18.11.2010 2424

Использование различных прав интеллектуальной собственности в разных сферах деятельности

 

В различных сферах деятельности имеется возможность использовать права интеллектуальной собственности по-разному. Патенты на изобретение и полезную модель наиболее распространены и занимают центральные позиции в технологической и исследовательской области, в то время как авторское право и патенты на промышленный образец преобладают в творческих сферах, искусстве и дизайне. Ресурсы, необходимые для процедур соискания и контроля возможных нарушений этих прав, заметно различаются в зависимости от результатов интеллектуальной деятельности. В деловой жизни очень важно представлять различия и особенности прав ИС, действующих в разных сферах, т.к. они оказывают существенное влияние на необходимость финансирования предприятия и его предрасположенность к рискам.

 

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Фармацевтическая промышленность – сфера, тесно связана с исследовательской деятельностью, в которой предполагаются масштабные инвестиции для осуществления исследований и научной работы, а соответственно, и для защиты их результатов. Развитие продуктов защищают патентами. Получение и поддержание патентной защиты дорого,

и требует наличия значительных материальных ресурсов. Наиболее часто патенты оформляются в международном формате. Только часть патентов на защищенные изобретения оказывается полезными. Эта ситуация увеличивает потребность

в инвестировании и способствует возрастанию рисков в этой сфере.

Фирменные наименования фармацевтических компаний и их товарные знаки необходимо защищать, но это не требует от компании ресурсов, сопоставимых с затратами на патенты.

Для некоторых лекарств типична ситуация, когда товарный знак со временем превращается в описательное название группы продуктов, в таком случае принято говорить, что товарный знак дегенерировал и утратил свою уникальность (например, аспирин). В такой ситуации товарный знак не может далее претендовать на защиту исключительных прав.

 

КОМПАНИЯ, ПРОИЗВОДЯЩАЯ КОМПЬЮТЕРНУЮ ТЕХНИКУ

 

Произведения литературы и искусства, которые являются новыми, с момента их создания автоматически получают защиту. Авторское право не нужно оформлять отдельной процедурой, и оно долго пребывает в силе.

Авторское право не защищает изобретения. Для компании, производящей компьютерную технику, чрезвычайно важно провести четкую границу между группами создаваемой продукции. Какая часть этой продукции автоматически будет защищена авторским правом, а для какой потребуется другой вид защиты, если она отвечает признакам патентоспособности. Для последней упомянутой группы продуктов защитой может стать и патент. В случае если продукции или способы производства полностью не отвечают требованиям патентоспособности, однако при этом кому-либо коммерчески интересны, компания может оформить свои результаты интеллектуальной деятельности в качестве секрета производства (ноу-хау).

Сайты обычно причисляются к категории ”произведения литературы и искусства”и охраняются они авторским правом. Совершенно простые и так называемые безличные базы данных в отличие от сайтов не являются результатом творческого труда и соответственно объектом прав ИС.

 

КОМПАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Музыкальная продукция относится к произведениям искусства и защищается авторским правом. Исключительное право, вытекающее из авторских прав, тем не менее ограничено

в законодательстве, и часть этих ограничений напрямую касается музыкальной индустрии.

В право свободного пользования входит понятие о том, что любое физическое лицо вправе изготовить экземпляр произведения для частного пользования. Право цитирования также распространяется и на музыкальные произведения.

В сфере музыкальной индустрии введена в пользование договорная система, в рамках которой пользователь договаривается об условиях экономической эксплуатации произведений с организацией, представляющей авторов. Для компании, работающей в музыкальной сфере, возмещения, выплачиваемые за произведения, занимают центральные позиции. В договорах должны быть четко и однозначно описаны права всех сторон, чтобы избежать возможных противоречий в будущем.

 

ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРОИЗВОДЯЩЕЕ МЕБЕЛЬ

 

В мебельном производстве центральные защитные позиции принадлежат патенту на промышленный образец, поскольку именно он защищает внешний вид продукта. Предпосылки и процедуры для получения патента на промышленный образец совпадают с аналогичными процессами для патентов на изобретение и полезную модель. Также авторское право может защищать произведения прикладного искусства и промышленного дизайна, но для этого к произведениям предъявляют очень высокие требования в части независимости и самобытности. В процессе производства предприятие может разрабатывать новые способы обработки, применять различные ноу-хау.

Если предприятие, занимающееся мебельным производством, хочет создать бренд на какой-либо вид своей продукции, в этом случае обязательно наличие товарного знака, который поможет продвижению этого бренда и позволит предприятию занять свою нишу на рынке. Активный контроль товарного знака также необходим, чтобы знак не утратил своей оригинальности и отличительной функции.

 

ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 

Пищевая промышленность, включающая 24 отрасли, определяет не только здоровье населения, но и продовольственную независимость (безопасность) государства.

Пищевая промышленность и связанное с ней пищевое машиностроение постоянно развиваются и составляют предмет большой конкуренции между различными фирмами в борьбе за рынки сбыта при производстве предметов питания, в технологии пищевых продуктов и в производстве средств их производства. Защита интересов производителей пищевой продукции и средств её производства осуществляется на основании охраны прав интеллектуальной собственности.

В пищевой промышленности сотни патентов на изобретения и полезные модели позволяют производителям выпускать свою продукцию, защищенную от посягательств недобросовестных конкурентов. Патенты на пищевые технологии, рецепты на приготовление продуктов, напитков (например, хлебных, мясных изделий, пива, водки и пр.) обеспечивают не только имидж предприятия, но и финансовое благополучие.

Фирменные названия (товарные знаки) в пищевой промышленности не только создают широкую аудиторию потребителей, но и гарантируют стабильность качества и уверенность покупателей в безопасности приобретенного продукта. В качестве примера можно привести известные фирменные названия «Веселый молочник», «Балтика», «Домик в деревне» и пр.

 

Источник: Он-лайн-курс «Основы охраны и использования интеллектуальной собственности».- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.