30.12.2011 9971

Отложение исполнительных действий в теории гражданского процессуального права

 

Отложение исполнительных действий (ст.435 ГПК) в теории гражданского процессуального права также отнесено к действиям, связанным с отклонением от логически последовательной процедуры исполнительного производства. Это объясняется возможностью возникновения определенных обстоятельств, препятствующих последовательному, логическому развитию процедуры исполнения судебного постановления или постановления иного органа.

Вместе с тем, включение названного действия в число действий, требующих предварительного порядка осуществления судебного контроля, исследуемых настоящей главой, допустимо с определенной долей условности.

В соответствии со ст.435 ГПК судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или должника либо на основании определения судьи. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в течение десяти дней. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отложение исполнительных действий на основании определения судьи связано с предварительным порядком осуществления судебного контроля, за исполнительными действиями. Последующий судебный контроль будет иметь место в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отложении исполнительных действий.

Отмеченное положение определило то обстоятельство, что в рамках гражданско-процессуального законодательства законодатель, по существу, регулируется деятельность судебного пристава-исполнителя при совершении отдельного исполнительного действия (ст. 435 ГПК). Такая ситуация свидетельствует о том, что властные полномочия судебного пристава-исполнителя реализуются в гражданско-процессуальной форме, что вступает в противоречие с положением абз.2 п.4 ст.З Закона, из которого следует, что полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Законом, Законом «О судебных приставах» и иными федеральными актами. Вместе с тем, включение законодателем в ГПК такой нормы (ст.435) вновь возвращает к обозначенному ранее спору о том к функциям какой из ветвей власти (исполнительной или судебной) следует относить исполнение судебных постановлений и постановления иных органов.

Положения об отложении исполнительных действий закреплены ст. 19 Закона, в соответствии с которой, судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или на основании определения судьи. При наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель может отложить совершение исполнительных действий на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе. В случае отложения исполнительных действий судебным приставом - исполнителем он выносит соответствующее постановление, о чем уведомляет стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

«Отложение исполнительных действий представляет собой их перенос на более позднее время,- определяет М.К.Треушников, при этом, замечая, что - ГПК не устанавливает перечня оснований для отложения исполнительных действий. Как правило, речь идет о наличии обстоятельств, временно затрудняющих или делающих невозможным совершение исполнительных действий в определенный период времени: болезнь должника, заявление отвода исполнителю и.д.». Однако наличие обстоятельств, временно затрудняющих исполнение судебного постановления, также является основанием для применения отсрочки исполнения (ст.434 ГПК). Перечень оснований отсрочки исполнения законодателем не предусмотрен. Тем не менее, основания применения данных действий должны отличаться друг от друга. Так, основанием применения отсрочки исполнения служат обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления или постановлений иных органов (ст.434 ГПК). Кроме того, ч.1 ст.203 ГПК конкретизирует, что отсрочка (как и рассрочка, изменение способа и порядка исполнения) возможны исходя из имущественного положения сторон. Критерий определения обстоятельств отложения исполнительных действий ГПК не закрепляет, однако, он предусмотрен п.2 ст. 19 Закона - это обстоятельства, препятствующие исполнению. К.И.Худенко в качестве примеров таких обстоятельств приводит болезнь должника, невозможность или нецелесообразность немедленного освобождения помещения, подлежащего передаче, надлежащим образом подтвержденный факт ожидаемого поступления денег, на которые должно быть обращено взыскание и др. Таким образом, основным отличительным признаком отсрочки исполнения от отложения исполнения, является характер обстоятельств, служащих основанием применения названных процессуальных действий. Приведенные примеры свидетельствуют о кратковременном характере обстоятельств, служащих основаниями отложения исполнительных действий по отношению к основаниям отсрочки исполнения судебного постановления. Это подтверждается и положением п.2 ст. 19 Закона, закрепляющим срок - не более 10 дней, на которые судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия.

На схожесть положений, предусматривающих отсрочку исполнения и отложение исполнительных действий обращает внимание и В.В.Ярков: «Отложение исполнительных действий близко по своей юридической характеристике к отсрочке исполнения. Однако в отличие от отсрочки исполнения отложение исполнительных действий, - считает он, - в соответствие со ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возможно по решению более широкого круга лиц: по заявлению взыскателя или должника; на основании определения судьи; по инициативе судебного пристава-исполнителя». Так, определение об отсрочке исполнения принимается судом, рассмотревшим дело или судом по месту исполнения судебного постановления (ст.434 ГПК), а постановление об отложении исполнительных действий в порядке гражданского судопроизводства выносится и судебным приставом-исполнителем (ст.435 ГПК) (в порядке арбитражного судопроизводства предусмотрен иной порядок - о чем будет сказано далее). Кроме того, отложению подлежат отдельные исполнительные действия, в то время как отсрочка предоставляется в отношении исполнения судебного постановления в целом.

Как следует из сопоставительного анализа норм, закрепленных ст.435 ГПК и ст. 19 Закона, гражданским процессуальным законодательством расширен субъектный состав лиц, наделенных правом обращения к судебному приставу-исполнителю с просьбой об отложении исполнительных действий. Такое право помимо взыскателя предоставлено должнику. Очевидно, что в части требований к субъектному составу лиц, наделенных правом обращения с просьбой об отложении исполнительных действий, должны применяться положения, регулируемые ГПК и АПК. Аналогично должно быть разрешено противоречие между положениями п.2 ст. 19 Закона и ст.435 ГПК в части отложения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем по собственной инициативе. Противоположное мнение, сводящееся к тому, что наряду с положениями ст.435 ГПК, действуют и положения п.2 ст. 19 Закона, предоставляющие право судебному приставу-исполнителю по заявлению должника или по своей инициативе отложить совершение исполнительных действий, высказано Т.А.Фесечко: «только при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, и только на срок не более 10 дней». С такой точкой зрения, как представляется, согласиться нельзя. В силу ст.4 Закона «О введении в действие ГПК» до приведения в соответствие с ГПК федеральные законы и иные нормативные правовые акты применяются в части не противоречащей ГПК, следовательно, положения п.2 ст. 19 Закона, в указанной части, применяться не должны, как противоречащие ст.435 ГПК.

При реализации исследуемого действия, практики обращают внимание на то обстоятельство, что законодатель не содержит ограничений по количеству возможных отложений исполнительных действий. Соответственно должник вправе обратиться с заявлением об отложении исполнительных действий неограниченное количество раз. Однако следует учитывать, что ст.435 ГПК закрепляет право, а не обязанность судебного пристава-исполнителя на отложение исполнительных действий. В этой связи, автор разделяет высказанное Т.Петрухиной мнение о том, что гарантией не злоупотребления судебным приставом-исполнителем этим правом является возможность обжалования его действий в порядке ст.441 ГПК.

Следует отметить, что АПК (ст.328) предусматривает отличный от ГПК (ст.435) и Закона (п.1 ст. 19) порядок отложения исполнительный действий. При наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом (чЛ ст.328 АПК). Если ст.435 ГПК и п.1 ст. 19 Закона предусматривают последующий судебный контроль за действиями судебного пристава-исполнителя, связанными с отложением исполнительных действий, то ч.1 ст.328 АПК, закрепляет предварительную форму такого контроля, . Однако такие принципиальные различия усложняют, на наш взгляд, деятельность судебного пристава-исполнителя в процессе исполнения судебных постановлений и актов арбитражных судов. Кроме того, представляется, что, предоставив право отложения исполнительных действий судебному приставу-исполнителю, законодатель решает этот вопрос более удачно в порядке гражданского судопроизводства (ст.435 ГПК) нежели в порядке арбитражного (ст.328 АПК). Такой вывод также продиктован ограниченностью срока совершения исполнительных действий (ст. 13 Закона). Законодатель не установил ограничений для срока отложения исполнительных действий. Поэтому, при отложении исполнительных действий, в самом постановлении судебного пристава-исполнителя должен быть установлен конкретный срок, на который перенесено то или иное исполнительное действие. М.А.Викут и О.В.Исаенкова формулируют данное требование более конкретно: «Отложение исполнительных действий заключается в перенесении исполнения исполнительного документа на другое время. При этом день, час и место исполнения в таком случае должны быть точно определены». Следовательно, данный срок, как думается, должен быть явно непродолжительным, поскольку отложение исполнительных действий не прерывает течение общего двухмесячного срока исполнительных действий (ст. 13 Закона). Решая вопрос об отложении исполнительных действий в порядке гражданского судопроизводства (ст.435 ГПК), в отличие от арбитражного судопроизводства (ст.328 АПК), законодатель в значительной мере, как представляется, экономит время судебного пристава-исполнителя, предоставляя ему возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с отложением исполнительных действий, с учетом конкретных обстоятельств. При этом законодатель устанавливает за судом функцию последующего контроля,  по проверке законности принятого судебным приставом-исполнителем постановления об отложении исполнительных действий, предоставляя возможность обжалования постановления в соответствующий суд в течение десяти дней. Поэтому решение вопроса об изменении в этой части положений ст.328 АПК по аналогии с ГПК (ст.435) представляется целесообразным.

Обращает на себя внимание закрепление самостоятельной нормой (ч.4 ст.328 АПК) содержания определения об отложении исполнительных действий: в определении об отложении исполнительных действий указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий. Копии определения об отложении исполнительных действий направляются взыскателю, должнику или судебному приставу-исполнителю.

Ст. 19 Закона не предусматривает аналогичной нормы. Закрепление нормы, предусматривающей содержание постановления судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий в Законе, как представляется, было бы целесообразным. При этом, следует отметить, что нельзя, на наш взгляд, согласиться целиком с предложенным законодателем вариантом требований к содержанию такого рода акта, предусмотренным ч.4 ст.328 АПК.

Во-первых, некорректной представляется формулировка в части «наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий». Понятие «возобновление» содержит самостоятельную юридическую нагрузку или содержание, закрепленное ч.5 ст.327 АПК (ст.438 ГПК) и применимо в смысле возобновления ранее приостановленного исполнительного производства по основаниям, закрепленным Законом и ГПК (436, 437). Поэтому оно не может быть применено в исследуемой норме. Кроме того, учитывая, что в порядке гражданского судопроизводства (ст.435 ГПК) предусмотрен последующий судебный контроль за постановлением судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий -оно может быть обжаловано в соответствующий суд в течение 10 дней, представляется, что это постановление должно содержать мотивировочную часть с указанием причин или обстоятельств, по которым исполнительные действия откладываются.

Таким образом, норма, предусматривающая требования к постановлению судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий (или предусматривающая содержание такого постановления) может быть включена в Закон и изложена следующим образом. В постановлении об отложении исполнительных действий должны быть указаны: 1) дата вынесения постановления; 2) наименование судебного пристава-исполнителя, вынесшего постановление; 3) номер исполнительного производства с указанием исполнительного документа по которому вынесено постановление; 4) наименование взыскателя и должника; 5) ссылка на ходатайство или заявление об отложении исполнительных действий от лица, которого поступило; 6) указание на причину или обстоятельства, в связи с которыми откладываются исполнительные действия (или действие); 6) принятое приставом-исполнителем решение об отложении с указанием даты и времени, на которые данные действия (действие) перенесены; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Сравнивая схожие по правовой природе институты отложения исполнительных действий и отсрочки исполнения, следует выделить следующие их отличия. Во-первых, названные институты отличает характер обстоятельств, служащих основанием применения названных процессуальных действий. При этом, используя логический метод исследования соотношения между понятиями, можно говорить о том, что критерий, определяющий характер оснований к отсрочке (обстоятельств, затрудняющих исполнение) по своему объему шире критерия, определяющего характер оснований отложения исполнительных действий (обстоятельства, препятствующие исполнению). Во-вторых, срок отложения исполнительных действий, в отличие от отсрочки исполнения судебного постановления, не может превышать 10 дней. В третьих, субъекты, наделенные правом принятия постановления об отложении исполнительных действий и об отсрочке исполнения судебного постановления различны - это судебный пристав-исполнитель и суд, соответственно. В четвертых, не совпадает состав лиц, наделенных правом обращения с заявлением об отложении исполнительных действий и о применении отсрочки исполнения судебного постановления.

 

Автор: Дячук Е.В.