Патенты, авторские права и права, смежные с авторскими
ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
Изобретение представляет собой техническое решение в любой области человеческой деятельности, относящееся к продукту, например, прибор, аппаратура, механизм, лекарственный препарат, биологический объект и т.п., или процесс, например, способ нанесения покрытия, рецепт изготовления материала, технология получения микробиологических продуцентов и т.п. При этом под способом подразумевается процесс осуществления действий над материальным объектом посредством материальных средств. На изобретение может быть выдан охранный документ ‑ патент при условии, что соответствующее техническое решение является новым, имеет изобретательский уровень и промышленную применимость (условия патентоспособности изобретения). Патент на изобретение выдается по результатам экспертизы заявки на выдачу патента на изобретение, которая заинтересованным лицом (автором и/или заявителем) направляется в ФИПС. ФИПС проводит исследование на предмет соответствия изобретения условиям патентоспособности. Требования к новизне предполагают, что до даты подачи заявки сведения о сущности изобретения не были опубликованы ни в какой стране и ни в какой форме. На практике, даже используя самые современные информационные технологии, невозможно проверить все общедоступные источники информации, в которых могли быть опубликованы сведения о сущности изобретения. Поэтому любой способ распространения информации, включая выступления на научных конференциях, рекламу и т.п., при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными до даты подачи заявки, препятствует получению патента и может стать основанием для признания уже выданного патента недействительным. Наличие изобретательского уровня означает неочевидность, то есть предлагаемое техническое решение не вытекает для специалиста явным образом из сферы профессиональных знаний, относящихся к предмету изобретения. Наконец, промышленная применимость понимается как прикладной характер технического решения, состоящий в пригодности его к использованию в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях экономики и социальной сфере.
Не относятся к изобретениям следующие результаты интеллектуальной деятельности, в случае, когда заявка на выдачу патента на изобретение касается их как таковых, а не соответствующего технического решения: открытия; научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ; решения, заключающиеся только в представлении информации.
Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения результатам интеллектуальной деятельности, отнесенным к иным объектам интеллектуальной собственности, в частности, сорта растений, породы животных и биологические способы их получения охраняются как селекционные достижения; топологии интегральных микросхем – как объекты авторского права.
Не могут быть объектами патентных прав: способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Патент удостоверяет приоритет изобретения, авторство и исключительное право использования изобретения любым не противоречащим закону способом до истечения срока действия патента. В России срок действия патента составляет 20 лет с даты подачи заявки на изобретение (с даты приоритета). По истечении 18 месяцев со дня подачи заявки на изобретение, прошедшей формальную экспертизу с положительным результатом, ФИПС публикует в официальном бюллетене сведения о заявке на изобретение. Срок выдачи патента на изобретения законодательно не установлен. На практике этот срок составляет 2,5-3 года.
Исключительное право означает, что никто не может использовать изобретение без разрешения патентообладателя. Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право в полном объеме (отчуждение патента) или в установленных лицензионным договором пределах (лицензия). Ценность патентной системы для общества и государства состоит в том, что она призвана стимулировать процесс создания инноваций, поощряя изобретателей предоставлением им исключительного права использования результатов их интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Действительно, в случае появления новой технологии, конкурент по своему выбору вынужден довольствоваться старыми решениями и, как следствие, получать меньшую прибыль, или развивать новые, прогрессивные решения, способные увеличить его доходы. С другой стороны, при отсутствии баланса интересов общества, изобретателей и государства, новые изобретения создаваться не будут, не адекватная патентная система может породить монополизм, сильно снижающий эффективность рыночной экономики.
В настоящее время патентные системы индустриальных стран достаточно хорошо сбалансированы и гармонизированы.
Выводы:
– Объект изобретения – техническое решение, относящееся к продукту или способу.
– Патент на изобретение – это охранный документ, удостоверяющий приоритет, авторство и исключительное право на изобретение.
– Условия патентоспособности изобретения: новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.
– ФИПС проводит экспертизу патентоспособности изобретения. Роспатент выдает патенты на изобретения.
– Патент является национальным, его действие распространяется на территорию тех странах, где он был выдан
– Патент на изобретение действует 20 лет со дня подачи заявки.
ПАТЕНТ НА ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ
Полезная модель также как и изобретение, представляет собой техническое решение. Но в отличие от изобретения полезная модель – это только такое техническое решение, которое относится к устройству. Патент на полезную модель может быть оформлен по заявке автора полезной модели, заявителя или иного лица, получившего право подачи заявки. Как и патент на изобретение патент на полезную модель удостоверяет исключительное право правообладателя.
Процедура оформления патента на полезную модель проще, дешевле и короче, чем патента на изобретение. Условиями патентоспособности полезной модели является новизна и промышленная применимость, которые имеют то же содержание, что и для изобретений. При этом требование изобретательского уровня (неочевидность) к полезной модели не предъявляется, а экспертиза на соответствие полезной модели данному условию не проводится. По этой причине патент на полезную модель может быть оформлен значительно быстрее патента на изобретение. Действительно, на практике срок выдачи патента на полезную модель составляет 4-6 месяцев.
По заявке на полезную модель ФИПС проводит экспертизу, состоящую в проверке наличия предусмотренных заявкой документов, соблюдении требования единства полезной модели, также устанавливает, относится ли заявленное решение к техническим решениям, охраняемым в качестве полезной модели. Соответствие заявленной полезной модели условиям патентоспособности в процессе экспертизы не проверяется.
С помощью патента на полезную модель можно защитить как техническое решение, которое не отвечает условиям патентоспособности изобретения, так и техническое решение, которое соответствует этим условиям. Правовая охрана технического решения с помощью патента на полезную модель особенно привлекательна в случае, когда требуется получить охранный документ в сжатые сроки. Тем не менее, в рамках этого способа правовой охраны невозможно защитить технические решения, которые не относятся к устройствам, например, новые материалы и способы их получения.
Срок действия патента на полезную модель составляет 10 лет с даты подачи заявки с возможным продлением на 5 лет.
Выводы:
– Объект полезной модели – техническое решение, относящееся к устройству.
– Аналогично патенту на изобретение патент на полезную модель удостоверяет приоритет, авторство и исключительное право на ее использование.
– Приобретение исключительного права на полезную модель предполагает его регистрацию.
– Полезная модель – более простая альтернатива изобретения-устройства, за счет отсутствия требований к изобретательскому уровню, дешевизне, более скорой процедуры получения патента, но с менее продолжительной защитой.
– Соответствие заявленной полезной модели условиям патентоспособности в процессе экспертизы не проверяется.
– Срок действия патента на полезную модель составляет 10 лет с даты подачи заявки с возможным продлением на 5 лет.
ПАТЕНТ НА ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ
Промышленный образец ‑ художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Под изделием понимают товары/продукты, изготовленные промышленным способом или вручную. Промышленный образец представляется важным в тех сферах, где внешний вид товара может дать преимущество перед конкурентами и повлиять на принятие потребителями решения о покупке, например, в силу его эстетической привлекательности и/или эргономических особенностей внешнего вида (форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов).
Исключительное право на промышленный образец регистрируется в Роспатенте. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым и оригинальным. С оригинальностью промышленного образца связывают творческий характер его создания, а также отсутствие заимствований.
Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца: решениям, обусловленным исключительно технической функцией изделия; объектам архитектуры (кроме малых архитектурных форм), промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям; объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ.
Патент на промышленный образец удостоверяет его приоритет, авторство и исключительное право на использование промышленного образца.
Срок действия патента на промышленный образец составляет 15 лет с даты подачи заявки с возможным продлением на 10 лет.
Выводы:
– Промышленный образец ‑ художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия/продукта.
– Приобретение исключительного права на промышленный образец предполагает его регистрацию.
– Условия патентоспособности промышленного образца новизна и оригинальность.
– Срок действия патента на промышленный образец составляет 15 лет с даты подачи заявки с возможным продлением на 10 лет.
ПАТЕНТ НА СЕЛЕКЦИОННЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Селекционные достижения признаются в нашей стране, как и в большинстве стран мира, особыми объектами интеллектуальных прав, правовой режим которых не совпадает с охраной изобретений, несмотря на значительное внешнее сходство.
Объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения являются новые сорта растений или новые породы животных, то есть определенная группа растений или животных, которая имеет отличительные признаки, присущие только данной группе.
В ст.1413 ГК РФ выделены следующие критерии охраноспособности:
– новизна,
– отличимость,
– однородность,
– стабильность
По сравнению с изобретениями экспертиза селекционных достижений содержит этап экспериментальной проверки, в результате чего проверяется критерий отличимости. Стабильность также является особым критерием, так как получение растения или животного, которые не способны сохранять свои особые свойства при воспроизводстве селекционным достижением с точки зрения закона не признается.
Исключительное право патентообладателя на селекционное достижение удостоверяется патентом, который выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
Объем правовой охраны, предоставляемой патентом на селекционное достижение, определяется совокупностью существенных признаков, зафиксированных в описании селекционного достижения. При этом патентообладатель обязан поддерживать сорт, породу в течение срока действия патента, так как в течение всего срока может быть рассмотрено дело об его аннулировании.
Автор селекционного достижения имеет право на получение авторского свидетельства, которое выдается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям и удостоверяет авторство. Автор имеет право на наименование селекционного достижения, которое позволяет его идентифицировать.
Срок действия патента на селекционное достижение составляет 30 лет с даты регистрации указанного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений. На сорта винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев, срок действия патента составляет 35 лет.
Выводы:
– селекционными достижениями являются новые сорта растений или новые породы животных.
– критериями охраноспособности селекционного достижения являются: новизна, отличимость, однородность, стабильность.
– срок действия патента на селекционное достижение составляет 30 (на отдельные виды 35) лет с даты регистрации указанного достижения в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.
ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)
Ст.Ст. 1465-1472 ГК РФ и Ст.Ст. 3-13 ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 №98-ФЗ
К секретам производства (ноу-хау) могут быть отнесены сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе, о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
Обладателем ноу-хау является лицо, владеющее такими сведениями на законном основании и принявшее меры по обеспечению их охраноспособности.
Условия охраноспособности сведений, относящихся к ноу-хау ‑ действительная или потенциальная коммерческая ценность (способность ноу-хау увеличить доходы или избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг и т.п.), неизвестность сведений третьим лицам, отсутствие свободного доступа к ним на законном основании третьих лиц и введение обладателем таких сведений режима коммерческой тайны.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем ноу-хау совокупности следующих мер:
1) определение перечня сведений, составляющих ноу-хау;
2) ограничение доступа к ноу-хау;
3) учет лиц, получивших доступ к ноу-хау;
4) заключение договоров о конфиденциальности с лицами, получившими допуск к ноу-хау;
5) маркировка документов и иных материальных носителей, содержащих сведения о ноу-хау, грифом с указанием их конфиденциальности и информации о обладателе ноу-хау.
Не может быть установлен режим коммерческой тайны в отношении следующих сведений:
‑ содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
‑ содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
‑ о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
‑ о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
‑ о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
‑ о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
‑ о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
‑ об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
‑ о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
‑ о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
‑ обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.
Исключительное право использования ноу-хау возникает в силу факта его создания, обеспечивается режимом коммерческой тайны и действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание ноу-хау. С момента утраты конфиденциальности таких сведений исключительное право на ноу-хау прекращается.
Обладатель вправе использовать ноу-хау любым не противоречащим закону способом, в том числе, при изготовлении изделий и реализации экономических и организационных решений. Обладатель секрета производства может распоряжаться указанным исключительным правом путем его отчуждения или предоставления права использования. Исключительное право на ноу-хау может возникнуть и у лица, получившего, например, в результате проведения самостоятельных исследований, добросовестно и независимо от других его обладателей сведения, составляющие содержание ноу-хау.
Выводы:
– Секрет производства (ноу-хау) ‑ производственные, технические, экономические, организационные и другие сведения, в том числе, о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.
– Охраняются в качестве ноу-хау сведения, которые обладают коммерческой ценностью, неизвестны третьим лицам, к ним отсутствует свободный доступ на законном основании третьих лиц и обладатель таких сведений ввел режим коммерческой тайны.
– Определен законодательно перечень сведений, в отношении которых не может быть установлен режим коммерческой тайны.
– Исключительное право на ноу-хау возникает в силу факта его создания и обеспечивается режимом коммерческой тайны.
– Исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих содержание ноу-хау.
– Исключительное право на ноу-хау не гарантирует его обладателю ни монополию, ни даже сохранение самого ноу-хау в случае, если сведения, составляющие его содержание, будут получены добросовестно и независимо другим лицом.
АВТОРСКОЕ ПРАВО И ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ
Авторское право в отличие от рассмотренных ранее прав на результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, например, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, возникает в силу факта создания произведения науки, литературы, искусства. Поэтому как для возникновения, так и для осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, в том числе, литературные произведения; сценарные произведения; музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения; произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; карты, планы, эскизы и другие пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; а также программы для ЭВМ.
Основной формой защиты программного обеспечения является авторское право, хотя за прошедшую четверть века значение косвенной (опосредованной) защиты, осуществляемой посредством патентования изобретений, ядром которых является программное обеспечение, заметно возросло.
По «технологии» создания кроме оригинальных выделяют также производные и составные произведения. Производные произведения, например, переводы, экранизации, аранжировки, инсценировки и т.п., представляют собой переработку другого произведения. Составные произведения (сборники, энциклопедии, базы данных, атласы и т.п.) ‑ результат творческого труда по подбору или расположению материалов.
Основным отличием авторского права от патентного является то, что авторское право защищает преимущественно форму произведения, но не его содержание. Содержание (сущность) результата интеллектуальной деятельности - технического решения защищается патентным правом. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Не являются объектами авторских прав: материалы законодательного, административного и судебного характера (законы, нормативные акты, судебные решения и т.п.); государственные символы и знаки; фольклор; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Авторские права на произведения возникают независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Получение защиты предполагает, что речь идет о независимом и самобытном произведении, труд автора которого имел творческий характер. Требования к степени оценки творческого характера труда автора – независимость, самобытность и оригинальность ‑ могут заметно различаться в зависимости от типа произведения, например, для произведений литературы или декоративно-прикладного искусства.
Авторское право принадлежит автору произведения. Авторов может быть несколько при условии, что вклад каждого из них является творческим. Только физическое лицо может быть автором произведения. Правообладатель произведения вправе предоставить отдельные авторские права другим лицам как физическим, так и юридическим лицам. Но в таком случае правопреемник приобретает только переданные ему права. В ситуации трудовых отношений авторские права изначально принадлежат автору-работнику, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Авторское право включает в себя как экономические, так и моральные права.
К экономическим правам относится исключительное (имущественное) право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем его воспроизведения, распространения, импорта/проката оригинала или копий произведения, публичный показ/исполнение, сообщение в эфир/по кабелю, перевод/переработка произведения, доведение до всеобщего сведения . К моральным правам относятся личные неимущественные права, в том числе, право авторства и право на имя. В отличие от отчуждаемых и передаваемых исключительных прав личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от личных неимущественных прав ничтожен.
Право на изготовление экземпляров произведения означает, что согласие автора требуется в каждом случае, когда произведение воспроизводится с носителя на носитель полностью или частично, напрямую или опосредованно, временно или постоянно и каким угодно способом. Под понятием общедоступного пользования произведением подразумевается его трансляция, публичная презентация, распространение его экземпляров и публичный показ произведения. Трансляция произведения может происходить как посредством проводной, так и беспроводной трансляции. Все способы экономически значимой эксплуатации произведения требуют разрешения правообладателя авторских прав.
Уважение личных неимущественных прав, в частности, предполагает, что лицо, создавшее произведение, вправе требовать признания его как автора, а также использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени (анонимно). Произведение не может трактоваться или публиковаться в форме, которая могла бы задеть человеческое или профессиональное достоинство автора. К личным неимущественным правам относится и право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. Неприкосновенность означает запрет без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации.
Существуют пределы действия авторского права в интересах общества.
Право свободного пользования предполагает, что любое лицо может использовать произведение без получения разрешения правообладателя и выплаты ему возмещения. Самым важным правом использования произведения является право изготавливать его экземпляры в личных целях. Второе по значимости право – право цитирования произведения, осуществляемое в информационных, научных, учебных и культурных целях. На его основании есть возможность использовать отрывки опубликованных произведений в пределах норм хорошего тона и в объеме, оправданном информационными целями или целями заимствования. Свободное использование произведения без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения возможно и в иных случаях: репродуцирование произведения библиотеками и архивами, публичное исполнение музыкального произведения, воспроизведение произведения для целей правоприменения, воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных, декомпилирование программ для ЭВМ и т.п. в объеме, оправданном целью и/или характером таких действий.
Передача исключительного права на произведение осуществляется его правообладателем. В зависимости от объема передаваемых прав правообладатель заключает с приобретателем (лицензиатом) таких прав договор отчуждения или лицензионный договор. Как правило, договоры о передаче исключительных прав заключаются в письменной форме. По договору об отчуждении исключительного права на произведение правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. Право использования произведения в установленных договором пределах передается по лицензионному договору ‑ правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить такое право другой стороне (лицензиату). В лицензионном договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.
Исключительное право на произведение может передаваться по наследству.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Если автор не известен, этот срок отсчитывается, считая с 1 января года, следующего за годом правомерного обнародования произведения.
По истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Начиная с этого момента, такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
С произведениями науки, искусства, литературы тесно связаны права на результаты исполнительской деятельности, получившие название смежные права, которые по природе своей очень близки к авторским. Также как и в случае авторских прав для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Смежными правами в том числе признаются:
‑ исполнения артистов (дирижеров, постановки режиссеров);
‑ фонограммы;
‑ сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания;
‑ базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
‑ права публикаторов произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.
Исполнителю, например, актеру, певцу, музыканту, танцору и др. артистам-исполнителям принадлежит исключительное право использовать исполнение любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем сообщения в эфир/по кабелю; записи; воспроизведения/распространение записи; доведения записи исполнения до всеобщего сведения; публичного исполнения записи; проката оригинала или экземпляров записи исполнения. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение подобно автору произведения. Срок действия исключительного права на исполнение ‑ в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.
Исключительное право изготовителя фонограмм предполагает их использование путем переработки фонограммы в дополнение к способам, аналогичными использованию исполнений артистов. Исключительное право на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись.
Юридическому лицу (организации/компании), организовавшему эфирное или кабельное вещание, принадлежит исключительное право использовать сообщения радио- или телепередачи (вещания), в том числе, следующими способами: запись сообщения радио- или телепередачи; ее воспроизведение/распространение/ретрансляция; доведение до всеобщего сведения; публичное исполнение с помощью технических средств. Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.
Физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и понесшее существенные финансовые, материальные, организационные или иные затраты, признается ее изготовителем. Изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. База данных является составным произведением. Исключительное право изготовителя базы данных признается и действует независимо от наличия и действия авторских и иных исключительных прав изготовителя базы данных и других лиц на использованные в базе данных материалы. Действие исключительного права изготовителя базы данных начинается в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания. При каждом обновлении базы данных срок действия исключительного права на нее возобновляется.
Действующее законодательство РФ охраняет не только права авторов произведений, но и публикаторов, которые, как и авторы, являются физическими лицами при условии, что произведение было обнародовано правомерно или публикатор организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикаторов не распространяются на произведения, находящиеся в государственных и муниципальных архивах.
Публикатору произведения принадлежит исключительное право использовать произведение теми же способами, что и автору произведения. Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.
Выводы:
– Авторское право защищает произведения науки, литературы и искусства.
– Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
– Авторское право предполагает, что произведение – результат творческой деятельности автора, ему присущи независимость, самобытность и оригинальность.
– Только конкретное произведение получает защиту, но не его содержание или тема/сюжет.
– Только физическое лицо может быть автором произведения.
– Авторское право включает в себя экономические (исключительное (имущественное) и моральные (личные неимущественные) права.
– Авторское право действует с момента создания произведения в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти.
– Смежные права имеют сходное с авторскими правами правовое регулирование, для них существуют специальные нормы в действующем законодательстве.
ТОПОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ МИКРОСХЕМЫ
Вся современная электроника производится на базе интегральных микросхем, которые, в рамках конкретного электронного устройства, предназначены для выполнения отдельных специфических функций (передача, обработка, хранение и т.п. электрических сигналов/информации). Соответствие интегральной микросхемы этим требованиям достигается, в том числе, как путем нахождения определенного места размещения ее элементов в объеме и/или на поверхности материала, из которого изготовлена микросхема, так и формирования связей между ее элементами.
Поэтому топология интегральной микросхемы представляет собой пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
Условием предоставления правовой охраны топологии интегральной микросхемы является признание ее оригинальности или оригинальности совокупности элементов в целом, из которых она состоит. Оригинальность топологии определяется творческим характером деятельности ее авторов и неизвестностью данной топологии специалистам в области разработки интегральных микросхем на дату ее создания.
Не предоставляется правовая охрана идеям, способам, системам, технологиям или закодированной информации, которые могут быть воплощены в топологии интегральной микросхемы.
Исключительное право на топологию интегральной микросхемы возникает в силу факта ее создания. Государственная регистрация, а также совершение каких-либо юридических формальностей для этого не требуется. Тем не менее, закон предоставляет правообладателю право зарегистрировать ее по своему желанию в течение срока действия исключительного права на топологию интегральной микросхемы.
Срок действия исключительного права на топологию составляет десять лет с даты ее первого открытого использования или подачи заявки на регистрацию в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее. Если имело место использование топологии, заявка может быть подана в срок, не превышающий двух лет со дня ее первого использования. По истечении этого срока топология переходит в общественное достояние и любое лицо получает право использовать ее безвозмездно.
Правообладатель вправе использовать топологию любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем воспроизведения, ввоза, продажи и иного введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации топологии, или интегральной микросхемы, в которую включена эта топология. Правообладатель вправе распоряжаться исключительным правом на топологию путем его отчуждения или предоставления права использования.
Выводы:
– Топология интегральной микросхемы представляет собой пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.
– Условием предоставления правовой охраны топологии интегральной микросхемы является признание ее оригинальности.
– Срок действия исключительного права на топологию составляет десять лет с даты ее первого открытого использования или подачи заявки на регистрацию в зависимости от того, какое из указанных событий наступило ранее.
ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Товарный знак является средством индивидуализации товаров и услуг юридических лиц/ индивидуальных предпринимателей и, наряду с ранее рассмотренными результатами интеллектуальной деятельности, охраняется законом в качестве интеллектуальной собственности. Для каждой услуги или товара важно иметь уникальное название, под которым они будут продвигаться и действовать на рынке. Товарный знак является особым опознавательным свойством, основные задачи которого – персонифицировать услуги или товары и отличать их от других представленных на рынке товаров и услуг.
В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы любые обозначения, которые возможно отобразить графически, например, словесно, в том числе слоган, или в виде изображений. Кроме того, товарным знаком признается объемное и другое обозначение, например, звуковой сигнал. Товарным знаком также может быть комбинация перечисленных выше обозначений, зарегистрированных в любом цвете или цветовом сочетании.
Самое важное требование, предъявляемое к товарному знаку – наличие у него различительной способности. В связи с этим не предоставляется государственная регистрация обозначениям, не обладающим различительной способностью: общеупотребительные обозначения товаров определенного вида; общепринятые символы и термины; обозначения, указывающие на вид, качество, количество и т.п. товаров или представляющих собой форму товаров, которая определяется свойством либо назначением товаров.
Кроме этого, не регистрируется государственная символика, символика международных и межправительственных организаций, обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, а также противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Товарный знак чрезвычайно важен для потребительских товаров. Помимо различительной функции он может выполнять много других задач. Товарный знак служит гарантией качества товара, т.е. товары, снабженные одним и тем же товарным знаком, должны иметь одно и тоже качество. Кроме того, товарный знак повышает конкурентоспособность производимых компанией продуктов: потребитель выбирает именно тот продукт, которым он был удовлетворен ранее. Наконец, товарный знак способствует продвижению продукта на рынке, т.е. выполняет и маркетинговую функцию.
Исключительное право на товарный знак возникает в силу факта его регистрации. Действие товарного знака распространяется на определенную категорию товаров. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет его приоритет и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Правообладатель вправе использовать товарный знак любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем размещения товарного знака на товарах (упаковке товаров), при оказании услуг, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот, а рекламе, в сети Интернет (например, в доменном имени).
Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки. Его действие может быть продлено на последующие десять лет в течение последнего года действия этого права. Число продлений срока действия товарного знака неограниченно. Исключительное право на товарный знак может быть передано частично путем заключения лицензионного договора или полностью (договор отчуждения прав).
Выводы:
– Товарный знак – обозначение, используемое как средство индивидуализации товаров и услуг.
– В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
– Основная функция товарного знака – отличать одни товары или услуги от других - Помимо различительной товарный знак выполняет и другие функции: служит гарантией качества продукта, повышает его конкурентоспособность и является инструментом маркетинга.
– Исключительное право на товарный знак возникает в силу факта его государственной регистрации.
– Исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки и может продлеваться до окончания срока его действия неограниченное число раз
НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
Среди средств индивидуализации выделяют такие обозначения, которые связывают особые свойства товаров исключительно со специфическими природными и трудовыми ресурсами, традициями, способами ведения хозяйственной деятельности и т.п., находящимися на территории конкретного географического объекта.
Наименование места происхождения товара ‑ наименование географического объекта или производное от такого наименования, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами.
Наличие наименования географического объекта в обозначении не делает автоматически такое обозначение наименованием места происхождения товара. Действительно, обозначения, содержащие наименования географических объектов, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства, не признается наименованием места происхождения товара: «французский картофель», «венский шницель», «котлеты по-киевски» и т.п. При употреблении таких наименований в первую очередь подразумеваются свойства продукта, а не место их происхождения.
Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу факта его государственной регистрации. Исключительное право на использование этого наименования подтверждается свидетельством и может быть признано только за производителями такого товара, являющимися гражданами (один или несколько) либо юридическими лицами.
Кроме того, исключительное право использования уже зарегистрированного наименования места происхождения товара может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.
Правообладатель вправе использовать наименование места происхождения товара любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем его размещения на товарах и их упаковках; на бланках и иной документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в рекламе; в сети "Интернет", например, в доменном имени.
Правообладатель наименования места происхождения товара не вправе отчуждать или предоставлять его другому лицу.
Лица, не имеющие свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, не вправе использовать такое зарегистрированное наименование в сочетании со словами "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также сходного обозначения для любых товаров, способных ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
Наименование места происхождения товара охраняется в течение всего времени, пока сохраняется возможность производить товар, особые свойства которого определяются характерными для соответствующего географического объекта природными условиями и/или людскими факторами.
Срок действия свидетельства на наименование места происхождения товара составляет десять лет, отсчитываемые со дня подачи заявки. Действие исключительного права на наименование места происхождения товара может быть продлено по заявлению обладателя свидетельства на следующие десять лет. При этом в дополнение к заявлению необходимо представить заключение установленного Правительством Российской Федерации компетентного органа, подтверждающего факт производства обладателем свидетельства товар с особыми свойствами в границах соответствующего географического объекта. В случае, если наименование географического объекта находится за пределами Российской Федерации, вместо заключения компетентного органа обладатель свидетельства представляет документ, подтверждающий его право на наименование в стране происхождения товара на дату подачи заявления о продлении срока действия свидетельства.
При соблюдении упомянутых выше условий срок действия свидетельства может продлеваться неограниченное число раз.
Выводы:
– Наименование места происхождения товара указывает на его особые свойства, определяемые характерными для данного географического объекта природными условиями и/или людскими факторами.
– Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу факта его государственной регистрации.
– Исключительное право на использование наименования места происхождения товара подтверждается свидетельством.
– Исключительное право на использование наименования признается только за производителями такого товара и может впоследствии предоставляться любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар с теми же особыми свойствами.
– Исключительное право на наименование места происхождения товара действует в течение десяти лет со дня подачи заявки и может продлеваться до окончания срока его действия неограниченное число раз до тех пор, пока сохраняется возможность производить такой товар
ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
В отличие от товарного знака фирменное наименование – это словесное обозначение, которое используется для идентификации самого хозяйствующего субъекта, а не производимых им товаров или оказываемых услуг. Юридическое лицо обязано иметь полное фирменное наименование на русском языке. Оно вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и/или сокращенное наименование на языках народов РФ и/или иностранных языках. Фирменное наименование уникально. Оно отличает одно юридическое лицо от других. Согласно требованиям законодательства РФ фирменное наименование должно включать как сведения об организационно-правовой форме юридического лица (ООО, ЗАО, ОАО и т.п.), так и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Например, ООО «Нанотех», ЗАО «Петербургская топливная компания», ОАО «Автофрамос».
Фирменное наименование не является персонифицирующим, если оно просто заявляет о предлагаемом товаре/услуге/роде деятельности (ОАО «Автомобильный завод») или отражает топоним (ОАО «Волжский завод»). Однако из двух общеупотребительных слов может быть сформировано персонифицирующее фирменное наименование (ОАО «Волжский автомобильный завод»).
Фирменное наименование, которое неточно или неверно отражает организационно-правовую форму юридического лица, вид его деятельности или предлагаемые товары, считается вводящим в заблуждение.
Не могут включаться в фирменное наименование юридического лица: полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств; официальные наименования органов государственной власти; наименования международных и межправительственных организаций; наименования общественных объединений; обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Фирменные наименования, включая сокращенные, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках, определяются в учредительных документах юридических лиц. Исключительные права на них возникают с момента включения фирменного наименования в государственный реестр юридических лиц.
Исключительное право на фирменное наименование действует до тех пор, пока в государственном реестре юридических лиц не появится запись о прекращении хозяйственной деятельности юридического лица и оно не будет исключено из реестра.
Фирменное наименование может быть включено в товарный знак. В этом случае фирменное наименование будет продолжать охраняться независимо от охраны товарного знака, в том числе, и в случае прекращения действия такого товарного знака.
Правообладатель вправе использовать свое фирменное наименование в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе, путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Не допускается отчуждение или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования, а также использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного ранее зарегистрированному фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения.
Срок действия исключительного права на фирменное наименование не ограничен и определяется лишь продолжительностью хозяйственной деятельности юридического лица.
Выводы:
– Фирменное наименование – это словесное обозначение («имя»), под которым юридическое лицо осуществляет свою хозяйственную деятельность.
– У фирменного наименования и товарного знака схожие функции: оба являются средствами индивидуализации, однако первое используется для различения хозяйствующих субъектов, тогда как второе – для производимых ими товаров и оказываемых услуг.
– Исключительное право на фирменное наименование возникает в результате регистрации юридического лица с момента включения наименования в государственный реестр юридических лиц.
– Срок действия исключительного права на фирменное наименование законодательно не ограничен и длится до тех пор, пока юридическое лицо не прекратит свою хозяйственную деятельность.
– Фирменное наименование должно включать как сведения об организационно-правовой форме юридического лица, так и собственно наименование юридического лица, обладать различительной способностью и быть уникальным.
– Юридическое лицо обязано иметь полное фирменное наименование на русском языке.
– Юридические лица вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и/или сокращенное наименование на языках народов РФ и/или иностранных языках.
– Правообладатель вправе сам использовать свое фирменное наименование, но не может отчуждать или предоставлять другому лицу право использования своего фирменного наименования.
КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ
Потребность в использовании коммерческого обозначения может возникать у любого юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, например, с целью повышения конкурентоспособности его экономической деятельности путем индивидуализации принадлежащих ему торговых, промышленных и других предприятий.
Коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью и быть известным в пределах определенной территории.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу факта его использования и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение прекращается по прошествии года, в течение которого правообладатель не использовал коммерческое обозначение непрерывно.
Правообладатель вправе использовать коммерческое обозначение, в том числе, путем указания его на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Правообладатель вправе использовать коммерческое обозначение для индивидуализации одного или нескольких предприятий. При этом одно предприятие не может иметь одновременно два и более коммерческих обозначения.
Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется. При этом, если предприятий было несколько, правообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации других своих предприятий.
Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия конкретному юридическому лицу, а также сходного до степени смешения с защищенным ранее фирменным наименованием, товарным знаком или коммерческим обозначением другого лица.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает и действует независимо от исключительного права на включенное в него фирменное наименование или отдельные его элементы того же правообладателя.
Коммерческое обозначение охраняется независимо от охраны товарного знака того же правообладателя, содержащего это обозначение или отдельные его элементы.
Выводы:
– Коммерческое обозначение – словесное обозначение, используемое юридическим лицом для индивидуализации принадлежащих ему торговых, промышленных и других предприятий.
– Условия охраноспособности коммерческого обозначения: различительная способность и известность в пределах определенной территории.
– Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в силу факта его использования; коммерческое обозначение не включается в единый государственный реестр юридических лиц.
– Условием сохранения действия исключительного права на коммерческое обозначение является его непрерывное использование правообладателем.
– Правообладатель не вправе использовать более одного коммерческого обозначения для индивидуализации одного своего предприятия.
– Исключительное право на коммерческое обозначение переходит к другому правообладателю только совместно с предприятием, для индивидуализации которого такое обозначение используется
ДОМЕННОЕ ИМЯ
п.2.Ст. 1484 ГК РФ
В соответствие с действующим законодательством РФ доменные имена не относятся к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, т.е. к интеллектуальной собственности.
Несмотря на отсутствие прямой охраны, доменные имена охраняются косвенно через размещенные в сети «Интернет» товарные знаки, которые используются в этом случае как один из способов адресации к информации на сайте правообладателя с целью индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых такой товарный знак зарегистрирован.
ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Единой технологией в соответствии со ст. 1542 ГК РФ признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.
В состав единой технологии могут входить также результаты интеллектуальной деятельности, не подлежащие правовой охране, в том числе технические данные или другая информация.
Единая технология является сложным объектом, право использования которой принадлежит лицу, организовавшему создание единой технологии на основании договоров с обладателями исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав единой технологии.
Данные нормы права распространяются на технологию гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации.
Лицо, организовавшее создание единой технологии, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение).
Право на технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации в случаях, когда:
– единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации;
– Российская Федерация до создания единой технологии или в последующем приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения;
– исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ по созданию единой технологии совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии.
Отчуждение Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации права на технологию третьим лицам осуществляется не позднее чем по истечении шести месяцев со дня получения прав на результаты интеллектуальной деятельности, возмездно по результатам проведения конкурса или аукциона. Преимущественное право на заключение договора о приобретении права на технологию при данных условиях имеет исполнитель, которым было организовано создание результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии.
Право на технологию, созданную с привлечением бюджетных средств и средств других инвесторов, может принадлежать одновременно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, другим инвесторам проекта, в результате осуществления которого создана технология, исполнителю и иным правообладателям.
Лицо, обладающее правом на технологию, может по своему усмотрению распоряжаться этим правом путем передачи его полностью или частично другим лицам по договору об отчуждении этого права или по лицензионному договору. Право на технологию передается одновременно в отношении всех результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав единой технологии как единое целое.
Единая технология должна иметь практическое применение (внедрение) преимущественно на территории Российской Федерации, однако право на технологию может передаваться для использования за рубежом при обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
УСЛОВНЫЙ ПРИМЕР
Три приятеля, под впечатлением от высоких цен на горючее, сделали изобретение, которое они хотели бы использовать в коммерческих целях. Речь идет об автомобиле, работающем на альтернативном топливе (соляном растворе). Системы автомобиля работают под управлением компьютерной программы, и разработаны пользовательские инструкции. Помимо этого, автомобиль может управляться дистанционно. Один из товарищей – дизайнер-любитель, и изобретение вызвало неподдельный интерес также благодаря неординарному и свежему дизайнерскому решению.
Друзья – талантливые студенты технического ВУЗа, но, к сожалению, им не хватает знания действующего законодательства. Они пытаются решить, какую защиту можно обеспечить своему изобретению, чтобы его можно было выводить на рынок для продажи без опасений, что кто-то начнет копировать их изобретение. Они обдумывают проведение активной маркетинговой кампании, чтобы вызвать у публики интерес к новинке. Один из товарищей слышал, что правовую защиту изобретения проще обеспечить, действуя через коммерческую организацию.
Каким результатам интеллектуальной деятельности (РИД), созданным приятелями-студентами в приведенном выше примере, может быть предоставлена правовая охрана в соответствие с действующим законодательством РФ?
Ответ: Для защиты технического решения, удовлетворяющего предусмотренным законодательством условиям, возможно оформить патент на изобретение или полезную модель. Оригинальный облик машины (любой промышленный дизайн) может быть защищен патентом на промышленный образец. Пользовательские инструкции для компьютерной программы, как и собственно программное обеспечение, защищены авторским правом в силу факта их создание. При этом совершение каких-либо юридических формальностей или оформление документов, подтверждающих права на защищаемые авторским правом результаты интеллектуальной деятельности от их авторов не требуется. Для различения товаров и услуг одних лиц от товаров и услуг других лиц используется обозначение, которое может быть защищено свидетельством на товарный знак.
Патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и свидетельства на товарные знаки в Российской Федерации выдает Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Подготовительные работы, состоящие в приеме, проверке и экспертизе заявок, техническом оформлении патентов и свидетельств осуществляет Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
Поскольку любая коммерческая организация выступает в гражданском обороте под собственным именем, приятели, создавая свою компанию, должны будут определить в ее учредительных документах фирменное наименование, которое включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации любой новой компании. Для максимально широкого распространения информации о продвигаемом им продукте в короткие сроки приятели могут использовать Интернет. Для этого им следует зарегистрировать доменное имя, что обеспечивает адресацию в сети Интернет, а также хостинг, включая электронную почту на собственном домене.
Источник: Он-лайн-курс «Основы охраны и использования интеллектуальной собственности».- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.