28.01.2012 10454

Управленческая культура педагога: структура, уровни, критерии

 

Характеризуя сущность управленческой культуры специалиста дошкольного образования, выделяют следующие аспекты ее содержательной трактовки: управленческая культура как ценность, как процесс, как результат.

Ценностная характеристика управленческо-педагогической культуры предполагает рассмотрение ее в аспектах: управленческо -педагогическая культура как ценность общественная и как ценность личностная.

Управленческо-педагогическая культура является частью общечеловеческой, она интегрирует историко-культурный опыт управления системой образования и регулирует сферу взаимодействия людей. Совокупным субъектом управленческо-педагогической культуры выступает все общество, определяющее цели и содержание процесса - социализации и образования, а его «агентами» в образовательном взаимодействии выступают руководители, воспитатели, педагоги, родители, реализующие этот заказ в конкретно-историческом и личном педагогическом опыте.

Типы управленческой культуры складываются и под воздействием усилий отдельных педагогов, отражающих эти типы в своих педагогических системах и особенностях управления ими: Яснополянская школа гармонии правды, красоты и добра Л.Н. Толстого; гуманистический характер управления детским садом представителями дошкольного воспитания А.С. Симонович, Е.Н. Водовозовой; педагогика коллективного воспитания А.С. Макаренко; социальная педагогика С.Т. Шацкого; педагогика сотрудничества В.А. Сухомлинского.

Особенности управленческо-педагогической культуры современного этапа обусловлены спецификой переходного периода от тоталитарного общества к демократическому со всеми сопутствующими обстоятельствами: разрывы исторических связей, негативное отношение к прошлому и т.п.. Это вызывает отрицание, по существу, школы советского периода, а вместе с ней и позитивного педагогического наследия выдающихся педагогов: А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Поэтому необходим глубокий анализ не только недостатков, но и достижений советской школы и отечественной управленческо-педагогической культуры. Нельзя отрицать, что советская школа давала прочные знания основ наук, имела стабильную и результативную систему обучения под управлением руководителей, педагогов - гуманистов. В настоящее время стремление освободиться от недостатков авторитарной школы перерастает в забвение всех ее приобретений, что приводит к отрицанию ее корней.

Личностная ценность управленческой культуры педагога - это индивидуально-мотивированное и стимулированное отношение специалиста к собственному образованию, его уровню и качеству в области педагогического управления. Ценности управления педагогическими системами многообразны (О.А. Абдуллина, К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, В.В. Николина, В.А. Сластенин и др.). Это могут быть: ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей управления педагогическим процессом на разных уровнях иерархии (цели управления системой образования, цели управления ДОУ, цели управления педагогическим коллективом, цели управления развитием личности). Личностное принятие таких целей, их признание и оценка делают ценности-цели своеобразными регуляторами управленческой деятельности.

Ценности-знания, раскрывающие значение и смысл управленческих знаний в сфере образования: знание методологических основ управления, внутриорганизационного менеджмента, знание особенностей работы с детьми, с педагогическим коллективом, знание критериев эффективности управления педагогическим процессом в ДОУ и др. Исследователями отмечается, что сегодня наблюдается смешение подлинного понимания эрудированности и информированности, грани между ними все больше размываются, как и грани между знанием и информацией, которые все же существуют. «Особый вид знания - это тайна. Тайна - это знание о незнании некоторого знания, а точнее, тайна - это эмоциональное переживание незнания некоторого знания». М.К. Мамардашвили приводит французскую сентенцию: «Без тайны - животная жизнь; жизнь человеческая - тайна; культура - способность удержания тайны».

Ценности-отношения, раскрывающие значимость взаимоотношений между участниками педагогического процесса, отношения к себе, к своей деятельности, межличностных отношений в коллективе, возможности их целенаправленного формирования и управления.

Ценности-качества, раскрывающие многообразие индивидных, личностных, коммуникативных, поведенческих качеств личности педагога как субъекта управления, отражающихся в специальных способностях: способности прогнозировать свою деятельность, способности соотносить свои цели и действия с целями других, способности к соуправлению и др.

Таким образом, на основе сказанного, можно выделить следующие аспекты управленческой культуры как творческого процесса: наличие личностно-деятельностной основы; управленческая культура формируется на основе механизмов умственной деятельности (гносеологический аспект); творческое проявление управленческой культуры осуществляется на основе закономерностей процесса познания (когнитивный аспект); в структуру управленческой культуры как творческого начала входит и мотивационная направленность специалиста, ориентацию его на приобретение новых знаний, готовность к реализации изобретательских потенций (эмоционально - психологический аспект); управленческая культура формируется на основе целого пласта человеческого опыта, неподдающегося рефлексии, формально не выражаемого, существующего в традициях восприятия, практическом мастерстве (эмпирический аспект).

При всей качественной характеристики, культура - это не только ценность, система или процесс, по своему смыслу еще и результат, фиксирующий факт присвоения и государством, и обществом, и личностью всех тех ценностей, рождающихся в процессе становления управленческой деятельности. Целостность и интегративную сущность сформировавшегося уровня управленческой культуры как результата образования можно познать и понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии развития управленческой культуры, ее преемственно связанных этапах формирования.

В связи с этим рассмотрим иерархическую «лестницу» восхождения человека ко все более высоким результатам (уровням) развития управленческой культуры: житейский (дилетантский) - самоактуализация (адаптация) - управленческая компетентность - управленческое мастерство - управленческий профессионализм - управленческий менталитет (квинтэссенция культуры).

Житейский - начальный уровень, предполагает наличие минимальных знаний об управлении и доступном для личности виде. Рассматривается как стадия зарождения, формируется еще в средней школе, в период профессионального самоопределения.

Уровень самоактуализации, адаптации предполагает определенную избирательность по глубине проникновения и понимания тех или иных вопросов педагогического управления в процессе усвоения важнейших объективных характеристик и параметров управленческой природы. Данный уровень формируется на стадии становления, т.е. в период профессионального обучения в вузе. Стадия становления рассматривается как готовность будущего специалиста к дальнейшему обогащению и развитию своего потенциала в данной области, обеспечивает человеку определенные стартовые возможности.

Управленческая компетентность - этот тот уровень, который должен достигнуть выпускник вуза и рассматривается как готовность к профессиональной деятельности. Лишь с получением специального образования, можно говорить о собственно профессиональной культуре, когда специалист имеет необходимый уровень теоретической и практической подготовки. Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессиональной культуры, то она занимает промежуточное положение между исполнительностью и совершенством. Говоря об управленческой компетентности педагога, имеющей синтетическую природу, учитывается ее интегральная профессионально-личностная характеристика, которая определяет готовность и способность выполнять управленческо - педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме в конкретно -исторический момент нормами, стандартами, требованиями педагогического управления. Управленческо-педагогическая компетентность предполагает, что педагог в процессе управления педагогической системы, способен рационально использовать всю совокупность цивилизационного опыта в деле педагогического управления, а значит, в достаточной степени владеет способами и формами целесообразной управленческо - педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность понимается нами как достаточный уровень развития управленческой культуры и является необходимым условием приобщения специалиста к широко понимаемому профессиональному мастерству.

Управленческо-педагогическое мастерство. Поскольку педагогическая деятельность осуществляется в различных направлениях, а значит, в каждом из них может проявляться и мастерство. Поэтому говорят о педагогическом мастерстве в широком смысле, или о мастерстве воспитания, или о мастерстве обучения, или о мастерстве управления педагогическим процессом. У каждого выдающегося педагога-руководителя в мастерстве имеется и специфика - то, что характерно для высокого уровня его деятельности, и то общее, что присуще любому мастерству педагогического труда. Однако отсутствие специальных разработок, посвященных этому вопросу, является тормозом в овладении мастерством педагогического управления. Определение педагогического мастерства дается в различных источниках. В педагогическом словаре последнего издания дается такое определение: «Мастерство педагогическое - высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие». Всеми авторами в структуре педагогического мастерства кроме знаний, умений, навыков и методического искусства выделяется такой компонент - как личностные качества педагога. Следовательно, можно дать следующее определение: управленческое мастерство педагога дошкольного образования - это высокий уровень овладения профессиональной деятельностью по педагогическому управлению; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих специалисту эффективно управлять педагогическим процессом в ДОУ и осуществлять целенаправленное управленческо-педагогическое воздействие и взаимодействие.

Отдельные компоненты профессионального мастерства по педагогическому управления закладываются в процессе обучения, но в основном, они осваиваются в процессе самостоятельной профессиональной деятельности, после окончания вуза. Проходит не один год, прежде чем специалист поднимется на уровень специалиста - мастера. В процессе управленческо-педагогического опыта - как высший уровень управленческого мастерства - формируется профессионализм специалиста.

Управленческий профессионализм педагога - совокупность психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях. Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:

1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения. В ходе выработки соответствующих трудовых навыков происходит движение личности по ступеням профессионального мастерства, формируется личностный стиль деятельности;

2) изменение личности субъекта, проявляющееся как во внешнем облике (моторике, речи, эмоциональности, формах общения), так и в формировании элементов профессионального сознания (профессионального внимания, перцепции, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется: в когнитивной сфере в уровне информированности об объекте, степени осознания его значимости; в эмоциональной сфере - в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в практической сфере - в осознании своих реальных возможностей влияния на объект.

В результате, установка субъекта воздействовать на объект, заменяется на потребность во взаимодействии, что позволяет говорить о становлении профессиональной культуры. Профессионализм на уровне творчества - это высший уровень педагогической культуры. К сожалению, профессионализма, как высшего уровня профессиональной культуры, достигают далеко не все педагоги, на что влияют различные факторы. Наивысшим состоянием управленческой культуры признается менталитет.

Управленческий менталитет. Высшая ценность образования и его иерархически высшая цель - формирование менталитета личности и социума. Менталитет - устойчивая настроенность внутреннего мира людей, сплачивающая их в социальные, профессиональные и исторические общности. Менталитет - квинтэссенция культуры, поскольку выступает как результат культуры и традиций, являясь в то же время, глубинным источником развития культуры. В управленческом менталитете воплощается совокупность установок к определенному типу мышления и действия. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к жизни общества. Среди определений содержательного плана, менталитет характеризуется как «способ видения мира», наличие определенного умственного инструментария, психологической оснастки, которая дает им возможность по-своему воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Таким образом, нами определена структурная цепочка развития управленческой культуры педагога через сквозные стадии ее становления: «житейский» - «адаптация» - «самоактуализация» - «компетентность (собственно культура)» - «мастерство» - «профессионализм» -»менталитет». Именно менталитет занимает иерархически высшую ступень культуры личности, предопределяя содержание всех звеньев этой цепочки, в культуре материализуются ментальные ценности социума, поскольку, во-первых, через культуру, через познание уже состоявшихся культурных ценностей можно судить о наиболее существенных характеристиках менталитета, во-вторых, апеллируя к соответствующим компонентам культуры можно влиять на менталитет

Признавая важность культуры в становлении личности, обратимся к проблеме развития управленческо-педагогической культуры будущих специалистов дошкольного образования. Нами выделены этапы становления и развития управленческой культуры. Становление управленческой культуры педагога дошкольного образования осуществляется в период обучения в вузе. О наличии у специалиста собственно управленческой культуры, со всеми присущими ей компонентами, можно говорить лишь по окончании им вуза: в аксилогической сфере - интерес к объекту, склонность взаимодействовать с ним и удовлетворенности от этого, несмотря на трудности; в гностической сфере - информированности в области педагогического управления, степени осознания его значимости; в технологической сфере - осознания своих реальных умений и возможностей влияния на объект. При всех различиях в нюансах понимания управленческой культуры специалиста, наиболее существенными ее атрибутами признаются: глубокое, обоснованное и уважительное отношение к наследию прошлого опыта в эволюции управления, способность к творческому восприятию управленческих традиций, пониманию и преобразованию отношений к окружающей действительности в процессе управленческой деятельности.

Термин «управленческая культура педагога», в отличие от «компетентности», относит нас к совершенно иному контексту, контексту человеческой культуры. Для него характерно проявление, удержание специфичного, своеобразного, уникального, отражающего целостность ее носителя, творца, субъекта. В этом смысле можно говорить о разных «масштабах» понятия управленческой культуры: культура этноса, общества, учреждения, специалиста. По мнению В.Н. Сагатовского, именно в культуре кристаллизовано духовное начало. В ней запечатлеваются для потомков процессы и результаты человеческой деятельности, суть которых в определении ценностей и жизненных смыслов.

Опираясь на эту мысль, можно предположить, что речь об управленческой культуре на уровне личности может начинаться лишь с того момента, когда появляется, осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный смысл профессиональной деятельности. Уровень сформированности управленческо-педагогической культуры может быть разным, а содержательные характеристики ее всегда несут конкретную социально-историческую нагрузку. При этом, индивидуальной управленческой культуры может быть соотнесен не только с уровнем другого человека, но и с более широким культурным контекстом, например, с уровнем управленческой культуры государства, национальной общности, определенного типа образовательного учреждения и др.

Итак, управленческая компетентность обеспечивает педагогу высокую результативность работы; управленческое мастерство придает эстетическую форму и деятельности, и отношениям, одухотворяя их. Непохожесть стиля деятельности, отличают мастерство профессионала от того, кто просто хорошо исполняет свою деятельность. Управленческая культура проявляется в непохожести, наличием некой эстетической оформленности, своеобразием профессионально-педагогического имиджа.

Подводя итог анализа сущностных характеристик управленческой культуры специалиста дошкольного образования, приходим к следующему выводу: управленческая культура является частью профессиональной культуры специалиста и рассматривается как культура личности, проявляющаяся в культуре деятельности. Традиционное представление о профессионально - педагогической культуре связывалось в основном с выделением норм, правил педагогической деятельности, педагогической техники и мастерства. Управленческая культура руководителей образовательных учреждений представляет собой меру и способ творческой самореализации личности специалиста в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением. Установка специалиста воздействовать на объект управления заменяется на потребность во взаимодействии в процессе педагогического управления - то это позволяет говорить о наличии определенного уровня управленческой культуры: критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий), оптимальный (высший).

Выводы:

1. Изучение исследований по проблемам готовности к профессиональной деятельности позволяет рассматривать формирование управленческой культуры педагога как целостное развитие всех ее сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой), основных ее компонентов, обозначенных нами как аксиологический, гносеологический и технологический.

2. Процесс и результат развития управленческой культуры представляет собой структурную цепочку этапов и стадий ее формирования: зарождения (профессиональное самоопределение) - становления и самоактулизации (обучение в вузе, по окончании его - профессиональная компетентность) - зрелости (управленческое мастерство, в процессе профессиональной деятельности) - преобразования (профессионализм на уровне творчества). Квинтэссенцией управленческой культуры педагога является - менталитет. Выделенные этапы характеризуют уровни управленческой культуры педагога: начальный, критический (низкий), допустимый (средний), достаточный (высокий).

 

АВТОР: Горюнова Т.М.