. По крайней мере, к этому нужно стремиться.

В поддержку сказанному хотелось бы привести следующую аргументацию.

Во-первых, принципы права образуют своеобразную систему координат, с которой в первую очередь сверяет свою деятельность законодатель, что позволяет избежать принятия волюнтаристских решений, не вписывающихся в эту систему, заведомо ей противоречащих. И от того, насколько четко будет сформулирован тот или иной принцип права, зависит эффективность правотворческой деятельности и, в конечном итоге, качество законодательства.

Во-вторых, отраженные в позитивном законодательстве принципы права становятся более осязаемым явлением для правоприменителей. Реальность принципов права дисциплинирует последних, существенно ограничивает возможности для произвольного использования по собственному усмотрению аналогии права при обнаружении в нем пробелов.

В-третьих, выраженные в нормативных предписаниях принципы права способствуют правовому просвещению населения, повышению уровня их правовой культуры, поскольку принципы права значительно легче усвоить и апеллировать к ним на практике в конфликтных ситуациях, демонстрируя правовую подкованность.

В-четвертых, принципы права служат ориентиром для органов и лиц, осуществляющих толкование правовых норм, а, как известно, опираться надежнее всего на что-то незыблемое, фундаментальное. Таким основательным ориентиром, своеобразным фундаментом для всего правоинтерпретационного процесса служат четко сформулированные в позитивном законодательстве принципы права.

В-пятых, исследование правовых предписаний, содержащих в себе принципы права, дает возможность выстроить и теоретически обосновать систему ведущих идей, выражающих сущность права и в самом общем виде характеризующих его содержание, и, следовательно, с учетом этого выработать и обосновать рекомендации по совершенствованию законодательства.

Четвертое. Принципы права, будучи своеобразной знаковой системой координат для правотворческих органов, определяют содержание конкретных правовых предписаний и, следовательно, характер правового регулирования в целом. Например, в принципах гражданского процессуального права (гражданского процесса) концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению судами правовых конфликтов и иных дел (дел особого производства). Возникнув на основе новых взглядов на роль и значение судебной власти в обществе, принципы становятся важными предпосылками дальнейшего развития и совершенствования гражданского процессуального законодательства в направлении, обеспечивающем надлежащую защиту судами прав граждан и организаций. В.Н. Карташов высказывает мысль о том, что принципы права есть нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений. На этот признак указывает и В.И. Гойман. С его точки зрения, к принципам права относятся «общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового регулирования  и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений». С.С. Алексеев пишет, что принципы права «напрямую входят в материю права, обогащают ее, с весьма существенных сторон характеризуют ее содержание , а в этой связи - степень ее развитости, совершенства». С.Г. Дробязко относит к принципам права «исходные, непререкаемые положения, наиболее характерно выражающие его сущность, непосредственно предопределяющие его содержание, юридически закрепляющие реальные устои регулируемых сфер общественных отношений». А.В. Поляков, оперируя термином «нормы-принципы», использует его для обозначения правил, закрепляющих основные, исходные начала права. По его мнению, они не создают непосредственно прав и обязанностей, но указывают принципиальное направление правового регулирования, в чем и заключается их функциональное предназначение. АЛ. Захаров определяет принцип права как основную или руководящую идею, ключевую мысль, направляющую правовое регулирование, определяющую сущность и социальное назначение права.

Суммируя вышеизложенное, можно определить принципы права как сформулированные в нормативно-правовых предписаниях либо выводимые из них фундаментальные идеи, выражающие сущность права, определяющие его содержание и общий характер правового регулирования общественных отношений.

 

Автор: Лаврусь С.Ю.