05.01.2012 5750

Психологический анализ учебно-профессиональной деятельности студентов

 

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методологических подходов к изучению учебно-профессиональной деятельности студентов. Это, прежде всего, работы общетеоретического плана С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой – Славской, В. Н. Мясищева.

В связи с учебно-профессиональной деятельностью студентов педагогических училищ, встает вопрос о специфике педагогической деятельности. Важную роль в анализе этой деятельности имеют исследования выполненные в русле психологии труда и педагогической психологии К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова, Е. А. Климова, Ю.П. Поваренкова, В. П. Зинченко, В. Д. Шадрикова, А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой, Э. Ф. Зеера, Н. С. Глуханюк, В. А. Зобкова и др. В психологической литературе деятельность разделяют на трудовую, учебную, игровую. Основным видом деятельности человека является социально - обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности. Реализация системного подхода при исследовании деятельности, в том числе профессиональной, наблюдается как в ряде теоретических концепций, так и в научно-практических работах, посвященных данной проблематике.

Педагогическая профессия - одна из наиболее древних и массовых профессий. Эта деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача «создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая, перенимая, следуя им, что было определено Дж. Брунером как «обучение в контакте».

«Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

Нет сомнения в том, что мастером-педагогом скорее может стать тот, кто имеет призвание, под которым мы понимаем, стремление человека заниматься именно педагогической деятельностью, возникшее под влиянием условий его жизни. Оно может возникать очень рано и проявляться уже в школьные годы в виде стойкого интереса к труду учителя, к воспитательной работе с детьми. Но часто бывает и так, что впервые это стремление пробуждается только в процессе овладения самой профессией в стенах педагогического учебного заведения. Толчком для пробуждения этого интереса у студентов может явиться увлеченный труд преподавателей, более глубокое ознакомление с теорией и практикой педагогической деятельности, личные успехи в учебно-воспитательной работе во время педагогической практики.

Особое значение и место в учебной деятельности имеет активизация познавательной деятельности, формирование потребности самостоятельно расширять свой научный кругозор, выработка навыков и умений творчески овладевать своей профессией. В связи с этим представляет интерес выявление роли интеллектуальных характеристик в структуре ИИ и таких компонентов в структуре УА как потенциал, включающий в себя мотивацию и обучаемость.

За время обучения в педагогическом учебном заведении будущий учитель получает лишь самое необходимое для начала работы в школе. Полноценным педагогом он становится, главным образом, на практической работе. Как отмечает Н. С. Глуханюк, особенность профессионально-педагогического образования заключается в том, что студент погружен в пространство своей будущей профессиональной деятельности, выступая участником педагогического процесса.

Деятельность студентов является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состояний личности и коллектива, по осуществлению управления и руководства. Психологическое содержание и структура студенческой деятельности имеют специфические особенности.

К числу особенностей деятельности студентов некоторые авторы относят своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, умениями, развитие личных качеств); особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде и т.д.); деятельность студентов протекает в запланированных условиях (программы, срок обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студентов характерна интенсивность функционирования психики, высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ, защита курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.).

В трудных ситуациях учебной работы могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления (встречается на экзамене, во время первых публичных выступлений); колебание эффективности, понижение точности практических действий (при выполнении зачетных заданий); смещение или потеря цели (только лучшая оценка на экзамене, а не содержание ответа на вопрос); ослабление активности и снижение уровня работоспособности (вследствие перегрузок, отсутствия научной организации учебного труда); приостановка учения, отказ, срыв (подача заявления об уходе). Учеба на различных курсах имеет свои специфические особенности. В частности, переход от обучения в средней школе к обучению в среднем специальном учебном заведении характеризуется резким изменением условий, в которых происходит познавательная деятельность.

Происходят и возрастные изменения - количественные и качественные. Значительное количество работ исследователей учебной деятельности посвящено рассмотрению вопросов, связанных с мотивационной сферой личности студента.

Т. П. Королева, П. Ф. Силенок изучали наиболее и наименее приоритетные ценности как мотивационные условия учебно-профессиональной деятельности. Наиболее приоритетными ценностями для абитуриентов вуза спортивно-педагогического профиля являются: любовь к профессии и детям, высокая профессиональная подготовка, требовательность к себе и людям, тактичность, для представителей спортивных игр высоко значимы организаторские способности, а художественной гимнастики - внешняя привлекательность.

Эти данные свидетельствуют о том, что у абитуриентов в целом уже сложилась система общих ценностных ориентацией на спортивно-педагогическую профессию. Абитуриенты и первокурсники считают более важной, после общепрофессиональной, группу качеств, связанную с общением, на втором курсе - связанные с процессом обучения, после педагогической и тренерской практики - снова группу качеств, связанную с общением.

Таким образом, деятельность студентов в профессиональных учебных заведениях - это сложный процесс подготовки к самостоятельному профессиональному труду, развития и формирования, не только необходимых знаний, навыков и умений, но различных свойств их индивидуальности. При этом происходят изменения в процессе самой учебной деятельности, в связи с этим представляет интерес выявлений взаимосвязей учебной деятельности и индивидуальности студентов в связи с этапами обучения, а также в связи с направленностью учебно-профессиональной деятельности.

 

АВТОР: Дуванская М.К.