05.01.2012 1748

Связь учебно-профессиональной деятельности и учебной активности в структуре интегральной индивидуальности

 

В. С. Мерлин определял системообразующую функцию деятельности следующим образом: «Деятельность только тогда может создавать новые связи между свойствами субъекта, когда она не определена ни свойствами субъекта, ни неизменными требованиями объективной ситуации, а детерминирована динамически изменяющимся характером их связи^ Понимание системообразующей функции деятельности возможно только тогда, когда раскрывается характер связи объективной ее детерминации и обусловленности свойствами субъекта». Только понимание деятельности как большой иерархической системы (с позиции системного подхода) в различном соотношении объективных и субъективных условий, регулирующих деятельность, приводит к наибольшему согласованию объективных условий и свойств субъекта, его развития. Системообразующая функция деятельности возможна при наличии промежуточных, опосредующих звеньев, которые могут быть очень изменчивы.

Учебно-профессиональная деятельность у студентов педагогических училищ наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов и свойств, на приобретение студентами профессионально важных знаний, навыков, умений, которые требуют от них проявления активности, творчества, самовыражения. Ее характеризует больший объем учебного материала, возможность выбора учебных дисциплин для изучения, меньший контроль за самостоятельной подготовкой со стороны преподавателей, чем в школе со стороны учителей. Отсюда повышенные требования к развитости у студентов учебной мотивации, саморегуляции и других проявлений учебной активности.

Если деятельность, в том числе учебно-профессиональная, акцентирует роль внешних требований, внешней среды по отношению к субъекту, то активность значительно больше связана с самим субъектом, его внутренним миром, внутренней детерминацией. Кроме того, деятельность обычно связана с воспроизводством социокультурного опыта, в то время как активность подчеркивает способность субъекта к выходу за пределы заданных условий жизнедеятельности. Мы разделяем позиции, в которых активность рассматривается в рамках деятельности как источник зарождения, становления, реализации и видоизменения деятельности.

В процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности необходимо организовать условия для дальнейшего развития УА, приводящей к качественно иному уровню деятельности. Как отмечает А.А. Волочков, внутренне обусловленная активность учащегося неизменно оказывается более значимым фактором развития, чем даже тщательно организованная, «рафинированная» культурная среда.

УА характеризует, прежде всего, процессуальную сторону учебной деятельности, являясь совокупностью обусловленных субъектом моментов движения деятельности, она выступает как результат интеграции, особого синтеза различных видов и проявлений активности, наиболее существенных в учебной деятельности, например, познавательной, волевой.

Учебно-профессиональная деятельность задает определенное пространство для проявления УА исходя из внешних требований, с ориентацией на специфику процесса деятельности и с учетом требований на разных этапах обучения. Следовательно, изучение УА на фоне разных вариантов учебно-профессиональной деятельности дает возможность выявить своеобразие УА, в частности особенности в связи с профессионализацией обучения. В этом случае имеет место рассмотрение соотношения (взаимодействия) активности субъекта и требований деятельности. Требования учебно-профессиональной деятельности диктуют тот или иной вариант учебной активности, что находит отражение в особенностях структуры УА. Она должна быть различной, в - первых у студентов разной специализации; во- вторых - в связи с разными этапами обучения. Однако данные положения необходимо обосновать проведением эмпирических исследований.

 

АВТОР: Дуванская М.К.