22.12.2011 15480

Принципы права и принципы правовой политики

 

Принципы права взаимодействуют со многими явлениями, относящимися к правовой сфере. Поэтому возникает необходимость отграничить их от таких смежных явлений как принципы правовой политики, принципы правотворчества и принципы правоприменения, принципы правовой системы, правовые презумпции и аксиомы, признаки права и др. Начнем свое исследование с принципов правовой политики.

Под правовой политикой понимают, с одной стороны, «комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. Имеется в виду область отношений, связей и интересов, охватываемых понятием «правовое пространство» и объективно нуждающихся в регулятивном опосредовании (упорядочении) со стороны публичной власти» (Н.И. Матузов). Иногда ее воспринимают как «сведенную воедино сумму политико-социологических знаний, данных современной теории права и обобщенных положений о реальной, практической деятельности в области права» (С.С. Алексеев). Как мы видим, в приведенных определениях правовая политика, по сути, отождествляется с другими явлениями - то с правовой идеологией, то с наукой о праве.

С другой стороны, правовая политика - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность уполномоченных субъектов (прежде всего, государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности (А.В. Малько). Модифицированные варианты процитированного определения можно обнаружить и у других авторов. Например, Н.В. Исаков понимает под правовой политикой «особое политико-правовое явление, формирующееся вследствие системной, научно-обоснованной деятельности государства и общественных объединений и направленное на определение стратегии и тактики правового развития общества, совершенствование механизма правового регулирования, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, построение правового государства». По мнению А.П. Мазуренко, правовая политика служит важным средством демократических преобразований в России, базовой основой для формирования политики правотворческой и представляет собой «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур, направленную на создание необходимых условий для выработки и реализации стратегии и тактики правового развития страны». А.Ю. Барсуков определяет правовую политику так: это «научно обоснованная, последовательная, целеполагающая, системная деятельность всех субъектов права (прежде всего, государства), осуществляемая соответствующими правовыми средствами и направленная на развитие правовой системы, повышение уровня правовой культуры, формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка, искоренение негативных черт права и т.д., иначе на правовой прогресс общества». В приведенных определениях о правовой политике говорится уже как об особой разновидности государственной деятельности. Думается, что толкование природы этого явления именно в таком ключе и будет правильным.

Наиболее оптимальным представляется определение правовой политики как деятельности государства, отдельных индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, сущность которой состоит в выработке и последующей реализации на практике правовых идей стратегического характера, предложенное А.П. Коробовой. Именно оно было взято за основу при подготовке Саратовским филиалом Института государства и права РАН проекта Концепции правовой политики в Российской Федерации. В означенном документе, в частности, говорится: «Под правовой политикой нами понимается целенаправленная планомерная деятельность государства и его органов в сфере правового регулирования социальных отношений, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей стратегического характера».

В литературе отмечается, что правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия. Она представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах Конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем - на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и регионов. Это наиболее приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, составляющих эффективный механизм правового регулирования, который проявляет себя в различных формах, опосредует все уровни власти, соответствует выработанной концепции стратегического развития государства и преследует социально-полезные цели. Правовая политика является средством разумной и эффективной организации правовой жизни общества. Она выступает инструментом правового прогресса и вообще существует именно для его воплощения из теории в реальность.

Хотя правовая политика не сводится только к совокупности идей, установок, представлений и т.д., тем не менее, именно они лежат в основе политики. Любая политика начинается, в первую очередь, с идеи и состоит в ее формулировании и осуществлении. Н.А. Беляев отмечает, что «всякая политика должна быть принципиальной и базироваться на определенных основополагающих идеях». Аналогичную мысль высказывает и А.И. Коробеев: «Политика, для того чтобы оправдать свое предназначение, должна быть принципиальной, иметь систему руководящих идей, начал - систему определенных принципов».

Принципиальность российской правовой политики - это такое ее качество, благодаря которому она приобретает стабильность, устойчивость, стройность, в полном объеме раскрывая свое содержание. Понять правовую политику без знания лежащих в ее основе принципов невозможно: как принципы права в концентрированном виде выражают его суть, так и принципы правовой политики выражают то главное, что в ней есть, образуют ее сердцевину. В равной степени нереальна и реализация правовой политики вне и помимо системы ее принципов: во многом она претворяется в жизнь именно через закрепленные в праве принципы.

Изначально разработка проблемы принципов правовой политики велась преимущественно в науке уголовного права применительно к уголовной (уголовно-правовой) политике. Так, П.С. Дагель описывал принципы уголовной политики как «определенные требования, которым должны соответствовать все меры борьбы с преступностью, нормы соответствующих отраслей права и практика их применения, вся деятельность по борьбе с преступностью». А.И. Коробеев предлагает трактовать принципы уголовно-правовой политики как «закрепленные в директивных установках и нормах уголовного права основополагающие, руководящие идеи и начала в области борьбы с преступностью, направляющие процесс формирования уголовно-правовых средств ведения этой борьбы и практику их применения».

Значение принципов правовой политики состоит в том, что сам процесс законотворческой деятельности должен преломиться сквозь призму ее руководящих идей. Прежде чем объективироваться вовне в форме закона, соответствующие подходы к совершенствованию метода правового регулирования должны оформиться как политические установки и требования. Эффективность правовой нормы во многом определяется степенью учета в процессе законотворчества принципов правовой политики. Рассматриваемые принципы не только указывают путь формирования законодательства, но и удерживают его в определенных рамках, обеспечивая необходимую стабильность и единство.

Значение принципов правовой политики заключается также и в том, что они выступают регулятором правоприменительной деятельности. Практика, ориентируясь на них, осуществляет правоприменительную деятельность не только в строгом соответствии с буквой закона, но и в согласии с духом политических требований. Руководящие начала здесь служат в известном смысле гарантом правильности, безошибочности применения правовых предписаний.

Замечено также, что эффективность реализации правовой политики в целом и законодательства в частности в немалой степени зависит от правильного понимания гражданами основных принципов. Результаты многочисленных исследований показывают, что в сфере массового правосознания при соблюдении правовых предписаний гораздо большее значение имеет усвоение правовых принципов, нежели знание конкретных норм.

В общей теории государства и права по-разному определяется круг тех основных идей, требований, которые должны лежать в основе грамотной и эффективной правовой политики. Например, Н.И. Матузов справедливо выделяет следующие стержневые принципы (критерии, требования), которым она должна отвечать: □ социальная обусловленность;

- научная обоснованность;

- устойчивость и предсказуемость;

- легитимность, демократический характер;

- гуманность и нравственные начала;

- справедливость;

- гласность;

- сочетание интересов личности и государства;

- приоритетность прав человека;

- соответствие международным стандартам.

Н.В. Исаков определяет принципы правовой политики по аналогии с принципами права как исходные определяющие идеи, установки, составляющие нравственную и организационную основу ее возникновения, развития и функционирования. В концентрированном виде они выражают суть правовой политики.

К общим принципам правовой политики (предполагается, по-видимому, что могут быть и специальные или отраслевые принципы) Н.В. Исаков относит практически те же самые принципы, которые содержатся в вышеприведенном перечне, по сути, дублирует его:

- научная обоснованность;

- реалистичность;

- обусловленность потребностями развития общества;

- предсказуемость;

- легитимность;

- демократический характер;

- социальная справедливость;

- гуманизм;

- гласность;

- сочетание интересов личности и государства;

- приоритетность прав человека;

- соответствие международным стандартам.

По мнению В.В. Субочева, среди основных принципов осуществления правовой политики целесообразно выделить то, что она должна:

- основываться на праве и быть связанной правом;

- осуществляться правовыми методами;

- обладать универсальной репрезентативностью, т.е. отражать, защищать и регулировать самые разнородные и даже противоречивые общественные интересы;

- быть гуманной, нравственной и справедливой, социально и научно обоснованной;

- ставить основным приоритетом права человека.

Наряду с принципами правовой политики В.В. Субочев говорит также о ее признаках. Причем, некоторые из этих так называемых признаков, как мне кажется, на самом деле есть не что иное, как те же самые принципы правовой политики:

- эффективность и оптимальность использования правовых средств и юридических конструкций, составляющих механизм правового регулирования, органами власти при регулировании общественных отношений и выстраивании стратегии развития государства;

- правовая политика полностью достигает целей, поставленных либо законодательными, либо иными органами власти, материализует эти цели в конкретные результаты;

- при осуществлении правовой политики механизм правового регулирования использует гуманные, справедливые, социально и политически обусловленные правовые средства, которые являются гарантом прав и свобод человека и гражданина, грамотно сочетают стимулы и ограничения, в нужных случаях выступают мощным сдерживающим фактором;

- перед государственными, региональными и муниципальными органами власти при создании эффективного механизма правового регулирования всегда присутствуют четкие цели, приоритеты осуществления воздействия на конкретные отношения, выработанная концепция стратегического развития государства хотя бы на ближайшие годы;

- правовая политика основывается на тех концептуальных правовых идеях и доктринах, которые: а) широко пропагандируются среди населения; б) осознаются и находят поддержку в массах;

- правовые средства, в своем «наборе» образующие механизм правового регулирования, учитывают реальные потребности и интересы участников общественных отношений, т.е. юридические цели максимально соответствуют общественным потребностям;

- инструментальный набор механизма правового регулирования разнообразен и дифференцирован, правовые средства многочисленны и реальны;

- правовая политика способствует устранению, быстрому и справедливому разрешению юридических коллизий;

- правовая политика является результатом плодотворного и комплексного сотрудничества всех субъектов ее формирования, среди которых необходимо назвать все высшие органы государственной власти РФ, Президента РФ, судебные, прокурорские, следственные органы государства, региональные, муниципальные органы власти и т.д., однобокости, «телефонного права» и «перетягивания одеяла на себя» в указанном взаимодействии быть не может;

- правовая политика эффективно противодействует теневым, незаконным закулисным тенденциям, какие бы субъекты не стояли за их осуществлением.

Проекте Концепции правовой политики в Российской Федерации, подготовленном Саратовским филиалом Института государства и права РАН, принципам правовой политики посвящен целый раздел (III). По мнению авторов этого проекта, «принципами правовой политики в Российской Федерации являются основополагающие идеи, определяющие общие подходы гражданского общества и государственной власти к стратегически ориентированной деятельности в сфере правового регулирования социальных отношений. Принципы правовой политики вытекают из объективных закономерностей правового воздействия, его предназначения и направленности. Принципы правовой политики призваны унифицировать характер целенаправленного воздействия на социальные отношения при помощи правовых средств, а также служить критериями оценки правильности предпринимаемых правотворческих и правореализационных решении.

В проекте раскрывается содержание следующих принципов правовой политики:

- социально-политическая обусловленность;

- научная обоснованность;

- приоритетность прав и основных свобод человека и гражданина;

- легитимность;

- демократический характер;

- законность;

- учет нравственно-ценностных устоев и культурных традиций общества;

- согласованность с международными стандартами правового регулирования при учете национальных интересов;

- гласность;

- целенаправленность, четкое определение приоритетов;

- прогнозирование;

- планомерность и поэтапность;

- эволюционный характер реформирования правовой формы;

- реалистичность, ориентация на достижимые результаты;

- комплексный подход к решению проблем;

- достаточность средств и ресурсов;

- сочетание механизмов управления и самоорганизации.

Как о положительном моменте хотелось бы сказать также о том, что в последние годы необходимость исследования принципов правовой политики осознается и представителями отраслевых наук, причем, не только уголовного права. Например, О.Ю. Рыбаков обоснованно сетует на то, что проблема принципов конституционно-правовой политики в юридической литературе мало разработана. И любое движение в направлении установления новых элементов всякой теории вызывает известную дискуссионность. Между тем, при научной характеристике всякой системы проблему принципа обойти невозможно, ибо без нее разрабатываемая тема не будет глубоко вскрыта и исследована. Видимо, многое должно быть проверено временем. Ценности, декларируемые ныне действующей Конституцией РФ, связаны с приоритетами, признанными во всем мире. Они еще не реализованы в полной мере. От деклараций предстоит проделать значительный путь в сторону истинной демократии. Но принципы не могут отражать только события прошлого, какими бы знаменательными и важными они ни были. Принципы должны быть реальными и адекватными действительности. В то же время они являются перспективно выраженными положительными ориентирами, в соответствии с которыми и должна проводиться конституционно-правовая политика.

О.Ю. Рыбаков формулирует и дает общую характеристику следующим принципам конституционно-правовой политики:

- уважение идей конституционализма, поиск и утверждение прогрессивных форм юридического выражения основополагающих ценностей современной России;

- прямое действие Конституции РФ;

- признание и предоставление конституционных гарантий реализации основных естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;

- сохранение баланса и разделения государственно-правовой сферы, отношений гражданского общества и индивидуального бытия личности;

- разделение властей;

- сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;

- открытость;

- единство законности и демократии.

Принято считать, что конституционно-правовая политика осуществляется только на федеральном уровне, причем, с помощью особых правовых инструментов: правотворчества на основе Конституции РФ, реализации конституционных норм и др. Тем не менее, ошибочно думать, что конституционно-правовая политика не осуществляется в субъектах Российской Федерации. Она затрагивает все уровни власти, широкую сферу общественных отношений и регулирует, в том числе, вопросы федеративного устройства России.

Д.В. Березовский выстраивает систему принципов конституционно-правовой политики в субъектах РФ следующим образом:

- верховенство Конституции РФ и федеральных законов;

- соблюдение и охрана основ конституционного строя;

- признание приоритета прав и свобод личности и предоставление гарантий реализации основных естественных прав личности;

- разделение властей, разграничение полномочий разделения государственно-правовой сферы между политической властью и гражданским обществом;

- целостность и неприкосновенность территории РФ;

- гласность (открытость правовой политики, привлечение широких народных масс для ее реализации, учет общественного мнения);

- единство законности и демократии (разумное сочетание демократических начал в правовой политике при соблюдении Конституции РФ и законодательства);

- гуманизм (личностная ориентация правовой политики).

Ю.А. Крохина, исследуя бюджетно-правовую политику, приходит к выводу о том, что она базируется на принципах бюджетного права, имеющих политическую ориентацию. Бюджетно-правовые исходные начала отражают объективные связи и закономерности развития бюджетной деятельности государства, в результате чего становятся качественными характеристиками этой подотрасли финансового права. Принципы бюджетного права отражают финансово-правовые основы, поэтому они преломляют требования финансового права как отрасли права к сущности бюджетной деятельности государства.

Особенность принципов бюджетно-правовой политики состоит в том, что они уже выходят за рамки специально-юридических (тем более отраслевых или подотраслевых) и становятся публичными, т.е. значимыми для всего общества. Публичность принципов бюджетно-правовой политики обусловлена и факторами финансовой деятельности государства.

Таким образом, - делает вывод Ю.А. Крохина, - учитывая обусловленность принципов бюджетно-правовой политики основными началами финансовой деятельности государства, представляется оправданным к числу руководящих положений рассматриваемой категории отнести:

- приоритет публичных интересов в правовом регулировании отношений в области централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований;

- федерализм;

- единство бюджетной политики и денежной системы;

- равноправие субъектов РФ в области бюджетной деятельности;

- самостоятельность в рамках бюджетной компетенции бюджетной деятельности органов местного самоуправления;

- социальная направленность бюджетной деятельности Российской Федерации;

- распределение функций в области бюджетной деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей;

- гласность;

- плановость;

- законность.

Названные принципы определяют исходные элементы, основополагающие направления и ориентиры бюджетной политики российского государства, закрепленные нормами права. Совокупность перечисленных принципов представляет собой проекцию наиболее значимых аспектов аккумуляции, использования и распределения государственных и муниципальных бюджетов, придает бюджетной политике государства и органов местного самоуправления целенаправленность, наполняет ее конкретно-определенным смыслом.

Проблема выявления принципов правовой политики актуальна и для сферы исполнения уголовных наказаний, поскольку системой принципов поверяется вся политическая деятельность, с их помощью выбираются нужные векторы общественного и правового развития, обнаруживаются и исправляются ошибки, уточняются стратегические и тактические задачи.

Под принципами уголовно-исполнительной политики понимают концептуальные, руководящие идеи и начала в сфере исполнения наказания и иных мер уголовно-правового воздействия, определяющие процесс формирования пенитенциарных средств осуществления этой деятельности и практику их применения.

В литературе отмечается, что принципы уголовно-исполнительной политики подчинены субординационным началам по отношению к принципам уголовной политики, развивая последние. Так, принцип дифференциации и индивидуализации ответственности в уголовно-исполнительной политике модифицируется в принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Принципы уголовно-исполнительной политики выступают как сложная объективно-субъективная категория. Объективное начало их проявляется в том, что они отражают реальные закономерности общественного развития, в их основе лежат непреложные общечеловеческие ценности. Субъективный характер принципов уголовно-исполнительной политики выражается в том, что они, в конечном счете, выявляются и формулируются людьми в ходе познания окружающей действительности, что находит последующую формализацию в соответствующих идеологических установках и правовых нормах. К принципам уголовно-исполнительной политики можно отнести:

- принцип неотвратимости мер уголовно-правового воздействия;

- принцип экономии репрессии;

- принцип целесообразности;

- принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

Принципы государственной экологической политики сформулированы в Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

Одновременно разработка проблемы принципов правовой политики ведется применительно к ее отдельным направлениям. Например, С.В. Поленина полагает, что к числу закрепленных Конституцией РФ принципов правотворческой политики должны быть обязательно отнесены принцип высшей юридической силы и принцип прямого действия Конституции РФ, а также принцип верховенства закона (ч. 1 и 2 ст. 15), выступающий в качестве неотъемлемого условия существования правового государства. Кроме того, она считает, что в Конституции РФ 1993 г. наряду с принципами разделения властей и верховенства закона содержится немало и других прямых ориентиров правовой, в том числе правотворческой, политики. Особо следует отметить ст. 18 Конституции РФ, провозгласившую, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Важно подчеркнуть, что действие этой нормы шире содержания следующих за ней статей гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», поскольку она должна пониматься и толковаться в свете ст. 15 Конституции РФ, рассматривающей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России как составную часть ее правовой системы, а, как известно, многие ратифицированные нашей страной универсальные и региональные (в масштабах Европы или СНГ) конвенции и соглашения посвящены именно правам человека. В их числе Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года и изданные в ее развитие протоколы, Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 года и многие другие.

Россия - федеративное государство. Вот почему правотворческая политика призвана играть важную роль и в обеспечении единства российского законодательства, состоящего из федеральных законов и иных нормативных правовых актов и законодательства субъектов Федерации. Как известно, Конституция РФ дает по этим вопросам две исходные установки: ст. 71, 72 и 73 разграничивают нормотворческую компетенцию между Российской Федерацией и ее субъектами, а ст. 76 провозглашает безусловное соблюдение принципа соответствия законов субъектов РФ федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации».

А.П. Мазуренко также анализирует принципы правотворческой политики:

- принцип научной обоснованности;

- принцип системности;

- принцип предсказуемости;

- принцип планомерности.

Анализ источников показывает, что специалисты существенно расходятся во взглядах на проблему соотношения принципов права и принципов правовой политики.

Одни авторы полагают, что между ними нет никаких различий, принципы права и принципы правовой политики полностью совпадают. Например, В.Н. Кудрявцев и В.В. Лунеев отмечают: «Теперь, когда новый Уголовный кодекс РФ закрепил принципы уголовного права в нескольких своих статьях, можно считать, что в них нашли отражение и принципы уголовной политики Российской Федерации».

Другие же, напротив, такие различия усматривают. Так, Е.В. Куманин пишет о том, что принципы юридической политики тесно переплетены с принципами права, но не сводимы к ним, так как последние характеризуют не только политические начала права, но и весь комплекс объективных социально-значимых черт правовой системы. О.Ю. Рыбаков и Т.М. Пряхина высказывают мысль о том, что «принципы конституционно-правовой политики связаны с основополагающими идеями самой конституции, но не являются тождественными им. Они могут и не содержаться в тексте конституции, но должны быть неотъемлемой составляющей конституционализма, отражать характер проводимой в государстве правовой политики вообще». По мнению А.И. Коробеева, «по способу выражения, характеру и содержанию принципы уголовно-правовой политики качественно отличаются от принципов уголовного права и в этом смысле именно они лежат в основе формирования последних, а не наоборот». Н.А. Лопашенко считает, что уголовно-правовая политика осуществляется в соответствии с теми же принципами, на которых строится и любая другая правовая политика: 1) социальная обусловленность; 2) научная обоснованность; 3) устойчивость и предсказуемость; 4) легитимность, демократическая сущность; 5) гуманность и нравственность; 6) справедливость; 7) гласность; 8) сочетание интересов личности и государства; 9) приоритетность прав человека; 10) соответствие международным стандартам. Содержание уголовно-правовой политики, конечно, накладывает свой отпечаток на содержание указанных выше принципов. Оно же диктует необходимость существования еще двух принципов уголовно-правовой политики, специфических только для нее: принципа экономии репрессии и принципа неотвратимости ответственности. Эти же принципы выделяет в качестве принципов уголовно-правовой политики и А.И. Коробеев, дополняя перечень двумя принципами: принципом целесообразности и принципом дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания. В.В. Мальцев отмечает, что, «хотя принципы уголовно-правовой политики и уголовного права по содержанию очень близки друг к другу, различия между ними все же имеются. Принципы уголовного права первичны. Принципам же уголовно-правовой политики принадлежит подчиненная, служебная роль, которая в этом аспекте в том и заключается, чтобы точнее и полнее отразить содержание принципов уголовного права в уголовном законодательстве».

А.И. Коробеев полагает, что, в отличие от принципов уголовного права, принципы уголовно-правовой политики: а) закрепляются не только в нормах права, но и в директивных документах; б) определяют как характер уголовного законодательства, так и практику его применения; в) входят в число «образующих» («составляющих») принципов уголовного права. Принципы уголовного права исходят из принципов уголовно-правовой политики, конкретизируя и детализируя их, насыщая правовым материалом. Но, поскольку в гносеологическом плане теорией вначале была разработана система принципов уголовного права и лишь затем - уголовно-правовой политики, последние чисто терминологически нередко обозначаются понятиями, которые в правосознании юриста уже неразрывно связаны с представлением о принципах именно уголовного права. Этот терминологический дуализм не должен вводить в заблуждение. Не все принципы уголовного права «приобрели» статус уголовно-политических, но все руководящие идеи уголовно-правовой политики имеют принципиальное значение для данной отрасли права. Если рассматривать право как атрибут политики (а так оно и есть на самом деле), то с необходимостью следует, что основополагающие принципы политики одновременно есть и фундаментальные принципы права.

Думается, что принципы права и принципы правовой политики - не одно и то же хотя бы потому, что право и правовая политика - пусть и тесно связанные друг с другом, но все-таки разные явления. Однако, поскольку политика государства в сфере правового регулирования реализуется посредством права, с помощью правовых средств и методов, некоторые из ее принципов могут совпадать с принципами права.

Эта мысль находит поддержку среди специалистов по общей теории государства и права. Например, В.А. Рудковский пишет о том, что один из важнейших признаков правовой политики, который предопределяет ее качественное своеобразие и особую роль в обществе, состоит в неразрывной связи данного вида политической деятельности государства с правом.

Указанная взаимосвязь, в частности, проявляется в их принципиальном соответствии. Трудно представить себе ситуацию, когда правовая политика базировалась бы на системе принципов, качественно отличающихся от принципов права. Равенство всех перед законом и судом, гуманизм, справедливость и другие выделяемые наукой принципы современного права одновременно являются и принципами современной правовой политики. Если бы указанные руководящие идеи не были принципами правовой политики, то они не получили бы официального признания в конституции и других источниках позитивного права. Но такое признание они получили именно потому, что рассматриваются современным правосознанием в качестве безусловных правовых требований. Единство принципов права и правовой политики обусловлено, в конечном счете, единством их духовного источника, каковым является правосознание.

Действительно, если не все правосознание данного общества, то определенные формы господствующего в нем правосознания (правовой идеологии) в виде основополагающих идей глубоко проникают в содержание права, в саму его плоть, органику, да так, что становятся глубинным центральным звеном всей правовой материи, образуют ее основание, фундамент. Такое «проникновение», однако, происходит не автоматически, а в результате целенаправленной деятельности государства и других субъектов правовой политики в области правотворчества, благодаря которой обеспечивается становление тех или иных правовых взглядов и идей как составных компонентов действующего права. Правовая политика не только легализует важнейшие идеи правосознания в качестве общеобязательных требований объективного права, но и обеспечивает их практическую реализацию в действующей системе общественных отношений.

Правовая политика определяет приоритетные направления правового развития общества, вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное соблюдение основополагающих правовых начал, направляет правовоспитательную деятельность государственных и общественных органов и организаций на формирование у граждан и должностных лиц основ юридического мировоззрения. Все эти и некоторые другие факторы создают необходимые управленческие предпосылки для реализации важнейших правовых установок.

Впрочем, единство принципов права и правовой политики, наличие у них общего источника вовсе не означает, что они полностью совпадают. Например, важным принципом правовой политики, как и любой другой политики, является принцип реализма, т.е. требование принимать такие политико-правовые решения, которые соответствуют действительным (реальным) потребностям и возможностям общества и могут быть практически реализованы. Однако, очевидно, что никакого специфически правового содержания указанный принцип в себе не заключает. То же самое можно сказать и о некоторых других принципах (научной обоснованности, концептуальности).

 

Автор: Лаврусь С.Ю.